Войти
Образование в России
  • Решить систему сравнений
  • Мавритания. Общие впечатления. Мавританцы Наука и культура Мавритании
  • Графики линейных функций
  • Сфера, вписанная в цилиндр, конус и усеченный конус
  • Согласные звуки в русском языке П парный
  • Воздействие частот в герцах (Гц) на организм
  • Ссср: чем гордились советские люди и о чём им не рассказывали. Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях В 1960 е годы

    Ссср: чем гордились советские люди и о чём им не рассказывали. Смотреть что такое

    Продолжаем рубрику «Нескучные картинки». Четвертая часть посвящена редким снимкам жизни в СССР в 50-60-е годы. Это было непростое время. Ушел из жизни Иосиф Сталин, началось правление Никиты Хрущева. В последствии, это время получило характерное название — «оттепель».

    Аппарат для продажи духов и одеколона, 1950-е

    Такие аппараты ставили в крупных магазинах. Цена «пшика» — 10-15 коп.
    Чаще всего туда закачивали одеколон Шипр или Полёт, иногда Красную Москву.
    1950-е гг.

    Производственная гимнастика, 1950-е

    Торговый автомат в «Детском мире», 1950-1960-е гг

    Культурный отдых Ненцев, 1950-е

    Ненцы — народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.

    Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным. Традиционное занятие - крупностадное оленеводство.

    Торговля арбузами в поселке Амдерма на берегу Карского моря, 1952

    А́мдерма - посёлок (в 1936-2004 годах - посёлок городского типа, с 23 декабря 2004 года - сельское поселение) в Ненецком автономном округе. Основан в 1933 году. Название посёлка в переводе с ненецкого означает «лежбище моржей».

    Первые студенты МГУ, 1953

    Автор: Драчинский Николай.
    Строительство города Сталинвароша («Сталинграда»), 1951

    Пропагандистская фотография. Нынешний Дунауйварош, — cамый молодой город Венгрии — построен с «нуля» по программе индустриализации, принятой коммунистическим правительством Венгрии в 50-х годах XX века.

    Всемирный фестиваль молодежи, Москва, 1957 год

    Маршал Жуков на слоне во время дипломатического визита в Индию, Дели, 1957

    Велосипед «Ракета», 1958

    Кострома, ул.Крестьянская, из архивов С. Митина. — У кого-нибудь был такой? Наверняка весь двор бегал со словами — дай покататься)

    Игра в футбол, 1958

    Новая игрушка, 1958

    «В универмаге», 1958

    Знаменитая стиральная машина, напоминала больше робота, чем ракету) У бабушки была такая.

    «Кристиан Диор» в Москве, 1959

    В 1959 году дом моды «Кристиан Диор» привез в Москву одну из своих коллекций одежды. Манекенщицы прогулялись по городу.

    Девушки подготавливают беговую дорожку, 1959

    В советское время физический труд не разделялся на мужской и женский… Ну, или почти… Журнал LIFE обожал такие снимки, тиражируя их повсеместно, покрикивая — насколько советский режим дикий и варварский… Западу легко оценивать, не зная больших войн на своих землях…

    Пионеры на учениях по гражданской обороне, 1960

    «Не уверен — не обгоняй. МОХ», 1960
    Автор: Дубинский Григорий.
    Будни гаишника, 1960
    Баскетбол, 1961

    Авторы: Воздвиженский Дмитрий, Свиридова Нина

    Первый снег кубинского лидера — Фидель Кастро катается на санях, 1963

    Фотография Дмитрия Бальтерманца.

    Фидель Кастро катается на ледяной горке, Москва, 1964


    © Dmitri Baltermants
    Бег с ведрами на празднике «Сабантуй», Казань, 1965

    Роботы переходят дорогу, Проспект Ленина, 1967
    Фотография — Г.Щербаков «Без нарушений».
    Робот-гаишник,1967

    По некоторым данным им планировалось заменить сотрудников ГАИ на дорогах для управления транспортным потоком. Предполагалось что робот способен выполнять 79 команд и управляться дистанционно. С целью популяризации проекта были напечатаны в журналах эти фотографии, но проект так и остался не реализован.

