Войти
Образование в России
  • Сульфид железа (II): состав и молярная масса
  • Значение слова, его корни и исторические факты
  • Их называли «ночные ведьмы»
  • Афоризмы и цитаты о правителях Гай Юлий Цезарь
  • Король Англии Иоанн Безземельный: годы жизни, правление, семья
  • Владимиро-Суздальское княжество: князья
  • Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики. Конституционные основы системы образования в российской федерации Виды систем образования и формы обучения

    Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики. Конституционные основы системы образования в российской федерации Виды систем образования и формы обучения

    Ключевые слова: ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ; КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ; КОНСТИТУЦИЯ РФ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ; THE RIGHT TO EDUCATION; THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF THE INDIVIDUAL; CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION; EDUCATIONAL LEGISLATION; EDUCATION SYSTEM.

    Аннотация: Предметом изучения в этой статье являются конституционные положения, регулирующие основы системы образования РФ, а также нормы Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ». В статье рассматривается содержание права на образование, его структура, а также место в системе свобод и прав человека, взаимосвязь с иными конституционными правами личности.

    Право на получение образования относится к ряду главнейших конституционных прав личности, гарантируемых государством. Это, по существу, социальное право закреплено в ст. 43 Конституции РФ , которая ввела его в конституционный статус личности в качестве элемента, тем самым придав ему исходное значение, чем заложила базу российского образовательного законодательства.

    Положения ст. 43 Конституции РФ конкретизированы массой нормативно-правовых актов различной юридической силы, в которых содержатся порядок и гарантии осуществления права на получение образования, а также способы его защиты. К числу таковых следует, в первую очередь назвать Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ», в ст. 2 которого раскрывается содержание термина «образование». Указанная норма действующего российского образовательного законодательства образованием считает «комплексный координированный процесс обучения и воспитания, который является социально значимым благом и реализуется в интересах государства, общества, семьи и человека. А также комплекс получаемых умений, навыков, знаний, ценностных убеждений, опыта деятельности и полномочий определенной сложности и объема в целях творческого, духовно-нравственного, интеллектуального, профессионального и (или) физического развития личности, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей» .

    Анализ объекта права на образование позволил выделить его важнейшие особенности: функции образования напрямую зависят от содержащегося в национальном законодательстве понимания образования, право на получение образования (как и иные базовые права личности) гарантируется международными правовыми актами и не зависит от объема его регулирования национальным законодательством.

    Положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ», Конституции РФ презюмируется то, что право на образование не даровано государством личности, а, следовательно, оно не может быть отобрано или ограничено. Тем самым государство всецело берет на себя обязательство признавать данное право и обеспечивать условия для его беспрепятственной реализации через создание процедуры пользования правом на образование, который включает в себя нормативную правовую базу и систему образования.

    Определяя роль права на приобретение образования в системе свобод и прав человека, нужно назвать его взаимосвязи с такими конституционными правами, как право на жизнь, достоинство и свободу (ст. 20, 21, 22 Конституции РФ), отметить наличие косвенного взаимодействия со свободой слова, свободой совести, свободой мысли и т.п. (ст. 28, 29 Конституции РФ), указать на особую связь права на образование и свободы литературной, технической, научной и иных форм творчества (ст. 44 Конституции РФ).

    На основе анализа данных норм возможно определить структуру конституционного права гражданина и личности на получение образования, выделить его элементы. К числу таких элементов относятся:

    – право на приобретение образования любым человеком;
    – право на получение разных уровней образования;
    – утверждение не только права, но и обязанности получения базового общего образования;
    – право на приобретение образования в разных формах;
    – право на свободный выбор языка образования;
    – плюрализм и свобода в образовании;
    – главенствующее право законных представителей в выборе формы образования для своих несовершеннолетних детей .

    Положениями ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ утверждено право любого человека на приобретение образования, при этом властью обеспечивается бесплатность и доступность:

    – дошкольного образования, способствующего формированию общей культуры, а также развитию личностных, интеллектуальных, физических, нравственных и эстетических качеств, становлению предпосылок учебной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста;

    – основного общего образования, которое нацелено на формирование и развитие личностных качеств учащегося, в том числе – на обучение русскому языку, основам наук, навыкам физического и умственного труда, на развитие интересов, склонностей, способности к социальному самоопределению, являющимся необходимым (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ);

    – среднего профессионального образования, которое предусматривает решение задач культурного, интеллектуального и профессионального развития человека, предполагает подготовку квалифицированных рабочих и работников среднего звена по всем ведущим областям социально полезной деятельности.

