Войти
Образование в России
  • История главного открытия XX века
  • Выбор есть Минский высший радиотехнический колледж проходной балл
  • Ребусы по русскому языку Придумать ребусы по русскому языку
  • Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин Описание сказки салтыкова щедрина премудрый пескарь
  • Роль эмоций и чувств в работе педагога методическая разработка на тему
  • В чем заключается смысл 3 закона менделя
  • Дистанционное образование — кому это надо? Исследование: электронное обучение в вузах Европы.

    Дистанционное образование — кому это надо? Исследование: электронное обучение в вузах Европы.

    Последние несколько лет идея дистанционного образования (ДО) переживает настоящий бум. Тому есть свои причины. Безусловно, основным двигателем ДО является развитие компьютерной техники и, что более важно, развитие коммуникационных технологий. Кроме того, ДО имеет ряд преимуществ перед традиционными видами обучения: это относительная дешевизна (не нужно держать внушительный штат преподавателей - одну лекцию могут одновременно слушать миллионы студентов во всех уголках земного шара, нет нужды в огромных помещениях для проведения лекций), а также мобильность - возможность в короткие сроки внести в программу обучения необходимые изменения и дополнения. Исходя из этого можно сделать вывод о доступности такого вида обучения для большого числа людей. Все, что необходимо, - мультимедийный компьютер с соответствующим программным обеспечением и доступ в Internet (желательно постоянное соединение). Сейчас эти требования уже не являются невыполнимыми. Кроме того, ДО интернационально: можно, к примеру, получить диплом колледжа Fuqua School of Business Университета Дюка, не выходя из своей квартиры. Естественно, для обучения необходимо знание английского языка (ну куда же без него…). По прогнозам ученых, именно дистанционное образование (в сочетании с традиционными формами учебы) будет превалировать в следующем веке - недаром его называют «образованием будущего».

    На сегодняшний день выделяют две концепции организации системы дистанционного образования: североамериканскую и европейскую.

    Дистанционное обучение в США

    В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. В 1984 году эти программы привели к образованию Национального Технологического Университета (National Technological University, NTU). К 1991 году он превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в городе Форт-Коллинз, штат Колорадо. В начале 90-х годов более 1000 студентов при активном участии коммерческих корпораций-работодателей изучали программы NTU на инженерную степень дистанционным методом. Многие из получивших степень магистра NTU отметили, что не смогли бы этого сделать каким-либо другим способом. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета.

    По программам дистанционного образования в США сегодня обучаются более миллиона студентов, принимающих учебные курсы через Систему публичного телевещания (Public Broadcasting System, PBS-TV) с 1989 года. Программа предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам, доступны по всей стране и (через спутник) в других странах.

    Важнейшее значение имеют системы ДО отдельных штатов. Многие из них также базируются на развернутых на рубеже 80-х - 90-х годов классах для проведения спутниковых телеконференций. Как правило, они включают один-два класса в головном университете или колледже, откуда преподаватели проводят занятия, и ряд классов в различных точках штата (от четырех до 16), где занимаются дистанционно обучаемые группы. В последнее время все большее распространение получает использование компьютерных сетей в ДО, предоставляющих схожие возможности, но по гораздо более низкой цене. Вообще отличительной особенностью североамериканской концепции организации ДО можно считать использование в процессе обучения новейших технических средств.

    Дистанционное обучение в Европе

    В Европе дистанционное образование в основном развивается «открытыми» университетами, которые финансируются правительством. Первоначально европейская организация ДО, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на советскую систему заочного образования. Разница заключалась в том, что обучение организовывалось максимально близко к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий; соответственно, не требовалось длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на «тьюторов» (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов была организована с использованием телевидения и радио. В последнее время в европейском ДО все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что чисто технологическая разница между североамериканской и европейской организациями ДО стирается. Программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьего мира.

    В целом ДО в Европе получило интенсивное развитие в начале 70-х годов и связано с созданием ряда Открытых университетов (университетов ДО).
    В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием методов ДО. Лидирующей европейской организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета. В системах ДО, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи данных на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются (в том числе с использованием компьютерных сетей) непосредственно в учебные заведения, где применяются при проведении учебных занятий.

    Наряду с программами, рассчитанными на массовую аудиторию, широкое распространение получили адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса, сдав экзамены, получить соответствующий диплом, сертификат и т.п. Одним из примеров реализации такого направления дистанционного образования могут служить телевизионные курсы Балтийского Университета (THE BALTIC UNIVERSITY). Созданный в Швеции, он объединяет усилия более чем пятидесяти университетов балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения (СТВ), студенты и научные работники 10 стран имеют возможность осуществлять научные и образовательные контакты по тематике, представляющей общий интерес. В 1991-1992 годах такой тематикой была проблема охраны окружающей среды балтийского региона (The Baltic Sea Environment), а в 1993-1994 годах - проблемы развития народов балтийского региона (Peoples of the Baltic).

