Войти
Образование в России
  • Развивающая игра для детей — Головоломки со спичками Спичечные головоломки
  • Исследователи Африки и их открытия
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Сила тяжести на других планетах: подробный разбор
  • Сочинение “Власть денег над человеком” Произведения похожие на тему власть денег над
  • Сульфид железа (II): состав и молярная масса
  • «Анализ стихотворения Н. А

    «Анализ стихотворения Н. А

    Стихотворение "Поэт и гражданин" содержит столкновение двух мировоззрений, касающееся писателя и общества. Вероятно, поэтому оно было напечатано в начале первого издания произведений Некрасова, как актуальный вопрос, над которым надо подумать.

    Мы видим разные душевные состояния: "хандру" поэта и, напротив, желание действовать гражданина. Первый немногословен, но оживляется при разговоре о Пушкине, о "неподражаемых звуках" его лиры.

    "Цель поэзии - поэзия" - вот точка зрения поэта, его назначение.

    Несмотря на то, что гражданин признает бесспорный авторитет Пушкина, "служитель Отчизны" не признает поэтов "независимыми художниками", а требует от них активных действий, направленных на благо Родины. В этом призыве заключается позиция гражданина: "Иди в огонь за честь отчизны, //За убежденье, за любовь..." В его точке зрения сам автор выражает надежду на высшую справедливость, достижимую борьбой с социальным злом.

    Образ бури на море сопоставим с социальным злом - поэт должен не "ленивцев уши услаждать", а подкреплять слова делом, помогать противостоять бедствию ("...Страшись их участь разделить, //Богатых словом, делом бедных...")

    В финальном монологе поэт признает "больного сына больного века" творчески несостоятельным: "Под игом лет душа погнулась..., //И Муза вовсе отвернулась..."

    Так, проблема творческой деятельности ставится в зависимость от гражданского самосознания поэта: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".

    Автор определяет Отчизну и народ как высший суд, перед которым должен предстать поэт, иначе он потеряет опору, превратится в страдальца с "погнувшейся" душой. Таким образом, личное и общественное, творчество и служение Родине в понятии Н.А. Некрасова сливаются воедино.

    Ни один великий писатель не может пройти мимо вопроса о роли и назначении поэта и поэзии. Н.А. Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох, утверждаемых Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем.

    Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Вопрос о назначении поэзии и роли поэта в обществе решался во многих стихотворениях Некрасова: «Тот не поэт», «Муза», «Блажен незлобливый поэт», «Элегия». В ряду этих стихотворений особое место занимает «Поэт и гражданин», которое можно считать

    Поэтическим манифестом поэта революционной демократии.

    Стихотворение «Поэт и гражданин» было опубликовано в 1856 году в поэтическом сборнике Некрасова. Оно было написано тогда, когда резко обострилась борьба между сторонниками реакционной теории «чистого искусства» и сторонниками гражданского направления в искусстве, во главе которого стоял Н.Г. Чернышевский. Полностью разделяя взгляды Чернышевского на искусство и долг поэта перед обществом, Некрасов писал о том, что искусство должно служить не богатым и праздным любителям «изящного», не либеральным «мудрецам», чье «назначение - разговоры», а народу:

    С твоим талантом стыдно спать;

    Еще стыдней в годину горя

    Красу долин, небес и моря

    И ласку милой воспевать.

    Но политическое острие стихотворения было направлено не только против откровенных врагов гражданского искусства, но и против либералов, которые проводят время в бесполезных разговорах о благах народа:

    Свою особу оградя,

    Они бездействуют, твердя:

    «Неисправимо наше племя,

    Мы даром гибнуть не хотим,

    Мы ждем: авось поможет время,

    И горды тем, что не вредим!»

    Эту логику эгоистов Некрасов называет презренной, противопоставляя ей логику общественного служения и пафос борьбы за высокие общественные идеалы. Прибегая к эзопову языку, Некрасов говорит иносказательно о том политическом подъеме, какой переживала Россия после Крымской войны:

    Пора вставать! Ты знаешь сам,

    Какое время наступило;

    В ком чувство долга не остыло,

    Кто сердцем неподкупно прям,

    В ком дарованье, сила, меткость,

    Но гром ударил: буря стонет

    И снасти рвет, и мачту клонит…

    Обращаясь к поэту с призывом служить своим творчеством народу, Некрасов говорит:

    Иди в огонь за честь отчизны,

    За убежденье, за любовь…

    Иди и гибни безупречно.