    Помимо этого, положения основного закона закрепляют то, что любой человек имеет право на бесплатное высшее образование на основе конкурса (ч.3 ст.43 Конституции РФ). В утверждение конституционного права на приобретение бесплатного высшего образования Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ» обеспечивает получение на базе конкурса высшего образования в муниципальных, государственных учреждениях образования бесплатно тогда, когда образование этого уровня человек получает впервые. Второе и последующее высшее образование возможно получить платно – как в негосударственном, так и в государственном учреждении образования.

    Конституционные основы образовательного права, содержащиеся в ст. 72 Конституции РФ, относят общие вопросы образования к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, а в ст. 114, установлено то, что Правительство РФ гарантирует осуществление в России единой государственной политики в сфере обучения и воспитания. Положения ст. 72 основного закона предопределили наличие как федерального законодательства об образовании, так и законодательства об образовании Республики Хакасия . Принятие в 2012 году Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» стало отправной точкой для развития регионального законодательства. На его основе был сформулирован и утвержден Закон Республики Хакасия от 5 июля 2013 года № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия» .

    Подводя итог, следует указать на то, что конституционное закрепление права на образование является важнейшей предпосылкой экономического, политического, социального и духовного развития общества. Право на получение образования в системе конституционных прав является причиной (или условием) реализации ряда социально-экономических свобод и прав, а также возникает как следствие действия группы конституционных свобод и прав гражданина и личности.

    Список литературы

    1. Андриченко Л.В., Баранков В.Л., Булаевский Б.А. и др. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография (отв. ред. к.ю.н. Н.В. Путило, к.ю.н. Н.С. Волкова). М.: ИД «Юриспруденция», 2015. 480 с.
    2. Белоусова О.В. Региональное законодательство об общем образовании: пути совершенствования // Журнал российского права. 2013. № 2. С. 122-129.
    3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
    4. Об образовании в Республике Хакасия: Закон Республики Хакасия от 5 июля 2013 г. № 60-ЗРХ (в ред. от 12 мая 2016 г.) // Вестник Хакасии. 2016. № 38 (1667).
    5. Об образовании в Российской Федерации (в ред. от 3 июля 2016 г.): Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2016. 6 июля. № 146.
  • 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.
  • 4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.
  • 5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.
  • 6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  • 7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.
  • 8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.
  • 9. История образования в России.
  • 10. Учебно-методические обеспечение образования.
  • 11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.
  • 12. Международные рейтинги образовательных систем и места российских образовательных организаций.
  • 13. Дошкольное образование в России.
  • 14. Система школьного образования в России.
  • 15. Система высшего профессионального образования в р.Ф.
  • 16. Проблемы высшего образования в р.Ф. И пути их решения.
  • 17. Основные направления развития современного образования.
  • Плюсы и минусы Болонского процесса
  • 22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.
  • 23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.
  • 24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.
  • 25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.
  • 26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.
  • 27. Организационная структура науки.
  • 28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (нип, киц, рип, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.
  • 29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.
  • 30. Функции современного государства по отношению к науке.
  • 31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.
  • 32. История развития науки в России.
  • 33. Современная государственная политика в научной сфере.
  • 34. Основные проблемы развития отечественной науки.
  • 35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.
  • 1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.

    4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.

    5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.

    6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.

    8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.

    9. История образования в России.

    10. Учебно-методические обеспечение образования.

    11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.

    13. Дошкольное образование в России.

    14. Система школьного образования в России.

    15. Система высшего профессионального образования в Р.Ф.

    16. Проблемы высшего образования в Р.Ф. и пути их решения.

    17. Основные направления развития современного образования.

    18. Образование в условиях глобализации.

    19. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Основные идеи комплексного подхода в обучении.

    20. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.

    21. Проблемы реформы отечественного образования и реализация принципов Болонского процесса.

    22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.

    23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.

    24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.

    25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.

    26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.

    27. Организационная структура науки.

    28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (НИП, КИЦ, РИП, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.

    29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.