    Многие считают, что ДО - это разновидность заочного обучения. В принципе они правы, так как студент получает необходимые знания, не выходя из дома. Однако ДО несколько отличается от привычной заочной формы обучения.

    По определению Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию, под ДО понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды налюбом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Другими словами, ДО - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и полностью отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, однако они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

    Одной из характерных черт этого вида обучения является его гибкость. Учащиеся в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для них время в удобном месте и в удобном темпе, что является большим преимуществом для тех, кто не может или не хочет изменять привычный уклад жизни. Целью обучения является прежде всего приобретение обучающимися определенных знаний и умений. Все нормально развитые люди могут достичь одних и тех же результатов в приобретении знаний, только одним для этого потребуется меньше времени, а другим больше. Дистанционное обучение ориентировано именно на достижение определенного результата. Поскольку способности определяются мерой усвоения обучающимся количества информации за единицу времени, подобная индивидуализация обучения по времени позволяет прийти к такому положению, когда все обучающиеся будут добиваться примерно одинаковых успехов, приобретать примерно одинаковые знания и умения, но за разное время. При этом будет гарантирован уровень подготовки, необходимый для изучения последующего материала.

    Дистанционное обучение базируется прежде всего на самостоятельной работе учащегося, что требует от него высокой организованности. Для поступления студенту формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для усвоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. В основу программ дистанционного образования кладется модульный принцип. Весь курс обучения состоит из отдельных независимых курсов (модулей), формирующих учебную программу. Это позволяет проводить эффективное тестирование обучающегося на каждом этапе обучения, а также подбирать индивидуальную программу для каждого студента.

    Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:

    • печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий);
    • электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники, электронные библиотеки с удаленным доступом);
    • аудио- и видеопродукции;
    • телевизионных передач.

    Проблемы ДО

    Развитие принципиально нового направления в образовании не может не сталкиваться с серьезными проблемами. Особенно это касается ДО в нашей стране. Проблем довольно много: слабо разработаны методики, не отлажена сама технология учебного процесса, наконец, отсутствует финансирование. Необходимо помнить о том, что обучение должно быть в любом случае эффективным, будь то очное, заочное или дистанционное обучение. Обучение должно приносить не только «корочки», но и знания. Можно выделить следующие проблемы, с которыми придется столкнуться при выборе дистанционного обучения:

    1. Проблема эквивалентности курсов и признания уровней дистанционного образования классическими университетами. Как уже было сказано выше, в России эта система образования довольно новая и находится если не в стадии «изучения», то в стадии «зарождения» (методом проб и ошибок).

    2. Проблема взаимного признания дипломов, сертификатов, программ обучения. Особенно остро эта проблема стоит при экспорте (импорте) образования. Министерством образования РФ разработаны основные стандарты дистанционного обучения. Так, обучение с использованием дистанционной технологии должно включать выполнение всех контрольных мероприятий и лабораторно-практических работ, предусмотренных государственным образовательным стандартом среднего или высшего профессионального образования и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.

    3. Языковая проблема при экспорте (импорте) образования. Нужно понимать, что, выбрав учебное заведение одной из западных стран, придется обучаться на языке этой страны или на английском. Незнание языка автоматически закроет вам путь в этот университет.

    4. Проблема коммуникаций и стандартов. Особенно это характерно для нашей страны, поскольку уровень развития телекоммуникационных технологий отстает от развитых западных стран. Все это сказывается на качестве предоставляемых услуг и иногда может сделать невозможным сам процесс обучения. Например, если в выбранном вами учебном заведении занятия ведутся посредством видеоконференций, а для доступа к Интернету вы используете модем, то, скорее всего, от выбранного курса придется отказаться, так как просмотр лекции наверняка станет невыполнимой задачей.

    5. Разница во времени на больших территориях. Особенно актуальным это станет, если вы выберете для получения образования одно из американских учебных заведений и обучение или тестирование будет происходить в режиме реального времени. В этом случае спать вам будет некогда.

    6. Вопрос качества курсов и программного обеспечения, образовательных стандартов. В отличие от традиционных видов образования история ДО исчисляется десятками лет. Поэтому для совершенствования методик, обучения преподавательского состава, разработки необходимого программного обеспечения необходимо время. В настоящий момент нет достаточного количества наработок, чтобы поставить ДО в противовес очному или заочному видам обучения.

    На сегодняшний день многие из предлагаемых курсов дистанционного образования в России не оправдывают наших ожиданий, поскольку являются лишь своеобразной «гонкой» за модой или попыткой получить государственное финансирование. Такой формой обучения заинтересовались не только государственные учебные заведения, но и различные некоммерческие организации, поэтому не всегда по окончании такого обучения можно рассчитывать на получение сертификата государственного образца.

