Войти
Образование в России
  • История главного открытия XX века
  • Выбор есть Минский высший радиотехнический колледж проходной балл
  • Ребусы по русскому языку Придумать ребусы по русскому языку
  • Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин Описание сказки салтыкова щедрина премудрый пескарь
  • Роль эмоций и чувств в работе педагога методическая разработка на тему
  • В чем заключается смысл 3 закона менделя
  • Почему ахматова связывает 20 век с войной. «Сафо XX столетия

    Почему ахматова связывает 20 век с войной. «Сафо XX столетия

    Биография знаменитостей - Анна Ахматова

    Анна Ахматова (Анна Горенко) – русская и советская поэтесса.

    Детство

    Родилась Анна в многодетной семье 23 июня 1889 года. Творческий псевдоним «Ахматова» она возьмет в память легенд о своих ордынских корнях.

    Детство Анна провела в Царском Селе под Санкт-Петербургом, а каждое лето семья уезжала в Севастополь. В пять лет девочка научилась говорить по-французски, однако учеба в Мариинской гимназии, куда Анна поступила в 1900 году, давалась ей тяжело.

    Родители Ахматовой развелись, когда ей исполнилось шестнадцать лет. Мама, Инна Эразмовна, увозит детей в Евпаторию. Там семья пробыла недолго, и обучение Анна заканчивает уже в Киеве. В 1908 году Анна начинает интересоваться юриспруденцией и решает учиться дальше на Высших женских курсах. Результатом обучения стало знание латыни, которое позже позволило ей выучить итальянский язык.


    Детские фотографии Анны Ахматовой

    Начало творческого пути

    Увлечение литературой и поэзией началось у Ахматовой с детства. Свое первое стихотворение она сочиняет в 11 лет.

    Впервые произведения Анны печатают в 1911 году в газетах и журналах, а через год выходит первый сборник стихов «Вечер». Стихи были написаны под влиянием потери двух сестер, умерших от туберкулеза. Помогает публиковать стихи ее муж Николай Гумилев.

    Юная поэтесса Анна Ахматова


    Карьера

    В 1914 году вышел сборник «Четки», который сделал поэтессу знаменитой. Читать стихи Ахматовой становится модно, восхищаются ими молодые Цветаева и Пастернак.

    Анна продолжает писать, появляются новые сборники «Белая стая», «Подорожник». Стихи отразили переживания Ахматовой о первой мировой войне, революции, гражданской войне. В 1917 году Анна заболевает туберкулезом и долго восстанавливается.



    Начиная с двадцатых годов, стихи Анны начинают критиковать, подвергать цензуре как несоответствующие эпохе. В 1923 году ее стихи прекращают печатать.

    Тридцатые годы двадцатого столетия становятся для Ахматовой тяжелым испытанием – арестовывают ее мужа Николая Пунина и сына Льва. Долгое время Анна проводит возле тюрьмы «Кресты». В эти годы она пишет поэму «Реквием», посвященную жертвам репрессий.


    В 1939 году поэтессу принимают в Союз советских писателей.
    Во время Великой Отечественной войны Ахматова из Ленинграда была эвакуирована в Ташкент. Там она создает стихи военной тематики. После снятия блокады возвращается в родной город. Во время переездов были утеряны многие произведения поэтессы.

    В 1946 году Ахматову вывели из состава Союза писателей после резкой критики ее творчества в постановлении оргбюро ЦК ВКП(б). Одновременно с Анной критикуют и Зощенко. Восстанавливают Ахматову в союзе писателей в 1951 году с подачи Александра Фадеева.



    Поэтесса много читает, пишет статьи. Время, в которое она творила, наложило отпечаток на ее творчество.

    В 1964 году Ахматова за вклад в мировую поэзию была отмечена премией «Этна-Таормина» в Риме.
    Память о русской поэтессе увековечили в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Ташкенте. Есть улицы, названные в ее честь, памятники, мемориальные доски. При жизни поэтессы написаны ее портреты.


    Портреты Ахматовой: художников Натана Альтмана и Ольги Кардовской (1914 год)

    Личная жизнь

    Ахматова была три раза замужем. Со своим первым мужем Николаем Гумилевым Анна познакомилась в 1903 году. В 1910 году они поженились, в 1918 году развелись. Брак со вторым мужем Владимиром Шилейко продлился 3 года, последний муж поэтессы Николай Пунин долгое время провел в тюрьме.



    На фото: поэтесса с мужем и сыном


    Лёвушка со своей знаменитой мамой

    Сын Лев родился в 1912 году. Провел более десяти лет в тюрьме. Был обижен на мать, считая, что она могла помочь избежать заключения, но не сделала этого.


    Лев Гумилев провел в тюрьмах и лагерях почти 14 лет, в 1956 году он был реабилитирован и признан невиновным по всем статьям

    Из интересных фактов можно отметить ее дружбу с известной актрисой Фаиной Раневской. 5 марта 1966 года Ахматова умерла в санатории Подмосковья, в Домодедово. Похоронена под Ленинградом на Комаровском кладбище.


    Могила Анны Ахматовой

    Стояние на реке Угре в 1480 году. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век Wikimedia Commons

    И не простого хана, а именно Ахмата — последнего хана Золотой Орды, потомка Чингисхана. Этот популярный миф начал создаваться самой поэтессой еще в конце 1900-х годов, когда возникла необходимость в литературном псевдониме (настоящая фамилия Ахматовой — Горенко). «И только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы…» — вспоминала Лидия Чуковская ее слова. Однако подобный ход для эпохи Серебряного века был не так уж и безрассуден: время требовало от новых литераторов артистического поведения, ярких биографий и звучных имен. В этом смысле имя Анна Ахматова прекрасно соответствовало всем критериям (поэтическим — оно создавало ритмический рисунок, двухстопный дактиль, и имело ассонанс на «а», и жизнетворческим — носило флер таинственности).

