Войти
Образование в России
  • Король Англии Иоанн Безземельный: годы жизни, правление, семья
  • Владимиро-Суздальское княжество: князья
  • Титан - металл. Свойства титана. Применение титана. Марки и химический состав титана. Степень окисления титана Термодинамические свойства титана
  • Численное решение дифференциальных уравнений (1) Получить численное решение дифференциального уравнения
  • Евтушенко знал что Бабий Яр им украден Трагедия расстрела евреев в Киеве и ее отражение в искусстве
  • Валерий асапов стал жертвой минометного обстрела
  • Иван иваныч в рассказе крыжовник. Чехов “Крыжовник” Как и каким показан иван иванович рассказчик

    Иван иваныч в рассказе крыжовник. Чехов “Крыжовник” Как и каким показан иван иванович рассказчик

    Кроме художественного таланта,
    изумляет во всех этих рассказах знание жизни,
    глубокое проникновение в человеческую душу.

    Иван Бунин

    Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов – необычный писатель. Говоря об особенностях стиля писателя, необходимо подчеркнуть, что:

    1.​ В основе его рассказов – определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя.

    2.​ Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату.

    3.​ Большая роль детали.

    4.​ Говорящие фамилии.

    5.​ Малая форма и глубокое содержание.

    7.​ Богатый диапазон лексики.

    8.​ Индивидуализация речи героев.

    Во второй половине 80-х годов Чехов входит в большую литературу. Юмор все чаще соседствует с лиризмом, психологическим анализом. Анекдотические образы-маски уступают место индивидуальным характерам. В рассказах Чехова все чаще появляются серьезные и печальные темы, возникают вопросы о смысле жизни, о счастье, о свободе, познании истины.

    «Степь» (1888) – первое крупное произведение Чехова. «История одной поездки» (таков подзаголовок повести «Степь») во многом дана как бы глазами мальчика Егорушки, которого везут в город для поступления в гимназию. Он восторженно любуется неоглядными просторами степи. При этом впечатления ребенка нередко перемежаются лирическим «вмешательством» самого автора.

    Повесть вобрала в себя размышления Чехова над неразрешенными вопросами жизни и смерти, над глубоко для него личной проблемой одиночества. Думы писателя о судьбе родины отразились в образе степи.

    Своеобразной вехой в творчестве Чехова стал некролог великому путешественнику Пржевальскому, написанный и опубликованный в 1888 году. Через два года после этого события Чехов сам совершил с исследовательскими целями долгое и трудное по тем временам путешествие на остров Сахалин , где тщательно изучал жизнь каторжан и ссыльных. Для Чехова это был гражданский поступок. Большую часть Сибири он проехал в кибитке. Обострился его туберкулез.

    Перед поездкой Чехов прочитал огромное количество литературы о географии острова, его истории. В книге «Остров Сахалин» (1893–1894) запечатлены местные нравы, фигуры начальников и надзирателей, которые «в обращении с низшими не признают ничего кроме кулаков, розог и извозчичьей брани» . Эта книга – единственный образец документальной прозы.

    После увиденного на «каторжном острове» Чехов значительно резче и беспощаднее стал относиться ко многим явлениям российской действительности. Не случайно после поездки на Сахалин появляется очень жесткая повесть «Палата № 6» (1892) . В ней описываются порядки провинциальной больницы, во флигеле которой ютятся сумасшедшие, находящиеся в полной зависимости от сторожа Никиты. Возглавлявший больницу доктор Рагин был к этому позорно равнодушен, пока сам не угодил туда и не отведал никитинских побоев.

    В 1892 году Антон Павлович приобрел имение Мелихово в Серпуховском уезде Тульской губернии, где и поселился.

    Жизнь в мелиховской усадьбе отвечала давнему желанию, высказанному Чеховым в одном из писем: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа… Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни , хоть маленький кусочек…» Он не только принимал больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, но и строил школы и церкви, организовывал помощь голодающим. На мелиховских впечатлениях во многом основаны повести «из народной жизни», как их характеризовал сам автор, «Мужики» (1897) и «В овраге» (1900) .

