Войти
Образование в России
  • Сульфид железа (II): состав и молярная масса
  • Значение слова, его корни и исторические факты
  • Их называли «ночные ведьмы»
  • Афоризмы и цитаты о правителях Гай Юлий Цезарь
  • Король Англии Иоанн Безземельный: годы жизни, правление, семья
  • Владимиро-Суздальское княжество: князья
  • Разработка занятий по русскому языку. Русский язык

    Разработка занятий по русскому языку. Русский язык

    Разработка представляет собой урок русского языка и словесности по теме "Драгоценные частицы".

    Тип урока: обобщение знаний. Данный урок построен на литературном материале, связанном с творчеством Н.В. Гоголя.

    Дидактический материал, использованный на уроке, способствует развитию орфографической зоркости, речевых навыков, развитию мышления, а также воспитывает любовь к русскому слову, к родному языку.

    Через художественное слово Гоголя, через произведения живописи урок способствует формированию культуроведческой компетенции.

    Прилагается презентация, позволяющая учителю создать условия для творческого подхода к изучению темы.

    Урок исследовательского типа, направленный на совершенствование знаний, умений, навыков учащихся 7 класса.

    Цели и задачи урока:

    1. дать представление о том, что такое народные приметы; рассказать о роли примет в жизни наших предков; способствовать воспитанию интереса к истории и культуре русского народа, отражённым в языке;
    2. способствовать обогащению словарного запаса учащихся; дать представление о роли наречий в языке и речи; формировать / совершенствовать навык правильного написания и употребления наречий; развивать навыки написания сочинения и участия в коллективной проектной и учебно-исследовательской деятельности.

    Целевая аудитория: для 7 класса

    В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.

    Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.

    ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.

    Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.

    Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской деятельности.

    Цель предлагаемого урока: дать представление о лексикографии как о разделе прикладного языкознания; формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.

    Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней.

    Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей) позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.

    Целевая аудитория: для 5 класса

    Урок повторения и закрепления знаний об обособленных членах предложениях.

    На уроке повторяются условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Идёт наблюдение над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи. Проводится работа с текстом, творческая работа, тест, беседа о маринистах и их работах (Айвазовский).

    Целевая аудитория: для 8 класса

    1. Познавательные:

    а) обобщить и систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи;
    б) познакомить с формами проектной деятельности.

    2. Практические:

    а) закрепить навыки написания НЕ с различными частями речи;
    б) формировать умение определять с помощью опорной схемы условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.

    3. Общепредметные:

    а) воспитывать:

    • интерес к предмету;
    • языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

    б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;
    в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.

    Нестеренко Елена Васильевна
    Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
    Краткое описание работы: Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Задачи: 1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописа­нии безударных гласных в корне; 2.Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.3. Воспитывать бережное отношение к природе.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать фор­мы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; ар­гументированно отвечать, доказывать свое мнение.

    Нестеренко Елена Васильевна
    Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
    Краткое описание работы: Тема: «Части речи»Цель: Формирование умения распознавать части речи.Задачи: * обобщить и закрепить знания учащихся о частях речи; * формировать навыки правописания различных частей речи; * развивать умения распознавать имена прилагательные, имена существительные, глаголы, местоимения в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; * расширять словарный запас детей; * развивать внимание и логическое мышление; * воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; *воспитывать чувство ответственности за укрепление и сохранение своего здоровья;

    Марковина Татьяна Николаевна
    Учебное заведение: МБОУ "СШ№2" города Вилючинска Камчатского края
    Краткое описание работы: Конспект + презентация к уроку русского языка 3 класс "Школа России" В.П. Канакина, В.Г. Горецкий в 2-х частях 2018 г.Тема урока: Виды предложений по цели высказывния.Цель урока: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказы­вания. К уроку есть небольшая презентация, которая поможет провести урок интересно и наглядно.