    Что касается легенды о татарском хане, то она сформировалась позже. Реальная родословная не укладывалась в поэтическую легенду, поэтому Ахматова преобразовала ее. Здесь следует выделить биографический план и мифологический. Биографический состоит в том, что Ахматовы действительно присутствовали в роду поэтессы: Прасковья Федосеевна Ахматова была прабабкой со стороны матери. В стихотворениях линия родства немного приближена (см. начало «Сказки о черном кольце »: «Мне от бабушки-татарки / Были редкостью подарки; / И зачем я крещена, / Горько гневалась она»). Легендарный план связан с ордынскими князьями. Как показал исследователь Вадим Черных, Прасковья Ахматова была не татарской княжной, а русской дворянкой («Ахматовы — старинный дворянский род, происходивший, по всей видимости, от служилых татар, но давным-давно обрусевший»). Никаких данных о происхождении рода Ахматовых от хана Ахмата или вообще от ханского рода Чингизидов не имеется.

    Миф второй: Ахматова была признанной красавицей

    Анна Ахматова. 1920-е годы РГАЛИ

    Многие мемуарные записи действительно содержат восхищенные отзывы о внешности молодой Ахматовой («Из поэтесс… ярче всего запомнилась Анна Ахматова. Тоненькая, высокая, стройная, с гордым поворотом маленькой головки, закутанная в цветистую шаль, Ахматова походила на гитану… Мимо нее нельзя было пройти, не залюбовавшись ею», — вспоминала Ариадна Тыркова; «Она была очень красива, все на улице заглядывались на нее», — пишет Надежда Чулкова).

    Тем не менее более близкие люди поэтессы оценивали ее как женщину не сказочно красивую, но выразительную, с запоминающимися чертами и особо притягательным шармом. «…Назвать нельзя ее красивой, / Но в ней все счастие мое», — писал об Ахматовой Гумилев. Критик Георгий Адамович вспоминал:

    «Теперь, в воспоминаниях о ней, ее иногда называют красавицей: нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой всюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание».

    Сама Ахматова себя оценивала так: «Я всю жизнь могла выглядеть по желанию, от красавицы до урода».

    Миф третий: Ахматова довела поклонника до самоубийства, что потом описала в стихах

    Обычно это подтверждают цитатой из ахматовского стихотворения «Высокие своды костела… »: «Высокие своды костела / Синей, чем небесная твердь… / Прости меня, мальчик веселый, / Что я принесла тебе смерть…»

    Всеволод Князев. 1900-е годы poetrysilver.ru

    Все это и правда, и неправда одновременно. Как показала исследователь Наталия Крайнева, у Ахматовой действительно был «свой» самоубийца — Михаил Линдеберг, покончивший с жизнью из-за несчастной любви к поэтессе 22 декабря 1911 года. Но стихотворение «Высокие своды костела…» написано в 1913 году под впечатлением от самоубийства другого юноши, Всеволода Князева, несчастно влюбленного в подругу Ахматовой, танцовщицу Ольгу Глебову-Судейкину. Этот эпизод повторится и в других стихах, например в « ». В «Поэме без героя» Ахматова сделает самоубийство Князева одним из ключевых эпизодов произведения. Общность произошедших с подругами событий в историософской концепции Ахматовой могла впоследствии соединиться в одно воспоминание: недаром на полях автографа «балетного либретто» к «Поэме» появляется пометка с именем Линдеберга и датой его кончины.

    Миф четвертый: Ахматову преследовала несчастная любовь

    Подобный вывод напрашивается после прочтения почти любой книги стихов поэтессы. Наряду с лирической героиней, оставляющей своих возлюбленных по собственной воле, в стихотворениях есть и лирическая маска женщины, страдающей от неразделенной любви (« », « », «Сегодня мне письма не принесли… », «Вечером », цикл «Смятение » и т. д.). Однако лирическая канва книг стихов далеко не всегда отражает биографию автора: возлюбленные поэтессы Борис Анреп, Артур Лурье, Николай Пунин, Владимир Гаршин и другие отвечали ей взаимностью.

    Миф пятый: Гумилев — единственная любовь Ахматовой

    Анна Ахматова и Николай Пунин во дворе Фонтанного дома. Фотография Павла Лукницкого. Ленинград, 1927 год Тверская областная библиотека им. А. М. Горького

    Брак Ахматовой с поэтом Николаем Гумилевым . С 1918-го по 1921-й она была замужем за ученым-ассириологом Владимиром Шилейко (официально они развелись в 1926 году), а с 1922 по 1938 год состояла в гражданском браке с искусствоведом Николаем Пуниным. Третий, так и не оформленный официально брак вследствие специфики времени имел свою странность: после расставания супруги продолжали жить в одной коммунальной квартире (в разных комнатах) — и более того: даже после смерти Пунина, находясь в Ленинграде, Ахматова продолжала жить с его семьей.

    Гумилев также повторно женился в 1918 году — на Анне Энгельгардт. Но в 1950-60-е годы, когда «Реквием» постепенно доходил до читателей (в 1963 году поэма была опубликована в Мюнхене) и интерес к запрещенному в СССР Гумилеву стал пробуждаться, Ахматова взяла на себя «миссию» вдовы поэта (Энгельгардт к тому времени также уже не было в живых). Подобную роль выполняли Надежда Мандельштам, Елена Булгакова и другие жены ушедших литераторов, храня их архив и заботясь о посмертной памяти.

    Миф шестой: Гумилев бил Ахматову


    Николай Гумилев в Царском Селе. 1911 год gumilev.ru

    Такой вывод не раз делали не только позднейшие читатели, но и некоторые современники поэтов. Неудивительно: почти в каждом третьем стихотворении поэтесса признавалась в жестокости мужа или возлюбленного: «…Мне муж — палач, а дом его — тюрьма », «Все равно, что ты наглый и злой… », «Углем наметил на левом боку / Место, куда стрелять, / Чтоб выпустить птицу — мою тоску / В пустынную ночь опять. / Милый! не дрогнет твоя рука. / И мне недолго терпеть…», « , / Вдвое сложенным ремнем» и так далее.

