Войти
Образование в России
  • Выбор есть Минский высший радиотехнический колледж проходной балл
  • Ребусы по русскому языку Придумать ребусы по русскому языку
  • Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин Описание сказки салтыкова щедрина премудрый пескарь
  • Роль эмоций и чувств в работе педагога методическая разработка на тему
  • В чем заключается смысл 3 закона менделя
  • Краткая биография аракчеева
  • Исследовательский проект по географии. Проект по географии на тему "Роль воды как источника жизни на Земле" (5 класс) Муниципальное казённое образовательное учреждение

    Исследовательский проект по географии. Проект по географии на тему
    Казань – 2015 Оглавление

    1 . Введение ____________________________________________________2

    Постановка проблемы________________________________________________3

    Актуальность, цель, задачи__________________________________________4-5

    План мероприятий по реализации проекта_______________________________6

    2. Основная часть

    Анализ ресурсного обеспечения______________________________________7-8

    Ожидаемые результаты реализации проекта______________________________9

    Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» для учащихся 5-8 классов______________________________________________________10-20

    3. Заключение _________________________________________________21

    4. Литература ______________________________________________22-23

    Введение

    Задача школы нового поколения: создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное действие.

    Внеурочная деятельность – основная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Во внеурочной работе большое значение имеет самостоятельность учащихся, которая позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния. Умения учителя придать интересам воспитанникам практическую значимость.

    Постановка проблемы

    Интернет-ресурсы

    Мотивационные:

    Обмен опытом

    Обмен опытом

    Публикации материалов в Интернет образовательных ресурсах

    Организационные

    Разработать практические задания, индивидуальные задания, вопросы викторин, темы проектов, продумать темы экскурсий.

    Разработать

    практические задания, индивидуальные задания, вопросы викторин, темы проектов, продумать темы экскурсий.

    Финансовые

    Приобретение учебной и методической литературы,

    Учебных фильмов.

    Учебно-методическая литература.

    2.Учебные фильмы, диски, видеоматериалы

    Ожидаемые результаты реализации проекта:

    1. Расширение кругозора и повышения качества знаний учащихся.

    2. Развитие практических навыков.

    3. Воспитание коммуникативной активной личности и экологической культуры школьника.

    4. Положительные показатели при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

    Программа внеурочной деятельности «Занимательная география»

    для учащихся 5-8 классов

    Пояснительная записка

    Роль географии в современном мире постоянно возрастает. Современные средства связи сближают страны и континенты. И без прочных географических знаний невозможно представить преуспевающего бизнесмена или политика.

    Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.

    Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

    В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.

    Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

    Любознательность школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

    Цель и задачи курса «Занимательная география»

    Цель программы:

    Развитие кругозора и интеллектуальных способностей учащихся

    Задачи:

    Развивать интерес к изучению географии.

    Совершенствовать умение работать с картой.

    Развивать способности к исследовательской и проектной деятельности.

    Развивать у учащихся географическое мышление, научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные им географические задачи.

    Развитие коммуникативных качеств у учащихся.

    Планомерная и целенаправленная подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

    Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, географии, биологии. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

    Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

    • вести устный диалог на заданную тему;
    • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
    • участвовать в работе конференций, чтений.

    Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, видеофильмы, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

    Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

    Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

    Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

    После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

    Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

    Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

    При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

    Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

    Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

    Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

    В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

    По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

    Особенности программы

    Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

    • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
    • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
    • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
    • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

    Формы организации учебного процесса

    Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на географической площадке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

    Основные методы и технологии

    Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

    Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

    Технологии, методики:

    • уровневая дифференциация;
    • проблемное обучение;
    • моделирующая деятельность;
    • поисковая деятельность;
    • информационно-коммуникационные технологии;
    • здоровьесберегающие технологии;
    • личностные и метапредметные результаты

    Резуль- таты

    Формируемые умения

    Средства формирования

    Личностные

    Формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

    развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Организация на занятии

    парно-групповой работы

    Метапредметные результаты

    Регулятив ные

    Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    Познава- тельные

    умения учиться: решение творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

    Коммуникативные

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    умение координировать свои усилия с усилиями других.

    Формулировать собственное мнение и позицию;

    Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    задавать вопросы;

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

    аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

    с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

    Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

    – иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

    – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

    – уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

    – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

    – владеть планированием и постановкой эксперимента

    Прогнозируемые результаты:

    В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков.

    Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.

    Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных - мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах.

    Должны научиться

    Сформированные действия

    Обучающиеся должны научиться

    ■ видеть проблемы;

    ■ ставить вопросы;

    ■ выдвигать гипотезы;

    ■ давать определение понятиям;

    ■ классифицировать;

    ■ наблюдать;

    ■ проводить эксперименты;

    ■ делать умозаключения и выводы;

    ■ структурировать материал;

    ■ готовить тексты собственных докладов;

    ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

    В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

    Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

    Целеполагать (ставить и удерживать цели);

    Планировать (составлять план своей деятельности);

    Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

    Ориентирование на местности

    Экскурсии, практические занятия

    Жизнь земной коры

    Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой

    Мировой океан

    Беседы, кинозанятия

    Воды суши

    Экскурсии, работа с картой, практикум, викторины

    Атмосфера Земли.

    Практические занятия, решение географических задач

    Природа своего края

    экскурсии

    Тема 1. Введение

    Знакомство с деятельностью курса, планирование.

    Тема 2. Ориентирование на местности.

    История изобретения компаса

    Упражнения и движение на местности с компасом и без него

    Определение направлений, расстояний по плану местности и карте

    Тема 3. Жизнь земной коры.

    Современные гипотезы о происхождении гор на земле.

    Вулканы, гейзеры, горячие источники.

    Землетрясения.

    Разнообразие форм рельефа на Земле.

    Рельеф своей местности.

    Тема 4. Мировой океан.

    Современные способы изучения морей и океанов.

    Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

    Части мирового океана.

    Растительный и животный мир океанов и морей.

    Экологические проблемы Мирового океана.

    Тема 5. Воды суши.

    Крупнейшие реки Земли.

    Крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

    Минеральные источники, их происхождение

    Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

    Воды суши своего края.

    Тема 6. Атмосфера Земли.

    Современные методы изучения атмосферы.

    Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

    Грозные явления в атмосфере.

    Местные признаки и приметы для предсказания погоды

    Климат своей местности.

    Тема 7. Природа своего края.

    Изучение особенностей природы своего края

    ПК своей местности.

    Антропогенное воздействие на ПК.

    Оборудование и кадровое обеспечение программы

    Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная география» необходимы следующие принадлежности:

    • подборка видеофрагментов;
    • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
    • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
    • набор ЦОР. Наличие географической площадки.

    Заключение

    Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

    Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации развития внеурочной работы по географии - это специальная подготовка педагогов.

    Литература

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловаякнига, 1999. - 476 с.