    Известные российские вузы уже делают первые шаги в этой области и весьма успешно. Примером может служить Институт дистанционного образования МЭСИ (осуществляет подготовку по специальностям: менеджмент, финансы и кредит, бухгалтерский учет и аудит, статистика, юриспруденция) (http://www.ido.ru). Также некоторые западные университеты открывают представительства в нашей стране. Представительства открываются либо самостоятельно (Открытый Университет Великобритании - The Open University), либо на базе российских учебных заведений. Так, в этом году на базе российских и международных университетов был создан Всемирный Технологический Университет (http://www.wtu.edu.ru). Обучение в ВТУ ведется по наиболее перспективным направлениям - информатика, новые направления в машиностроении, механика и моделирование технологических процессов, иностранные языки, менеджмент и т.д. Одной из форм обучения в этом университете является дистанционное. Успешно закончив ВТУ, слушатель получает документы об образовании, формы и содержание которых утверждены ЮНЕСКО.

    На сегодняшний день развитие дистанционного образования в России, как и во всем мире, идет быстрыми темпами. Пока ДО остается, скорее, экзотическим способом обучения. В первую очередь это связано с отсутствием скоординированной политики между различными учебными заведениями, практикующими рассматриваемую форму образования. Это сказывается на большом количестве всевозможных методик и программ, что еще более затрудняет выбор в пользу дистанционного образования. Но вполне возможно, что уже через несколько лет мы не будем воспринимать дистанционное образование как нетрадиционный вид обучения, и оно станет достойной альтернативой обучению очному и заочному.

    КомпьютерПресс 9"1999

    Дистанционное образование, о котором десять лет назад многие даже не слышали, набирает все большую популярность. Даже ведущие мировые университеты, в числе которых Йельский, Кембриджский и Оксфордский, предлагают студентам по всему миру воспользоваться данной формой обучения. И это делает вполне осуществимой мечту о получении престижного образования для сотен тысяч молодых людей. Кроме того, таким способом можно получить второе высшее образование, изучить иностранные языки на высочайшем уровне, повысить квалификацию.

    Варианты дистанционного обучения за рубежом:

    • получение степени бакалавра или магистра;
    • повышение квалификации;
    • курсы по различным дисциплинам, разработанные ведущими мировыми университетами.

    Каким образом происходит процесс обучения?

    Студенты получают личный пароль, который дает неограниченный доступ к необходимым учебным материалам. В процессе обучения используются программы, которые состоят из видеолекций, учебных пособий, тем для самостоятельной работы, тестов и были специально разработаны с учетом всех тонкостей дистанционного обучения. Зачастую есть возможность личного общения с преподавателями через скайп или электронную почту. В конце каждого курса необходимо сдавать итоговый тест или экзамен. В конце всего курса обучения необходимо лично приехать университет и сдать квалификационный экзамен.

    Достоинства дистанционного обучения за границей

    Престижный диплом международного образца

    Такой диплом открывает многие двери и раздвигает горизонты, но лишь единицы имеют возможность обучаться в университете Европы или США на дневной форме. При этом не только в сложности вступительных экзаменов причина, но и в высокой стоимости обучения, необходимости переезда за рубеж на весь срок обучения.

    Качественное образование, доступ к эксклюзивным учебным материалам

    Учебный процесс будут координировать ведущие мировые преподаватели, студенты получают записи лекций, которые читают на очной форме обучения, многочисленные тесты и контрольные работы помогут постоянно контролировать уровень своих знаний.

    Самостоятельный выбор продолжительности и программы обучения

    Студенты дистанционной формы обучения предоставляется уникальная возможность самостоятельно планировать учебный процесс, задавать темп обучения, больше времени и сил уделять наиболее важным темам и дисциплинам.

    Возможность работать в процессе обучения и оплачивать учебный процесс

    Недостатки дистанционного обучения за рубежом:

    Трудности при поступлении

    В заграничный университет довольно сложно поступить, даже если речь идет о дистанционной программе обучения. Важна хорошая успеваемость, часто могут потребоваться рекомендации учителей или преподавателей, личные достижения в выбранной области. Знание языка должно быть на высочайшем уровне.

    Высокая стоимость обучения

    Если говорить о престижных университетах Европы и США, стоимость дистанционного обучения порой превышает стоимость очной формы обучения в российском ВУЗе.

    Отсутствие строгого контроля со стороны преподавателей

    Многие решат, что это нельзя назвать недостатком, но зачастую излишняя свобода расхолаживает студента, он начинает меньше времени уделять учебе. В результате - отчисление или низкий уровень знаний. Поэтому для успешного дистанционного обучения за рубежом необходима мотивация и четкое понимание того, что хорошие знание нужно именно вам, а не преподавателям. И важно не только получить диплом, но и взять в процессе обучения максимум знаний.

    Выбор учебного заведения и порядок поступления

    Если вы считаете, что дистанционное образование за границей - именно то, что вам нужно, то тщательно подойдите к выбору учебного заведения. Во многом он будет зависеть от программы обучения (бакалавр, магистр, повышение квалификации, курсы), ваших финансовых возможностей, выбранной программы.

