Войти
Образование в России
  • Как подготовиться к огэ по истории Преимущества дистанционной подготовки к ОГЭ
  • Lorem что значит. Что такое Lorem ipsum? Обширноприменяемый вариант текста
  • Н овые подходы в обучении иностранным языкам в ходе модернизации образования левин д
  • Развивающая игра для детей — Головоломки со спичками Спичечные головоломки
  • Исследователи Африки и их открытия
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Топ 15 научно художественной литературы для детей. Познавательные рассказы для детей

    Топ 15 научно художественной литературы для детей. Познавательные рассказы для детей

    Из опыта работы учителя начальных классов

    Роль научно-популярной литературы для младших школьников


    Описание статьи: статья предназначена учителям начальных классов. В ней представлен опыт работы с научно-популярной литературой для детей младшего школьного возраста.
    В современном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно строить любую деятельность. Умение извлекать из научно-популярной литературы необходимую информацию, осмысливать её, формирует познавательный интерес, развивает самостоятельность читателя в процессе общения с текстом, учит работать со справочной литературой. Все это отвечает потребностям современного образования.
    Перед школой встаёт важнейшая задача - научить детей читать и понимать тексты научно-популярного содержания.
    Научно-популярные тексты существенно отличаются от тех, что привыкли слушать и читать дети. Поэтому учеников нужно готовить к восприятию таких текстов. При знакомстве с книгой необходимо объяснить, что в тексте могут встретиться непонятные слова и их значение нужно узнать, показать, что многие книги устроены особенно (алфавитный порядок, указатели и т.д.).
    Вот несколько простых приемов, которые могут быть использованы в работе с научно-популярной книгой, мотивирующих интерес к ней:
    поработать с названием книги (произведения), выявить в ней проблемы;
    сообщить интересные сведения об авторах;
    сознательно оставить без ответа вопрос, а предложить обратиться к поиску ответа к той или иной научно-познавательной книге;
    чтение отрывков книг заканчивать на кульминационном моменте, “на самом интересном месте”, вызывая стремление узнать «а что же дальше»;
    организовать такую практическую деятельности детей, для успешного осуществления которой необходимо обращение к детской книге о природе
    Работу с книгами можно проводить
    во время уроков;
    во внеурочной деятельности;
    в семье.
    Наиболее эффективно использование научно-популярной и научно-художественной литературы, на уроках окружающего мира. Прежде всего, детей нужно заинтересовать научно-популярной книгой, для этого можно использовать пословицы, поговорки, загадки. Например, один из уроков «Окружающего мира» я начала загадками.
    Сообщение классу готовых загадок, пословиц и поговорок было лишь первым этапом. На следующем этапе, после создания проблемной ситуации, я предложила детям самим по теме урока придумать пословицу, поговорку или загадку. Не всем это удалось, и я посоветовала обратиться к книгам.
    На уроках «Окружающего мира» дополнительную литературу можно использовать с разными целями: это и чтение, как индивидуальное задание для учащихся (в этом случае текст подбирает учитель), с последующим рассказом классу о прочитанном, проведение познавательных минуток, во время которых происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, истории, современной жизни страны. Подбор и содержания таких познавательных минуток дается в виде домашнего задания, темы согласуются с основным содержанием урока. Дети, использующие при подготовке домашнего задания дополнительную литературу, обязательно поощряются на уроке, что мотивирует на дальнейшую работу с книгой.
    Много видов работы с привлечением научно-популярной и научно-художественной литературы можно продумать во внеурочное время. В нашем классе постоянно организуются выставки книг под рубрикой «Я познаю мир», дети приносят книги, и на переменах мы с интересом рассматриваем иллюстрации, репродукции, высказываем предположения, о чем можно узнать из этой книги. Иногда темы книжных выставок оговариваем заранее «О воде», «Растения нашего края» и т.д. Очень интересно прошел классный час об Урале, информацию для которого тоже взяли из книг.
    Мир книг научно-художественного и научно-популярного содержания огромен, и не потеряться в нем помогает старший библиотекарь ЦГПБ Новоуральска Михеева Л.А, которая, регулярно знакомит детей с научно-популярной литературой доступной для младшего школьника. Интересно рассказывая о фактах из жизни природы, Людмила Алексеевна обязательно показывает книгу, где можно узнать то, о чем она рассказала, и многое другое. Слушая грамотно рассказанный текст научно-популярной или научно-художественной книги, дети «приучаются» к особенностям таких текстов, подготавливаются к их чтению.
    К чтению с детьми научно-популярной или научно-художественной книги, я пытаюсь привлечь и родителей, предлагая для вечернего семейного чтения не только художественную литературу. В нашем классе был проведен цикл бесед для родителей, на которых мамам и папам мы рассказали об особенностях данной литературы и показали приемы работы с ней. Оказалось, что родителей тоже нужно учить работать с такой литературой, во многих семьях она есть, но, к сожалению, порой родители обходятся только покупкой книг.
    Надеюсь, что у учеников сформируется интерес к чтению научно-популярной литературы, которую они будут читать, понимать и которая станет для них необходимым источником знаний в течение всей жизни!

