Войти
Образование в России
  • История главного открытия XX века
  • Выбор есть Минский высший радиотехнический колледж проходной балл
  • Ребусы по русскому языку Придумать ребусы по русскому языку
  • Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин Описание сказки салтыкова щедрина премудрый пескарь
  • Роль эмоций и чувств в работе педагога методическая разработка на тему
  • В чем заключается смысл 3 закона менделя
  • Интегрированное занятие «Солнечная система. Конспект интегрированного занятия "путешествие к планетам солнечной системы" Занятие солнечная система в старшей группе

    Интегрированное занятие «Солнечная система. Конспект интегрированного занятия

    Юлия Стафеева
    Конспект НОД на тему «Планеты Солнечной системы» в старшей группе

    Цель : Закреплять представления детей о Солнечной системе .

    Задачи :

    Обучающие : Формировать элементарные знания о планетах солнечной системы : названия, из чего состоят планеты . Закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца , их величине. Закрепить знание детей о том, кто первым побывал в космосе, первом космонавте Земли, первой женщине – космонавте, обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатывания.

    Развивающие : Развивать творческое воображение и мышление. Развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.

    Воспитательные : Воспитывать понимание того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

    Методы и приёмы : Словесный (беседа, рассказ) ; игровой (игра «Планеты стройся ); продуктивный (рисование планет при помощи не традиционной техники) ; поощрение.

    Предварительная работа с детьми : Проведение специально организованного обучения, беседы, игры, познавательно – практическая деятельность, изобразительная деятельность.

    Предварительная работа воспитателя : Подготовка оборудования, раздаточного материала, музыкального сопровождения, иллюстраций.

    Продолжительность : 25 – 30минут

    Ожидаемые результаты : Вызвать интерес к планете , на которой мы живём, формирование у детей способности видеть многообразие мира, развитие познавательного интереса, пополнение знания детей о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики, воспитание уважения к людям – первооткрывателям.

    Оборудование и материалы : Плакат с изображением Солнечной системы , фотографии с изображением космонавтов, аудиозапись «Музыка космоса» , листы бумаги формата А- 4, гуашь, листы для формирования «комка» для «печатанья» планет .

    Словарная работа : Солнечная система , космос, звезда, планета , орбита, комета, метеор, астероид, спутник, астрономия, астронавт.

    Раздаточный материал : Фотографии с изображением планет солнечной системы .

    Структура НОД :

    1. Организационный момент : Приветствие. Психологический настрой детей к НОД.

    2. Основная часть : Знакомство детей с Солнечной системой . Рассказ детей о тех, кто первым побывал в космосе. Рассказ детей о планетах солнечной системы . Подвижная игра «Планеты , стройся!» . Знакомство детей с понятиями : астероид, комета, астроном, астрономия. Рисование планет , с помощью метода отпечатывания.

    3. Заключительная часть : Рефлексия, поощрение.

    Ход НОД:

    Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! Ребята, сегодня наше занятие посвящено Дню космонавтики. Ровно 55 лет тому назад 12 апреля 1961г., человек совершил свой первый полёт в космос. А кто- нибудь из вас знает, кто это был?

    Дети : Юрий Гагарин.

    Воспитатель : Правильно. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Русский космонавт – первый космонавт планеты ! И сегодня я приготовила для вас сюрприз. Это звук голоса Юрия Гагарина и его знаменитая на весь мир фраза «Поехали!» произнесённая им за секунду до старта ракеты , записанный на диск (включается аудиозапись) .

    Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает, как же звали первую женщину – космонавта?

    Дети : Валентина Терешкова.

    Воспитатель : Действительно, ребята, первая женщина космонавт это Валентина Владимировна Терешкова.

    Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что до появления первого человека в космосе, там побывали две замечательные и наверное очень смелые собачки? Кто скажет, как их звали?

    Дети : Белка и Стрелка.

    Воспитатель : Вы просто молодцы! Вокруг нашей звезды - Солнца – вращаются девять планет , входящих в Солнечную систему . Она включает в себя Солнце , все планеты и их спутники , кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд ?

    Дети : Ответы детей.

    Воспитатель : В Солнечной системе девять планет . Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских богов. Ребята, я знаю, что вы хотели рассказать нашим гостям о каждой планете Солнечной системы . Готовы? Тогда начнём!

    1-й ребёнок : Меркурий- самая близкая к Солнцу планета . Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды ни воздуха.

    2-й ребёнок : Венера- вторая от Солнца планета . Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе .

    3-й ребёнок : Земля – третья от Солнца планета . Планета находится на таком расстоянии от Солнца , что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.