    Важная веха в творческой биографии А.П.Чехова связана с МХАТ ом. «Я благодарю небо, что, плывя по житейскому морю, я наконец попал на такой чудесный остров, как Художественный театр», – написал Чехов однокашнику по гимназии, ставшему артистом этого театра, А.Л. Вишневскому.

    Увлечение театром началось еще в гимназические годы, и впоследствии, когда Чехову случалось бывать в провинциальных театрах, он вспоминал таганрогскую галерку и юность.

    Выступление учащегося с сообщением о МХАТе (индивидуальное задание)

    «Знаменитый Московский художественный театр, основанный в 90-х гг. двумя любителями – актером-любителем Станиславским и литератором Немировичем-Данченко (оба были одарены необыкновенным сценическим талантом), завоевал известность еще до постановок чеховских пьес, но тем не менее театр этот поистине «нашел себя» и достиг художественного совершенства благодаря его пьесам, а им принес настоящую славу. “Чайка” стала символом театра – стилизованная чайка изображена на занавесе и программках».

    Владимир Набоков

    Обострившийся в 1897 году туберкулез вынудил Чехова покинуть Мелихово и поселиться в Ялте. В свое время, устав от напряженной ежедневной работы для газет и журналов, он мечтал писать «издалека, из щелочки». Теперь же ялтинская «щелочка» томила и угнетала Антона Павловича своей оторванностью, отделенностью от нараставших в стране событий. «Я как в изгнании… – жаловался он в письмах. – Чувствую, как мимо меня уходит жизнь и как я не вижу много такого, что как литератор должен бы видеть» .

    Антон Павлович многим представлялся человеком аполитичным, чуждым злободневности. Между тем, как писал впоследствии А.И. Куприн, «он волновался, мучился и болел всем тем, чем болели лучшие русские люди» . Когда в угоду царю было аннулировано решение об избрании почетным членом Академии наук Максима Горького из-за его «политической неблагонадежности», Чехов, как и В.Г. Короленко, сам отказался от звания академика.

    В начале русско-японской войны Антон Павлович надеялся, что ее вероятный неудачный исход поведет к долгожданным политическим переменам в России. Уже не имея никаких шансов на выздоровление, за несколько месяцев до смерти, Чехов намеревался ехать в действующую армию простым врачом.

    По воспоминаниям В.И. Немировича-Данченко, на рубеже веков Чехов как-то сказал: «Я вижу, что нас ждут великие бедствия. России надо рассчитаться за все свое прошлое… В каких гигантских страданиях должна родиться новая Россия… Только не надо терять веры в свой народ, какой бы он ни был!» .

    В июне 1904 года Чехов поехал в Баденвейлер, в немецкий Шварцвальд. Когда он прибыл в Германию, жить ему оставалось три недели. 2 июля 1904 года он умер вдали от своей семьи и друзей, среди чужих, в чужом городе.

    Домашнее задание

    «Человек в футляре»

    1.​ Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
    2.​ Как он относится к своему рассказу?
    3.​ Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?
    4.​ Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?
    5.​ Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?
    6.​ Как и почему Беликов терроризировал город?
    7.​ Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие» ?
    8.​ За что осуждает автор Буркина?

    «Крыжовник»

    1.​ Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
    2.​ Почему он не может заснуть, о чем задумался?
    3.​ Как в этом рассказе появляется автор?
    4.​ В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!» ?
    5.​ Какова роль описаний природы в рассказ?
    6.​ Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.
    7.​ С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе» ?
    8.​ В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?
    9.​ Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?

    «О любви»

    1.​ Как и каким показан герой-рассказчик?
    2.​ Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?
    3.​ В чем дисгармоничность жизни Алешина?
    4.​ В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?

    Литература

    1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

    2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2008.

    3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.

    Произведения Антона Павловича Чехова – это панорамная картина человеческих нравов, пороков и доблестей, недостатков и достоинств.

    Прозаик был по-бальзаковски плодовит, пытался разглядеть и описать все мельчайшие черточки на коже человеческой натуры. Только, в отличие от французского предшественника, Чехов облекал свои наблюдения в короткую форму рассказа.

    За 25 лет автор создал около 9 сотен произведений, включая более габаритные пьесы и повести. Особый исследовательский интерес вызывает рассказ «Крыжовник». Он входит в так называемую «Маленькую трилогию», лейтмотивом которой является тема «жизни в футляре», или просто «футлярность».