    Сделав выбор, посетите сайт учебного заведения и внимательно изучите те требования, которые предъявляются к абитуриентам, а также перечень необходимых документов.

    В большинстве случаев вам потребуется подтвердить уровень владения языком, получив международный сертификат (например, TOEFL).

    Также подготовьте свидетельство о полном среднем образовании, диплом вуза, если таковой имеется, соответствующим образом заполните заявление, а также приложите информацию о личных достижениях и рекомендательные письма.

    Актуальную информацию о поступлении вы всегда сможете получить на официальном сайте университета. Желательно начинать подготовку к поступлению заранее. Заблаговременно связаться с учебным заведением и уточнить все спорные вопросы, подготовиться к вступительным испытаниям, если они имеют место быть, собрать пакет документов. При необходимости выделите время для того, чтобы подтянуть знание языка на должный уровень, иначе вы просто не сможете усваивать учебный план.

    В последние десятилетия большое количество людей интересуются получением европейского высшего образования. Для молодого человека, который не обременен обязательствами, выехать в другую страну не составляет большого труда, была бы финансовая возможность. А что же делать людям, которые работают, имеют семьи или по каким-либо другим причинам, не могут отсутствовать длительное время на родине? Для этой категории людей отличным решением будет дистанционная форма обучения. Какие европейские вузы предоставляют такой вид обучение? Насколько дешевле такая форма обучения? Как происходит процесс обучения? Ответы на эти и другие вопросы я искал в своем блоге. // 10.08.2012

    В первую очередь, давайте разберемся, что же такое «Дистанционное образование». Дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологических средств. Это означает, что процесс обучения происходит в удаленном режиме, без обязательного присутствия студента в университете. Не нужно путать с заочной формой обучения. «Заочники» обязаны присутствовать на начитке и сдаче зачетов, экзаменов в вузе, при дистанционной форме это не является обязательным условием.

    Кроме того, что это удобно с точки зрения мобильности, это еще и дешевле, чем получить европейское образование на очной форме, так как отсутствуют дополнительные расходы на проживание в другой стране.

    Европейская система образования

    Практически вся система образования в Европе построена на кредитно-модульной системе (КМС). ECTS -кредит – это базовое понятие КМС, которое связанно с учебной нагрузкой студента при изучении какой-то составной учебной программы или целого курса. Каждая дисциплина, которую вы изучаете, позволяет вам заработать определенное количество ECTS -кредитов. Общая годовая загрузка студента, должна равняться 60 ECTS-кредитам. Для получения степени бакалавра нужно набрать от 180 до 240 ECTS-кредитов, а для магистра добрать недостающие до 300 (то есть ещё от 60 до 120 ECTS-кредитов).

    В каждом вузе наряду из обязательными дисциплинами предоставляется возможность выбора предметов. В этом и проявляется гибкость европейского образования - студент сам формируем учебный план.

    Я хотел обратить ваше внимание на кредитно-модульную систему по причине того, что вузы при расчете стоимости обучения по выбранной вами специальности ориентируются на стоимость одного ECTS-кредита.

    Вузы-лидеры европейского дистанционного образования

    Великобритания

    Open University (http://www.open.ac.uk/)

    Крупнейший университет Великобритании, в котором обучается более чем 250 000 студентов, из которых более 50 000 - иностранные. Является крупнейшим учебным заведением в Соединенном Королевстве и квалифицируется как один из крупнейших университетов мира.

    Стоимость обучения

    Стоимость ECTS -кредита составляет около 42 евро. Исходя из загрузки 60 ECTS -кредитов в год, получаем стоимость года обучения 2500 евро.

    Если вы являетесь гражданином Евросоюза, плата за образование может иметь кредитную форму. Если вам интересен, такой вид оплаты, вас могут заинтересовать услуги компании под названием OUSBA (Open University Student Budget Account, является дочерней для Open University).

    Как это работает? Вы выбрали курс, который захотели пройти, в свою очередь OUSBA оплатит университету стоимость курса от вашего имени. После этого, задолженность, которая у вас возникает перед OUSBA, может быть погашена по двум схемам, на ваш выбор:

    1. частями («дифференцированный платеж»), при этом сумма долга делится на равные доли и ежемесячно, начиная со второго месяца обучения по этому курсу, выплачивается вместе с процентами. Процентная ставка на момент написания статьи составляла 5% годовых;
    2. отложенная выплата, предполагает оплату курса до его начала. На момент начала обучения вы должны полностью погасить сумму долга. Такая схема подразумевает под собой беспроцентный кредит.

    Оплату надо производить до 5-го числа каждого месяца. Для этих целей, вы можете использовать любую дебетовую карту, выпущенную в Британии, или же основные карты, такие как Visa, MasterCard, кроме Solo, American Express, Diners Club.

    Какого типа получаем диплом

    Сертификаты, дипломы и степени бакалавра (bachelor), магистра (master), есть также докторские программы (PhD).

