Войти
Образование в России
  • Выбор есть Минский высший радиотехнический колледж проходной балл
  • Ребусы по русскому языку Придумать ребусы по русскому языку
  • Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин Описание сказки салтыкова щедрина премудрый пескарь
  • Роль эмоций и чувств в работе педагога методическая разработка на тему
  • В чем заключается смысл 3 закона менделя
  • Краткая биография аракчеева
  • Поэзия xix века о родной природе. Стихи о родной природе поэтов XIX века Вопросы и задания

    Поэзия xix века о родной природе. Стихи о родной природе поэтов XIX века Вопросы и задания

    Русская поэзия немыслима без одной из главных ее тем - темы природы. Литература 19-го века оставила нам живописные, лиричные, трогательные, проникновенные зарисовки прелестных уголков природы, исполненных очарования и душевности. Прикоснемся к ним сердцем и мы, путешествуя по временам года и страницам любимых томиков стихов.

    Ах, ты, зимушка-зима!

    Один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова - Алексей Жемчужников - в коротенькой строчке выразил общее восхищение сказочной красотой русской зимы: «Так первый снег мне этот мил…». Поэзия родной природы, ее великолепие и блеск рисует нам и Пушкин в 5-ой главе «Евгения Онегина». Помните сцену «Утро Татьяны», когда она, проснувшись, глядит в окно и с радостью видит побелевший двор, крыши, морозные узоры на стеклах и меховые шубки деревьев, «блистательные ковры» на полях?

    Вместе со своей героиней радуется поэт и веселым зимним забавам, душевному подъему, творческому вдохновению. Русскому сердцу дорого это время года, заставляющее бурлить кровь, пробуждающее жизненные силы. Созвучна пушкинским строкам и поэзия родной природы, представленная в творчестве Некрасова, Полонского, Майкова, Фета, Бунина и многих других мастеров художественного слова. Они оставили нам свои удивительные стихи, от которых так и веет морозной свежестью, бодростью, явственно ощущается жизнерадостное, жизнеутверждающее начало. Более того, поэзия родной природы - это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания. Такою предстает зима в известном нам фрагменте поэмы Некрасова «Мороз-Красный нос» - «Не ветер бушует над бором…». Пушистые вершины сосен, сияние льда на реках, россыпи цветных огоньков-снежинок в блеске холодного зимнего солнца - вот она, ослепительная краса, которую воспевает поэзия родной природы.

    Зеленый шум

    Радостны русскому человеку забавы зимы-матушки. Но когда приходит весна, вместе с нею открывается и новая страница нашей жизни. И родная природа в русской поэзии весенней поры предстает перед нами в своем ином, первозданном очаровании. Ф. И. Тютчев изображает весну в виде юной прелестницы, озорной насмешницы, которая не боится злобной ведьмы-зимы и покоряет всех своим совершенством. А вместе с ее приходом начинают трезвонить в поднебесье жаворонки, идет-гудет по земле «зеленый шум», цветут сады, цветет земля, цветет и душа людская. Об этом пишет Н. А. Некрасов в своем одноименном стихотворении. Прощаются обиды, забываются невзгоды, душа жаждет обновления, радости, любви. Недаром в нашем сознании весна ассоциируется с молодостью, дерзкими планами, яркими надеждами. Потому один из самых часто используемых авторами художественных приемов - олицетворение, подчеркивающее единение живой природы и человека.

    Ах, лето красное!

    Ликованием радости, благодарностью щедрости земли проникнута поэзия родной природы в стихах русских поэтов 19 века, посвященная лету. Здесь и тютчевский восторг перед неукротимыми грозами, и лермонтовское пышное цветение полей, когда «волнуется желтеющая нива», а малиновые сливы наполняют воздух сладким пьянящим ароматом. Поэзия лета одухотворенная, наполненная жизнью, движением, красками, звуками, запахами.

    У А. И. Бунина это время года ассоциируется с детством, пропитанным солнцем, счастьем бытия, беззаботностью, когда лес кажется бесконечным дворцом, песок, словно горячий шелк, ласкает ноги, а кора сосен согревает теплом, как ласковая, натруженная, мозолистая отцовская ладонь. Поэты подчеркивают, что именно у природы должны мы, ее дети, учиться доброте и гармонии.

    Очей очарование…

    И, наконец, осень. Это любимое время года у большинства наших лириков, что совсем неудивительно! Пушкин, например, признавался, что «рад лишь ей одной». Осеннее разноцветие, хрупкая, яркая красота, последний всплеск жизненных сил природы перед долгим зимним сном - все это Тютчев очень тонко и точно назвал кроткой улыбкой увяданья. И летящие паутинки, и ясная улыбка солнечного луча сквозь тяжелые тучи, и светлость прозрачных вечеров, и грустно-сиротеющая земля - все прекрасно, трогательно, бесконечно дорого нам.

    Для русских поэтов характерно народное представление об осени - времени сбора урожая, подведения итогов, неторопливое любование окружающим миром, понимание бренности всего земного, мудрое, смиренное принятие законов природы.

    Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века Презентация выполнена учителем русского языка и литературы ГБОУ школы № 688 Макарчук Ю.В. В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души… Стихи о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу поразному, каждый посвоему, испытывая. Стихи о природе - это трепетный рассказ о сложные чувства, помогая собственной душе. Поэты видят русскую природу понам понять, почему мир разному, каждый по-своему, испытывая сложные видится именно таким. чувства, помогая нам понять, почему мир видится Однако о чём бы ни писали именно в своих стихах таким. русские. Однако о чём быо ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, музыке и красках наших поэты: о временах года, о музыке и красках наших полейполей и лесов, о родныхо родных просторах, о крестьянском и лесов, просторах, труде,о крестьянском - они всегда думали и помнили о главном. Это труде,главное - они всегда думали к Родине, бережное отношение к - любовь и помнили о главном. Это русскому слову и вера в великое будущее русского главное - любовь к народа. Родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа. Природа - неисчерпаемый источник вдохновения. В лирических произведениях она одушевлена, наделена переживаниями, свойствами и чертами живого существа. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далёкую древность. Человек воспринимал могучие силы стихий как нечто живое, способное чувствовать, и потому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней. Представление о единстве человека и природы, отличающее славянский фольклор, переходит в русскую классическую поэзию XVIII-XX вв. 19 век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин, А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать Сегодня мы попытаемся получше познакомиться с некоторыми стихами о природе, принадлежащими перу поэтов «золотого века» Алекса́ндр Серге́евич Пушкин, (1737 - 1799) Цветы последние милей Роскошных первенцев полей. Они унылые мечтанья Живее пробуждают в нас. Так иногда разлуки час Живее сладкого свиданья.Стихотворение маленькое, но очень красочное, нежное и немного грустное. Известно, что осень для Пушкина - любимое время года. И в этом стихотворении он тоже пишет об осени. О том, что роскошные цветы жаркого лета уже отцвели, остались "цветы последние",осенние, и именно они поэту милей тех, "роскошных«,потому что они побуждают нас к грустным воспоминаниям и мечтаниям. Так иногда мгновения расставания "живее сладкого свиданья". В этих нескольких строчках есть эпитеты, сравнения, олицетворение. М.Ю. Лермонтов 1814 - 1841 Осень Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит Стихотворение «Осень» — маленькая пейзажная зарисовка, характеризующаяся сдержанностью и точностью языка. Перед нами фиксация моментов уходящей осени, за которой скрываются муки опустошенности и одиночества лирического героя. Его интересует взаимопроницаемость и сопряженность мира человека и природы: во всем жажда единения и резкий разрыв. Загадка природной гармонии пугает человека: немногочисленные эпитеты заряжены отрицательно («мрачная зелень», «нависшая скала») .Михаил Юрьевич Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира - удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества поэт периодически обращался к теме родной природы, но при этом его пейзажная лирика нередко носила социальный характер. Примером такого произведения является стихотворение «Осень» написанное в 1828 году, когда юному Лермонтову едва исполнилось 14 лет. В это время он проходил обучение в пансионе, готовясь к поступлению в университет. Однако по настоянию бабушки время от времени оставлял учебу и приезжал в родовое имение под Москвой, где проводил время за чтением книг и очень много гулял в окрестностях деревни. .Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию. Первое, что бросилось Лермонтову в глаза за околицей села - облетающие с деревьев пожелтевшие листья. Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. И объясняется этот феномен личными переживаниями Лермонтова, который лишен возможность общаться с отцом, о чем очень сильно сожалеет. Именно в этот период любознательный и покладистый мальчик превращается в импульсивного, раздражительного и очень вспыльчивого юношу, который разочарован жизнью и не видит в ней смысла. Поэтому с легкой горечью поэт констатирует тот факт, что «уж не любит, меж цветов, пахарь отдыхать порою от полуденных трудов». Дикий же зверь, мелькнувший среди редеющего леса, норовит поскорее найти для себя более надежное укрытие, чтобы не стать легкой добычей для человека, жилье которого находится поблизости. Отчуждение, оторванность человека от первооснов передается через образ пахаря: Уж не любит меж цветов, Пахарь отдыхать порою... Трагическое ощущение непрочности бытия видятся через размытые краски («месяц тускл») и стертые контуры («сквозь туман лишь серебрит»), сменяющие в последних строках стихотворения четкую динамику природной жизни, очерченную в начале текста. Обманчивая простота «Осени» становится содержательным признаком всеобъемлющего смысла. Движения природной жизни безыскусны и легки, эмоции четки. Обычные, знакомые всем события, подготавливающие природу к зиме, рассматриваются здесь через иную призму, потому что непосредственные переживания лирического героя превосходят описываемые события. Интересно, что последняя строка стихотворение — это невольный отсыл к пушкинской лирике. Сквозь туман лишь серебрит. Лермонтов Сквозь волнистые туманы Пробирается луна Пушкин Обреченное «лишь» у Лермонтова — эта та пропасть, что лежит между гармоничностью пушкинского мироощущения и трагичностью лермонтовского. Поэзия Пушкина — это переживания, вызванные впечатлениями от жизни, а у его наследника по поэзии — каждое переживание рассматривается с точки зрения своего волнения от впечатления. Четырехстопный хорей передает ритмично пульсирующую жизнь природы, которая уже готова медленнее жить. Четкость перекрестной рифмовки подчеркивает поэтическое чувство красоты природы, пусть пугающей и темной, но при этом простой и понятной. Все в стихотворении движется к зиме: постепенно угасают цвета, прячется зверь, а лирический герой тоже стремится уловить этот естественный ход событий, подстроиться под него и принять. Минорность звучания лермонтовской «Осени» возводит осень в символ грусти, лежащей в основе всего земного существования. .Обладая врожденной наблюдательностью, Лермонтов сумел подметить и еще один характерный признак осени, когда «месяц ночью тускл», и уже не заливает своим молочным светом соседние поля и луга, а лишь слегка их серебрит. Его сияние едва пробивается через густой туман, создавая мистическую и овеянную печалью картину. Но именно она так дорога и близка сердцу юного поэта, который видит в угасании природы естественное завершение жизненного цикла, и покорно принимает то, что готовит каждому из нас судьба. Фет Афанасий Афанасьевич (1820 - 1892) О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает О чем - неясно ей самой, И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой. Стихотворение состоит из двух частей: в первой описание ландыша и весеннего пробуждения природы, во второй сравнение цветка и юной девушки. Первая часть - это два четверостишия, насыщенные изобразительно-выразительными средствами. Эпитеты"солнечных", "душистой", "пленителен", "воспламеня ющей"передают воодушевление, даже ликование лирического героя. Весна, пробуждение природы, возвращение сочной, яркой красоты - это зажигает взгляд автора, который заставляет и читателя ощутить нечто подобное. После описания первого ландыша лирический герой восхищается весенним солнечным лучом, восклицания "как", "какие" поднимают эмоциональный накал, и кульминацией становится строка "Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!" В этом предложении - и благодарность, и восторг, и отзвук надежды на душевное возрождение - "воспламеняющая"весна может зажечь и сердце человеческое. Во второй части, состоящей из одного четверостишия, автор переходит к размышлению, сравнивая весенний цветок и солнечный луч с движением молодой души. В большей степени цветок, это подчёркивается словами "девственный" в первой части и "дева" во второй. Нежный, чистый ландыш, появившийся из-под снега, дарящий свой аромат всему миру, так же трогателен, как юная девушка, только расцветшая первой красотой, ещё не знающая, что ожидает её в жизни, и доверяющая всему. Трогательность и невинность подчёркиваются словами "первый", "робкий", "молодой". Но надежда, которая чувствуется в приближении тепла, всегда оправдывается - природа расцветает. А надежда человеческой души может бесследно растаять... И "избыток жизни молодой" растратится зря. В этой параллели заключается философский смысл произведения. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, как и большинство других произведений Фета. Этот размер передаёт жизнерадостность, воодушевление автора, любующегося природой. Нераздельность окружающего мира и настроения человека - лейтмотив творчества поэта, и в "Первом ландыше" эта мысль раскрыта максимально, она даже предвосхищает будущее. Тютчев Федор Иванович (1803 - 1875) Гениальный лирик, поэт романтического склада. Он своеобразно развивал философскую линию в русской поэзии. Певец природы, остро ощущавший космос, тончайший мастер стихотворного пейзажа, Тютчев рисовал его одухотворенным, выражающим эмоции человека. В поэзии Тютчева нет непроходимой грани между человеком и природой, они почти тождественны. Мир в глазах Тютчева полон таинственности, загадочности — где-то в подоснове его «шевелится» хаос, под златотканным покровом дня скрывается ночь, в избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, людская любовь лишь роковой поединок, грозящий гибелью. Осенний вечер Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение - не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер. «Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности. Стихотворение написано пятистопным ямбом, использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы. Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами - туманная, легкая. Стихотворение насыщено эпитетами, которые создают ощущение богатой живописи: “умильная, таинственная прелесть”, “зловещий блеск”, “…Багряных листьев томный, лёгкий шелест”, // Туманная и тихая лазурь // Над грустно-сиротеющей землёю… ”, “прерывистый, холодный ветр”, “кроткая улыбка увяданья”. “Холодный ветр”, налетающий порою, предстаёт перед нами “как предчувствие сходящих бурь”. Вообще, всё стихотворение представляет собой развёрнутую метафору: чувство, которое вызывает в поэте “светлость осенних вечеров”, ощущается им как кроткая улыбка увяданья, которая сравнивается с “божественной стыдливостью страданья” в человеке. Особенно сильно отражает состояние природы и лирического героя, сопереживающего ей, используемый Ф. И. Тютчевым приём аллитерации. Мы слышим песню падающих листьев. В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость - мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни. .Необычна цветовая палитра стихотворения: “светлость” вечеров сочетается со “зловещим блеском” и “пестротой дерев”, “багряным” цветом листьев, “туманной” лазурью. Яркие тона словно задёрнуты покрывалом тонкого тумана. Природа ещё живёт, но уже чувствуется приближение зимнего сна: “…и на всём // Та кроткая улыбка увяданья.Стихотворение написано пятистопным ямбом, все три строфы имеют перекрёстную рифмовку. Рифма стихотворения богатая: лазурь — бурь, увяданья — страданья, на всём — зовём. В первой строфе, вероятно, надо читать: вечеров — дерёв. «Осенний вечер» - подлинный шедевр русской поэзии. Лирика Тютчева пронизана острым чувством трагизма, напряженной и страстной мыслью, отмечена глубиной философских раздумий. Художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства. Общепризнанна чуткость Ф. И. Тютчева к русскому языку, способность глубоко и точно передать в своих стихах тончайшие оттенки мыслей и чувств. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы. Поэт не отделяет мир природы от мира человека. .Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева - это самое живое, разумное существо. Пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека. Человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но и природа служит инструментом постижения человека. Апполон Николаевич Майков Поле зыблется цветами... Поле зыблется цветами... В небе льются света волны... Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. Взор мой тонет в блеске полдня... Не видать певцов за светом... Так надежды молодые Тешат сердце мне приветом... И откуда раздаются Голоса их, я не знаю... Но, им внемля, взоры к небу, Улыбаясь, обращаю В 1857 году поэт опубликовал стихотворение «Поле зыблется цветами…», которое представляет собой небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню. Пейзаж, открывшийся взгляду Майкова, вряд ли можно назвать примечательным. Обычное поле, обласканное солнечными лучами, вряд ли смогло бы привлечь внимание кого-то другого. Но поэт увидел в этой умиротворенной картине нечто возвышенное и божественное, признаваясь: «Взгляд мой тонет в блеске полдня». Это ощущение безграничного счастья и свободы подкреплено пением жаворонков, которым «голубые бездны полны». Поэт не видит птиц, но слышит их восхитительное щебетание, которое придает тривиальному летнему пейзажу особую красоту и дерзость.Весна для поэтов всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна - время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывают лирические поэты. В стихотворении А. Н. Майкова рисуется картина весны и пение жаворонков. Подчеркивается простор, свежесть весны: Поле зыблется цветами… В небе льются света волны… Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. .Лирический герой не видит певцов, он лишь слышит их пение, но эти песни отзываются в его сердце новыми молодыми надеждами. … Так надежды молодые Тешат сердце мне приветом… Радость в душе, покой, умиротворение вызывает пение жаворонков. И откуда раздаются Голоса их, я не знаю… Но, им внемля, взоры к небу, Улыбаясь, обращаю. Обратить взоры к небу, подумать о вечном, о бессмертии души человека и о том, как прожить жизнь в гармонии с природой и миром, - это одна из высших задач человеческого разума. А. Н. Майков связывает перемены в природе с настроением человека. .Автор мысленно переносится в обычный мир и тут же находит удивительно точное сравнение своим ощущениям, утверждая: «Так надежды молодые тешат сердце мне приветом…». Это фраза требует некоторого пояснения и расшифровки. Дело в том, что Аполлон Майков почти всю жизнь проработал библиотекарем в знаменитом Румянцевском музее, и к нему часто за помощью обращались молодые литераторы. Он не только был лично знаком с будущими знаменитостями, но и с волнением наблюдал за их восхождением на литературный Олимп. Очень мало кто из друзей Майкова знал о том, что и сам он пишет стихи, так как поэт никогда не стремился афишировать свое увлечение. Между тем, первый сборник произведений этого автора был удостоен императорской премии, благодаря которой поэт сумел побывать во многих городах Европы. Читая произведения своих юных друзей, Майков не испытывал зависти или же ревности. Наоборот, он радовался их достижениям даже больше, чем своим собственным победам, считая, что русскую литературу ждет прекрасное будущее. Поэтому последний куплет стихотворения можно трактовать двояко, так как в образе жаворонков представлены Такие начинающие литераторы, как Тургенев, Белинский и Некрасов. Поэт признается, что не знает, откуда раздаются их голоса. Однако при этом отмечает: «Но, им внемля, взоры к небу, улыбаясь, обращаю». Домашнее задание: 1.Выучить одно стихотворение о природе авторов 19 века. 2. Дать письменный анализ стихотворения по плану

