Войти
Образование в России
  • Сочинение “Власть денег над человеком” Произведения похожие на тему власть денег над
  • Сульфид железа (II): состав и молярная масса
  • Значение слова, его корни и исторические факты
  • Их называли «ночные ведьмы»
  • Афоризмы и цитаты о правителях Гай Юлий Цезарь
  • Король Англии Иоанн Безземельный: годы жизни, правление, семья
  • Симуляционное обучение в медицине. Современные проблемы науки и образования

    Симуляционное обучение в медицине. Современные проблемы науки и образования

    Объем информации, которым располагает цивилизация, пол- ностью обновляется каждые пять лет. Освоение этого объема ин- дивидуумом возможно только в процессе регулярного непрерыв- ного образования. В современном образовательном пространстве появилось множество технологий, одна из них - симуляционное обучение, которое является продуктом научных и производствен- ных технологий, преобразованных в инновационное образова- тельное пространство. Впервые симуляционные технологии стали использоваться в авиации. Постепенно применение симуляторов распространилось на различные отрасли, в том числе и медицину. В современной клинике первичное обучение практическим навы- кам имеет некоторые ограничения: недостаток коммуникативных навыков у студентов и молодых врачей в общении с пациентами и их недовольство, дефицит времени для отработки каждого навыка, психологическая боязнь выполнения процедуры, высокий риск для здоровья пациента. В то же время получение теоретических знаний не представляет больших сложностей - в распоряжении студентов, интернов, ординаторов и слушателей программ повы- шения квалификации есть книги, статьи, лекции, видеоматериа- лы, интернет-ресурсы [Лебединский и др., 2007; Свистунов и др., 2014; Перепелица, 2015]. Применение симуляционных технологий призвано повысить эффективность учебного процесса, уровень профессионального мастерства и практических навыков медицинских работников, обеспечивая им наиболее эффективный и безопасный переход к медицинской деятельности в реальных условиях. При этом обес- печивается непрерывное профессиональное обучение медицин- ских кадров в соответствии с современными алгоритмами. В ходе обучения отрабатываются не только клинические навыки, но и ВВЕДЕНИЕ 6 умение общаться с коллегами и пациентами. Для этого созданы специальные тренажеры, симуляторы и разрабатываются игровые методики обучения, которые позволяют моделировать различные клинические ситуации, в том числе и редко встречающиеся. Работа симуляционного центра зависит от многих факторов: наличия специализированных помещений, рассчитанных на размещение имеющегося оборудования и обучающихся, органи- зации процесса обучения и менеджмента. Часть этих факторов определяется финансированием. Учебные планы и структуру обучения может определять профессорско-преподавательский коллектив. Здесь многое зависит от личного отношения педаго- гов к симуляционной медицине. В настоящий момент мы при- близились к созданию инновационной структурной единицы в системе обучения - полноценной симуляционной клинике - недостающего звена, обеспечивающего образовательную преем- ственность между доклиническим и клиническим этапами обу- чения врачей [Пасечник и др., 2013; Свистунов и др., 2014]. Благодаря появлению симуляционных центров сглаживается сложный переход, существовавший между обучением за партой и обучением в клинике. Обучение в симуляционной клинике уменьшит волнение, которое испытывает студент при выполне- нии определенной методики у постели больного, и благоприятно отразится на качестве лечения. В процессе тренинга происходит отработка тех или иных манипуляционных навыков на фантомах и манекенах различных уровнях реалистичности от простого к сложному. Начальные уровни реалистичности позволяют осво- ить на манекене определенные мануальные навыки. После ус- воения одних мануальных навыков можно перейти к следующему уровню реалистичности, т.е. использовать более сложный мане- кен, позволяющий симулировать, например, различные ситуа- ции в анестезиологии-реаниматологии. Задачи оказываемой по-7 мощи постоянно расширяются: требуется диагностика, например вида остановки сердца, проведение дефибрилляции, введение лекарственных средств. Обучение на следующем уровне реали- стичности предусматривает имитацию реальной обстановки. Для обучающихся вся обстановка является неожиданностью: количе- ство пострадавших, их положение в зале, наличие аппаратуры. Кроме того, дополнительно на психоэмоциональное состояние студентов воздействуют специфичные внешние факторы, которые можно воспроизводить в условиях симуляционного центра: вой сирены, дымовая завеса, приглушенное освещение. На высшем этапе реалистичности используются роботы-симуляторы с дис- танционным управлением. На этом этапе полноценно отрабаты- ваются не только мануальные навыки, но и клиническое мышле- ние. В симуляционной клинике можно создать сценарии различ- ных клинических ситуаций, в том числе и редко встречающихся [Мурин и др., 2010; Пасечник и др., 2013; Перепелица и др., 2015]. Применение информационных технологий в учебном процес- се предполагает наличие квалифицированных преподавателей, способных к работе в новой информационно-образовательной среде [Типикин, 2009; Методические рекомендации.., 2011; Сви- стунов и др., 2014]. Создание симуляционных центров в медицинских вузах - это необходимый шаг приобретения и повышения профессиональных навыков у студентов и врачей различных специальностей. Следует ожидать, что внедрение симуляционного обучения позволит по- высить качество профессиональной подготовки медицинских кад- ров, следовательно, качество оказываемой ими помощи. Министерство здравоохранения и социального развития РФ подготовило ряд документов, регламентирующих создание и ис- пользование в обучении симуляционных методик: 8 приказ Минздравсоцразвития РФ от 15 января 2007 г. № 30 «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам»; приказ Минздравсоцразвития РФ от 5 декабря 2011 г. № 1475 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной об- разовательной программы послевузовского профессио- нального образования», в котором утверждается обучаю- щий симуляционный курс: для ординаторов он составляет 108 академических часов (3 зачетные единицы), для ин- тернов - 72 академических часа (2 зачетные единицы); письмо Минздравсоцразвития РФ от 18 апреля 2012 г. № 16-2/10/2-3902 «О порядке организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского меди- цинского или фармацевтического образования и дополни- тельным профессиональным образовательным програм- мам», в котором уточняется, что подготовка по програм- мам послевузовского профессионального образования в интернатуре и ординатуре в соответствии с вышеуказан- ными приказами осуществляется с 2012/13 года и к прак- тике могут быть допущены лица, успешно освоившие дисциплины образовательной программы и завершившие обучающий симуляционный курс. Таким образом, внедрение в систему подготовки выпускни- ков медицинских учебных заведений, молодых специалистов и в систему непрерывного профессионального развития симуляци- онных методов обучения в настоящее время является жизненной необходимостью, утверждено законодательно и должно предше- ствовать клинической практике. 9 Для эффективного симуляционного обучения необходимо соблюдать следующие принципы: 1) разработка и внедрение симуляционного обучения в Фе- деральный государственный образовательный стандарт; 2) перечень необходимых компетенций по специальностям, требующим отработки в симуляционном процессе; 3) модульное построение программы обучения в симуляци- онном центре; 4) создание условий для одновременного обучения специа- листов различных медицинских специальностей с целью выявле- ния лидерских качеств у обучающихся, формирования навыков командной работы; 5) разработка объективных критериев оценки симуляцион- ного обучения; 6) создание реестра специалистов, прошедших симуляцион- ное обучение; 7) создание системы подготовки преподавателей, инструк- торов, обеспечивающих процесс симуляционного обучения.