    Используемая литература.

    Беседы с учителем: 3 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 384 с.
    Виноградова Н.Ф., Калинова Е.С. Окружающий мир: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2004. – 160 с.
    Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.
    Программы четырехлетней начальной школы.- М.: Вентана – Граф, 2004. – 144 с.
    Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: ПЦ "Эксперимент", - 2000. -260 с.

    Как прекрасен этот мир! Каким необычайно красивым сделал его Творец!И, как же много мы еще не знаем о нем… Сколько тайн и секретов хранят в себе океаны, джунгли, пустыни и даже крошечные муравейники, которые нам кажутся такими обычными и ничем не примечательными!

    Давайте все вместе отправимся в удивительное путешествие по нашей планете, чтобы увидеть ее красоты! И, сейчас мы заглянем в гости к пчелам…

    Из этого познавательного рассказа для детей вы узнаете, зачем пчелки заготавливают мед, как устроены их семьи, зачем пчеловодам «доспехи», как в старину люди защищали драгоценное лакомство от медведей и еще много-много чего интересного!

    И, конечно, говоря о маленьких полосатых труженицах, невозможно умолчать о меде! Поэтому, мы и о нем расскажем удивительные факты.

    Это, поражающий воображение рассказ, об удивительной цивилизации маленьких существ, к которым мы так привыкли, что уже перестали замечать. И, между прочим, зря! Ведь, это одни из самых загадочных насекомых на нашей планете! Мы просто уверены, что прочитав этот познавательный рассказ, вы узнаете много нового!

    10 наиболее популярных и интересных научных книг из самых разных областей человеческого знания, конечно же не сделают вас учёным сразу после их прочтения. Но они помогут вам лучше разобраться в том, как устроены человек, весь наш мир, и вся остальная вселенная.

    «Большое, малое и человеческий разум». Стивен Хокинг, Роджер Пенроуз, Абнер Шимони, Нэнси Картрайт.

    В основу книги легли Теннеровские лекции, прочитанные в 1995 г. известным английским ученым-астрофизиком Роджером Пенроузом, и вызванная ими полемика с не менее известными английскими учеными Абнером Шимони, Нэнси Картрайт и Стивеном Хокингом. Круг обсуждаемых проблем включает парадоксы квантовой механики, вопросы астрофизики, теории познания, художественного восприятия.

    «Большой атлас по анатомии». Йоганес В. Роен, Чихиро Йокочи, Эльке Лютьен - Дреколль.

    Данное издание является мировым бестселлером. Вниманию читателя предлагаются: уникальные фотографии анатомических срезов, точнейшим образом передающие цветовые и структурные особенности строения органов; обучающие схемы, которые дополняют и разъясняют великолепные цветные фотографии анатомических срезов; дидактический материал, освещающий функциональные аспекты строения органов и систем; принцип изучения срезов «от внешнего к внутреннему», при припарировании в лаборатории и в клинической работе; введение,посвященное описанию современных методов визуализации особенностей строения органов и систем организма. Для удобства профессионального читателя названия органов и систем даны на русском и латинском языках.

    «Краткая история почти всего на свете». Билл Брайсон.

    Эта книга - один из главных научно-популярных бестселлеров наших дней, классика популярной науки. В ней уместились Большой взрыв и субатомные частицы, первобытные океаны и древние материки, под ее обложкой бродят гигантские ящеры и выслеживают свою добычу первобытные охотники... Но это книга не только о далеком прошлом: доступно и увлекательно в ней рассказывается о переднем крае науки, о невероятных открытиях, которые совершают ученые, о глобальных угрозах и будущем нашей цивилизации.

    «Гиперпространство. Научная одиссея через параллельные миры, дыры во времени и десятое измерение». Митио Каку.