    Многие считают 60-е годы самым лучшим периодом в истории СССР. И не без оснований. Собственно, выбор то не велик, или 60-е, или 70-е... Наверное, в материальном плане выбор будет очевиден, благосостояние советского народа неуклонно росло. Как минимум огромное количество трудящихся познали прелесть персональных кухонь и санузлов - слава тем самым "хрущёвкам". Тем не менее большинство людей старшего поколения не колеблясь делают выбор в пользу 60-х.
    А причина лежит совсем не в материальной плоскости. 60-е годы были временем духовного подъёма, временем надежд. Тогда как 70-е стали периодом разочарования, неверия и апатии.
    А как могло быть иначе?

    В 61 году Никита Сергеевич Хрущёв заявил: Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!

    Когда я в 70-х учился в школе в это уже никто кроме первоклашек не верил. Нам всучили суррогат под названием "развитой социализм". Помню, что это сильно разочаровало...))
    Самое смешное, что до коммунизма, как мы его в детстве понимали, мы таки дожили. Он явился нам в образе "олл-инклюзива" на турецко-египетских курортах.
    Но, вернёмся в 60-е...

    Космос! Конечно, это главный символ, пик, вершина, оргазм! И сегодня, по прошествии полувека, можно сказать, что полёт Гагарина действительно был грандиознейшим событием 60-х годов.

    Его любили вот такие женщины...

    И такие тоже...

    Ему рукоплескали в Лондоне...

    А ещё это было время молодых романтиков. Физики и Лирики. Бородатые геологи и юные мечтатели...

    Горы, костёр в лунную ночь, "милая моя, солнышко лесное"... И стахи! Вознесенский, Евтушенко...

    Лица эпохи...

    Игорь Стравинский

    Анатолий Фирсов и Александр Мальцев

    Лев Яшин

    Иннокентий Смоктуновский

    Валентина Леонтьева

    Игорь Кирилов

    Борис Спасский и Тигран Петросян

    Игорь Стравинский и Карен Хачатурян

    Но, не всё было так радужно. На границе тучи ходят хмуро ...

    Перебежчик-военный из ГДР в ФРГ

    Это приняло массовый характер, и в 61 году началось строительство Берлинской стены, на десятилетия ставшей символом набиравшей обороты холодной войны...

    А она могла вполне перейти в горячую фазу. Пламенная дружба с одними и готовность похоронить других, привела к Карибскому кризису 62 года.
    Мир стоял на пороге войны...

    В тот же год случился Новочеркасск. С детства я слышал как взрослые понизив голос упоминали об этом событии. Тогда ведь о подобном не писали в газетах, не показывали репортажи по ТВ, но и спустя 10 лет после событий люди передавали из уст в уста истории о расстреле рабочей демонстрации...

    Большинство же населения в ту пору и не слышали об этих трагических событиях.
    Жизнь представлялась совсем в других цветах. Раны войны в основном затянулись, страна строилась, людям хотелось не просто жить, но жить красиво. Появились фарцовщики, спекулянты, стиляги...
    Страна заболела запрещённой ранее кибернетикой, робототехникой. Казалось, если уж полетели в космос, то роботизировать жизнь на земле - раз плюнуть.

    Звёзды тогда не ездили пьяными по встречке))

    Вещи были красивыми и долговечными. О надёжности тогдашних холодильников "ЗИЛ", "Москва", "Днепр" ходили легенды...

    Много позже, в старичке "Днепре" , отпахавшем у родителей 40(!) лет, я обнаружил японский компрессор... И вообще, это были хорошие копии холодильников "Дженерал электрик")

    Вообще, в приоткрытую форточку к нам задуло много хорошего, в том числе и мода. Тогда в Европе это было золотое время. Моду ещё делали гетеросексуалы))

    В в Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых — мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира.
    В СССР всё приходило с небольшой задержкой, здесь был популярен Карден с его геометрическими формами.

    Конечно, всё это затрагивало в основном молодёжь крупных городов, провинция жила привычной жизнью...

    Жирной кляксой на страничке 60-х годов стали танки на улицах Праги в 68 году...