    Постникова Жанна Ильинична
    Учебное заведение: МБОО "Усть-Таттинская СОШ им. Н.Д.Неустроева"
    Краткое описание работы: В данном докладе обобщен опыт работы МО учителей русского языка и литературыУ-ТСОШ в рамках внедрения требований ФГОС к агропрофилированным школам. Освещены 6 направлений работы:1.Уроки с агрокомпонентами2. Сборник диктантов для 5-8 классов3. Проект «Воспитание хозяина земли»4. Организация и руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся5. Организация дистанционного конкурса разработок уроков с агрокомпонентами6. Участие в озеленении школы, в субботниках, в работе пришкольного лагеря «Уунуу»Данная работа поможет в организации работы учителя-словесника в агропрофилированных школах.

    Атемасова Елена Викторовна
    Учебное заведение: КГУ "Ново-Бухтарминская средняя школа № 2"
    Краткое описание работы: Данный материал содержит тестовые задания для 8 класса по русскому языку. Всего 15 вопросов. Удобно использовать на заключительном уроке по теме "Второстепенные члены предложения" для проверки знаний и умений учащихся. Работа также содержит ключ для проверки и шкалу оценивания.

    Сорокина Инна Юрьевна
    Учебное заведение: ГАПОУ ПО ПКАС
    Краткое описание работы: Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией, «встречный ток», как говорил К.С. Станиславский, удовлетворение оттого, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать и знать, как строить выступление.

    Гринь Марина Викторовна
    Учебное заведение: Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
    Краткое описание работы: познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных; закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному; углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей; формировать навык согласования существительное + прилагательное.

    Сульдум-оол Алина Юрьевна
    Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. С. К. Тока с. Сарыг-Сеп
    Краткое описание работы: Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном, как части речи.Формируемые УУД:Личностные действия:- проявлять интерес к изучению темы и понимание собственных достижений при освоении учебной темы.Регулятивные действия:- планировать своё действие в соответствии с целью;- соотносить учебное действие с известным алгоритмом;- выполнять взаимопроверку и самопроверку при выполнении учебного задания;- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;- оценивать результат собственной деятельности.

    Нестеренко Елена Васильевна
    Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
    Краткое описание работы: Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Задачи: 1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописа­нии безударных гласных в корне; 2.Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.3. Воспитывать бережное отношение к природе.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать фор­мы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; ар­гументированно отвечать, доказывать свое мнение.

    Нестеренко Елена Васильевна
    Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
    Краткое описание работы: Тема: «Части речи»Цель: Формирование умения распознавать части речи.Задачи: * обобщить и закрепить знания учащихся о частях речи; * формировать навыки правописания различных частей речи; * развивать умения распознавать имена прилагательные, имена существительные, глаголы, местоимения в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; * расширять словарный запас детей; * развивать внимание и логическое мышление; * воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; *воспитывать чувство ответственности за укрепление и сохранение своего здоровья;

    Марковина Татьяна Николаевна
    Учебное заведение: МБОУ "СШ№2" города Вилючинска Камчатского края
    Краткое описание работы: Конспект + презентация к уроку русского языка 3 класс "Школа России" В.П. Канакина, В.Г. Горецкий в 2-х частях 2018 г.Тема урока: Виды предложений по цели высказывния.Цель урока: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказы­вания. К уроку есть небольшая презентация, которая поможет провести урок интересно и наглядно.

    Сульдум-оол Алина Юрьевна
    Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. С. К. Тока с. Сарыг-Сеп
    Краткое описание работы: Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном, как части речи.Формируемые УУД:Личностные действия:- проявлять интерес к изучению темы и понимание собственных достижений при освоении учебной темы.Регулятивные действия:- планировать своё действие в соответствии с целью;- соотносить учебное действие с известным алгоритмом;- выполнять взаимопроверку и самопроверку при выполнении учебного задания;- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;- оценивать результат собственной деятельности.

    Ляшенко Светлана Николаевна
    Учебное заведение: ГБОУ СОШ №58
    Краткое описание работы: Закрепить знания детей о написании заглавной буквы в именах собственных; формировать творческие способности младших школьников; развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения; работать над гигиеническими нормами письма; воспитывать интерес к русскому слову, аккуратность в работе, любовь к родному языку, чувство коллективизма.

    Стрижак Людмила Викторовна
    Учебное заведение: МБОУ "Понуровская СОШ"
    Краткое описание работы: Урок нацелен на то, чтобы повторить и закрепить сведения вводных словах и конструкциях, полученные раннее; отработать навык выявлять в тексте вводные слова, предложения, вставные конструкции и обособлять их. Также на уроке идет подготовка к ГИА.