    Инстинкт говорит нам, что наш мир трехмерный. Исходя из этого представления, веками строились и научные гипотезы. По мнению выдающегося физика Митио Каку, это такой же предрассудок, каким было убеждение древних египтян в том, что Земля плоская. Книга посвящена теории гиперпространства. Идея многомерности пространства вызывала скепсис, высмеивалась, но теперь признается многими авторитетными учеными. Значение этой теории заключается в том, что она способна объединять все известные физические феномены в простую конструкцию и привести ученых к так называемой теории всего. Однако серьезной и доступной литературы для неспециалистов почти нет. Этот пробел и восполняет Митио Каку, объясняя с научной точки зрения и происхождение Земли, и существование параллельных вселенных, и путешествия во времени, и многие другие кажущиеся фантастическими явления.

    «Микрокосм. E. coli и новая наука о жизни». Карл Циммер.

    E. coli, или кишечная палочка, - микроорганизм, с которым мы сталкиваемся практически ежедневно, но который при этом является одним из важнейших инструментов биологической науки. С ним связаны многие крупнейшие события в истории биологии, от открытия ДНК до новейших достижений генной инженерии. E. coli - самое изученное живое существо на Земле. Интересно, что E. coli - общественный микроб. Автор проводит удивительные и тревожные параллели между жизнью E. coli и нашей собственной жизнью. Он показывает, как этот микроорганизм меняется практически на глазах исследователей, раскрывая перед их изумленным взором миллиарды лет эволюции, закодированные в его геноме.

    «Земля. Иллюстрированный атлас». Майкл Аллаби.

    Всеобъемлющая картина всех процессов, происходящих на Земле, внутри и вокруг нее. В издании представлены: подробные карты материков и океанов. Впечатляющие красочные фотографии. Популярно изложенные сложные понятия. Широкий обзор экологических проблем. Захватывающая история жизни на Земле. Пояснительные схемы и чертежи. Реконструкции геологических процессов. Терминологический словарь и алфавитный указатель. Атлас станет незаменимым справочным пособием и настольной книгой для читателей всех возрастов.

    «История Земли. От звездной пыли - к живой планете. Первые 4 500 000 000 лет». Роберт Хейзен.

    Книга известного популяризатора науки, профессора Роберта Хейзена, знакомит нас с принципиально новым подходом к изучению Земли, в котором переплетаются история зарождения и развития жизни на нашей планете и история образования минералов. Прекрасный рассказчик, Хейзен с первых строк увлекает читателя динамичным повествованием о совместном и взаимозависимом развитии живой и неживой природы. Вместе с автором читатель затаив дыхание совершает путешествие сквозь миллиарды лет: возникновение Вселенной, появление первых химических элементов, звезд, Солнечной системы и, наконец, образование и подробная история Земли. Движение целых континентов через тысячи километров, взлет и падение огромных горных хребтов, уничтожение тысяч видов земной жизни и полная смена ландшафтов под воздействием метеоритов и вулканических извержений - реальность оказывается гораздо интересней любого мифа.

    «Эволюция человека. В 2 книгах.». Александр Марков.

    Новая книга Александра Маркова - это увлекательный рассказ о происхождении и устройстве человека, основанный на последних исследованиях в антропологии, генетике и эволюционной психологии. Двухтомник «Эволюция человека» отвечает на многие вопросы, давно интересующие человека разумного. Что значит - быть человеком? Когда и почему мы стали людьми? В чем мы превосходим наших соседей по планете, а в чем - уступаем им? И как нам лучше использовать главное свое отличие и достоинство - огромный, сложно устроенный мозг? Один из способов - вдумчиво прочесть эту книгу. Александр Марков - доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН. Его книга об эволюции живых существ «Рождение сложности» (2010) стала событием в научно-популярной литературе и получила широкое признание читателей.

    «Эгоистичный ген». Ричард Докинз.

    Мы созданы нашими генами. Мы, животные, существуем, чтобы сохранить их, и служим лишь машинами, обеспечивающими их выживание. Мир эгоистичного гена - это мир жестокой конкуренции, безжалостной эксплуатации и обмана. Ну а как же акты альтруизма, наблюдаемые в природе: пчелы, совершающие самоубийство, когда они жалят врага, чтобы защитить улей, или птицы, рискующие жизнью, чтобы предупредить стаю о приближении ястреба? Противоречит ли это фундаментальному закону об эгоистичности гена? Ни в коем случае! Докинз показывает, что эгоистичный ген - это еще и хитрый ген. И он лелеет надежду, что вид Homo sapiens - единственный на всем земном шаре - в силах взбунтоваться против намерений эгоистичного гена.
    Перевод сверен по юбилейному английскому изданию 2006 года.