    Поэтесса Ирина Одоевцева в мемуарах «На берегах Невы» вспоминает негодование Гумилева по этому поводу:

    «Он [поэт Михаил Лозинский] рассказал мне, что его постоянно допытывают студисты, правда ли, что я из зависти мешал Ахматовой печататься… Лозинский, конечно, старался их разубедить.
    <…>
    <…> Наверно и вы, как они все, твердили: Ахматова — мученица, а Гумилев — изверг.
    <…>
    Господи, какой вздор! <…> …Когда я понял, насколько она талантлива, я даже в ущерб себе самому постоянно выдвигал ее на первое место.
    <…>
    Сколько лет прошло, а я и сейчас чувствую обиду и боль. До чего это несправедливо и подло! Да, конечно, были стихи, которые я не хотел, чтобы она печатала, и довольно много. Хотя бы вот:
    Муж хлестал меня узорчатым,
    Вдвое сложенным ремнем.
    Ведь я, подумайте, из-за этих строк прослыл садистом. Про меня пустили слух, что я, надев фрак (а у меня и фрака тогда еще не было) и цилиндр (цилиндр у меня, правда, был), хлещу узорчатым, вдвое сложенным ремнем не только свою жену — Ахматову, но и своих молодых поклонниц, предварительно раздев их догола».

    Примечательно, что после развода с Гумилевым и после заключения брака с Шилейко «побои» не прекратились: «От любви твоей загадочной , / Как от боли, в крик кричу, / Стала желтой и припадочной, / Еле ноги волочу», «А в пещере у дракона / Нет пощады, нет закона. / И висит на стенке плеть, / Чтобы песен мне не петь» — и так далее.

    Миф седьмой: Ахматова была принципиальной противницей эмиграции

    Этот миф был создан самой поэтессой и активно поддерживается школьным каноном. Осенью 1917 года Гумилев рассматривал возможность переезда за рубеж для Ахматовой, о чем сообщал ей из Лондона. Уехать из Петрограда советовал и Борис Анреп. На эти предложения Ахматова ответила стихотворением, известным в школьной программе как «Мне голос был…».

    Почитатели творчества Ахматовой знают, что этот текст является на самом деле второй частью стихотворения, менее однозначного по своему содержанию, — «Когда в тоске самоубийства… », где поэтесса рассказывает не только о своем принципиальном выборе, но и о тех ужасах, на фоне которых принимается решение.

    «Думаю, могу не описывать, как мне мучительно хочется приехать к тебе. Прошу тебя — устрой это, докажи, что ты мне друг…
    Я здорова, очень скучаю в деревне и с ужасом думаю о зиме в Бежецке. <…> Как странно мне вспоминать, что зимой 1907 года ты в каждом письме звал меня в Париж, а теперь я совсем не знаю, хочешь ли ты меня видеть. Но всегда помни, что я тебя крепко помню, очень люблю и что без тебя мне всегда как-то невесело. Я с тоской смотрю на то, что сейчас творится в России, тяжко карает Господь нашу страну».

    Соответственно, осеннее письмо Гумилева является не предложением к отъезду за рубеж, а отчетом по ее просьбе.

    После порыва к отъезду Ахматова достаточно скоро решилась остаться и уже не изменила своего мнения, что прослеживается и в других ее стихотворениях (например, «Ты — отступник: за остров зеленый… », «Высокомерьем дух твой помрачен… »), и в рассказах современников. По воспоминаниям, в 1922 году у Ахматовой вновь появляется возможность уехать из страны: Артур Лурье, обосновавшись в Париже, настойчиво зовет ее туда, но она отказывает (на руках у нее, по свидетельству конфидента Ахматовой Павла Лукницкого, было 17 писем с этой просьбой).

    Миф восьмой: Сталин завидовал Ахматовой

    Ахматова на литературном вечере. 1946 год РГАЛИ

    Сама поэтесса и многие ее современ-ники посчитали появление постанов-ления ЦК 1946 года «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», где шельмовались Ахматова и Зощенко, следствием события, произошедшего на одном литературном вечере. «„Это я зарабатываю постановление“, — говорила Ахматова о фотографии, сделанной на одном из вечеров, проходивших в Москве весной 1946 года. <…> По слухам, Сталин был разгневан пылким приемом, который оказывали Ахматовой слушатели. Согласно одной из версий, Сталин спросил после какого-то вечера: „Кто организовал вставание?“», — вспоминает Ника Глен. Лидия Чуковская дополняет: «Ахматова полагала, что… Сталин приревновал ее к овациям… Аплодисменты стоя причитались, по убеждению Сталина, ему одному — и вдруг толпа устроила овацию какой-то поэтессе».

    Как подмечает , для всех воспоминаний, связанных с этим сюжетом, характерны типичные оговорки («по слухам», «полагала» и так далее), что является вероятным признаком домысла. Реакция Сталина, как и «цитатная» фраза о «вставании», не имеют документальных подтверждений или опровержений, поэтому этот эпизод стоит рассматривать не как абсолютную истину, а как одну из популярных, вероятных, но до конца не подтвержденных версий.

    Миф девятый: Ахматова не любила своего сына


    Анна Ахматова и Лев Гумилев. 1926 год Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева

    И это не так. В непростой истории взаимоотношений Ахматовой со Львом Гумилевым много нюансов. В ранней лирике поэтесса создавала образ нерадивой матери («…Я дурная мать », «…Отыми и ребенка, и друга… », «Для чего же, бросив друга / И кудрявого ребенка…»), в чем была доля биографизма: детство и юность Лев Гумилев провел не с родителями, а с бабушкой, Анной Гумилевой, мать и отец лишь иногда приезжали к ним. Но в конце 1920-х годов Лев перебрался в Фонтанный дом, в семью Ахматовой и Пунина.

    Серьезная размолвка произошла после возвращения в 1956 году Льва Гумилева из лагеря. Он не мог простить матери, как ему казалось, ее легкомысленного поведения в 1946 году (см. миф восьмой) и некоторого поэтического эгоизма. Однако именно ради него Ахматова не только «стояла триста часов» в тюремных очередях с передачей и просила каждого более или менее влиятельного знакомого помочь с освобождением сына из лагеря, но и пошла на шаг, противоречащий любому эгоизму: переступив через свои убеждения, ради свободы сына Ахматова написала и опубликовала цикл «Слава миру!», где прославляла советский строй Когда в 1958 году вышла первая после значительного перерыва книга Ахматовой, в авторских экземплярах она заклеивала страницы со стихотворениями из этого цикла. .