    Большой замысел «Маленькой трилогии»

    В 1998 году в восьмом номере журнала «Русская мысль» появилось два коротеньких рассказа Чехова «Крыжовник» и «О любви». Им предшествовал «Человек в футляре», напечатанный на страницах той же «Русской мысли».

    Произведения воспринимались целостно даже без глубокого погружения в смысл хотя бы потому, что у них были смежные герои. Это три приятеля – врач-ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский, учитель Буркин и помещик Алехин. От истории к истории каждый из персонажей выступает в роли повествователя. Так, Буркин рассказывает об удивительной судьбе учителя Беликова из его родного городка («Человек в футляре»), Чимша-Гималайский повествует о брате-помещике («Крыжовник»), Алехин ностальгирует о романтической истории, произошедшей с ним самим («О любви»).

    На самом деле Антон Павлович никакой трилогии не писал. Произведения объединили в цикл и назвали «Маленькой трилогией» уже исследователи его творчества. Тогда, в 90-е, замысел Чехова был намного масштабней.

    Он хотел создать роман в рассказах, объединенных общими темами и героями. Было даже готово техническое название – «Рассказы из жизни моих друзей». Однако масштабного произведения не вышло. Сперва помешала работать болезнь, потом пропал энтузиазм. Писалось постно, невкусно, вспоминает сам Чехов, «точно на шестой неделе поста».

    От великого замысла читателю осталось только три небольших рассказа, которые, однако, вошли в число лучших произведений русского классика и стали программными. Надо сказать, что их объединяет нечто большее, чем смежные персонажи. Все три истории связаны общей философией «футлярной жизни».

    История чиновника, который мечтал стать барином

    Рождению замысла «Крыжовника» послужил рассказ известного юриста, приятеля Чехова, Анатолия Федоровича Кони. Он как-то поведал историю о петербургском чиновнике, который долгое время копил деньги на очень дорогой парадный мундир, вышитый золотом. Наконец, мундир был сшит, но подобающего случая надеть его не представилось.

    Всю зиму вещь протомилась в шкафу, и золотые вышивки потускнели от нафталина. Мундир потерял свой первоначальный лоск. Спустя полгода его хозяин скончался и, по злой насмешке судьбы, его похоронили в том самом мундире, на который он так долго копил и который не надел при жизни.

    Чехова очень тронула эта история, и вот он уже делает первые черновые наброски. В них петербургский чиновник превращается в служащего казенной палаты, который всю жизнь копит на поместье с прудом и кустами крыжовника.

    В качестве рассказчика выступает ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский. Возвращаясь с охоты со своим приятелем учителем Буркиным, он попадает под дождь. Друзья решают переждать непогоду в усадьбе Алехина, которая находится неподалеку. Выкупавшись и устроившись поудобнее в гостиной, мужчины начинают вести неспешную беседу. Тут-то Иван Иванович и рассказывает о своем родном брате Николае Ивановиче, который на склоне лет сделался помещиком.

    Детство братьев Чимша-Гималаевских прошло в дворянском поместье. Однако после смерти отца имение забрали за долги. О размеренной барской жизни пришлось забыть. Иван Иванович выучился на врача, Николай Иванович стал служащим казенной палаты. Несмотря на это брат Николай, не покинул мечты обзавестись собственным имением с прудом, в котором будут плавать уточки, и садом, засаженным кустами крыжовника.

    Мечта так завладела Николаем Ивановичем, что он жил впроголодь, ходил в обносках, отказывал себе во всех радостях жизни и все копил, копил, копил. Женился поздно и только по той причины, что у его избранницы (совершенно некрасивой стареющей вдовы) имелся кое-какой капитал.

    Эти деньги Николай Иванович кладет в банк и продолжает вести аскетичный образ жизни. За несколько лет он уморил супругу голодом и постоянными лишениями. Смерть жены Николая Ивановича особо не трогает, ведь у него огромная радость – он, наконец, скопил достаточно денег на поместье! Кимча-Гималаевский покупает землю с домом в Чумборокловой Пустоши и гордо делает приписку к названию «Гималайское тож».