    2. Баранский Н.Н. Метод преподавании экономической географии / Н.Н. Баранский- М., 1980. - С. 120-121

    3. Герасимова Т. П, Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии:6 класс / Т.П. Герасимова, О.В. Крылова. - М: Просвещение, 1991. - С. 45-48

    4. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого-географическихнаук / Е.М. Гурвич // География в школе. - № 4. - 2002. - С. 49-50

    5. Душина И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова.- М., 1996. - С. 174-176

    6. Емильянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емильянов. - М.: Советский спорт, 2000.- С. 10 - 11

    7. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. - № 4. - 1998.- С. 76-78

    8. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия,1964. - С. 339 - 340

    9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 140 с.

    10. Ланина И. Я, Соломин В.П. Экскурсия в природу по физике и биологии / И.Я.Ланина, В.П. Сломин. - Спб., 1998. - С. 24-25

    11. Нестеров Е.Н. Геология в современном естествознании. Образы геопрастранства/ Е.Н. Нестеров. - Спб., СПБТТУ, 2000 - С. 31-38

    12. Николина Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География вшколе. - №6. - 2002. - С. 37-43

    13. Методика обучения геофафии в средней школе / Под ред.А.С. Бибик. - М.: Просвещение,1969. - С. 372-379

    14. Методика обучения географии в средней школе. Учебные пособия для студентовпод. инст по геофафии / Под ред.Л.М. Паншешниковой. - М.: Просвещение, 1983. - С.172-192

    15. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М: Академия, 1998. - 347с.

    16. Петрова Н.Н. География. Начальный курс 6 класс: Методическое пособие / Н.Н.Петрова. - М: Дрофа, 1998. - С. 6-17

    17. Программы общеобразовательных учреждений География 6-11 классы. - М: Просвещение,1998. - С. 85-93, 202-208

    18. Профессиональное образование. Словарь. М.: Новь, 1999. - С. 170-172

    19. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / Географияв школе. - №6. - М., 2000. - 80 с.

    20. Фридман Л. М, Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя/ Л.М. Фридман,И.Ю. Кулагины. - М.: Просвещение, 1991. - С. 128-134.


    Чебурков Дмитрий Фёдорович,

    учитель географии МБОУ «Школа № 106» г. Нижний Новгород

    Проект с учащимися 6 класса по теме «Атмосфера»

    Создание аналитической брошюры «Рекомендации метеозависимым людям для адаптации к погодно-климатическим условиям г.Н.Новгорода»

    Этапы проектной деятельности.

    1.Проблемная ситуация,

    2. Проблема,

    3. Цель

    4. Ожидаемый продукт с критериями оценки,

    5. Планирование,

    6. Реализация,

    9. Оценка деятельности в проекте.

    Пытаются вывести проблему из предложенной ситуации.«Как адаптироваться к переменам погоды, пользуясь данными о состоянии атмосферы».

    2. Определение проектного продукта

    Обсуждает с учащимися, что должно помочь в решении данной проблемы: интернет, тетради, линейки, карандаши (2 цвета), ручки.

    В результате обсуждения определяют, каким должен быть проектный продукт: рекомендации по адаптации для населения к изменениям погоды на основе дневника погоды, графических материалов по нему и социологического опроса.

    3. Цель

    Создать аналитическую брошюру «Рекомендации метеозависимым людям для адаптации к погодно-климатическим условиям г.Н.Новгорода».

    4. Ожидаемый продукт с критериями оценки

      Поиск данных о погоде на сайте Gismeteo . ru .

      Графики хода температуры и атмосферного давления.

      Выводы об их взаимосвязях,

      Построение розы ветров для Н.Новгорода.

      Подготовка анкеты на тему «Погода и наше здоровье».

      Обработка материалов соцопроса «Погода и наше здоровье»

    Предлагают способы создания продукта, включив в него:

    1)график хода температур;

    2)график хода атмосферного давления;

    3)регистрацию осадков и облачности;

    4)выявление взаимосвязей между температурой воздуха, атмосферным давлением, осадками и ветром;

    5) построение розы ветров для Н.Новгорода.

    6)опрос родственников и знакомых на тему «Погода и наше здоровье».

    5. Планирование

    Планирование деятельности в проекте.

    Вместе с учениками составляет план работы:

    1)подготовка оборудования,

    2)работа над дневником погоды (поиск данных на сайте Gismeteo . ru ),

    3)вычерчивание графиков (определение масштаба графиков, вычерчивание осей, определение точек по координатам графиков, вычерчивание графиков),

    4)анализ графиков (взаимное влияние температуры воздуха, атмосферного давления, осадков),

    5)выявление взаимосвязей между температурой воздуха, атмосферным давлением, осадками и ветром;

    6) Построение розы ветров (масштаб графика, вычерчивание осей, точки на графике, вычерчивание розы ветров, выводы);

    7)социологический опрос (определение состава анкеты: возраст, влияние погоды на серд.-сосуд., нерв. системы и опорно-двиг. аппарат, и степень этого влияния)

    8) Обработка анкеты (свод данных, построение диаграмм по каждому вопросу, выводы).

    Предлагает ученикам выработать критерии оценки конечного продукта.

    Вместе с учителем составляют и корректируют план работы. Разбиваются на функциональные группы, каждая из которых выполняет отдельный сегмент работы.

    1)оформление дневника погоды;

    2) построение графика хода температур;

    3) построение графика хода атмосферного давления;

    4)регистрация осадков и облачности;

    5)опрос родственников и знакомых на тему «Погода и здоровье».

    Выбирают критерии оценки конечного продукта:

    Аккуратность,

    Наглядность,

    Полнота данных,

    Истинность данных,

    Своевременное выполнение.

    6. Реализация

    Выполнение групповой проектной работы.

    Контролирует выполнение плана по пунктам.

    Выполняют работу в соответствии с пунктами плана.

    1 группа: график хода температуры и выводы к нему.

    2 группа: график хода атмосферного давления и выводы к нему.

    3 группа: роза ветров и выводы к ней.

    4 группа: обработка материалов соцопроса.

    7. Оценка продукта на основании критериев

    Определение критериев оценки проектного продукта.

    Оценка

    8. Вывод о степени достижения цели

    Предлагает учащимся приступить к вычерчиванию графиков.

    Обсуждает с учащимися результаты опроса.

    Строят графики хода температур и атм. давления.

    Обрабатывают результаты опроса.

    9. Вывод о степени достижения цели

    Рефлексивно-оценочный этап.

    Беседа о взаимосвязи атмосферного давления и ветра. Анализ построенных графиков.Совместная выработка рекомендаций по рациональной адаптации к погодно-климатическим условиям Нижегородской обл.

    10. Оценка деятельности в проекте.

    Предлагает ученикам выработать критерии оценки собственной работы и провести рефлексию.

    Проводят рефлексию своей деятельности на каждом этапе проекта, согласно критериям оценки.

    Выводы

    В ходе работы над проектом нами были выполнены следующие действия:

      Собраны данные о состоянии атмосферы над Н. Новгородом. (по сайту gismeteo.ru) ;

      Проанализирован дневник погоды;

      Построен график хода температур;

      Построен график хода атмосферного давления;

      Построена роза ветров;

      Проведён социологический опрос на тему «Влияние погоды на Ваше здоровье».

    Нами было выявлено, что климат Н.Новгорода отличается значительными перепадами температур и атмосферного давления, однако не создаёт значительных препятствий для хозяйственной деятельности людей.