    Специфика преподавания

    Учебные материалы высылаются почтой бесплатно и могут включать в себя:

    • специально написанные учебники, книги;
    • аудио CD, DVD и различное программное обеспечение;
    • для некоторых практических занятий, оборудование, которой нужно будет вернуть;

    Также доступны различные интернет-материалы, в том числе интернет-библиотека. Учитывая специфику дистанционного образования, для эффективного обучения, рекомендуется наличие у студента компьютера с доступом в интернет.

    Для завершения курса вы должны выполнять задания, которые будут оцениваться преподавателем. Существует два вида оценок:

    • оценки на протяжении курса, для получения которых вы будете отвечать на вопросы преподавателя, выполнять небольшие письменные работы или интерактивные задания.
    • оценки за экзамен или исследовательскую работу: экзамены могут проходить в письменном или устном виде. Если письменный экзамен, вам пришлют образец экзаменационного листа для ознакомления с внешним видом и материалами курса, по которым будет проходить экзамен. Для сдачи письменного экзамена вы должны присутствовать в университете или одном из ближайших к вашей стране центров-партнеров. Устный можно сдать в порядке видеоконференции.

    Что касается исследовательской работы, она может быть затребована в письменном или электронном виде. Вам будет известна дата, к которой работа должна быть отослана в университет. Доставка работы оплачивается студентом.

    Германия

    Fern University (http://www.fernuni-hagen.de/)

    Это первый и единственный государственный открытый университет. На момент написания статьи в этом университете получали образование более 79 000 студентов, более 6000 из которых являются студентами за пределами Германии. Предоставляет возможность получить степень бакалавра (bachelor), магистра (master), доктора (PhD).

    Стоимость обучения (bachelor )

    Название курса

    Общая стоимость за весь период обучения

    Математика

    Информатика

    Педагогических наук

    Культурных исследований

    Политическая наука, управление, социология

    Психология

    Экономика

    Юриспруденция

    Стоимость обучения (master )

    Курс обучения

    Общая стоимость

    Электротехники и вычислительной техники

    Информатика

    Математика

    Информатика

    Психология

    Юриспруденция

    Экономика

    Образование и СМИ

    Европейской современности: история и литература

    Управление

    Философия - философия в европейском контексте

    Какого типа получаем диплом

    Диплом бакалавра(bachelor) или магистра(master) в выбранной вами области. Также выдается сертификат с указанием общего балла, информацией о сданных экзаменах, теме диссертации и информации о получении степени.

    Специфика преподавания

    Экзамены можно сдавать в посольстве или консульстве Германии. Если же речь идет об устных экзаменах, то здесь возможно два варианта: приехать в университет или же, для студентов из дальнего зарубежья и только после согласия аудиторов, провести экзамен в виде видеоконференции. Это будет стоить единоразово 40 евро. Что касается диссертации, то защита происходит только в университете.

    Испания

    Universidad a Distancia de Madrid (http://www.udima.es)

    Открытый университет Мадрида (UDIMA) является частным университетом с центром в Мадриде. UDIMA начал свою научную деятельность в 2008-2009 учебном году и предоставлял возможность получить степени в следующих областях: право, администрация и управления, психология труда и человеческих ресурсов и туризма. В 2009-2010 учебном году список был расширен степенями бакалавра в области истории, информатики и журналистики. UDIMA тесно использует в процессе обучения open source инструменты: Moddle, Gmail, GoogleDocs, GoogleSites, GoogleTalk. Имеет канал на YouTube, официальную страничку на Facebook, а также собственное виртуальное пространство в Second Life.

    Стоимость обучения

    На момент написания статьи стоимость ECTS-кредита по любому из направлений составляла 73 евро. Исходя из загрузки 60 ECTS-кредитов в год, получаем стоимость года обучения 4380 евро. Для студентов, не проживающих в Испании, в эту сумму не включена стоимость доставки учебных материалов. Она должна быть оплачена отдельно. Есть и другие административные расходы, о которых студент информируется заранее: студенческий билет, удостоверения, приложения к диплому и т.д.

    Какого типа получаем диплом

    Степень бакалавра (bachelor) или магистра (master) в выбранной вами области.

    Специфика преподавания

    Учебный процесс протекает в виртуальном классе университета, который работает 24 часа в сутки. Студенты могут установить прямую связь с учителями через форумы, телефон или дополнительные онлайн-инструменты. Студенту предоставляется доступ к огромному количеству учебных материалов по различным предметам написанными известными авторами в научных кругах. Для проверки студентов существуют онлайн тесты, экзамены, виртуальные практикумы и т.д.

    Итак, для примера предлагаю рассмотреть стоимость обучения по направлению информационных технологий во всех перечисленных выше вузах.