    «Псевдонаука и паранормальные явления. Критический взгляд». Джонатан Смит.

    Уверенно оперируя данными психологии, физики, логического анализа, истории, Джонатан Смит ведет читателя по таинственным территориям непознанного, не давая потеряться среди сложных научных понятий и помогая различать невероятную правду и правдоподобный обман.

    Интерес детей к науке, безусловно, следует поддерживать всеми средствами, это общеизвестно. Еще во времена Советского Союза одним из важнейших факторов школьников служила научно-популярная литература. Книги, которые доступным и интересным языком повествуют о, скажем, ядерной физике, привели в инженерные вузы нашей страны множество молодых людей. Сегодня принимаются меры для возрождения интереса школьников к литературе данного жанра. Несмотря на временный спад интереса к такого перспективы развития жанра в нашей стране, безусловно, существуют.

    Почему современные дети стали меньше интересоваться научно-популярной литературой?

    По сравнению с предыдущими поколениями школьники сегодня не проявляют особого интереса к книгам, научная популярная литература здесь не исключение. Такое снижение интереса связано с тем, что на сегодняшний день существует огромное количество альтернативных источников информации, которые более затягивают детей, чем книга. Гораздо проще и быстрее узнать о том, что нас интересует, из телевизионной программы или интернета, чем отправляться в библиотеку в поисках подходящей книжки.

    Еще один фактор, на который нельзя не обратить внимания - это, собственно, отсутствие авторов, способных действительно заинтересовать ребенка, ведь научно-популярная - достаточно нелегкий жанр. Писать для детей - это всегда непросто, ведь нужно не только донести информацию до юного читателя, но и удержать его внимание, увлечь в мир книги. На сегодняшний момент существует лишь ограниченное количество достойных внимания авторов. Если 70-е годы прошлого века можно смело назвать расцветом, временем обилия талантливых авторов, то 80-е уже характеризуются значительным спадом, в 90-е уже едва ли можно было найти издательство научно-популярной литературы. Некачественные работы, которые периодически издавались, не вызывали бурного интереса ни среди детей, ни среди их родителей, что неизбежно вело к тому, что жанр научно-популярной детской литературы постепенно придавался забвению.

    Роль в общем образовании

    Многие считают, что литература данного жанра может служить лишь для расширения общего содержания предметов, преподаваемых в школах, однако это не так. Помимо расширения кругозора ребенка, что само по себе крайне важная задача, существует и еще одна, не менее важная цель - мотивация. Научно-популярная литература для детей помогает пробудить неподдельный интерес к миру, который нас окружает, по-другому взглянуть на, казалось бы, скучные школьные предметы. Крайне важна не только собственно научная, но и биографическая составляющая. Школьникам полезно узнавать о том, как из простого ребенка вырастает ученый-первооткрыватель. Очень важно иметь пример того, как человек добивается успеха с помощью популярная литература полна таких примеров. Таким образом, мы мотивируем ребенка учиться, стремиться к познанию мира ради достижения высоких целей.

    Как развить у ребенка желание читать?

    Безусловно, в условиях современности крайне сложно заинтересовать ребенка книгой, тем более научной. Многим родителям представляется невозможным когда-нибудь увидеть собственное дитя за чтением, а не за компьютером. Конечно же, далеко не каждого ребенка можно увлечь литературой, однако способного школьника - вполне реально, в случае если будут приложены совместные усилия родителей и учителя. Задача педагога, по сути, состоит в том, чтобы вовремя заметить зарождающийся интерес ребенка к той или иной дисциплине и рассказать ему, какая существует научная популярная литература на эту тему. Родители, в свою очередь, должны всячески поощрять заинтересованность школьника. Не забывайте интересоваться его успехами, чаще общайтесь на темы, которыми он увлекается. Не стоит заставлять читать такую литературу насильно. Нужно попытаться убедить ребенка в том, что это интересно и необходимо, тогда у него возникнет желание взять в руки книгу.

    Перспективы развития данного жанра в России

    К счастью, в последнее время прослеживается уверенный рост внимания издательств к данному жанру. Научно-популярная литература медленно, но верно возрождается. Например, современное издательство «Просвещение» с 2007 года выпускает серию детских познавательных книг под названием «Твой кругозор», из которых можно узнать много нового, к примеру, прочитать о выдающихся женщинах Древней Руси, о том, как человек познал электричество, и о многом другом. Нельзя не отметить и еще одну серию книг, которая называется «На грани мира». Она подойдет тем, кто увлекается историей. Серия повествует о развитии отношений России и Германии, России и Японии, Франции, а также других стран, с которыми воевало наше государство. Существуют и другие серии, например научная популярная литература про природу пользуется сегодня спросом.

