Войти
Образование в России
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Сила тяжести на других планетах: подробный разбор
  • Сочинение “Власть денег над человеком” Произведения похожие на тему власть денег над
  • Сульфид железа (II): состав и молярная масса
  • Значение слова, его корни и исторические факты
  • Их называли «ночные ведьмы»
  • Ртищев федор михайлович краткая биография. Федор Михайлович Ртищев

    Ртищев федор михайлович краткая биография. Федор Михайлович Ртищев

    Ртищев (Федор Михайлович, 1625 - 1673) - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII века. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным.


    Ртищев (Федор Михайлович, 1625 - 1673) - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII века. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным. Молва об его благотворительности достигла царя Алексея Михайловича, который приблизил его к себе, возведя

    в сан постельничего. Пользуясь покровительством царя и патриарха Иосифа, Р. на месте своего первоначального поселения построил Спасопреображенский монастырь (ныне упразднен), открыл училище, где и "обучали языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии" вызванные им киев

    ские монахи. Это училище в 1685 году было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило зерном Славяно-греко-латинской академии. Учителей (в числе их были архим. Дионисий и Епифаний Славинецкий) Р. поощрял к переводам с греческого языка на славянский, а Епифания убедил составить славяно-гречес

    кий словарь. Около 1650 года Р. основал за городом гостиницу для бедных; во время голода в Вологде, не имея денег, продал свои одежды и дорогие сосуды и на вырученные деньги помогал потерпевшим; жителям Арзамаса уступил бесплатно свои лесные дачи; участвуя в войне с поляками и литовцами, особенно за

    ботился о раненых, как своих, так и иноземных. Завистников и врагов у Р. было немало; его обвиняли в "рушении" православной веры (Р. указывал на необходимость устранения многих вкравшихся неправильностей в церковной службе и уставе), но, благодаря заступничеству Морозова, царь не только не обратил

    на это внимания, но даже сделал Р. заведующим соколиной охотой (есть известие, что Р. написал устав соколиной охоты). Во второй раз враги, называя его "злотворцем", хотели убить его, и он спасся только в покоях царя, который еще более приблизил его к себе, сделав его воспитателем своего сына Алексея

    В числе недоброжелателей Р. был и патриарх Никон, которому он советовал не вмешиваться в мирские дела. Умирая, он завещал отпустить слуг его на волю и не притеснять крестьян. Письмо к нему от полоцкого игумена Иевлевича и его же поздравительная речь Р. напечатаны в "Древней Российской Вивлиофике"

    Фёдор Михайлович Ртищев («Большой») (6 апреля 1626 - 21 июня 1673) - друг и фаворит царя Алексея Михайловича, окольничий, глава разных приказов, просветитель, меценат, основавший Андреевский монастырь, Ртищевскую школу, ряд больниц, школ и богаделен. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище «милостивого мужа».

    Биография

    Детские и юношеские годы

    Фёдор Ртищев родился в апреле 1626 года в семье лихвинского городового дворянина Михаила Алексеевича Ртищева и его жены Иулиании (Ульяны) Фёдоровны (урождённой Потёмкиной). Детство Фёдора прошло попеременно то в Москве, то в вотчине отца - селе Покровском, находившемся приблизительно в 32 км (15 верстах) от Лихвина. С 1635 по 1636 год Ртищевы жили в городе Темникове, куда Михаил Алексеевич был назначен воеводой. Фёдор Ртищев рано лишился матери, подробности того, как он рос и воспитывался неизвестны.

    По достижении 15-летнего возраста, Ф. Ртищев был вёрстан поместьем, то есть зачислен на военную службу с одновременным назначением земельного и денежного жалованья, и стал «новиком», а затем, так же как и его отец, лихвинским городовым дворянином. В 1645 году он в течение четырёх месяцев вместе с отцом (в то время уже московским дворянином) и братом находился в Туле, в полку князя Якова Куденетовича Черкасского, отправленного туда для защиты русской границы от набегов крымцев и ногайцев.

    Придворная и государственная деятельность

    В 1645 году, вскоре после кончины царя Михаила Фёдоровича, Ртищевы были вызваны из Тулы в Москву царём Алексеем Михайловичем. Фёдор Михайлович был пожаловал чином стряпчего в «комнате у крюка», то есть во внутренних комнатах при государе. Осенью 1646 года Ртищев занял должность стряпчего с ключом, то есть дворцового эконома. 11 (21) августа 1650 года Ф. М. Ртищев был возведён в сан постельничего, став одним из приближённых людей царя Алексея Михайловича.