    Честь страны спасли восемь отважных соотечественников, вышедших на Красную площадь...

    И это стало началом другой эпохи, которую позже назовут застоем. Я не склонен считать, что т.н. застой - самое страшное в истории нашей страны. Отнюдь!

    Но, той искорки, которая сопровождала 60-е, уже не было, увы.

    К сожалению, в СССР назревали проблемы, которые имели гораздо более глубокие причины, чем примитивизм одного руководителя.

    Как и Запад, СССР переживал системный переход. Две конкурирующие системы в материальном смысле развивались почти синхронно. Наука и техника были примерно на одинаковом уровне. Где-то впереди был Запад, где-то – СССР.

    К началу 1960-х годов не только разрушенная войной промышленность и сельское хозяйство были не только полностью восстановлены, но и были сделаны большие шаги вперёд. Созданная система обороны и ядерный щит были достаточны, чтобы внешняя военная сила не представляла опасности.

    В СССР, конечно, не было создано общество изобилия, но повсеместно был достигнут здоровый материальный достаток. Все были обуты, одеты, накормлены, обучены, имели возможность отдыхать и пользоваться медициной.

    В этой ситуации прежний принцип – работай так хорошо, как можешь, а распределение будет по принципу наиболее нуждающегося, переставал действовать.

    Когда рядом голодный и босой, надо накормить и обуть его в первую очередь. Но когда все накормлены, то нет смысла работать изо всех сил, чтобы обеспечить соседа удовольствиями, которых ему хочется. Когда люди начинают работать ради удовольствий, а не ради совместного выживания, то неизбежно начинается конкуренция за право получить больше удовольствий и получить их раньше соседа.

    В такой ситуации и военно-командная организация производства, и военно-командная организация общественного сознания переставали давать результаты и теряли смысл.

    В 1961 году была сбылась высшая мечта естественнонаучной идеи, высшая мечта физики – полёт человека в космос.

    В XIX веке чудом был паровоз, в 1920-е годы – трактор, электричество и радио, в 1930-е – заводы-гиганты. В 1960-е годы выдохлась даже фундаментальная теоретическая физика.

    Все мечты материалистической науки осуществились. В материальном смысле дальше мечтать было не о чем, кроме товаров для своей кладовки.

    Доля городского населения России превысила 50 процентов. Сам того не ведая, СССР начал превращаться в идеалистическое общество, в котором преобладают излишки и отношения людей между собой, а не отношения людей и природы.

    Выбор 1960-х

    Страна была в ключевой точке, в точке бифуркации. Наступил переход из «царства естественной необходимости», когда развитие определялось не столько желаниями, сколько внешними факторами и материальными нуждами тела. Наступил переход в «царство осознанной необходимости», в «царство субъективной свободы», где развитие сверх необходимого зависит только от желания, фантазии и воли самих людей.

    Само общество осознавало, что произошли сильные перемены и что нужны новые цели. Вспыхнули споры физиков и лириков, споры идеалистов и материалистов. Среди экономистов началась теоретическая дискуссия товарников и антитоварников. Они спорили о том, есть ли товарно-денежные отношения при социализме, или их нет.

    Вместо бесконечного цитирования классиков, экономистам достаточно было сходить в народ, и поинтересоваться, строятся ли ежедневные отношения людей посредством товаров и денег, или на каких-то иных принципах. Думают ли люди в первую очередь о товарах и о деньгах, или у них иные ценности.

    В конечном счёте, выбор новых целей был за руководством партии. Ключевые решения были приняты на XXI съезде в 1959 году. На XXII съезде в 1961 году была одобрена Третья программа КПСС.

    Третья программа КПСС констатировала, что цель революции 1917 года полностью достигнута – социализм в СССР построен и надёжно защищён.

    Дальнейшая стратегия, стратегия построения коммунизма к 1980 году, заключалась в трёх главных целях:

    1. Развитие материально-технической базы коммунизма, то есть дальнейший рост промышленности.

    2. Удовлетворение растущих потребностей населения в потреблении товаров.

    3. Усиление коммунистического воспитания нового человека.

