Войти
Образование в России
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Сила тяжести на других планетах: подробный разбор
  • Сочинение “Власть денег над человеком” Произведения похожие на тему власть денег над
  • Сульфид железа (II): состав и молярная масса
  • Значение слова, его корни и исторические факты
  • Их называли «ночные ведьмы»
  • Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности. Технология профилактической деятельности в образовательном учреждении Структура семей учащихся школы

    Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности. Технология профилактической деятельности в образовательном учреждении Структура семей учащихся школы

    Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

    Профилактика – научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой.

    Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика - это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем . Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых . Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной.

    Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т. п. Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности . Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка . Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

    17. Педагогическая поддержка: сущность, способы поддержки, клиенты поддержки.

    Функции социального педагога (диагностическая, прогностическая, посредническая, коррекционно-реабилитаци­онная, охранно-защитная, предупредительно-профилактичес­кая, эвристическая) могут быть реализованы социальным педагогом посред­ством оказания человеку различных видов помощи.

    Виды социально-педагогической поддержки .

    § Социально-информационная поддержка - обеспечение подростков и их родителей информацией по вопросам социаль­ной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности соци­альных служб и спектра оказываемых ими услуг.

    § Социально-правовая поддержка - соблюдение прав, содей­ствие в реализации правовых гарантий подростков, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским и другим вопросам.

    § Социально-реабилитационная поддержка - содействие подросткам, родителям в оказании реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по вос­становлению их психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья.

    § Социально-бытовая поддержка - содействие подросткам, проживающим в семьях группы риска, в улучшении бытовых условий.

    § Социально-экономическая поддержка - содействие под­росткам в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи и материальной поддержке.

    § Медико-социальная помощь - профилактика алкоголиз­ма, наркомании и других социально-негативных проявлений в подростковой среде, медико-социальный патронаж подростков из семей группы риска.

    § Социально-психологическая помощь - содействие подро­сткам в создании благоприятного микроклимата в семье, бли­жайшем окружении, в устранении негативных влияний соци­альной среды, затруднений во взаимоотношениях с окружаю­щими, в профессиональном и личностном самоопределении.

    § Социально-педагогическая помощь состоит в создании под­росткам условий для преодоления и предупреждения конфлик­тных ситуаций во взаимоотношениях с родителями, сверстни­ками, учителями, в сопровождении подростков в семьях груп­пы риска.

    В деятельности социального педагога в условиях образова­тельного учреждения выделяют функцию моде­лирования, консультативную функцию и функцию вспомоще­ствования. Функция моделирования осуществляется через уча­стие социального педагога в разработке новых образовательно-воспитательных систем. Консультативная функция обусловле­на необходимостью проведения консультаций для детей груп­пы риска и взрослых по различным педагогическим проблемам, вопросам разрешения конфликтных ситуаций, материальной и иных форм помощи. Функция вспомоществования направлена на оказание своевременной социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам (в том числе и попавшим в сложную жизненную ситуацию) и их родителям, а также педа­гогам и лицам, вовлеченным в педагогический процесс.

    Реализуя фун­кцию социально-педагогической поддержки воспитан­никам , социальный педагог:

    § устанавливает доверительные отношения с воспитанником;

    § предупреждает и разрешает конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами;

    § прогнозирует сопровождение подростка с учетом соци­ального развития личности, социального окружения;

    § закрепляет положительное состояние ребенка (жизне­радостность, уверенность, стабильность, самообладание, реши­тельность, активность);

    § создает ситуацию успеха в различных видах деятельно­сти учащегося.

    Перечень функций и конкретное их содержание совершен­ствуется, расширяется в зависимости от задач социально-педа­гогической деятельности, специализации социального педагога.

    В специальном образовании основными функциями соци­ального педагога являются: функция социально-правовой под­держки (направлена на оказание помощи и реализацию закон­ных прав и интересов инвалидов и их семей, а при необходимо­сти и на восстановление этих прав через судебные и другие меры, не противоречащие законодательству); функция социаль­но-трудовой поддержки (предусматривает взаимодействие с администрацией, психологами, педагогами и другими сотруд­никами специализированных образовательных учреждений по профориентации будущих выпускников школ, налаживанию контактов с предприятиями и производственными коллектива­ми для их дальнейшего трудоустройства).

    Социально-педагогическая поддержка ребенка включает разнообразные формы совместной творческой деятельности (игры, праздники), оказание помощи в познание мира и себя. Большое внимание уделяется психоэмоциональной реабилита­ции, где на первом месте - комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специ­альные психотерапевтические методы, прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр.

    В числе реабилитационных мероприятий важное место от­водится социально-педагогической работе с семьей ребенка. Необходимо научить родителей адекватно относится к подрос­тку: оказывать помощь в решении его проблем, развивать гу­манные отношения. Если родители ведут антисоциальный об­раз жизни и не желают его менять, то необходимо оказать со­действие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя.

    Индивидуально-коррекционные занятия с учащимися по­могают решить следующие задачи: создание заинтересованно­сти в своей деятельности, стойких мотивов к выполнению зада­ний; ликвидация пробелов в развитии подростков, подготовка к усвоению учебного материала; актуализация имеющихся у ре­бенка знаний, представлений и умений с последующим их рас­ширением и обогащением; коррекция недостатков имеющихся навыков и умений; дополнительное обучение приемам выполнения отдельных учебных действий и способам работы с учеб­ными пособиями; обучение построению программы деятельно­сти и способам контроля за ее выполнением на каждом этапе, сличению промежуточных и конечного результатов с предпо­лагаемыми; восстановление функции до активного, саморегули­рующегося состояния, т. е. обучение использованию выработанных умений и навыков не только в знакомых, отработанных условиях, но и в других ситуациях; самостоятельное добывание знаний и на их основе самостоятельное качественно иное применение имеющихся возможностей.