    Таблица 1. Сравнение стоимости обучения в некоторых европейских вузах в сфере информационных технологий на степень бакалавра (Bachelor) по состоянию на май-2012

    Университет

    Страна

    Точное название направления обучения

    Стоимость

    Германия

    Степень бакалавра в области компьютерных наук (180 ECTS-кредитов)

    Великобритания

    Компьютерные и информационные технологии (360 ECTS-кредитов)

    Universidad a Distancia de Madrid

    Вычислительная техника (240 ECTS-кредитов)

    В качестве выводов

    Некоторые плюсы дистанционной формы образования я описал еще в начале статьи, а что насчет минусов? Наиболее встречаемая в Интернете - это «котируемость» диплома. Спорить на тему, что лучше - традиционное образование или удаленное - бессмысленно, ответ однозначный, но что делать с ростом спроса на образование? Эту проблему, хорошо решает дистанционка, причем она требует меньших денежных затрат. Котируемость все-таки зависит от рейтинга вуза: если вуз имеет хорошую репутацию, например такие, которые рассматривались в статье, то проблем не должно быть. Ведь работодатели заинтересованы в кадровом вопросе и изучают эту тему.

    Смею предположить, что через 5-10 лет нас ожидают серьезные реформы в сфере образования. Такие развитые страны как Великобритания, США, Канада, вкладывают большие деньги в развитие электронного образования. Мы только начинаем двигаться в этом направлении. Сравнительно недавняя интеграция Болонского процесса в систему образования Украины - тому подтверждение.

    Европейские страны являются передовиками в области дистанционного электронного образования. Дистанционное обучение в этих странах берет начало еще с 70-ых годов 20 века.


    Возможность обучаться удаленно с использованием современных информационных технологий в образовании , предоставляется практически всеми европейскими государствами.


    Ведущими европейскими странами в области развития и совершенствования электронного образования являются: Германия , Испания, Италия , Финляндия, Швеция, Франция , Чехия, Великобритания с ее системой обучения . Каждая из этих стран имеет собственную историю, культурные традиции и обычаи, которые, непосредственно, нашли свое отражение во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в образовательной сфере. Поэтому, выбирая государство для дистанционного обучения, необходимо будет учесть данные особенности.

    Не смотря на специфические особенности в системе образования вышеперечисленных государств, у них есть и много общего, что выгодно отличает их от азиатских, западных и других европейских государств. В число преимуществ дистанционных образовательных программ ведущих европейских государств можно отнести следующее:

    • многолетний опыт в области удаленного электронного образования ;
    • богатая информационная база;
    • наличие образовательных центров в других развитых странах мира;
    • признание дипломов во всем мире;
    • применение современных мультимедийных технологий в образовании , включая компьютерные сети и спутниковое телевидение;
    • налаженная система рассылки файлов, установления обратной связи и аттестации студентов;
    • квалифицированный кадровый состав;
    • высокое качество знаний.

    После дистанционного обучения в Европе, вы сможете получить диплом вуза, с помощью которого легче будет заняться построением деловой карьеры.

    Особенности обучения в развитых странах Европы

    Дистанционное образование в вузах европейских государств имеет специфические отличия по сравнению с обучением в вузах России либо странах СНГ.

    Первая отличительная особенность заключается в условиях поступления. Для того чтобы поступить в европейский вуз, необходимо в совершенстве владеть иностранным языком, а точнее иностранным языком того государства, в которое вы намерены поступить. Вступительные экзамены, как правило, не сдаются – сдается только экзамен на знание языка. Предпочтительнее освоить английский язык, поскольку он является общепризнанным международным языком.

    Даже такие страны, как Германия, Испания , Финляндия, и ряд других государств, помимо программ на национальном языке, разработали и внедрили программы обучения на английском языке. Учтите, что англоязычным студентам всегда найдется место в стенах любого высшего учебного заведения Европы!

    Вторая отличительная черта заключается в методах удаленного преподавания. К примеру, Германия делает большой акцент на применении в ходе преподавания: аудио и видеороликов, печатных материалов, различных мультимедийных ресурсов. Обучаясь в Германии дистанционно, студенты отдают предпочтение следующим специальностям:

    • юридические;
    • информационные;
    • медицинские;
    • электротехнические.

    Среди огромного множества вузов, особо стоит выделить институт дистанционного образования в г. Хагене, с богатейшей информационной базой и 25-летним опытом работы в сфере электронного обучения.

    Испания, помимо предоставления абитуриентам большого числа специальностей гуманитарной и технической направленности, отличается высоким уровнем налаживания обратной связи, независимо от местонахождения студента. Накопив 20-ти летний опыт работы, Испания готова предложить студентам качественное образование, используя современные методы передачи знаний.

    Основной акцент Испанские вузы делают на использовании в учебном процессе доступного программного обеспечения: Linux, Moodle, Open Office, Google Docs и т. п.

    Франция – страна, занявшая 3 место в Европе по интенсивности развития электронного образования, уделяет большое внимание информационному обеспечению абитуриентов. В последнее время в учебные программы стали активно внедрять обучающие курсы на английском языке.