    В 1654-1655 годах Фёдор Ртищев сопровождал царя в походах против Речи Посполитой. В сентябре 1655 года он, в качестве доверенного лица, был направлен к польному гетману литовскому Винценту Гонсевскому с извещением о согласии на ведение мирных переговоров и статейным списком, в котором шла речь о земельных уступках, денежном вознаграждении со стороны Литвы и о выборе места съезда послов. Однако, переправившись через Неман, Ртищев вскоре был арестован литовским отрядом Юрия Хрептовича и препровождён в местечко Крынки близ Гродно, как подозрительная личность. Спасла Фёдора Михайловича царская грамота, бывшая при нём и доказывавшая, что он является посланником московского царя. Переговоры Ртищеву пришлось вести с Павлом Сапегой, находившимся в Бресте, так как В. Гонсевский к тому времени был взят под стражу за свою приверженность к Москве. Главной заслугой Ртищева на этих переговорах было удачное выполнение тайного наказа об увеличении титула московского царя. По настоянию Ф. М. Ртищева, П. Сапега в своих статейных списках написал титул Алексея Михайловича с прибавлением слов «и Малыя и Белыя России». В начале ноября 1655 года Ртищев прибыл в Смоленск, где в это время находился царь.

    12 (22) января 1656 года Фёдор Ртищев был пожалован в окольничие. При этом похвалялась его посольская служба в Литве. Ртищеву был назначен оклад на 400 четвертей больше обычного оклада окольничих. Одновременно с пожалованием в окольничие царь указал Ртищеву «сидеть во дворце», то есть назначил дворецким, а эту должность занимали обыкновенно только бояре.

    15 (25) мая 1656 года Алексей Михайлович выступил в поход против Швеции. Ртищев, поставленный перед этим во главе Литовского приказа, сопровождал царя. 7 (17) декабря он провёл переговоры с посланником Гонсевского Казимиром Журавским. По возвращении 14 (24) января 1657 года в Москву, Фёдор Ртищев был назначен главным судьёй Приказа лифляндских дел и вступил в переписку с Гонсевским по поводу беспорядков в недавно завоёванных местностях Литвы и о желательности избрания Алексея Михайловича на польско-литовский престол. В 1657-1664 годах Ртищев управлял также Дворцовым судным приказом, затем Приказом Большого Дворца и Приказом тайных дел.

    У трагической Смуты был, пожалуй, лишь один положительный момент. В те годы, когда в силу обстоятельств человеку приходилось принимать самостоятельные решения, от которых зависела жизнь, в России появилось немало внутренне независимых, самостоятельных людей. Правда, как правило, каждый из них решал только личные проблемы. Кто-то проблемы материальные, кто-то маялся с собственной душой. И Ртищев был из той же эмансипированной породы, вот только вся его жизнь была направлена на помощь другим.

    «Осада с лестницами». М. Гадалов

    Почти все время царствования Алексея Михайловича Ртищев находился при государе, формально состоя при царе постельничим, а позже воспитателем старшего царевича. Однако в реальности был советником государя, причем «на общественных началах», поскольку от боярского звания категорически отказался. Разумеется, и он иногда выполнял различные государевы поручения: бывало – воевал, бывало – выполнял дипломатическую миссию, однако, прославился не этим, а тем, что делал как раз не по приказу, а по личной инициативе. Потому что, эти сугубо частные поступки во многом изменили жизнь тогдашнего государства.

    Именно с его именем связано появление в России благотворительности. На личные средства и средства друзей Ртищев организовал ряд больниц и приютов в Москве и в глубинке. Создал даже первый вытрезвитель: мораль никому не читал, просто подбирал на улице пьяных и увозил к себе до протрезвления. Уже позже, по примеру Ртищева, благотворительностью занялась и власть. Сначала озаботились нищими и убогими в Москве. Здоровых определили на работы, а беспомощных поместили на казенное содержание в двух специально устроенных для того богадельнях. Наконец, на церковном соборе, созванном в 1681 году, власть предложила РПЦ устроить такие же приюты и богадельни по всем городам. Так частные поступки Федора Ртищева легли в основание целой системы церковно-благотворительных учреждений в России. Благодаря ему тысячи русских людей смогли выжить, получив хлеб и кров.