    Специальная организация режима коррекционной работы : чередование заданий и отдыха, которое позволит преодолеть нарушения нейродинамики в психической сфере, прежде всего снижение умственной работоспособности, концентрации и ус­тойчивости внимания.

    Общие дидактические принципы: наглядность; закрепле­ние знаний и навыков; доступность; научность; индивидуаль­ный и дифференцированный подход, учет возрастных особен­ностей.

    Необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

    Подростки, которые считают свою семью более сплоченной и теплой, обнаруживают меньше депрессий и тревожности.

    Коррекционная работа с подростками и с его семьей строго индивидуализирована и должна строится с учетом их психоло­гических и биологических особенностей, а также необходимо принимать во внимание психологические особенности подрост­кового возраста.

    Таким образом, социально-педагогическая поддержка - это комплекс разнообразных видов социально-педагогической деятельности: диагностическая, психоэмоциональная реабили­тация, групповая и индивидуальная коррекционная работа, организация коллективной творческой деятельности, работа с неблагополучными семьями.

    Клиенты социально-педагогической поддержки:

    § дезадаптированные дети (частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды)

    § дети с ограниченными возможностями

    § дети, оставшихся без попечения родителей

    § неблагополучные семьи

    § дети-мигранты

    § дети с девиантным и делинквентным поведением

    § дети с временными проблемами

    Методическая разработка

    «Профилактическая работа с учащимися, состоящими на учете»

    Из опыта работы социального педагога.

    Выполнила: Софонова Т.С.

    Социальный педагог,

    МБОУ СШ №7 г. Павлово

      Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3

      Задачи направления ………………………………………………………………. 5

      Воспитательные технологии, формы и методы организации деятельности с учащимися, состоящими на профилактическом учете ………………………….6

      План основных мероприятий ……………………………………………………10

      Ожидаемые результаты реализации направления ……………………...............14

      Разработка мероприятия …....................................................................................15

      Список литературы ……………………………………………………................ 16

      Приложение ……………………………………………………………………….1 7

    1. Пояснительная записка

    Дети – это наша старость.

    Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

    плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,

    это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

    А.С. Макаренко

    Последние годы государственная образовательная политика провозглашает воспитание как важнейшую составляющую духовной жизни общества.

    С 2010 года в школе реализуется программа воспитания «Личность – достойная человека», которая была разработана на основе анализа работы школы по программе воспитания «Синяя птица» и основных положений национального проекта «Наша новая школа».

    Актуальность программы определяется важностью развития так необходимых в современном мире духовно-нравственных качеств школьника . Решая задачи по формированию заданных качеств, воспитание направлено на усвоение учащимися общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов, что уже изначально предполагает предупреждение отклонений в поведении.

    Развитие духовно-нравственных качеств осуществляется в программе через разделы: Нравственность, Культура, Семья, Здоровье, Гражданственность и Экология.

    В разделе Нравственность большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися, так как школа заинтересована в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, хорошо ориентированные в условиях социальной реальности, законопослушные. И важнейшей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике отклонений в поведении учащихся. А, как известно лучшая профилактика отклонений в поведении - целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие.

    С учащимися школы проводится как общая, так и специальная профилактика (профилактика, которая применяется в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых). В своей разработке мне подробнее хотелось бы рассмотреть специальную профилактику, т. е. профилактическую работу с учащимися, состоящими на всех видах учета.

    2. Задачи направления деятельности с учащимися,

    состоящими на профилактическом учете:

      Ф ормирование законопослушного поведения несовершеннолетних

      Воспитание чувства уважения к нормам коллективной жизни

      Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

      Привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности

    3. Воспитательные технологии, формы и методы организации деятельности с учащимися, состоящими на профилактическом учете.

    Воспитательная технология - это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные цели.

    В науке и практике широкое распространение получила следующая технология работы с подростками, с отклонениями в поведении – технология социально-педагогической профилактики. Это одна из разновидностей социально-педагогической технологии.

    Социально-педагогическая технология - совокупность методов, воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации, в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности.

    Любая социально-педагогическая технология имеет цель, задачи и соответствующее им содержание. Именно целевая установка определяет назначение технологии (технология педагогической коррекции, педагогической реабилитации, профилактики и пр .).

    Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

    Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог направляет свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Воздействует на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними. Способствует изменению позиции ребенка по отношению к социуму.

    В технологии социально-педагогическ ой профилактики следует выделить основные подходы:

    и нформационный подход , где основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм;

    с оциально-профилактический подход - выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления (сущностью этого подхода является система правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся для устранения или минимизации причин отклонений в поведении) ;

    м едико-биологический подход - предупреждени е возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне (очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, в этом случае он должен быть обследован психиатром);

    с оциально-педагогический - восстановлени е или коррекци я качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

    В зависимости от типа социально-педагогической технологии деятельность социального педагога включает в себя определенные формы и методы работы.

    Ф ормы работы можно подразделить индивидуальные и групповые . Ф ормы воспитательно - профилактической работы можно подразделить на :

    познавательные , позволяющие овладеть различными знаниями, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции ; практические - призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям.

    Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации и реабилитации ребенка.

    В деятельности по профилактике отклонений в поведении учащихся социальный педагог применяет следующие методы:

    Методы исследования (диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики) - метод наблюдения, анкетирования, тестирование, анализ (аналитические отчеты, справки и прочая документация).

    Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение несовершеннолетнего с целью выработки у него заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.

    Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств.

    Метод побуждения – применяется с целью нацелить подростка на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.

    Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности несовершеннолетнего .

    Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.

    Также социальным педагогом используются м етоды социально-психологической помощи: к онсультирование, тренинги, с оциальный патронаж .

    С оциально - педагогическая профилактик а, проводимая в нашей школе, рассчитан а как на взрослых – родителей и учителей, так и на подростков.