    Спустя несколько лет Иван Иванович навещает брата. «Гималайское тож» производит на него удручающее впечатление: вместо чистого пруда желтая речка, вокруг смог из-за действующих неподалеку заводов, везде котлованы, канавы, заборы, какие-то несуразно высаженные елки.

    Во дворе его встречает толстая ленивая собака и заплывшая жиром неопрятная кухарка. Брата Иван Иванович сперва не узнает. Из скромного чиновника тот превратился в типичного барина. Толстый, ленивый, самодовольный, он дни напролет занимается тяжбами с вышеуказанными заводами, обходами своих владений и блаженной праздностью.

    Наконец, к столу подают первый урожай крыжовника. Ягоды кислые, невкусные, но Николай Иванович этого не замечает. Он счастлив, его мечта сбылась. И даже ночью он встает из постели, чтобы съесть ягодку-другую своего обожаемого, долгожданного крыжовника.

    «Футлярная» жизнь Николая Ивановича

    История Николая Ивановича Чимши-Гималайского является примером так называемого «футлярного» образа жизни. Это жизнь, скованная правилами, нормами, условностями, не принимающая ничего нового, заплесневелая, нафталинная. Развитию и прогрессу в ней противопоставляется застой и регресс.

    У каждого свой футляр. Вот Николай Иванович большую часть жизни был скован собственной мечтой. Он корпел на однообразной неинтересной работе, терпел материальные лишения, женился без любви. Все для того, чтобы в будущем купить поместье.

    По сути его мечта не была гнусной. Николай Иванович не жаждал несметных богатств, не грезил быть властелином мира – только дом, земля, пруд, спокойная помещичья жизнь, которую у него, по нелепой прихоти судьбы, отняли в юные годы. Ах, да! Еще кусты крыжовника – такая-себе маленькая прихоть, идущая в довесок к идиллической картинке, нарисованной молодым Николаем Ивановичем.

    Чехов осуждает не саму мечту чиновника Чимши-Гималайского, а мелкочинный, отвратный путь к идеалу. В результате просто не могло получиться ничего стоящего. А потому, став барином, Николай Иванович надевает на себя новый футляр. Он запирается в своем уродливом поместье и начинает вести бессмысленное существование.

    Новый помещик никак не улучшает окружающую местность, лишь городит глухие заборы от внешнего мира. Его не интересуют аграрные инновации, благополучие и просвещение крестьян. Взаимодействие барина с местными сводится к взбучкам за провинности да небольшими алкогольными презентами по праздникам. И даже крыжовник вырастает невкусный как символ того, что дело всей жизни Николая Ивановича оказалось бесполезным.

    Самое страшное – «футлярные люди» настолько плотно закрылись в своих убежищах, что не могут объективно оценить действительность. И Николай Иванович счастлив, всецело и слепо.

    В следующей статье мы рассмотрим одно из самых известных произведений А.П. Чехова . Это короткий, но очень глубокий рассказ.

    Предлагаем вам ознакомиться с Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы, а так же высмеял людей, которые всегда знают что нужно делать, и убеждают в этом других.

    Слово автора

    Ранний Чехов рассказывал свои истории, словно шутя. Он всегда стоял в стороне от своих героев, предоставляя читателю полную свободу для анализа и умозаключений. Поздняя проза – это горькая ирония. Проблематика произведений остро задевает писателя, он больше не может быть сторонним наблюдателем. Однако свою точку зрения автор высказывает очень деликатно, не обращаясь к нарочитому назиданию.

    В «Крыжовнике» авторскими устами заговорил Иван Иванович Чимша-Гималаевский, брат помещика из Чумборокловой Пустоши. Он осуждает образ жизни брата, считает его гибельным не только для конкретного человека, но и для всей нации.

    Себялюбивость как порок
    Человеческая жизнь не может сводиться к трем аршинам земли, собственному эгоистичному счастью. Нельзя существовать в своем уютном футляре, нужно расширять горизонты, думать о будущем. Целеустремленность хороша, но цель должна быть стоящей.

    Эмоциональная речь Ивана Ивановича, увы, не произвела впечатления на слушающих. Буркин, далекий от подобного образа мыслей, засобирался спать. Алехин слушал вполуха, поскольку говорилось не о сене, крупе или дегте. Да и сам Иван Иванович печально прибавляет, что перемены – дело молодых, а он слишком стар. Перед сном ветеринарному врачу остается только помолиться о судьбе «нас грешных».