    В последние годы Ахматова не раз говорила близким о желании восстановить прежние отношения с сыном. Эмма Герштейн пишет:

    «…она мне сказала: „Я бы хотела помириться с Левой“. Я ответила, что и он, вероятно, этого хочет, но боится чрезмерного волнения и для нее, и для себя при объяснении. „Да не надо объясняться, — живо возразила Анна Андреевна. — Пришел бы и сказал: ‚Мама, пришей мне пуговицу‘“».

    Вероятно, переживания от размолвки с сыном во многом ускорили смерть поэтессы. В последние дни ее жизни возле больничной палаты Ахматовой развернулось театральное действо: близкие решали, пускать или не пускать Льва Николаевича к матери, не приблизит ли их встреча кончину поэтессы. Ахматова умерла, так и не помирившись с сыном.

    Миф десятый: Ахматова — поэт, ее нельзя называть поэтессой

    Часто обсуждения творчества Ахматовой или иных аспектов ее биографии заканчиваются жаркими терминологическими спорами — «поэт» или «поэтесса». Спорящие небезосновательно ссылаются на мнение самой Ахматовой, подчеркнуто называвшей себя поэтом (что зафиксировали многие мемуаристы), и призывают продолжать именно эту традицию.

    Однако стоит помнить о контексте употребления этих слов век назад. Поэзия, написанная женщинами, только начинала появляться в России, и к ней редко относились всерьез (см. характерные названия рецензий на книги женщин-поэтов начала 1910-х годов: «Женское рукоделие», «Любовь и сомнение»). Поэтому многие женщины-литераторы или выбирали себе мужские псевдонимы (Сергей Гедройц Псевдоним Веры Гедройц. , Антон Крайний Псевдоним, под которым Зинаида Гиппиус печатала критические статьи. , Андрей Полянин Имя, взятое Софией Парнок для публикации критики. ), или писали от лица мужчины (Зинаида Гиппиус, Поликсена Соловьева). Творчество Ахматовой (и во многом Цветаевой) полностью изменило отношение к поэзии, создаваемой женщинами, как к «неполноценному» направлению. Еще в 1914 году в рецензии на «Четки» Гумилев делает символический жест. Назвав несколько раз Ахматову поэтессой, в конце отзыва он дает ей имя поэта: «Та связь с миром, о которой я говорил выше и которая является уделом каждого подлинного поэта, Ахматовой почти достигнута».

    В современной ситуации, когда достоинства поэзии, созданной женщинами, уже не нужно никому доказывать, в литературоведении принято называть Ахматову поэтессой, в соответствии с общепринятыми нормами русского языка. 

    1. «Такой судьбы не было еще ни у одного поколения»

    А нна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох - пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет - с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией.

    Литературное имя - Анна Ахматова

    Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним - Ахматова.

    «Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем».

    Анна Ахматова

    Детство Анны Ахматовой прошло в Царском Селе . Как вспоминала поэтесса, читать она научилась по «Азбуке» Льва Толстого , по-французски заговорила, слушая, как учитель занимался со старшими сестрами. Свое первое стихотворение юная поэтесса написала в 11 лет.

    Анна Ахматова в детстве. Фотография: maskball.ru

    Анна Ахматова. Фотографии: maskball.ru

    Семья Горенко: Инна Эразмовна и дети Виктор, Андрей, Анна, Ия. Фотография: maskball.ru

    Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии «сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно» . В 1905 году она была на домашнем обучении. Семья жила в Евпатории - мать Анны Ахматовой рассталась с мужем и уехала к южному побережью лечить обострившийся у детей туберкулез. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве - там она окончила Фундуклеевскую гимназию, а затем записалась на юридическое отделение Высших женских курсов.

    В Киеве Анна начала переписываться с Николаем Гумилевым , который ухаживал за ней еще в Царском Селе. В это время поэт находился во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» вышло первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались - под Киевом, в селе Никольская Слободка.

    Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения» . В 30-е годы был арестован Николай Пунин, дважды арестован Лев Гумилев. В 1938 году его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» - жертв репрессий 1930-х годов - Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений - автобиографическую поэму «Реквием».

    В 1939 году поэтессу приняли в Союз советских писателей. Перед войной вышел шестой сборник Ахматовой - «Из шести книг». «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде» , - писала поэтесса в воспоминаниях. Ахматову эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент - там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте». В Северную столицу поэтесса смогла вернуться лишь в 1944 году.

    «Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе… Проза всегда казалась мне и тайной, и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи - я никогда ничего не знала о прозе».

    Анна Ахматова

    «Декадентка» и номинант на Нобелевскую премию

    В 1946 году было вынесено специальное Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» - за «предоставление литературной трибуны» для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Оно касалось двух советских писателей - Анны Ахматовой и Михаила Зощенко . Их обоих исключили из Союза писателей.

    Кузьма Петров-Водкин. Портрет А.А. Ахматовой. 1922. Государственный Русский музей

    Наталия Третьякова. Ахматова и Модильяни у неоконченного портрета

    Ринат Курамшин. Портрет Анны Ахматовой

    «Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами.
    <...>
    Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».

    Отрывок из Постановления оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»

    Лев Гумилев, который после отбытия наказания добровольцем пошел на фронт и дошел до Берлина, снова был арестован и приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Все его годы заключения Ахматова пыталась добиться освобождения сына, однако Льва Гумилева выпустили на свободу только в 1956 году.

    В 1951 году поэтессу восстановили в Союзе писателей. Никогда не имевшая собственного жилья, в 1955 году Ахматова получила от Литературного фонда дачный домик в поселке Комарово.

    «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

    Анна Ахматова

    В 1962 году поэтесса завершила работу над «Поэмой без героя», которую писала в течение 22 лет. Как заметил поэт и мемуарист Анатолий Найман, «Поэма без героя» написана Ахматовой поздней об Ахматовой ранней - она вспоминала и размышляла об эпохе, которую застала.

    В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание - поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию , получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почетного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошел вечер, посвященный 75-летию поэтессы. На следующий год вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм - «Бег времени».

    Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий. В марте она ушла из жизни. Поэтессу отпели в Никольском морском соборе Ленинграда и похоронили на Комаровском кладбище.

    Профессор-славист Никита Струве


    Так называли современники Анну Ахматову.