    Для педагогов это прежде всего социально-психологические тренинги, обучающие занятия , позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке подростков, установки на доминантность, затруднения в общении.

    Для родителей - индивидуальные консультации, лекции с привлечением специалистов медицинских учреждений и сотрудников учреждений системы профилактики, социальный патронаж (посещение на дому с целью контроля за ребенком).

    Для подростков, наряду с групповыми занятиями , эффективно использование индивидуальных занятий по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, различных нарушений во взаимоотношениях со взрослы ми и сверстниками.

    С учащимися, кроме индивидуальных бесед, я использую следующие формы и методы работы:

    1. Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияния социума (источников положительного и отрицательного влияния на несовершеннолетнего).

    Применяются методы исследования: метод наблюдения, анкетирование, тестирование, анализ.

    2. Профилактическая работа: определение путей и выработка мер по предупреждению и своевременному выявлению, «сдерживанию» отклонений в поведении, состоянии подростка. Осуществляется контроль за посещением занятий, поведением, успеваемостью, занятостью в свободное от учебы время (применяется метод наблюдения, контроля).

    3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции с привлечением специалистов учреждений системы профилактики. На этом этапе используется метод воспитания, убеждения, поощрения, порицания.

    4. Воспитательная работа: вовлечение учащихся в различные виды социально-значимой деятельности, привлечения к занятиям в кружках и секциях.

    4. План основных мероприятий

    п/п

    Поставленная цель

    Формы работы

    Сверка учащихся, состоящих на учете в учреждениях системы профилактики;

    Изучение личностных особенностей учащихся, выявление причин дезадаптации, изучение семейных взаимоотношений, социального окружения

    Составление банка данных

    1.Составление психолого-педагогических характеристик 2.Оформление личных дел учащихся

    Планирование работы с учащимися

    Социально-медико-психолого-педагогическое сопровождение

    1.Индивидуальные и групповые беседы с учащимися;

    2.Занятия по адаптации, коррекции поведения

    Контроль за посещением занятий, успеваемостью, соблюдением правил поведения в школе

    Принятие мер по профилактике правонарушений

    1.Ведение журнала учета пропусков занятий, работа с классными журналами;

    2.Рассмотрение персональных дел на заседаниях Совета по профилактике

    Профилактика совершения обучающимися правонарушений (просветительская работа)

    Формирование законопослушного поведения

    Организация циклов бесед с инспекторами ОДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики

    Профилактика вредных привычек

    Формирование ответственного отношения к здоровому образу жизни

    1.Организация циклов лекций и бесед с врачами детской поликлиники, врачами-наркологами, специалистами центра «Здравомыслие»;

    2. Проведение и анализ анкет по наркоситуации

    Вовлечение учащихся в различные виды социально-значимой деятельности

    Развитие творческих способностей учащихся

    1.Организация занятости в кружках и секциях, контроль за их посещением;

    2. Привлечение к участию в классных и общешкольных мероприятиях

    Сроки исполнения

    Ожидаемый результат

    Ответственный

    Сентябрь

    Составление общих списков,

    состоящих на учете

    Социальный педагог

    Кл. руководители

    Педагог-психолог

    Согласно плану работы

    Предупреждение правонарушений

    Социальный педагог

    Кл. руководители

    Педагог-психолог

    Школьный

    фельдшер

    Инспектор ОДН

    В течение учебного года

    Предупреждение правонарушений

    Социальный педагог

    Кл. руководители

    Педагог-психолог

    Зам. директора по ВР

    Инспектор ОДН

    В течение учебного года

    Формирование законопослушного поведения учащихся,

    формирование чувства ответственности за свои действия

    Социальный педагог

    Зам. директора по ВР

    В течение учебного года согласно совместному плану с Павловской наркологией

    Привитие навыков самоконтроля, умения сделать правильный выбор

    Социальный педагог

    Педагог-психолог

    Зам. директора по ВР

    В течение учебного года

    Организация досуга учащихся через дополнительное образование

    Социальный педагог

    Кл. руководители

    Зам. директора по ВР

    Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха (трудоустройства) обучающихся

    1.Организация занятости учащихся в каникулярное время;

    2.Привитие навыков трудовой деятельности

    1.И нформирование родителей о формах летнего отдыха;

    2.П редоставление путевок в школьный лагерь;

    3.Т рудоустройство через ЦЗН, занятость в трудовой бригаде

    Работа с родителями учащихся;

    с учителями-предметниками

    Согласованность действий по проведению профилактической работы с учащимися

    1.Индивидуальные беседы с родителями и учителями по вопросам взаимоотношений с детьми;

    2. Обучающие занятия с целью выработки единого подхода к воспитанию подростков

    Анализ работы

    Сравнительный анализ по годам

    Списочный учет и корректировка

    Организация занятости учащихся как профилактика правонарушений

    Социальный педагог

    Кл. руководители

    Зам. директора по ВР

    В течение учебного года согласно плану работы

    Создание условий для взаимопонимания; разработка методов разрешения конфликтных ситуаций

    Социальный педагог

    Педагог-психолог

    Зам. директора по ВР

    Аналитические отчеты, справки;

    Задачи по дальнейшей работе с учащимися

    Социальный педагог

    5. Ожидаемый результат:

      Повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы

      Увеличение количества участников в мероприятиях и конкурсах

      Уменьшение числа учащихся, состоящих на всех видах учета

      Повышение уровня воспитанности школьников

    7. Литература

    1. Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе. - Волгоград: Учитель, 2008. - 187 с.

    2. Галагузова М.А. и др. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2002. - 192 с.

    3. Галагузова М.А. и др. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учебное пособие для высших учебных заведений - М., Гуманит. издание ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

    4. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.