    Андреевский монастырь

    В 1671 году, прослышав о голоде в Вологде, Ртищев отправил туда обоз с хлебом, а потом и деньги, продав часть своего имущества. Известна история и о том, как он подарил Арзамасу свои земли, в которых город очень нуждался, хотя, как свидетельствуют очевидцы, мог бы выручить за эту землю немалые деньги. Ртищев, однако, когда ему не хватало средств на благотворительность, просто предпочитал продавать свою одежду и утварь. Впрочем, по дружбе, любя и уважая Ртищева, нередко ему помогали и царь с царевной. И отчета о расходах никогда не требовали, знали, что на себя он не потратит ни одной копейки. Риторический, конечно, вопрос, но все же: где бы российской власти взять таких людей сегодня?

    Ртищев выкупал русских пленных, и даже, предвосхищая появление Красного Креста, оказывал помощь вражеским воинам, вынося с поля боя не только своих, но и чужих раненых, а затем поддерживал иностранных пленных, оказавшихся в России. Не случайно о его доброте ходили легенды, а сразу же после смерти появилась биография в форме жития, где Ртищеву придан ореол святости.

    «Это был один из тех редких и немного странных людей, у которых совсем нет самолюбия. Наперекор природным инстинктам и исконным привычкам людей, Ртищев в заповеди Христа любить ближнего, как самого себя, исполнял только первую часть: он и самого себя не любил ради ближнего - совершенно евангельский человек, правая щека которого просто, без хвастовства и расчета, подставлялась ударившему по левой, как будто это было требованием физического закона, а не подвигом смирения. Ртищев не понимал обиды и мести, как иные не знают вкуса в вине и не понимают, как это можно пить такую неприятную вещь. Некто Иван Озеров, некогда облагодетельствованный Ртищевым, потом стал его врагом. Ртищев… пытался утолить его вражду упорным смирением и доброжелательством; он приходил к его жилищу, тихо стучался в дверь, получал отказ и опять приходил. Выведенный из терпения такой настойчивой и досадной кротостью, хозяин впускал его к себе, бранился и кричал на него. Не отвечая на брань, Ртищев молча уходил от него и опять приходил с приветом, как будто ничего не бывало. Так продолжалось до смерти упрямого недруга, которого Ртищев и похоронил, как хоронят добрых друзей. Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть – смиренномудрие».

    Впрочем, занимался Ртищев, конечно же, далеко не только благотворительностью. В 1649 году под Москвой, как пишет дореволюционный словарь Брокгауза-Эфрона, «пользуясь покровительством царя и патриарха Иосифа на месте своего первоначального поселения он построил Спасопреображенский монастырь», куда вызвал из Киево-Печерского и ряда других малороссийских монастырей 30 ученых монахов. Они-то и переводили иностранные книги на русский язык и обучали желающих греческой, латинской и славянской грамматике, риторике и философии. Сам Ртищев стал студентом этой школы и проводил там целые ночи в беседах с учеными. Немалое число молодых московских служилых людей, то есть чиновников, прошло обучение в этом частном монастырском учебном центре.

    Впрочем, и здесь Ртищева спасал характер. Только он умудрялся (что в те времена жесточайшей конфронтации было почти невозможно), утихомиривать врагов, склоняя их к умеренности и убеждая, что реальные интересы России и русского народа выше идейных разногласий крайних западников и крайних патриотов. Нужно представлять себе этих сильных, заносчивых и неуступчивых людей, вроде боярина Морозова, протопопа Аввакума и патриарха Никона, чтобы понять, каким удивительным влиянием на них обладал такой неконфликтный человек, как Федор Ртищев.

    Василий Ключевский «Миролюбивый и доброжелательный, он не выносил вражды… и старался удержать староверов и никониан в области богословской мысли, книжного спора, не допуская их до церковного раздора, устраивал в своем доме прения, на которых Аввакум бранился с «отступниками», особенно с Полоцким, до изнеможения, до опьянения».

    Ртищев умел говорить правду без обиды, никому не колол глаз личным превосходством, был совершенно чужд тщеславия, а потому нравился даже привыкшим к своеволию за времена Смуты казакам. Именно Ртищева за правдивость и обходительность они желали иметь у себя царским наместником, «князем малороссийским». Уметь ладить с царем, Аввакумом, Никоном, казаками и при этом всем говорить в глаза правду, это, конечно, особый дар.


    Алексей Михайлович. Протопоп Аввакум. Патриарх Никон

    Наконец, Ртищев был одним из первых, кто понял, какой несправедливостью и злом является крепостное право. Не в его силах было отменить это зло, однако есть свидетельства, как он заботился о своих крестьянах, поддерживал их ссудами, уменьшал оброки, а перед смертью всех дворовых отпустил на волю. И умолял своих наследников обращаться с теми, кто еще оставался в крепости, по-божески: «они нам братья».