    Зайцева Надежда Александровна
    Учебное заведение: МОБУ "Черкасская СОШ"
    Краткое описание работы: Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.

    Долгова Вера Петровна
    Учебное заведение: МБОУ "Усолинская средняя общеобразовательная школа"
    Краткое описание работы: Ознакомление учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формирование умения распознавать условия выбора орфограммы; формирование умения видеть орфограмму и правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных. В ходе урока применяются слуховой диктант с использованием сигнальных карточек, физкультминутка, выборочный диктант.

    Репетухас Елена Владимировна
    Учебное заведение: КГУ "Приозерная основная школа отдела образования акимата Алтынсаринского района"
    Краткое описание работы: Урок показан на авторском семинаре учителя по теме самообразования "Использование ИКТ на уроках русского языка".Урок содержит все виды работ с использованием ИКТ.

    Потепалова Ирина Игоревна
    Учебное заведение: ГБОУ СОШ №32 им. Л.В. Бобковой
    Краткое описание работы: Учащиеся становятся детективами, помогая Шерлоку Холмсу разгадать загадки, при этом вспомнинают различия между звонкими и глухими согласными звуками, разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой; повторяют, почему непарные по звонкости-глухости согласные проверять не надо; развивают речь и мышление.

    Евлахова Светлана Владимировна
    Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №2"
    Краткое описание работы: Занятие проводилось в рамках внеурочной деятельности по русскому языку после изучения темы "Лексика". Была выбрана форма занятия, отличная от урочной. Это викторина, к которой учащиеся готовились заранее: выпустили газету "Из истории фразеологизмов", распределились на две команды, выбрали капитанов, придумали девиз, эмблему команды, оформили выставку своих творческих работ и отобрали различные лексические словари. В жюри были приглашены родители учащихся, коллеги. Конспект занятия соответствует ФГОС

    Мушкудиани Надежда Раульевна
    Учебное заведение: ГУ " Владимировская СШ "
    Краткое описание работы: Учащиеся смогут:- акцентировать внимание на академическом языке (например, лексика, включающая терминологию и фразы, необходимые для достижения целей обучения предмета); - использовать языковые навыки в различных комбинациях для достижения различных целей;

    Колмагорова Марина Михайловна
    Учебное заведение: КГУ КШ ДС № 33
    Краткое описание работы: Свой урок я строила в соответствии с программой, используя информационно-коммуникативные и игровые технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся активный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

    План-конспект урока по русскому языку по ФГОС

    В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по русскому языку. Конспект урока русского языка представляет собой подробный план, который включает как его содержание, так и развернутое описание последовательности этапов учебного занятия.

    Для учителей русского языка конспект урока выполняет двойную функцию: во-первых, он служит опорным планом проведения занятия, тем самым позволяет лучше систематизировать учебный материал и улучшить качество преподавания, во-вторых, конспект урока представляет собой официальный документ, который используется при аттестации учителей русского языка, также как и педагогов, занимающихся преподаванием других предметов. Независимо от преподаваемого предмета, стажа и опыта педагога, конспекты уроков играют исключительно важную роль в построении грамотного и эффективного образовательного процесса.

    В соответствии с новыми требованиями ФГОС, конспекты уроков русского языка в школах России должны отвечать ряду учебно-методических принципов, заложенных в образовательных стандартах нового поколения. План-конспект урока русского языка по ФГОС должен соответствовать следующим критериям: цели, задачи, методы занятия должны соответствовать возрастной категории учащихся; цели и задачи урока четко сформулированы; ход учебного способствует выполнению задач и достижению целей.

    Основными элементами конспекта занятия по русскому языку являются: тема урока, его цели и задачи, вид и форма проведения урока, ход (включает в себя последовательность этапов урока), методическое обеспечение.

    Бесплатно скачать конспекты уроков русского языка можно на сайте Конспектека

    Учителя русского языка могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем сайте и получить за это именной сертификат о публикации . Размещая свои материалы на сайте, Вы даете другим перенять часть Вашего опыта и помогаете своим коллегам на пути профессионального педагогического развития. Все авторские материалы по русскому языку на нашем сайте можно скачать бесплатно в ознакомительных целях.