    Таким образом, в обществе, ставшем по сути своей идеалистическим , на первое место было поставлено развитие производства. Предполагалось, что производительные силы принесут счастье сами собой.

    Это был сильный шаг назад даже по сравнению с 1917 годом, когда на первое место выдвигалась справедливость, борьба с буржуазией как классом, а уже потом материальность.

    Более того, эта стратегия просто не работала в условиях насыщения. Если для обработки всех полей и лугов страны нужно 2 миллиона тракторов, а есть 200 тысяч, то каждый новый трактор даёт большу ю помощь. Но когда уже есть 2 миллиона тракторов, то дальнейшее увеличение их производства идёт только во вред.

    В этот момент надо не увеличивать производство, но свернуть его просто до уровня замены изнашивающегося и улучшать качество, уменьшать энергоёмкость и так далее. Планирование от достигнутого и увеличение производства по инерции совершенно не учитывают, что рано или поздно наступает переход количественных изменений в качественные.

    В такой ситуации рост производства становится не улучшением жизни людей, а ростом показателей в отчётах. Главной становится всё та же счётная книга (которая перекочевала из религии денег в теорию Маркса), рост транзакций, только выраженных не в золоте, а в рублях или в натуральных показателях. От натуральной счётной книги до настоящей золотой счётной книги – один шаг.

    Хозяйство стало «экономикой», экономика – фетишем, экономикой ради экономики.

    Более того, в условиях идеализации общества переставала работать теория трудовой и физической стоимости Маркса.

    Товары удовольствия нельзя выразить через затраты труда и измерить в килограммах или метрах. Для инвестиций в лёгкую промышленность, в продукции которой главным показателем являются субъективные потребительские свойства товаров и их субъективное качество, нельзя использовать те же формулы, которые работали при инвестировании в объективную тяжёлую промышленность.

    Советское ценообразование велось от ГОСТов. На функциональные товары несложно установить ГОСТ, который измеряет десяток их наиболее важных физических характеристик. ГОСТ на товары удовольствия установить практически невозможно, ибо удовольствие физикой не измеришь.

    Материалистическое мышление налагало сильные ограничения и на производителей товаров. Они считали, что если товар сделан хорошо с их точки зрения, то это объективно хороший товар. Надо же было смотреть глазами покупателя, понимая, что товар – субъективная категория.

    Статусные товары вообще были вне советского мировоззрения. Поэтому их место в обществе стали занимать примитивные, но яркие и редкие импортные товары.

    На втором месте в новой программе партии стояло развитие товарного потребления , и лишь на третьем – развитие сознания. Между этими двумя целями было прямое, хотя и неосознанное противоречие.

    На первый взгляд, потребление – это материальное, воспитание – это духовное. Но по своему влиянию на сознание, увеличение потребления товаров как цель, особенно поставленная вперёд духовности – это прямой путь в идолопоклонничество. Это привязка сознания к товарам и деньгам, это развитие религии денег.

    «Разоблачив» культ Личности с одной стороны, и поставив целью увеличение зарплаты и потребления товаров с другой стороны, партия сама сказала людям, что надо побольше думать о деньгах и товарах, и поменьше о святых понятиях.

    Для коммунистического воспитания был принят простой и чёткий, глубоко христианский по сути, Моральный кодекс строителя коммунизма, который мы привели в 3-й главе.

    Но в повседневной жизни коммунистические идеи становились дежурной риторикой, которая использовалась для достижения более важных целей – роста производства и роста потребления (нередко личного потребления идеолога).

    Зависть, алчность и жадность невозможно победить увеличением материального производства.

    В довершение всего, XXII съезд вписал в программу партии и положение об отмирании государства по мере строительства коммунизма. Учитывая, что коммунизм планировалось построить к 1980-м годам, то получалось, чтои государство должно было отмереть к этому времени.

    Если продолжать развитие буржуазной революции по прямой, то товарно-денежные отношения действительно ведут к отмиранию государства (и заменой его наднациональными корпорациями). Но если говорить о государстве справедливости, о государстве как о системе защиты от насилия, то оно не отомрёт никогда.