    1

    В статье рассматриваются актуальные вопросы использования симуляторов в практическом обучении студентов младших курсов медицинского вуза в кабинетах доклинической подготовки на кафедре сестринского дела и клинического ухода. На современном этапе симуляционное обучение получает широкое признание, как важная составляющая обучения в медицине и как фундаментальный подход, позволяющий обеспечивать безопасность пациентов. В ходе учебного процесса акцентируется особое внимание на способность и готовность к реализации профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности будущего врача, провизора, социального работника. В статье перечислены имеющиеся симуляторы, а также чётко отражены все уровни организации симуляционного обучения студентов. Значимыми вопросами являются также совершенствование учебно-методических материалов. Проведён анализ эффективности использования симуляционных технологий в ходе учебной практики студентов по специальности – Лечебное дело.

    симулятор

    симуляционное обучение

    практические умения

    учебный процесс.

    1. Галактионова М.Ю., Маисеенко Д.А., Таптыгина Е.В.От симулятора - к пациенту: современные подходы к формированию у студентов профессиональных навыков // Сибирское медицинское обозрение.- 2015.- № 2. -С.108-111.

    2. Каушанская Л.В., Ширинг А.В., Корнева А.С. Современный подход к профессиональной подготовке врачей хирургического профиля на базе учебно – симуляционного центра Ростовского научно-исследовательского института акушерства и педиатрии // Сборник научных трудов «Вузовская педагогика». - Красноярск, 2016.- С.381-384.

    3. Кострова И.В., Приходько О.Б., Ходус С.В. Роль симуляционно-аттестационного центра в подготовке студентов Амурской государственной медицинской академии// Сборник научных трудов «Вузовская педагогика».- Красноярск, 2016.- С.384-386.

    4. Муравьёв К.А., Ходжаев А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент // Фундаментальные исследования. – 2011.– № 10-3. - С.534-537.

    5. Турчина Ж.Е. Оптимизация учебного процесса на клинической кафедре медицинского вуза в связи с переходом на ФГОС ВПО // Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание.– 2013. – №3 [Электронный ресурс]. –URL:/http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=989(дата обращения: 07.04.2016).

    На современном этапе симуляционные технологии в медицине являются оптимальным форматом обучения с выраженным акцентом на освоение практических умений и навыков . Поэтому закономерно, что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний. Именно состояние клинической подготовки студента характеризуется, на наш взгляд, как очень сложный и «больной» вопрос в работе любого вуза независимо от его статуса и величины. С одной стороны, нарастающие требования новых государственных образовательных стандартов к профессиональным компетенциям выпускников, а с другой - нерешенные проблемы клинических кафедр, которые испытывают общеизвестные трудности в своей работе, во многом затрудняют подготовку специалистов уже на начальных этапах клинического обучения. В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как разумное и необходимое направление в учебном процессе. Это мы хотим подчеркнуть именно для студентов, начиная с I курса, а не только для отдельных групп врачей-ординаторов и интернов . Для студентов младших курсов медицинский уход является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления и поэтому требует такого же серьезного освоения студентами врачебных специальностей, как и все другие элементы лечебной деятельности. До изучения клинических дисциплин студенты должны ознакомиться и освоить необходимые манипуляции и процедуры медицинского ухода, уметь оказать неотложную доврачебную помощь . Сегодня освоение большинства навыков, манипуляций, особенно сопряженных с риском осложнений при их проведении, возможно лишь в теоретическом формате. И при этом каждый выпускник ВУЗа обязан достаточно уверенно осуществлять целый ряд технических приемов, направленных, прежде всего, на спасение жизни. В связи с этим возникла потребность создания и широкого внедрения инновационного подхода к обучению и профессиональной переподготовке персонала. Традиционная система практической подготовки в сфере здравоохранения имеет ряд недостатков, которые нивелируются при симуляционном обучении . В существующих законах и стандартах, регламентирующих подготовку медицинских работников (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральные государственные требования к подготовке специалистов), говорится о том, что практическая подготовка студентов обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности под контролем работников образовательных организаций. Пациент должен быть проинформирован и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. Получить согласие пациента на участие в оказании ему медицинской помощи студентов становится всё труднее. С внедрением в клиниках рыночных отношений и изменениями в законодательной базе в ходе подготовки специалистов необходимо перераспределить учебное время таким образом, чтобы между теоретической подготовкой и участием в осуществлении медицинской деятельности появились обязательные модули симуляционного обучения. Высокие современные требования к освоению практических навыков студентами-медиками, к актуализации учебного материала и приближению образовательной среды к новой среде практического здравоохранения делают виртуальные технологии в медицинском образовании ключевым направлением развития высшей медицинской школы .