    Помимо конспектов по русскому языку на нашем сайте Вы найдете разработки по

    Разработки уроков по русскому языку для учащихся 5 класса ориентированы на работу по учебнику Е.А. Быстровой

    Разработки уроков по русскому языку для учащихся 8 класса ориентированы на работу по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Однозначные и многозначные слова.

    Тип урока. Урок открытия новых знаний.

    Цели как деятельность учеников.

    М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, омонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

    М/к: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

    6ЛР: опознавать омонимы по отличительным признакам, различать однозначные, многозначные слова и омонимы на основе установления наличия/отсутствия сходства между признаками слов.

    3ЛР: наблюдать за использованием омонимов в языковых играх (загадках), художественной речи.

    Проводится по предложенному плану или используется презентация (см. prezent_ rus_5kl_ ur20).

    1. Обращение к теоретическому материалу § 58.

    Упр. 328 – наблюдение над словарными статьями многозначного слова и слов­омонимов.

    Словарная работа: обоняние, экипаж .

    2. Чтение названия темы урока.

    Регулятивные УУД

    IV. Открытие нового знания.

    1. Обращение к рубрике «Знаете ли вы, что…» на стр. 231.

    2. Упр. 331-333

    Работа проводится в парах по заданиям.

    Регулятивные УУД

    2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

    3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД

    2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Познавательные УУД

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

    V. Итог урока.

    – Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий.

    – Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно?

    Учитель читает стихотворение .

    Норка вылезла из норки

    И пошла к знакомой норке.

    В норку норкину вошла,

    Норку в норке не нашла.

    Если в норке нету норки,

    Может, норка возле норки?

    Нет нигде. Пропал и след.

    Норка – здесь, а норки – нет!

    (А. Шибаев)

    – Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или однозначное? Докажите.

    – Что удалось на уроке, было самым интересным?

    – Какие трудности встретились?

    – Что помешало при выполнении задания?

    – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

    Регулятивные УУД

    VI. Домашнее задание.

    § 58, упр. 334.

    Предварительный просмотр:

    Тема: Прямое и переносное значение слова.

    Тип урока. Урок открытия новых знаний.

    М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

    М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

    6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).

    3ЛР: наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.

    Этапы урока

    Ход урока

    I. Оргмомент.

    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .

    II. Языковая разминка.

    1. Словарный творческий диктант

    – По лексическому значению определите слова и запишите их:

    1) водитель машины (шофёр ); 2) плод дуба (жёлудь ); 3) откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон );
    4) тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (
    шёпот ); 5) глухой тихий звук от лёгкого соприкосновения чего­нибудь с чем­либо (шорох ); 6) место соединения сшитых кусков ткани (шов ); 7) тонкая верёвка (бечёвка ); 8) дорога с твёрдым покрытием (шоссе ); 9) профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей ).

    – Какие способы толкования значений слов были вам представлены? (Описательный.)

    – Есть ли какие­то ещё значения у записанных вами слов?

    2. Работа с орфографическим словарём (слово вестибюль ).

    – Что обозначает слово вестибюль ? (Предположения учеников .)

    – Сравним ваши ответы со словарём. Какой словарь вам поможет в этом? (Толковый.)

    Один из учеников ищет слово в толковом словаре и приводит его толкование.

    – Запишите слово вестибюль в тетрадях. Подчеркните орфограммы.

    – Какие буквы вы подчеркнули?

    – Придумайте какую­нибудь ассоциацию, чтобы легче запомнить это слово.

    Познавательные УУД

    1. Извлекать информацию из словаря.

    2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слово в образ, ассоциацию).

    III. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы.

    Организация наблюдения. Диктант.

    К вечеру голубизна неба опять пала на снега, померкло белое сияние. И березы тянулись, как руки снега. И стволы их у начала сливались с осевшими сугробами. Небо, уронив голубизну на снега, стало легче, невесомее, прозрачней. (Г.Николаева)

    Подчеркните слова, употребленные в переносном значении.