    Это положение стало троянским конём в сознании общества, и во время перестройки активно использовалось для уничтожения Советской власти.

    Принятие Третьей программы КПСС сопровождалось символическим жестом. XXII съезд постановил вынести тело И.В.Сталина из мавзолея.

    Почему в 1961-м году было решено построить коммунизм за двадцать лет?

    Посмотрите, сколько было сделано за предыдущие двадцать лет – с 1941 по 1961 год. Несмотря на войну, несмотря на огромные оборонительные расходы. Если уж столько можно было сделать за двадцать лет при нищете, то что можно сделать за двадцать лет при мощнейшей промышленности и с лучшей в мире наукой.

    Можно ли было построить коммунизм за двадцать лет?

    Можно, если бы в марксизме не было догмата материализма. «Научный коммунизм» должен быть стать не материалистической дисциплиной, но сознательно разработанной религией. Требовался не только и не столько дальнейший рост производства, ибо уровень необходимого был обеспечен, сколько управление желаниями, тонкое и гибкое управление сознанием людей и общества. Счастье не может быть материальным.

    Развитие техники и рост материального производства имеют смысл только как развитие сознания. Если познание останавливается, а производство вещей продолжается, то в такой ситуации дегенерирует любое общество.

    Научный коммунизм – это создание непротиворечивого, сбалансированного, саморазвивающегося духовного мира общества. Научный коммунизм – это управление общественным сознанием.

    То, как программа партии предполагала переход к коммунистическим отношениям, не могло не создавать сильнейшего внутреннего противоречия в каждом человеке. С одной стороны, материальное развитие и материальное потребление являются главной целью человека и общества. С другой стороны, человек должен постоянно отказываться от этой главной цели, жертвовать собой. Его стимулом должны быть идеи и идеология, которые сама же теория признаёт второстепенной надстройкой.

    При таком раздвоении сознания большинство людей сознательно или бессознательно выберут первичное – материальное и отбросят идеологию. Небольшая часть людей отбросит материальное и выберет духовное. Те же, кто попытается совместить, будут вечно несчастными и психически нестабильными.

    Более того, примат производства ещё и порождает суеверный страх перед производительными силами, которые якобы управляют миром. Он парализует волю и способность человека развивать эти самые производительные силы.

    Вместо того чтобы относиться к производству как к полностью подвластному человеку инструменту, начинается преклонение перед производительными силами. Появляется боязнь «прогневать» их, поступить неправильно. Боязнь нарушить некие мифические пропорции их развития, никому не известные, но смутно указанные в произведениях классиков, которые непонятно как трактовать. Чем больше люди думают о том, как их развивать, тем больше неуверенности в их действиях. Возникает целый сакральный культ производительных сил.

    В этом смысле слепая погоня за прибылью имеет большое преимущество. Производство рассматривается исключительно как второстепенный инструмент. Нет никаких предрассудков и суеверий, чтобы заставить работать производство и подчинить природу.

    Полуголодное и разутое общество 1920-40-х годов, все силы которого были направлены на выживание, было великим, потому что презрело то, чего у него не было, и жило идеями.

    Сытое и богатеющее общество 1960-1980-х годов становилось всё более обывательским, потому что поставило своей целью то, что у него и так было – материальное потребление.

    Почему в 1960-е годы были поставлены сугубо материальные цели? Как иногда спрашивают, почему Сталин не подготовил себе смену?

    Где в 1950-1960-е было найти коммуниста, который бы закончил духовную семинарию?

    С начала индустриализации года прошло двадцать пять лет жизни на непрерывном военном положении, в условиях постоянного и предельного напряжения сил, в условиях горячей и холодной войны. Гонка по развитию физической науки и техники и армейская организация общества были не желанием, но единственно возможным способом выживания. Эти условия отнюдь не способствовали отбору в руководство философов, как и развитию вольнодумства в обществе в целом.

    Советское руководство состояло из глубоких технарей и производственников или из военных. Их сознание было практичным, трудолюбивым, работоспособным, смекалистым. Но оно не было ни возвышенным, ни духовным, ни философским.

    У великой страны может быть только духовный руководитель.