    5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. с. 480

    Любая научная отрасль должна вырабатывать свои, специфические инструментальные механизмы взаимосвязи с практикой, оказывать влияние на развитие практики. Социальную педагогику мы относим к ряду наук, имеющих Деятельностный характер такого механизма. Опираясь на знания ряда других наук, отечественная социальная педагогика владеет достаточно отработанным на практике механизмом влияния на социальные отношения, к качестве которого выступает социально-педагогическая деятельность (СПД), имеющая свою специфику, характерную именно для социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания.

    Под СПД понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.

    Социальный педагог - кто он такой? Попробуем разобраться. В большинстве зарубежных стран это очень уважаемая должность. Ее занимают специалисты, имеющие хорошую подготовку по педагогике, психологии, социальной работе. Сфера деятельности социального педагога - социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития.

    Цели деятельности социального педагога - содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка.

    Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

    Целью данной работы является изучение особенностей профилактической деятельности социального педагога.

    1. Технология социально-педагогической профилактики и коррекции

    Технология – основная задача – разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов той деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ситуации. Профилактика – научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социо-культурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика - это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в" профилактическую работу систему мер по социальной защите детства. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т. п. Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

    2. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ

    В настоящее время "…первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации… и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности…" (из доклада министра образования Филиппова В. М. на всероссийской конференции "Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и молодежью").

    Определяя проблему злоупотребления ПАВ как имеющую эпидемический характер, специалисты, занимающиеся вопросами построения профилактических антинаркотических программ, указывают на необходимость комплексного подхода в решении данного вопроса. Одним из звеньев этой цепи является подготовка соответствующих педагогических кадров, которые способны предотвратить проявление и распространение аддиктивного поведения, используя формы и средства соответствующие возрасту и контингенту воспитуемых.

    Однако, несмотря на все имеющиеся предпосылки для того, чтобы первичная профилактическая деятельность осуществлялась педагогами, на данный момент существуют следующие данные о готовности педагогов к реализации профилактической работы:

    В ходе опросов (Ларионов В. Н., Салямова З. Р., г. Уфа) большинство педагогов внесли антинаркотическую пропаганду в число элементов здорового образа жизни. При анализе конкретного содержания отдельных вопросов по антинаркотической тематике выяснилось, что данная проблема понимается учителями на популярном уровне: весь спектр объяснений сводился к эмоциональной оценке ситуации в понятиях "хорошо – плохо".

    Анализ отзывов педагогов, прошедших обучающие семинары по профилактике на базе ЦППМСП Индустриального района г. Перми (2006-2008уч. г.) позволяет говорить о том, что к ведущим мотивам специалистов относятся познавательные (более чем у 50% участников), внешние (получение удостоверения участника семинара для повышения квалификационной категории, приказ администрации и т. д.). Остается спорным вопрос о формировании у педагогов собственной активной позиции в осуществлении профилактической работы.

    По данным опроса педагогов Московской области (Копочкина О. В.) проводить профилактические занятия с подростками в первую очередь, по их мнению, должны сотрудники специализированного центра и психологи, прошедшие специальную подготовку, себя педагоги поставили лишь на 4-е место.

    Таким образом, можно говорить о расхождении между представлениями педагогов о своих возможностях и реальным воплощением элементов антинаркотической пропаганды в учебно-воспитательном процессе. При этом нельзя не учитывать тот факт, что возможность реализации эффективной профилактической деятельности в школе зависит, прежде всего, от уровня подготовленности к этой деятельности педагогов.

    Просвещение.

    Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде.

    Разработка комплексной проектно - организованной программы профилактической деятельности в образовательной среде.

    Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики.

    Формирование актива и волонтерская деятельность.

    Мониторинг ситуации и мониторинг реализации профилактических мероприятий.

    В соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими профилактическую деятельность, работа с педагогами школы в рамках губернаторского проекта "Думая о будущем" (март – май 2006г.) строилась следующим образом:

    Овладение специфическими знаниями – обучающий семинар-практикум для педагогов "Современные методы профилактики СОЗ среди учащихся", рассчитанный на 8 часов.

    Тематика занятий:

    Лекция врача-нарколога "Признаки злоупотребления ПАВ. Действия педагога в случае обнаружения злоупотребления учащимися ПАВ";

    Психологический семинар-практикум "Способы вовлечения родителей в совместную деятельность по профилактике социально обусловленных заболеваний";

    Семинар-практикум "Формы и методы работы с группами учащихся разного возраста по профилактике СОЗ";

    Психологический семинар-практикум "Психологические механизмы формирования зависимости".

    Повышение профессиональной компетентности педагогов - тренинг профессиональной компетентности для педагогов "Ассертивность, профессиональное общение, эмоциональная саморегуляция", рассчитанный на 8 часов.

    Тематика занятий:

    Психологический семинар-практикум "Учитель и проблемы дисциплины";

    Семинар-тренинг "Целеполагание, планирование, эмоциональная саморегуляция педагога".

    Подготовка специалистов для педагогического профилактического актива осуществлялась в ходе областного фестиваля профилактических программ "Поколение плюс", семинара "Раннее выявление подростков, употребляющих наркотические вещества", "Социальная педагогика: проблемы и перспективы", конференции "Социально-педагогическая работа в школе: проблемы, возможности, перспективы".

    В результате работы по подготовке педагогов к осуществлению профилактики употребления ПАВ были получены следующие результаты:

    Возросла информированность педагогов по вопросам злоупотребления ПАВ и способам выявления учащихся, употребляющих психоактивные вещества. В начале обучения информированность педагогов составляла 79%, по окончании обучения этот показатель составил 87%.

    Педагоги освоили некоторые групповые формы работы с детьми и родителями, получили разработки профилактических занятий с учащимися и методические материалы для родительских собраний, проявили готовность внедрения их в практическую деятельность по классному руководству.

    Педагоги осознали, что для достижения результатов необходима не только работа узких специалистов, а системная работа всех заинтересованных специалистов школы со всеми субъектами профилактики.

