Войти
Образование в России
  • Как подготовиться к огэ по истории Преимущества дистанционной подготовки к ОГЭ
  • Lorem что значит. Что такое Lorem ipsum? Обширноприменяемый вариант текста
  • Н овые подходы в обучении иностранным языкам в ходе модернизации образования левин д
  • Развивающая игра для детей — Головоломки со спичками Спичечные головоломки
  • Исследователи Африки и их открытия
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Центральное государственное учреждение созданное петром 1. Создание Петром I системы научных учреждений

    Центральное государственное учреждение созданное петром 1. Создание Петром I системы научных учреждений

    ВВЕДЕНИЕ

    Русская журналистика прошла в своем развитии три столетия. За­родившись как явление политической жизни в виде правительствен­ных «Ведомостей», на протяжении всего XVIII и первой половины XIX в. она являлась частью литературного процесса, выполняя в об­ществе просветительскую, воспитательную и политическую роль.

    В связи с отсутствием в России других институтов социальной жизни журналистика в форме литературной полемики, критики и публицистики уже в середине XIX в. превратилась в общественную трибуну, способную влиять не только на литературные, но и на политические мнения.

    Постепенно обособляясь от литературы и приобретая собствен­ные черты развития, во второй половине XIX в. журналистика стано­вится самостоятельной общественно-литературной деятельностью, связанной с формированием общественного мнения. В это же время происходит становление журналистики как профессии, осознание ее роли в жизни общества, что вызвано профессионализацией журна­листского труда, коммерческим подходом к организации журнального дела. Отношение к журналистике как к товару, впервые проявившееся в XV1I1 в. в издательской деятельности Н. И. Новикова, утверждается в 1830-е годы в журналистской практике Ф. В. Булгарина, О. И. Сенков-ского и становится необходимым условием успешной издательской деятельности в последующие десятилетия. Коммерциализация жур­налистики породила полемику о несовместимости «торговых» отно­шений с высокими литературными и нравственными нормами жур­налистики, необходимость выработки в журналистике этических норм. Рост массового «среднего» читателя во второй половине XIX в. стимулировал типологическое развитие «большой» и «малой» прес­сы, ее ориентацию на потребности читателя, изучение читательской аудитории.



    Возникновение периодики, несшей черты массовой культуры, на протяжении вceго XIX в. сопровождалось сохранением традиции из­дания «толстых» общественно-литературных журналов, стремивших­ся развивать литературно-эстетические вкусы читателя, обсуждать значимые проблемы культуры, истории и общественной жизни, со­циально и духовно воспитывать своих современников.

    Своеобразие становления журналистики в разные исторические периоды связано с характером государственною правления и соот­ветственно отношением власти к прессе, что проявлялось в цензур-нон политике. При этом, однако, ограничение практической свобо­ды журналистов в России стимулировало рос г духовной свободы. Это находило отражение в выработке условного «эзопова» языка, системы иносказательной речи, которая устанавливала особую, доверительную связь между изданиями и читателями. Кроме того, усиление цензурного гнета вызвало появление бесцензурной печа­ти как в России, так и за ее пределами. Издания, вышедшие в сере­дине XIX в. за границей в Вольной русской типографии А. И. Герце­на, положили начало создания системы независимой русской прессы в эмиграции. Эмигрантская журналистика, развиваясь в тра­дициях российской прессы, испытывая на себе влияние европей­ской журналистики, отразила новые типологические черты, про­явившиеся в жанровом своеобразии, структуре, оформлении, читательском адресате издания.

    Первые два века развития русской периодической печати заложи­ли основу системы изданий в провинции, которая к концу XIX столе­тия была представлена разнообразными по типологии и направле­нию официальными и частными изданиями.

    На протяжении всего периода существования отечественной прес­сы предпринимались попытки осмыслить, систематизировать, вос­создать ее историю. Свой вклад в формирование историко-теоре-тических представлений о журналистике внесли М. В. Ломоносов,

    A. С. Пушкин, Н. А. Полевой, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, М. Н. Катков и многие другие писатели, редакторы, издатели, создававшие в России периодическую печать, участвовавшие в ней и пытавшиеся опреде­лить ее место и роль в жизни общества. Собирание и описание пе­риодических изданий, которое в течение XIX в. вели библиографы

    B. С. Сопиков, В. Г. Анастасевич, А. Н. Неустроев и другие, заверши­лось выходом фундаментального труда Н. М. Лисовского «Библио­графия русской периодической печати. 1703-1900» (Пг., 1915). Значи­тельное место в дореволюционных исследованиях по истории литературы и журналистики принадлежит цензуре, о которой писали А. М. Скабичевский, К. К. Арсеньев, А. Котович, М. К. Лемкс, В. Розенберг и В. Якушкин.

    Изучение истории отечественной журналистики в советский нери-оч приобрело системный характер. Наряду с исследованиями, посвя­щенными отдельным изданиям и персоналиям, появляются работы обобщающего характера В. Е. Евгеньева-Максимова, П. Н. Беркова, А. В. Западова, В. Г. Березиной, Б. И. Есина. Вышедшие в Ленинград­ском университете «Очерки но истории русской журналистики и кри­тики» в двух томах (Л., 1950; 1965) заложили фундаментальную осно­ву для разработки университетского курса по истории русской журналистики, который стал неотъемлемой частью профессиональ­ного журналистского образования.

    Первый учебник «История русской журналистики XV11I-X1X веков», подготовленный в начале 1960-х годов В. Г. Березиной, А. Г. Дементье­вым, Б. И. Есиным, А. В. Заиадовым и Н. М. Сикорским (под редакци­ей проф. А. В. Западова), выдержал три издания (последнее, третье, вышло в 1973 г.) и до сих пор остается единственным учебником, наи­более полно представляющим историю российской прессы данного периода. Однако он в значительной степени устарел в.методологи­ческом отношении, что отразилось в односторонности подхода к ос­вещению истории отечественной журналистики с точки зрения ле­нинской периодизации освободительного движения в России. Преимущественное внимание к революционно-демократической пе­чати сказалось на неполноте и необъективности освещения либераль­ных и консервативных изданий, представляющих значительный про­фессиональный интерес.

    Необходимость создания нового учебника обусловлена требова­ниями времени. Изменившиеся социально-политические и экономи­ческие условия развития нашей страны предопределили новые мето­дологические и методические подходы в изучении отечественной истории, втом числе и прошлого российской прессы. При создании этого учебника авторы опирались на исследования своих предше­ственников, остающиеся авторитетными источниками изучения рус­ской журналистики, сохраняющими значительную историко-науч-ную ценность. В то же время авторы стремились избежать догматического подхода, идеологической заданности и дидактиче­ской назидательности в оценке явлений прошлого, старались пока­зать содержание и характер русской журналистики на разных этапах развития во всем многообразии ее проявлений: либеральной, демо­кратической и консервативной; западнической и славянофильской; российской и эмигрантской; столичной и провинциальной.

    Учебник в хронологической последовательности раскрывает про­цесс формирования отечественной периодической печати от ее ис­токов до создания развитой системы иечати в конце XIX в.; знакомит с наиболее влиятельными изданиями, выдающимися издателями, журналистами; восполняя недостающие звенья, показывает своеоб­разие становления журналистской профессии в России; рассматри­вает эволюцию российской прессы в контексте и неразрывных связях с европейской журналистикой.

    Учебник подготовлен на кафедре истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета при участии исто­риков отечественной журналистики Уральского, Ростовского госу­дарственных университетов и ИРЛИ (Пушкинского дома).

    Санкт-Петербургский государственный университет: Л. П. Гро­мова, д-рфилол. наук, проф.: Введение; ч. I, гл.1;ч. Ill, гл.9, § 1-3, 5-8, 11-13,15-16; Д. А. Бадаяян: ч. II, гл. 8, § 5; ч. Ill, гл. 9, § 9,14; Г В. Жирков, д-р фнлол. наук, проф.: ч. III, гл. 10, § 1-5, 10; О. В. Сляднева, канд. филол. наук, доц.: ч. I, гл. 2; Е. С. Comma, канд. филол. наук: ч. Ill, гл. 10, §6-8.

    ИРЛИ (11\ 111КИНСКНЙ Дом): Ю. В. Стенпик, д-р филол. наук: ч. I, гл. 3-5; Б. В. Мельгунов, д-р филол. наук: ч. Ill, гл. 9, § 4.

    Ростовский государственный университет: А. И. Стачько,а.-р фнлол. наук, проф.: ч. II, гл. 6, 7; ч. Ill, гл. 10, § 9.

    Уральский государственный университет: М. М. Ковалева, д-р филол. наук, проф.: ч. II, гл. 8, § 1-4,6;Л. М. Иакушим, канд. ист. наук, доц.: ч. III, гл. 9, § 10.