    Цель исследования: провести анализ эффективности использования симуляционных технологий в развитии практических навыков и формировании профессиональных компетенций в ходе учебной практики по уходу за больными у студентов младших курсов.

    Материал и методы исследования. В анкетировании приняли участие 237 студентов 1 курса факультета фундаментального медицинского образования (ФФМО) - Лечебное дело во время прохождения учебной практики «Общий уход за больными терапевтического профиля». Анкетирование было анонимным, каждый студент мог высказать свое мнение по организации учебной практики, работе с симуляторами и овладения профессиональными навыками. Анкета содержала 12 вопросов.

    Результаты исследования и их обсуждение. Клиническая кафедра Сестринского дела и клинического ухода (СД и КУ) КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого относится к полидисциплинарной, так как учебный процесс ведётся на нескольких факультетах одновременно. На кафедре организованы два класса симуляционного обучения, где студенты развивают и отрабатывают практические навыки на занятиях по учебной практике на младших курсах ФФМО - Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, а также на фармацевтическом факультете и направлении подготовки - Социальная работа. Кафедра СД и КУ активно интегрирует организационно-методическую работу с фармацевтическим колледжем нашего университета.

    На кафедре имеется достаточное количество симуляторов для работы со студентами в рамках учебной практики: интерактивные манекены взрослого пациента в человеческий рост для отработки практических навыков по личной гигиене, неотложной доврачебной помощи;

    интер-активные манекены новорождённого и манекены ребёнка в возрасте шести месяцев для отработки навыков по уходу за детьми; модели взрослых для освоения доврачебной помощи при сердечно-лёгочной патологии; тренажеры для проведения всех видов инъекций; тренажеры для осуществления сестринских манипуляций: отработки катетеризации мочевого пузыря; постановки клизм, компрессов; назогастрального зонирования и т.д.; наборы для профилактики и обработки пролежней и др.

    Учитывая, что учебная практика предполагает овладение практическими умениями в рамках компетентностного подхода под контролем преподавателей, из опыта нашей работы сложились некоторые методические подходы к освоению практических навыков и формированию профессиональных компетенций с использованием симуляционных технологий.

    Организация работы на учебно-практических занятиях строилась по схеме 6 уровней:

    Уровень 1. Теоретическое ознакомление

    Студенты получают тематику занятия, самостоятельно прорабатывают теоретические моменты, опираясь на методические рекомендации к аудиторным и внеаудиторным занятиям.

    Уровень 2. Наблюдение за выполнением

    При подготовке к занятию просматривают видеоматериал практического навыка. В методических рекомендациях есть параграф - практические умения для каждого занятия.

    Уровень 3. Работа с алгоритмами

    Самостоятельно составляют свой алгоритм выполнения практических навыков по соответствующей тематике, используя алгоритмы, размещенные на сайте кафедры.

    Уровень 4. Полное теоретическое понимание

    На учебно-практических занятиях, в течение 10-15 минут, разбираются вопросы по теме занятия, решаются клинические задачи. Проводится тестирование.

    Уровень 5. Демонстрация навыка преподавателем

    На учебном занятии после теоретического разбора происходит медленная демонстрация преподавателем практических навыков на симуляторах.

    Уровень 6. Выполнение (на симуляторах)

    Далее в ходе учебного занятия студенты отрабатывают практические навыки в парах, по разработанным преподавателями кафедры чек-листам алгоритмов, доводя их до автоматизма, и оценивают себя самостоятельно, сверяясь с чек-листом.

    Преподаватель наблюдает за процессом освоения навыков, исправляя незамеченные студентами ошибки. После освоения блока профессиональных навыков, студенты участвуют в лечебном процессе в терапевтических отделениях стационаров, где реализуют отработанные практические навыки под руководством преподавателя и среднего медицинского персонала клиники у постели больного.

    После проведенного анализа анкетирования студентов были получены следующие результаты:

    На вопрос «Пользовались ли Вы, для освоения практических навыков, методическими материалами, размещенными на страничке кафедры?» положительно ответили (78,4 %) студентов, не пользовались (10,5 %) и не знали об их существовании (10,9 %), что отражено на рис.1.

    Рис. 1. Использование студентами методических материалов, размещенных на страничке кафедры

    Данные ответы свидетельствуют о пользе размещенного методического материала; не знали о существовании методичек на сайте студенты, которые пропускали занятия в начале практики.

    На вопрос, «Пользовались ли Вы, для освоения практических навыков видео-банком практических навыков? », положительно ответили (85 %) студентов, (8 %) студентов не могли выйти на сайт вуза, забыли пароль, но знали о существовании банка данных, (7 %) не использовали сайт вуза, что представлено на рис. 2.