    Такой финал не случаен. Чехов с горечью осознает, что Россия еще очень далека от кардинальных перемен, она кишит людьми в футлярах разного образца. К концу рассказа дождь так и не утихает, он продолжает стучать в окна всю ночь. Но когда-то, по негласному закону природы, непременно выглянет солнце.

    Вопросы и задания к рассказу "Человек в футляре"

    Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности.

    Как он относится к своему рассказу.

    Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила.

    Каким показан Беликов? Почему о нем говорят "человек в футляре".

    Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли.

    Как и почему Беликов терроризировал город.

    Почему Беликов умер? Как понять фразу: "Хоронить таких людей... большое удовольствие".

    Вопросы и задания к рассказу "Крыжовник"

    Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик.

    Почему он не может заснуть, о чем задумался.

    В чем смысл слов рассказчика: "Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!"

    Какова роль описаний природы в рассказе.

    Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.

    С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: "Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе".

    В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели.

    Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл.

    Вопросы и задания к рассказу "О любви"

    Как и каким показан герой-рассказчик.

    В чем дисгармоничность жизни Алехина.

    В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи.

    Заполнить таблицу по рассказу «Ионыч»

    Практическое занятие № 19.

    Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишнёвый сад»

    Вопросы для обсуждения

    1. Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия?

    3. В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни.

    4. Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов).

    5. Охарактеризуйте конфликт и проблематику пьесы.

    6. "Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение - правда безусловная и честная", - писал Чехов. Какую же "безусловную и честную" правду мог увидеть Чехов в конце XIX века. Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.

    7. Как тема увядания дворянских гнезд показана в "Вишневом саде"? Что олицетворяет Фирс? А Яша.

    8. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина.

    9. Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев.

    10. Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену.

    11. За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе.

    12. А что же главное? Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.

    Практическое занятие № 20.


    УРОК 121. «Его врагом была пошлость»2. «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
    На деревом этапе урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:

    Это трилогия о «футлярных людях».

    Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.

    Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове - «Человек в футляре». Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский о своем брате - «Крыжовник». Помещик Алехин о себе, о своей любви - «О любви».

    В рассказах дается обобщенная картина жизни.

    «Человек в футляре»:

    Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

    Как он относится к своему рассказу?

    Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?

    Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футяре»?

    Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли? Как и почему Беликов терроризировал город?

    Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие»?

    Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?

    Почему он не может заснуть, о чем задумался?

    В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?

    Какова роль описаний природы в рассказе?

    С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»?

    В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?

    Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?
    «О любви»:

    Как и каким показан герой-рассказчик?

    В чем дисгармоничность жизни Алехина?

    В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?
    Выводы урока. Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник - учителем, общественный деятель - ветеринарным врачом.
    УРОК 122. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»3 Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч»
    «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» - эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.
    Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста рассказа необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.
    В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.
    Работа с текстом в первой половине урока должна привести учащихся к следующим выводам:
    Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев - интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности - Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев - приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.
    Во второй части урока учащиеся выясняют причины деградации Старцева.
    Итоговые вопросы и задания

    Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев - неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)

    Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?

    Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?

    Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)

    Почему на рубеже 80-90-х годов Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?
    Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки - это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».
    Вывод. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».
    УРОК 123. «Скверно вы живете, господа!» Урок внеклассного чтения. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» и рассказ В. М. Шукшина «Шире шаг, маэстро!»
    Рассказ Шукшина можно изучить, сопоставляя его с «Ионычем» Чехова. Между этими рассказами около семидесяти лет. Главная идея рассказа Чехова - показать духовную деградацию человека, а у Шукшина?
    Итоговые вопросы урока

    Сможет ли Солодовников достичь того, о чем мечтает?

    Кто виноват в судьбе героев?

    Какой из рассказов ироничнее? Почему?