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

    Рукописные «Куранты»

    В России, как и в других европейских государствах, появлению пер­вых печатных газет предшествовали рукописные информационные издания, содержавшие сообщения преимущественно о политических и экономических событиях. В Европе их создание было вызвано раз­витием в XV-XVТ вв. торговых отношений и потребностью в инфор­мации, которая в то время скапливалась в крупных торговых цен трах. Главная коммуникационная линия проходила по Рейну через Швей­царию и Австрию, соединяя Германию с Италией. В Венеции, являв­шейся в ту пору одним из крупнейших центров мировой торговли, сведения, представлявшие интерес для деловых людей, переписыва­лись в бюллетень и продавались за мелкую итальянскую монету gazzetta. Постепенно название платы перешло на само письменное сообщение.

    Русские рукописные газеты возникли в XVТТ в. Известно, однако, что еще в конце XV в. в России стали появляться переводы летучих листков и газетных статей, сообщавших европейскому читателю о военных событиях, об открытии новых земель, о землетрясениях, на­воднениях и о других новостях. Расширение связей России с европей­скими государствами вызвало потребность в зарубежной информа­ции. Таким образом, московское правительство, в чьем ведении находилось переводное дело, испытывало потребность в составлении рукописных газет, которые дополняли бы донесения послов. Загра­ничные агенты, через которых Москва следила за западными событи­ями, присылали в Россию через наших послов рукописные и печат­ные листки, являвшиеся предшественниками европейской прессы.

    Московские «Куранты» (от французского слова courant текущий). или «Вестовые письма», имели характер правительственного дипломатическою издания, предназначались для царя и приближен­ных к нему бояр, содержали информацию из разных стран, подготов­ленную чиновниками Посольского приказа, ведавшею иностранной политикой Московскою государства. Источником сообщений служи­ли в основном европейские газеты, преимущественно немецкие и голландские, меньше - польские и французские, еще реже - италь­янские и шведские. Главное содержание иное газет той эпо­хи, а следовательно и «Курантов», составляли, как гласит надпись на «Курантах» 1621 г., «разные в Европе военные действия и мирные постановления». Особенно много места в них отводилось военным известиям о том, что «город еще в осаде сиди г», «к юроду жестоко приступают», «город за уговором сдался»; приводились детальные описания морских сражений, «кровавых побоищ», «жестоких стравок», реже давались сообщения о мирных переговорах, о заключе­нии договоров и о других фактах политической жизни европейских государств.

    В «Kypaнтax» времени царствования Михаила Федоровича (1613-1645) перед читателем проходят разные моменты 30-летнеп войны - жесткой войны между католиками и протестантами, в ко­торую были втяну 1ы почти все народы Европы. Сообщения об этих событиях развертываются в виде однообразной ленты известий «из немецкой, из шпанской, из французской, из дацкой, с польской и из иных земель», залитых кровью борющихся протестантов и католиков. Все эти сообщения излагались по большей части с безучастием и индифферентизмом. Они информировали о стычках, набегах, победах и поражениях «свейских, цесаревых, дацких и про­чих людей». Среди череды однотипных сообщений обращает на себя внимание одно, ко трое позволяет говорить о преемственности меж­ду «Курантами» и последующими «Ведомостями». Это «короткое и подлинное розсказание о жестоком кровавом бою», случившемся 23 октября 1642 г. под Лейпцигом. Перед нами обстоятельный рассказ об отдельном событии в форме гак называемой реляции с детальны­ми подробностями о передвижении войск, о самой битве, описание им о, как «весь цесарев пушечный наряд и запас и рухлядь и весь обоз свейские люди побрали», и, наконец, роспись убитых, раненых и взя-1ых в плен, что напоминает «юрналы» и «реляции», которые впоследствии при Петре 1 будут печататься как отдельным и листами, так и в «Ведомостях».

    Кроме сведений о внешних событиях, совершавшихся в то время в Европе, русские «Куранты» извещали и о внутренних делах европей­ских государств, например, о борьбе английского монарха с «соем-ной стороной» (парламентом). «Пишут, - сообщается из Гааги от 3 октября 1643 г., - что господа Статы хотят послов своих послати в Английскую землю, чтобы тое особую войну и зеору, что в Английской земле, помирить; а что в последнем бою деелось, итого нам подлинно не ведомо».

    Особенно интересны в «Курантах» заимствованные из западных газет извес гия о России. Эти сообщения любопытны во многих отно­шениях. Прежде всего, они являются часто единственными докумен­тальными свидетельствами о происходивших событиях. Кроме того, они говорят о возраставшем внимании к России со стороны иност­ранных правительств и о признании за ней значительного влияния. Эга мысль проходит через все сообщения о России.

    «Из Амборка пишут ноября в 22 день (1643 г.), чго великий князь Москов­ской приказал Свейскому агенту не своем земли ехать, и для того свеяне осте-регателнее живут на рубеже»

    «Зело тревожился Салтан Турской в том, что войска московские вступит в Крым, гораздо сумневался о отъеме той стороны и о изгнании оттоле татарском».

    Из Рима сообщается, что «папа силно умоляющие грамоты послал х королем к Гишпанскому и ко Французскому и к Москве, чтоб ору­жия свои случно обратили на Турков».

    В основном эти известия касаются официальной внешнеполити­ческой жизни России, но иногда встречаются сообщения и о проис­шествиях внутри страны: «о великой смуте о вере», о стрелецком бунте, о пожарах и т. п. Эти данные из иностранных газет свидетель­ствуют о том, что уже в го время Москва не была равнодушна к тому, как к нам относятся на Западе.

    Помимо политических новостей в «Курантах» помещалась инфор­мация торгово-экономического характера.

    «Из Галанской земли из города Гаги ноября 17 числа (1643 г.). Из Амстер­дама вести, что кораван из Московскою государства от Архангельского города да из Францужские земли от города Рошеля, дал Бог, здорово в Галанскую землю пришли, их Дюнкерские разбойные корабли ждали на море и начаялись великой добычи, толко их Бог перенес здорово».

    Из Гааги сообщается, что «об тех двух торговых людей, которые оманчивыми худыми деньгами промышляли и о тех велми сыскива­ют про гово, хю продал деньги, а про другого, хго их купил; и тот хто купил продавца объявить не хочет и за то у него сколко тысяч взято живота ево».

    Рядом с торговыми известиями в «Курантах» попадается описание и придворных торжеств:

    «Из Колна города, августа в 7 день (1682 г.). Княшня государя дофина родила сына, и о том пишут из Амстердама августа 15 числа, что во всех местах, где послы, посланники и посланные французские обретаются, преизрядные велие банкеты отправляют со утешными из ранетов огнями для рожде­ния того дофина сына»

    Наряду с информацией официальною характера в «Курантах» можно было почерпнуть сведения познавательного, развлекательно­го характера, а также сообщения о чрезвычайных происшествиях:

    «В ГаланскоЙ земле, в Поморье, под островом Теселон, рыбники рыбу лови­ли и виде ш чюдо в мор», голова у него человеческая, да ус долгой, а борода широкая, и рыбники от того добре устрашилися, и один рыбник побежал из судна в нос и хотел то чюдо смотреть, и чюдо под судно унырнуло, и ис онца опять вынырнуло, и рыбники побежали на корму и хотели ево ухватить, а он опрокинулся, и онс видели у нет туловище, как у рака, а хвост у него широк да и ноги у него также широки были, и плавал, как собака» (1621 г.).

    При составлении «Курантов» помимо иностранных газет исполь­зовались и другие источники, в частности, те, что привозили постоян­ные агенты-осведомители. Известно, например, что в 1635 г. прави­тельство послало в Стокгольм своего агента Дмитрия Францбекова, однако уже через год отозвало его в Москву как не справившегося с миссией («часто вестей не писывал»). Одной из заметных фигур, по­ставлявших информацию из-за рубежа в 1640-е годы, был Юстус Филимонатус, который присылал в Россию свежие известия «из немец­кой земли и из иных стран». Эту обязанность он выполнял весьма добросовестно, проживая преимущественно в Риге и посылая оттуда обильную корреспонденцию для Москвы. Его работой непосред­ственно руководил князь Л. А. Шляковской, который, находясь в по­граничном Пскове, снабжал его инструкциями и фактически являлся посредником между заграничным агентом и Посольским приказом. Чтобы посылаемые им новости достигали Москвы своевременно, Юстус предложил завести двух надежных гонцов, чтобы «как один пойдет из Риги во Псков, а другой бы пошел изо Пскова в Ригу, и в те поры мне мошно к царскому величеству еженедельно вести всякие писать. А будет не так, и они залежатца и застареютца»

    Московский агент кроме простой доставки иностранных газет за­нимался сбором, обработкой и составлением информация об интересовавших Россию событиях, причем заботился об их оперативно­сти. Не будет преувеличением сказать, что Юстус Филимонатус мо­жет быть назван хроникером русских «Курангов». Ею немецкие и латинские «грамотки» отличались весьма разнообразным характе­ром. Порой они содержали дополнение к печатным или иным «ве­стовым листам». Некоторые представляли собой самостоятельные донесения о новейших политических событиях. Эти сообщения, а так­же новости, служившие дополнением к газетам или вестовым пись­мам, главным образом касались стран, интересовавших Москву в военно-политическом отношении.