    «Как свидетельствует кино и литература…, к концу 1950-х – началу 1960-х годов возникает необходимость проведения более четкой границы между сферами интимного переживания и публичного поведения. Постепенно утверждается представление об исключительности любовного чувства. Любовь описывается как противоречащая логике, не подчиняющаяся власти обстоятельств, любовь оказывается сильнее самого любящего» (Н. Борисова, «Люблю – и ничего больше. Советская любовь 1960-1980-х гг»/ СССР : Территория любви, С. 42)

    Модель любви и образы влюбленных изменяются в первую очередь в литературе и кинематографе. В качестве героев любовных сюжетов начинают появляться герои, не обладающие моральным авторитетом – как в фильме М. Калатозова «Летят журавли», где слабая девушка выходит замуж за брата своего жениха-солдата, не выдержав одиночества и тягот жизни в тылу. Однако «аналогию между ее изменой и изменой Родине провести невозможно», как пишет Н. Борисова. В литературе новой, оттепельной волны (например, в повестях В. Аксенова «Звездный билет» или «Коллеги») героями становятся молодые люди, любовь которых имеет собственную логику и игнорирует политическую и социальную необходимость.

    В 1961 году выходит фильм Ю. Райзмана «А если это любовь?» с сюжетом о первой школьной любви, которую уничтожило «общественное мнение» в лице учителей и соседей. Впервые на экране были вскрыты конфликты частного и коллективного, интимного и публичного в советском социуме. По сюжету фильма грубое вмешательство («грязные подозрения») взрослых в отношения влюбленных школьников приводят к тому, что героиня пытается совершить самоубийство, навсегда разочаровывается в любви и «взрослеет» — т.е. становится усталой и равнодушной. Фильм был заведомо полемичен и породил яростные дискуссии в прессе и среди зрителей.

    «Оттепельное» кино поднимает целый ряд связанных с частной жизнью тем, которым ранее не было места на экране.

    «Постепенно появлялись.. новые сюжеты, вводящие в поле зрения кинематографа …сложные, подчас неразрешимые житейские ситуации… Так, появляются сюжеты, связанные с уходом мужчины из семьи и разводом («Испытание верности», «Судьба Марины». В фильмах «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Баллада о солдате» возникает сюжет о женской измене… Впервые анализируются проблемы разновозрастной любви, т.е. отношений между очень молодой девушкой и взрослым мужчиной («Чистое небо», «Девчата», «Доживем до понедельника»), любви вне брака («Девять дней одного года», «Еще раз про любовь», «Июльский дождь»), брака по расчету («Разные судьбы», «Медовый месяц», «Четыре страницы одной молодой жизни»)… Становится очень популярной не появлявшаяся ранее тема школьной любви («Повесть о первой любви», «Дикая собака Динго», «Доживем до понедельника») » (Т. Дашкова «Границы приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года» / СССР : Территория любвиС. 158)

    Для разговора о любви в кино и литературе вновь становится значимой тема сексуальной близости.

    «Вопрос, показывать или не показывать, говорить или нет об эротике и сексуальности, для литературы и кино как таковой не ставился. Важнее было решить, как говорить и что показывать. По логике сюжета секс был, как правило, необходим, с точки зрения советской эстетики – невозможен… Искусство 60-х было вынуждено изобретать особые приемы визуализации и описания эротических действий и обнаженного тела…» (Н. Борисова, С. 44)

    Борисова отмечает, что даже намеки на сексуальную близость героев, которые сегодняшний зритель может просто не «прочесть», были достаточно сильным шоком для зрителей 60-х, т.к. искусство сталинской эпохи «знало только сублимированный эрос, в основном эрос труда ».

    «Метаморфозы советской любви, половинчатые в период «оттепели», в 1970-х годах достигают своего апогея… Любовь перестает быть маркером, выделяющим лучшего стахановца или настоящего советского человека… Любимый или любимая …могут обладать качествами, которые в кино и литературе 1930-50-х годов привели бы их к любовному фиаско, а то и в стан классовых врагов. Но в сюжетах «оттепели» и, в еще большей мере, в эпоху застоя любимым может быть каждый: и алкоголик, и бездельник, и аморальная личность. Но и любовь теперь иная. Даже оставаясь небезответной, она не подразумевает непреложного советского счастья » (Н. Борисова, С. 45-46).