    Умрешь не даром: дело прочно,

    Когда под ним струится кровь…

    В тревожные для родины дни поэт не имеет права уклоняться от участия в борьбе, не должен спокойно глядеть на горе и страдания людей, не должен тратить свой талант по пустякам. Поэт должен выполнить свое высокое гражданское предназначение:

    Поэтом можешь ты не быть.

    Но гражданином быть обязан.

    Гражданин в представлении Некрасова - это «Отечества достойный сын». Называя поэта «избранником неба», «глашатаем истин вековых», Некрасов снова и снова призывает поэта повернуться лицом к жизни многомиллионной толпы «не имущих хлеба» и бороться за их счастье:

    Будь гражданин! Служа искусству,

    Для блага ближнего живи,

    Свой гений подчиняя чувству

    Всеобнимающей любви.

    Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме поэтического диалога, родоначальником которого был Пушкин. Вспомним его стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Некрасов свел в споре двух собеседников, исповедующих разные взгляды на искусство и его назначение. Но можно ли считать, что Гражданин отражает точку зрения автора? Конечно, внешние основания для этого есть. Но думается, что Некрасов спорит сам с собой и убеждает себя в необходимости подчинить искусство гражданскому служению. Ведь не случайно Поэт в споре с Гражданином ссылается на Пушкина как на величайший авторитет русской поэзии:

    Нет, ты не Пушкин. Но покуда

    Не видно солнца ниоткуда,

    С твоим талантом стыдно спать…

    Монологи Гражданина в этом стихотворении напоминают нам вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова. В этих монологах слышатся высокие слова революционной лирики 20-х годов: «поэт - избранник неба», «глашатай истин вековых», «вещие струны», «благо ближнего», «отечества достойный сын»… Но в последних строфах меняется строй речи поэта, появляются иные слова и чувства: «долг священный человека», «рок суровый», «песен дар необычайный». Это уже голос истинного поэта.

    Значимость и декларативность стихотворения подчеркивались в сборнике особым шрифтом, которым оно было напечатано. Это одно из самых глубоких произведений русской поэзии о соотношении гражданственности и искусства. За образом Гражданина угадывались учителя и друзья поэта, великие граждане России - Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Идеал Гражданина, высшего человека, героя менялся у Некрасова, все более приобретая качества высшей духовности и идеальности.

    Прошло более ста лет со времени смерти Н.А. Некрасова, но его поэзия продолжает жить, и не только сама по себе. Как всякая великая творческая стихия, она обогатила многие таланты, большие и малые, отозвалась в стихах А. Блока и В. Маяковского, докатилась до наших дней, сказалась в лирике М. Исаковского и в эпосе А. Твардовского. Новые встречи с Некрасовым - это всегда и встречи с его наследниками и продолжателями, и они не прекратятся, пока живы, русская поэзия, русское слово.

    Г р а ж д а н и н (входит)

    Опять один, опять суров,
    Лежит - и ничего не пишет.

    Прибавь: хандрит и еле дышит -
    И будет мой портрет готов.

    Г р а ж д а н и н

    Хорош портрет! Ни благородства,
    Ни красоты в нем нет, поверь,
    А просто пошлое юродство.
    Лежать умеет дикий зверь…

    Так что же?

    Г р а ж д а н и н

    Да глядеть обидно.

    Ну, так уйди.

    Г р а ж д а н и н

    Послушай: стыдно!

    Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило;
    В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать…

    Положим, я такая редкость,
    Но нужно прежде дело дать.

    Г р а ж д а н и н

    Вот новость! Ты имеешь дело,
    Ты только временно уснул,
    Проснись: громи пороки смело…

    А! знаю: «Вишь, куда метнул!»
    Но я обстрелянная птица.
    Жаль, нет охоты говорить.

    (Берет книгу.)