    30. Функции современного государства по отношению к науке.

    31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.

    32. История развития науки в России.

    33. Современная государственная политика в научной сфере.

    34. Основные проблемы развития отечественной науки.

    35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.

    Нет 9,10,17,18,19,20,22,24,29,35

    1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Гл. 2. Система образования. Статья 10 Структура системы образования.

    1. Система образования включает в себя:

    1) федеральные государственные образовательные стандартыи федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся;

    3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования .

    В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    4) среднее общее образование.

    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). (профессиональное обучение)

    Уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    Уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Дополнительное образование:

    1) как дополнительное образование детей и взрослых

    2) дополнительное профессиональное образование.

    Формы обучения

    В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя);заочная.

    Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

    Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

    - сетевое обучение . Сетевая форма реализации образовательных программ - реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

    - электронноеидистанционное обучение .

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Негосударственное образовательное учреждение

    дополнительного профессионального образования

    «Центр социально-гуманитарного образования»

    РЕФЕРАТ

    Современная система образования в РФ

    Тюнина Елена Владимировна

    Программа профессиональной переподготовки

    «Образование и педагогика»

    Руководитель: Ларионова И.Е.

    Преподаватель высшей категории

    Работа допущена к защите «__»____2015г.

    Оценка: ____________________________

    Казань, 2016

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    В рамках реферата рассматривается современная система образования в РФ, а так же существующие проблемы и методы их решения, затрагивается инновационный подход к обучению. Это делает данную работу интересной и актуальной.

    Объект исследования: система образования в Российской Федерации

    Цель исследования: основываясь на законодательных актах, провести анализ системы образования РФ.

    Задачи исследования:

      Выявить основные особенности системы образования РФ;

      Определить главные проблемы образования в России и возможные пути их преодоления;

      Рассмотреть инновации в системе образования РФ;

      Сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

    В процессе разработки данной работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение.

    1.1 Система образования в Российской Федерации:

    Федеральный Закон «Об образовании» предлагает следующее определение: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

    В соответствии с вышеуказанным ФЗ с истема образования включает в себя следующие элементы:

    1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

    3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    В Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Также выделяется профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    1.2 Принципы государственной политики РФ в области образования

    Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

    Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах :

    1) признание приоритетности образования;

    2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

    3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

    4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

    5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

    6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

    8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

    9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

    10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

    11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

    12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

    Ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования правительство РФ представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

    Основополагающим моментом становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и так далее. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

    В целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

    К сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни.

    Однако современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо привить ребенку желание и умение учиться, организовать такую деятельность на занятиях, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию его творческих способностей.

    На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

    При этом основными задачами государства являются:

    Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

    Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

    Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

    Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия .

    Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами.

    Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

    Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. Так, в начале нового тысячелетия был запущен проект государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена) для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 класса. Несмотря на все споры и разногласия вокруг ЕГЭ, следует отметить, что подобная форма экзамена приближает российскую систему образования к европейской. Кроме того, в случае набора нужного числа баллов ЕГЭ позволяет поступать в любой ВУЗ, в некоторых случаях без дополнительных вступительных экзаменов.

    Еще одним ключевым изменением в системе образования РФ является апробация альтернатив государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

    Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

    1.3 Актуальные проблемы в сфере образования и пути их преодоления

    Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.

    Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Это зачастую приводит к образованию разного рода трудностям. В настоящее время в российской системе образования можно выделить следующие проблемы:

      Кризис старой системы образования.

      Излишняя теоритическая направленность образования.

      Отсутствие должного финансирования;

      Низкий уровень связи между этапами образования;

      Коррупция;

    Рассмотрим каждую из названных проблем и возможные или практические способы их решения более подробно.

    Так, при изучении проблемы кризиса прежней системы образования, в высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

    Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

    Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Здесь решением становится привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе частных.

    Проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе разительно отличаются друг от друга.

    Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Однако в настоящее время в прокуратуре РФ существует практика «горячей линии», куда родители могут обратиться в случае неправомерных поборов и взяток, а новые принятые законы призваны ужесточить наказание за подобные явления. Кроме того, аудитории в школах, где проводятся государственные экзамены, оснащены системой видеонаблюдения, что также помогает исключить элемент коррупции во время проведения экзамена.