    Обучение происходит посредством практического применения информационных технологий в образованиии интерактивного телевидения. Кроме того, в ходе обучения студентам рассылаются различные презентации, видеокассеты, видеоролики.

    Одним из самых передовых европейских государств в области развития и совершенствования системы e-learning является Финляндия. Что может предложить абитуриентам Финляндия? Широкий спектр специальностей, высокое качество трансляции видео и аудиоматериалов. Применение самых современных методов разработки учебных программ, аттестации учащихся, передачи информации, например, посредством проведения видеоконференций.

    С наступлением эпохи MOOC мало внимания уделялось тому, как информационные технологии влияют на сферу высшего образования. Высшие учебные заведения активно представлены на рынке массовых онлайн-курсов, но до настоящего момента образовательное сообщество располагает малым количеством данных не об отдельных явлениях e -learning , а о стратегической важности электронного обучения именно в вузах.

    Этот вопрос и послужил основой для исследования, проведённого Европейской университетской ассоциацией, призванном обозначить общую картину уровня внедрения инновационных технологий в сферу высшего образования и спрогнозировать будущие тренды IT в обучении. Другими словами, попросту понять, что сейчас работает, а что не очень в этом по-прежнему новом и захватывающем направлении электронного обучения.

    В исследовании приняло участие 38 образовательных систем Европы, что составляет около трети общего европейского вузовского образовательного пространства. Вузы отвечали на три основных вопроса исследования: какой вид электронного обучения они используют, каким образом и что ожидают в будущем. Также задавались вопросы о получаемой поддержке, координации, качестве цифрового образования. Расскажем вкратце о самых важных результатах.

    Ключевые результаты

    За очень малыми исключениями, почти все европейские вузы используют технологии электронного обучения в своей работе. 91% опрошенных учреждений используют модель смешанного обучения (когда изучение материала и практика могут проводиться как в стенах института, так и дома); 82% учреждений предлагают онлайн-курсы. Одни из трендов - совместное производство курсов разными институтами, а также онлайн-курсы с возможностью получения научной степени. Очень многие институты предлагают своим студентам сдавать онлайн-экзамен, даже если предмет преподавался традиционным способом.

    Охват технологий e -learning внутри вузов

    Несмотря на то, что почти все вузы-участники опроса указали, что в какой-либо из форм они используют электронное обучение, его распространённость очень варьируется в зависимости от учебной дисциплины. Всего треть опрошенных вузов охватывает электронным обучением всех или почти всех студентов своих кафедр. Самые популярные для применения e -learning дисциплины - это бизнес и управление, педагогика, инженерные и технологические дисциплины. Крайне редко электронное образование применяется в сферах юриспруденции и искусства.

    Таким образом, можно говорить, что современные технологичные инициативы генерируются каждой кафедрой и местными энтузиастами по отдельности, и только затем могут распространиться на весь вуз. Насколько быстро это происходит и происходит ли вообще, зависит от административного аппарата, модели управления и количества ресурсов.

    По причине того, что современные технологии продвигаются кафедрами и увлечёнными преподавателями, только 13,8% факультетов имеют собственные стратегии воплощения e -learning . Поэтому пока нельзя говорить о хотя бы зачатках единой стратегии внедрения электронных технологий обучения в вузах, хотя почти половина опрошенных учреждений имеют разработанную внутриуниверситетскую стратегию, а ещё четверть находятся в стадии её разработки.

    Инфраструктура электронного обучения

    Для обеспечения успешного учебного процесса вузам необходима надёжная инфраструктура. Более 80% опрошенных университетов обозначили использование соответствующего программного обеспечения для создания курсов, онлайн-репозиториев для учебного материала, электронных систем и инструментов управления учебным процессом; а также наличие студенческих онлайн-порталов (как на уровне учреждений, так и на уровне факультетов). Почти все вузы предоставляют своим студентов внутреннюю электронную почту, доступ к Wi -Fi , компьютерные залы и доступ к онлайн-библиотеке. Также 80% опрошенных вузов предоставляют студенческие лицензии для программного обеспечения, доступ к каталогам онлайн-курсов и учебных материалов и используют социальные медиа. 65% сообщают о возможности онлайн-экзаменов, и ещё 9% планируют внедрить такую возможность в свою работу. Значительная часть респондентов отмечает оказываемую поддержку студентам и учителям в электронном обучении.

    Внедрение технологий e -learning почти не зависит от направленности вуза

    Вопреки ожиданиям, оказалось, что технические и открытые вузы не всегда лидируют в процессе внедрения IT и цифровых технологий в процесс обучения. Хотя есть достаточно удивительные различия в том, как и в какой степени отдельные институты одной направленности и в одной и той же стране воплощают технологии электронного обучения в своей работе. Пока не очень понятно, почему так происходит: возможно, причина в различном дополнительном финансировании, разнице в преподавательских и студенческих и акценте на определённых дисциплинах. Тем не менее, факт остаётся фактом: большинство европейских вузов, вне зависимости от страны и направленности, активно используют технологии электронного обучения и работают над созданием единой внутренней стратегии вуза.