    Спаситель Пушкин! - Вот страница:
    Прочти и перестань корить!

    Г р а ж д а н и н (читает)

    «Не для житейского волненья,
    Не для корысти, не для битв,
    Мы рождены для вдохновенья,
    Для звуков сладких и молитв».

    П о э т (с восторгом)

    Неподражаемые звуки!..
    Когда бы с Музою моей
    Я был немного поумней,
    Клянусь, пера бы не взял в руки!

    Г р а ж д а н и н

    Да, звуки чудные… ура!
    Так поразительна их сила,
    Что даже сонная хандра
    С души поэта соскочила.
    Душевно радуюсь - пора!
    И я восторг твой разделяю,
    Но, признаюсь, твои стихи
    Живее к сердцу принимаю.

    Не говори же чепухи!
    Ты рьяный чтец, но критик дикий.
    Так я, по-твоему, - великий,
    Повыше Пушкина поэт?
    Скажи пожалуйста?!.

    Г р а ж д а н и н

    Ну, нет!

    Твои поэмы бестолковы,
    Твои элегии не новы,
    Сатиры чужды красоты,
    Неблагородны и обидны,
    Твой стих тягуч. Заметен ты,
    Но так без солнца звезды видны.
    В ночи, которую теперь
    Мы доживаем боязливо,
    Когда свободно рыщет зверь,
    А человек бредет пугливо, -
    Ты твердо светоч свой держал,
    Но небу было неугодно,
    Чтоб он под бурей запылал,
    Путь освещая всенародно;
    Дрожащей искрою впотьмах
    Он чуть горел, мигал, метался.
    Моли, чтоб солнца он дождался
    И потонул в его лучах!

    Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
    Не видно солнца ниоткуда,
    С твоим талантом стыдно спать;
    Еще стыдней в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать…

    Гроза молчит, с волной бездонной
    В сияньи спорят небеса,
    И ветер ласковый и сонный
    Едва колеблет паруса, -
    Корабль бежит красиво, стройно,
    И сердце путников спокойно,
    Как будто вместо корабля
    Под ними твердая земля.
    Но гром ударил; буря стонет,
    И снасти рвет, и мачту клонит, -
    Не время в шахматы играть,
    Не время песни распевать!
    Вот пес - и тот опасность знает
    И бешено на ветер лает:
    Ему другого дела нет…
    А ты что делал бы, поэт?
    Ужель в каюте отдаленной
    Ты стал бы лирой вдохновленной
    Ленивцев уши услаждать
    И бури грохот заглушать?

    Пускай ты верен назначенью,
    Но легче ль родине твоей,
    Где каждый предан поклоненью
    Единой личности своей?
    Наперечет сердца благие,
    Которым родина свята.
    Бог помочь им!.. а остальные?
    Их цель мелка, их жизнь пуста.
    Одни - стяжатели и воры,
    Другие - сладкие певцы,
    А третьи… третьи - мудрецы:
    Их назначенье - разговоры.
    Свою особу оградя,
    Они бездействуют, твердя:
    «Неисправимо наше племя,
    Мы даром гибнуть не хотим,
    Мы ждем: авось поможет время,
    И горды тем, что не вредим!»
    Хитро скрывает ум надменный
    Себялюбивые мечты,
    Но… брат мой! кто бы ни был ты,
    Не верь сей логике презренной!
    Страшись их участь разделить,
    Богатых словом, делом бедных,
    И не иди во стан безвредных,
    Когда полезным можешь быть!
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный
    К отчизне холоден душой,
    Ему нет горше укоризны…
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь…
    Иди, и гибни безупрёчно.
    Умрешь не даром, дело прочно,
    Когда под ним струится кровь…

    А ты, поэт! избранник неба,
    Глашатай истин вековых,
    Не верь, что не имущий хлеба
    Не стоит вещих струн твоих!
    Не верь, чтоб вовсе пали люди;
    Не умер бог в душе людей,
    И вопль из верующей груди
    Всегда доступен будет ей!
    Будь гражданин! служа искусству,
    Для блага ближнего живи,
    Свой гений подчиняя чувству
    Всеобнимающей Любви;
    И если ты богат дарами,
    Их выставлять не хлопочи:
    В твоем труде заблещут сами
    Их животворные лучи.
    Взгляни: в осколки твердый камень
    Убогий труженик дробит,
    А из-под молота летит
    И брызжет сам собою пламень!