    Почти половина участников опроса отметила отсутствие взаимосвязи между погодой и самочувствием. 57% респондентов указали наличие у себя той или иной степени метеозависимости.

    Для метеозависимых граждан разработаны следующие рекомендации:

      Отслеживание метеорологической ситуации в городе по прогнозам погоды;

      Выявление взаимосвязи между атмосферным давлением, температурой и состоянием собственного здоровья;

      Заблаговременный приём препаратов, снижающих негативное действие перемен погоды;

      Отказ от вредных привычек;

      Физические нагрузки, сообразные возрасту и состоянию здоровья;

      Профилактическое обследование в стационарах.

    Приложение. Таблица критериев оценки проектной деятельности учащихся на рефлексивно-оценочном этапе

    Группа _____________________ Критерии оценивания

    0 – критерий не представлен, 1 – критерий представлен частично, 2 – критерий представлен полностью.

    Муниципальное казённое образовательное учреждение

    « Средняя общеобразовательная школа № 4

    городского округа - город Нововоронеж»

    Исследовательский проект

    “А всё-таки она вертится…!”

    Над проектом работали:

    ученики 6 «А», «Б», «В» классов

    Координатор:

    учитель географии

    Ковалёва Галина Валентиновна

    Актуальность:

    О том, что форма у нашей планеты шарообразная, люди узнали не сразу. Давайте плавно перенесёмся в древние-древние времена, когда люди считали, что Земля плоская, и попробуем вместе с древними мыслителями, философами и путешественниками прийти к идее шарообразности Земли, и с помощью наших экспериментов докажем шарообразность Земли.

    Цель: доказать, что Земля не плоская, а имеет форму шара

    Задачи:

    1.Собрать доказательства шарообразности Земли.

    2.Выяснить истинную форму Земли.

    3. Провести эксперименты (опыты) в пользу шарообразности Земли.

    4.Сделать вывод по результатам исследования.

    Объект изучения : планета, на которой мы живем, планета Земля.

    Методы:

    1. Анализ литературных источников.
    2. Сравнительно - описательный.
    3. Эксперименты.

    Оборудование: прибор для демонстрации центробежной силы, воронка, стеклянный сосуд для воды, модель теллурий, фотоаппарат.

    1.Введение.

    Каждый человек знает, что планета, на которой мы живем, имеет форму шара. Земля - шар. Так ли это на самом деле?

    Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время. Однако, где именно, когда, у какого народа оно было наиболее правильным, установить трудно. Уж очень мало сохранилось об этом достоверных древних документов и материальных памятников.

    2. Основная часть.

    1.Как представляли Землю древние

    На Руси считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане.

    Древние греки представляли Землю как выпуклый диск. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце.

    Египтяне считали, что Земля - это лежащий бог, из тела которого растут деревья и цветы, а небо - это наклонившаяся богиня, звёзды - драгоценности на её платье.

    Древние индейцы считали, что Земля - это полушарие, которую держат четыре слона, стоящие на огромной черепахе.

    2. Доказательства шарообразности Земли учеными

    Великий математик Пифагор 580 - 500 г.до нашей эры. Предположил первым, что Земля круглая, имеет форму шара.

    Древнегреческий математик, астроном и географ Эратосфен Киренский

    (около 276-194 гг. до н.э.) с удивительной точностью определил размеры земного шара, тем самым доказал, что Земля имеет форму шара. Вклад Эратосфена, состоит в измерении длины земного меридиана. Краткое изложение этой работы известно нам по трактату Клеомеда «О круговращении небесного свода».

    Аристотель 384 - 322 г.до нашей эры. Подтвердил шарообразность Земли, в центре которой находится Земля и вокруг нее обращаются Солнце и планеты.

    Аристотеля потребовалось немалое мужество. Он не раз наблюдал, лунные затмения и понял, что огромная тень, закрывающая Луну, - это тень Земли, которую отбрасывает наша планета, когда оказывается между Солнцем и Луной. Аристотель обратил внимание, на одну странность: сколько бы раз и в какое время он бы ни наблюдал лунное затмение, тень Земли - всегда круглая. Но только у одной фигуры тень всегда круглая - у шара.

    Аристотель предоставил еще одно доказательство шарообразности Земли. Когда стоишь на берегу океана или моря и наблюдаешь за кораблём, уходящим за горизонт. Заметь, что сначала за горизонтом скрывается корпус корабля, потом постепенно паруса и мачты. Если бы Земля была плоская, мы видели бы весь корабль целиком до тех пор, пока он не превратился бы в точку и затем исчез вдали.

    При подъеме вверх увеличивается кругозор. На ровной поверхности человек видит вокруг себя на 4 км, на высоте 20 м уже 16 км, с высоты 100 м кругозор расширяется на 36 км. На высоте 327 км можно наблюдать пространство диаметром 4000 км.

    Взбираясь на высокие места (ими могут быть даже крыши домов), можно заметить, что горизонт как бы расширяется. Расширение горизонта- одно из доказательств выпуклости земной поверхности: если бы Земля была плоской, этого бы не наблюдалось бы.

    Николай Коперник 1473 -1543 г. также внёс свой вклад в доказательство шарообразности Земли. Поставил Солнце в центре Солнечной системы и заставил Землю обращаться вокруг него.

    Еще он установил, что продвигаясь на юг, путешественники видят, что в южной стороне неба звезды поднимаются над горизонтом пропорционально пройденному пути, и над Землей появляются новые звезды, которые раньше не были видны. А в северной стороне неба, наоборот, звезды спускаются вниз к горизонту и потом совсем исчезают за ним.

    Галилео Галилей 1548 - 1600 г.

    «А всё-таки она вертится! » — крылатая фраза, которую якобы произнёс в 1633 году известный астроном, философ и физик Галилео Галилей, будучи вынужденным отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

    “А все - таки она вертится!” - скажем, мы в начале ХХI го века имея ввиду любую звезду во вселенной. Нет на бескрайних просторах космического пространства не вращающихся вокруг своей оси звезд. Нет и не было никогда! О чём речь? О звездах и о Солнце. Современными наблюдениями доказано, что формирующееся облако межзвездного газа и пыли, собственно протозвезда, вращается. Сжимаясь под действием сил гравитации, вещество внутри протозвезды продолжает свое вращение вокруг своей оси, проходящей через центр массы будущей звезды. Уменьшение объёма протозвезды при возникшем увеличении частоты вращения облака. По закону Ньютона, если на тело действует сила, то оно движется с ускорением. Именно гравитационная сила сжатия протозвезды приводит все большему увеличению частоты вращения вещества, составляющего это облако!

    Постепенно представления о Земле стали основываться не на умозрительном толковании отдельных явлений, а на точных расчетах и измерениях. Экваториальный радиус Земли равен 6378 км, полярный - 6357 км. Разница выходит в 20 километров. Выходит, что Земля на самом деле не шар, а шар, приплюснутый у полюсов. Это все объясняется движением Земли вокруг своей оси.

    Из шарообразности земли вытекают два важных последствия для процессов, совершающихся на ней.