    «Медный бунт». Э. Лисснер

    Немало прочитав об этом человеке, обнаружил лишь одну сомнительную страницу. Речь идет об истории с медными деньгами, которая спровоцировала известный Медный бунт. О том, кому принадлежала идея (кстати, вынужденная – чтобы поправить положение государственной казны, истощенной войной с Польшей) чеканить медные деньги одинаковой величины с серебряными, но выпускать их по одной цене, точно не известно. Версий хватает, однако, какая из них верна, сказать сложно. Тем не менее, не могу обойти тот факт, что историк Сергей Платонов, как на автора идеи, указывает на Ртищева. Правда, сам же его тут же и выводит из-под удара. «Произошла история аналогичная той, которая 80 лет спустя случилась с Джоном Ло во Франции, – пишет Платонов. – Беда заключалась не в самом проекте, смелом, но выполнимом, а в неумении воспользоваться им и в громадных злоупотреблениях».


    Медная ефимка времён бунта. Полуполтина 1656 года выпуска

    Сам Ртищев - убежденный бессребреник – к злоупотреблениям, да и вообще к практической реализации идеи не имел ни малейшего отношения. Зато ситуацией воспользовались очень многие, включая и тех, кто был обязан процесс выпуска денег контролировать. Чеканили и подделывали монету без счета. Что и привело, в конечном итоге, к бунту. Кстати, народ легко обошелся без Следственного комитета, достаточно было сравнить официальные доходы чиновников и их неофициальные расходы. И столь огромная разница в цифрах многих закономерно возмутила. Виноват ли во всей этой «медной истории» Ртищев? (Если вообще идея принадлежала ему, что не факт). Конечно, нет.

    Жить в такие времена, быть при власти, пропустить через свои руки немалые деньги, так много сделать и, в конце концов, покинуть этот мир без единого пятнышка! Второго Федора Ртищева в русской истории нет.

    Проект МИА «Россия сегодня» «Русские эволюционеры»

    Ртищев Федор Михайлович

    Р тищев (Федор Михайлович, 1625 - 1673) - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII века. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным. Молва об его благотворительности достигла царя , который приблизил его к себе, возведя в сан постельничего. Пользуясь покровительством царя и патриарха , Р. на месте своего первоначального поселения построил Спасопреображенский монастырь (ныне упразднен), открыл училище, где и "обучали языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии" вызванные им киевские монахи. Это училище в 1685 году было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило зерном Славяно-греко-латинской академии. Учителей (в числе их были архим. Дионисий и ) Р. поощрял к переводам с греческого языка на славянский, а Епифания убедил составить славяно-греческий словарь. Около 1650 года Р. основал за городом гостиницу для бедных; во время голода в Вологде, не имея денег, продал свои одежды и дорогие сосуды и на вырученные деньги помогал потерпевшим; жителям Арзамаса уступил бесплатно свои лесные дачи; участвуя в войне с поляками и литовцами, особенно заботился о раненых, как своих, так и иноземных. Завистников и врагов у Р. было немало; его обвиняли в "рушении" православной веры (Р. указывал на необходимость устранения многих вкравшихся неправильностей в церковной службе и уставе), но, благодаря заступничеству , царь не только не обратил на это внимания, но даже сделал Р. заведующим соколиной охотой (есть известие, что Р. написал устав соколиной охоты). Во второй раз враги, называя его "злотворцем", хотели убить его, и он спасся только в покоях царя, который еще более приблизил его к себе, сделав его воспитателем своего сына Алексея. В числе недоброжелателей Р. был и патриарх , которому он советовал не вмешиваться в мирские дела. Умирая, он завещал отпустить слуг его на волю и не притеснять крестьян. Письмо к нему от полоцкого игумена и его же поздравительная речь Р. напечатаны в "Древней Российской Вивлиофике" (ч. III). Ср. его "Житие" в "Древней Российской Вивлиофике" (т. XVIII) и ст.