    Ты кончил?.. чуть я не уснул.
    Куда нам до таких воззрений!
    Ты слишком далеко шагнул.
    Учить других - потребен гений,
    Потребна сильная душа,
    А мы с своей душой ленивой,
    Самолюбивой и пугливой,
    Не стоим медного гроша.
    Спеша известности добиться,
    Боимся мы с дороги сбиться
    И тропкой торною идем,
    А если в сторону свернем -
    Пропали, хоть беги со света!
    Куда жалка ты, роль поэта!
    Блажен безмолвный гражданин:
    Он, Музам чуждый с колыбели,
    Своих поступков господин,
    Ведет их к благородной цели,
    И труд его успешен, спор…

    Г р а ж д а н и н

    Не очень лестный приговор.
    Но твой ли он? тобой ли сказан?
    Ты мог бы правильней судить:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    А что такое гражданин?
    Отечества достойный сын.
    Ах! будет с нас купцов, кадетов,
    Мещан, чиновников, дворян,
    Довольно даже нам поэтов,
    Но нужно, нужно нам граждан!
    Но где ж они? Кто не сенатор,
    Не сочинитель, не герой,
    Не предводитель,
    Кто гражданин страны родной?
    Где ты? откликнись? Нет ответа.
    И даже чужд душе поэта
    Его могучий идеал!
    Но если есть он между нами,
    Какими плачет он слезами!!.
    Ему тяжелый жребий пал,
    Но доли лучшей он не просит:
    Он, как свои, на теле носит
    Все язвы родины своей.
    … … … … …
    … … … … …
    Гроза шумит и к бездне гонит
    Свободы шаткую ладью,
    Поэт клянет или хоть стонет,
    А гражданин молчит и клонит
    Под иго голову свою.
    Когда же… Но молчу. Хоть мало,
    И среди нас судьба являла
    Достойных граждан… Знаешь ты
    Их участь?.. Преклони колени!..
    Лентяй! смешны твои мечты
    И легкомысленные пени - жалобы.
    В твоем сравненье смыслу нет.
    Вот слово правды беспристрастной:
    Блажен болтающий поэт,
    И жалок гражданин безгласный!

    Не мудрено того добить,
    Кого уж добивать не надо.
    Ты прав: поэту легче жить -
    В свободном слове есть отрада.
    Но был ли я причастен ей?
    Ах, в годы юности моей,
    Печальной, бескорыстной, трудной,
    Короче - очень безрассудной,
    Куда ретив был мой Пегас!
    Не розы - я вплетал крапиву
    В его размашистую гриву
    И гордо покидал Парнас.
    Без отвращенья, без боязни
    Я шел в тюрьму и к месту казни,
    В суды, в больницы я входил.
    Не повторю, что там я видел…
    Клянусь, я честно ненавидел!
    Клянусь, я искренно любил!
    И что ж?.. мои послышав звуки,
    Сочли их черной клеветой;
    Пришлось сложить смиренно руки
    Иль поплатиться головой…
    Что было делать? Безрассудно
    Винить людей, винить судьбу.
    Когда б я видел хоть борьбу,
    Бороться стал бы, как ни трудно,
    Но… гибнуть, гибнуть… и когда?
    Мне было двадцать лет тогда!
    Лукаво жизнь вперед манила,
    Как моря вольные струи,
    И ласково любовь сулила
    Мне блага лучшие свои -
    Душа пугливо отступила…
    Но сколько б не было причин,
    Я горькой правды не скрываю
    И робко голову склоняю
    При слове «честный гражданин».
    Тот роковой, напрасный пламень
    Доныне сожигает грудь,
    И рад я, если кто-нибудь
    В меня с презреньем бросит камень.
    Бедняк! и из чего попрал
    Ты долг священный человека?
    Какую подать с жизни взял
    Ты - сын больной больного века?..
    Когда бы знали жизнь мою,
    Мою любовь, мои волненья…
    Угрюм и полон озлобленья,
    У двери гроба я стою…

