Войти
Образование в России
  • История главного открытия XX века
  • Выбор есть Минский высший радиотехнический колледж проходной балл
  • Ребусы по русскому языку Придумать ребусы по русскому языку
  • Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин Описание сказки салтыкова щедрина премудрый пескарь
  • Роль эмоций и чувств в работе педагога методическая разработка на тему
  • В чем заключается смысл 3 закона менделя
  • Елены габовой не пускайте рыжую на озеро. Мир подростка в современной литературе

    Елены габовой не пускайте рыжую на озеро. Мир подростка в современной литературе

    Стрелкина Татьяна Андреевна
    Должность: учитель русского языка и литературы
    Учебное заведение: МОУ СОШ №32
    Населённый пункт: г.Комсомольск-на -Амуре
    Наименование материала: методическая разработка урока
    Тема: "Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.Габовой "Не пускайте рыжую на озеро")
    Дата публикации: 27.02.2016
    Раздел: полное образование

    Внеклассное мероприятие в 9 классе. Тема: "Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.В. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро") Цель мероприятия
    :
    привитие интереса к произведениям современной литературы на основе идейного анализа произведения Е.Габовой « Не пускайте рыжую на озеро», раскрытие егозначения. Задачи:  Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой с целью анализа художественных средств выразительности рассказа «Не пускайте рыжую на озеро»  Развивающийся аспект – используя технологию РКМЧП развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память; Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к современной литературе, обращенной к подросткам, осмысление поступков подростков, осознать, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим. Оборудование:компьютер, проектор, рекомендательные списки литературы, раздаточный материал. Ход мероприятия. 1. Оргмомент. (Работаем в группах) 2. Слово учителя. Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонек, когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом. Произведения современных писателей приглашают нас, читателей, в свой дом - в книгу, в мир юношества. Этот мир всегда интересен нам, он чистый, своеобразный, но и жестокий, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Слово педагогу- библиотекарю нашей школы. Накануне мы провели среди вас анонимное анкетирование. Результат. Слайд 1 обзора. На основании ответов представляю вашему вниманию обзор современной литературы для подростков. Эти книги не только ответят на ваши вопросы, помогут разобраться в каких- то жизненных ситуациях, но и скрасят досуг. (Итоги анонимного опроса и обзор современной литературы для подростков. Рассказ о Габовой Елене).
    Презентация обзор литературы. «Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми – давайте жить как люди!» Владимир Башунов Раздумья над рассказом Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» Учитель.Сегодня, перелистывая страницы рассказа, попытаемся услышать его нравственное звучание. Автор обращается к современной молодежи, к их нравственным и духовным ценностям, ведь душа современного подростка, прежде всего, ждет от мира теплоты, любви и понимания. . Учитель. Рассказ «Не пускайте на озеро» прочитан, какие проблемы поднимает автор. Подростковая жестокость Проблема одиночества Бездушие и безразличие взрослых к судьбе детей. Слайд 3. Учитель.

    Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока «Человеком надо быть всегда» Чтение наизусть стихотворения (ученицей) Родиться рыжим – значит не таким, как все. Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен. Ты неприличен и смешон, Резвясь в росе. Весь мокрый, вопреки Послушным, умным детям. Родиться рыжим – Значит не таким вообще. Пусть ты блондин, Иль даже волосами черен. Ты просто «рыжий» Изначально там, в душе. И пусть порой смешён, но серым непокорен. Стефания Данилова Работа со стихотворением (Текст в материалах к уроку)
    .Учитель
    .
    О каких значениях слова рыжий говорится в стихотворении? Рыжий – по цвету волос, веснушкам на лице («Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен») «Рыжий» - не такой, как все. («рыжий» изначально там, в душе Учитель Вывод: «Наша героиня не такая, как все». Учитель. Что вы можете рассказать о главной героине рассказа? (Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание). Учитель. Какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы описать внешность девушки с какой целью?(у каждой группы свое задание) (Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Лицо бледное, в веснушках, наскакивающих одна на другую метафора). Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством») Сравнения «Волосы, словно медная проволока»,» Глаза зеленые, блестящие, как лягушата», «Тяжелая коса, как трос, которым удерживают на берегу большие корабли» Эпитеты: «золотоволосая красавица», «вода тихая-тихая» и другие.. Вывод
    :
    в данном рассказе автор употребляет метафоры, эпитеты, для усиления выразительности речи, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика к изображаемому, помогает нам, читателям, открыть нечто новое в героях. Учитель. Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками, зная, что будет там одна? (Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её) . А как она пела? Обратитесь к тексту
    (Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза) Отношение рассказчика.