    Путь Старцева - это путь духовной деградации. А каков путь Солодовникова?
    Выводы. Проблема духовного оскудения - вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С. Судьба же Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч - Солодовников - кто дальше?
    УРОК 124. «Чехов до сих пор не понят как следует»4. Особенности драматургии Чехова
    Нельзя изучать пьесы Чехова, не зная особенностей его драматургической манеры. Поэтому разговор со школьниками о «Вишневом саде» нужно предварить уроком о специфике его драматургии. Современная Чехову публика не приняла многих его пьес. Почему? Они отличались от традиционной драматургии рубежа веков, но не были слабыми, так как позднее с блеском вошли в репертуар многих театров. Они не были заумными или примитивными, а отличались необычностью, непривычностью для театральных зрителей. В них как бы определялось два плана: драма и ирония, простая фабула и скрытый смысл, действие и раздумье. Первый план соответствовал чертам драмы вообще, а во втором угадывался сам автор. Активное присутствие автора - отличительная черта чеховской драматургии. Горький назвал его пьесы лирическими. Понять автора можно, вчитываясь в текст. Интересной может быть работа по сопоставлению двух редакций пьесы Чехова «О вреде табака». 1886 год 1903 год


    1886 год

    1903 год

    Герой - Маркел Иванович Нюхин, муж своей жены, отец девяти незамужних дочерей, желающий их пристроить. Добрый, болтливый, смешной, подчиненный жене. Он стремится казаться ученым. Лекция «О вреде чаизма и кофеизма для организма». Отношения с женой в эпизоде с блинами: она отдает их со словами: «Съешь эти блины сам, Маркеша». Смешные занятия Нюхина в пансионе. При чтении лекции приступ астмы. В итоге: герой вызывает легкое сочувствие, более он смешон. Он - добрый болтун. Здесь - только «верхний слой»

    Герой - Иван Иванович Нюхин, муж своей жены: в старом поношенном фраке. Ключевая фраза его речи - «Мне решительно все равно». Он говорит о себе: «Я решительно не профессор и чужд ученых степеней». Лекция «О вреде некоторых насекомых» («У нас даже в рояле клопы»). При чтении лекции - «подмигиваю правым глазом». Отношения с женой: у нее кое-что припрятано, у него нет ничего. В эпизоде с блинами жена говорит: «Ешь эти блины сам, чучело!» Занятия в пансионе, унижающие человека, - «вывожу клопов, прогуливаю женину собачку». Герой испытывает каждодневное унижение, он растоптан, но понимает все: «Я несчастлив, я обратился в дурака, в ничтожество». Он вызывает не смех, а грусть и обиду, так как забит жизнью, потерял в себе человека. Это - «внутренний слой»

    Чехов добавляет во вторую редакцию слова Нюхина, не свойственные ему: «Остановиться где-нибудь далеко-далеко в поле и стоять деревом, столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть». Герой Нюхин вряд ли способен на такие слова. Это Чехов и его мысли, это его лиризм в сострадании человеку. Автор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую драматургию особенно психологичной. Критик В. Я. Лакшин считает, что особенности психологизма драматургии Чехова проявляются:

    В раскрытии сложных образов персонажей не через борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни.

    В иллюзии течения жизни, которая создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров, - психологическая детализация.

    В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами и т. п.

    В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.

    В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.

    В отсутствии описания и объяснения психологии действующих лиц.

    В скупых художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности.

    В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст, то, что за словами.

    В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.

    В отсутствии стремительно развивающегося действия. Наиболее важные события происходят за сценой - внутренний динамизм.

    Во внешней и внутренней сути героев.

    В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.
    УРОКИ 125-126. «Никто не знает настоящей правды». «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда

    Сообщение учителя об истории создания пьесы.
    После пьесы «Три сестры», в какой-то мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 года в письме к О. Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу».
    «Ему чудилось, - вспоминает Станиславский, - раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни c того, ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги».
    В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 года читаем: «В голове она уже у меня готова. Называется „Вишневый сад“, четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, - и, конечно, неизвестно от какой причины».
    14 октября готовую пьесу отправили в Москву.
    Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:
    Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.
    Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина - комические.
    Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 года он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».
    Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца - это тяга к будущему.

    Беседа с классом о жанре пьесы.
    Вопрос на выявление восприятия: как определить жанр пьесы: комедия, драма, трагикомедия?
    а) Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер).
    б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…» (К. С. Станиславский).
    в) Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад“ драмой - это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет… Пьеса „Вишневый сад“ не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений».
    Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность - недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.
    Работу с классом по выявлению особенностей жанра можно провести по вопроса:

    Драматичен ли Лопахин?