    На уроке учащиеся рассмотрят вопрос о взгляде искусства на природу (живопись, музыка, литература); прочитают стихотворения поэтов ХІХ столетия о природе (Ф.И. Тютчев, В.А. Жуковский, А.А. Фет, А.К. Толстой); проведут исследование средств художественной выразительности, которыми поэты пользуются как художники, создавая пейзажное поэтическое полотно.

    Тема: Край ты мой, родимый край!

    Урок: Стихи о родной природе русских поэтов ХІХ века

    Природа - это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычное. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.

    Рис. 1. Опушка леса. Худ. И. Левитан ()

    Художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы (рис. 1).

    Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

    От слова «пейзаж » произошло название жанра лирики - пейзажная . Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Однако в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил.

    Рис. 2. Фёдор Иванович Тютчев ()

    Федор Иванович Тютчев (1803-1873) (рис. 2)

    Его по праву считают певцом природы. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах нет бездумного любования природой. Для него природа - такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек.

    «В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык», - писал поэт.

    В известном стихотворении «Весенние воды» ручьи - первые вестники весны - оповещают о приходе праздника пробуждения природы (рис. 3).

    Рис. 3. Большая вода. Худ. И. Левитан ()

    Весенние воды

    Еще в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят-

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут и блещут и гласят...

    Они гласят во все концы:

    "Весна идет, весна идет!

    Мы молодой Весны гонцы,

    Она нас выслала вперед!"

    Весна идет, весна идет,

    И тихих, теплых майских дней

    Румяный, светлый хоровод

    Толпится весело за ней!..

    Читая стихотворение, мы слышим звуки природы. Воды бегут, будят сонный брег, гласят: «Весна идёт, весна идёт!»

    В последних строчках образ хоровода вызывает ассоциацию с народным праздником.

    Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

    В пейзажной лирике аллитерация имеет огромное значение, так как с ее помощью можно передать звуки природы. Вот, например, как Тютчев описывает грозу:

    Весенняя гроза

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,

    Вот дождик брызнул, пыль летит,

    Повисли перлы дождевые,

    И солнце нити золотит.

    Рис. 4. Василий Андреевич Жуковский ()

    Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

    По-своему изобразил приход весны В.А. Жуковский (рис. 4).

    Эле́гия (греч. elegeia, от elegos - жалобная песня) - вид лирики, в котором описывается идеальный пейзаж или рассуждение лирического героя о смысле жизни.

    Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма. В России родоначальником элегий был В.А. Жуковский, его элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй - навеянное пейзажами рассуждение.

    Приход весны

    Зелень нивы, рощи лепет,

    В небе жаворонка трепет,

    Теплый дождь, сверканье вод,-

    Вас назвавши, что прибавить?

    Чем иным тебя прославить,

    Жизнь души, весны приход?

    В нескольких строчках простыми словами Жуковский создал восхитительную картину весенней природы. Мы увидели поля и рощи, покрытые молодой зеленью. Услышали пение птиц. А главное - почувствовали прилив сил и радости. Поэт сравнивает приход весны с жизнью души. Душа человека оживает весной вместе с природой.

    Рис. 5. Афанасий Афанасьевич Фет ()

    Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

    Не менее вдохновенно, но опять же по-своему, пишет о весне Афанасий Фет (рис. 5).

    Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А.А. Фета составляет пейзажная лирика. Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых циклов, посвященных временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».

    В основе этих пейзажных картин лежат впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где проходила его служба, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы жизни. Но главное в стихах Фета не это. Главное — то, как поэт воспринимает и воссоздает окружающий мир.

    Поэт, словно художник, разбрасывает на полотне своего стихотворения яркие краски, любуется эффектом света и движением.

    Рис. 6. Голубая весна. Худ. В. Бакшеев ()

    Это утро, радость эта,

    Эта мощь и дня и света,

    Этот синий свод,

    Этот крик и вереницы,

    Эти стаи, эти птицы,

    Этот говор вод,

    Эти ивы и березы,

    Эти капли - эти слезы,

    Этот пух - не лист,

    Эти горы, эти долы,

    Эти мошки, эти пчелы,

    Этот зык и свист,

    Эти зори без затменья,

    Этот вздох ночной селенья,

    Эта ночь без сна,

    Эта мгла и жар постели,

    Эта дробь и эти трели,

    Это всё - весна.

    Обратите внимание на то, что в тексте данного стихотворения нет ни одного глагола . Однако это не мешает автору передать звуки, запахи природы, движение весны. Мы видим стаи птиц, возвращающиеся с юга. Слышим их приветственные крики. Мы видим бегущие ручьи и слышим их журчанье. Мы слышим жужжание проснувшихся мошек и пчел. Мир полон звуков и движения. А еще для поэта весна - пора любви. И вся ночь проходит без сна в мечтах о чем-то светлом, радостном и прекрасном.

    Предложения, в которых нет сказуемого, называются назывными, и Фет мастерски использует их в своей пейзажной лирике:

    Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица.

    В дымных тучах пурпур розы,

    Отблеск янтаря,

    И лобзания, и слезы,

    И заря, заря…

    Л.Н. Толстой сказал об этом стихотворении так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина». Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывают на предметы, явления, которые волнуют поэта. С их помощью писатели, поэты лаконично и точно рисуют время и место действия, обстановку, пейзаж.

    Рис. 7. Алексей Константинович Толстой ()

    Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

    Для многих поэтов тема природы неразрывно связана с темой родины. Как в стихотворении А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край! »

    А. К. Толстой (рис. 7) - поэт, прозаик, драматург ХІХ века. Он родился под Петербургом в помещичьей семье, детские годы провёл в Красном Роге (в Брянской области), в эти места, богатые лесами, неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.

    Край ты мой, родимый край,

    Конский бег на воле,

    Гой ты, родина моя!

    Гой ты, бор дремучий!

    Свист полночный соловья,

    Ветер, степь да тучи!

    Обратите внимание, сколько широты и простора в словах этого стихотворения.

    Ассонанс [фр. assonance букв. созвучие] - Прием звуковой выразительности: повтор гласных или групп гласных в художественном (обычно поэтическом) тексте.

    С помощью гласных Толстой создает ощущение, будто стоишь среди этих просторов и дышишь всей грудью, и радостно кричишь вдаль: «Гой, ты, родина моя!»

    А.К. Толстому приходилось часто бывать вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения «». Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов:

    Благовест - от слов благая (добрая) весть - колокольный звон перед церковной службой.

    Благостный - умиротворяющий, несущий благо.

    Каяться - исповедоваться в грехах.

    Отрекаюсь - отказываюсь.

    Рис. 8. Благовест ()

    Среди дубравы

    Блестит крестами

    Храм пятиглавый

    С колоколами.

    Их звон призывный

    Через могилы

    Гудит так дивно

    И так уныло!

    К себе он тянет

    Неодолимо,

    Зовёт и манит

    Он в край родимый,

    Молюсь и каюсь я,

    И плачу снова,

    И отрекаюсь я,

    От дела злого;

    Далеко странствуя

    Мечтой чудесною,

    Через пространства я,

    Лечу небесные,

    И сердце радостно

    Дрожит и тает,

    Пока звон благостный

    Не замирает…

    Колокольный звон пробуждает у лирического героя образ родного края. Где бы ни был герой, когда он слышит этот звон, он всегда вспоминает родину.

    Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Именно поэтому Ф.И. Тютчев так писал о России, о любви к ней:

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать -

    В Россию можно только верить.

    1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
    2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
    3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
    4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
    5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
    6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
    7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
    8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
    1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
    2. Словари. Литературные термины и понятия ().
    3. Толковый словарь русского языка ().
    4. Ф. И. Тютчев. Биография и творчество ().
    5. В. А. Жуковский. Биография и творчество ().
    6. А. А. Фет. Биография и творчество ().
    7. А. К. Толстой ().
    1. Вспомните, какие средства художественной выразительности вы знаете. Дайте определение понятиям: метафора, сравнение, эпитет, олицетворение (в случае затруднения см. словарь литературных терминов).
    2. Найдите в стихотворениях, которые рассматривались на уроке, примеры олицетворения. Какую роль олицетворение играет в пейзажной лирике?

    Урок-концерт в 6-м классе.

    "Русская природа в пейзажной лирике поэтов XIX века"

    Цели урока : показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике поэтов XIX века;

    помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного к природе.

    Оборудование урока : портреты поэтов; творческие работы учащихся; музыкальные произведения .

    Методические приемы : выразительное чтение стихотворений, беседы по вопросам, устное рисование, сопоставление стихотворений.

    Ход урока.

    1.Слово учителя.

    Сегодня не совсем обычный урок литературы. Сегодня у нас урок-концерт. Тема его «Родная природа в лирике поэтов 19 века».

    19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму. Стихи о природе - это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, но помогая нам понимать, почему мир видится им именно таким.

    Может быть, через описание пейзажа поэт передает настроение, чувства, мысли человека?

    Подумаем над этим вопросом в течение урока.

    2.Эпиграф к уроку.

    Русская природа всегда завораживала человека своей красотой.

    В любое время года она прекрасна и неповторима.

    3.Повторение изученного.

    Ребята, давайте вспомним, кто из поэтов 19 века писал о зиме.

    Чтец. Входя в морозный, солнечный день в лес, невольно останавливаешься, завороженный красотой уснувших деревьев. Стоят они, словно покрытые мириадами бриллиантов. Звенящая тишина кругом. Воздух так чист и прозрачен, что, кажется, сквозь него можно рассмотреть самые далекие предметы.

    Зима

    (Суриков Иван)

    Белый снег, пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

    И под утро снегом

    Поле побелело,

    Точно пеленою

    Все его одело.

    Темный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно...

    Божьи дни коротки,

    Солнце светит мало,

    Вот пришли морозцы -

    И зима настала.

    А.С. Пушкин «Зимнее утро».

    Устное словесное рисование.

    Ребята, а сейчас послушайте музыку композитора Вивальди из цикла «Зима» и передайте словами, какие картины природы вы представляете, слушая музыку.

    4.Изучение нового материала.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Евгения Абрамовича Баратынского и Алексея Константиновича Толстого.

    Чтец. Весной все на земле пробуждается к новой жизни. Тает снег, появляется молодая зеленая травка. На деревьях и кустах распускаются листочки. Весной возвращаются к нам перелетные птицы: скворцы, грачи, ласточки. Они начинают вить гнезда, готовить жилье для будущих птенцов. На все голоса прославляют приход весны пернатые музыканты. Воздух наполняется ароматным запахом растений. Весна - это обновление в природе.

    5. Рассказ учащегося о жизни и творчестве Е.А.Баратынского.

    Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г совершил тяжкий проступок- принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер.

    С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

    6.Прослушивание фонохрестоматии.

    Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!».

    Беседа по вопросам:

    -- Ребята! О чем это стихотворение? (Это стихотворение о весне, о том, как преображается все вокруг.)

    Автор встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Автор хочет слиться с природой и раствориться в ней.

    - С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?

    Главные чувства стихотворения - радость, ликование, восторг. Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъёма передаётся обилием восклицательных интонаций.

    - Какие слова и выражения создают картину весны?

    Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны: ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жаворонок. Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создаётся словами чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный и др.

    Особую торжественность придают стихотворению слова высокого стиля: лазурию (даже устаревшая форма слова звучит возвышенно по сравнению с современным лазурью), очи, древа, обнажены, ветхий, гимн и др.

    - Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение?

    Краски: ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине.

    Звуки: шумят ручьи, взревев, река несёт… поднятый ею лёд, лист… шумен, жавронок поёт заздравный гимн, душа… журчит.

    Запахи: воздух чист, лист… душист и др.

    Задаются задания по группам.

      Найти в тексте эпитеты. («Лазурь живая», «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный гимн»).

      Найти метафоры (на крыльях ветерка; “река несёт… на хребте”),.

    3-Найти олицетворения («взревев, река несет/на торжествующем хребте/ поднятый ею лед!», «древа обнажены»).

    - Какой смысл они придают стихотворению?

    Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует; изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чём нет преград.

    - Каково пространство стихотворения? Определите его “границы”.

    Слова и выражения, обозначающие “высоту”: воздух, небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце… взвился, незримый жавронок - помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.

    - Давайте обратим внимание на то, как поэт играет звуками.

    Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими, рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).

    Такой прием в литературе называется аллитерацией –это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний.

    - Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа?

    Что с нею, что с моей душой?

    С ручьем она ручей

    И с птичкой птичка! с ним журчит,

    Летает в небе с ней!..

    Душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.

    (Последняя строфа - главная во всём стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищён весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического “я” и у читателя стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.)

    7 . Чтец . Лето. Восход солнца летом ранний. От прикосновения солнечных лучей пробуждается природа: весело щебечут птицы, листва разворачивает к солнцу свои ладони, радостно порхают яркие бабочки, начинают работу муравьи, жучки. Плоды покрываются румянцем от соприкосновения с теплыми и ласковыми лучами. И травы, питаясь земными соками, набирают силу, поднимаются к солнцу.

    8 . Рассказ учащегося о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.

    А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.

    Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь: за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу, сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

    Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»

    «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.

    9. Прослушивание романса «Колокольчики мои…»

    10.Давайте обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…»

    (чтение стихотворения учащимся.)

    11. Анализ особенностей стихотворения.

    -Какой пейзаж изображен А.Толстым? ( Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)

    -Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей ?

    (Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)

    -Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, мерным, плавным, ласковым ритмом.)

    Познакомимся с новой стилистической фигурой анафорой (одинаковым началом строк).Прочитаем, что такое анафора? Найдём в каких строфах есть единоначатие?

    12. Давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали к этому стихотворению.

    13.Чтец. Осень. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

    Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

    Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

    Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

    14. Давайте послушаем стихи, в которых поэты рисовали осенний пейзаж.

    Есть в осени первоначальной

    Ф.Тютчев

    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора -
    Прозрачный воздух, день хрустальный,
    И лучезарны вечера...

    Где бодрый серп гулял и падал колос,
    Теперь уж пусто все - простор везде,
    Лишь паутины тонкий волос
    Блестит на праздной борозде...

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко еще до первых зимних бурь -
    И льется чистая и теплая лазурь
    На отдыхающее поле...

    Александр Пушкин

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса -

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса,

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы.

    Славная осень

    Н.А. Некрасов

    Славная осень! Здоровый, ядреный

    Воздух усталые силы бодрит;

    Лед неокрепший на речке студеной

    Словно как тающий сахар лежит;

    Около леса, как в мягкой постели,

    Выспаться можно - покой и простор!

    Листья поблекнуть еще не успели,

    Желты и свежи лежат, как ковер.

    Славная осень! Морозные ночи,

    Ясные, тихие дни...

    Нет безобразья в природе! И кочи,

    И моховые болота, и пни -

    Всё хорошо под сиянием лунным,

    Всюду родимую Русь узнаю...

    Быстро лечу я по рельсам чугунным,

    Думаю думу свою...

    15.Итоги урока.

    С творчеством каких писателей мы с вами познакомились? Что нового узнали? Почему поэты обращались к теме природы в своих стихотворениях?

    Заключительное слово учителя.

    Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.

    16. Чтение учащимися сочинений – миниатюр «Моё любимое время года».

    Домашнее задание : выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов 19 века о природе.

    В творчестве почти каждого поэта есть тема родной природы. В то же время одна и та же тема раскрывается совершенно по-разному не только у разных поэтов, но и в творчестве одного автора.

    Прочитайте стихотворения о родной природе русских поэтов XIX века. Проследите, как описывается то или иное явление природы или время года в стихотворениях различных авторов. Постарайтесь сопоставить не только тематику стихотворений, но и систему образов и изобразительных средств, тональность каждого текста, отношение автора к изображаемому времени года и т.д. Чтобы ваша работа была выполнена наиболее точно, советуем составить подробный план сопоставительной характеристики.

    Ю. Лермонтов (1814-1841)

    Когда волнуется желтеющая нива,

    И свежий лес шумит при звуке ветерка,

    И прячется в саду малиновая слива

    Под тенью сладостной зелёного листка;

    Когда, росой обрызганный душистой,

    Румяным вечером иль утра в час златой,

    Из-под куста мне ландыш серебристый

    Приветливо кивает головой;

    Когда студёный ключ играет по оврагу

    И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

    Лепечет мне таинственную сагу

    Про мирный край, откуда мчится он, -

    Тогда смиряется души моей тревога,

    Тогда расходятся морщины на челе, -

    И счастье я могу постигнуть на земле,

    И в небесах я вижу Бога...

    Вопросы и задания

    1. Что в природе способно успокоить лирического персонажа, заставить его забыть «души тревогу», «разогнать морщины на челе»?

    2. Поэт изображает конкретное время года или создаёт обобщённый образ природы? Обоснуйте свой вывод.

    3. Какой предстаёт природа в стихотворении? Дайте развёрнутый ответ, включая в него образы стихотворения М.Ю. Лермонтова.

    4*. Как связаны природа и Бог в стихотворении?

    И. Тютчев (1803-1873)

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора -

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера...

    Где бодрый серп гулял и падал колос,

    Теперь уж пусто всё - простор везде, -

    Лишь паутины тонкий волос

    Блестит на праздной борозде.

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко ещё до первых зимних бурь -

    И льётся чистая и тёплая лазурь

    На отдыхающее поле...

    Вопросы и задания

    1. Какое время осени изображено в стихотворении Ф.И. Тютчева?