    Мы видим, таким образом, что при составлении «Курантов» ис­точниками информации служили не только иностранные газеты. Из­вестия, непосредственно обращенные к царю, поступали в Посоль­ский приказ в качестве данных, осведомлявших Москву о Западе, и затем помещались в «Курантах». Эти агентурные донесения пред­ставляют собой в литературном отношении вполне оригинальный и притом собственно русский источник «Курантов». Его состав доволь­но сложен. Материалом таких донесений служили и письменные со­общения агентов-иностранцев, состоявших в ведении Посольского приказа. Еще один источник - сведения, добытые самими русскими правительственными агентами. «Для проведывания вестей» их посы­лали в города западной окраины Московского государства, откуда они слали донесения в столицу. «Для вестей», кроме того, пользова­лись услугами жителей пограничных городов, и полученные от них сведения также попадали в русские агентурные сообщения. Так, «хо-лопи» Глебка Морозов (новгородский воевода) и дьяк Филиппка Арцыбашев доносят царю Михаилу, что «посацкой человек Кирилко Беляев ездил на свейский рубеж, где немчина Ганца про разные вести спрашивал, а про твое, государь, государство тот немчин сказал, что-де у свейских людей никакова помыслу нет, что-де они, государь, от твоего государства боятца сами». Известны также случаи заимство­вания информации из частной переписки иностранных граждан.

    Анализ источников показывает, что «Куранты» не были простой копией европейских газет. Наша рукописная газета не была лишена литературной самостоятельности, в ней можно обнаружить ориги­нальные черты, привносимые авторами сообщений. Авторы влияли не только на отбор информации, но и на характер ее подачи, а порой И интерпретации. Так, публицистический элемент заметен во многих сообщениях Юстуса Филимонатуса. Однако основным материалом для газеты все же являлись переводы из европейских газет о событиях преимущественно заграничной жизни. Причем предпочтительное

    внимание уделялось тем странам, которые представляли в то или иное время наибольший военно-дипломатический интерес для России. Созданные поначалу со служебной ролью как дополнение к донесе­нию послов, «Куранты» с усложнением и развитием связей России с Западом прошли определенную эволюцию. Для Кремля стало насущ­ной потребностью по горячим следам знакомиться с делами Европы, и потребность эта вызывалась необходимостью не только воевать с соседями, но и учиться у них. И «Куранты» помогали в этом москов­ским правителям

    Писались «Куранты» в одном, впоследствии - в нескольких эк­земплярах, носили характер дипломатической тайны, читались царю и ограниченному кругу бояр, о чем свидетельствуют пометы на многих экземплярах: «государю чтено», «государю чтено и боярам». Иногда указываются время и место чтения. «185 (1677 г.) сентября в 1 великому государю чтено в комнате, а бояре слушали в передней». После прочтения «Куранты» возвращались на хранение в Посоль­ский приказ или в Приказ тайных дел.

    По внешнему виду они представляли собой складные узкие листы бумаги, исписанные «столбом», т. е. сверху донизу без перерывов. Отсюда происходит еще одно название «Курантов» - «Столбцы». Иногда в Посольском приказе их называли «Вести».

    «Куранты» не имели определенной периодичности. После учреж­дения в 1668 г. регулярной почты они стали составляться значительно чаще - от двух до четырех раз в месяц. Опыт существования руко­писной газеты, вызванной к жизни развитием товарно-денежных от­ношений в России и укреплением связей с европейскими государ­ствами, был использован при создании первой русской печатной газеты «Ведомости».

    Официальные «Ведомости»

    Появление в России первой печатной газеты «Ведомости» (1702-1727) было вызвано реформами Петра Т. необходимостью в пропаганде проводимых им преобразований. Стремление Петра Т в кратчайшие сроки утвердить Россию равной среди европейских государств пре­допределили масштаб и характер реформ, затронувших все сферы жизни.

    Еще до прихода Петра к власти перед Россией стояла задача укреп­ления внутреннего и внешне1 о положения с граны, для преодоления экономической отсталости завоевать выход к Черному и Балтийскому морям, открыть путь в Европу. Войны, предпринятые Петром (1696 г. - завоевание Азова, 1704 г. - взятие Нарвы. 1709 г. - победоносная Полтавская битва), обеспечили независимое существование русской государственности. В результате Северной войны, длившейся 21 год, Россия вернула себе выход к Балтике и укрепилась на западе, севере и юге своей территории. Одновременно с военными кампаниями, ре­формированием армии и флота Негр проводил экономические пре­образования, занимался созданием отечественной промышленно­сти, строительством заводов, верфей, новых городов.

    Народ заплатил дорогой ценой за преобразования начала века, ко­торые выдвинули Россию в число мировых держав. Введение рекрут­ских наборов и подушной подати, увеличение налогов и усиление гонений на раскольников, строительство Петербурга и затянувшаяся Северная война обернулись большими потерями. С 1672 по 1710 г. население страны не только не увеличилось, но даже уменьшилось на 6.6 %. Недовольство проводимой политикой вызвало волнения сре­ди помещичьих и приписных крестьян, работников мануфактур и раскольников. Но процесс переустройства становился необратимым. Россия стремительно превращалась в могучую европейскую держа­ву. Любопытно мнение помощника и единомышленника Петра Т П. Шафирова, высказанное в 1717 г. Говоря о росте авторитета стра­ны, он писал, что «ныне никакое дело, ниже в отдаленных краях евро­пейских не чинится, к которому б или о ею царскою величества при­язни и союзе не старались, или осторожности и опасности в противности от оного себе не имели».

    Для развития науки и образования по указанию Петра была раз­вернута широкая издательская деятельность. С 1708 г. книги и нецер­ковного содержания стали печататься новым гражданским шрифтом В первую четверть XVТТТ в. в России вышло больше книг, чем за два предыдущих столетия (600 книг и брошюр). Особое внимание уделя­ется распространению естественнонаучных изданий. Издаются учеб­ники по геометрии, физике, архитектуре. Появляются книги для вос­питания дворянства, которые отражали изменения в укладе жизни Рушились домостроевские традиции, маскарады и балы способство­вали новым формам общения. Требовалось руководство, как вести себя в обществе. В сборнике «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708) предлагались образцы писем, галантных и деловых, так как частная переписка становилась признаком хорошею тона (на­пример, «Просительное послание студента к отцу своему при нача­тии нового года»). Книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1719) содержала советы для молодых дво­рян, как держать себя в обществе, как вести себя за столом (руками на стол не опираться, ножом зубов не чистить, не хватать первым блюдо), как раскланивайся при встрече (снимая шляпу за три шага) и т. п. Книга была составлена по указанию царя и впоследствии не раз переиздавалась Академией наук.

    Культура петровского времени носила светский характер и разви­валась в противоборстве cтарого и новою. Возвышение авторитета государства над авторитетом церкви ускорило «обмирщение» всех сторон русской жизни. Пeтp 1 изменил отношение к человеку, лично­сти, осуществив таким образом один из постулатов просветительства - внесословной ценное т и человека. В 1722 г. он закрепил это поло­жение законодательно, в «Табели о рангах всех чинов воинских, стат­ских и придворных», открыв возможность представителям разных сословий получай, дворянское звание за заслуги перед государством. И немало было таких примеров, когда не богатство и знатность рода, а преданность и добросовестное служение Отечеству возводило лю­дей на самую высокую ступень социальной лестницы. Идеалом Пет­ровской эпохи стал человек-гражданин, патриот, который должен про­никнуться пониманием и осознанием необходимости проводившихся правительственных преобразований.

    Петру 1, в условиях сопротивления внутренней оппозиции, важно было найти поддержку в обществе, расширить круг сторонников ре­форм. Будучи знакомым с ролью журналистики в европейских стра­нах и понимая значение информации, он принимает решение о со­здании русской печатной газеты

    Первая газета в России, вошедшая в историю отечественной жур­налист ики как петровские «Ведомости», была создана в декабре 1702 г. на основании указов Петра l oт 15 и 16 декабря 1702 г. Указ от 15 (26) декабря гласил: «Куранты, по-нашему ведомости, которые присылаются из разных государств и городов в Государственный посольский и иные приказы, из тех приказов присылать те ведомое т и в приказ книг пе­чатного дела, а как те ведомости присланы будут, и еще на печатном дворе печатать, и те печатные ведомости, что останется за подносом (т. е. после бесплатной раздачи царю и придворным. -Авт.), прода­вать в мир но надлежащей цене».

    Второй царский указ о г 16(27) декабря объявлял: «По ведомос1ям о воинских и о всяких делах, которые надлежат для объявления Мос­ковского и окрестных государств людям, печатать куранты, а для пе­чати тех курантов, ведомости в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский при­каз, без мотчания (промедления. -Авт.), а из Монастырского прика­за те ведомости отсылать на Печатный двор. И о том во все приказы из Монастырского приказа послать памяти (напоминания. -Авт.)». Эти два указа определили механизм организации газеты, ее содержа­ние, порядок распространения.