    Преимущества и проблемы электронного обучения

    Опрошенные вузы не выразили сомнений в ценности электронного обучения. Три четверти респондентов признают, что e -learning меняет подход к обучению и преподаванию, а 87% видят в нём катализатор будущих изменений в методах преподавания. Среди прочих положительных особенностей электронного обучения отмечен его потенциал в условиях массового образования («Оно позволяет дать материал большему количеству студентов, а также стимулирует их к совместной работе»). Всего 8% опрошенных не уверены в ценности сферы электронного обучения в целом.

    Тем не менее, мнения касательно отдельных видов электронного обучения расходятся. 45% опрошенных либо отрицают преимущества перевёрнутого класса, либо не уверены в них. Около половины респондентов либо считают, что e -learning не повышает качество образования, либо не уверены в этом (с явным перекосом в сомнение, а не в отрицание). Причиной такого раскола может стать относительная новизна такого подхода к обучению; респонденты также отмечают, что для успешной реализации электронного обучения необходимо множество факторов - время на внедрение (76%), бюджет (43%) и увлечённость педагогического состава.

    Какими бы ни были опасения, они не уменьшают мотивацию вузов развивать сферу e -learning . Среди мотивирующих факторов: гибкость учебного процесса, повышение эффективности классной работы, возможности дистанционного обучения.

    MOOC

    Интерес к MOOC в Европе не утихает. В период проведения опроса всего 12% вузов предлагали массовые открытые онлайн-курсы; но почти 50% выразили своё желание запустить их. Нет явной связи между наличием MOOC от конкретного вуза и его общей вовлечённости в другие формы электронного обучения, но, судя по этой выборке, наиболее склонны к запуску MOOC всё-таки технические вузы.

    Популярными мотивами запуска собственных массовых онлайн-курса являются: представленность на международной образовательной арене, привлечение студентов, разработка инновационных методов преподавания и предоставление более гибкого обучения для уже учащихся студентов. Среди мотивов почти не упоминается экономия бюджета или получение прибыли. Кроме того, в будущем вузы видят в MOOC возможности сотрудничества и партнёрства с другими образовательными учреждениями.

    А по каким причинам вузы отказываются от MOOC ?

    Половина вузов, не запустивших MOOC , пока не сделали этого по финансовым соображениям. Одна пятая называет в качестве причины недостаточную подготовленность педагогического состава (что звучит странно, но, учитывая отсутствие единой стратегии, вполне объяснимо). Более четверти указывают, что предпочитают другие формы электронного обучения, сомневаясь в пользе MOOC для студентов.

    Какие они, европейские MOOC ?

    В среднем опрошенные вузы предлагают от 1 до 5 онлайн-курсов - видно, что пока они находятся в стадии эксперимента. Большей частью MOOC предлагают вузы Западной Европы; самое большое количество курсов на счету у Испании. Если говорить об охвате курсов: несколько курсов в выборке привлекают несколько десятков тысяч студентов, но в основном средний онлайн-курс собирает пару тысяч участников.

    Одна треть вузов зачисляет студентам дополнительные баллы за участие в MOOC : это объясняет значительные колебания в пока, и зателях завершаемости отдельных курсов от 4% до 50% (хотя средний показатель завершаемости колеблется между 10% и 20%). Курсы, рассчитанные на глобальную аудиторию, в основном призваны повысить свой международный престиж, и в таких курсах, как правило, низкий показатель завершаемости. Более локальные курсы стимулируют своих студентов пройти их полностью.

    По причине небольшой выборки (всего 31 вуз) и относительной новизны MOOC на момент проведения опроса пока нельзя сделать никаких выводов относительно дальнейшей судьбы MOOC в Европе. Все опрошенные вузы собираются продолжить свою деятельность в этой сфере, но немногие собираются увеличивать свои показатели. И, как и с другими видами электронного обучения, вузы видят в MOOC широкие возможности партнёрства с другими учреждениями. Что важно: две трети вузов отметили, что собирают данные со своих MOOC , а это значит, что эти данные вскоре могут стать важным источником информации для анализа и прогнозирования дальнейшей ситуации.

    Общие выводы

    В целом удивительно, что настолько разные вузы из настолько разных европейских стран (249 вузов из 38 стран) имеют приблизительно одинаковые мотивы для развития электронного обучения. Прежде всего это эффективное использование аудиторного времени и гибкость учебного процесса.

    Также результаты исследования напоминают нам о том, что цифровые технологии - не единственный и не достаточный путь для повышения качества образования. Перемены должны происходить не только в технологическом секторе, но и в общественном, и в ментальном. E -learning - не панацея, а лишь часть единой образовательной системы, воплощение которой требует ресурсов, увлечённых педагогов и времени на становление.

    Подготовлено по материалам исследования OpenEducationEuropa и новости