    Далее Н. Борисова пишет, что в сталинском и раннеоттепельном кинематографе любовь была чувством объединяющим, утверждая тем самым «безграничную сочетаемость советских людей»: любовь соединяла сердца кавказского пастуха и русской свинарки (Свинарка и пастух, 1941), горожанина и деревенской девушки (Алешкина любовь, 1960), а также представителей разных социальных классов, например, учительницу и рабочего в фильмах «Падение Берлина» (1949) и «Весна на Заречной улице» (1956). С начала 70-х все больше сюжетов развивают проблему советского социального неравенства:

    «Виктор Розов осуждает стяжательство представителей номенклатуры, описывая миры мальчика из элитарной семьи и дочери продавщицы как смежные, но взаимонепроницаемые («Гнездо глухаря», 1978)… Золотая молодежь встречается с обитателями окраинных высоток в фильме «Курьер» (1987) ». Оказывается, что представители разных социальных групп говорят о любви на разных языках… (Н. Борисова, С. 46)

    Так «советская любовь» трансформируется в искусстве 70-х в «правду о любви» — рассказ о чувствах и конфликтах, приближенных к позднесоветской реальности. Это значит, что в ряде фильмов периода «застоя» можно увидеть как ушедшие вместе с советским строем реалии быта и социальной жизни, так и актуальные конфликты, понятные также современным зрителям.

    Фильмы:

    • Урок жизни (реж. Ю. Райзман, 1955)
    • Сорок первый (реж. Г. Чухрай, 1957)
    • Летят журавли (реж. М. Калатозов, 1957)
    • А если это любовь? (реж. Ю. Райзман, 1961)
    • (реж. А. Кончаловский, 1967, вып. 1987)
    • Три тополя на Плющихе (реж. Т. Лиознова, 1967)
    • Июльский дождь (реж. М. Хуциев, 1967)
    • Мне двадцать лет (реж. М. Хуциев, 1964)
    • Доживем до понедельника (реж. С. Ростоцкий, 1968)
    • Еще раз про любовь (реж. Г. Натансон, 1968)
    • Романс о влюбленных (реж. А. Кончаловский, 1974)
    • Осень (реж. А. Смирнов, 1974)
    • Странная женщина (реж. Ю. Райзман, 1977)
    • Калина красная (реж. В. Шукшин, 1974)
    • Чучело (реж. Р. Быков, 1983)
    • Валентин и Валентина (реж. Г. Натансон, 1985)

    Ольга Романова

    Очередная подборка цветных фотографий из семейных архивов. Очень интересно посмотреть на одежду, машины, дома и прочие детали того исторического периода. В большинстве это слайды, купленные на аукционах или барахолках, оцифрованные и выложенные в сеть. По этой причине установить авторство конкретных фотографий не представляется возможным. Источника нет, так как все собиралось в течении долго времени по всему интернету.

    1. Внук с бабушкой в ее Понтиаке Каталина, 1966 год.

    2. Ремонт на обочине.

    3. Новый Орлеан, 1968 год.

    4. Зима в Чикаго, 1967 год.

    5. Бьюик Спешл, 1962 год.

    6. Пляж в районе Форт-Лодердейл, Флорида, 1966 год.

    7. Линкольн 1956 года. Фото сделано в 1962 году.

    8. У офисного здания, 1960 год.

    9. В пригороде Бостона, 1960 год.

    10. Место не известно, 1960 год.

    11. Плимут Валиант, 1960 год.

    12. Шевроле Импала, Флорида, 1960 год.

    13. На грунтовой дороге, 1963 год.

    14. Convair 880 авиакомпании Дельта в международном аэропорту Балтимор-Вашингтон (тогда он назывался Френдшип).

    15. Поездка на пассажирском поезде California Zephyr из Калифорнии в Иллинойс, 1965 год.

    16. Снежная буря 1966 года.