    Постановка проблемы.

    Возможно использование презентации

    (см. prezent_ rus_5kl_ ur19) или традиционная работа по учебнику.

    1. Мотивирующий приём.

    – Послушайте стихотворение В. Остена «Дорога».

    Дорога.

    Подумайте только, как много

    Значений у слова дорога .

    Дорогой зовут автостраду,

    И тропку, бегущую рядом,

    И шлях, что лежит на равнине,

    И путь каравана в пустыне…

    Подумайте только, как много

    Значений у слова дорога .

    – О скольких словах в нём говорится?

    – А сколько лексических значений имеет слово дорога ?

    – Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант : многозначные слова.)

    2 . Обращение к теоретическому материалу §59. Составление плана.

    1) Упр. 336.

    Регулятивные УУД

    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

    2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

    Познавательные УУД

    1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

    2. Извлекать информацию из словарной статьи.

    3. Производить анализ и синтез.

    IV. Открытие нового знания.

    1. Упр. 335 – анализ многозначных слов и установление связи (сходства) между значениями этих слов.

    Работа в группах (учитель предлагает работу в группах над значениями многозначных слов по своему усмотрению).

    Методическая рекомендация . Учителю важно показать, что прямое значение – это значение слова, которое возникает первым в нашем сознании без сочетания с другими словами (например, бежит – мы думаем о человеке, тяжёлый – о весе и т.д.), для выявления переносного значения нужен контекст, к словам в переносном значении можно подобрать синонимы.

    – Сформулируйте определение прямого и переносного значения слова.

    – Есть ли какая­то связь между многозначным словом и прямым и переносным значением?

    Попробуйте представить её в виде схемы

    – Что нового о значениях слов вы узнали?

    – Метафора – это прямое или переносное значение слова?

    – Уточните тему урока. (Прямое и переносное значение слова .)

    – Запишите ключевые слова урока. (Многозначные слова, прямое, переносное значение, метафора. )

    Регулятивные УУД

    1. Искать пути решения проблемы.

    2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД

    1. Правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

    2. Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

    Познавательные УУД

    1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

    2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

    3. Перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.

    4. Сравнивать, обобщать, делать выводы.

    5. Строить рассуждения.

    VI. Подведение итогов.

    – Прочитайте ключевые слова урока и сравните их с теми, которые вы назвали на уроке. Есть ли какие­то различия?

    – Найдите «третье лишнее»:

    а) полотно, поля, вестибюль ;

    б) золотое кольцо, тяжёлый характер, железный гвоздь.

    – Почему эти слова лишние?

    – Как бы вы могли оценить свою работу на уроке?

    – В чём были сложности?

    – Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке?

    Регулятивные УУД

    1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

    2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

    VII. Домашнее задание.

    1. Словарные слова (вестибюль, метафора ) записать в словарик.

    2. Представить определения по изученной теме в виде схем, уметь рассказать о них по схемам.

    3. Упр. 337, § 59.

    Предварительный просмотр:

    Тема: Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова . (§55) Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. (§ 56-57). Способы толкования (краткое, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов)

    Тип урока. Урок развития умений.

    Цели как деятельность учеников .

    М/п: свободно пользоваться словарями различных типов, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её в разных формах.

    6ЛР: толковать значение слова разными способами, устанавливать связи, сходство и различие между толкованиями.

    3ЛР: развитие умений в области культуры речи, опирающихся на такие качества, как точность, выразительность, ясность речи; предупреждение ошибок, связанных с неточным знанием значений слов.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

    I. Оргмомент.

    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

    II. Языковая разминка.

    1. Работа на меловой доске, запись предложения в ученических тетрадях:

    Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, чёрно­бурою лисицею под горой улёгся лес. (Д. Кедрин)

    2. Подчеркнуть грамматическую основу, составить схему предложения, дать устно его характеристику.

    3. Обозначить изученные орфограммы.

    4. Разбор по составу слова с/прят/а/лось .