    От шарообразности земли зависит угол, под которым солнечные лучи падают на земную поверхность, а следовательно, и количество приносимой ими энергии.

    3.Доказательства шарообразности Земли учеными и путешественниками

    Кругосветные путешествия начинаются в первой половине XVI в. Первое из них совершено (1519—22) Магелланом, точнее говоря, командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Магеллан был убит в пути.

    После него многие совершали кругосветные путешествия. Относительно недавно, в июне 2005 года российский путешественник Федор Конюхов за 189 дней совершил одиночноекругосветное плавание.

    4. Наши эксперименты
    Доказательство первое (
    опыт №1)

    Теллурий (Модель Солнце-Земля-Луна)

    «Движение небесных тел»

    При вращении этого прибора, ясно видно и шарообразность Земли и ее вращение вокруг Солнца. Можно наблюдать освещенность планеты и смены

    времен года.

    Суточное вращение Земли — вращение Земли вокруг своей оси с периодом в одни сутки. Полный оборот Земля делает за 23 часа 57 минут 6 секунд.

    С нашей стороны - на Земле - мы наблюдаем движение неба, Солнца, планет и звёзд. Небо вращается с востока на запад, поэтому Солнце и планеты восходят на востоке и заходят на западе. Главным небесным телом для нас, разумеется, является Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси приводит к тому, что Солнце поднимается над горизонтом каждый день и опускается за него каждую ночь. Собственно, это и является причиной того, что день и ночь сменяют друг друга. Большое значение для нашей планеты имеет ещё и Луна. Луна светит отражённым от Солнца светом, так что от неё не может зависеть смена дня и ночи, однако, Луна - очень массивный небесный объект, поэтому она способна притягивать к себе жидкую оболочку Земли - гидросферу, слегка деформируя её. По космическим меркам, притяжение это ничтожное, а по нашим меркам - достаточно ощутимое.

    Дважды в сутки мы наблюдаем прилив и дважды в сутки - отлив. Приливы наблюдаются на той части планеты, над которой находится Луна, а также - на противоположной от неё. Луна делает полный оборот вокруг Земли за месяц (отсюда и название неполной луны на небе), за это же время и делает полный оборот вокруг своей оси, поэтому мы всегда видим только одну сторону Луны. Как знать, если бы Луна вращалась на нашем небе, возможно, люди бы догадались и о вращении своей планеты гораздо раньше.
    Выводы: вращение Земли вокруг своейоси приводит к смене дня и ночи, возникновению приливов и отливов.

    Доказательство второе (опыт №2)

    Взяли прибор, который демонстрирует центробежную силу. При вращении этого прибора, цилиндры, находящиеся в центре, смешаются к краю стержня, благодаря возникновению этой силы.

    Вращение Земли вокруг своей оси заставляет её сплющиваться у полюсов так, что все точки на экваторе находятся на 21 км дальше от центра, чем на полюсах.

    Изучении формы Земли показало, что Земля сжата не только вдоль оси вращения.

    На ней есть возвышенности, горные хребты, долины, впадины морей и океанов, Поэтому ученые принимают за земную поверхность уровень океана. Этот же уровень океанов можно мысленно продолжить на материки, если прорезать все материки таким глубокими каналами, что все океаны и моря соединились бы между собой. Уровень в этих каналах был принят за поверхность Земли. Эту истинную форму Земли назвали ГЕОИД (гео-Земля, ид-форма).

    Вывод: При вращении Земли вещество сплющивается у полюсов. И чем быстрее вращается прибор, тем быстрее происходит смещение цилиндров, а значит быстрее происходит сплющивание сферического тела, а тела, находившиеся по соседству отталкиваются.

    Доказательство третье (опыт №3)

    Сделали вечером в комнате такой опыт. В ночь затмения понаблюдали за Луной. Увидели, как тень Земли падает на Луну. Взяли мяч и лампу.

    Мяч изображает Луну, голова - Землю, а лампа, поставленная поодаль, - Солнце. Держа мяч в вытянутой руке, двигая его вокруг себя, мы увидели, как видна нам освещенная часть мяча. Так же будет видна Луна с Земли, вокруг которой Луна обращается. Звезды на ночном небе, расположенные в южном полушарии, не видны в северном полушарии.

    Доказательство четвертое(опыт №4)

    Для начала смешаем спирт с водой, так чтобы плотность смеси равнялось плотности растительного масла. Соотношение смеси: 25 мл спирта, 10мл воды.

    Наливаем смесь в сосуд и капаем масло, капля превращается в шар. Для шара созданы условия невесомости. Осторожно вращаем жидкость и видим как шар сплющивается.

    Сплюснутость Земли у полюсов. Сплюснутость Земли у полюсов вызвана центробежной силой, которая возникает только в результате вращения.

    Смена дня и ночи.

    Вывод: Сплюснутость Земли является следствием ее вращения.

    Доказательство пятое (опыт №5)

    Мы провели опыт, который доказывает, что планета Земля вращается вокруг своей оси и имеет два магнитных поля. На нашем фото мы видим, что вода стекает по часовой стрелке, так как мы находимся в северном полушарии. В южном полушарии вода будет стекать против часовой стрелки. На экваторе при сливе вода вращаться не будет.

    Все тела, движущиеся по горизонтали, отклоняются в северном полушарии вправо, в южном — влево относительно наблюдателя, смотрящего в сторону движения. Отклоняющая сила вращения Земли проявляется во многих процессах: изменяет направление воздушных масс, морских течений при их движении. По этой причине происходит подмыв правых берегов у рек в северном полушарии Земли и левых — в южном.

    Земля вращается с запад на восток, поэтому возникает сила которая отклоняет все тела, а значит и воду.

    Доказательство шестое (опыт №6)

    Звёздный зал, вмещающий 450 зрителей, оборудован куполообразным экраном и большим аппаратом «Планетарий», изготовленным в ГДР. На аппарате размещено 99 проекторов, с помощью которых одновременно можно увидеть более 6 тыс. звёзд и планет.

    Проекционный аппарат обладает разнообразными техническими возможностями. С его помощью можно наблюдать движение небосвода, вид звёздного неба с любой точки Земли в различный момент времени, а также такие природные явления, как восход и заход Солнца, полярное сияние, полёты комет и метеоров. Возможность имитировать полёты в космическом пространстве позволяет зрителям наблюдать звёздное небо с поверхности Луны или какой-либо планеты, например, оказаться вблизи Юпитера, или увидеть Солнечную систему со стороны. С помощью специального прибора, трансфокатора, зрители также могут наблюдать созвездия с различной степенью приближения.

    Маятник Фуко представляет собой массивный груз, подвешенный на проволоке или нити, верхний конец которой укреплён (например, с помощью карданного шарнира) так, что позволяет маятнику качаться в любой вертикальной плоскости. Наблюдатель, находящийся на Земле и вращающийся вместе с ней, будет видеть, что плоскость качаний маятника медленно поворачивается относительно земной поверхности в сторону, противоположную направлению вращения Земли

    Таким образом подтверждается факт суточного вращения Земли. На Северном или Южном полюсе плоскость качаний маятника Фуко совершит поворот на 360° за звездные сутки.