    Ах! песнею моей прощальной
    Та песня первая была!
    Склонила Муза лик печальный
    И, тихо зарыдав, ушла.
    С тех пор не часты были встречи:
    Украдкой, бледная, придет
    И шепчет пламенные речи,
    И песни гордые поет.
    Зовет то в города, то в степи,
    Заветным умыслом полна,
    Но загремят внезапно цепи -
    И мигом скроется она.
    Не вовсе я ее чуждался,
    Но как боялся! как боялся!
    Когда мой ближний утопал
    В волнах существенного горя -
    То гром небес, то ярость моря
    Я добродушно воспевал.
    Бичуя маленьких воришек
    Для удовольствия больших,
    Дивил я дерзостью мальчишек
    И похвалой гордился их.
    Под игом лет душа погнулась,
    Остыла ко всему она,
    И Муза вовсе отвернулась,
    Презренья горького полна.
    Теперь напрасно к ней взываю -
    Увы! Сокрылась навсегда.
    Как свет, я сам ее не знаю
    И не узнаю никогда.
    О Муза, гостьею случайной
    Являлась ты моей душе?
    Иль песен дар необычайный
    Судьба предназначала ей?
    Увы! кто знает? рок суровый
    Всё скрыл в глубокой темноте.
    Но шел один венок терновый
    К твоей угрюмой красоте…

    Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин»

    Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию. Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

    К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием «Поэт и гражданин».

    Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова , а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке. Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.

    Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что , так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом ?

    Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, отмечая, что «нет, ты не Пушкин. Но покуда не видно солнца ниоткуда, с твоим талантом стыдно спать». Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.

    Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» , которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».

    Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал . В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию. Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

    К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием .

    Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова, а другой – обычный гражданин своей страны, в меру начитанный и образованный. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке. Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.

    Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что любовная лирика, так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение. Вот только является ли таким поэтом?

    Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и . На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, отмечая, что «нет, ты не Пушкин. Но покуда не видно солнца ниоткуда, с твоим талантом стыдно спать». Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.

    Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».

    Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин»

    стихотворение некрасов поэт гражданин

    Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию. Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

    К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием «Поэт и гражданин».

    Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова , а другой - обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке. Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.

    Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что любовная лирика, так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом ?

    Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, отмечая, что «нет, ты не Пушкин. Но покуда не видно солнца ниоткуда, с твоим талантом стыдно спать». Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.

    Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» , которая стала крылатой. Это - своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».

    История создания Анализ стихотворения «Поэт и гражданин», как и любого другого художественного произведения, стоит начинать с изучения истории его создания, с общественно-политической обстановки, которая складывалась в стране на тот момент, и биографических данных автора, если они как-то связаны с произведением. Дата написания текста - 1855 г. - июнь 1856-го. Впервые оно было опубликовано в авторском сборнике, вышедшем в свет в том же 56-м. До этого Чернышевский про анонсировал некрасовскую книгу, напечатав в ближайшем номере «Современника» небольшой обзор-анализ стихотворения «Поэт и гражданин» и его текст, а также ещё несколько ярких и по-некрасовски хлёстких произведений, в том числе горькую сатиру «Забытая деревня». Публикации вызвали в обществе большой резонанс и резкое недовольство властей и официальной критики. В «Поэте и гражданине» самодержавное правительство усмотрело (вполне, кстати, справедливо) жёсткую критику в свой адрес и подрывные, революционные призывы. Весь номер «Современника», как и тираж книги, были изъяты из свободного доступа и запрещены к переизданию. Над самим журналом нависла угроза закрытия. А над Некрасовым, находившимся в то время за границей, нависла угроза ареста по возвращении. Почему столь бурной оказалась реакция властей и цензуры?

    Тема и идея стихотворения Некрасов никогда не делил свою поэзию на сугубо лирическую, интимную, и гражданскую. Эти два направления, казалось бы, совершенно разные, гармонично соединились в его творчестве в одну общую струю. «Поэт и гражданин» (анализ стихотворения доказывает сие утверждение) - программное произведение в том плане, что в нём раскрыты самые важные для автора понятия, затронуты животрепещущие вопросы. Некрасов ясно и открыто высказал своё творческое и общественно-политическое кредо: не важно, кто ты по профессии и убеждениям. Важно, что ты являешься сыном своей страны, а значит, гражданином, который обязан бороться за неё, за лучшую жизнь, процветание, как экономическое, так и духовное. К сожалению, согласны с ним совсем немногие. Потому Гражданин с горечью восклицает: «Наперечет сердца благие/ Которым родина свята». В «годину горя и печали» талантливые, честные, образованные люди не имеют права отсиживаться в стороне, воспевать «красы природы» и «ласку милой». Деятели искусства, особенно литераторы, наделены особым даром - воздействовать на умы и сердца людей, вести их за собой - на подвиг. Исполнить свой долг, отдать себя на служение Родине и народу - в этом видит предназначение творческой личности Некрасов. «Поэт и гражданин», анализ которого мы проводим, - стихотворение-манифест, стихотворение-призыв, открыто призывающий всех собратьев по перу выступить на стороне народа: «Не будет гражданин достойный / К отчизне холоден душой / Ему нет горше укоризны...». Если обнять дерево, то... Фильмы, которые непременно стоит посмотреть женщинам Почему мы можем влюбиться: 12 странных причин Композиция произведения и стилистические особенности Итак, тема стихотворения - поэт и поэзия, их роль в общественно-политическом движении страны. Главная идея и основная мысль выражены в таких строках: «Будь гражданин…/ Для блага ближнего живи…». Чтобы яснее её выразить и понятнее, ярче донести до читателей, Некрасов избирает оригинальную форму для лирического произведения - драматизированный диалог, идеологический спор. Реплики героев перемежаются страстными монологами Гражданина, пестрят риторическими обращениями и восклицаниями, делая его речи чрезвычайно эмоциональными. В то же время и Поэт ведёт свой внутренний диалог. Большое количество глаголов повелительного наклонения, общественно-политическая лексика, призывные интонации создают у читателей тот самый активно-действенный настрой, к которому и стремится Некрасов. "Поэт и гражданин" - стихотворение, которым ему в полной мере удалось доказать мастерам слова, что их задача - не «изящная словесность» и услаждение слуха её любителей, не праздные разговоры, а служение народу. Актуальность свою не потеряло рассматриваемое произведение и в наши дни.

    Известный литературовед Б. Эйхенбаум сказал: «…В числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между «гражданской» и «чистой» поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом». Лирика Н.А. Некрасова и стала той новой силой, которая воспевала патриотизм и любовь к родному народу. Он переосмысливает назначение поэта и поэзии. Некрасов отходит от традиций в русской поэзии и вырабатывает свое отношение к творчеству, искусству. В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин», где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны.

    Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни: В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать… Быть частью общества - вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия - это способ выражения чувств, а проза - выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше: Пускай ты верен назначенью, Но легче ль родине твоей, Где каждый предан поклоненью

    Единой личности своей? Можно пересчитать тех, кто действительно искренно любит родную землю. Остальные же - обыватели, которым ни до чего нет дела: Наперечет сердца благие, Которым родина свята. Бог помочь им!.. а остальные? Их цель мелка, их жизнь пуста. Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Здесь гражданин говорит слова, которые, на мой взгляд, являются ключевыми:

    Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Неудивительно, что данные строчки стали афоризмом. Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким. Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету. Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Теперь же лирический герой должен молча страдать от того, что когда-то сошел с пути истины и правды: Когда бы знали жизнь мою, Мою любовь, мои волненья… Угрюм и полон озлобленья, У двери гроба я стою

    Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть: Под игом лет душа погнулась, Остыла ко всему она, И Муза вовсе отвернулась, Презренья горького полна. Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Сейчас он уже не знает, является ли его творчество случайностью или ему была уготована эта судьба: Увы! кто знает? рок суровый Все скрыл в глубокой темноте, Но шел один венок терновый К твоей угрюмой красоте. Только теперь понял поэт, что жизнь - это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.