    Регулятивные УУД:

    Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

    III. Письменный опрос с элементами проверки домашнего задания.

    1.Словарный диктант (проецируется на интерактивной доске)

    Бли..кий, ги..кий, в тенеч(?)ке, сла..кий, завис(?)ник, моро.., заросший пру.., кла(с,сс)ный, ве..ти поклажу, сле.. лисицы, голу..ь, тра(с,сс), получить пять ба(л,лл)ов, ю(н,нн)ность, ю(н,нн)ат, стоит на но..ке, лес(?)ница, че(?)ствовать, акац..я, ж..раф, адр..с, праз(?)ник, д..фис, д..льфин, бульдо.., ва(н,нн)а, ж..лтый, сла..кое, пр..гноз, н..б..свод, б..бл..отека, алф..вит, п..м..дор, п..льто.

    2. Вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы. В скобках объяснить написание.

    3. Ответить на вопросы:

    Что такое орфография? Зачем нужно знать правила орфографии?

    Чем отличаются правила орфографии от правил орфоэпии?

    Связаны ли между собой фонетика и орфография? А фонетика и орфоэпия? Покажите на примерах.

    Познавательные УУД

    1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную).

    2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

    ТОУУ

    3. Владеть средствами цифровой обработки информации (самостоятельно создавать цифровые ресурсы и свободно ими пользоваться).

    IV. Введение в тему урока и формулирование учебной проблемы.

    1.Организация наблюдения.

    1.Упр. 310 (чтение учениками текстов вслух)

    Что общего и различного в этих текстах?

    Как вы считаете, могут ли существовать предметы, явления, которые не названы словом?

    2. Обращение к теоретическому материалу §55. Составление плана.

    3 Упр. 313 – проводится работа с толковым словарём .

    – С каким словарём в учебнике вы будете работать?

    – Как понимаете, что такое толковый словарь?

    – Как называются значения, которые вы нашли в толковом словаре?

    – Какую ещё информацию о слове можно найти в толковом словаре?

    – Как называются признаки, которые указаны рядом со словом? (Грамматическое значение.)

    Развёрнутый устный ответ на этот вопрос по предложенному в упр. 314 началу (один­два ученика или по цепочке).

    4. Чтение теоретического материала §56 с предварительным заданием:

    Найдите ответ на вопрос «Что такое лексикография?»

    Как давно появились словари на Руси?

    Какие словари вы можете назвать?

    – Кто же составляет толковые словари?

    Ознакомительное чтение текста на стр. 222, краткий вывод о вкладе В.И. Даля в развитие языка. (Он первый самостоятельно собирал «народные» слова, подбирал к ним пословицы, поговорки.)

    3. На интерактивной доске можно использовать материал предметного диска, на котором представлены слова с толкованиями значений.

    Счастье – это чувство высшего удовлетворения.

    Счастье – это когда тебя понимают (из кинофильма «Доживём до понедельника»).

    Счастье – радость, благополучие, блаженство.

    Счастье – буквально «хорошая часть, доля» (из словаря, объясняющего происхождение слова).

    – Как вы думаете, одно или разные значения у слова счастье ?

    – Как называется такое значение слова? (Лексическое значение.)

    – Какое из определений нельзя найти в словаре?

    – Какую учебную проблему будем решать на уроке?

    Запись темы урока:

    Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования.

    4. Извлекать информацию из словаря.

    5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

    Духовно-нравственное воспитание

    Воспитание чуткого, бережного обращения со словом.

    Уважение к традициям и культуре русского народа, хранителям русского слова, русской речи.

    6. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

    7. Перерабатывать, сравнивать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.

    Регулятивные УУД

    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

    2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

    V. Открытие новых знаний.

    1. Наблюдение над порядком размещения слов в словариках на стр. 269-276.

    2. Выполнение упр. 319 (коллективно), 320 (самостоятельно, затем проверить).

    3. Способы объяснения лексических значений слов (теоретический материал 111 §57)

    4. Упр.323 (задание 2).

    5. Упр. 325 (устно).

    3. Искать пути решения проблемы.

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    VI. Проектное задание.

    «Проводим лингвистическое наблюдение» (упр. 318)

    (Учитель определяет, кто и к какому сроку готовит данный проект.)

    Прочитайте толкование слов атмосфера, горизонт, делать, диета, бублик в «Толковом словаре…» В.И.Даля и «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.