    3. Заключение.

    Вывод по проекту.

    Доказательство шарообразности базируется на утверждении, что все небесные тела нашей солнечной системы имеют шарообразную форму и Земля в этом случае не исключение.

    А фото доказательства шарообразности стали возможны после запуска первых спутников, сделавших фотографии Земли со всех сторон. И, конечно же, первый человек, увидевший всю Землю целиком - Юрий Алексеевич Гагарин

    12.04.1961 года.

    «Облетев Землю в корабле - спутнике,

    я увидел, как прекрасна наша планета.

    Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».

    И в заключении хочется сказать: « Пусть будет мир на всей планете!»

    Список литературы и использованных источников информации

    1.Чудеса со всего света. М., Изд. « Просвещение», 1995 , 224 с

    2.Безруков А.М. Занимательная география -М.: Дрофа, 2005 г.-320 с

    4.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

    5.В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.

    6..Павлова Н.О. “Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы” Фестиваль "Открытый урок"2006/2007

    Презентация: Урок географии в 6 классе Тема урока: «Географические координаты»

    Урок географии в 6 классе Тема урока: «Географические координаты» Цель урока: Сформировать понятия: «географическая широта», «географическая долгота»; научиться определять географические координаты. Этапы урока Вступительное слово учителя: Вступительное...

    Презентация: АТМОСФЕРА, ее строение и значение урок по физической географии 6 класс 6 класс (учебник Герасимовой Т.П.)

    АТМОСФЕРА, ее строение и значение урок по физической географии 6 класс 6 класс (учебник Герасимовой Т.П.) Задачи урока 1. Образовательные: сформировать понятие об атмосфере, как внешней газовой оболочке Земли. сформировать понятие об атмосфере, как...

    Презентация: Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10класс» Переключает слуховое восприятие информации на зрительное, что поднимает на новый уровень.

    Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10класс» Переключает слуховое восприятие информации на зрительное, что поднимает на новый уровень ее качество. Переключает слуховое восприятие информации на зрительное, что поднимает на новый уровень ее...

    Презентация: Подземные воды Урок географии в 6-ом классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учительница географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.

    Подземные воды Урок географии в 6-ом классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учительница географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области ГидросфераГидросфера Воды Мирового океана Моря Заливы...

    Презентация: Подземные воды и водохранилища Выполняли ученицы 6 «В» МОУ гимназии 25 г. Ставрополя: Михалёва Мария, Беляева Анастасия. Проверила учитель географии Березюк.

    Подземные воды и водохранилища Выполняли ученицы 6 «В» МОУ гимназии 25 г. Ставрополя: Михалёва Мария, Беляева Анастасия. Проверила учитель географии Березюк Е. Г. Водохранилища Современную географию материков и островов трудно представить без...

    Урок географии -6ом классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.

    Урок географии -6ом классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области План изучения темы урока: 1.Взаимосвязь организмов 2.Природный комплекс 3.Географическая оболочка и биосфера Природный...

    Развивающие упражнения на уроках географии 6 класс Учитель МАОУ СОШ 13 г.Челябинск Ивлева М.И.

    Развивающие упражнения на уроках географии 6 класс Учитель МАОУ СОШ 13 г.Челябинск Ивлева М.И. Комплекс КРУ, обеспечивающий произвольность психических процессов, сформированность учебных действий (на примере темы «Литосфера») Тип упражнения: Коррекция...

    МОУ «Основная общеобразовательная школа 3» «Масштаб плана» (урок географии 6 класс) Учитель: Т.Ф. Еремеева.

    МОУ «Основная общеобразовательная школа 3» «Масштаб плана» (урок географии 6 класс) Учитель: Т.Ф. Еремеева Чем будем заниматься на уроке? Познакомимся с понятием «масштаб»; Узнаем: Для чего нужен масштаб? Что показывает масштаб? Какие виды масштаба...

    Народные приметы опогоде Муниципальное образовательное учреждение Ильинская основная общеобразовательная школа Венгеровского район Новосибирской области.

    Народные приметы опогоде Муниципальное образовательное учреждение Ильинская основная общеобразовательная школа Венгеровского район Новосибирской области Петрова Ирина 6 класс Руководитель Ионычева Галина Степановна учитель географии 1 категории Цель работы...

    Данный проект относится к предметным областям: ГЕОГРАФИЯ и ЭКОЛОГИЯ. Данный проект относится к предметным областям: ГЕОГРАФИЯ и ЭКОЛОГИЯ. Участниками проекта.

    Данный проект относится к предметным областям: ГЕОГРАФИЯ и ЭКОЛОГИЯ. Данный проект относится к предметным областям: ГЕОГРАФИЯ и ЭКОЛОГИЯ. Участниками проекта являются учащиеся 6-9 классов в возрасте от 12 до 15 лет. Участниками проекта являются учащиеся 6- ...

    Урок географии 6 класс Составила учитель географии МС(к)ОУ «С(к)ОШ 24» Соломина И.И.

    Урок географии 6 класс Составила учитель географии МС(к)ОУ «С(к)ОШ 24» Соломина И.И. Повторение по теме: «Океанические течения» 1. Каковы различия между океаническими течениями и движением воды при волнении? Ответ: Океаническое течение имеет постоянное...

    Имя исследователя работа по географии ученика (цы) 6 класса Фамилия Имя МОУ СОШ 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие»

    Имя исследователя работа по географии ученика (цы) 6 класса Фамилия Имя МОУ СОШ 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие» Портрет исследователя, краткие биографические сведения о нём Важнейшие экспедиции, их цели, кем были организованы, кто в них...

    Алмазы Презентация по географии ученицы 6 класса «А» ГОУ СОШ 1257 г. Москвы Гнеушевой Нади.

    Алмазы Презентация по географии ученицы 6 класса «А» ГОУ СОШ 1257 г. Москвы Гнеушевой Нади Алмаз минерал, одна из аллотропных форм углерода. Главные отличительные черты алмаза высочайшая среди минералов твёрдость, наиболее высокая теплопроводность среди...

    «Экологический мониторинг пришкольного участка» Негосударственное частное образовательное учреждение «Центр Индивидуального Обучения и Развития» Проект.

    «Экологический мониторинг пришкольного участка» Негосударственное частное образовательное учреждение «Центр Индивидуального Обучения и Развития» Проект выполнили:ученики 5 и 6 класса Руководители проекта: учитель географии Ковина Татьяна Борисовна учитель...

    МБОУ СШ12 город курорт Анапа Урок – игра «Знатоки - географии». 6 класс Подготовила: учитель географии Кочанович Лидия Михайловна.

    МБОУ СШ12 город курорт Анапа Урок – игра «Знатоки - географии». 6 класс Подготовила: учитель географии Кочанович Лидия Михайловна Цели игры: Развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Формирование умения работать в группе. Расширение и...

    Проект реализуется в рамках курса географии раздела «Атмосфера» и рассчитан на учащихся 6-х классов. Проект включает в себя исследовательский и информационный блоки. Приобретённые практические знания, умения и навыки помогут накопить опорные знания для понимания процессов, происходящих в природе, подвести учеников к пониманию причинно-следственных связей и лягут в основу формирования трудного, но чрезвычайно важного понятия «климат».