    Одновременно с указом от 16 декабря 1702 г. вышел первый номер печатной газеты «Ведомости с цесарских писем», который в значи­тельной степени еще являлся отголоском рукописных «Курантов». Он содержал только заграничные новости (вполне в духе своего предше­ственника), полученные почтой еще 5 декабря. Это были известия из Франкфурта, Берлина. Гааги, Амстердама, Аугсбурга. На следующий день, 17 декабря, вышел второй номер - под названием «Ведомости Московского государства», уже с исключительно русскими ново­стями. В нем сообщалось о триумфальном въезде Петра в Москву 4 декабря после побед над шведами и о взятии «крепостей Мариенбург и Слюсенбург», об обещании «калмыцкого великого владельца Аюки-Таиши» прислать Его Величеству свои войска, о месторожде­нии селитры, серы, железной руды и т. д. Первые два номера газеты (от 16 и 17 декабря) в печатном виде до нашего времени не дошли, очевидно из-за небольшого количества отпечатанных экземпляров, и известны по оригиналам и рукописным копиям. Третий номер газе­ты, появившийся 27 декабря, был посвящен лишь одной новости - взятию крепости Нотебург и назывался «Юрнал или поденная рос­пись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотенбурхом чини­лось сентября с 26-го числа в 1702 году». В отличие от двух первых номеров, где содержались разные известия, это был развернутый, подробный рассказ об одном событии, по объему вчетверо боль­ший, чем два предыдущих номера вместе взятые. Он был оттиснут на одном большом листе в количестве 1000 экземпляров и дошел до нас в печатном и рукописном вариантах. его корректурный лист хранит редакторскую правку Петра Т. Такого рода сообщения в виде реляций «первые появились еще в рукописных «Курантах».

    Таким образом, первые три номера газеты, вышедшие в декаб­ре 1702 г., отличались друг от друга по названию, но структуре номеров и по содержанию (№ 1 - иностранные известия, № 2 - российские новости, № 3 - сообщение о военной победе), что являлось свидетельством попытки найти способы первоначальною оформления газеты, поисков собственного лица. В первых но­мерах, с одной стороны, отразилось влияние рукописных «Куран­тов», состоявших преимущественно из иностранных новостей, с Другой - обозначилось стремление стать национальной газетой. О процессе становления газеты свидетельствует непостоянство заго­ловков и в последующих номерах. Первый номер за 1703 г. (от 2 января) назывался «Ведомости», следующие выходили под разными 1 и гулами: «Ведомости Московские», «Подлинное доношение», «Ведомость о Мигавской осаде», «Реляция», «Российские ведо­мости», иные же вовсе без заголовка. По примеру рукописных «Курантов» «Ведомости» составлялись из лаконичных сообщений из разных юродов, следовавших друг за другом без всякой внут­ренней связи. За исключением небольшого количества донесений, писем и реляций, при чтении «Ведомое гей» перед читателем про­ходит череда происшествий, случившихся в Варшаве, Амстерда­ме, Париже, Вене, Копенгагене, Лондоне, Берлине и других глав­ных городах Европы. Значительно реже встречаются новости из Пскова, Казани, Азова, Сибири и других мест России Преоблада­ние информации из-за границы, почерпнутой преимущественно из иностранных газет, делают «Ведомости» во многом похожими на рукописные «Куранты». «Ведомости» берут материал из тex же заграничных изданий, лишь постепенно дополняя и обновляя круг источников. Причем преимущественно но сообщения о военных событиях. Преемственная связь печатной газеты с рукописной прослеживается и во внимании к иностранным известиям, касаю­щимся России. Вот один из характерных примеров: «Из Вены генваря в 25 день. Белоградские грамотки подтверждают, что оттаманская порта опасается с царским величеством воину зачати, потому что московское крепкое и добре ученое войско ему салтану страш­но» («Ведомости» от 1710 т).

    В отличие 01 заграничных (большей частью частных коммерче­ских изданий). «Ведомости», как и рукописные «Куранты», носили официальный государственный характер. По своей структуре, содер­жанию и изложению они во многом являлись продолжением допечатных русских газет, однако их издание представляло собой значи­тельный шаг вперед в сравнении с рукописными «Курантами», имевшими ведомственно-дипломатическое назначение и ориентиро­ванными на избранный кpyг читателей. С помощью газеты прави­тельство впервые публично обратилось к российскому обществу, стремясь получить его поддержку.

    Появление газеты именно в 1702 г. не случайно. После неудачною начата Северной войны Петру необходимо было убедить общество в возможность победы, объяснить некоторые свои действия, в частно­сти, конфискацию колоколов у церквей и монастырей, их переплавку в пушки и гаубицы, сообщить о подготовленности русских войск и их поддержке со стороны других народов России Именно об этом писа­ла 1 азе та 17 декабря 1 702 г. И В последующих номерах.

    Первый номер за 1703 г., вышедший второю января1, сообщал: «На Москве вновь ныне пушек медных, гоубиц и мартиров выли го 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов. Гоубицы бомбом пудовые и полупудовые. Мартиры бомбом девяти, грех, двупудовые и меньше И еще мною форм готовых великих и средних к литью пушек, гоубиц и мартиров. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит». Если при­помнить исторические события, то этот сухой перечень приобретает особый смысл. Речь идет о времени после рал рома под Нарвой, ког­да русская армия потеряла практически всю свою артиллерию. Что­бы создать новую, Петру пришлось перелива! ь колокола на пушки, что, естественно, вызвало возмущение среди верующих. Поэтому Петр, сообщая в газете, сколько вылито пушек, стремится успокоить, расположить в свою пользу общественное мнение, объяснить необ­ходимость и оправданность принесенных жертв. Далее писалось об открытии общих школ («московские школы умножаются, и 45 чело­век слушают философию и уже диалектику окончили») и специ­альных («в математической штюрмансной школе больше 300 учат­ся и добре науку приемлют»), о рождении в Москве с 24 ноября по 24 декабря 386 человек «мужеска и женска полу», об открытии полез­ных ископаемых («На реке Соку нашли мною нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую бьпь прибыль московскому государству»).

    Известия о внутренней жизни, носившие явно пропагандистский характер, дополнялись заграничными новостями, отбор которых так­же определялся интересами государства: информация подбиралась, как правило, о тех странах, которые представляли наибольший инте­рес для России (Швеция, Дания, Польша, Турция). Причем сообще­ния иностранных газет негативного характера, которые бросали тень на Россию, ее армию, ее союзников и т. д., не помещались в газете. В сохранившихся оригиналах «Ведомостей» часто встречаются поме­ты «сей статьи меж скобок в народ не пускать». При подготовке руко­писей в печать вычеркивались известия о военных неудачах Петра. В то же время информация о победах, одержанных российскими вой­сками, давалась полно и часто.

    Долгое время считалось, что это первый печатный номер «Ведомостей», поэтому зарождение русской журналистики велось от 2 (13) января 1703 г. Лишь в 1903 г. при подготовке к переизданию «Ведомостей» в связи с их 200-летием, были обнаружены рукописи более ранних номеров, а впоследствии Достоверно установлено, что первые номера газеты вышли из печати еще в Декабре 1702 г.

    Особое место занимало освещение Северной войны, информация, о которой находила отражение почти в каждом номере «Ведомо­стей»: в сводках о военных действиях, в письмах Петра и реляциях его соратников, в многочисленных сообщениях из иностранных газет. Так, в номерах «Ведомостей» от 2 и 15 июля 1709 т. было помещено пись­мо Петра царевичу, сообщавшее о победе над шведами под Полта­вой. Впервые, ввиду важности события, первые абзацы в обоих но­мерах были выделены красной краской. Петр писал «о зело превеликой и неначаемой виктории», которая была одержана благодаря храбрости солдат «малою войск наших кровию», о силе духа и о военном искусстве, которые помогли русским одержать грудную победу над шведами и взять в плен несколько тысяч офицеров и рядо­вых, среди них - «генерал фелтмаршал господин Рейншилт, купно с четырми генералы», а также «министр граф Пепер с секретарями Емерлином и Цидергермом». Первое сообщение, написанное наспех по свежим следам события, содержало первоначальные сведения, на что указывал сам автор: «Подробно вскоре писать будем, а ныне за скоростию невозможно». В номере от 15 июля дано описание пре­следования русскими шведской армии и пленения ее у Переволочны.

    В 1699-1701 гг. была проведена реформа центрального управ­ления, заключавшаяся в объединении ряда приказов, которые или полностью сливались, или же соединялись под начальством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа в отдельности. В свя­зи с новыми потребностями страны (главным образом, началом Се­верной войны) возникло несколько новых приказов.

    К осени 1699 г. насчитывалось 44 приказа, но значительная часть их действовала объединенно, составляя 25 самостоятельных учреж­дений.

    В 1699 г. купцы и посадское население городов были изъяты из ведомства воевод и приказов и переданы в ведение коллегиального органа - Бурмистерской палаты в Москве; с 1700 г. она получила название Ратуша. Президент и члены (бурмистры) этого нового центрального учреждения выбирались купцами; в городах были со­зданы подчиненные Ратуше выборные бурмистерские (земские) избы.