    «Моего предка хана Ахмата убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго. В этот день, как в память о счастливом событии, из Сретенского монастыря в Москве шел крестный ход. Этот Ахмат, как известно, был чингизидом. Одна из княжон Ахматовых – Прасковья Егоровна – в XVIII веке вышла замуж за богатого и знатного симбирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов был моим прадедом. Его дочь Анна Егоровна – моя бабушка. Она умерла, когда моей маме было 9 лет, и в честь неё меня назвали Анной...»
    (из воспоминаний Анны Ахматовой)

    В свои 14 лет Аня Горенко была стройной черноволосой белокожей красавицей с огромными серыми глазами, и точёным профилем.
    А 17-летний Гумилёв красотой не блистал, однако влюбился в Анну, сделав её своей Музой и Прекрасной дамой. Безответная любовь только раззадоривала юношу.

    А Анна Горенко влюбилась в репетитора из Петербурга. Владимира Голенищева-Кутузова.

    В 1905 году после развода с мужем Инна Эразмовна забрала детей и переехала в Евпаторию. У Анны обострился туберкулёз и ей был полезен морской воздух. Во время продолжительных прогулок она наслаждалась морскими пейзажами.

    В 1906 году Гумилев уехал в Париж, решив вырвать из своего сердца роковую любовь и примерить маску разочарованного героя. А Анне стало недоставать его влюблённости.

    Последний класс Горенко проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила в 1907 году. Жила она в это время у родственников в Киеве. В 1908-1910 годах она училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов и вела переписку с уехавшим в Париж Гумилевым.

    В это же время состоялась первая публикация её стихотворения «На руке его много блестящих колец…» в парижском русском еженедельнике «Сириус», издателем которого был Гумилев.

    Юной Анне всё это время хотелось вырваться из-под надзора взрослых.

    В 1910 году она приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. А через месяц она оказалась в Париже, где встретилась с тогда ещё никому неизвестным художником Модильяни. Он попросил разрешение написать её портрет. И у них случился страстный, но короткий роман.

    В том же 1910 году Анна Горенко и Николай Гумилев обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом. Родственники Гумилёва на венчании не присутствовали, так как считали, что их брак скоро распадётся.

    В мае супруги оправились в свадебное путешествие в Париж, вернувшись в Россию, провели лето в Слепневе, тверском имении матери Николая Гумилева.

    После чего супруги переехали в Петербург, где Анна посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева.

    Весной 1911 года снова побывали в Париже, по возвращению в Петербург вышла первая публикация Анны под псевдонимом Анна Ахматова – стихотворение «Старый портрет» во «Всеобщем журнале».

    Анна Ахматова на рисунке Модильяни. 1911 год


    Весной 1912 года супруги путешествовали по Северной Италии. В сентябре этого же года у супругов родился сын Лев Гумилев.

    L. Gorodetsky, commons.wikimedia


    В 1912 году вышел и первый сборник Ахматовой «Вечер» с предисловием М. А. Кузмина. «Милый, радостный и горестный мир».

    Своим учителем Анна Ахматова считала Анненского, она сама писала: «Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью».

    В 1912 году Анну Ахматову избирают секретарём недавно образованного «Цеха поэтов».

    Её слава растёт, в 1913 году Ахматова выступает перед огромной аудиторией на Высших женских Бестужевских курсах, художники пишут её портреты, поэты посвящают ей стихотворные послания, в их числе Александр Блок. В это время появились слухи об их тайном романе. Модильяни пишет ей страстные письма из Парижа.

    Но в личной жизни Ахматовой далеко не всё гладко.

    В 1912 году Гумилев влюбился в свою юную племянницу Марию Кузьмину-Караваеву, которую встретил в имении своей матери. Девушка ответила ему взаимностью, но она была больна туберкулёзом и вскоре скончалась.

    Однако даже рождение сына не разожгло в сердце Гумилева прежней любви к жене.

    Позже Ахматова писала: «Николай Степанович всегда был холост. Я не представляю себе его женатым». Но и сама она не чувствовала себя хорошей матерью и отправила сына к свекрови.

    Весной 1913 года Ахматова познакомилась с Николаем Владимировичем Недоброво и между ними завязалась трепетная дружба.

    В августе Николай Гумилев добровольцем записался в лейб-гвардии Уланский полк, и ушёл на фронт.

    В 1914 году вышла книга Ахматовой «Чётки». Стихотворения этого сборника во многом носили автобиографический налёт. Многие современники видели в них лирический дневник автора.

    Ольги Кардовской, 1914 год


    После «Чёток» слава обрушилась на Ахматову.

    Сборник высоко оценили и Б.Л. Пастернак.

    В годы первой мировой войны Ахматова надолго замолчала, выразив свою боль в «Молитве» и «в Июле 1914».

    В эти годы обострился её туберкулёз, который пришлось долго залечивать. В 1915 году она лечилась в Финляндии, а лето 2016 года провела под присмотром врачей в Севастополе, здесь же состоялась её последняя встреча с Недоброво.

    В марте 1917 года Анна проводила Гумилева за границу, в Русский экспедиционный корпус, где он впоследствии был награжден двумя Георгиевскими крестами за храбрость, а сама уехала в имение матери мужа Слепнево, где всё лето провела с сыном и свекровью и писала стихи.

    Осенью в 1917 году вышел поэтический сборник Анны Ахматовой «Белая Стая».

    Несмотря на разрозненную эмоциональность лирических переживаний, сборник кажется единым целым. Не зря Владимир Маяковский написал: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».

    В 1918 году, когда Гумилев вернулся в Россию, Ахматова сообщила ему, что ей нужен развод, так как она полюбила другого человека.

    Гумилёв, несмотря на то, что их брак трудно было назвать счастливым, был ошеломлён. Он пытался отговорить жену от принятого решения, но она осталась непреклонна. И получив развод, связала свою судьбу с известным специалистом по Древнему Египту Владимиром Шилейко. Сын Лев остался с бабушкой и отцом. Гумилев не раз потом приводил сына в гости к матери в их с Шилейко квартиру.

    После Октябрьской революции Ахматова не захотела эмигрировать, оставшись в «своём краю глухом и грешном».