    Рис. 2. Использование студентами видео-банка практических навыков на сайте вуза

    76,4 % студентов ответили, что отработка навыков по постановке инъекций больше всего задействовала ресурс с видео-банком практических навыков.

    На вопрос « Как Вы оцениваете уровень оснащенности кафедры по 5 бальной шкале»?, (54,6 %) студентов поставили 5 баллов, тем самым, отметив высокий ресурс; (34,3 %) ответили достаточный уровень (4 балла), и (11,1 %) студентов ответили на 3 балла: высказали пожелания иметь больше тренажеров, на некоторые навыки не хватает тренажеров (например, промывание желудка), и приходится уплотняться в группы для отработки не по два, а по 4-5 человек, что представлено на рис. 3.

    Рис. 3. Оценка студентами оснащенности кафедры

    На вопрос «Помогают ли Вам в овладении практическими навыками симуляторы »? в (100 %) был получен положительный ответ, что представлено на рис.4

    Рис.4 . Оценка эффективности применения симуляторов

    На вопрос «Готовы ли Вы к предстоящей летней производственной практике»? студенты выразили готовность на 5 баллов, что составило (44,5 %), на 4 балла - (55,5 %), что представлено на рис. 5. Опасение у студентов вызвали заполнение документации и адаптация в условиях незнакомого коллектива.

    Рис. 5. Готовность студентов к предстоящей практике

    Свою самостоятельность в ходе учебной практики отметили (74,5 %) студентов, (22,6 %) отметили активность только в присутствии преподавателя, и (2,9 %) процента заявили об отсутствии интереса к занятиям.

    1.Обучение с помощью симуляторов является одним из эффективных методов обучения в развитии практических навыков и формировании профессиональных компетенций студентов младших курсах в медицинском вузе.

    2.Правильно организованный методический подход сотрудников кафедры и фармацевтического колледжа: использование методических разработок алгоритмов практических навыков, видео-банка практических навыков, делают усвоение навыков быстрее понятнее, закладывается автоматизм и правильность исполнения навыка.

    3.Правильная организация учебного процесса практики с использованием симуляционных технологий приводит к овладению профессиональными практическими навыками на более высоком уровне, чем теоретическое описание последних, или присутствие студентов первых курсов в отделении, когда «ничего не дают делать, кроме влажной уборки помещений».

    4.Эффективность обучения с помощью симуляционных методов подтверждается самостоятельной работой студентов в рамках учебно-практических занятий в терапевтических отделениях на клинических базах кафедры и готовностью студентов к летней производственной практике.

    Библиографическая ссылка

    Турчина Ж.Е., Шарова О.Я., Нор О.В., Черемисина А.В., Битковская В.Г. СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24677 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Симуляционное обучение – эффективный метод приобретения практических навыков.

    Н.М.Манелис, преподаватель высшей категории,

    ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной», г. Самара.

    Появление высоких технологий в медицине, ускорение темпа жизни, нарастающий объем знаний, внедрение новых лечебно-диагностических методик – все это ставит перед современной системой медицинского образования задачи по разработке качественно новых подходов в подготовке кадров для здравоохранения.

    Повсеместно в отрасли ощущается острый дефицит специалистов высокой квалификации. Поэтому закономерно, что одним из главных направлений в сфере среднего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки медицинских сестер при сохранении должного уровня теоретических знаний.

    При прохождении клинических дисциплин далеко не всегда осуществляется полноценная отработка практических манипуляций и уж тем более контроль преподавателя за качеством выполнения каждым студентом практических манипуляций. В последние годы ситуация усугубилась повсеместным внедрением в клиниках рыночных отношений и изменениями в законодательной базе.

    В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как разумное и необходимое направление в учебном процессе.

    Кроме того, принцип практического обучения « Смотри и повторяй» перестал отвечать современным требованиям, так как предполагает выработку репродуктивных знаний и умений, а ФГОС делает акцент на продуктивный уровень усвоения. Поэтому на передний план выходит симуляционное обучение - один из наиболее эффективных методов приобретения практических навыков, дополняющих традиционное обучение.

    Методики симуляционного обучения в медицине известны уже давно, в частности в анестезиологии манекены применяются с 80-х годов 20-ого века.

    В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки обучающихся во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски.

    Симуляционный тренинг имеет целый ряд преимуществ перед традиционной системой подготовки: пациент не страдает от действий медсестры; тренинг проводится вне зависимости от наличия в клинике соответствующих пациентов и графика работы ЛПУ; за счет объективизации оценки повышается конечный результат практикума. Именно симуляторы могут многократно и точно воссоздать важные клинические сценарии и возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося.

    Главным и самым важным преимуществом имитации является возможность объективной регистрации параметров выполняемой профессиональной деятельности с целью достижения высокого уровня подготовки каждого специалиста.

    Основным недостатком симуляционного обучения является его высокая стоимость.

    Мы начали оснащать центр отработки практических навыков, кабинеты клинических дисциплин, основ сестринского дела многофункциональными фантомами нового поколения, что, при имеющихся базовых фантомах, дает возможность оттачивать умения в ситуации приближенной к реальной жизни. Систематизация процессов формирования знаний, умений, практического опыта, осуществляется в несколько этапов.

    Первым этапом является теоретическая подготовка. В любом цивилизованном обществе велика ценность знаний - фундаментальных, глубоких, осмысленных.

    Преподаватели колледжа наряду с традиционными методами преподавания широко используют инновационные подходы в создании понятийного аппарата, теоретических основ медицины, в закладывании основ профессионального мышления.