    • Сопоставьте написание слов. Чем объясняется различие, если оно есть?
    • Сравните толкование слов. В чем разница в толковании? Какое толкование вы считаете более правильным?
    • Проанализируйте состав словарных статей. Из каких частей они состоят?

    Подберите еще два-три слова для сопоставительного анализа. Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде доклада.

    Коммуникативные УУД

    1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

    2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи.

    3. Находить и исправлять речевые недочёты.

    VII. Итог урока.

    – Какую новую информацию получили на уроке?

    – Что было самым интересным? А что показалось трудным?

    – Прочитайте ключевые слова урока и приведите к ним любую ассоциацию (толкование, пример, схему, иллюстрацию).

    Регулятивные УУД

    1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

    2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

    ТОУУ

    VIII. Дифференцированное домашнее задание.

    §55-57.

    1 вариант – упр. 322.

    2 вариант – упр.327.

    Предварительный просмотр:

    Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»

    Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.

    Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.

    Ход урока

    1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
    2. Проверка домашнего задания:
    • Какие члены предложения называются обособленными?

    (Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:

    Ветер, дувший со всех сторон , усиливался.

    • Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)
    • В каких случаях обособляются определения и приложения?

    (Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:

    • Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:

    Усталая , она пришла домой.

    • Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:

    Ягоды, сорванные на грядке , аппетитно пахнут.

    • Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:

    Ветер, холодный и колючий , подул с севера .

    Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)

    1. Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)
    • Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?

    (В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)

    Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.

    • Итак, записываем в тетрадях:

    Ветхая одеж о нка, пораж енн ый красотой дикови нн ого леса, привлеч енн ый журч а нием неприметного с виду родни чк а, не извес т ное уч ен ым созвездие, не точный ра сч ет, не глубокая реч о нка, об а ятельная девч о нка, окруж енн ый пр и чудливыми очертаниями, не громкий ш о рох, не стерпимо ж ж е т.

    (После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)

    Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.

    Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».

    Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.

    (Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)

    (Комплексный анализ текста)

    1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты.

    2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.

    3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!

    1. Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать ?

    (Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)

    1. В каком предложении заключена основная мысль текста ? (в 1)
    2. Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)
    1. Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.
    2. Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.
    1. Определите тип текста (докажите свое мнение)

    Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ, ……………

    1. При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину ?

    сравнение : луга, пестрые, как ковер ,…

    Метафора : деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей

    прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении

    Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.

    1. Найдите типы словосочетаний по способу связи :

    В 1 предл. – согласование : брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты

    В 5 предл. – управление : хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.

    1. Определите способ связи между 1 и 2 предложениями

    1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.

    1. Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему .

    Физкультминутка.

    1. Материал для закрепления
    • Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК :
    • обособляется , если имеет оттенок причинности , например:

    Валерию, как уроженцу юга , трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

    • не обособляется , если имеет значение «в качестве» , например:

    Все знают Семенова как хорошего футболиста

    • если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:

    Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков

    1. Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.

    (звучит легкая музыка)

    Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.

    Музыка выключается.

    После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради

    Словарная работа.

    Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.

    Оно имеет два основных значения:

    • вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.
    • Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве

    В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:

    пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище»

    Составьте и запишите предложения по схемам.

    1) [ сущ. , │ опр., выр. прич. обор. │ , ……… ] .

    2) [ │опр., выр. прич. обор. │ , личн. мест. ………] .

    распр.прил .

    3) [ │как ……… │ , сущ. ……… ] .

    Итог урока

    Мы повторили тему «Обособленные определения и приложения»

    - Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?

    Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:

    • любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению

    (Усталая , она пришла домой.)

    • согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного

    (Небо, полное грозою , все в зарницах трепетало.)

    • согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного

    (Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю)

    • если имеют обстоятельственное значение

    причины

    (Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)

    уступки:

    Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя

    или отделены от определяемого существительного другим членом предложения

    Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:

    За работу в тетрадях –

    За работу по карточкам -

    За работу на интерактивной доске (анализ текста) -

    За работу у доски –

    Работали с учебником:

    Составляли предложения по схемам и получили оценки

    Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)

    Обратить внимание учащихся : при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;

    упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)

    Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;

    Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе


    Русский язык- один из крупнейших языков мира. На нем говорит огромное количество людей по всему миру. Из всех славянских языков именно он является самым распространенным. Помимо этого, русский язык признан еще и самым распространенным языком Европы. К сожалению, сложность этого языка сегодня очевидна как никогда ранее. Даже среди коренного населения России грамотно и безошибочно разговаривать и писать на нем могут далеко не все. Стоит отметить, что, несмотря на предпринятые меры (например, объявление 2007 года Годом русского языка), уровень знаний в этом направлении на сегодняшний день не повышается. Грамматика , фонетика, морфология , синтаксис, лексика , орфография - всё это вызывает немало проблем как у подрастающего поколения, так и у взрослых людей.

    В школе уроки русского языка преподаются с самого начала обучения, но стопроцентная успеваемость в этом предмете демонстрируется не многими. Времена, когда за чистотой и правильным использованием русского языка люди старались следить, можно сказать, уходят в прошлое. Теперь уровень знания русского языка - родного языка для многих жителей России - чрезвычайно низок. Даже в профессиональных СМИ нередко встречаются довольно безграмотные журналисты и корреспонденты. Про обычных людей, пользователей Интернета, не стоит и говорить.

    Лекции по русскому языку

    На страницах портала вашему вниманию предлагаются лекции педагогов с большим опытом работы. С монитора компьютера очень подробно и не спеша они расскажут обо всех правилах русского языка, избавив школьника от необходимости сидеть за учебником. Размещенные на нашем образовательном портале видеоуроки по:

    а также русскому языку 11 класса могут в какой-то степени заменить полноценного домашнего репетитора. Учитывая то, что за эти учебные видеоматериалы вам ничего не нужно будет платить, их использование становится еще более привлекательным. Вам потребуется компьютер с выходом в Интернет и желание восполнить пробелы.

    Вашему вниманию представлены лекции опытных педагогов. В этих материалах вы найдете видео по таким темам, как деепричастные обороты, степени сравнения наречий, основы синтаксиса и морфологии , сложные предложения и пр. С такой эффективной поддержкой, которая предоставляется совершенно бесплатно, школьник может значительно повысить собственную успеваемость. Стоит отметить, что знание русского языка будет необходимо человеку в любых жизненных ситуациях, поэтому к этой учебной дисциплине стоит отнестись с повышенным вниманием. Не исключено, что увлечение гуманитарными науками подтолкнет школьника к выбору будущей профессии. Может быть, ему понравится работать с текстами - и он свяжет свою жизнь именно с гуманитарной деятельностью. К сожалению, уровень преподавания учебных дисциплин в российских школах нередко оставляет желать лучшего. Случается, что эти методики отбивают у школьников всякое желание заниматься гуманитарными науками. Но уроки русского языка, размещенные на нашем портале, к их числу не относятся. Профессиональное видео, снятое на лекциях опытных преподавателей дает возможность изучить абсолютно все правила русского языка не спеша, в комфортных условиях. Дома, удобно расположившись перед компьютером, школьник может почерпнуть, возможно, гораздо больше и надолго запомнить, нежели в стенах школы. Любой непонятный момент в видеолекции можно повторить парой кликов компьютерной мыши.

    Изучить русский язык теперь намного проще

    Чем раньше у школьника появится возможность исправить отставание в учебе, тем легче пойдет изучение предмета, по которому он не успевает. Теперь вам вовсе не обязательно искать репетитора (и платить ему) или посещать дополнительные занятия. Учебные видеоматериалы, размещенные на нашем портале, могут продемонстрировать не меньшую эффективность. А своевременно прочитанные конспекты по урокам русского языка помогут лучше усвоить изученный материал. Главное - вовремя дать шанс школьнику понять всю важность этой учебной дисциплины. Сегодня хорошее знание русского языка (и письменного, и устного) нередко является одним из основных требований при поиске работы.

    Если у вашего ребенка-школьника есть определенные проблемы с изучением русского языка, если он демонстрирует неуспеваемость по этой дисциплине, воспользуйтесь учебными видеоматериалами нашего сайта, которые дополнены вспомогательными конспектами по урокам русского языка.