    В 1921 году вышли сборники Ахматовой «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», основной лейтмотив которых печаль о судьбе своей родины и мистические грёзы о «великой земной любви».

    В 1922 году М. С. Шагинян написала о поэтессе: «Ахматова с годами всё больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи».

    Послереволюционные годы оказались тяжёлыми для Ахматовой – умер Блок, расстрелян Гумилев, с Шилейко она рассталась.

    Но Ахматова находит в себе силы и участвует в работе писательских организаций, в литературных вечерах, публикуется в периодике.

    Потом находит работу в библиотеке Агрономического института.

    В 1922 году Ахматова выходит замуж за искусствоведа Н. Н. Пунина, с которым проживёт 15 лет.

    В 1924 году новые стихи Ахматовой последний раз появляются в печати, на её имя наложен негласный запрет. А в печати появляются только её переводы и статья «О Сказке, о золотом петушке» А.С. Пушкина.

    В 1935 году арестованы её сын Л. Гумилев и Н. Пунин.

    Ахматовой помог составить письмо обращение к Сталину Булгаков, к хлопотам подключились Л. Сейфуллина, Э. Герштейн, Б. Пастернак, Б. Пильняк и Гумилёва с Пуниным освободили.

    В 1937 НКВД готовило материалы на саму Анну Ахматову для обвинения её в контрреволюционной деятельности.

    А в 1938 году снова арестован сын Ахматовой. Тогда поэтесса начинает писать свой знаменитый цикл «Реквием», который долгие годы не решалась записать на бумаге.

    В 1939 году на приёме в честь награждения писателей Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой очень любила его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?».

    Издательства бросились выполнять волю вождя – после 17-летнего перерыва в 1940 году выходит её сборник «Из шести книг», в который вошли и старые и новые стихи после тщательной цензуры. Но сборник обругала критика, и его изъяли из библиотек.

    Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде.

    В 1941 году она написала стихотворенье «Клятва», в 1942 «Мужество».

    По распоряжению правительства, Анну Ахматову, у которой уже начались дистрофические отёки, эвакуировали в Ташкент, где она провела два года.

    В этом городе она напишет много стихов и начнёт работу над «Поэмой без героя».

    В мае 1943 года был издан ташкентский сборник стихотворений Ахматовой «Моя азиатка». И в этом же году она получила медаль «За оборону Ленинграда».

    15 мая 1944 года Ахматова прибыла в Москву, где жила у своих друзей Ардовых на Большой Ордынке, а летом вернулась в Ленинград, и выехала на Ленинградский фронт с чтением стихов.

    В ленинградском Доме писателей с большим успехом прошёл творческий вечер Ахматовой и начиная с 1946 года её творческие вечера регулярно проходили в Ленинграде и в Москве.

    Но 16 августа состоялось Общее собрание ленинградской творческой интеллигенции, на котором с разгромным докладом выступил А. Жданов. Творчество Ахматовой И Зощенко было объявлено идеологически чуждым и вредным. Собрание единогласно поддержало линию ЦК.

    Уже подготовленные к выпуску сборники Ахматовой «Анна Ахматова. Стихотворения» и «Анна Ахматова. Избранное» не вышли в свет.

    Причиной гонений на Ахматову, скорее всего, послужило посещение её английским историком И. Берлином.

    1 сентября 1946 года Президиум правления Союза писателей СССР постановил: исключить Анну Ахматову и Михаила Зощенко из Союза советских писателей.

    Анна Ахматова осталась без средств к существованию, она была лишена продовольственных карточек. В её комнате несколько раз устраивались обыски, после чего было установлено прослушивающее устройство.

    С большим трудом Борис Пастернак выхлопотал выделения 3000 рублей от Литфонда для голодающей Ахматовой.

    А в 1949 году снова были снова арестованы Пунин и Лев Гумилев.

    Ахматова постоянно ходила по кабинетам, прилагая все усилия, чтобы освободить сына, который прошёл всю войну и дошёл до Берлина.

    Несмотря на то, что ради освобождения сына из лагерей Ахматовой пришлось написать Сталину хвалебное стихотворенье, впрочем, впустую, своё истинное отношение к деспоту она выразила совсем в других стихах:

    «Я приснюсь тебе чёрной овцою,
    На нетвёрдых, сухих ногах,
    Подойду и заблею, завою:
    «Сладко ль ужинал, падишах?
    Ты вселенную держишь, как бусы,
    Светлой волей Аллаха храним…
    И пришёлся ль сынок мой по вкусу
    И тебе и деткам твоим?»

    После смерти Сталина редакторы стали меньше дрожать и, несмотря на препоны, по-прежнему расставляемые бюрократами, стихи Ахматовой стали появляться в печати.

    19 января 1951 года по предложению Александра Фадеева Ахматова была восстановлена в Союзе писателей.

    В мае у Ахматовой случился первый инфаркт миокарда, она жила в это время в Москве у Ардовых.

    Перед тем, как лечь в больницу Ахматова вызвала Э. Герштейн и передала ей на хранение свои рукописи и документы. А выписавшись из больницы и всё ещё находясь в Москве, Анна Андреевна узнала, что выселена из Фонтанного Дома на улице Красной Конницы.

    21 июня 1953 года она получила известие о смерти Николая Пунина в воркутинском лагере в поселке Абезь.

    А 5 февраля 1954 года она подала на имя Председателя Президиума ВС СССР Ворошилова прошение о пересмотре дела Льва Гумилева. И только 11 мая 1956 года сын был реабилитирован из-за отсутствия состава преступления.

    За год до этого, в мае 1955 года Ленинградское отделение Литфонда выделило Ахматовой в писательском поселке Комарово дачный домик. Ахматова назвала его «Будкой».

    Olgvasil, commons.wikimedia


    В октябре 1961 года Анна Ахматова была прооперирована в хирургическом отделение первой Ленинградской больницы, куда она попала из-за обострения хронического аппендицита.

    После операции у неё случился третий инфаркт миокарда. Новый 1962 год она встретила в больнице.

    А в августе 1962 года Нобелевский Комитет выдвинул Анну Ахматову на Нобелевскую премию, которую она не получила.

    К началу 60-х годов вокруг Ахматовой образовался круг учеников.