    Подборка литературы для детей

    Детский книжный клуб «Читариум» предлагает детям и их родителям собственную подборку произведений, заслуживающих внимания. Ориентированы книги, перечисленные ниже, на деток от шести до девяти лет. Если вы решили заинтересовать своего ребенка чтением и при этом хотите, чтобы было максимально полезным для развития его кругозора, вам подойдет научно-популярная литература.

    Итак, представляем вашему вниманию пятерку наиболее интересных с точки зрения «Читариума» книг на различные тематики, выбирайте то, что по вкусу именно вашему ребенку. Каждый юный читатель индивидуален, поэтому необходимо учитывать вкусы каждого, чтобы действительно заинтересовать школьника, а не заставлять его читать то, что ему вовсе не интересно. Дети с удовольствием будут исследовать и изучать то, что им нравится, что они сами выбрали. Очень важно предоставлять им возможность выбирать, не нужно решать за ребенка, чем ему интересоваться. Не пытайтесь восполнить собственные пробелы в знаниях за счет своих детей.

    «Крутая механика для любознательных» (автор - Ник Арнольд)

    В книжке интересным, а главное доступным, языком описываются основные принципы работы и машин. Здесь не только объясняется, как работает тот или иной механизм, но также приведены примеры их использования в жизни. Следуя изложенным в издании инструкциям, ребенок может самостоятельно конструировать модели из деталей.

    «Почему вода мокрая?» (Джемма Харрис)

    Здесь можно найти ответ практически на любой детский вопрос. Ученые различных областей знаний отвечают на наиболее часто задаваемые школьниками вопросы. Книгу можно читать с начала, с конца или с середины или же просто искать интересующее с помощью предметного указателя.

    «Тайны анатомии» (Кэрол Доннер)

    Книга описывает невероятные приключения близняшек Макса и Молли, которые, сделавшись крошечными, оказались внутри организма великана. Читая книгу, ребенок вместе с ее героями исследует человеческий организм. Автору крайне удачно удалось превратить скучный рассказ о строении нашего тела в занимательное приключение.

    «Детские энциклопедии с Чевостиком» (Елена Качур)

    Уже известный всем из аудиоспектаклей герой - Чевостик - теперь переходит в книжный жанр под названием "научная популярная литература". Главные герои отправляются в захватывающие путешествия, во время которых познают мир. Конечно же, это куда интересней, чем слушать или читать скучные перечисления

    «Космос» (Костюков, Сурова)

    Название издания уже говорит само за себя. Книга представляет собой совместный проект, повествующий обо всем, что связано с космосом и его секретами. Научная и научно-популярная литература о бескрайнем космосе, таком далеком от нас, всегда привлекала детей всех возрастов.

    До конца года осталось совсем немного, а это значит, что пора подводить итоги и строить планы (конечно только тем, кто любит это делать по календарю, а не в любой день года, по велению сердца). Попробуем и мы выбрать из книжного разнообразия самые-самые лучшие издания уходящего года.

    Научно-популярная литература сегодня переживает самый настоящий расцвет – серии «нон-фикшн» появляются одна за другой, иллюстрации все интереснее, инфографика – сложнее. В расцветшей вдруг моде на самообразование, когда каждый уважающий себя взрослый хотя бы раз в неделю слушает он-лайн курс на очередной бесплатной образовательной платформе или посещает лекцию на актуальную тему «Есть ли жизнь на Марсе?», авторам и издателям приходится стараться изо всех сил, чтобы не отстать в гонке разнообразных источников доступной информации об окружающем мире для взрослых и детей. Они не отстают: практически каждую неделю в книжных магазинах появляются новые книги жанра «нон-фикшн» для детей. Предлагаем сегодня сосредоточиться на научно-популярных книгах 2015 г. (первое издание), написанных российскими авторами .

    Следуя законам жанра, мы включили в обзор только 10 изданий, но на самом деле нельзя не порадоваться, что хороших книг, достойных участия в этом и любом другом «топе», гораздо больше! Многие из новых книг научно-популярного жанра выходят далеко за границы привычных нам направлений, помимо энциклопедий на предельно общие темы, вроде «Животные», «Динозавры» или там «Космос», появляются книги, посвящённые узким темам и неожиданным вопросам. Как вам, например, книга об избах черносошных крестьян? А энциклопедия, посвящённая барабану? Мы уже не говорим о книге, рассказывающей исключительно о старинных европейских замках, или издании о снежинках! Ещё одной отличительной чертой хорошей современной детской книги нон-фикшн является её изумительное оформление: перед нами не просто информативный текст, а высокохудожественное издание с красивыми иллюстрациями, с продуманным оригинальным макетом.

    Е. Новичкова, Е. Бунтман, А. Ратина Петр I . – М.: Лабиринт, 2015. – 28 с., ил. – ISBN 978-5-9287-2647-8.

    Книга, которую читатели ждали (а издатели готовили) больше трёх лет, наконец-то вышла в свет в уже привычном «интерактивном» воплощении. На толстых картонных страницах разместились иллюстрации, вырезки из указов и документы, дополнительные клапаны и кармашки, объёмные конструкции и «гармошки», вклейки и вкладки, посвящённые личности самого знаменитого российского императора и его эпохе. Каждый из четырнадцати разворотов книги посвящён какой-то одной теме, важной странице петровской эпохи, перед нами развернутся начало царствования, строительство Петербурга, основание русского флота, Северная война, «Юности честное зерцало» и многое другое.

    Уже в прошлых подобных изданиях авторы продемонстрировали нешуточное умение не только выделять главное, но и обращать внимание на мельчайшие, самые любопытные детали. Так и тут: мы прочитаем не только о причинах начала Северной войны, её этапах и итогах, но и в подробностях рассмотрим военные мундиры обеих армий, узнаем все нюансы изготовления пушек, рассмотрим военные награды. Подобные нюансы есть в каждой теме, затронутой в книге.

    Пальцев обеих рук не хватит, чтобы перечислить всех научных консультантов этой, казалось бы, «игровой» книги, недели не хватит, чтобы переварить всю информацию, которую авторы каким-то чудом умудрились впихнуть в 28 разноцветных страниц!

    Читателям от 7 лет.

    Н. Голь, Е. Лестр Санкт-Петербург. Время Петра . – СПб.: Арка, 2015. – 120 с., ил. – ISBN 978-5-91208-140-8.

    Можно сказать, что Петру I в этом году повезло: издатели детских книг не обидели его персону своим вниманием. Вот и книга петербургского писателя, постоянного автора познавательных страничек журнала «Костёр», созданная в соавторстве с Еленой Лестр, посвящена петровскому времени, правда здесь авторы не стремятся охватить неохватное, а в подробностях освещают лишь начальный период правления Петра I, сосредоточившись на строительстве новой столицы – Петербурга. Все главы начинаются со слова «первый»: «Первый камень», «Первая крепость», «Первый дом», «Первая верфь». Издание, созданное с помощью научных сотрудников Государственного Эрмитажа, отлично проиллюстрировано, в качестве картинок использованы гравюры, литографии и другие изображения, созданные очевидцами описываемых событий. Вместе с тем, большинство улиц, строений и вещей, о которых говорится в книге, сохранилось до сих пор, что делает её не только отличным познавательным историческим чтением, но и своего рода путеводителем по историческому Санкт-Петербургу.

    Читателям от 10 лет.

    Д. Ржанников Библейские сюжеты в барельефах Петербурга . – СПб.: Фордевинд, 2015. – 64 с., ил. – ISBN 978-5-904736-30-9.

    Ещё одна книга, связанная с Санкт-Петербургом, правда не столько в историческом, сколько в искусствоведческом смысле, – это очередной выпуск серии «Иллюстрированный путеводитель». С первого взгляда, барельефы – это не тот предмет, который особенно интересен детям. Но может это оттого, что никто не пытался их этим заинтересовать? Уверяем вас, у автора книги «Библейские сюжеты в барельефах Петербурга» это наверняка получится! Особенно если ребёнок любит разгадывать загадки и решать сложные квесты.

    Последовательно и подробно автор книги рассказывает о том, что такое барельеф и знакомит читателя с десятью самыми известными зданиями с барельефами библейской тематики, расположенными в современном Санкт-Петербурге. Каждая глава, посвящённая определенному архитектурному памятнику, рассказывает решительно обо всем: там обязательно указан адрес строения (кстати, на стенах Казанского и Исаакиевского собора больше двух десятков барельефов, вы их когда-нибудь рассматривали?), описаны особенности каждого изображения, приведена история сюжета, представлены все персонажи, кроме этого автор не забывает объяснить незнакомые термины. Текст сопровождается великолепными иллюстрациями, а в конце книги и вовсе праздник для юного исследователя: сначала приводится список всех упомянутых в книге библейских событий, потом – краткий словарик с картинками архитектурных терминов из книги, и наконец – игра «Охота на шедевры»: указатель музеев, на экспонатах которых можно увидеть те же самые события!