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение Лицей г.Уварово

    ПОГОДА – УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

    Работу выполнила

    Строкова Алина

    Ученица 9-б класса

    Научный руководитель

    Зайцева Ольга Анатольевна

    Учитель географии

    2007г.

    ВВЕДЕНИЕ

    То, что мы называем погодой, -

    Это только попытка привести

    В равновесие тепло и влажность

    На поверхности Земли.

    В своей работе «Погода – условия обитания человека» я поставила цель узнать: поддаётся ли точному измерению такая подвижная, непостоянная, разнообразная и капризная стихия, как воздушный океан, сиюминутное настроение которого мы и называем погодой.

    А также ответить на вопросы: Что такое погода? Властен ли человек над погодой? Где и как делаются прогнозы? Как влияет изменение погоды на здоровье человека?

    Проблема взята из реальной жизни.

    Общество наше всё больше развивается, продвигается вперёд, технологии совершенствуются. Однако мы, как наши далёкие предки, зависим от капризов природы, от смены погоды.

    Кому нужно знать погоду заранее?

    И без того плохо, когда она портится,

    Зачем же ещё мучиться вперёд?

    Но всё равно дня не пройдёт, чтобы человек не взглянул на небо, не полюбопытствовал: как там облака? Каким будет день грядущий? хмурым и дождливым или ясным или солнечным.

    В недалёком прошлом погодой или вёдром, называли солнечные безветренные дни. Когда шёл дождь, мела метель или падал густой снег, то говорили что на улице непогода, ненастье. Теперь погодой называют любое состояние окружающей нас атмосферы. Это состояние нижнего слоя воздуха в данное время и в данном месте. Почему мы говорим «в данное время»? Потому что в течение суток изменяются: температура воздуха, направление и сила ветра.

    А почему – «в данном месте»? Потому что погода в каждом населённом пункте своя.

    Пожалуй, в окружающей среде нет ничего более изменчивого, чем погода: сегодня люди изнывают от жары; завтра – мокнут под дождём; неожиданно налетает ветер, достигающий иной раз урагана, а затем он стихает, теплеет, и удивительный покой устанавливается в природе.

    Правильно сказал Козьма Прутков: «Даже летом, отправляясь в вояж, бери с собой что-либо тёплое, ибо можешь ли ты знать, что случилось в атмосфере?»

    В течение февраля я наблюдала температуру воздуха, ветер – это движение воздуха, облачность – состояние воздуха, осадки, которые выпали из воздуха.

    Следовательно, во всех случаях наблюдения я вела за воздухом - нижним слоем воздуха (тропосферой). Здесь делается погода.

    В ходе работы я проводила самостоятельные измерения основных метеоэлементов в период с 1 по28 февраля: температуры воздуха, облачности, атмосферных явлений. Чтобы представить ход дальнейших изменений погоды и предсказать её, нужно знать все элементы в их совокупности. Данные об атмосферном давлении, относительной влажности воздуха, направлении и скорости ветра, осадках были получены на метеорологической станции.

    Для установления влияния изменений погоды на физиологическое состояние организма людей были взяты сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения.

    1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1.1. Погода и её предсказание

    Переписывая скупые цифры температуры воздуха, направление ветра, показание облачности, я поняла, что за этим стоит труд множества метеорологов. Есть в нём доля работы и уваровских синоптиков.

    Наблюдения за погодой на территории Уварово ведутся давно. В конце лета 1899 года на Обловке была открыта метеорологическая станция. Первым наблюдателем был учитель бывшей железнодорожной школы И.С.Петров. в 1935 году решением правительства создано Главное Управление Гидрометеослужбы СССР. Первым начальником Обловской метеостанции стала К.И.Жирнак. Станция проводила 8 наблюдений в сутки. Через каждые 3 часа, и отмечала их в месячной книжке. При выходе на площадку наблюдатель в первую очередь определял состояние видимости, количество и форму облачности, её высоту, направление и скорость ветра, температуру. На станции были установлены самописный термограф гигрограф для непрерывной записи температуры и влажности воздуха. Количества выпавших осадков и их интенсивности. Для определения нижней отметки облаков использовали прожектор, а затем построили водохранилище. Где добывали водород. Заполняли им шары и запускали их для определения высоты облаков. В зимнее время станция проводила снегосъёмки. Измерялась высота снежного покрова. При наличии ледяной корки определялась её толщина и процент покрытия коркой озимых культур.

    Для изучения режима реки Вороны в 1953 году в Уварово открыт водомерный пост. Два раза в сутки измеряется уровень и температура воды, а зимой толщина льда. За время паводка при подъёме и спаде воды делается 10-12 измерений.

    С 1964 года метеостанция стала располагаться в районе 2-го Уварово.

    Начальник метеостанции Чарыкова Елена Алексеевна. Нашей метеостанции 107 лет. Входит в Тамбовское подразделение, относящееся к Управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, расположенной в Курске. Станция охватывает площадь 3,5га. Имеются земельные участки в совхозе «Уваровский» по всем сельскохозяйственным культурам, где через день измеряют температуру почвы, влагу, определяют фазы развития растений, промерзание почвы.

    На метеостанции трудятся 6 человек, работают в две смены. Метеорологи пользуются в своей работе новыми приборами: ИВО – определяет нижнюю границу облачности, барометр – измеряет давление воздуха, анеморумбомер – прибор для наблюдения за направлением и скоростью ветра. На площадке наблюдения – психометрическая будка для определения температуры и влажности.

    Штормовая информация: сильный ветер, низкая облачность, снегопад, гололёд. Всё что входит в разряд стихии, срочно передаётся в Тамбов и в Курск.

    1.2 Предсказание погоды по местным признакам

    Старайся наблюдать различные приметы:

    Пастух и земледел в младенческие леты,

    Взглянув на небеса, на западную тень.

    Умеют уж предречь и ветр и ясный день

    И майские дожди, младых полей отраду,

    И мразов ранний хлад, опасный винограду

    Так, если лебеди, на лоне тихих вод

    Плескаясь вечером, окличут твой приход,

    Иль солнце яркое зайдёт в печальные тучи,

    Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий,

    Иль бьющий в окна град…

    А.С.Пушкин

    Кроме научных прогнозов, бывают другие, которые не менее надёжны. Они основываются на опыте, который мы называем народными приметами.

    Люди, жизнь которых тесно связана с природой, - пастухи, лесники, рыбаки или земледельцы, - постоянно наблюдают за погодой.

    Первое и самое надёжное из местных признаков погоды – состояние неба, и, прежде всего облачности.

    «Хотя, конечно, современному человеку капризы природы не так уж страшны: научились и почвы орошать, и тучи «разводить руками». А вот предки наши к облакам относились более трепетно: не только урожай, но и жизнь древнего человека порой зависела от «поведения» этих небесных странников. Договариваться с облаками умели лишь избранные – жрецы, шаманы, колдуны. Простым смертным оставалось одно: наблюдать и подчиняться воле «воздушных барашков».