    В 1963 году Анна Ахматова была выдвинута на Международную литературную премию «Этна-Таормина».

    30 мая 1964 года в Москве в музее Маяковского состоялся торжественный вечер, посвящённый 75-летию Анны Ахматовой.

    1 декабря 1964 года Анна Ахматова выехала в Италию, где на торжественном приёме в Риме в замке Урсино Ахматовой была вручена литературная премия «Этна-Таормина» за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника её избранных произведений.

    А 15 декабря 1964 года Оксфордский университет принял решение: присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень и мантию почётного доктора литературы.

    В 1965 году был издан последний прижизненный сборник Ахматовой «Бег времени» и в октябре состоялось последнее публичное выступление Ахматовой на торжественном вечере в Большом театре, посвящённом 700-летию со дня рождения Данте.

    В это время Ахматова жила в Комарово, куда к ней приезжали друзья.

    10 ноября 1965 года у Ахматовой случился четвёртый инфаркт миокарда. 19 февраля 1966 года она переехала из больницы в подмосковный кардиологический санаторий.

    4 марта она сделала последнюю запись в своём дневнике: «Вечером, ложась спать, жалела, что не захватила с собой Библию».

    5 марта 1966 года в Домодедово Анна Ахматова скончалась, она была отпета 10 марта по православному обычаю в Никольском Морском соборе Ленинграда и похоронена кладбище в посёлке Комарово под Ленинградом.

    Но закончился только земной жизненный путь Анны Ахматовой, её поэтическая и духовная жизнь продолжается и оказывает влияние не только на умы и сердца россиян, но и на людей живущими далеко за пределами России.

    Творчество Ахматовой получило мировое признание.

    И в завершение хочется привести слова Н.Струве: «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».

    Несомненно, поэзия Ахматовой – неотъемлемая часть русской культуры. Но не только. Она вошла и в мировую и в советскую культуру и продолжает жить в современной русской культуре.

    В 1988 году об Анне Ахматовой был снят документальный фильм «Реквием», в котором принял участие тогда ещё не ушедший из жизни её единственный сын Лев Николаевич Гумилев.

    Анну Ахматову знают все образованные люди. Это выдающаяся русская поэтесса первой половины двадцатого века. Однако о том, сколько пришлось пережить этой поистине великой женщине — мало кому известно.

    Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Анны Ахматовой . Мы постараемся не просто остановиться на самых важных этапах жизни поэтессы, но и рассказать из ее .

    Биография Ахматовой

    Анна Андреевна Ахматова – знаменитая поэтесса мирового уровня, писательница, переводчик, литературовед и критик. Родившись в 1889 г. Анна Го́ренко (это ее настоящая фамилия), провела детство в родном городе Одесса.

    Училась будущий классик в Царском Селе, а затем в , в Фундуклеевской гимназии. Когда в 1911 г. она опубликовала первое стихотворение, отец запретил ей использовать настоящую фамилию, в связи с чем Анна взяла фамилию своей прабабки – Ахматовой. Именно с этим именем она вошла в русскую и мировую историю.

    С этим эпизодом связан один интересный факт, который мы приведем в конце статьи.

    К слову сказать, выше вы можете видеть фото молодой Ахматовой, которое резко отличается от последующих ее портретов.

    Личная жизнь Ахматовой

    Всего у Анны было три мужа. Была ли она счастлива хоть в одном браке? Сложно сказать. В ее произведениях мы находим много любовной поэзии.

    Но это скорее какой-то идеалистический образ недостижимой любви, прошедший сквозь призму дара Ахматовой. Но вот было ли у нее обыкновенное семейное счастье – это едва ли.

    Гумилев

    Первым мужем в ее биографии был известный поэт , от которого у нее родился единственный сын – Лев Гумилев (автор теории этногенеза).

    Прожив 8 лет, они развелись, а уже в 1921 г. Николай был расстрелян.

    Анна Ахматова с мужем Гумилёвым и сыном Львом

    Здесь важно подчеркнуть, что первый муж страстно ее любил. Она не отвечала ему взаимностью, и он знал об этом еще до свадьбы. Одним словом, их совместная жизнь была чрезвычайно тягостной и мучительной от постоянной ревности и внутренних страданий обоих.

    Ахматовой было очень жаль Николая, но чувств к нему она не испытывала. Два поэта от Бога не смогли жить под одной крышей и разошлись. Их распадающийся брак не смог остановить даже сын.

    Шилейко

    В этот тяжелый для страны период великая писательница жила из рук вон плохо.

    Имея крайне скудный доход, она подрабатывала тем, что продавал селедку, которую выдавали в качестве пайка, а на вырученные деньги покупала и курево, без которых не мог обходиться ее муж.

    В ее записях есть фраза, относящаяся к этому времени: «Я скоро сама стану на четвереньки».

    Шилейко ужасно ревновал свою гениальную жену буквально ко всему: к мужчинам, гостям, стихам и увлечениям.

    Пунин

    Биография Ахматовой развивалась стремительно. В 1922 г. она снова выходит замуж. На этот раз за Николая Пунина, искусствоведа, с которым прожила дольше всего – 16 лет. Расстались они в 1938 г., когда сын Анны Лев Гумилев был арестован. К слову сказать, в лагерях Лев провел 10 лет.

    Тяжелые годы биографии

    Когда он только был заключен в тюрьму, Ахматова провела 17 тяжелейших месяцев в тюремных очередях, принося сыну передачи. Этот период жизни навсегда врезался в ее память.

    Однажды ее узнала какая-то женщина и спросила, сможет ли она, как поэт, описать весь тот ужас, который переживали матери невинно осужденных. Анна ответила утвердительно и тогда же начала работу над своей самой знаменитой поэмой «Реквием». Вот небольшая выдержка оттуда:

    Семнадцать месяцев кричу,
    Зову тебя домой.
    Кидалась в ноги палачу —
    Ты сын и ужас мой.

    Все перепуталось навек,
    И мне не разобрать
    Теперь, кто зверь, кто человек,
    И долго ль казни ждать.

    В первую мировую войну Ахматова полностью ограничила свою публичную жизнь. Однако это было несравнимо с тем, что произошло потом в ее непростой биографии. Ведь впереди ее еще ждала – самая кровавая в истории человечества.