    С 83% до 78% снизилась оценка педагогами уровня своей готовности к осуществлению профилактической работы в школе. На наш взгляд, можно считать, что в ходе обучения произошла более реальная оценка специалистами своих знаний, умений, намерений в отношении профилактической деятельности. Педагоги осознали, что деятельность по профилактике употребления ПАВ должна быть системно организована, включать мониторинг эффективности, предполагает временные и интеллектуальные затраты.

    После обучения педагоги в меньшей степени стали использовать такую причину оправдания, почему они не занимаются профилактикой СОЗ, как нехватка времени; осознали, что многое в осуществлении профилактики зависит от их желания заниматься данным видом деятельности.

    Выводы по итогам работы по подготовке педагогов:

    Для формирования установок и выработки профессиональной позиции педагогов к проблеме профилактики необходима регулярная работа в течение как минимум одного года. Из-за ограниченности во времени реализации проекта, слитности мотивационного и деятельностного этапов не удалось в полной мере эффективно организовать деятельность в этом направлении. На наш взгляд, то содержание профилактической работы, которое предлагалось педагогам в ходе обучения, и сыграло роль мотивирующего фактора, хотя изначально предполагалось как обучающий материал.

    Анализ эффективности деятельности по обучению педагогов свидетельствует о необходимости разработки специальных мер по мотивированию, привлечению педагогов к сознательному сотрудничеству в области профилактики СОЗ. С целью повышения степени готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, нами предлагается алгоритм деятельности, разработанный в рамках экспериментальной работы ЦППМСП.

    В соответствии со стандартом существует ряд тем, не освещенных в процессе обучающего семинара и тренинга, в частности: организация и проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися и родителями, разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета, продолжение изучения современных технологий профилактической работы и освоение технологии проведения профилактической дискуссии, проектирование социально-значимого культурного проекта, отслеживание эффективности профилактических мероприятий. Кроме этого, существует необходимость проведения педагогических советов по разработке раздела воспитательной программы ОУ по первичной профилактике злоупотребления ПАВ и оценке результатов профилактической работы в ОУ.

    Алгоритм деятельности по повышению готовности педагогов к осуществлению профилактической деятельности:

    I этап: до начала семинара (получение информации о семинаре потенциальными участниками до его проведения). Цель данного этапа - привлечение интереса будущих участников семинара, повышение уровня личной ответственности в предстоящей деятельности.

    II этап: во время проведения семинара (начальная и итоговая диагностика мотивации, знакомство с результатами диагностики, использование приемов формирования мотивации у участников семинара, участие в организации рефлексии). Цель - получение информации о структуре и динамике мотивации участников обучения, создание условий для осознанного выбора и обозначения роли педагогов в реализации профилактической деятельности.

    III этап: после проведения семинара (приглашение участников семинара на последующие мероприятия, организация совместных встреч участников семинара и обсуждение опыта работы; работа с администрацией ОУ - знакомство с данными диагностики мотивов работы педагогов по профилактике СОЗ, рекомендации по выработке и внедрению системы стимулов для дальнейшей работы участников семинара в профилактике СОЗ). Цель – создание условий для оказания поддержки и профессионального роста специалистов, занимающихся профилактической деятельностью, а также для практической реализации новых знаний и умений обучившихся специалистов.

    Данный алгоритм деятельности не может использоваться как самостоятельный, но, будучи встроенным, в общую систему обучения специалистов методам первичной профилактики в образовательной среде, способствует повышению готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, а, следовательно, и общей эффективности деятельности.

    Заключение

    На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов.

    Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля - это адекватная реакция на сложившуюся в современной России непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.

    Востребованность такого подхода очевидна. В стране за последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. В отечественной и зарубежной литературе постоянно предпринимается попытка углубить представления о профессионально-этических качествах социальных работников, дать типологию личности специалиста. Требования к профессионально-этическим качествам социальных работников могут варьировать в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения.

    Совершенно очевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность, бродяжничество, асоциальное поведение детей и подростков, девиантное поведение взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование необходимых профессиональных качеств.

  • 9. Социально-педагогическая помощь семье.
  • 10. Социальное воспитание. Цель, задачи, объект социального воспитания. Личность как субъект социального воспитания.
  • 13. Социальная адаптация и дезадаптация. Виды дезадаптации, причины и проявление дезадаптации.
  • 14.Девиация как социально-педагогическая проблема. Типология отклоняющего поведения. Причины, факторы, обуславливающие девиантное поведение.
  • Причины девиантного поведения
  • 15. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Виды социальных норм, типы отклонения.
  • 16. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей. Категории детей без попечения родителей, выявление этих детей. Формы устройства этих детей.
  • 18. Социально-педагогическое проектирование. Виды и структура проектов. Детское социальное проектирование.
  • 19. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
  • Особенности технологий социальной работы
  • 20. Основные международные документы по защите детства. Социальная защита детства в рф. Объекты, субъекты социальной защиты. Формы и методы социальной защиты.
  • 21. Диагностический инструментарий социального педагога.
  • 22. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе.
  • Школьный социальный педагог:
  • Обязанности школьного социального педагога:
  • Социальный педагог имеет следующие права:
  • Основные методы и направления работы школьного социального педагога:
  • 23. Самоопределение и профориентация школьников.
  • 24. Табакокурение, наркотиколизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности.
  • Причины табакокурения
  • 2. Наркотизация
  • Причины наркотизации подростков
  • 3. Алкоголизация
  • Причины подросткового алкоголизма
  • Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности
  • 25. Одаренный ребенок, виды и признаки одаренности. Педагогические подходы к работе с одаренными детьми.
  • 26. Детское движение. Детские общественные организации и объединения как фактор развития личности ребенка. Виды детских объединений.
  • 27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.
  • 28. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Требования к педагогу. Педагогическая культура и этика социального педагога.
  • 29. Общение как фактор социализации. Его виды, функции, структура. Пути формирования коммуникативной компетентности (детей).
  • 31. Проблема цели педагогики. Технология постановки цели. Классификация целей и задач. Таксономия целей.
  • 32. Деятельность как способ существования человека. Ее виды и уровни сформированности. Деятеностный подход к развитию личности.
  • Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности

    Профилактика эффективна, если:

    Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе;

    Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    Детям и взрослым представляется объективная информация о психоактивных веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;

    В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции;

    Комплексные программы включают работу, как с детьми, так и с родителями, которые проводятся совместно специалистами разных профилей (педагогами, психологами, медработниками и др.).