    Правительство мотивировало создание этого городского сослов­ного, финансового и полицейско-судебного «самоуправления» жела­нием улучшить деятельность торгово-промышленного населения (куп­цов, ремесленников), «чтоб им в разных приказах и от приказных и разных чинов от людей нападков и убытков и разоренья не бы­ло» 64 . Э та реформа обеспечила более исправное поступление прямых налогов и косвенных сборов (таможенных, кабацких и т. д.) с го­родского населения.

    В Ратушу отошли финансовые функции тринадцати приказов, и она превратилась в центральную кассу государства, оставаясь ею до губернской реформы 1708-1710 гг.

    Подобная централизация произошла и в военном управлении. В 1701 г. был создан Приказ военных дел, в ведение которого ото­шли: комплектование частей зарождающейся регулярной армии (осо­бенно до 1705 г. 65), формирование полков, заведование комсоставом армии, снабжение ее всем необходимым, кроме провианта («комис­сариатское довольствие»).

    После местной реформы 1708 г. компетенция Приказа военных дел резко сократилась: комплектованием частей стали заниматься губернаторы, снабжение провиантом перешло в полевые органы ар­мии, а составом се стало заведовать более гибкое и оперативное уч­реждение - Главная военная канцелярия, с открытием которой в 1711 г. Приказ военных дел был упразднен. С 1711 г. и до 1797 г. существовал Главный комиссариат (в некоторые периоды Генераль­ный комиссариат), ведавший вещевым и денежным довольствием армии. С учреждением Военной коллегии Главный комиссариат на­ходился в ее подчинении, а иногда был самостоятельным централь­ным учреждением.

    С передачей губернаторам финансовых функций им были подчи­нены и бурмистерские избы. Ратуша из центрального стала местным московским учреждением.

    В первые годы XVIII в. были созданы новые центральные учре­ждения. Иногда они назывались по-старому - приказы (Адмирал­тейский, Провиантский, Артиллерии, Рудокопных дел), иногда полу­чали новое наименование - канцелярии (Ижорская, Мундирная и др.). Это были учреждения переходного периода. В организации и деятельности их наряду с элементами нового сохранялось еще мно­го черт старых приказов XVII в. (например, судебные функции в от­ношении подведомственных лиц).

    Преображенский приказ вырос из дворцового учреждения по обслуживанию резиденции Петра I и его матери, а также заведо­ванию «потешных» полков (Преображенского и Семеновского) - Преображенской потешной избы.

    С установления фактического правления Петра I Преображен­ская потешная изба приобрела ряд военно-административных функ­ций по комплектованию, снабжению, обучению войск, организации военных маневров («потешные походы»). Под ее надзором находил­ся и Новодевичий монастырь, куда была заключена Софья.

    Преображенская изба сыграла большую роль в организации Азов­ских походов. С 1695 г. она была преобразована в Преображенский приказ.

    После азовских походов Преображенский приказ стал прежде всего органом следствия и суда по политическим преступлениям (из­мене, «бунту» и «непристойным» речам против царя и членов его

    семьи). Этими вопросами занималась главная канцелярия приказа. Наряду с этим Преображенский приказ имел и иные функции. Че­рез подчиненные ему Потешный двор приказ заведовал охраной по­рядка в Москве по организации караулов в Кремле, борьбе с на­рушителями, а через Генеральный двор ведал Преображенским и Се­меновским полками, осуществлял набор даточных (до апреля 1702 г.). В связи с отъездом Петра I за границу в конце 1697 г. приказу бы­ла подчинена вся Москва.

    Главным судьей Преображенского приказа был крупный государ­ственный деятель Ю. Ф. Ромадановский, а после его смерти (1717 г.) его сын И. Ромадановский. В помощь главному судье с 1698 до 1706 гг. действовала судебная боярская коллегия, куда входил ряд членов Боярской думы.

    Из поступавших в Преображенский приказ доносов («изветов») отбирались те, которые носили политический характер, а остальные отсылались в другие приказы. Политический процесс конца XVII - начала XVIII в. основывался на «Соборном Уложении» 1649 г., а так­же новоуказанных статьях и узаконениях Петра I.

    Каждый политический процесс начинался с письменного или уст­ного «извета» о «государевом слове и деле», который изветчик мог сделать где угодно (в любом приказе, местном учреждении, церкви, на базаре, на улице, дома), но обязательно в присутствии свидетелей. Доставленные в ближайшее правительственное учреждение из­ветчик, а часто и обвиняемый, задержанный в результате извета, переправлялись в Преображенский приказ. Начиналось следствие. Для проверки правильности извета проводились допросы свидетелей и повальные обыски. В случае отсутствия свидетелей для благород­ного изветчика дело решалось по усмотрению царя, но если извет­чик-холоп или крестьянин, не имея свидетелей, извещал на своего помещика, то «Соборное Уложение» предписывало «тому их извету не верить... И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне», т. е. вернуть изветчиков-хо­лопов их же помещику.

    Правильные изветы по закону удостаивались наградами, но прак­тически изветчики, особенно из крестьян, не получали ничего. За лож­ные показания сурово наказывали кнутом или штрафовали.

    Если обвиняемый отрицал свою вину, то приказ прибегал к пыт­ке. Закон разрешал пытать трижды: поднять на дыбу; поднять на дыбу и бить кнутом; после битья кнутом на дыбе жечь огнем. Если обвиняемый на всех трех пытках показывал одно и то же, то это считалось доказательством правильности его показаний. Жестокость пытки в Преображенском приказе часто приводила к смерти. Из 365 человек, привлеченных к суду по делу об Астраханском восста­нии, от пыток умерло 45 человек. Нередко присутствовал на допро­сах, а порой и лично допрашивал сам Петр I.

    Основное острие карательной деятельности Преображенского приказа было направлено против народных масс. На всем протяже-

    нии его существования в нем происходят процессы крестьян и по­садских низов, выражавших свое недовольство налоговым гнетом, феодально-крепостнической системой, высказывавшихся против само­го царя.

    Расправлялся Преображенский приказ и с противниками преоб­разований Петра I - из среды бояр, духовенства, стрельцов. Бояр­ская оппозиция попыталась использовать для осуществления своих реакционных планов стрельцов. Дело о стрелецком мятеже 1698- 1699 гг. было наиболее массовым процессом, проводимым Преобра­женским приказом. После жесточайших пыток было казнено 799 стрельцов. Мелкие стрелецкие процессы продолжались до 1718 г.

    Преображенский приказ просуществовал до 1729 г. (с 1725 г.- как Преображенская канцелярия).

    Приказы в конце XVII - начале XVIII в. представляли собой пе­струю, громоздкую и нестройную систему центральных учреждений с нечеткими функциями, переплетением функций и параллелизмом в деятельности, несовершенным делопроизводством, волокитой и гру­бым произволом должностных лиц. Отдельные отрасли управления (заведование городским сословием, финансами, мануфактурами, гор­ным делом, торговлей и т. д.) были разделены между несколькими приказами. Все это тормозило осуществление задач государства в новых исторических условиях, толкало на поиски иных организаци­онных форм центрального государственного аппарата.

    Реформа 1718-1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела коллегии. Этой реформе предшествовал длительный подго­товительный период. Перед отъездом за границу 11 декабря 1717 г. Петр I издал указ, определявший штаты коллегий (были назначены президенты, вице-президенты, советники и асессоры), и распоряже­ние «начать всем президентам с нового года сочинять свои колле­гии» 66 . Окончательная их организация затянулась. В 1718 г. боль­шинство коллегий еще не приступило к делам. В конце 1718 г. по­следовал закон о разделении дел между коллегиями с указанием на необходимость сочинять для каждой свой регламент. Открытие кол­легий состоялось в 1719-1720 гг., а Камер-коллегии - в 1721 г. Всего за эти годы было создано 12 коллегий. Важнейшими, «госу­дарственными» считались три первых: Иностранных (чужестранных) дел, Военная (Воинская), Адмиралтейская; Камер, Штатс-контор, Ревизии заведовали финансовой системой государства; Берг, Ману­фактур, Коммерц-коллегии ведали промышленностью и торговлей; Юстиц-коллегия занималась судебной системой, Вотчинная - дела­ми господствующего дворянского сословия и Главный магистрат - управлением городами и делами зарождавшейся буржуазии.

    Духовная коллегия, вскоре после основания, была преобразова­на в высшее правительствующее учреждение - Синод, юридически приравненный к Сенату.

    Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регла­ментом, но 28 февраля 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) «Генеральный регламент», определивший единообразие организаци­онного устройства порядков деятельности и делопроизводства. На протяжении всего XVIII в. этим законом руководствовались все пра­вительственные учреждения России.

    Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного ус­тройства, более четкой компетенцией; деятельность и делопроизвод­ство коллегий были строго регламентированы законом.