    В заключение данного раздела можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере. Чтобы решить эту проблему, Правительство РФ проводит популяризацию «рабочих» профессий, предоставляя определенные льготы, социальные гарантии, а также увеличивая уровень заработной платы на заводах и иных предприятиях среди подобных специалистов.

    1.4 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

    В свете происходящей модернизации образования в России, актуальна тема о проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

    Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В подобных условиях преподаватель часто сталкивается с проблемой педагогического риска. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.

    В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

    Для того, чтобы определить основные цели и задачи внедрения инновационных технологий в сфере образования, следует обратиться к статье 20 ФЗ «Об Образовании» . Данная статья гласит: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий <...>. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

    На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Верховные законы Российской Федерации гарантируют каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

    В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» - попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

    Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

    Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

    В заключении исследования

    Обучение в вузах сегодня кажется менее доступным, чем в советские годы, однако состояние системы образования в целом в наши дни оценивают выше, чем четверть века назад.

    В преддверии Дня студента Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как россияне оценивают состояние российской системы образования и сегодня и 25 лет назад, о каком образовании мечтают для своих детей.

    Доступность высшего образования, по мнению половины россиян (53%), в наши дни ниже, чем в советское время. Обратного мнения придерживаются 38% всех опрошенных. Среди людей пенсионного возраста соответствующие ответы дали 58% и 34%, тогда как среди молодежи от 18 до 24 лет – 45% и 42%, среди малообеспеченных – 58% и 33%, а среди респондентов с высоким достатком – 40% и 54%.

    При этом только 20% опрошенных сегодня оценивают состояние системы образования как «плохое» или «очень плохое» - эта доля ниже показателя 25-летней давности (27%), тогда как 33% считают его «хорошим» или «отличным» (против 8% в 1991 г.). Однако наиболее распространенным (как в советские годы, так и в наше время) является то мнение, что образование у нас посредственное (41% в 2016 г. и 46% в 1991 г.).

    Необходимость наличия образования сегодня осознается куда сильнее, чем в начале 90-х. Так, если в 1991 г. 20% опрошенных было безразлично, какой уровень образования получит их ребенок, то в 2016 г. так сказали только 9%. Своих детей и внуков большинство россиян (81%) хотели бы видеть выпускниками вузов, причем за четверть века эта доля выросла в полтора раза (с 53%). Техникумы и колледжи, ПТУ не пользуются авторитетом – их выбрали бы для обучения детей только 4% и 1% респондентов, соответственно. Одним из факторов, влияющих на оценки граждан, можно назвать связь уровня образования и материального благополучия человека : сегодня 40% уверены, что они находятся в прямо пропорциональной зависимости (чем выше одно, тем лучше другое).

    Взгляды на роль воспитания и семьи в получении ребенком того или иного образования за 25 лет также подверглись пересмотру. Если в 1991 г. главным фактором, влияющим на уровень образования, считались способности ребенка (58%) , то сегодня его важность ощущается заметно меньше (41%). Ключевым в настоящее время называют тягу к знаниям – 53% (ранее эта доля составляла 55%), вторым по значимости – материальное положение семьи (47% в 2016 г. против 34% в 1991 г.). Стремление родителей дать ребенку образование сегодня считают более значимым, чем ранее (за 25 лет соответствующая доля ответов выросла с 29% до 38%), а вот уровень образования родителей, по мнению опрошенных, напротив, уже не играет той роли, что во времена СССР (снижение с 29% до 18%).

    Председатель Правления ВЦИОМ Константин Абрамов отмечает: «Трансформация государственной системы и социума за последние 25 лет естественно нашла отражение и в отношении россиян к системе образования. Общество адаптировалось к новым правилам, появились новые ориентиры. Высшее образование, по мнению большинства россиян, напрямую влияет на уровень дохода. И если в советском обществе на практике подтверждался лозунг «все профессии нужны, все профессии важны», а уровень доходов представителей рабочего класса был сопоставим, а иногда превышал уровень доходов высокообразованных, то сейчас ситуация изменилась. Физический труд обесценился. На рынке появился огромный спрос на высшее образование, или скорее на «корочку» о высшем образовании. Появился ряд «псевдовузов», ориентированных только на зарабатывание денег в коммерции. «Недоюристов», «недоменеждеров» или «недоэкономистов» поглотили новые рынки. С реформой образовательной системы эта ситуация вновь начала меняться. Требования к образованию со стороны работодателей ужесточаются, его качество растет, но доступность падает. По мнению респондентов, получить высокий балл на госэкзаменах невозможно без дополнительных вложений в подготовку. При этом сам ЕГЭ, как один из элементов новой системы, стал механизмом более объективной оценки знаний».