    РТИЩЕВ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

    Ртищев (Федор Михайлович, 1625 - 1673) - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII века. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным. Молва об его благотворительности достигла царя Алексея Михайловича, который приблизил его к себе, возведя в сан постельничего. Пользуясь покровительством царя и патриарха Иосифа, Р. на месте своего первоначального поселения построил Спасопреображенский монастырь (ныне упразднен), открыл училище, где и "обучали языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии" вызванные им киевские монахи. Это училище в 1685 году было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило зерном Славяно-греко-латинской академии. Учителей (в числе их были архим. Дионисий и Епифаний Славинецкий) Р. поощрял к переводам с греческого языка на славянский, а Епифания убедил составить славяно-греческий словарь. Около 1650 года Р. основал за городом гостиницу для бедных; во время голода в Вологде, не имея денег, продал свои одежды и дорогие сосуды и на вырученные деньги помогал потерпевшим; жителям Арзамаса уступил бесплатно свои лесные дачи; участвуя в войне с поляками и литовцами, особенно заботился о раненых, как своих, так и иноземных. Завистников и врагов у Р. было немало; его обвиняли в "рушении" православной веры (Р. указывал на необходимость устранения многих вкравшихся неправильностей в церковной службе и уставе), но, благодаря заступничеству Морозова, царь не только не обратил на это внимания, но даже сделал Р. заведующим соколиной охотой (есть известие, что Р. написал устав соколиной охоты). Во второй раз враги, называя его "злотворцем", хотели убить его, и он спасся только в покоях царя, который еще более приблизил его к себе, сделав его воспитателем своего сына Алексея. В числе недоброжелателей Р. был и патриарх Никон, которому он советовал не вмешиваться в мирские дела. Умирая, он завещал отпустить слуг его на волю и не притеснять крестьян. Письмо к нему от полоцкого игумена Иевлевича и его же поздравительная речь Р. напечатаны в "Древней Российской Вивлиофике" (ч. III). Ср. его "Житие" в "Древней Российской Вивлиофике" (т. XVIII) и ст. А. Терещенко в "Сыне Отечества", 1856, ¦ 33.