    Фундаментальные знания закладываются на лекциях, которые проводятся в форме объяснительно-иллюстрированной, в виде проблемных лекций, дискуссий, с использованием интерактивной доски, интегрированных лекций, позволяющих обобщить знания анатомии, микробиологии, фармакологии, хирургии, терапии, педиатрии. Современным методом обучения, используемым для освоения знаний, является позиционная методика обучения.

    Однако применение знаний в практической деятельности обеспечивается с помощью умений, а умения тесно связаны с навыками. Поэтому следующим уровнем подготовки обучающегося, при освоении практических умений и навыков являются центры отработки практических навыков, кабинеты клинических дисциплин, оснащенные современным оборудованием, фантомами для отработки таких манипуляций как: восстановление проходимости верхних дыхательных путей, сердечно-легочной реанимации, сосудистый доступ, интубация трахеи, трахеостомия, снятие ЭКГ, использование пульсоксиметра, небулайзера; программно-методической документацией. В этих центрах, во время самостоятельной внеаудиторной подготовки, обучающийся имеет возможность довести практические умения до автоматизма. На практических занятиях в кабинетах клинических дисциплин используются функциональные зоны для отработки манипуляций, организуются статические или динамические пары, которые используют экспертные карты для проверки правильности действий. Формирование умений начинается с формирования личностного смысла предстоящей деятельности. Для этого на практических занятиях разбираются и анализируются различные проблемные ситуации, позволяющие обучающимся осознать всю важность и необходимость владения данным умением.

    А затем, имея теоретическую подготовку, владея практическими навыками и отработав алгоритм оказания медицинской помощи при неотложных состояниях, обучающийся попадает в симуляционный центр, где в условиях, приближенных к настоящим, путем многократного повторения и разбора ошибок добивается совершенства навыков работы с оборудованием и пациентом. А затруднения при выполнении поставленных преподавателем задач, указывают на тот дефицит знаний и умений, который необходимо восполнить. Сама ситуация мотивирует обучающегося к пополнению знаний, отработки манипуляций, к самообразованию. Рефлексия помогает ему оценить собственный уровень подготовки, что особенно важно при оказании неотложной медицинской помощи в условиях Скорой медицинской помощи, когда от скорости и качества выполнения медицинской помощи зависит жизнь пациента.

    Благодаря данной системе подготовки специалиста повысился процент выживания пациентов, находящихся в критическом состоянии, которым своевременно и правильно проведена расширенная сердечно-легочная реанимация (более 50% по данным кафедры реаниматологии САМГМУ).

    Литература:

      Усова Н.Ф. Использование современных технических средств обучения для повышения наглядности преподавания.// Сибирский медицинский журнал 2010г. №2.

      Сидорова В.В. Психолого-педагогические аспекты современных технологий обучения. //Инновации в образовании 2008г.№7.

      Емелина Л.П.Воронцова С.А. Мультимедийные презентации-одна из форм инновационных технологий. //Сибирский медицинский журнал 2010г №7.

    на занятиях в медицинском колледже

    Акцентируя внимания на профессионализме будущего медицинского работника возникает необходимость значительного усиления практической подготовки студентов при сохранении должного уровня теоретических знаний.

    Учитывая определенные проблемы при подготовке среднего медицинского персонала, в частности, медицинских сестер. Среди них: страх выпускников перед пациентами, недовольство пациентов приобщении с неопытным персоналом, ограничение доступа студентов в процедурные кабинеты при прохождении практики, психологическая боязнь выполнения процедуры. Нельзя не обратить на внимание на недостаток времени для отработки каждого практического навыка, что ведет к высокому риску для здоровья пациента.

    Выходом из сложившейся ситуации является создание современных кабинетов практических кабинетов с необходимым комплектом оборудования для выполнения сестринских манипуляций. Важно совершенствовать педагогические технологии обучения, применяя такие, как игровые технологии, контекстное обучение, метод решения ситуационных задач.

    Наиболее современным методом обучения студентов практическим навыкам деятельности является использование симуляционных технологий в системе подготовки среднего медицинского персонала.

    В переводе с латинского термин симуля́ция (simulatio - видимость, притворство) - создание видимости болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием, или же имитация какого-либо физического процесса при помощи искусственной (напр., механической или компьютерной) системы. То есть это понятие изначально уже использовалось в медицине. Но если есть пациент, симулирующий болезнь, то может быть и медицинский работник, симулирующий лечение. Хотя симуляционное обучение активно начало использоваться еще во второй половине прошлого века в тех отраслях, где ошибки при обучении на реальных объектах могли привести к трагическим последствиям. Это авиация, атомная энергетика, железнодорожный транспорт. В медицине данный вид подготовки специалистов активно начал развиваться в 70 – е годы и на сегодняшний день является общепринятой нормой практически для всех моделей медицинского образования.

    Переход от знаний к умениям, а затем навыкам подразумевает обучение специалистов среднего медицинского звена с внедрением в обучающий процесс системы симуляции или моделирования определенных ситуаций.

    Большую роль в достижении поставленной цели может сыграть применение на практических занятиях медицинских фантомов. Одно из объяснений понятия фант о м (франц. fantome, от греч. phantasma – видение, призрак) дает Большая советская энциклопедия: модель человеческого тела или его части в натуральную величину, служащая наглядным пособием.

    Основная задача медицинских фантомов - создание клинических ситуаций, максимально приближённых к реальным, происходящим в жизни ситуациям. В Московском областном медицинском колледже № 1 на практических занятиях по профессиональным модулям студенты до начала производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях должны овладеть не только навыками по уходу за пациентом, но и базовыми манипуляциями в соответствии с программой практических занятий. Преподавателями осознаётся острая необходимость в правильности выстраивания учебного процесса в колледже с учётом освоения студентом в полном объеме теории и отработки на манекенах и тренажёрах-фантомах манипуляций и клинических приемов.