    17. Горнолыжный курорт, 1967 год.

    18. Сан-Франциско, 1965 год.

    19. Вид на закрытую к тому моменту тюрьму Алькатрс, 1965 год.

    20. Бьюик Уайлдкэт, Миннесота, 1965 год.

    21. Форд Тандерберд у входа в штаб-квартиру Американского легиона, Индианаполис, 1962 год.

    22. Летний лагерь Эхо-лэйк в Адирондакских горах, штат Нью-Йорк, 1967 год.

    23. Почтовый ящик в двухцветной окраске, Лос-Анджелес, 1960 год.

    24. У входа в развлекательный парк Кнотс-Бэрри-Фарм, Калифорния, 1960 год.

    25. Grumman G-21 Goose частной авиакомпании Catalina Channel Airlines, Калифорния, 1964 год.

    26. Вечеринка, 1961 год.

    27. Чья-то университетская подружка, 1967 год.

    28. Платтсбург, штат Нью-Йорк, 1961 год.

    29. Железнодорожный вокзал Юнион-Стейшн, Денвер, штат Колорадо, 1963 год.

    30. Денвер, штат Колорадо, 1963 год.

    31. Въезд на территорию парка Диснейленд, Калифорния, 1960 год.

    32. С семьей на пляж, Калифорния, 1967 год.

    33. Снегопад в Куинсе, Нью-Йорк, 1967 год.

    34. Форд Гэлэкси на заправочной станции, 1966 год.

    35. Флорида, 1963 год.

    36. Свадьба, 1960 год.

    37. На ферме, штат Мэриленд, 1960 год.

    38. У придорожного магазина, Гэтлинбург, штат Теннесси, 1961 год.

    39. Boeing 707 авиакомпании Pan American в аэропорту Гонолулу, штат Гавайи, 1966 год.

    40. В ресторане Бургер-Кинг, 1965 год.

    41. Мужчина со своим новым Линкольном Континентал, 1963 год.

    42. Свадьба, 1969 год.

    43. Скорая на матче по американскому футболу, 1967 год.

    44. Космический центр Кеннеди, Флорида, 1967 год.

    45. Казино Стардаст, Лас-Вегас, штат Невада, 1964 год.

    46. После снегопада в городке Вестон, штат Коннектикут, 1966 год.

    47. Троллейбусы на улице Лос-Анджелеса, 1963 год.

    48. Чикаго, 1964 год.

    49. 1963 год.

    50. Бабушка с дочкой и внуком, Калифорния, 1961 год.

    51. Пассажирский состав Morning Hiawatha компании Milwaukee Road покилает вокзал Чикаго, 1963 год.

    52. Мама с дочкой, 1964 год.

    53. Белый дом во время президентства Джона Кеннеди, апрель 1963-го год.

    54. Бабушка оделась на пасху, 1960 год.

    55. Стюардессы авиакомпании Pan American, 1965 год.

    56. На рыбалке, 1963 год.

    57. 1961 год.

    58. Возвращаются с вечеринки в Сан-Франциско, 1960 год.

    59. Где-то на Аляске, 1960 год.

    60. Заправочная станция компании Standard, 1964 год.

    61. Чикаго, 1962 год.

    62. Супермаркет в городке Роквилл, штат Мэриленд, 1964 год.

    63. Бренхэм, штат Техас, 1962 год.

    64. Обновление автопарка. Это осень 1964-го года.

    65. Это весна 1965-го. Фото сделано в городке Уилмит, штат Иллинойс.

    66. Тинек, Нью-Джерси, 1967 год. Нашел это место на гугловском стритвью .

    67. Автобус переделанный в дом на колесах на пляже городка Клируотер, штат Флорида, 1965 год.

    68. Остановка во время путешествия по Пенсильвании, 1963 год.

    69. Самолет авиакомпании Трансоушен приземлился в аэропорту Гонолулу, штат Гавайи, 1960 год.

    70. Пилоты авиакомпании Трансоушен, начало 60-х.

    71. Юта, 1963 год.

    72. Попали в аварию, возвращаясь с поездки на Всемирную выставку в Сиэттле, 1962 год.