Елены габовой не пускайте рыжую на озеро. Мир подростка в современной литературе
Стрелкина Татьяна Андреевна
Должность:
учитель русского языка и литературы
Учебное заведение:
МОУ СОШ №32
Населённый пункт:
г.Комсомольск-на -Амуре
Наименование материала:
методическая разработка урока
Тема:
"Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.Габовой "Не пускайте рыжую на озеро")
Дата публикации:
27.02.2016
Раздел:
полное образование
Внеклассное мероприятие в 9 классе.
Тема: "Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.В. Габовой "Не пускайте
рыжую на озеро")
Цель мероприятия
:
привитие интереса к произведениям современной
литературы на основе идейного анализа произведения Е.Габовой « Не пускайте
рыжую на озеро», раскрытие егозначения.
Задачи:
Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой с
целью анализа художественных средств выразительности рассказа «Не
пускайте рыжую на озеро»
Развивающийся аспект – используя технологию РКМЧП развивать
навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать
ассоциативно-образное мышление, память;
Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к современной
литературе,
обращенной
к
подросткам,
осмысление
поступков
подростков,
осознать, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя
частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим.
Оборудование:компьютер,
проектор,
рекомендательные
списки
литературы,
раздаточный материал.
Ход мероприятия.
1. Оргмомент. (Работаем в группах)
2. Слово учителя. Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения.
Приходят, как говорится, на огонек, когда грустно и одиноко. Творчество
писателя - такой дом. Произведения современных писателей приглашают нас,
читателей, в свой дом - в книгу, в мир юношества.
Этот мир
всегда интересен нам, он чистый,
своеобразный, но и жестокий,
который наносит свой отпечаток на всю жизнь.
Слово педагогу- библиотекарю нашей школы.
Накануне мы провели среди вас анонимное анкетирование. Результат.
Слайд 1 обзора.
На
основании
ответов
представляю
вашему
вниманию
обзор
современной
литературы
для
подростков.
Эти
книги
не
только
ответят
на
ваши
вопросы,
помогут разобраться в каких- то жизненных ситуациях, но и скрасят досуг.
(Итоги анонимного опроса и обзор современной литературы для подростков.
Рассказ о Габовой Елене).
Презентация обзор литературы.
«Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми – давайте жить как
люди!»
Владимир Башунов
Раздумья над рассказом Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро»
Учитель.Сегодня, перелистывая страницы рассказа, попытаемся услышать
его нравственное звучание. Автор обращается к современной молодежи, к
их нравственным и духовным ценностям, ведь душа современного подростка,
прежде всего, ждет от мира теплоты, любви и понимания.
. Учитель. Рассказ «Не пускайте на озеро» прочитан, какие проблемы поднимает
автор.
Подростковая жестокость
Проблема одиночества
Бездушие и безразличие взрослых к судьбе детей.
Слайд 3. Учитель.
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока
«Человеком надо быть всегда»
Чтение наизусть стихотворения (ученицей)
Родиться рыжим –
значит не таким, как все.
Ты рыжий с детства
и в толпе всегда заметен.
Ты неприличен и смешон,
Резвясь в росе.
Весь мокрый, вопреки
Послушным, умным детям.
Родиться рыжим –
Значит не таким вообще.
Пусть ты блондин,
Иль даже волосами черен.
Ты просто «рыжий»
Изначально там, в душе.
И пусть порой смешён,
но серым непокорен.
Стефания Данилова
Работа со стихотворением (Текст в материалах к уроку)
.Учитель
.
О каких значениях слова рыжий говорится в стихотворении?
Рыжий – по цвету волос, веснушкам на лице
(«Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен»)
«Рыжий» - не такой, как все.
(«рыжий» изначально там, в душе
Учитель Вывод: «Наша героиня не такая, как все».
Учитель. Что вы можете рассказать о главной героине рассказа?
(Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет
очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как
проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы,
одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность,
внешность и за непослушание).
Учитель. Какие художественно-изобразительные средства использует автор,
чтобы описать внешность девушки с какой целью?(у каждой группы свое
задание)
(Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная,
застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Лицо
бледное, в веснушках, наскакивающих одна на другую метафора). Как она
величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.»
Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством»)
Сравнения «Волосы, словно медная проволока»,» Глаза зеленые, блестящие, как
лягушата», «Тяжелая коса, как трос, которым удерживают на берегу
большие корабли» Эпитеты: «золотоволосая красавица», «вода тихая-тихая»
и другие..
Вывод
:
в данном рассказе автор употребляет метафоры, эпитеты, для
усиления выразительности речи, для передачи внутреннего мира героев и точки
зрения рассказчика к изображаемому, помогает нам, читателям, открыть нечто
новое в героях.
Учитель. Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками, зная, что
будет там одна?
(Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь,
чтобы слушал весь мир её)
. А как она пела? Обратитесь к тексту
(Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела
высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты,
это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием –
антитеза)
Отношение рассказчика.