    Принципы, на которых основывается деятельность педагога в профилактической работе употребления ПАВ, алкоголя и курения в школьной среде, следующие:

    1. Комплексность. Предполагает согласование взаимодействия на межведомственном и профессиональном уровнях.

    2. Дифференцированность. Определение целей и задач, средств и согласованности результатов. Осуществляется с учетом возрастных особенностей ребенка, степенью его социальной зрелости, вовлечения в школьную среду.

    3. Аксиологичность. Ведущим аспектом профилактической работы в школе мы выделяем социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей. Психологический аспект направлен на формирование стрессоустойчивых установок. В образовательном аспекте – формируем систему представлений и знаний о злоупотреблении алкоголем, наркотиками и никотином.

    4. Последовательность.

    5. Легитимность. Создание правовой базы профилактического направления.

    Работа социального педагога в направлении профилактики вредных привычек и формирования мотивации на здоровый образ жизни, ведется в трех основных направлениях:

    Диагностическая работа (диагностика детей группы риска и их родителей на всех этапах работы)

    Индивидуальная работа (составление индивидуальных программ, посещение семей, консультирование, беседы, вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции, занятия по интересам).

    Групповая работа (составление программ, классные часы, беседы, консультации, родительские собрания).

    25. Одаренный ребенок, виды и признаки одаренности. Педагогические подходы к работе с одаренными детьми.

    Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

    Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Факторы, влияющие на развитие одарённости :

      Наследственность (природные задатки)

      Социальная среда

      Психологические механизмы саморазвития личности

    Виды одарённости:

    В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

    В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

    В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

    В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность. (Аттрактивный - [лат. attractio - стягивание] - привлекательный, притягательный, симпатичный; эффектный).

    И, наконец, в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

    Признаки одарённости

    Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

    Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный .Инструментальный - характеризует способы его деятельности.Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

    Принципы выявления одарённых детей: 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

    2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

    3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

    4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;

    5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

    6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

    7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

    Методы диагностики одарённости:

      Тестовые методы (количество баллов по шкале Станфорд-Бине, превышающее некоторое пороговое значение; тесты: креативности Торренса - диагностика творческого мышления, Гилфорда)

      Неформализованные методы (лонгитюдное наблюдение - систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет, длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Например, биографический опросник)

    Тест "Шкала прогрессивных матриц" Дж. Равена . Тест Равена широко используется в психологической практике для исследования уровня развития общего интеллекта и невербальных способностей, свободных от влияния культуры, в виде показателя IQ. Тест включает 60 заданий, которые состоят из матриц прямоугольной формы, содержащих в себе разные фигуры, а также совокупности фигур, сгруппированные таким образом, что они составляют логическое целое, элементы которого расставлены в соответствии с определенной закономерностью и определенными правилами. В каждой матрице недостает одной части, которую испытуемый должен восстановить. Тест начинается с более легких заданий, которые постепенно усложняются, тем самым реализуется принцип "прогрессивности". Существуют показатели нормы для детей разного возраста

    Краткий тест творческого мышления П. Торранса . Тест предназначен для выявления творческих способностей детей в возрасте от 6 до 18 лет. Креативность (творческие способности) определяется как чувствительность к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии. Креативность - это естественный процесс, который порождает потребность снять неопределенность или незавершенность, что дает возможность обнаружить свои способности к творчеству. Короткий рисуночный вариант состоит из 10 незавершенных рисунков, которые испытуемому предлагается завершить. Главными показателями выступают вычисляемые коэффициенты оригинальности и гибкости мышления. Существуют показатели нормы для разных возрастов.

    Особенности личности одарённого ребёнка

      Перфекционизм

      Самооценка

      ответственность за поступки и их последствия

      повышенная впечатлительность

      независимость (автономность)

      лидерство

      соревновательность

      особенность эмоционального развития

    Педагогические подходы к работе с одарёнными детьми

    Задача педагогов - поддержать одаренных детей и помочь им самореализоваться.

    В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

    Одна из важнейших целей при работе с ОД - создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления (создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем, поисковая деятельность, выдвижение гипотез альтернативности и оригинальности, учить находить необычные нестандартные решения ).

    ОД – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.

    Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.

    Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения, то есть в первую очередь изменение скорости обучения. Стратегия ускорения должна сочетаться со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления. Программы по отдельным предметам должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний и на развитие умственных операций.

    Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это создает условия для социальной адаптации одаренных детей и подростков, для максимально возможного развития всех учащихся школы. Не исключено создание групп одаренных детей для выполнения ими различного рода творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам.

    При этом деятельность педагогов предусматривает :

      реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

      создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

      изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

      внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

      управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

    Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

    Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью" выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

    Педагогическая система строится на четырех базовых идеях :

      на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

      на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

      на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

      на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

    Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми :

      принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

      принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

      принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

      принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

      принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

    Взаимодействие педагога с одарённым учеником

    Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагирования на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя

    Одарённые мальчики - это личности, имеющие выраженное стремление к доминированию, разнообразные интересы, гибкость и критичность мышления, высокий контроль поведения, отсутствие фрустрированности. Они эмоционально чувствительны, у них ярко выражено художественное восприятие мира.