    Занятия в колледже выстраиваются по определенному алгоритму. На первом этапе студенты получают теоретические знания. На втором овладевают практическими навыками. Третий же этап посвящен отработке практических манипуляций в условиях, приближенных к настоящим (реальная обстановка, реальное оборудование, манекен, самостоятельно реагирующий на вмешательства студента). Обучающиеся под руководством преподавателя путем многократного повторения и разбора ошибок добиваются совершенства навыков работы с оборудованием и пациентом, работы в команде, освоения общих и профессиональных компетенций.

    Приведем примеры учебных ситуаций, поставленных перед студентами и нацеленной на отработку манипуляций, применяемых в нашем колледже.

    Учебная дисциплина: «Основы реаниматологии» (итоговое практическое занятие).

    Учебная ситуация: Пациент А. поперхнулся оливкой. Человек хрипит, не может сделать вдох, кожные покровы начинают синеть.

    Задача: Оказать неотложную помощь пострадавшему.

    Условия проведения манипуляции: Один студент выполняет манипуляцию, остальные наблюдают за его действием и по окончании комментируют допущенные ошибки. Данную манипуляцию выполняет каждый студент по очереди.

    Этап №1.

    Для оказания помощи человеку, используя соответствующий тренажёр-фантом, студент должен выбрать способ извлечения инородного тела, применить этот способ на практике.

    В данной ситуации студенты закрепляют приём Геймлиха.

    А) Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся, если он еще на ногах и не потерял сознания:
    1. Студенту необходимо встать за спиной пострадавшего, обхватив его руками.
    2. Сжать одну руку в кулак и той стороной, где большой палец, положить ее на живот пострадавшего на уровне между пупком и реберными дугами (в эпигастральную область живота).
    3. Ладонь другой руки положить поверх кулака, быстрым толчком вверх кулак вдавливать в живот.

    Руки при этом нужно резко согнуть в локтях, но грудную клетку пострадавшего не сдавливать.

    4. При необходимости прием повторить несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

    Б) Пострадавший без сознания, или к нему нельзя подойти сзади:
    1. Положить пострадавшего на спину.

    2.Сесть верхом на бедра пострадавшего, лицом к голове.

    Положить одну руку на другую, поместить основание ладони нижней руки между пупком и реберными дугами (в эпигастральную область живота).

    3. Энергично надавить на живот пострадавшего в направлении вверх к диафрагме, используя вес своего тела. Голова пострадавшего не должна быть повернута в сторону.

    4. Повторить несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

    Этап №2.

    В случае неудачи извлечения инородного тела, у пострадавшего

    происходит остановка сердца и дыхания. Студенты (I способ – 1 человек, II способ - 2 человека), используя соответствующий тренажёр-фантом должны провести сердечно-лёгочную реанимацию. Тренажёр-фантом последнего поколения показывает правильность выполнения данной манипуляции при помощи соответствующей индикации, что позволяет студенту своевременно исправить неверные действия.

    1. Студент должен проверить признаки клинической смерти у пострадавшего:

    Пульс;

    Дыхание;

    Реакцию зрачка на свет;

    Реакцию «кошачий глаз».

    2. Выдвинуть нижнюю челюсть пострадавшего.

    3. Очистить ротовую полость пострадавшего.

    5. Сделать 2 выдоха в рот пострадавшему.

    6. Найти правильное положение для рук (на 2 пальца выше мечевидного отростка, уложить основание ладони на грудину пострадавшего). Сделать 30 резких надавливаний.

    7. Через 5 циклов: проверить наличие пульса. При отсутствии пульса продолжать делать надавливания.

    Этап №3.

    При восстановлении сердечной деятельности и дыхания пострадавшего, необходимо ввести венозный катетер и при помощи него ввести лекарственные препараты для поддержания сердечной деятельности, используя соответствующий тренажёр-фантом.

    Студент самостоятельно выбирает необходимые оснащение (представленное на манипуляционном столике).

    1. Студент должен проверить целостность упаковки и сроки хранения катетера.

    2. Наложить жгут пострадавшему на 10-15 см выше предполагаемой зоны катетеризации.

    3. Обработать пострадавшему место катетеризации кожным антисептиком в течение 30-60 секунд и дать высохнуть самостоятельно.

    4. Зафиксировать вену, прижав ее пальцем ниже предполагаемого места введения катетера.

    5. Взять катетер и снять защитный чехол.

    6. Ввести катетер на игле под углом к коже 15 градусов, наблюдая за появлением крови в индикаторной камере.

    7. Уменьшить угол наклона иглы-стилета при появлении крови в индикаторной камере и ввести иглу в вену на несколько миллиметров.

    8. Зафиксировать иглу-стилет, а канюлю медленно до конца сдвинуть с иглы в вену (иглу-стилет полностью из катетера пока не удалять).

    9. Снять жгут.

    10. Пережать вену на протяжении для снижения кровотечения и окончательно удалить иглу из катетера.

    11. Снять заглушку с защитного чехла и закрыть катетер.

    12. Зафиксировать катетер на конечности.

    13. Ввести 1 мл 0,1% адреналина.

    Данная ситуация направлена на закрепление у обучающихся профессиональных умений:

      Выработка правильного алгоритма действий для оказания помощи пострадавшему.

      Выбор необходимой манипуляции в зависимости от результата предыдущей манипуляции.

      Выбор необходимого медицинского оснащения в зависимости от манипуляции.

      Выполнение манипуляций в одиночку или с напарником.