У рассказчика есть симпатия к ее пению, но он не
выражает ее открыто, не выступает в защиту Светки, а поступает, как все. («Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все
раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой,
легкими перистыми облаками, теплым воздухом»…).
Сделайте вывод об отношении окружающих к героине.
Одноклассников раздражает, что она не такая, как они.
Никто не пытается ее понять.
Все её обижают.
Чтение по ролям и анализ эпизода «На палубе теплохода». Оцените чтение,
удалось ли ребятам передать эмоциональное значение эпизода?
. Что нового узнали о героине и ее одноклассниках, об отношениях друг к
другу. Работа с текстом.
Героиня
Сидит на краю скамейки, рядом с ней пустое место Встревоженное выражение
лица.
Сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу, еле
успела на берег.
Одноклассники
До свидания, Рыжая, ты рыбу распугиваешь (Женька).
Прощай, подруга, больше не увидимся (девчонки).
Давай Женьку хвалить, что он с Рыжухой так ловко устроил.
Все о Рыжухе забыли.
Класс был оживлен.
Как Светка относилась к одноклассникам?«На девчонок не обижалась,
привыкла, наверное. Ей было хорошо одной на природе, не было ни на одной
фотографии, бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда уже все по
палаткам расходились…»
Учитель. Ваше отношение к её одноклассникам?
(Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвны, не все были на стороне
Женьки).
Учитель. Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда удаётся
защитить слабого? (Думаем не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы
возразить «сильному»).
Учитель. Согласны ли с рассказчиком, что класс Светы дружный?
Ученица. Да. Класс дружный (доказывает текстом)
Дискуссия.
Дружба- это…
(Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало
кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали
из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: « не было ни
на одной фотографии, бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все
уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала»)
Учитель. Что же помогло героине выстоять?
(Она была старшей в семье, оставшись без отца, научилась сдерживать слезы,
страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам
(делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении,
её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже
солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал).
Учитель. Прошло 5 лет, рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в
оперном театре, почему?
(Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки
обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она
талантлива, умна, имеет право на счастье.)
Послушайте стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь»)
Ученик наизусть читает стихотворение
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою – глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой Эфир бездонный
С ярко Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный,
Отраженный красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!
Библиотекарь: А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света
Сергеева? (Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»)
. Наша героиня не такая, как все, вспомните ранее прочитанные
произведения, в которых героине такие…
(Проблемы) Вы выделили основные проблемы в рассказе Елены Габовой,
предложите свои решения, какую помощь можно оказать, дайте совет
Мозговой штурм. Самостоятельная работа (в парах, в группах)
1. Подростковая жестокость
Решения
– смотреть добрые передачи
– на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого
классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков
в активную жизнь класса
2. Проблема одиночества
– привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам,
классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику;
3. Бездушие и безразличие взрослых в судьбе детей
– таким учителям не место в школе (такой была учительница Светы Сергеевой),
– больше читать произведений о доброте, об истинной красоте человека.
. Учитель:
Светлана ощутила горечь одиночества…и тягучее, преследующее
повсюду, обидное- «Ры-ы-жая
»
Каждый раз, глядя на «униженного», помните, что на его месте может быть
самый близкий вам человек. Чем больше будете делать добра людям, тем легче
вам будет жить в обществе, зло будет прятаться, оно растворится в добре
Обратитесь к теме занятия: «Человеком надо быть всегда»
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но
защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют
свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы это запомнили.
Рефлексия. Учитель. Сегодня мы говорили о жестокости, о бессердечном
отношении к героине, я хочу подарить вам это сердце-символ любви,
отзывчивости,милосердия! А каким будет наше сердце, зависит от вас.
Наклейте маленькие сердечки соотвественного цвета, что вызвал у вас урок,
какие чувства вы испытали.
«Х
орошая книга это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро
« Ф. Абрамов
Мы
продолжим
разговор
о
нравственных
проблемах,
поднимаемых
в
современной литературе, которые волнуют читателя, задевая его душу и сердце.
Обратите внимание на следующие книги. Список рекомендованных книг у вас на
столах.
Хотелось бы закончить нашу встречу одним стихотворением, в нём обращение к
вам.
Чтение наизусть стихотворения.
Лидия Невская
Новая книга раскрыла страницы,
Будто взмахнувшая крыльями птица.
Но современные компы и флешки
Шлют в её адрес сплошные насмешки.
Только она до сих пор не сдаётся,
В муках рождается и издаётся.
Пахнет всегда типографскою краской.
Смотрит на нас с человеческой лаской.
Книгу на полке возьмите, прочтите,
Тонкие нити любви протяните.
В книгах душа остаётся навеки.
Души сливаются в чистые реки.
Новая книга раскрыла страницы.
Скажем ей: Здравствуй, крылатая птица!
Спасибо все за работу. Музыка.
Габова Елена - Не пускайте Рыжую на озеро
Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.
Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.
Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.
Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.
Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.
Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.
Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.
Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.
Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.
Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.
Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.
Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.
Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.
Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.
Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.
Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.
То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.
Клевать у нас переставало.
Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит.
Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал.
Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.
Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам.
Нас встречали смехом.
– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.
– Заслушаешься, – коротко отвечал я.
А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.
– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.
Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.
В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич: – Кто завтра в поход?
И тут же устроила запись.
Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.
Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал: – Рыжуха, сделай доброе дело, а?
Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.
– Не езди с нами в поход.
Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.
– Не поедешь? Не езди, будь другом.
Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.
Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне: – В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.
Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.
Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.
Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.
За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.
– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.
– Моя,– отвечает Светка.
– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала: – Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?
Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.
Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.
Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.
Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт: – До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами: – Прощай, подруга!
– Больше не увидимся!
И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.
Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.
Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.
В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
А ещё через пять лет произошла вот такая история.
В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.
И что же я вижу в первые минуты спектакля?
На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
– Рыжуха!– ахнул я.
– Тише!– шипит на меня Наташа.
– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.
– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!
– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.
– Светлана Сергеева.
Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
После спектакля Наташа говорит: – Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!
– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.
По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...
– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!
Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.
Елена ГАБОВА
Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.
Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.
Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.
Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.
Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.
Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.
Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.
Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.
Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.
Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.
Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось. Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.
Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.
Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.
Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.
То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.
Клевать у нас переставало.
Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал. Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.
Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам. Нас встречали смехом.
– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.
– Заслушаешься, – коротко отвечал я.
А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.
– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.
Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.
В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:
– Кто завтра в поход?
И тут же устроила запись. Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.
Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– Рыжуха, сделай доброе дело, а?
Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.
– Не езди с нами в поход.
Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.
– Не поедешь? Не езди, будь другом.
Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.
Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.
Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.
Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.
Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.
За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.
– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.
– Моя,– отвечает Светка.
– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:
– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?
Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.
Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.
Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.
Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:
– До свиданья, Рыжая! Гуд бай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:
– Прощай, подруга!
– Больше не увидимся!
И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.
Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.
В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
А ещё через пять лет произошла вот такая история.
В то время я начинал учиться в одном из петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.
И что же я вижу в первые минуты спектакля?
На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
– Рыжуха!– ахнул я.
– Тише!– шипит на меня Наташа.
– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.
– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!
– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.
– Светлана Сергеева.
Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
После спектакля Наташа говорит:
– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!
– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.
По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...
– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!
Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.
Похожая информация.
Цель учителя: создать условия для анализа рассказа Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», выстроить диалог с писателем на основе художественного текста, помочь учащимся осмыслить поступки подростков и извлечь нравственные уроки из произведения через реализацию целей учащихся.
Елена Васильевна Габова (Столповская) Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России. Её творчество широко известно в России, многие произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, норвежский языки
Е.В. Габова. Родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре.. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков,изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям.
Предмет исследования-рассказ Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Объекты исследования: Группа 1. Основные проблемы рассказа. Группа 2. Позиция автора. Группа 3. Своя позиция-отношение к проблемам, поднятым в рассказе. Что необходимо помнить, оформляя устное или письменное рассуждение на литературную тему?
Группа 1. Задание А. Согласны ли вы с выступлением группы? Возможно автор поднимает в рассказе и другие проблемы? Почему эти проблемы возникают?
Группа 2. Задание А. И пусть черты её нехороши, И нечем ей прельстить воображенье, Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если так, то что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий. «Некрасивая девочка Лида» (т-2)
Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро»
Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.
Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.
Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.
Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.
Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.
Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.
Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.
Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.
Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.
Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.
Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.
Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.
Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.
Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.
Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.
Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.
То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.
Клевать у нас переставало.
Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит.
Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал.
Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.
Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам.
Нас встречали смехом.
– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.
– Заслушаешься, – коротко отвечал я.
А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.
– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.
Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.
В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:
– Кто завтра в поход?
И тут же устроила запись.
Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.
Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– Рыжуха, сделай доброе дело, а?
Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.
– Не езди с нами в поход.
Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.
– Не поедешь? Не езди, будь другом.
Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.
Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.
Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.
Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.
Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.
За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.
– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.
– Моя,– отвечает Светка.
– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:
– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?
Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.
Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.
Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.
Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:
– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:
– Прощай, подруга!
– Больше не увидимся!
И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.
Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.
Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.
В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
А ещё через пять лет произошла вот такая история.
В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.
И что же я вижу в первые минуты спектакля?
На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
– Рыжуха!– ахнул я.
– Тише!– шипит на меня Наташа.
– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.
– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!
– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.
– Светлана Сергеева.
Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
После спектакля Наташа говорит:
– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника
Жаль, цветов не купили!
– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.
По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...
– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!
Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.
- История главного открытия XX века
- Выбор есть Минский высший радиотехнический колледж проходной балл
- Ребусы по русскому языку Придумать ребусы по русскому языку
- Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин Описание сказки салтыкова щедрина премудрый пескарь
- Роль эмоций и чувств в работе педагога методическая разработка на тему
- В чем заключается смысл 3 закона менделя
- Краткая биография аракчеева