    В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность?

    Кто виноват в драматичности их жизни?

    Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов).
    3. Конфликт и проблематика пьесы.
    Вопросы и задания для обсуждения

    «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение - правда безусловная и честная», - писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX века? (Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.) Как эта тема показана в «Вишневом саде»?

    Что олицетворяет Фирс? А Яша?

    Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина?

    Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев?

    Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену?

    За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе?

    А что же главное? (Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.)

    4. Система образов-персонажей.
    Нужно организовать в классе наблюдение за героями, которые объединяются в несколько общественных групп.
    1-я группа. Поместное дворянство (Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик), старые хозяева вишневого сада.

    Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства.

    Как Раневскую характеризует отношение к Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, к Трофимову?

    Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина?

    Как можно оценить доброту Раневской?

    Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?
    Работа над образом Раневской должна вестись по тексту в двух планах. Внешнем (событийном), хотя в нем тоже не один план (например, любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет 12-летнюю Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть и т. д.). И внутреннем (авторском), который возникает при сопоставлении реплик, в контрасте между речью и поступками.

    Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи?

    Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора?

    Расскажите о Гаеве. Чем он похож на Раневскую? Чем интересуется? Сравните их монологи перед шкафом. Как они их характеризуют?

    Почему они все успокоились после продажи вишневого сада?

    Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик?
    Выводы. Это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм - в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», - скажет о них Горький.
    2-я группа. «Параллели» к хозяевам. Яша и Фирс.
    Фирс - крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах… И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают». Последний монолог Фирса, где две линии - «жизнь прошла» и «недотепа», - это и о хозяевах.
    Яша - слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к родине).
    3-я группа. Лопахин - буржуазия, приходящая на смену дворянству. Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов».
    Вопросы и задания для обсуждения

    Какие черты Лопахина привлекательны? Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять? Какое качество в нем победит?

    Почему Лопахин не делает предложения Варе?

    О каком будущем России он говорит?

    В чем его противоречия? Почему он не раз называет жизнь «дурацкой», «нескладной»?

    В чем своеобразие речи Лопахина?
    Выводы. Смысл образа Лопахина - показ новых «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о родине, о нескладной, несчастливой жизни - это голос самого автора.
    4-я группа. «Молодое поколение». Петя и Аня.
    Вопросы и задания для обсуждения

    Какова роль этих персонажей?

    Почему Петя показан иронично? Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается?

    Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит?

    В чем образ Пети сходен с образом Гаева?

    Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»?

    Почему реплики Ани есть в конце каждого акта?
    Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня, - это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора. Аня - это воплощение веры писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность ее характера.
    УРОК 127. «Куда же несешься ты, Русь?»5 Сад как символ в комедии «Вишневый сад»
    Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщенное (символ родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии - судьба вишневого сада, с ним связано все.
    Вопросы и задания для наблюдений

    Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы?

    Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы?
    Выводы. Сад - это символ родины, ее прошлого и будущего. Прошлое - это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее - это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым. Одновременно с пьесой «Вишневый сад» был написан рассказ «Невеста», близкий ей по основному содержанию. Там тоже изображен майский сад.
    УРОК 128. «Безнадежный вздох сострадания к людям». Своеобразие чеховского стиля
    Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов - необычный писатель. Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». А Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».
    Урок может быть проведен в форме практикума до выявлению характерных особенностей чеховского стиля. В указанных учителем рассказах (или в одном рассказе) необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.
    Особенности стиля

    1. В основе рассказа - определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место

    2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату

    3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения

    4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж - от лица героя. Объективность повествования

    5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей

    6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль

    7. Индивидуализация речи героев. Речь - отражение характера

    8. Большая роль детали

    10. Зрелый Чехов - отсутствие напряженного действия

    11. Говорящие фамилии

    12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне - смешно, внутренне - грустно

    13. Малая форма и глубокое содержание

    14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера

    15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог

    16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда

    17. Триединство: место, время, действие

    18. Зримость рассказов-сценок

    Урок может быть проведен и по одному рассказу, например, «Не в духе», «Кухарка женится», «Ну, публика!». Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть.