Войти
Образование в России
  • Развивающая игра для детей — Головоломки со спичками Спичечные головоломки
  • Исследователи Африки и их открытия
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Сила тяжести на других планетах: подробный разбор
  • Сочинение “Власть денег над человеком” Произведения похожие на тему власть денег над
  • Сульфид железа (II): состав и молярная масса
  • В поросших лугах буйной растительностью. Обобщение и систематизация изученного об обособленных определениях

    В поросших лугах буйной растительностью. Обобщение и систематизация изученного об обособленных определениях

    12. Найдите предложения, в которых нарушена синтаксическая норма в употреблении причастных оборотов. Исправьте их.

    I.1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 3. Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4. Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром. 5. Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 6. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

    II. 1. Приближающиеся машины остановились у подъезда высокого здания. 2. Пришедшие зрители на спектакль прохаживались по фойе и рассматривали портреты актеров театра. 3. С нами разговаривал преподаватель, занимающийся теми же научными проблемами, что и мы. 4. Прилетевшие скворцы из южных стран начали вить гнезда, готовясь к появлению птенцов. 5. Написанные стихи ровным красивым почерком лежали на столе. 6. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы.

    III.1. Помещенная в вольер овчарка бегала и лаяла. 2. Написанный роман этим молодым писателем рассказывает о далеком прошлом нашей страны. 3. Увлеченные мальчики игрой в футбол не заметили автомобиля, мчавшегося на большой скорости. 4. Дует сильный, все сметающий ветер на своем пути. 5. Пассажирам, вошедшим в салон автобуса, сразу же следует оплатить проезд. 6. Вся деятельность ученого, направленная на уничтожение человеческих страданий, вызывает уважение.

    Нормы употребления деепричастного оборота

    13. Исправьте предложения, если это необходимо. Объясните причины нарушения синтаксической нормы в предложениях.

    1. Открыв окно, я залюбовался видом города. 2. Открывая дверь, она громко скрипнула. 3. Мама сидела, откинувшись на спинку стула. 4. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. 5. Возвращаясь до­мой, шёл дождь. 6. Прочитав рассказ, он показался мне слишком груст­ным. 7. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интерес­ную игру. 8. Возвращаясь из школы, меня застала гроза. 9. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо. 10. Познакомившись с произведениями А. Гайдара, мне больше всего понравилась повесть «Школа». 11. Читая эти строки, со­здается впечатление, что автор пишет о нас.

    14. Устраните ошибку в следующих предложениях с деепричастными оборотами. Дайте свои варианты правки.

    1. Повернув направо, будет видно здание художественной галереи. 2. Глядя на ваши сияющие глаза, радостно становится и мне. 3. Уезжая из Минска, мое настроение испортилось. 4. Листая старые альбомы, вспоминаются давно забытые друзья. 5. Анализируя эти статьи, учитывалось мнение авторитетных политиков. 6. Проснувшись рано утром, Ольге показалось, что день будет ясным. 7. Вернувшись домой с работы, маму ждал ужин, приготовленный дочерью. 8. Сергею нравилось глядеть в бездонное звездное небо, замирая от любви ко всему на свете.

    11-й класс

    Синтаксические нормы осложненного предложения

    Урок-практикум

    При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:

    1) групповая;

    2) работа в малых группах;

    3) индивидуальная работа.

    Синтаксические нормы предложения, осложненного причастным оборотом.

    Синтаксические нормы предложения, осложненного деепричастным оборотом.

    Синтаксические нормы предложения с однородными членами.

    Каждый из разделов предусматривал теоретическую основу с опорой на лекции и практическую часть с проверкой и самопроверкой.

    К уроку планировалось опережающее домашнее задание: прочитать указанные лекции (повторить сведения о причастных и деепричастных оборотах, однородных членах, знать, что такое синтаксическая норма, осложненное предложение).

    Учителем разработан курс лекций, практикум и электронное приложение к данному разделу курса, поэтому на уроке использованы методические и дидактические материалы учителя (см. Приложение).

    Цели урока:

    Систематизировать изученное по теме.

    Обучить анализу и редактированию текста (выявлению и исправлению грамматических ошибок).

    Развивать способности проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию фактов.

    Задачи урока:

    Актуализировать знания учащихся по теме: “Синтаксические нормы осложненного предложения”.

    Повторить правила конструирования предложений с причастными и деепричастными оборотами, однородными членами.

    Организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы).

    Обобщить и систематизировать материал по теме: “Синтаксические нормы осложненного предложения”.

    Организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах.

    Организовать самоконтроль учащихся на уроке.

    Тип урока : систематизация и обобщение материала.

    Форма проведения урока: практикум.

    Оборудование:

    1. Компьютеры и электронные тесты по синтаксическим нормам.

    2. Мультимедиа.

    3. Лекции по русскому языку и культуре речи.

    4. Практикум по русскому языку и культуре речи.

    5. Дидактический материал (в распечатках).

    ХОД УРОКА

    I. Вступительное слово учителя.

    – Сегодня мы продолжаем работу над разделом “Синтаксические нормы”. Прочитаем тему урока:

    Синтаксические нормы осложненного предложения.

    – Что такое синтаксические нормы? (Это нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений различных видов.)

    – Что такое осложненные предложения? (Это простые предложения, в состав которых входят обособленные и однородные члены предложения, обращения и вводные слова.)

    – Сформулируйте цели и задачи урока.

    Ученики формулируют цели и задачи урока, а учитель корректирует формулировку.

    – Итак, наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу, повторить правила конструирования предложений с причастными, деепричастными оборотами и однородными членами.

    II. Актуализация изученного о деепричастном обороте.

    Учитель. Рассмотрим экзаменационный пример (см. слайд).

    Задание А7: Выберите грамматически правильное продолжение предложения и объясните свой выбор.

    Рассматривая рисунок,

    1) создается впечатление, что птица живая;

    2) обратите внимание на штриховку;

    3) неожиданно погас свет;

    4) мне вспомнилось лето.

    Вспоминаем правила употребления деепричастного оборота (см. слайд и лекцию).

    Правила употребления деепричастного оборота:

    1. Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету: Рассматривая рисунок, обратите внимание на штриховку.

    2. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Хорошо было лежать на траве, смотреть на небо, думая о будущем.

    Учитель. В каких случаях нельзя употреблять деепричастный оборот?

    Возможные ответы учащихся:

    1. Если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, “совершают” разные субъекты: Рассматривая рисунок, неожиданно погас свет. Убежав из дома, мальчик был найден родителями.

    2. Если в безличном предложении нет инфинитива, к которому может относиться деепричастный оборот: Идя домой, мне стало грустно.

    Тренировочные упражнения

    Девятиклассники выполняют задания из практикума и устно объясняют свой выбор.

    Путешествуя на велосипеде,

    1) развиваются мышцы ног и спины;

    2) требуется немалая выносливость;

    3) вы получаете большое удовольствие;

    4) у меня сломалась фара.

    Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

    Выбрав пьесу,

    1) началось распределение ролей;

    2) оказалось, что там слишком много ролей;

    3) была назначена первая репетиция;

    4) мы немедленно начали репетировать.

    III. Актуализация изученного о причастном обороте.

    Учитель. Рассмотрим предложения с причастным оборотом (см. слайд). Определим, правильно ли они построены.

    1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

    2. Пастух подходил к нашему костру, заночевавший в горах.

    3. Я жил в тихой, затерявшей в глуши деревушке.

    4. Представление о прямой дает луч света, выходящего из малого отверстия.

    5. В городе была церковь, которая давно разрушилась и служившая какое-то время овощехранилищем.

    Возможные ответы учащихся:

    1. Определяемое слово оказывается внутри причастного оборота. Правильно: В лугах, поросших буйной растительностью,..

    2. Причастный оборот оторван от определяемого слова. Правильно: Пастух, заночевавший в горах,..

    3. Причастие образовано от возвратного глагола затерялся . В причастии отсутствует возвратный суффикс -ся: затерявшейся.

    4. Допущена ошибка в согласовании. Определение, выраженное причастным оборотом, согласуется с определяемым словом луч .

    5. Неправильно употреблены как однородные члены придаточное определительное предложение и причастный оборот. Правильно: …давно разрушенная и служившая…

    Исправляем предложения (устно и письменно).

    IV. Актуализация изученного об однородных членах.

    Учитель. Дайте понятие однородных членов.

    Возможные ответы учащихся:

    Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним членом предложения. Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи, например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками. (М.Пришвин)

    Учитель. Рассмотрим примеры с ошибками при однородных членах.

    прививало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

    2. Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома.

    3. Полиция обрушила на митингующих дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие .

    4. Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, музыке, литературе.

    Учитель. Определите тип ошибок, отредактируйте текст и запишите полученный вариант.

    Учащиеся самостоятельно проверяют работу и объясняют тип ошибок.

    Самопроверка (на слайде)

    1. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, рождало мечты о покорении космоса.

    2. Большую помощь в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома, которые сами участвовали в соревнованиях.

    3. Полиция обрушила на головы митингующих дубинки , применила огнестрельное оружие и гранаты со слезоточивым газом.

    4. Преподаватели научат ребят разбираться в живописи, музыке, литературе и привьют им любовь к этим видам искусства.

    Возможные ответы учащихся:

    1. Допущены ошибки в управлении. Однородные члены предложения требуют разных падежей от зависимых существительных (см. предл. 4): разбираться (в чем?), но прививать (что?).

    2. Однородные члены могут иметь разную лексическую сочетаемость. (см. предл. 1): прививало любовь, рождало мечты; (см. предл. 3): применила… оружие, гранаты; обрушила дубинки; (см. предл. 2): оказали помощь, приняли участие.

    Учитель. Отредактируйте следующее предложение (см. слайд).

    Обратите внимание на однотипное оформление однородных сказуемых.

    Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю в обучении и воспитании слушателей:

    – точно знать количество слушателей в группе;

    – своевременно сообщать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей;

    – помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями.

    (Правильно: организовать помощь… в работе… )

    V. Самостоятельная работа в дифференцированных группах.

    Учащимся предлагается три вида деятельности: самостоятельная работа с использованием электронных тестов по теме с самопроверкой (группа А), работа по индивидуальному образовательному маршруту по изучаемой теме (группа В) и работа с учителем (группа С). Перед работой с электронными тестами учитель проводит инструктаж.

    Группа А (сильная) работает на компьютерах с тестами “Синтаксические нормы” и выполняет любые задания группы В.

    Группа В (средняя) выбирает задания из перечня и выполняет в тетради:

    практикум, занятие 4, с. 17, № 11, 12, 13, 14, тесты в последней теме. Распечатка – задания по выбору.

    Группа С (слабая) решает тесты из практикума.

    Такая самостоятельная работа дает возможность девятиклассникам проверить свой уровень знаний, получить (при необходимости) консультацию учителя, закрепить полученные знания, выполняя тестовые задания по теме.

    Домашнее задание предусматривает повторение и систематизацию учебного материала с опорой на лекции и практикум, разработанные учителем.

    VI. Итог урока.

    Учитель. Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

    Ученики анализируют свою работу на уроке и ставят задачи для домашнего повторения.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2006.

    2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 2006.

    3. Иванова С.Ю. Экзаменационные “ловушки”. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2005.

    4. Иванова С.Ю. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: тренировочные материалы. Самара, 2008.

    5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1996.

    6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

    7. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 1998.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Практикум по русскому языку и культуре речи

    I. Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распространенные определения. Место их до или после определяемого слова выберите сами.

    1. Дорога вьется между двумя колеями (поросший зеленой придорожной травой). 2. Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3. Солнце село, и на небе замерли легкие облака (розовый от заката). 4. Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребенка). 5. По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 6. Пастух подходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7. Мы плыли в сплошном тумане (закрывший берег и море). 8. В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

    II. Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Исправьте их эти и спишите предложения.

    1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 3. Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4. Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром. 5. Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 6. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

    III. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.

    1. Дойдя до реки, … а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2. Тщательно прицелившись, … а) охотник выстрелил и убил фазана; б) фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, …. а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц. 4. Собираясь в поход, … а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. 5. Подъезжая к станции, … а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 6. Набирая скорость, … а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

    IV. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их. Попытайтесь найти разные способы исправления.

    1. Меня не раз охватывал смех, глядя комедию “Ревизор”. 2. Прочитав пьесу, напрашивается вывод о жизни за стенами костылевской ночлежки. 3. Читая поэму “Мертвые души” и сталкиваясь с образом Плюшкина, у тебя появляется отвращение. 4. Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 5. Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 6. Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. 7. Услышав о разведке, Пете стало весело. 8. Взявши власть в свои руки, правительством были изданы декреты.

    Тесты

    I. Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное).

    1. Хор исполнял “Калинку”.

    2. Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории.

    3. Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен.

    4. Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии.

    II.

    1. Лексические повторы – средство выразительности в стихотворении Лермонтова “Бородине”.

    2. Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.

    3. Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.

    4. Интернет сохраняет и позволяет пользоваться огромными базами данных по разным вопросам науки.

    III. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

    1. О поэме А.Блока “Двенадцать” споры не утихают до сих пор.

    2. Одним из выдающихся поэтов был А.Фет, воспевших красоту природы.

    3. На встречу с писателем пришли те, кто любит научную фантастику.

    IV. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

    1. В стихотворении А.Блока “Осенней Воле” просматриваются традиции литературы XIX века.

    2. Одним из признанных вождей натуральной школы стал В.Белинский, сыгравших важнейшую роль в теории реализма.

    3. Воспоминания знакомят и дают полное представление о том или ином писателе.

    4. Музыка может выразить не только нежность и радость, но и тревогу, печаль.

    V. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

    1. В стихотворении “Письме к матери” С.Есенин раскрывает тему любви к самому родному человеку.

    2. Н.Некрасов показывает крестьян неспособными на протест.

    3. Все, кто были на спектакле, остались довольны.

    4. Средства языка помогают и выражают самые сложные чувства.

    VI. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

    1. В комедии А.Чехова “Вишневом саде” темой является судьба России, ее будущее.

    2. На каторге Ф.Достоевский столкнулся с личностями уголовного мира? ставящих себя выше нравственных законов общества.

    3. Старшеклассники этой школы участвовали и выиграли это соревнование.

    4. Те, кто катался в этот день на лыжах, обморозили не только лицо, но и руки.

    VII. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

    1. Героиня романа “Преступления и наказания” является идеалом Ф.Достоевского.

    2. Художники любуются и одухотворяют природу.

    3. Н.Гоголя тревожит проникновение в общество чичиковых, несущего воинствующую подлость.

    4. Тире ставится не только после однородных членов, но и между подлежащим и сказуемым.

    VIII.

    Услышав длинный гудок,

    1) только после этого можно набрать номер;

    2) наберите номер абонента;

    3) набирается номер абонента;

    4) значит, линия свободна.

    IX. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

    Прогуливаясь по вечернему городу,

    1) мы получили настоящее удовольствие;

    2) у нас завязался разговор;

    3) подростками часто нарушаются правила поведения;

    4) проспект произвел неизгладимое впечатление.

    X. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

    Анализируя состав слова,

    1) у меня возник вопрос;

    2) укажите его морфемы;

    3) мне поставили “отлично”;

    4) часто не указывается основа.

    XI. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

    Начав заниматься музыкой,

    1) у вас остается мало времени для развлечений;

    2) в значительной степени развиваются творческие способности;

    3) у меня появилось много интересных знакомых;

    4) я уже сделал выбор.

    XII. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

    Возвращаясь с работы,

    1) мной овладела тревога;

    2) испортилась погода;

    3) это займет меньше часа;

    4) я зашел к приятелю.

    Задания по синтаксической стилистике

    I. Запишите предложения, ставя однородные члены в том же падеже, что и обобщающее слово; расставьте знаки препинания.

    Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощутить радость но и существовать вообще. (С.Барлин)

    II. Переделайте предложения, преобразуя один из глаголов-сказуемых в деепричастие-обстоятельство.

    1. Собака рычала и кидалась на зверя. 2. Он оглянулся и увидел, как мелькнула и пропала во тьме лодка. 3. Разведчик спрятался и стал следить за дорогой. 4. Если спотыкаешься, не всегда брани дорогу.

    III. Переделайте предложения, преобразуя один из глаголов-сказуемых в деепричастие-обстоятельство или в причастие-определение.

    1. Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю. 2. Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу. 3. Животные готовятся к зиме и кажутся озабоченными. 4. Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи.

    IV. Запишите предложения, поставив причастные обороты рядом с определяемыми словами. При необходимости поставьте знаки препинания.

    1. Яркими звездочками земляники покрылись поляны в сухом бору (обильно цветущей). 2. Дочь лесника увидела небольшого лопоухого лосенка (собиравшая землянику). 3. Охотникам, косарям и грибникам иногда попадаются рога (сброшенные лосем). 4. Зашуршала, закачалась белоусая трава, послышался легкий топот, и на крошечную поляну выкатил заяц (обрамленный облетевшим осинником). 5. Звенят под ногами поблекшие листья (высушенные крепким утренником).

    V.

    1. Ребята интересуются и любят историю своего родного края. 2. Надо, чтобы все заботились и берегли природу. 3. К зиме готовятся не только звери, а также птицы. 4. В нашем лесу много ягод малины. 5. Мой товарищ упорный, но трудолюбивый. 6. Он всегда помнит обещание, но не откладывает его в долгий ящик. 7. Подгоняемая лодка неслась по реке ветром. 8. Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. 9. Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. 10. По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 11. В большом зале с потемневшей от дыма стенами стояли длинные низкие столы. 12. Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц и людей. 13. Затянувшее тучами небо повисло над просекой. 14. Причастия – это слова, обозначающие признаки предметов по действию и которые отвечают на вопрос какой? что делающий? 15. Море, плескавшее тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском.

    VI. Спишите текст, исправьте предложения, если это необходимо.

    1. Росш_е (не)забудки у руч_я уже зацвели. 2. Показавш_ся солнце из-за туч(?) ярко осв_тил_ лес и поляну. 3. Появивш_ся поч(?)ки на деревьях говорили о наступавш_й весне. 4. На пристан_ толпились ожидающ_ пассажиры посадку на катер. 5. Молч_ливо стоят одетые березы и клены листвой. 6. Широко разл_ваются наполняемые реки талой водой. 7. Открыв окно, я залюб_вался видом города. 8. Открывая дверь, она громко скрипнула. 9. Мама с_дела, откинувшись на спинку стула. 10. Заканчивая чертеж, у меня сл_мался карандаш (?). 11. Возвращаясь домой, ш_л дождь. 12. Прочитав рассказ, он пок_зался мне слишком грус(?)ным. 13. Разл_жив игрушки на д_ван_, дети нач_ли какую(то) интересную игру. 14. Возвращаясь из школы меня застала гроза. 15. Под(?)е_жая к деревне, у машины спустилось колесо. 16. Прочитав А.Гайдара, мне больше всего понравилась повесть “Школа”. 17. Читая эти строки, создается впеч_тление, что автор пиш_т о нас. 18. Он (не)замечал н_ лесов, н_ озер, заросшие кувшинкой. 19. На деревьях распустились первые листочки, р_стущие около дома. 20. П_стух увид_л наш костер, заноч_вавший в горах.

    Л.А. БАБЕНКОВА,
    лауреат премии
    Президента РФ 2006 г.,
    гимназия № 1,
    г. Бугуруслан,
    Оренбургская обл.

    Разделы: Русский язык

    При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:

    1) групповая;

    2) работа в малых группах;

    3) индивидуальная работа.

    Каждый из разделов предусматривал теоретическую основу с опорой на лекции и практическую часть с проверкой и самопроверкой.

    К уроку планировалось опережающее домашнее задание: прочитать указанные лекции (повторить сведения о причастных оборотах; знать, что такое синтаксическая норма, осложненное предложение).

    Цели урока:

    • Систематизировать изученное по ранее изученной теметеме.
    • Обучить анализу и редактированию текста (выявлению и исправлению грамматических ошибок).
    • Развивать способности проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию фактов.

    Задачи урока:

    • Актуализировать знания учащихся изученной по теме.
    • Повторить правила конструирования предложений с причастными оборотами в различных позициях.
    • Организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы).
    • Обобщить и систематизировать материал по теме.
    • Организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах.
    • Организовать самоконтроль учащихся на уроке.

    Тип урока: систематизация и обобщение материала.

    Тип урока:

    • систематизация и обобщение изученного материала.

    Форма проведения урока:

    • Урок-практикум.

    Оборудование урока:

    1. Классная доска, заранее оформленная к уроку.

    2. Лекции учащихся в рабочих тетрадях по русскому языку.

    3. Раздаточный материал для учащихся.

    ХОД УРОКА

    I. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся. Оформление тетрадей учащихся

    II. Актуализация изученного об обособленных определениях.

    Учитель. Рассмотрим предложения с причастным оборотом (см. раздаточный материал для учащихся). Определим, правильно ли они построены.

    1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

    2. Пастух подходил к нашему костру, заночевавший в горах.

    3. Я жил в тихой, затерявшей в глуши деревушке.

    4. Представление о прямой дает луч света, выходящего из малого отверстия.

    5. В городе была церковь, которая давно разрушилась и служившая какое-то время овощехранилищем.

    Возможные ответы учащихся:

    1. Определяемое слово оказывается внутри причастного оборота. Правильно: В лугах, поросших буйной растительностью...

    2. Причастный оборот оторван от определяемого слова. Правильно: Пастух, заночевавший в горах,..

    3. Причастие образовано от возвратного глагола затерялся. В причастии отсутствует возвратный суффикс -ся; затерявшейся.

    4. Допущена ошибка в согласовании. Определение, выраженное причастным оборотом, согласуется с определяемым словом луч.

    5. Неправильно употреблены как однородные члены придаточное определительное предложение и причастный оборот. Правильно: ...давно разрушенная и служившая...

    Затем учащиеся записывают предложения в тетрадь в исправленном виде, выделяя обособленные определения.

    III. Выполнение тренировочных упражнений по изученной теме (выполняются коллективно с объяснением).

    1) Определите, чем выражено обособленное определение.

    1. Багряная листва, покрытая морозной росой, шуршит в аллее под моей ногой.

    2. Занятия, чуждые музыке, были постылы мне.

    3. Это было в Одессе августовской ночью, полной спелых звезд.

    4. Ветка была покрыта большими листьями, похожими на перья страусов.

    5. Море шумело, сожженное лунным огнем.

    6. Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.

    2) Поставьте недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями.

    1. Пьер все более и более приходивший в волнение во время этого разговора встал и подошел к княгине.

    2. Князь Василий похудевший и побледневший за эти дни провожал главнокомандующего и что-то несколько раз тихо повторил ему.

    3. Все сделанное ее отцом, возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению.

    4. В деревне занимаемой штабом был трактир, посещаемый офицерами.

    5. Князя Андрея поразила в эту минуту перемена происшедшая в лице князя Багратиона.

    6. Он был светский человек успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха.

    3) Образуйте от глаголов, данных в скобках, причастия и согласуйте их с выделенными определяемыми словами. Запишите предложения, расставляя недостающие запятые.

    1. Сильный ветер (направить) вниз по склону горного хребта создает значительное похолодание.

    2. По степи поплыли тени облаков (пропитать) голубым сиянием луны.

    3. (Размывать) весенними разливами почва не пригодна для земледелия.

    4. Искусно (спрятать) в зелени гнезда птиц недоступны для хищников.

    5. (Грузить) различной снедью телега приближалась к рынку.

    IV. Самостоятельная работа в дифференцированных группах.

    Задание для группы №1.

    Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках обособленные определения. Выделите их, определите их место в предложении.

    1. Дорога вьется между двумя колеями (поросший зеленой придорожной травой). 2. Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3. Солнце село, и на небе замерли легкие облака (розовый от заката). 4. Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребенка). 5. По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 6. Пастух подходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7. Мы плыли в сплошном тумане (закрывший берег и море). 8. В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

    Задание для группы №2.

    Укажите, какие ошибки допущены в построении предложений. Исправьте их и спишите предложения, выделив на письме обособленные определения.

    1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 3. Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4. Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром, 5. Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 6. Издалека были видны плывущие бревна по воде

    Задание для группы №3.

    Запишите предложения, поставив обособленные определения рядом с определяемыми словами. При необходимости поставьте знаки препинания. На письме выделите обособленные определения.

    1. Яркими звездочками земляники покрылись поляны в сухом бору (обильно цветущей). 2. Дочь лесника увидела небольшого лопоухого лосенка (собиравшая землянику). 3. Охотникам, косарям и грибникам иногда попадаются рога (сброшенные лосем). 4. Зашуршала, закачалась белоусая трава, послышался легкий топот, и на крошечную поляну выкатил заяц (обрамленный облетевшим осинником). 5. Звенят под ногами поблекшие листья (высушенные крепким утренником).

    V. Фронтальная проверка знаний учащихся по изученной теме.

    Вариант 1.

    1. Ребята интересуются и любят историю своего родного края. 2. Надо, чтобы все заботились и берегли природу. 3. К зиме готовятся не только звери, а также птицы. 4. В нашем лесу много ягод малины. 5. Мой товарищ упорный, но трудолюбивый. 6. Он всегда помнит обещание, но не откладывает его в долгий ящик. 7. Подгоняемая лодка неслась по реке ветром. 8. Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. 9. Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. 10. По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 11. В большом зале с потемневшей от дыма стенами стояли длинные низкие столы. 12. Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц и людей. 13. Затянувшее тучами небо повисло над просекой. 14. Причастия - это слова, обозначающие признаки предметов по действию и которые отвечают на вопрос какой? что делающий? 15. Море, плескавшее тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском.

    Вариант 2.

    Спишите текст, исправьте предложения, если это необходимо. Выделите на письме обособленные определения и определите их тип.

    1. Росш_е (не)забудки у ручя уже зацвели. 2. Показавш_ся солнце из-за туч(?) ярко осв_ тил_лес и поляну. 3. Появивш_ся поч(?)ки на деревьях говорили о наступавш_й весне. 4. На пристан_ толпились ожидающ_ пассажиры посадку на катер. 5. Молч_ливо стоят одетые березы и клены листвой. 6. Широко разл_ваются наполняемые реки талой водой. 7. Открыв окно, я залюб_вался видом города. 8. Открывая дверь, она громко скрипнула. 9. Мама с_дела, откинувшись на спинку стула. 10. Заканчивая чертеж, у меня сл_мался карандаш (?). 11. Возвращаясь домой, ш_л дождь. 12. Прочитав рассказ, он пок_зался мне слишком грус(?)ным. 13. Разл_жив игрушки на д_ван_, дети начли какую(то) интерес_ную игру. 14. Возвращаясь из школы меня застала гроза. 15. Под(?)е_жая к деревне, у машины спустилось колесо. 16. Прочитав А. Гайдара, мне больше всего понравилась повесть "Школа". 17. Читая эти строки, создается впечатление, что автор пиш_т о нас. 18. Он (не)замечал н_ лесов, н_ озер, заросшие кувшинкой. 19. На деревьях распустились первые листочки, р_стущие около дома. 20. П_стух увид_л наш костер, заночевавший в горах.

    VI. Объяснение нового домашнего задания:

    • Повторить по лекциям материал, изученный по теме.
    • Повторить изученное об обособленных обстоятельствах различных видов

    VII. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.

    Учитель. Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

    Ученики анализируют свою работу на уроке и ставят задачи для домашнего повторения.

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2006.

    2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 2006.

    3. Иванова СЮ. Экзаменационные "ловушки". Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2005.

    4. Иванова СЮ. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: тренировочные материалы. Самара, 2008.

    5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М, 1996.

    6. Розенталъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

    7. Розенталъ Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 1998.