    2. Почему эту пору поэт величает «дивной»? В ответе используйте художественные образы стихотворения.

    3. Убранное поле в стихотворении - «отдыхающее», и «...паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде». Почему поэт даёт такое описание?

    4. Какое настроение создаёт система художественных образов в стихотворении?

    ЕСЕННИЕ ВОДЫ

    Ещё в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят -

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут, и блещут, и гласят...

    Они гласят во все концы:

    «Весна идёт, весна идёт!

    Мы молодой весны гонцы,

    Она нас выслала вперёд!

    Весна идёт, весна идёт,

    И тихих, тёплых майских дней

    Румяный, светлый хоровод

    Толпится весело за ней».

    Вопросы и задания

    1. Найдите и прочитайте повторы, широко используемые поэтом. В чём их художественно-выразительная роль?

    2. Выпишите слова, передающие состояние пробуждающейся природы.

    3. Описывая пробуждение талых весенних вод, Ф. Тютчев употребляет слово торжественного стиля: «гласят». Как вы думаете, почему? Какие ещё средства художественной выразительности создают особую торжественность?

    A. Фет (1820-1892)

    Чудная картина,

    Как ты мне родна:

    Белая равнина,

    Полная луна,

    Свет небес высоких,

    И блестящий снег, |

    И саней далёких

    Одинокий бег.

    Вопросы и задания

    1. Чем зима «родна» поэту? Почему зимний пейзаж для него - «чудная картина»?

    2. Вы прочитали различные стихотворения о зиме. Расскажите о своём отношении к этому времени года. Постарайтесь включить в свой рассказ средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, восклицательные и вопросительные предложения, риторические фигуры.

    Е.А. Баратынский (1800-1844)

    Весна, весна! как воздух чист!

    Как ясен небосклон!

    Своей лазурию живой

    Слепит мне очи он.

    Весна, весна! как высоко

    На крыльях ветерка,

    Ласкаясь к солнечным лучам,

    Летают облака!

    Шумят ручьи! блестят ручьи!

    Взревев, река несёт

    На торжествующем хребте

    Поднятый ею лёд!

    Ещё древа обнажены,

    Но в роще ветхий лист,

    Как прежде, под моей ногой

    И шумен и душист.

    Под солнце самое взвился

    И в яркой вышине

    Незримый жавронок поёт

    Заздравный гимн весне.

    Что с нею, что с моей душой?

    С ручьём она ручей

    И с птичкой птичка! с ним журчит,

    Летает в небе с ней!

    Зачем так радует её

    И солнце и весна!

    Ликует ли, как дочь стихий,

    На пире их она?

    Что нужды! счастлив, кто на нём

    Забвенье мысли пьёт,

    Кого далёко от неё

    Он, дивный, унесёт!

    Вопросы и задания

    1. Какие слова стихотворения уже редко употребляются в современной речи и свойственны в основном поэтическому языку?

    2. Вместо слова жаворонок Е. Баратынский употребил жав-ронок. Как вы думаете, почему?

    3. Какое настроение создаёт поэт в стихотворении? С помощью каких образно-выразительных средств? Какова роль восклицательных предложений?

    4. «Что с нею, что с моей душой?» - вопрошает поэт. Дайте ответ на этот вопрос.

    5. В каких строках заключена главная мысль стихотворения?

    З. Суриков (1841-1880)

    Летний вечер. За лесами

    Солнышко уж село;

    На краю далёком неба

    Зорька заалела;

    Но и та потухла. Топот

    В поле раздаётся:

    То табун коней в ночное

    По лугам несётся.

    Ухватя коней за гриву,

    Скачут дети в поле.

    То-то радость и веселье,

    То-то детям воля!

    По траве высокой кони

    На просторе бродят;

    Собралися дети в кучку,

    Разговор заводят.

    Мужички сторожевые

    Улеглись под лесом

    И заснули... Не шелохнет

    Лес густым навесом.

    Всё темней, темней и тише...

    Смолкли к ночи птицы;

    Только на небе сверкают

    Дальние зарницы.

    Кой-где звякнет колокольчик,

    Фыркнет конь на воле,

    Хрупнет ветка, куст - и снова

    Всё смолкает в поле.

    И на ум приходят детям

    Бабушкины сказки:

    Вот с метлой несётся ведьма

    На ночные пляски;

    Вот над лесом мчится леший

    С головой косматой,

    А по небу, сыпя искры,

    Змей летит крылатый.

    И какие-то все в белом

    Тени в поле ходят..

    Детям боязно - и дети

    Огонёк разводят.

    И трещат сухие сучья,

    Разгораясь жарко,

    Освещая тьму ночную

    Далеко и ярко.

    Вопросы и задания

    1. Найдите самое главное отличие стихотворения о природе И.З. Сурикова от стихотворений других поэтов, приведённых в данном разделе.

    2. Стихотворение называется «В ночном». Что значит - быть в ночном? Как вы понимаете заглавие произведения?

    3. Какие детали лета вы увидели в стихотворении?

    Живое слово

    Подготовьте рассказ о летней ночи. Введите в него средства образной выразительности.

    После уроков

    1. Подготовьте вопросы для викторины «Природа в произведениях русских поэтов XIX-XX веков» и проведите её.

    2. Работы каких художников вы бы поместили в книгу стихотворений о природе родного края? Как бы вы назвали это издание?