    Одарённые девочки - богатство внутреннего мира, внутреннее напряжение, неординарное мировоззрение, творческая одарённость, активность, низкий уровень фрустрированности. Они чаще подвержены депрессиям.

    Проблемы одарённых детей

    Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

    Наиболее часто встречаются проблемы :

      Неприязнь к школе

      Игровые интересы

      Погружение в философские проблемы

      Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием

    Причины уязвимости одаренных детей:

      Стремление к совершенству

      Ощущение неуязвимости

      Нереалистические цели

      Сверхчувствительность

      Потребность во внимании взрослых

      Нетерпимость

    Задачи профилактической деятельности

    социального педагога.

    1. Формирование мотивации на эффективное социаль­но-психологическое и физическое развитие. Форми­рование у подростка позитивного отношения к окружа­ющему миру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями зло­употребления психоактивными веществами.

    3. Развитие протективных факторов здорового и соци­ально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения. Подросток, эффективно использующий поведен­ческие стратегии, имеющий социально-поддерживающее окружение, успешно использующий копинг-ресусы, ока­зывается более защищенным перед лицом стрессовых факторов. В этом случае уменьшается вероятность упот­ребления им наркотиков.

    4. Формирование знаний и навыков в области противо­действия употреблению наркотиков у детей и родителей. Информирование подростка о действии и послед­ствиях злоупотребления психоактивными веществами в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптив­ных форм поведения помогают сформировать у него образ жизни, способствующий здоровью.

    5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Подобная работа проводится с группой риска и членами их семей. Для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необхо­димо сформировать у них желание, мотивацию на из­менение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные про­граммы.

    6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адап­тивные. Это - работа с лицами, употребляющими наркотики. Прежде чем стать «выздоравливающим наркоманом», подросток проходит длинный, тернистый путь от осознания своих подлинных чувств, преодоле­ния психологических защит, осмысления деструктивности своего поведения до желания изменения деза­даптивных форм поведения наиболее адаптивными. Он должен понять, что употребление наркотиков мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его. Для этого необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые лич­ность выстраивает для ухода от решения проблем, осоз­нать свои поведенческие проявления и захотеть изме­нить их на более адекватные формы поведения.

    7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Любой подросток дол­жен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если у него нет естественных социально поддерживающих сетей, не­обходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку. Следует расширять обу­чение сверстников и взрослых, формировать у них навыки социально-поддерживающего и стресс-преодолевающего поведения.

    8. Поощрение стремления подростков к прекращению употребления психоактивных веществ и минимиза­ция вреда от такого употребления. Это - работа с теми, кто уже употребляет наркотики. В данном слу­чае усилия направляются на формирование у челове­ка желания уменьшить и прекратить их употребление.

    9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодоступных к контакту подростков и взрос­лых, употребляющих наркотики и другие психоактив­ные вещества. Для решения этой задачи применяют­ся технологии так называемой «уличной» работы.

    Первичная, вторичная и третичная формы профилак­тики тесно связаны между собой, и разделить их очень сложно.


    Основные стратегии профилактической работы.

    Для построения профилактических программ важно – на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли воздействие на саму личность или на окружающую среду и в какой форме это происходит . С учетом этих факторов, определены следующие стратегии профилктической работы.

    1. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреж­дениях. Создание так называемой сети социально-поддерживающих учреждений.

    2. Профилактика, основанная на работе в школе, со­здание сети «здоровых классов», «здоровых школ», включение профилак­тических занятий в учебные программы всех школ.

    3. Профилактика, основанная на работе с семьей.

    4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах.

    5. Профилактика с помощью средств массовой инфор­мации.

    6. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах - на территориях, улицах, с безнадзорными, беспризорными детьми.

    7. Систематическая подготовка специалистов в обла­сти профилактики.

    8. Массовая мотивационная профилактическая актив­ность.

    Принципы построения профилактических программ.

    Необходимо учитывать следующие социальные категории, требующие профилактического вмешательства:


    • отношения в семье,

    • отношения со сверстниками,

    • школьная среда
    Отношения в семье. Профилактические программы могут усиливать защитные факторы среди детей путем обучения родителей тому, как лучше строить семейные взаимоотношения, поддерживать дисциплину, твердо и уверенно устанавливать определенные правила поведения и другим методам воспитания в семье . Исследования также показали, что родителям следует играть более активную роль в жизни детей, которая в том числе предполагает беседы о наркотиках, отслеживание поступков детей, понимание их проблем и личных забот. Также следует знать всех друзей, с которыми общаются дети.

    Отношения со сверстниками. Профилактические программы должны быть сфокусированы на взаимоотношениях отдельного ребенка с его сверстниками. Улучшение социально-значимых способностей оказывает благоприятное воздействие на развитие социального поведения, коммуникабельности, позитивных отношений со сверстниками и устойчивой способности отказывать в ответ на предложение употреблять наркотики.

    Школьная среда. Профилактические программы также должны фокусироваться на повышении общего качества обучения и усилении связи учащихся со школой, прививая им чувство своей индивидуальности, стремление к достижениям и снижая притягательность преждевременного прекращения обучения. Большинство школьных программ включают в себя поддержку позитивных отношений со сверстниками (см. выше) и обязательный образовательный компонент, необходимый для коррекции их ошибочных представлений о том, что все учащиеся употребляют наркотики. Исследования также показали, что понимание учащимися негативных (физических, психологических и социальных) последствий употребления психоактивных веществ и общего неодобрения наркотиков со стороны своих друзей и семей, способствует удержанию подростков от начала употребления.

    Предоставление детям знаний о неблагоприятном воздействии наркотиков, особенно об их прямом негативном влиянии на личную жизнь, является важным элементом любой профилактической программы. Помимо этого, помогая детям достигнуть успехов в обучении и поведении в школе, мы тем самым помогаем им сформировать сильные социально-позитивные связи со сверстниками, школой и обществом.