    Читателям от 10 лет

    Е. Борисова Детство на кораблях . – М.: Арт-Волхонка, 2015. – 88 с., ил. – ISBN 978-5-9905968-0-1.

    />

    История Октябрьской революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войны – не самый популярный сегодня сюжет в детской литературе. Однако третья книга серии «Про…» как раз повествует об одном из эпизодов этой большой истории: Русской эскадре, группе кораблей и пароходов, которые в 1020 г. покинули Крымский берег и отправились в плавание сначала в Турцию, а затем – к берегам Туниса. Через историю семьи офицера Манштейна, его жены и дочери Асты (книга написана именно на основе её воспоминаний), членов Русской эскадры, автор рассказывает о малоизвестном эпизоде истории российского общества. Мы узнаём детали жизни русских офицеров в Африке: как они бытовали, на что надеялись, как учились дети, что праздновали, чем питались. Не забывает автор прояснить для читателя самый важный контекст: историю русского флота, моряцкого образования, говорит об Андреевском флаге и морской чести. Книга завершается словарём терминов и подробной схемой корабля, точно такого, который стал домом для эмигрантов.

    Богатству оформления этой книги могут позавидовать лучшие исторические труды: она напичкана редкими фотографиями, изображениями документов и артефактов, взятых из собраний частных и государственных архивов. Вся эта информация очень умно и красиво организована, перед нами как раз тот случай, когда дизайн книги можно приводить в качестве примера для подражания.

    Читателям от 12 лет.

    Н. Синельникова Десять картин о войне . – М.: Клевер-Медиа-Груп, 2015. – 22 с., ил. – ISBN 978-5-91982-667-5.

    Казалось бы, каких только книг с дежурно-парадными фразами о героизме и мужестве наших солдат в Великой Отечественной войне не вышло за последние 70 лет! Но эта, кажется, единственная в своём роде: перед нами искусствоведческий анализ десятка батальных живописных полотен, созданных во время и после войны, таких как «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» К. Ф. Юона, «Защитники Брестской крепости» П. А Кривоногова, «Александр Невский» П. Д. Корина и других. Книга сделана в формате инфографики: на каждом развороте приведена репродукция картины, краткое описание истории её появления и событий, изображённых на ней, справка о художнике, а также врезки и вставки с фактами и цитатами, которые имеют какое-то отношение к картине и событию. Например, описание картины «Александр Невский» сопровождается фотографией лётчика Билюкина, летавшего на именном истребителе «Александр Невский», и изображениями военных агитационных плакатов, в которых также использовалась «богатырская» тематика.

    К сожалению, авторам не удалось избежать дежурных штампов об «отчаянной борьбе обычных советских людей в тылу врага», о рабочих и колхозниках, сражавшихся «плечом к плечу», о том, что «страна мужала», несколько выхолощенных уже за десятилетия постоянного использования. Видимо, мы пока не научились как-то иначе говорить об этой войне.

    Читателям от 7 лет.

    Русские ремёсла . – М.: Редкая птица, 2015.

    Маленькая энциклопедия о традиционных русских ремёслах и промыслах, созданная редакцией «Редкой птицы» при участии художников Русаны Наливайко и Капыча, а также научного консультанта д. и. н. Л. В. Беловинского, рассказывает о том, как русские крестьяне делали своими руками самые необходимые для хозяйства вещи. Плетение из бересты, изготовление ложек из дерева, гончарный промысел, плетение корзин, прядение, ткачество – это далеко не полный перечень промыслов, описанных в книжке. Авторы расскажут о разделении ремёсел на мужские и женские, не забудут прояснить и изобразить все непонятные слова и термины, завалят читателя интересными забавными фактами, которые делают чтение весьма занимательным. Не забудут даже историю о том, как Петр I лапоть не смог сплести!

    При нынешней моде на ручную работу все эти знания могут оказаться не только любопытным дополнением к курсу истории русской культуры, но и составить теоретическую подготовку будущего мастера.

    Читателям от 7 лет.