    В 20-х годах началось нарастающее движение эмиграции. Все это весьма тяжело отразилось на Ахматовой потому, что практически все ее друзья выехали за границу.

    Примечателен один разговор, который произошел между Анной и Г.В. Ивановым в 1922 г. Иванов сам описывает его так:

    Послезавтра уезжаю за границу. Иду к Ахматовой - проститься.

    Ахматова протягивает мне руку.

    - Уезжаете? Кланяйтесь от меня .

    - А Вы, Анна Андреевна, не собираетесь уезжать?

    - Нет. Из России я не уеду.

    - Но ведь жить все труднее!

    - Да, все труднее.

    - Может стать совсем непереносимо.

    - Что же делать.

    - Не уедете?

    - Не уеду.

    В том же году она пишет известное стихотворение, которое проложило черту между Ахматовой и творческой интеллигенцией, выехавшей в эмиграцию:

    Не с теми я, кто бросил землю
    На растерзание врагам.
    Их грубой лести я не внемлю,
    Им песен я своих не дам.

    Но вечно жалок мне изгнанник,
    Как заключенный, как больной,
    Темна твоя дорога, странник,
    Полынью пахнет хлеб чужой.

    С 1925 г. НКВД издает негласный запрет, чтобы ни одно издательство не печатало никаких произведений Ахматовой по причине их «антинародности».

    В краткой биографии невозможно передать то бремя морального и социального гнета, которое переживала Ахматова в эти годы.

    Познав, что такое слава и признание, она была вынуждена влачить жалкое, полуголодное существование, в полном забвении. При этом, понимая, что ее друзья за границей регулярно издаются и мало в чем себе отказывают.

    Добровольное решение не уезжать, но страдать со своим народом – вот подлинно удивительная судьба Анны Ахматовой. В эти годы она перебивалась случайными переводами иностранных поэтов и писателей и вообще, жила чрезвычайно бедно.

    Творчество Ахматовой

    Но вернемся в 1912 г., когда вышел первый сборник со стихами будущей великой поэтессы. Назывался он «Вечер». Это стало началом творческой биографии будущей звезды на небосклоне русской поэзии.

    Через три года появляется новый сборник «Четки», который был напечатан в размере 1000 штук.

    Собственно с этого момента и начинается всенародное признание крупного таланта Ахматовой.

    В 1917 г. мир увидела новая книга со стихами «Белая стая». Она была издана вдвое большим тиражом, через предыдущий сборник.

    Среди наиболее значимых произведений Ахматовой можно упомянуть «Реквием», написанный в 1935-1940 гг. Почему именно эту поэму считают одной из самых великих?

    Дело в том, что она отображает всю боль и ужас женщины, которая потеряла своих близких из-за человеческой жестокости и репрессий. А этот образ был весьма похож с судьбой самой России.

    В 1941 Ахматова бродила голодная по Ленинграду. По свидетельству некоторых очевидцев она выглядела настолько плохо, что какая-то женщина, остановившись возле нее, протянула ей милостыню со словами: «Возьми Христа ради». Можно только вообразить, что чувствовала в это время Анна Андреевна.

    Однако до начала блокады она была эвакуирована в , где встретилась с (см. ). Это была единственная их встреча.

    Краткая биография Ахматовой не позволяет во всех деталях показать суть ее потрясающих стихотворений. Они как будто живые разговаривают с нами, передавая и раскрывая множество сторон человеческой души.

    Важно подчеркнуть, что она писала не только о личности, как таковой, а рассматривала жизнь страны и ее судьбу как биографию отдельно взятого человека, как некий живой организм со своими достоинствами и болезненными наклонностями.

    Тонкий психолог и блестящий знаток человеческой души, Ахматова сумела изобразить в своих стихах множество граней судьбы, ее счастливые и трагические превратности.

    Смерть и память

    В подмосковном санатории 5 марта 1966 г. Анна Андреевна Ахматова умерла. На четвертый день гроб с ее телом был доставлен в Ленинград, где на Комаровском кладбище состоялись похороны.

    В честь выдающейся русской поэтессы названо много улиц в бывших республиках Советского Союза. В Италии, в Сицилии, Ахматовой установлен памятник.

    В 1982 г. была открыта малая планета, которая получила свое название в ее честь — Akhmatova.

    Когда отец Ахматовой узнал о том, что его семнадцатилетняя дочь начала писать стихи он попросил «не срамить его имени».

    Ее первый муж Гумилев рассказывает, что они нередко ссорились из-за сына. Когда Левушке было около 4 лет, (см. ) научил его фразе: «Мой папа поэт, а моя мама истеричка».

    Когда в Царском Селе собралась поэтическая компания, Левушка вошел гостиную и громким голосом прокричал заученную фразу.

    Николай Гумилев очень рассердился, а Ахматова пришла в восторг и начала целовать сына говоря: «Умничка, Лева, ты прав, твоя мама истеричка!». На то время Анна Андреевна еще не знала, какая жизнь ждет ее впереди, и какой век идет на смену Серебряному.

    Поэтесса всю жизнь вела дневник, о чем стало известно только после ее смерти. Именно благодаря этому мы знаем многие факты из ее биографии.


    Анна Ахматова в начале 1960-х

    Ахматова была номинирована на Нобелевскую премию по литературе в 1965 году, но, в конечном счете, она была присуждена Михаилу Шолохову (см. ). Не так давно стало известно, что изначально комитет рассматривал вариант того, чтобы разделить премию между ними. Но потом все же остановились на Шолохове.

    Две сестры Ахматовой умерли от туберкулеза, и Анна была уверена, что ее ждет та же участь. Однако она смогла побороть слабую генетику и прожила 76 лет.

    Ложась в санаторий, Ахматова чувствовала приближение смерти. В своих записях она оставила короткую фразу: «Жаль, что там нет Библии».

    Надеемся, что данная биография Ахматовой ответила на все вопросы об ее жизни, которые у Вас были. Настоятельно рекомендуем воспользоваться поиском в интернете и почитать хотя бы избранные стихи поэтического гения Анны Ахматовой.

    Понравился пост? Нажми любую кнопку.