    О том, что по облакам можно предсказать погоду, говорил Иисус: «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так».

    Авгуры, древнеримские жрецы, по цвету, форме и характеру облаков предрекали эпидемии и стихийные бедствия.

    • Если облака меняют цвет – быть дождю.
    • Перистые облака – к перемене погоды
    • Светлое облако перед восходом солнца

    Обещает ясную погоду, тёмное – ненастье.

    • Облака, плывущие против ветра, - к непогоде.
    • Если солнце в облако садится, на другой

    День будет дождь.

    В определённое время повторяются погодные условия, которым крестьяне дали свои названия: майские возвраты холодов – заморозки в середине мая, напоминающие о зиме. Садоводам следует обязательно учитывать эти похолодания при весенних высадках. «Овечьи холода» случаются в середине июня, после стрижки овец. Бывают даже заморозки на почве, но после них наступает настоящее лето. Если на Самсонов день (10 июля) идёт дождь, то лить ему семь недель, гласит народная мудрость и часто оказывается права.

    Кроме того, наблюдательный человек заметит и изменение окружающего мира: поведение животных, насекомых, цветов и листьев растений, состояние воды в водоёмах, появление характерных запахов…

    Народных примет существует много. Мне были интересны те, которые предсказывали холодную погоду:

    если на елях шишки выросли низко, то морозы будут ранние, а если наверху, то холода наступят в конце зимы.

    2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

    Сейчас, как и тысячи лет назад, ничто не влияет столь заметно на жизнь каждого из нас, как погода, - её капризы. У людей, к сожалению, по сей день, нет собственных, врождённых средств защиты от окружающих метеорологических условий.

    В отличие от настроения человека «настроение» атмосферы поддаётся точному измерению. В этом я убедилась, проведя собственные исследования.

    2.1 Температура воздуха, облачность, атмосферное давление

    Цель данной части научной работы – выявить и охарактеризовать закономерности изменения данных метеоэлементов за февраль для нашего населённого пункта.

    Анализ графика хода среднесуточных температур привёл нас к таким выводам. Февраль 2007 года характеризовался преимущественно пониженным температурным режимом. В начале февраля температура воздуха понижалась до -18,6 0 (4.02). Это видно из таблицы . Вторая декада была значительно теплее. Самый тёплый день был 15 февраля. Температура поднялась до +1,2 0 . Наиболее холодная была третья декада февраля. 23 февраля температура составила -29,9 0 . Средняя температура за февраль в городе составила -9,5 0 и оказалась выше нормы на 1,5 0 . Максимальная температура воздуха была равна +2,3 0 , минимальная -23,8 0 . Средняя температура воздуха на поверхности снега составила -30 0 и оказалась абсолютным минимумом за весь месяц.

    Сравнив с графиком изменения средних температур февраля 2006 года, мы наблюдаем следующее. В феврале прошлого года самой холодной была первая декада февраля, где температура опустилась до -28,9 0 (9.02). Самая высокая температура была 23 февраля (-1,9 0 ), последовал период относительной стабильности с чередованием температур -2 0 -4 0 .

    И так было установлено, что средняя температура за период наблюдения составила -14,0 0 , на 3 0 ниже нормы.

    В марте средняя температура за 15 дней составила -1,4 0 . Самый холодный день был 1 марта (-6 0 ), самый тёплый – 15 марта (+2,1 0 ). С 11 марта наблюдается повышение температуры .

    Температура воздуха сильно зависит от состояния облачности и просчёты в прогнозе количества облачности влекут ошибки и в прогнозе температуры.

    Полученные данные об облачности за февраль свидетельствуют о том, что пасмурных дней было 17. Дней с меняющейся облачностью 6 и 5 дней стояла ясная и морозная погода. При расчёте облачности учитывали нижнюю и верхнюю границу облаков.

    Для каждой погоды характерна своя совокупность признаков. Обычно они тесно связаны друг с другом. Зимой рост давления – признак похолодания.

    Из таблицы мы видим, что наиболее отчётливое увеличение атмосферного давления воздуха отмечается при наиболее выраженных низких температурах. А именно 23.02,24.02, 25.02,26.02,27.02. Давление измеряли в миллибарах.

    Проведя обработку собранной информации о направлениях и скорости

    ветра, я выяснила, что преобладающими направлениями ветра в феврале были северное (24 дня) и юго-восточное (15 дней). Анализируя «розу ветров» мы видим, что меньше всего ветер дул с востока. 2 дня стояла безветренная погода (штиль). Максимальная скорость ветра была 6 и 19 февраля и составила 14 м/с.

    В феврале 2006 года преобладал юго-восточный (21 день) и западный (18 дней) ветер . 6 дней стояла безветренная погода. Скорость ветра была наибольшей в третьей декаде месяца и составила 12 м/с. Из анализа видно, что в феврале преимущественно преобладает в нашей местности юго-восточный ветер.

    В начале марта 2007 года также преобладал юго-восточный ветер (5 дней) и юго-западный (4 дня) .

    За установленный период было зафиксировано , что 11 дней из 28 выпадали осадки. Наибольшее количество осадков выпало 9 февраля -12мм. В течение месяца осадки выпадали в виде снега . Снег шёл в течение 20 дней. Максимальная высота снежного покрова составила 26см, то есть была близкой к средним многолетним значениям.

    В феврале прошлого года также 11 дней из28 выпадали осадки, в основном это снег и иней. Наибольшее количество осадков выпало 17 февраля и составило 15мм. На начало февраля высота снежного покрова составила 44см.

    Начало марта было сопряжено с сильными метелями и снегопадом. В результате высота снежного покрова достигла 68см, то есть увеличилась на 24см по отношению к 1.02.

    В начале марта 2007 года осадков выпало очень мало (5,8мм). Осадки выпадали в виде снега 1, 5, 6 марта. В остальные дни осадков не было. 15 марта был дождь.

    Наблюдались и такие атмосферные явления, как туманы и дымка. Туманы возникали из-за охлаждения воздуха. Они возникали ночью или утром, иногда оставались плотными и в дневные часы.

    Дымка – явление, имеющее ту же природу, что и туман. Она морозная, изобилует кристалликами льда, но при ней прозрачность воздуха ухудшается.

    При тумане, в тихую, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах появлялась изморозь. Её можно было наблюдать 4, 5, 25, 26 февраля . 10 дней осадки выпадали в виде инея. 2 дня шла морось – жидкие осадки, состоящие из мелких капель, которые характерны для тёплого времени года.

    14 февраля было зафиксировано сразу 7 атмосферных явления в течение суток (дымка, туман, снег, метель, позёмок, морось, гололёд), что случается очень редко. Одно явление сменялось другим. Гололёд был только в этот день в виде отложения плотного слоя льда на ветвях и проводах. Это произошло при охлаждении капель тумана при температуре 0,7 0 . 19 февраля не наблюдалось никаких атмосферных явлений.

    2.3 Влияние изменений погоды на организм человек

    Англичане говорят: «Нет плохой погоды, есть неподходящая одежда!» Так ли это? Похоже, что нет, если судить по наблюдениям.