    Превентивные программы подразделяют на две категории.


    • личностно-центрированные - воздействие на определенные характеристики личности (личностные ресурсы);

    • средо-центрированные - воздействие на социальную среду, родителей, учителей, сверстников, терапевтические сообщества.
    Наиболее эффективно одновременное воздействие и среду и на личность.

    В зависимости от времени воздействия профилактические программы делятся на три категории:

    Постоянно действующие программы - это модель профилактики, действующая постоянно в каком-то определенном месте, например, на базе определенных школ, где проводятся регулярные профилактические занятия с де: ми, подростками, учителями, осуществляется подготовке субспециалистов (лидеров-сверстников, лидеров-учителей, психологов, лидеров-родителей), которые будут продолжать постоянную профилактическую работу.

    Систематически действующие программы предполагают проведение регулярных профилактических мероприятий, рассчитанных на определенный промежуток времени (несколько месяцев, несколько раз в год и т.д.).

    Периодически действующие программы - это не систематическая профилактическая деятельность, заключающаяся в проведении мероприятий, заставляющих задуматься о здоровом образе жизни. Они могут оказаться для некоторых людей поворотным пунктом к началу новой жизни. К такой работе, наряду с профессионалами, целесообразно привлекать «выздоравливающих зависимых» людей, имеющих в прошлом опыт употребления психоактивных веществ, поскольку они способны собственным примером убедить людей в преимуществе здорового образа жизни. Обязательным является предварительное обучение этих людей.

    Профилактические программы подразделяются по направлениям работы на когнитивные, аффективные, аф­фективно-интерперсональные, поведенческие, альтернатив­ные, средовые, общественные, ориентированные на семью и др.

    Программы когнитивного обучения получили боль­шую популярность в ряде стран Европы и Соединенных Штатах Америки. Они рассчитаны, прежде всего, на под­ростков в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет, и отличаются повышенной эффективностью. Основная цель этих программ заключается в том, чтобы учить детей брать на себя ответственность за собственное поведение, осоз­навать свои действия.

    Программы аффективного обучения и их модифи­кации. Это программы первичной и вторичной профи­лактики. Получили распространение во Франции, в Гер­мании, Англии и Голландии. В их основе лежит представление о кризисе идентичности, происходящем в подростковом возрасте. В связи с гормональным дис­балансом и происходящими в организме изменениями, подросток находится в состоянии дополнительного стрес­са и должен адаптироваться к жизни в новых услови­ях. У него изменяется система эмоционального регули­рования. Он становится очень ранимым, болезненно воспринимает окружающую действительность. Цель данных программ - учить детей и подростков регули­ровать эмоции, осознавать и контролировать их, перево­дить из одной эмоциональной модальности в другую, не прибегая к формам саморазрушающего поведения.

    Программы аффективного и интерперсонального обучения являются попыткой предупредить у подрост­ков злоупотребление алкоголем и наркотиками путем развития Я-концепции, осознания своих чувств, ощущений, отношений с другими людьми, обучения навыкам приня­тия решений и коммуникативной компетентности.

    Программы поведенческого обучения или поведен­ческой модификации основываются на тренинге поведенческих навыков с целью повышения у подрост­ков устойчивости к употреблению табака, алкоголя, нар­котиков, к включению в антисоциальные компании. В основе этих программ лежит теория социального науче­ния А. Бандуры и концепция поведения риска Р. Джессора. Человек, обученный определенным поведенческим навыкам, чувствует себя компетентным, эффективным, у него повышается самоуважение. Эти программы учат детей осознанно и даже неосознанно отказываться от употребления наркотиков, не принимать неизвестных препаратов, не входить в контакт с незнакомыми людьми.

    Программы формирования социальных альтернатив базируются на идее о том, что позитивная деятельность, альтернативная алкоголизации, наркотизации и т.п. спо­собствует переориентации подростков. Эти программы распространены в Бельгии, во Франции, в России и пред­ставляют собой создание социальной действительности, альтернативной наркотической. Сюда могут быть отне­сены всевозможные формы занятости молодежи: риско­ванные виды спорта, путешествия с элементами научно-исследовательской деятельности и др. Программы обладают высокой эффективностью.

    Общественные программы подразумевают воздействие через средства массовой информации - радио, телевиде­ние, газеты, журналы, плакаты, открытки, лекции, конфе­ренции, встречи, книги, фильмы, видеоролики. Цель этих программ - увеличение объема информации о послед­ствиях употребления алкоголя, наркотиков.

    Программы, ориентированные на школу, включаются в национальную политику образования, и проводятся в форме школьных уроков, посвященных обучению здо­ровому поведению, предупреждению ВИЧ-инфекций, ранней беременности, курения, употребления наркотиков и алкоголя.

    Программы улучшения взаимодействия между учи­телями и школьникам включают тренинг учителей с це­лью создания социально-поддерживающего климата в школе, работу с самооценкой и Я-концепцией учителя, тренинги личностного контроля и социальных навыков.

    Программы, ориентированные на семью , приобрета­ют все большее значение в профилактике психосоциаль­ных расстройств у подростков. Выделяют три типа та­ких программ: тренинг родителей; тренинг социальных навыков у детей; тренинг семейных навыков. К программам такого рода относят и работу по созданию семейных групп самопомощи.

    Программы создания групп социальной поддержки. Если у ребенка отсутствует социальная среда, способная поддерживать его, такую среду необходимо создавать искусственно: формировать группы само- и взаимопомо­щи (среди родителей, сверстников, учителей).

    Мультикомпонентные программы учитывают индиви­дуальные и средовые аспекты профилактики (школьные, семейные, общественные и т.д.). Мультикопонентный подход является наиболее перспективным, поскольку уста­новлено, что эффективность программы прямо пропорци­ональна количеству включенных в нее компонентов : чем больше компонентов входит в программу, тем она более надежна и универсальна.