    Согласно анализу «Медиалогии», тема «День студента» на федеральном ТВ и в прессе за 5 лет упоминалась более 1 тыс. раз. «Пик» упоминаемости темы приходится на 2012 год (260 сообщений СМИ).

    По Вашему мнению, сейчас высшее образование более доступно или менее доступно для россиян, чем в советские годы?


    Все опрошенные

    18-24 года

    25-34 года

    35-44 года

    45-59 лет

    60 лет и старше

    Скорее более доступно

    Скорее менее доступно

    Затрудняюсь ответить

    Как бы Вы оценили состояние нашей системы образования? (закрытый вопрос, один ответ, %)

    *В 1991 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки – 1255 человек

    Какое образование Вы хотели бы, чтобы получили Ваши дети, внуки? (закрытый вопрос, один ответ, %)


    1991 г.*

    2016 г.

    Университет, институт, академию (высшее образование)

    Техникум, колледж (среднее специальное образование)

    ПТУ, профессиональное училище, профессиональный лицей (среднее образование)

    Среднюю школу (среднее образование)

    Это не имеет значения

    Затрудняюсь ответить

    Зависит ли материальное благополучие человека от уровня его образования или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %)

    Если говорить о семье, в которой растет ребенок, то от чего прежде всего зависит, какое образование он получит? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)


    1991 г.*

    2016 г.

    От желания ребенка учиться

    От материального положения семьи

    От способностей ребенка

    От стремления родителей дать ребенку образование

    От уровня образования родителей

    От общественного положения родителей, их места работы

    От знакомств, блата

    Другое

    Затрудняюсь ответить

    Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 16-17 января 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

    Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 30100 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь 2011 – декабрь 2015 года.

    Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Это самостоятельная отрасль социальной и экономической сферы. Система образования в нашей стране неоднократно подвергалась изменениям.

    Понятие образования

    Как правило, образование относится в основном к педагогической сфере, и в рамках этого направления науки понятие его заключается в следующем: это процесс, направленный на воспитание и обучение в интересах члена общества, в течение которого он овладевает совокупностью знаний. Таким образом, процесс образования можно охарактеризовать по нескольким признакам: целенаправленность, организованность, управляемость, завершенность и соответствие требованиям качества, устанавливаемых государством.

    Зарождение образования на Руси

    Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.

    Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.

    Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.

    Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание.

    Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.

    И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.

    Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования.

    Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.

    Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие "образование" совсем другой смысл – воспитание народа.

    Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.

    В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.

    История развития образования в XX веке

    Разрушение существовавшей на тот момент системы образования началось после революции 1917 года. Была уничтожена структура школьного управления, закрыты частные и духовные учреждения образования, начался отсев "неблагонадежных" наук и учителей.

    Идея советской школы заключалась в единой системе бесплатного и совместного общего образования. Преимущества на зачисление в классы отдавалось крестьянам и рабочим, развивалась система социалистического воспитания, и школы были отделены от церквей.

    Законы, принятые в 40-х годах об образовании в России, фактически сохранились и до сих пор: обучение детей в школе начиная с 7 лет, введение пятибалльной оценочной системы, выпускные экзамены по окончании школы и награждение отличников медалями (серебряными и золотыми).

    Реформа российского образования

    В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.

    К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:

    • Введение единого государственного экзамена (ЕЭГ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.
    • Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
    • Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.
    • Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.

    Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

    Структура

    Система образования в России состоит из нескольких компонентов:

    • Государственные требования и стандарты образования, разрабатываемые на федеральном уровне.
    • Программы образования, состоящие из разных видов, направлений и уровней.
    • Учреждения в сфере образования, а также педагогический состав, непосредственно сами ученики и их законные представители.
    • Органы управления образованием (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) и созданные при них органы совещательного или консультативного характера.
    • Организации, призванные обеспечивать образовательную деятельность и проводить оценку ее качества.
    • Различные объединения, работающие в образовательной сфере (юридические лица, работодатели, общественные структуры).