    У рассказчика есть симпатия к ее пению, но он не выражает ее открыто, не выступает в защиту Светки, а поступает, как все. («Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом»…). Сделайте вывод об отношении окружающих к героине. Одноклассников раздражает, что она не такая, как они. Никто не пытается ее понять. Все её обижают. Чтение по ролям и анализ эпизода «На палубе теплохода». Оцените чтение, удалось ли ребятам передать эмоциональное значение эпизода? . Что нового узнали о героине и ее одноклассниках, об отношениях друг к другу. Работа с текстом. Героиня Сидит на краю скамейки, рядом с ней пустое место Встревоженное выражение лица. Сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу, еле успела на берег. Одноклассники До свидания, Рыжая, ты рыбу распугиваешь (Женька). Прощай, подруга, больше не увидимся (девчонки). Давай Женьку хвалить, что он с Рыжухой так ловко устроил. Все о Рыжухе забыли. Класс был оживлен. Как Светка относилась к одноклассникам?«На девчонок не обижалась, привыкла, наверное. Ей было хорошо одной на природе, не было ни на одной фотографии, бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда уже все по палаткам расходились…»
    Учитель. Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвны, не все были на стороне Женьки). Учитель. Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда удаётся защитить слабого? (Думаем не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному»). Учитель. Согласны ли с рассказчиком, что класс Светы дружный? Ученица. Да. Класс дружный (доказывает текстом) Дискуссия. Дружба- это… (Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: « не было ни на одной фотографии, бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала») Учитель. Что же помогло героине выстоять? (Она была старшей в семье, оставшись без отца, научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал). Учитель. Прошло 5 лет, рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре, почему? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.) Послушайте стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь») Ученик наизусть читает стихотворение Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны. Под тобою – глубь немая, Без привета, без ответа,
    Но скользишь ты, утопая В бездне воздуха и света. Над тобой Эфир бездонный С ярко Утренней Звездою. Ты скользишь, преображенный, Отраженный красотою. Символ нежности бесстрастной, Недосказанной, несмелой, Призрак женственно-прекрасный Лебедь чистый, лебедь белый!

    Библиотекарь: А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? (Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок») . Наша героиня не такая, как все, вспомните ранее прочитанные произведения, в которых героине такие… (Проблемы) Вы выделили основные проблемы в рассказе Елены Габовой, предложите свои решения, какую помощь можно оказать, дайте совет Мозговой штурм. Самостоятельная работа (в парах, в группах) 1. Подростковая жестокость Решения – смотреть добрые передачи – на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков в активную жизнь класса 2. Проблема одиночества – привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику; 3. Бездушие и безразличие взрослых в судьбе детей – таким учителям не место в школе (такой была учительница Светы Сергеевой), – больше читать произведений о доброте, об истинной красоте человека. . Учитель:

    Светлана ощутила горечь одиночества…и тягучее, преследующее

    повсюду, обидное- «Ры-ы-жая
    »
    Каждый раз, глядя на «униженного», помните, что на его месте может быть самый близкий вам человек. Чем больше будете делать добра людям, тем легче вам будет жить в обществе, зло будет прятаться, оно растворится в добре Обратитесь к теме занятия: «Человеком надо быть всегда»
    Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы это запомнили. Рефлексия. Учитель. Сегодня мы говорили о жестокости, о бессердечном отношении к героине, я хочу подарить вам это сердце-символ любви, отзывчивости,милосердия! А каким будет наше сердце, зависит от вас. Наклейте маленькие сердечки соотвественного цвета, что вызвал у вас урок, какие чувства вы испытали. «Х орошая книга это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро « Ф. Абрамов Мы продолжим разговор о нравственных проблемах, поднимаемых в современной литературе, которые волнуют читателя, задевая его душу и сердце. Обратите внимание на следующие книги. Список рекомендованных книг у вас на столах. Хотелось бы закончить нашу встречу одним стихотворением, в нём обращение к вам. Чтение наизусть стихотворения. Лидия Невская Новая книга раскрыла страницы, Будто взмахнувшая крыльями птица. Но современные компы и флешки Шлют в её адрес сплошные насмешки. Только она до сих пор не сдаётся, В муках рождается и издаётся. Пахнет всегда типографскою краской. Смотрит на нас с человеческой лаской. Книгу на полке возьмите, прочтите, Тонкие нити любви протяните. В книгах душа остаётся навеки. Души сливаются в чистые реки. Новая книга раскрыла страницы. Скажем ей: Здравствуй, крылатая птица! Спасибо все за работу. Музыка.

    Габова Елена - Не пускайте Рыжую на озеро

    Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.

    Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

    Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

    Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

    Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

    Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

    Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

    Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

    Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.

    Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.

    Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.

    Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.

    Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

    Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.

    Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.

    Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.

    То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.

    Клевать у нас переставало.

    Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит.

    Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал.

    Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.

    Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

    Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам.

    Нас встречали смехом.

    – Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

    – Заслушаешься, – коротко отвечал я.

    А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

    – Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.

    Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.

    В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич: – Кто завтра в поход?

    И тут же устроила запись.

    Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.

    Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал: – Рыжуха, сделай доброе дело, а?

    Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

    – Не езди с нами в поход.

    Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

    – Не поедешь? Не езди, будь другом.

    Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.

    Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне: – В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

    Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.

    Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.

    Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.

    За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

    – Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

    – Моя,– отвечает Светка.

    – Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала: – Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

    Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.

    Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

    Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.

    Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт: – До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

    И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами: – Прощай, подруга!

    – Больше не увидимся!

    И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

    Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.

    Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.

    Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.

    В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

    А ещё через пять лет произошла вот такая история.

    В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.

    И что же я вижу в первые минуты спектакля?

    На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

    – Рыжуха!– ахнул я.

    – Тише!– шипит на меня Наташа.

    – Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

    – Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

    – Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.

    – Светлана Сергеева.

    Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

    После спектакля Наташа говорит: – Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!

    – Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

    Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

    По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...

    – Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

    Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.

    Елена ГАБОВА

    Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.

    Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

    Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

    Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

    Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

    Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

    Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

    Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.

    Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.

    Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.

    Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось. Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

    Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.

    Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.

    Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.

    То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.

    Клевать у нас переставало.

    Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал. Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.

    Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

    Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам. Нас встречали смехом.

    – Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

    – Заслушаешься, – коротко отвечал я.

    А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

    – Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.

    Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.

    В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:

    – Кто завтра в поход?

    И тут же устроила запись. Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.

    Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:

    – Рыжуха, сделай доброе дело, а?

    Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

    – Не езди с нами в поход.

    Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

    – Не поедешь? Не езди, будь другом.

    Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.

    Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

    – В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

    Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.

    Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.

    Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.

    За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

    – Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

    – Моя,– отвечает Светка.

    – Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:

    – Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

    Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.

    Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

    Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.

    Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:

    – До свиданья, Рыжая! Гуд бай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

    И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:

    – Прощай, подруга!

    – Больше не увидимся!

    И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

    Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.

    Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.

    В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

    А ещё через пять лет произошла вот такая история.

    В то время я начинал учиться в одном из петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.

    И что же я вижу в первые минуты спектакля?

    На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

    – Рыжуха!– ахнул я.

    – Тише!– шипит на меня Наташа.

    – Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

    – Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

    – Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.

    – Светлана Сергеева.

    Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

    После спектакля Наташа говорит:

    – Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!

    – Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

    Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

    По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...

    – Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

    Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.


    Похожая информация.





    Цель учителя: создать условия для анализа рассказа Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», выстроить диалог с писателем на основе художественного текста, помочь учащимся осмыслить поступки подростков и извлечь нравственные уроки из произведения через реализацию целей учащихся.


    Елена Васильевна Габова (Столповская) Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России. Её творчество широко известно в России, многие произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, норвежский языки


    Е.В. Габова. Родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре.. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков,изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям.




    Предмет исследования-рассказ Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Объекты исследования: Группа 1. Основные проблемы рассказа. Группа 2. Позиция автора. Группа 3. Своя позиция-отношение к проблемам, поднятым в рассказе. Что необходимо помнить, оформляя устное или письменное рассуждение на литературную тему?


    Группа 1. Задание А. Согласны ли вы с выступлением группы? Возможно автор поднимает в рассказе и другие проблемы? Почему эти проблемы возникают?


    Группа 2. Задание А. И пусть черты её нехороши, И нечем ей прельстить воображенье, Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если так, то что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий. «Некрасивая девочка Лида» (т-2)








    Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро»

    Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.

    Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

    Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

    Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

    Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

    Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

    Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

    Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

    Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.

    Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.

    Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.

    Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.

    Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

    Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.

    Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.

    Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.

    То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.

    Клевать у нас переставало.

    Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит.

    Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал.

    Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.

    Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

    Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам.

    Нас встречали смехом.

    – Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

    – Заслушаешься, – коротко отвечал я.

    А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

    – Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.

    Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.

    В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:


    – Кто завтра в поход?

    И тут же устроила запись.

    Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.

    Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:


    – Рыжуха, сделай доброе дело, а?

    Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

    – Не езди с нами в поход.

    Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

    – Не поедешь? Не езди, будь другом.

    Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.

    Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
    – В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

    Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.

    Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.

    Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.

    За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

    – Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

    – Моя,– отвечает Светка.

    – Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:


    – Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

    Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.

    Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

    Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.

    Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:
    – До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

    И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:


    – Прощай, подруга!

    – Больше не увидимся!

    И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

    Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.

    Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.

    Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.

    В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

    А ещё через пять лет произошла вот такая история.

    В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.

    И что же я вижу в первые минуты спектакля?

    На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

    – Рыжуха!– ахнул я.

    – Тише!– шипит на меня Наташа.

    – Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

    – Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

    – Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.

    – Светлана Сергеева.

    Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

    После спектакля Наташа говорит:


    – Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника

    Жаль, цветов не купили!

    – Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

    Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

    По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...

    – Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

    Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.