    А. Литвина Метро: на земле и под землёй . – М.: Пешком в историю, 2015. – ISBN 978-5-905474-30-9.

    Познавательная книжка-картинка об истории железной дороги вообще и подземки в частности выделяется из ряда себе подобных благодаря оформлению. Анна Десницкая, которая нарисовала иллюстрации к этой книге, давно уже полюбилась читателям по книгам О. Мандельштама «Два трамвая» и Э. Шендеровича «Инопланетяне у египтян», однако здесь она впервые проявила себя в познавательном жанре. Надо сказать, что получилось на редкость хорошо: художнику удалось сохранить свой оригинальный стиль, в котором юмор сочетается с изяществом, а любовь к деталям не ведёт к избыточности. Текст книги служит дополнением к иллюстрациям. От разворота к развороту читатели узнают об изобретении паровоза и первых железных дорогах, о том, как пробивали туннели в скалах и прокладывали высокие эстакады, о строительстве метро в Москве и за рубежом. Не забывает автор про трамваи, велосипеды и автомобили. Те, кто устанут читать, могут поиграть: отыскать на картинке все машины или «железнодорожные» профессии, сравнить площадь Мясницкие ворота в Москве в 1920-е гг. и сегодня, поиграть в игру-ходилку по схеме Московского метрополитена и ответить на хитрые вопросы.

    Читателям от 5 лет.

    Петр Багин В лесу . – М.: Мелик-Пашаев, 2015. – 48 с., ил. – ISBN 978-5-00041-125-4.

    Жизнь леса средней полосы России в очередной раз стала темой красивейшей книги для детей (кстати, именно она получила в этом году премию «Образ книги» в познавательной номинации). Сочетание иллюстраций и текстов в этом издании далеко не в пользу последнего – перед нами книга художника в самом лучшем смысле этого слова, что никак не сказывается на информативности.

    В книге условно выделяется две части: в первой художник последовательно представляет нам времена года. Для каждого месяца создана своя масштабная панорамная иллюстрация, на которой собрано всё сразу: животные, хищники и травоядные, рыбы, птицы, насекомые, растения, грибы и соответствующая погода. Воспринимать этот подход художника как избыточность или «декоративность» – дело вкуса. Вторая часть книги имеет подзаголовок «Гнёзда и норы. Родители и детёныши», именно там можно увидеть поэтапное развитие тех живых существ, которых читатели уже наблюдали на панорамных иллюстрациях, их жилища «в разрезе». В этом разделе есть что почитать: каждое изображение сопровождается ёмким комментарием.

    Читателям от 5 лет.

    В. Малеев Занимательная зоогеография . – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 192 с., ил. – ISBN 978-5-00057-294-8.

    Известный биолог и фотохудожник Валерий Малеев сам объездил полмира и сделал множество фотографий животных. Затем он отобрал примерно полторы сотни самых интересных, разместил их по соответствующим климатическим зонам и составил для каждого из своих героев короткое, нескучное описание. Получился своего рода фото-справочник, где каждый зверь представлен тремя-четырьмя очень красивыми фотографиями, небольшой статьёй и энциклопедической информацией, размещённой сверху каждой статьи: там указан рост и вес взрослого животного, продолжительность его жизни и любимая пища. Книга разделена на главы в соответствии с климатическими зонами, а в предисловии автор говорит, что данное издание – лишь крохотная частица знаний о мире живой природы и призывает читателя расширять свои познания.

    Читателям от 5 лет.

    И. Панкратов Слонодёмия . – СПб.: Азбука, 2015. – 256 с., ил. – ISBN: 978-5-389-07698-3.

    Автор книги, кандидат физико-математических наук, в сказочной форме знакомит читателей с законами физики. Главный герой книги – маленький демон Максвелла Дёма – попадает в сказочную страну Тыквено, где каждый день рядом с ним перестаёт работать один из законов физики. Героям приходится выпутываться из ситуаций, когда мир вокруг ведёт себя не так, как обычно, а читателям предстоит понять целый ряд важнейших физических принципов и законов. В этом им помогут «Заметки Дёминого папы», расположенные после каждой главы, где простым и понятным слогом автор объясняет изумительно сложные для выбранной целевой аудитории вещи, как-то: второй закон термодинамики, закон Архимеда, гравитация, отдельные вопросы астрофизики и даже научные исследовательские методы.

    Забавно, что эта в первую очередь познавательная книжка получила премию именно за литературные достоинства: в 2014 г. автор был отмечен премией «Дебют» в номинации «Проза».

    Читателям от 8 лет.