    Петр I и его современники считали, что коллегии имели несрав­ненные преимущества перед приказами; изложение этих преиму­ществ было дано в «Духовном регламенте», составитель которых от­мечал, что только коллегия, а не одно лицо, может выносить пра­вильные решения («что един не постигнет, постигнет другой»), и такие решения считались гораздо авторитетнее единоличных. Кол­легиальное разрешение дел обеспечивало быстроту и непрерывность по сравнению с приказами, где с болезнью или смертью судьи про­исходило замедление или даже остановка в делах. Большие надежды возлагал Петр I на коллегию как средство борьбы с произволом и продажностью чиновников. По мнению Петра I, «президенты или председатели не такую мочь имеют, как старые судьи: делали, что хотели; в коллегиях же президент не может без соизволения товарищев своих ничего учинить». Коллегия лучше могла обеспечить и правосудие, потому что не боялась гнева сильных людей.

    Коллегии являлись центральными учреждениями, подчиненными царю и Сенату; коллегиям по разным отраслям управления подчи­нялся местный аппарат.

    Каждая коллегия состояла из присутствия (общего собрания чле­нов) и канцелярии.

    Состав присутствия насчитывал 10-11 членов и состоял из пре­зидента, вице-президента, четырех-пяти советников и четырех асес­соров.

    Президент коллегии назначался царем и осуществлял «генераль­ную и верховную дирекцию» (управление коллегии). Вице-президент и члены назначались Сенатом и утверждались царем. Президент и вице-президент были обязаны «накрепко смотреть, чтобы прочие чле­ны коллежские и в поверенных делах и в приказанном их смотрении « надлежащим старанием и прилежанием попечение имели». В слу­чае нерадения членов президент должен был «вежливыми словами» напоминать им об их обязанностях, а при их непослушании сооб­щать Сенату; он же мог возбуждать перед Сенатом вопрос о замене того члена коллегии, который «мало разумен».

    В 1722 г. для надзора за деятельностью коллегий в каждую из них был назначен прокурор, подчиненный генерал-прокурору Сена­та. При коллегиях существовали и фискалы.

    Канцелярия коллегии возглавлялась секретарем. В его ведении

    находился штат канцелярии, в состав которого входили: нотариус, или протоколист - составитель протоколов заседаний; регистра­тор - составитель списков, входящих и исходящих бумаг; актуари­ус - хранитель бумаг, а также переводчик и писцы (канцеляристы и копиисты).

    «Генеральный регламент» устанавливал точное расписание засе­даний коллегий: по понедельникам, вторникам, средам и пятницам; в четверг президенты заседали в Сенате.

    Основной формой деятельности коллегии являлись заседания ее общего присутствия. В «камере аудиенции», убранной коврами ком­нате со стенными часами, под высоким балдахином стоял покрытый сукном стол, за которым и располагались члены коллегии; перед каждым из них стояла чернильница. На присутственном столе нахо­дилась книга нерешенных дел; она должна была напоминать членам коллегии о незамедлительном их рассмотрении. Впоследствии при­сутственный стол коллегии украсило «зерцало» - треугольная приз­ма с печатными текстами указов: от 17 апреля 1722 г.- «о хране­нии прав гражданских», от 21 января 1724 г.- «о поступках в су­дебных местах» и от 22 января 1724 г.- «о государственных уста­вах». «Зерцало» должно было напоминать чиновникам и просите­лям о законности.

    Справа от присутственного стола коллегии находился стол сек­ретаря, слева - стол нотариуса.

    Заседанием руководил президент; при его входе или выходе чле­ны коллегии вставали.

    Дела докладывались секретарем в порядке их поступления в кол­легию, но с соблюдением рассмотрения вначале государственных, а затем частных дел. Члены коллегии подавали свои мнения по оче­реди, начиная с младших членов, и не повторяясь; это должно было обеспечить самостоятельность мнений. Все «рассуждения» членов но­тариус заносил в протокол. Дела разрешались «по множайшему чис­лу голосов» (т. е. по большинству); при равенстве голосов перевес давало мнение, за которое высказывался сам президент. Протокол и решение подписывались президентом и членами коллегии. В случае сомнения в разрешении какого-либо дела коллегия обращалась в Сенат.

    Во время заседаний просители дожидались решений в прихожих «камерах», которых было две: «чтоб люди знатного характера (или чина) от подлых различены были и особливое свое место иметь могли».

    По требованию коллежского присутствия служитель (вахмистр) вводил иногда в «камеру аудиенции» просителя. Только лица с вы­соким служебным положением (от полковника и выше) получали разрешение сесть; все остальные должны были отвечать перед кол­легией стоя.

    В каждой коллегии существовала «камера» (кабинет) президен­та, в которой глава коллегии мог ознакомиться с адресованной ему

    корреспонденцией, с делом или принять просителя. Особые помеще­ния были отведены для коллежских контор и канцелярии.

    Связанные с решением коллегии телесные наказания приводились в исполнение здесь же, при коллегии, для того чтобы «всяк смотря на то, от каких погрешений и преступлений себя мог охранять».

    Военная коллегия управляла созданной Петром I регулярной ар­мией, которая сложилась в ходе Северной войны. Рядовой состав армии комплектовался с 1705 г. с помощью рекрутских наборов с тяглых сословий, а офицеры - из дворян. Все достижения новой ар­мии в организации, тактике и боевой подготовке были закреплены в «Воинском уставе» 1716 г.

    Президентом коллегии был ближайший соратник Петра I фельд­маршал А. Д. Меншиков, а вице-президентом - крупный военный специалист, автор одного из первых военных уставов, генерал А. Вейде.

    Военно-морским флотом, созданным Петром I, управлял ряд уч­реждений: Приказ адмиралтейских дел, Канцелярия адмиралтейства, Морской комиссариат и др. Сменившая их Адмиралтейств-коллегия ведала предприятиями по строительству и оснащению флота (верфя­ми, полотняными и канатными фабриками), а также корабельными делами; осуществляла подготовку и обучение личного состава воен­но-морского флота: матросов и офицеров (последних в Морской ака­демии); вооружение и снабжение их. Адмиралтейств-коллегий при­надлежало право ревизии военно-судебных дел по флоту. Все поряд­ки в русском флоте были регламентированы в «Морском уставе» 1720 г. Во главе коллегии находился крупнейший флотоводец пер­вой четверти XVIII в. генерал-адмирал Ф. М. Апраксин.

    Коллегия иностранных дел поддерживала повседневные диплома­тические сношения с иностранными государствами, вела дипломати­ческую переписку с представителями иностранных государств и рус­скими послами за границей, руководила приемом, содержанием и от­правлением иностранных послов, дипломатическими и придворными церемониями.

    По наследству от Посольского приказа коллегия иностранных дел заведовала отдельными территориями на окраинах (Украина), а так­же почтой (впоследствии в составе коллегии был создан почтовый департамент).

    Во главе коллегии стоял крупный дипломат канцлер Г. И. Голов­кин, а вице-президентом был барон П. П. Шафиров.

    Активная внешняя политика и войны, преобразования армии, уп­равления и культуры, создание флота, строительство заводов, кана­лов, верфей и городов потребовали огромных денежных средств. На­логовый гнет возрос, а сама система налогов значительно измени­лась. В отличие от XVII в., когда господствующее значение в бюд­жете имели различные косвенные налоги, с первой четверти XVIII в. преобладают прямые налоги.

    Петр I ввел новую податную единицу - «ревизскую душу». Все

    население государства было подразделено на две части - податную (крестьяне всех категорий, мещане, цеховые ремесленники и купцы) и неподатную (дворяне, духовенство).

    Для определения числа «душ» податного населения стали произ­водиться переписи мужского населения податных сословий, называ­емые подушными ревизиями. Материалы этих ревизий нужны были не только финансовым органам государства, они использовались так­же для рекрутских наборов.

    Указ о проведении первой подушной ревизии был издан 28 но­ября 1718 г. Ревизия проводилась 1719 по 1724 г.

    Умершие, беглые и самовольно переселившиеся в другие места лица не исключались из ревизских «сказок» до следующей ревизии (в 1744-1747 гг.). Не включались в число ревизских душ и лица, родившиеся после дачи «сказок». Ревизские «сказки» представляли собой ведомости со сведениями о лицах мужского пола податных со­словий, подаваемые помещиками на крепостных, приказчиками - на дворцовых, старостами - на казенных крестьян губернаторам и отсылались в Петербург в Канцелярию бригадира В. Зотова, осуще­ствлявшую общее руководство сбором и разработкой материалов ре­визии. Надзор за ревизией осуществлял Сенат.

    Кроме подворной, а затем подушной подати, существовало мно­жество других прямых налогов, чаще всего экстренного характера: драгунские, корабельные, рекрутские, подводные и др.

    Резко возросло число косвенных налогов. Со времени Курбатова появилась целая профессия «государевых прибыльщиков», задачей которых было придумывание новых, главным образом косвенных, на­логов («сидеть и чинить государю доходы»).

    Кроме традиционных винных и таможенных сборов, появились сборы с хомутов, гробов, перевозов, водопоя, отвальные и приваль­ные (для судов, отходящих от пристаней и подходящих к ним), ры­боловства, торговых операций солью и табаком, за ношение бороды, старой одежды и т. п. Большая часть этих сборов поступала в соз­данную в 1706 г. Ижорскую канцелярию, во главе которой стоял Меншиков. Другие сборы поступали в специальные канцелярии: Банную, Рыбную, Мельничную, Постоя, Медовую, Ясачную и т. п. Эти сборы назывались канцелярскими.