    Краткая биографическая энциклопедия. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РТИЩЕВ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • РТИЩЕВ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
      (1626-73) дворецкий, окольничий, глава ряда приказов, член "Кружка ревнителей благочестия". На свои средства открыл ряд больниц, богаделен, школу в Андреевском …
    • РТИЩЕВ ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ
      Фёдор Михайлович , русский государственный и культурный деятель. Сын окольничего. С 1645 занимал …
    • РТИЩЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    • РТИЩЕВ в Словаре русских фамилий:
      Отчество от нецерковного имени отца — Ртище — “большеротый”, в Сл. Тупикова приведены: наместник в Радонеже (XIV в.) Терентий Ртище, …
    • РТИЩЕВ в Энциклопедии фамилий:
      Далекие предки Ртищевых были охочи до еды и прозвище получили Ртище именно за это. Впрочем, оно могло быть дано и …
    • РТИЩЕВ
      (Федор Михайлович, 1625—1673) — один из замечательных деятелей Московской Руси XVII в. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал …
    • ФЕДОР
      "ФЁДОР Л́ИТКЕ", линейный ледокол рос. арктич. флота. Построен в 1909, водоизмещ. 4850 т. В 1934 (капитан Н.М. Николаев, науч. руководитель …
    • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ФЁДОР КРЕСТЬ́ЯНИН, см. Крестьянин …
    • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ФЁДОР ИВ́АНОВИЧ (1557-98), рус. царь с 1584; последний царь из династии Рюриковичей. Сын царя Ивана IV Грозного. Правил номинально. С …
    • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ФЁДОР БОР́ИСОВИЧ (1589-1605), рус. царь в апр.- мае 1605. Сын Бориса Годунова. При приближении к Москве Лжедмитрия I свергнут в …
    • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ФЁДОР АЛЕКС́ЕЕВИЧ (1661-82), рус. царь с 1676. Сын царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской. Пр-во Ф.А. осуществило ряд реформ: введено …
    • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ФЁДОР II, см. Теодрос II …
    • РТИЩЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      РТ́ИЩЕВ Фёд. Мих. (1626-73), гос. деятель, окольничий (1656). Выполнял дипл. поручения во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-56). …
    • МИХАЙЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      МИХ́АЙЛОВИЧ Дража (1893-1946), серб. генерал (1942), в 1941-45 глава формирований четников. В 1942-45 воен. мин. югосл. эмигрантского пр-ва. Казнён по …
    • РТИЩЕВ
      (Федор Михайлович, 1625?1673) ? один из замечательных деятелей Московской Руси XVII в. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал …
    • МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      (Евстафий) ? сербский писатель начала XIX в., автор романа "Цвет невинности, или Добривой и Александра" (Будин, 1827 г.) и книги …
    • ФЁДОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Мужское …
    • ФЕДОР в словаре Синонимов русского языка:
      имя, …
    • ФЁДОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
      Фёдор, (Фёдорович, …
    • РТИЩЕВ
      Федор Михайлович (1626-73) , дворецкий, окольничий, глава ряда приказов, член «Кружка ревнителей благочестия». На свои средства открыл ряд больниц, богаделен, …
    • МИХАЙЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      Драгослав (р. 1930), сербский писатель. В сборниках рассказов «Фред, спокойной ночи» (1967), «Ухвати падающую звезду» (1983), романах «Когда цвели тыквы» …
    • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
      Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых. Родился 10 марта 1629 года, царствовал с 13 июля 1645 года по 29 …
    • ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ в Цитатнике Wiki:
      Data: 2009-09-03 Time: 18:06:14 Навигация Тема = Фёдор Достоевский Викитека = Фёдор Михайлович Достоевский Викисклад = Фёдор Михайлович Достоевский Фёдор …
    • УШАКОВ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ушаков Федор Федорович (1745 - 1817), адмирал, святой праведный. Память 23 июля, …
    • СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сычев Николай Михайлович (1871 - после 1940), ктитор. В базе данных ПСТБИ значится …
    • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Василий Михайлович (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
    • ОРНАТСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Михайлович Орнатский (1811 - 1875), священник. Иван Михайлович Орнатский родился в 1811 году …
    • НЕДОСЕКИН ФЕДОР ГЕОРГИЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Федор Георгиевич Недосекин (1889 - 1942), священник, священномученик. Память 17 апреля. …
    • МАСЛЕННИКОВ ГАВРИИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Масленников Гавриил Михайлович (1871 - 1937), священник, священномученик. Память 5 ноября и …
    • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881), великий русский писатель. Родился в Москве 30 октября …
    • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
    • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его …
    • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Александр Михайлович, великий князь, генерал-адъютант, вице-адмирал, четвертый сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны, супруг великой княгини …
    • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
      (1629-76) русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право …
    • БРЕДИХИН ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Федор Александрович , русский астроном, академик Петербургской АН (1890; член-корреспондент 1877). В 1855 окончил Московский университет, …
    • ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      старший сын великого князя Михаила Александровича (1357-1425). По смерти отца († 1399) на долю И. Михайловича и его сыновей, Александра …
    • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ III в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      князь Кашинский (1370—1426), сын вел. кн. Тверского М. Александровича. По смерти отца (1399) В. М., совместно с племянником своим Иваном …
    • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (1319—1368) — князь Кашинский и вел. кн. Тверской, младший из сыновей М. Ярославича, вел. кн. Тверского. Отправляясь в 1319 г. …
    • ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? старший сын великого князя Михаила Александровича (1357-1425). По смерти отца (+ 1399) на долю И. Михайловича и его сыновей, …
    • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ III в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? князь кашинский (1370?1426), сын вел. кн. тверского М. Александровича. По смерти отца (1399) В. М., совместно с племянником своим …
    • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ I в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      (1319?1368) ? князь кашинский и вел. кн. тверской, младший из сыновей М. Ярославича, вел. кн. тверского. Отправляясь в 1319 г. …
    • ФЕДОР ИВАНОВИЧ в Словаре Кольера:
      (1557-1598) (Федор I), русский царь (1584-1598), последний представитель династии Рюриковичей. Родился 31 мая 1557, второй сын царя Ивана IV Грозного …
    • ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ в Словаре Кольера:
      (1661-1682) (Федор III), русский царь, старший сын царя Алексея и его первой жены Марии Милославской. Родился 30 мая (9 июня) …
    • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      (1629-76) , русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное …
    • РТИЩЕВЫ в Татарских, тюркских, мусульманских фамилиях:
      От Льва, сына Ослана (Арслана), мурзы, вышедшего из Золотой Орды к Вел. кн. Дмитрию Ивановичу Донскому (ОГДР, V, с. 28); …
    • ГАНДЫБИН в Словаре русских фамилий:
      Отчество от прозвища Гандыба. Во многих диалектах гандобить — “копить, сберегать”, но и “делать медленно или плохо”; фамилия документирована 1897 …
    • 21 ИЮНЯ в Словаре Примет:
      Федор Летний, Федор Стратилат, Федор Колодезник. "На Федора Стратилата колодцы рой". "Стратилат грозами богат". Пора наступления летних гроз. "Федор Стратилат …