    С помощью кожи и лёгких мы узнаём о смене температуры, влажности воздуха, об осадках, о ветре, о чистоте воздуха. Зрение позволяет нам видеть игру солнечных лучей, рисунок и краски ландшафта, облачность, туманы. С помощью слуха мы воспринимаем грозы, ураганы, шум моря, горных рек.

    В течение одних суток меняется не только температура, но и давление, влажность воздуха. С повышением влажности обостряется гипертония. Давление воздуха способствует возникновению гипертонических кризисов. При смене погодно-метеорологических условий наблюдаются инфаркты миокарда, мозговые инсульты.

    Изменение светового режима влияет на центральную нервную систему, щитовидную железу, обмен веществ в организме.

    Для установления характера влияния изменений погоды на организм человека были отобраны три возрастные категории:

    1 группа – дети (10-14 лет включительно)

    2 группа – подростки (15-17 лет включительно)

    3 группа – взрослые (18 лет и старше).

    Это было сделано для того, чтобы выявить характер влияния погодных условий на разные возрастные группы и появление тех или иных заболеваний, связанных с ними. В таблице представлены основные этапы обработки данных о наиболее распространённых заболеваниях, которые были зарегистрированы в феврале месяце в районе обслуживания лечебного учреждения.

    Получилось, что чётко прослеживается закономерное повышение болезни органов дыхания среди всех возрастных групп.

    При анализе статистических данных был выявлен интересный факт: больных, заболевших гриппом в феврале, оказалось 220 человек, а в январе всего 1 человек проболел гриппом. Значит, пик этого заболевания пришёлся на февраль.

    Из таблицы видно, что такие заболевания, как повышенное кровяное давление, болезни сердца и пневмония характерны для взрослой

    группы населения. У детей и подростков они отсутствуют.

    Заболевания нервной системы характерны для детей и взрослых. Это объясняется тем, что в связи с воздействием на организм факторов внешней среды организм ребёнка и взрослого даёт сбой. Они чувствуют недомогание. Это всё влияет на психоэмоциональное состояние этих групп населения. От последствий воздушной среды, которые сопровождались травмами, пострадали все возрастные группы, но особенно взрослые – 36 человек.

    Исходя из вышесказанного, делаем заключение, что большая часть заболеваний приходится на холодные месяцы года. Это прежде всего, сердечно-сосудистые заболевания, грипп, бронхит, пневмония.

    3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В ходе проведённого научного исследования, я установила следующее:

    при современном уровне развития науки и техники предсказание погоды на будущее остаётся проблемой. Так краткосрочные прогнозы погоды для данного района редко бывают точны при заблаговременности, превышающей двое суток. Долгосрочные прогнозы погоды (более 30 суток), малоэффективны, а долгосрочные прогнозы климата носят характер произвольных оценок.

    Цель, которая была поставлена в начале работы, мною достигнута. И вот, что получилось: таких снежных зим, как было в феврале 2006 года не было уже много лет. Снежный покров составлял 60см, на полях – 47см, а в местах сильных заносов доходил до 70см.

    Этой зимой отмечены и самые низкие температуры: 8 февраля -35,1 0 . Между тем, средняя температура февраля в первой декаде по многолетним наблюдениям составляет по норме -10,7 0 . А в этом году она сложилась на уровне -22,8 0 . Зато значительно потеплело в последней декаде февраля, и был достигнут максимум температуры в 0,8 0 ниже нуля.

    Февраль 2007 года оказался теплее. Его средняя температура в городе была выше нормы на 1,5 0 .Снежный покров составил 26см, на 21см ниже прошлогоднего. Первая декада марта была тёплой с малым количеством осадков (5,8мм).

    Какая будет эта весна, какие сюрпризы она нам преподнесёт – ещё увидим. А что нас ожидает завтра, узнаем из прогноза погоды.

    Погода – это условия обитания человека. И вот, как это ни обидно, человек не властен над погодой.

    Несмотря на все жизненные коллизии, «у природы нет плохой погоды, всякая погода благодать». Я уверена в этом.

    Литература

    1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде Ленинград Гидрометеоиздат 1982г.
    2. газета «Уваровская жизнь» №12 22 марта 2006г.
    3. География. Приложение к газете «Первое сентября» №45 1998г.
    4. газета Оракул 09.2005г. «Путь белых облаков» Фирсов В.
    5. Кривич М., Ольгин О. Какая завтра погода? М. Малыш 1986г.
    6. Литинецкий И. Барометры природы М. Детская литература 1982г.
    7. Статистический отчёт Уваровской ЦРБ (февраль)
    8. Статистические данные Уваровской метеостанции (за февраль)
    9. Что есть погода проф. Зигфрид
    10. Энциклопедия для детей М. «Аванта+» т.3 1994г

    Приложение №1

    Таблица 1

    Среднесуточные температуры за февраль 2007 года

    Для населенного пункта

    Дата

    Сред.

    темпер.

    14,7 о

    10,6 о

    17,2 о

    18,6 о

    11,2 о

    6,3 о

    2,0 о

    5,8 о

    11,9 о

    1,6 о

    2,8 о

    5,8 о

    6 о

    0,7 о

    1,2 о

    1,4 о

    11 о

    9,4 о

    4,2 о

    3,7 о

    10,4 о

    14,6 о

    20,9 о

    16,7 о

    14,4 о

    17,3 о

    17,5 о

    13,4 о

    График 1

    Приложение № 2

    Среднесуточные температуры за февраль 2006г. для населенного пункта

    Таблица 2

    Дата

    Сред.

    темпер.

    15 о

    18 о

    20,4 о

    25,4 о

    17,2 о

    24,1 о

    27,7 о

    28,8 о

    28,9 о

    22,1 о

    13,1 о

    9,0 о

    14,2 о

    18,9 о

    19,8 о

    13,3 о

    7,4 о

    9,1 о

    14,5 о

    11 о

    7 о

    4 о

    1,9 о

    4,8 о

    5,4 о

    4,3 о

    4,1 о

    2,9 о

    График 2

    Средняя температура -14 о

    Приложение №3

    Таблица 3

    Среднесуточная температура март 2007 год

    Дата

    Сред.

    темпер.

    6,2 о

    2 о

    0,6 о

    0,7 о

    2,3 о

    4,1 о

    3,1 о

    0,4 о

    4 о

    4,6 о

    1,3 о

    0,8 о

    0 о

    0,3 о

    2,1 о

    График 3

    Приложение №4

    Таблица 4

    Средняя облачность за день (февраль 2007 год)

    Дни

    облачность

    дни

    облачность

    Пасмурно - переменная погода

    Ясно

    Таблица 5

    Атмосферное давление воздуха (мм) за февраль 2007 г.

    График 4

    Приложение №5

    Роза ветров за февраль 2007год

    Приложение №6

    Роза ветров за февраль 2006г.

    Приложение №7

    Роза ветров за март 2007год

    Приложение №8

    Количество осадков (мм) за февраль 2007

    Приложение №8

    Высота снежного покрова февраль 2007год.

    дата

    высота

    снежного

    покрова(см)