    Законодательство и правовое регулирование образования

    Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.

    Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.

    Стандарты и государственные требования к образованию

    Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:

    • Единый образовательный процесс на всей территории РФ.
    • Преемственность основных программ.
    • Разнообразие содержания программ на соответствующем уровне, формирование программ различной направленности и сложности, принимающих во внимание потребности и способности учащихся.
    • Гарантированный уровень и система качества образования в рамках единых обязательных требований образовательных программ – по условиям и результатам их изучения.

    Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.

    Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.

    Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:

    Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.

    Управление образованием в России

    Управление системой образования происходит в рамках нескольких уровней: федеральном, региональном и муниципальном.

    На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки РФ, в функции которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Документы принимаются на уровне Президента и Правительства РФ.

    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается лицензированием, аттестацией учреждений образования, аттестацией научных работников и педагогов ВУЗов, аттестацией выпускников, подтверждением документов об образовании.

    Управление образованием на региональном уровне находится в ведении министерств, департаментов образования, образованных в субъектах РФ. Контролирует исполнение федерального и регионального законодательств в сфере образования Рособрнадзор.

    На муниципальном уровне управлением образованием, а также исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования, находящихся на территории муниципальных образований.

    Виды систем образования и формы обучения

    Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.

    • Система дошкольного образования (ясли, детский сад).
    • Начального (детский сад, школа).
    • Основного (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса).
    • Среднего (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса) .

    Профессиональное:

    • Система среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, техникумы);
    • Система высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ВУЗы, академии).

    Дополнительное подразумевает:

    • Специализированное обучение для взрослых и детей (дворцы детского творчества, школы искусств для взрослых и детей).
    • Профессиональное образование (институты повышения квалификации). Осуществляется, как правило, научными организациями, учреждениями.

    Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.

    Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.

    К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.

    Образование и его учебно-методическое обеспечение

    Информационная база является основным инструментом организации образовательного процесса. Она отражает не только способы выстраивания учебного процесса, но дает полное представление об объеме содержания обучения, которое подлежит усвоению.

    Основная преследуемая цель – это реализация требований государственных образовательных стандартов по предоставлению всем учащимся полного комплекта учебных и методических материалов для всех форм образования.

    Вопросы учебно-методического обеспечения процесса образования курирует Минобрнауки РФ. Оно же утверждает федеральный перечень учебников, их содержание. Согласно приказу ведомства, все школьные учебники должны также иметь и электронную версию с содержанием мультимедийных и интерактивных элементов.

    Хорошо налаженное учебно-методическое обеспечение позволяет систематизировать методические, нормативные материалы; проанализировать и повысить эффективность и качество учебных занятий; выстроить объективную систему оценок знаний обучающихся и выпускников.

    Расходы на образование

    В последние годы система общего образования в России, ее обновление и улучшение является одной из самых приоритетных задач государства, несмотря на экономические сложности. В связи с этим дотационные средства, выделяемые Правительством, растут от года к году.

    Так, например, если в 2000 году на развитие образования было направлено более 36 млрд. руб., то уже в 2010 году - 386 млрд. руб. бюджетных вливаний. По итогам 2015 года бюджет расходов на образование исполнен на сумму 615 493 млн. руб.

    Развитие системы образования

    Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».

    Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.

    Задачами для достижения поставленной цели являются:

    • Формирование и интеграция инноваций структурного и технологического характера в среднем профессиональном и высшем образовании.
    • Разработка и внедрение комплекса мер по развитию эффективной и привлекательной системы дополнительного обучения детей, научной и творческой среды в образовательных заведениях.
    • Формирование такой инфраструктуры, которая бы обеспечила условия для подготовки высококвалифицированных кадров в условиях современного рынка.
    • Формирование востребованной системы оценки качества самого образования и его образовательных результатов.

    Реализация Программы разбита на 2 этапа:

    • 2016-2017 – апробация и внедрение мер, начатых с момента старта Федеральной реформы образования.
    • 2018-2020 – изменение структур образования, распространение новых образовательных программ, внедрение новых технологий и многое другое.

    Последствия реформы и проблемы развития образования в России

    Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.

    Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.

    Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.

    В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.

    В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.

    В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.