      Формирование уверенности в своих действиях при оказании помощи пострадавшему.

      Анализ действий других студентов и взаимопомощь.

    Комплексное использование тренажёров-фантомов позволяет объединить в единое целое медицинских вмешательств теоретические и практические знания, разрозненные манипуляции, способствует выработке уверенности в своих действиях, повышению интереса и мотивации студентов к обучающему процессу.

    Список использованной литературы


    1. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ – ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ // Фундаментальные исследования. – 2015.

    2. Журнал Виртуальные технологии в медицине, №2, 2015


    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1. http://www.medsim.ru/
    2. http://www.ugrasu.ru/
    3. http://www.medsim.ru4.

    4. http://стенды-плакаты.рф/Fantom.htm

    Свистунов А.А.

    Перспективы развития симуляционного обучения в системе профессионального медицинского образования
    Скачать (2357 Кб )

    Современные выпускники, владея академическими знаниями по фундаментальным дисциплинам, оказываются не способными оказать первую медицинскую помощь, определить группу крови, остановить кровотечение или выполнить простейшие манипуляции уровня среднего медицинского работника

    Кубышкин В.А., Горшков М.Д.

    Российское общество симуляционного обучения в медицине
    Скачать (7482 Кб )

    Почему именно сейчас симуляционный тренинг стал необходим?Высокая технологичность. Рост объема навыков. Финансовый прессинг. Ускорение темпа жизни. Юридические запреты

    Штефан Мёнк

    Обучение взрослых и роль симуляции
    Скачать (20660 Кб )

    Как и все взрослые люди, мы экспериментируем. Мы доверяем этим экспериментам. Очень редко у нас есть время посмотреть на результаты экспериментов с профессиональной точки зрения. Очень трудно анализировать собственную работу самому.

    Штефан Мёнк

    Adult learning and the role of simulation
    Скачать (20657.5 Кб )

    Advantages of modeling.Standardization. Realism. Unforeseen behavior possible. Knowledge transfer. Facilitator focus on students.

    Горшков М.Д.

    Общероссийская симуляционно-аттестационная система
    Скачать (586 Кб )

    В мае 2012 была издана книга «Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении».

    Колыш А.Л., Горшков М.Д.

    История медицинского симуляционного обучения
    Скачать (5072 Кб )

    Симуляционное обучение – одна из самых молодых отраслей в медицине, но при этом насчитывает многовековую историю

    Чарльз Познер

    Successful Development of a Simulation Center
    Скачать (430 Кб )

    Add programs only after you repeatedly and successfully implement your first program(s). Use a similar strategy. Take into consideration likelihood of success. Be critical and take feedback seriously. Your success will be your biggest marketing tool

    Горшков М.Д.

    Классификация симуляционного оборудования и «Правило утроения» его стоимости
    Скачать (3766.5 Кб )

    Симуляционный тренинг становится важной частью процесса подготовки врача. Для системности подхода требуется точная терминология и удобная классификация.

    Егорова И.А., Шевченко С.Б., Казаков В.Ф., Турзин П.С.

    Медицинский аттестационно-симуляционный центр: от концепции создания до первых результатов функционирования
    Скачать (2371.5 Кб )

    Медицинский аттестационно-симуляционный центр является уникальным инновационным многопрофильным мультидисциплинарным образовательным подразделением, оснащенным самым современным учебно-методическим, робото-симуляционным и медицинским оборудованием и использующим передовые симуляционные образовательные технологии.

    Пахомова Ю.В.

    Роль обучающих симуляционных курсов в послевузовской профессиональной подготовке интернов и ординаторов
    Скачать (27719 Кб )

    ОСК разделен на модули кратные 6 часам. Продолжительность учебного модуля может составлять 6, 12, 18, 24, 30, 36 часов. Эффективность обучения по итогам учебного модуля ОСК оценивается по степени владения практическими умениями и навыками. Освоение практических навыков и умений в ходе учебного модуля ОСК ведется поэтапно - от более простого к сложному.

    Коваленко Б.С.

    Концепция обучения в медицинском ВУЗе с использованием виртуальных технологий
    Скачать (10836.5 Кб )

    Работа на простейших муляжах не способна заменить реальную картину; полученные навыки являются отрывочными; трудно оценить точность движений, реальный уровень практического мастерства начинающего врача

    Свистунов А.А., Грибков Д.М., Шубина Л.Б., Коссович М.А.

    Тренинг тренеров
    Скачать (5937.5 Кб )

    Имитация – это отдельное направление в подготовке, которое должно проводиться специально обученными штатными инструкторами, которые совместно с практикующими специалистами будут создавать и накапливать багаж различных сценариев, вести методическую работу, приближая симуляцию к реальности с высокой достоверностью

    Лапин А.Ю.

    Развитие и совершенствование регионального здравоохранения с использованием инновационных медицинских технологий
    Скачать (8942 Кб )

    Цель доклада: представить технологии, обеспечивающие максимальную доступность обучающих симуляционных центров для медицинского персонала регионов страны.

    Булатов С.А.

    Перспективы использования симуляционных центров для компетентностного подхода в подготовке специалистов для практического здравоохранения
    Скачать (21706 Кб )

    Попов А.В.

    Подготовка специалистов авиамедицинских бригад
    Скачать (31654.5 Кб )

    Совместная подготовка врачебного и среднего медицинского персонала. Основной акцент на тактику и технологию оказания экстренной медицинской помощи и эвакуации пострадавших вертолетом. Максимальная реалистичность обучения.