    К концу царствования Петра I в России насчитывалось 40 видов различных косвенных налогов и канцелярских сборов.

    Созданная в числе других коллегий Камер-коллегия заведовала всеми доходами государства, которые раньше находились в ведении приказов и канцелярий. Камер-коллегия руководила сбором податей, пошлин и недоимок, осуществляла руководство выполнением натуральных повинностей.

    В коллегию после «ревизии» поступали «генералитетские кни­ги» - итоговые документы ревизии, содержавшие сведения о числе податных душ; второй экземпляр этих книг оставался в губерниях.

    Заведовала коллегия и такими источниками доходов, как вин-

    ные подряды и соляные промыслы, а также заготовлением провиан­та для армии. В 1723 г. ей был поручен надзор за хлебопашеством, состоянием урожаев, ценами на хлеб и снабжением хлебом населе­ния в случае голода.

    Президентом Камер-коллегии был князь Д. М. Голицын.

    Другая финансовая коллегия - Штатс-контор-коллегия заведо­вала государственными расходами, управляла кассами на местах (рентереями), выделяла по указанию Сената определенные суммы правительственным учреждениям и должностным лицам. Президен­том этой коллегии был граф И. А. Мусин-Пушкин.

    Ревизион-коллегия наследовала от Ближней канцелярии функцию чисто формального финансового контроля за расходованием. Эту коллегию возглавлял князь Я. Ф. Долгорукий.

    Управление незначительными казенными промышленными пред­приятиями в XVII в. было распределено между многими приказами, занимая в их деятельности второстепенную роль.

    Развитие мануфактурной промышленности и торговли, проводи­мая государством политика покровительства им в XVIII в. потребо­вали централизации их управления.

    Огромное значение имела Берг-коллегия, заведовавшая горной и металлургической промышленностью - отраслями, пользовавшимися особым попечительством Петра I.

    Коллегия осуществляла заботу об обеспечении предприятий и рудников рабочей силой путем приписки к ним государственных кре­стьян. 18 января 1721 г. был издан указ, по которому разрешалось к частным заводам присоединять деревни при условии, «дабы те де­ревни всегда были уже при тех заводах неотлучно» 67 . Владелец за­вода (дворянин или купец) мог продавать этих посессионных кре­стьян только вместе с заводом. Но и этот указ не мог полностью раз­решить проблемы рабочей силы в промышленности в условиях фео­дально-крепостнического строя.

    Мануфактур-коллегия управляла казенными мануфактурами и осуществляла заботу о частных мануфактурах в прочих отраслях промышленности (главным образом, легкой).

    Во главе обеих коллегий при Петре I стоял обрусевший шотланд­ский специалист в области артиллерии Я. В. Брюс (одновременно он был и генерал-фельдцейхмейстером - начальником артиллерии). Надзором и попечительством над внешней и внутренней торгов­лей ведала Коммерц-коллегия, президентом которой был дипломат и разносторонний деятель того времени П. А. Толстой.

    Юстиц-коллегия была судебным и административным органом. К ней перешли дела ряда старых приказов (Поместного, Сыскного, Земского, судных). Она заведовала губернскими и надворными су­дами и являлась для них апелляционным судом по уголовным и граж­данским делам. В ее ведении находились следственные, розыскные дела и собирались сведения о заключенных в тюрьмах. В существо-

    вавшей при Юстиц-коллегии в 1719-1740 гг. Крепостной конторе записывались и оформлялись различные крепостные акты на земли и крестьян, о продаже вотчин, купчие, доверенности, духовные за­вещания и т. д.

    Президентом коллегии был назначен граф А. А. Матвеев. С со­зданием Юстиц-коллегии ей был подчинен Поместный приказ, соста­вивший в коллегии Вотчинную канцелярию. В 1721 г. она была пре­образована в самостоятельную Вотчинную коллегию. Эта коллегия находилась в Москве, заведовала дворянским землевладением. Защищая и оберегая интересы помещиков, она разбирала земельные тяжбы, иски и споры дворян; оформляла новые земельные пожало­вания и т. п. С 1772 г. каждая коллегия имела в Москве свою кон­тору, которую возглавляли поочередно члены коллегий. Вотчинная коллегия имела свою контору в Петербурге.

    Другой сословной коллегией явился созданный 13 февраля 1720 г. Главный магистрат, который собрал и соединил «рассыпанную хра­мину» городского сословия. Регламент Главного магистрата подроб­но определил многообразие функций этой коллегии, которые заклю­чались в создании магистратов и снабжении их уставами и инструк­циями, а также руководстве выборами в них; в надзоре за выполне­нием магистратами административно-полицейских и судебных функ­ций; охранении сословных привилегий горожан и «защите купцов и ремесленников от обид и притеснений»; содействии развитию город­ских ремесел и торговли (особенно ярмарочного дела). Кроме того, Главный магистрат являлся высшей апелляционной инстанцией на судебные решения магистратов.

    Члены Главного магистрата (бургомистры и ратманы) назнача­лись царем; президентом коллегии был назначен купец Исаев, а обер-президентом - представитель родовитого дворянства князь Трубец­кой.

    Коллегии не охватывали всех отраслей управления; часть их ос­тавалась вне коллежской системы. Это было дворцовое, ямское, ме­дицинское, строительное управления и другие дела, находившиеся в ведении специальных приказов (Дворцовый, Ямской), канцелярий (Медицинская), палат (Оружейная), контор (Соляная) и др.

    Кроме того, продолжал существовать Преображенский приказ. Перегрузка этого приказа различными делами по заведованию гвар­дейскими полками и полицейскому управлению Москвой, а также его отдаленность от Петербурга толкнули правительство на более гибкую форму ведения политических процессов с помощью времен­ных розыскных канцелярий. Во главе этих канцелярий были постав­лены гвардейские офицеры; первые розыскные канцелярии возник­ли в 1713 г.

    Одна из этих канцелярий, начавшая в Москве следствие по делу царевича Алексея, после переезда в Петербург 20 марта 1718 г. бы­ла преобразована в постоянную Тайную канцелярию.

    Рассмотрением дел в этом новом органе политического следствия

    и суда занималась коллегия в составе П. Толстого, А. Ушакова, Г. Скорнякова-Писарева и И. Бутурлина. В официальных докумен­тах эти лица именовались «министрами» Тайной канцелярии.

    Канцелярия вела процессы по всем «трем пунктам» указа от 24 января 1715 г. 68 . В Тайной канцелярии рассматривались дела о «непристойных выражениях» об особе государя - покушение на го­сударственное здоровье, непочтение к царской фамилии; самозван­стве, несоблюдении молебнов в царские дни, о «непристойных ре­чах» о государственных деятелях, дела об измене, о раскольниках, волшебстве, казнокрадстве, взяточничестве и т. д.

    В Тайной канцелярии прошли такие крупные процессы, как след­ствие по делу царевича Алексея и его сообщников - противников реформ Петра I; связанные с этим процессом дела бывшей царицы Евдокии Лопухиной и Кикина; придворное уголовное дело фаворит­ки Петра I Марии Гамильтон («девки Марьи Гамонтовой»), ряд дед по третьему пункту указа 1715 г. о грандиозных хищениях в Ревельском порту, злоупотреблениях в Астрахани, краже корабельных ле­сов на Днепре и т. д.

    «Следование» (допросы и очные ставки свидетелей обвиняемых, доносчиков) проводилось секретарями канцелярии, записывавшими допросные речи.

    Во время допросов практиковалась пытка: на дыбе, раскаленными щипцами, горящими вениками и т. д. В допросных материалах нередко встречалось такое выражение: «после розыску зжен огнем, а с огня говорил».

    Из собранных во время допросов материалов секретари состав­ляли «выписки», которые докладывали «министрам». «Министры» давали «определение» (продолжать следствие или закончить), а за­тем выносили приговор.

    Тайная канцелярия подчинялась непосредственно Петру I, но в отношении некоторых дел (особенно по пункту третьему указа 1715 г.) на решения Тайной канцелярии допускалось обжалованиев Сенат.

    Жестокий военно-полицейский классовый террор феодального аб­солютистского государства сильно сократил число дел по первым двум пунктам указа. Это отразилось и на деятельности Тайной кан­целярии. В указе от 28 мая 1726 г. констатировалось, что «чрезвы­чайные розыскные дела», ради которых была создана Тайная канце­лярия, ныне случаются, но «не так важные». Поэтому Тайная кан­целярия упразднялась и рассмотрение «чрезвычайных розыскных дел» централизовалось в Преображенском приказе, поскольку там «больше бывают такие дела» 69 .

    Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.

    Система коллегий

    Учреждение коллегий вводило три новых принципа :

    • Отраслевое разделение ведомств (приказы дублировали функции друг друга)
    • Совещательный (коллегиальный) характер принятия решений.
    • Общие правила функционирования органов власти по Генеральному регламенту 1720 года.