    Ральф Крейг

    Simulation & Patient Safety.The Human Factor in health care
    Скачать (27169 Кб )

    The ability to translate the knowledge of what needs to be done into effective team activity in the complex and ill-structured real world of medical treatment.

    Пасечник И.Н.

    Роль и место симуляционных обучающих систем в доклинической подготовке анестезиологов и реаниматологов
    Скачать (19159.5 Кб )

    Причины отсутствия единых методик симуляционного обучения: отсутствие в стране полной и корректной информации по выбору симуляционной системы, отсутствие в РФ системы подготовки специалистов по симуляционному обучению, неполное соответствие программных особенностей роботов–симуляторов национальным стандартам обучения и оказания помощи больным.

    Сорокин С.В.

    Учебный центр Karl Storz
    Скачать (10556 Кб )

    Подарком для Российском медицинской общественности является факт открытия учебного центра в Москве. За несколько месяцев работы через стены учебный центр прошло 500 медицинских работников, 350 врачей и 150 мед.сестер, было проведено 30 тренингов по разным хир.специальностям.

    Бьеррум Флемминг

    Современные подходы к лапароскопическому симуляционному тренингу
    Скачать (7905 Кб )

    Учитывая особенности учебной программы, вероятность того, что хирург станет первым пассажиром пилота намного выше вероятности того, что пилот станет первым пациентом хирурга.

    Коссович М.А.

    Обучение лапароскопической хирургии в системе послевузовского профессионального образования врачей
    Скачать (33319 Кб )

    Оптимизация процесса обучения лапароскопической хирургии является одним из важных методологических вопросов современной хирургии. Эту проблему призваны решать специальные образовательные центры, профильные кафедры и отделения научных центров.

    Маркус Лира

    Реалистичная симуляция в хирургии
    Скачать (10226 Кб )

    Симуляционный тренинг и аккредитация в пластической, реконструтивной и лапароскопической хирургии. Реалистичная симуляция: проктология, гистероскопия, урология и гидролапароскопия. Трансназальная нейроэндоскопия и ринохирургия – практический тренинг

    Е.И.Брехов, И.Г.Репин, В.В.Калинников, С.П.Мизин, М.В.Коробов

    Использование симуляционных технологий в процессе подготовки хирургов в клинической ординатуре
    Скачать (45518.5 Кб )

    В течение всего срока обучения в интернатуре и ординатуре врачу запрещено оперировать пациентов, выполнять пациентам любые инвазивные манипуляции. Отработка мануальных навыков на трупах в условиях отделения патанатомии и в виварии на животных также практически невозможна

    Гвоздевич В.Д., Козлов А.С., Кернесюк Н.Л.,Сысоева Л.Ф., Алиев Р.Ш.,Кязимов В.А.Шаныгин А.А.

    Комплексное использование симуляционных тренажеров в овладении базовыми навыками в оперативной хирургии
    Скачать (32373 Кб )

    Модель преподавания дисциплины «оперативная хирургия и топографическая анатомия» в УГМА (Екатеринбург): модульный принцип преподавания, балльно -рейтинговая система оценки знаний студентов, интернов, ординаторов, 100 % компьютеризация обучения-электронные книги, интерактивные программы, компьютерное тестирование, дистанционное управление учебным процессом через сайт кафедры, итоговый экзамен-компьютерное тестирование, прием базовых навыков на трупе, собеседование.

    Андреас Поммерт

    Виртуальный симулятор ЛОР-хирургии и стоматологии
    Скачать (6013 Кб )

    Обучение: хирургия височной кости (Tempo), эндоскопические вмешательства на носовых пазухах (Sinus), подготовка зуба (Dental). Оценка навыков: заранее распределенные задания, автоматическая оценка, запись. Возможность создать собственные задания. Система не может заменить общепринятые методы обучения, но должна использоваться на начальном этапе обучения. Возможность реалистичного многоразового тренинга. Положительные результаты апробации

    Хаматханова Е.М.

    Современные технологии обучения в медицине: проблемы и перспективы
    Скачать (19575 Кб )

    Преимущества обучения в профильном ЛУ: процесс повышения квалификации врачей неразрывно связан с учреждением, оказывающим высококвалифицированную медицинскую помощь; обучение проводится в условиях, максимально приближенных к клиническим; закрепление полученных практических навыков продолжается в профильных отделениях Центра.

    Панова И.А.

    Роль симуляционно-тренингового центра в подготовке кадров в области акушерства и неонаталогии
    Скачать (9154 Кб )

    Симуляционно-тренинговый центр предназначен для врачей акушеров-гинекологов, врачей-неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, врачей анестезиологов-реаниматологов, работающих в медицинских организациях акушерско–гинекологического профиля

    Васильева Е.Ю.

    Организация и аккредитация симуляционного центра на медицинском факультете: на примере университета Ниццы (Франция)
    Скачать (50944 Кб )

    Зачем нам нужен европейский опыт или аутсорсинг? Для разработки концепции симуляционного обучения в России. Для экономии временных, интеллектуальных и финансовых ресурсов в процессе создания симуляционных центров в медицинском образовании. Быть равными в конкурентной среде медицинского образования.

    Джо Крофтс

    Outcome-based research in Obstetric simulation
    Скачать (1501 Кб )

    Simulated emergencies should be organised to improve management of rare obstetric emergencies

    Чукичев А.В.

    Опыт создания обучающего симуляционного центра в Челябинской Государственной Медицинской Академии
    Скачать (33800.5 Кб )

    Повышение эффективности освоения мануальных и лечебно-тактических навыков путем внедрения в учебный процесс высокотехнологичных роботизированных манекенов и современного реанимационного оборудования с целью улучшения качества родовспоможения и перинатальной помощи