    Значение коллегий

    Учреждение системы коллегий стало завершающим этапом централизации и бюрократизации государственных органов управления. Вместе с Правительствующим Сенатом , Святейшим Синодом и Тайной канцелярией, коллегии образовывали органы центрального управления (помогающие императору и действующие от его имени) в абсолютистской монархии Петра I.

    Кроме того, постепенная замена приказов на коллегии стала окончательным ударом по системе местничества, которая была отменена ещё в 1682 году, но неофициально продолжала существовать.

    Центральные органы управления

    История создания Коллегий

    Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.

    Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных» , положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.

    В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий :

    1. Иностранных дел.
    2. Военная коллегия.
    3. Адмиралтейств-коллегия.
    4. Камер-коллегия
    5. Юстиц-коллегия.
    6. Коммерц-коллегия.
    7. Штатс-контора.
    8. Берг-Мануфактур-коллегия.
    9. Ревизион-коллегия.


    Панорамный вид на здание Коллегий, расположенных на Васильевском острове в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805

    В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:

    В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

    В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.

    В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I » можно перечислить их список к 1722 году .

    Удобная навигация по статье:

    Система органов государственной власти при Петре I

    Формирование новой системы управления при Петре I

    До окончания Северной воны органы государственного управления при Петре Первом в России не имели особых отличий. Однако, после окончания военных действий против Швеции и победы русское государство заняло своё почётное место на международной арене. Учитывая эти события, в 1721 году Сенат провозглашает царя Петра императором, а также «отцом Отечества» и «Великим».

    С этого дня император приобрёл более обширные полномочия, нежели были до этого у царя периода так называемой сословно-представительной монархии. В государстве не осталось больше ни одного государственного органа управления, который бы мог хоть как то ограничить императорскую волю и власть. Только сам Пётр Первый имел право издавать законы, полностью формируя по своему усмотрению законодательную основу державы и только император мог осуществлять через Синод суд. Таким образом, каждое решение и приговор суда выносилось от имени государя. Император лишил русскую Церковь автономии и полностью подчинил её государству, упразднив должность патриарха.

    Абсолютизм Петра I

    Власть императора была настолько неоспоримой в государстве, что Петру без труда удалось изменить порядок наследования престола в Российской империи. До этого право управления страной переходило от сыну от отца, а в случае отсутствия законного наследника, будующий правитель мог быть избран Земским собором. Однако, сам Пётр считал, что данный устаревший порядок не соответствует идеям абсолютной монархии и если наследник не является хорошим кандидатом, то император должен иметь право отказать ему в праве занять престол, выбрав самостоятельно нового правителя. Естественно, что под «недостойным наследником» Пётр, в первую очередь, имел ввиду собственного сына, который посмел выступить против реформ отца.

    Учреждение Правительсвующего Сената в 1711 году

    В этот же период в качестве высшего учреждения петровской администрации выступал Правительствующий Сенат, которым государь заменил прежнюю неэффективную Боярскую думу. Двадцать седьмого февраля 1711 года, перед выступлением в военный Прутский поход, царь подписал указ, согласно которому, в то время, когда Петра нет в столице всё управление государством переходило в руки Правительствующему Сенату. В Сенате присутствовали девять членов и обер-секретарь.

    Функции и властные полномочия Сената

    Сенат выполнял следующие функции:

    • рассмотрение дел в качестве высшей судебной инстанции;
    • решение вопросов, которые были связаны с ведением военных действий на террирориях, принадлежащих русскому государству;
    • заслушивание отчётов комиссий;
    • рассмотрение различного рода жалоб, а также смещение и назначение начальников разных категорий и пр.

    Вместе с этим управляющим органом русский монарх учредил в провинциях фискалов и посадил в Сенате обер-фискала. В обязанности данных чиновников входил надзор за соблюдением законности в губернских и центральных учреждениях. Позже, все эти обязанности вошли в фактическую деятельность генерал-прокурора, который по указу царя должен был присутствовать и следить за порядком на каждом заседании Правительствующего Сената. Самым первым обер-прокурором царь назначил Павла Ягужинского.

    И хотя Сенат был учреждён в качестве временного решения для осуществления управления государством во время отсутствий в стране царя, это учреждение продолжило существовать и после возвращения Петра Первого из Прутского похода, представляя собой высший государственный – контрольное, судебное и административное.

    Учреждение прокуратуры в 1722 году

    1722 год считается началом российской прокуратуры. В этот же период была учреждена и особая должность рекетмейстера, рассматривающего жалобы и принимающего решения по несправедливому решению коллегий. Обо всех подобных делах рекетмейстер должен был доносить в Сенат, требуя скорого решения вопроса, а иногда в его обязанности входил доклад об этом самому императору.

    Вышеописанная должность была полностью упразднена только в 1763 году при реорганизации этого управляющего органа. Кроме этого, в подчинении у Правительствующего Сената был и герольдмейстер, который представлял собой должностное лицо, ведавшее всеми делами высшего дворянского сословия. Например, в обязанности этого должностного лица входил учёт дворян, их назначение на государственную службу, контроль прохождения ими военной службы и пр.

    В 1731 году при Правительствующем Сенате появляется так называемая Канцелярия тайных розыскных дел, расследующая и производящая суды по всем государственным преступлениям. Спустя тридцать лет она была упразднена и заменена тайной экспедицией Сената, расследовавшей самые важные дела политического характера.

    После кончины Петра Первого политическая важность и власть Сената иссякла. Формально, оставаясь высшим органом власти после монарха, он был полностью подчинён Верховному тайному совету.

    Таблица: реформы Петра I в сфере управления государством

    Таблица: государственно-административные реформы Петра I

    Видео-лекция: органы государственной власти при Петре I

    Тест по теме: Система органов государственной власти при Петре I

    Лимит времени: 0

    Навигация (только номера заданий)

    0 из 4 заданий окончено

    Информация

    Проверь себя! Исторический тест по теме: органы власти при Петре I

    Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

    Тест загружается...

    Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

    Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

    Результаты

    Правильных ответов: 0 из 4

    Ваше время:

    Время вышло

    Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

    1. С ответом
    2. С отметкой о просмотре

      Задание 1 из 4

      1 .

      В каком году был подписан приказ об учреждение Правительсвующего Сената?

      Правильно

      Неправильно

    1. Задание 2 из 4

      2 .

      В каком году была учреждена российская прокуратура?

    Страница 1

    В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцелярии возросла. Она стала местом заседаний членов Боярской думы. С 1704 г. здесь стали собираться начальники приказов. С 1708 г. эти постоянные заседания именуются Консилией министров, где обсуждались различные вопросы управления государством. Заседания Консилии министров проходили в Кремле или на Генеральном дворе.

    С учреждением Сената Консилия министров прекратила свое существование. Ограниченная функцией государственного контроля Ближняя канцелярия просуществовала до учреждения Ревизионной коллегии.

    Усиление власти царя выразилось в создании (первое упоминание в октябре 1704 г., упразднен в мае 1727 г.) Кабинета Петра I – учреждения, имевшего характер личной канцелярии по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаря А.В. Макарова (с 1722 г. он стал называться тайным кабинет-секретарем) и нескольких подьячих, именовавшихся с введением коллегий канцеляристами, подканцеляристами и копиистами.

    Кабинет имел характер военно-походной канцелярии, куда поступали полковые табели и другие военные, а также финансовые документы; здесь же разрабатывались диспозиции, велся ежедневный «Юрнал», то есть запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги, поддерживал через него связь с Сенатом, Синодом, с коллегиями и губернаторами. Сюда поступало множество различных челобитных, жалоб, доносов. Доносы по так называемым «трем пунктам» (измена, дела против здоровья государя, дела против казенного интереса) передавались в тайную канцелярию. Кабинет ведал вопросами, находящимися под попечительством самого царя (переписка по поводу приглашения в Россию иностранных специалистов, надзор за некоторыми постройками дворцов и казенных зданий в Петербурге и Петергофе).

    Частые отъезды Петра I побудили его создать высший государственный орган с более широкими полномочиями, чем Ближняя канцелярия и Консилия министров.

    22 февраля 1711 г. был утвержден указ об учреждении Правительствующего Сената, который, по-видимому, вначале предполагался царем как временный орган («для отлучек наших»), но вскоре превратился в постоянно действующее правительственное учреждение.

    Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались царем. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем.

    Дополнительные указы 2 и 5 марта 1711 г. определили функции и порядок деятельности Сената, который должен был заботиться о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, о явке дворян на службу и т.п. В первые годы существования функции Сената были разнообразны, а компетенция необыкновенно широка. Однако уже в этот период царь не разделял своей власти с Сенатом. Сенат был законосовещательным учреждением, за исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствие царя он играл роль законодательного органа.

    Государство Русь (IX - начало ХII в.)
    Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза...

    Историческая роль православия.
    Конечно, в России всегда было и есть сегодня немало людей, твёрдо следующих своей вере, не поддающихся никаким соблазнам и искушениям. Именно они создали и продолжают создавать тот стержень российской цивилизации и культуры, благодаря которому Россия оказалась способной вынести все тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю. Историческую...

    Множество планов
    Сталин в речи на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 г. сказал: «В ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного сниже...