    4-й ребёнок : Марс – четвёртая планета Солнечной системы . Марс – единственная похожая на Землю планета тем , что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

    5-й ребёнок : Юпитер – пятая планета от Солнца . Это самая большая планета Солнечной системы . Она на столько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

    6-й ребёнок : Сатурн – шестая планета Солнечной системы . Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

    7-й ребёнок : Уран – седьмая планета от Солнца . Это единственная планета Солнечной системы , которая вращается вокруг солнца , как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета .

    8-й ребёнок : Нептун – восьмая планета от Солнца . Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе .

    9-й ребёнок : Плутон – девятая планета от Солнца . Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

    Воспитатель : Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая планета . Но она ещё не найдена. В ваших силах ребята, стать в будущем астронавтами и найти эту планету . Но что бы стать астронавтом вы, ребята, вы должны вести здоровый образ жизни, быть трудолюбивыми, смелыми и целеустремлёнными. А вы знаете кто такие астронавты?

    Дети : Это человек, который летит к звезде. Путешественник в космосе.

    Воспитатель : Правильно. Молодцы. А на земле, через специальные телескопы, космос изучают астрономы. Наука, занимающаяся изучением космоса называется – астрономия. А что же ещё кроме Солнца , планет и их спутников есть в космосе?

    1-й ребёнок : Астероиды. А стероид – небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца .

    2-й ребёнок : Комета – небольшое небесное тело состоящее из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу , у неё образуется светящийся хвост.

    Воспитатель : Молодцы. Как много оказывается вы знаете о космосе! А теперь что бы немного отдохнуть я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Планеты , стройся!» (Дети с изображением Солнца и планет выстраиваются по порядку их расположения)

    Подвижная игра «Планеты , стройся!» (дети на счёт поднимают руки в верх с изображением планет )

    На Луне жил звездочёт,

    Он планетам вёл подсчёт .

    Меркурий – раз, Венера – два-с,

    Три – Земля, четыре – Марс.

    Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

    Семь – Уран, восьмой – Нептун,

    Кто не видит – выйди вон (все вместе) .

    (А. Усачёв)

    Воспитатель : Вам понравилась игра? А теперь я предлагаю вам нарисовать свои планеты . Готовы? Тогда начнём! Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат листы бумаги голубого цвета. Совсем, как маленькие кусочки неба. А на тарелочках я приготовила листы бумаги, из которой мы с вами сделаем «комочки» для рисования планет методом отпечатывания. Возьмите их и хорошенько сожмите их руками. Вот какие замечательные шарики у вас получились!. Теперь обмакните свой бумажный шарик в тарелочку с гуашью, которая стоит у вас на столах и прижмите его к листу. Смотрите, какие красивые и необычные рисунки у вас получились. Покажите их пожалуйста нашим гостям.

    Воспитатель : Ребята, вы молодцы! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками космоса! А эти рисунки я предлагаю вам оставить на память о сегодняшнем занятии.

    Рефлексия : Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Что нового вы сегодня узнали? Какое настроение у вас было во время занятия?

    Ответы детей.

    Воспитатель : Давайте скажем до свидания нашим гостям!

    Дети : До свидания! Ждём вас снова в гости!

    Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.

    Задачи:

    Обучающие:

    Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.

    Развивающие:

    Развивать внимание, память, мышление.

    Формировать познавательное отношение к миру.

    Расширять кругозор.

    Воспитывающие:

    Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,

    Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

    Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,

    Предварительная работа:

    Беседа о строении солнечной системой;

    Знакомство с понятиями Вселенная, космос;

    Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;

    Разучивание стихотворений о планетах;

    Беседа о планетах и их основных характеристиках;

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Планеты солнечной системы»

    Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.

    Задачи:

    Обучающие:

    Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.

    Развивающие:

    Развивать внимание, память, мышление.

    Формировать познавательное отношение к миру.

    Расширять кругозор.

    Воспитывающие:

    Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,

    Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

    Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,

    Предварительная работа:

    Беседа о строении солнечной системой;

    Знакомство с понятиями Вселенная, космос;

    Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;

    Разучивание стихотворений о планетах;

    Беседа о планетах и их основных характеристиках;

    Ход.

    Воспитатель. Ребята сегодня мне пришло необычное письмо «Электронное» (слайд 2). А написал нам ваш любимый герой мультиков Лунтик (слайд 3).

    Лунтик . Здравствуйте ребята! Я прилетел к вам с «планеты» Луна. Хочу отправиться в космическое путешествие, но никак не могу собраться в дорогу. Помогите мне пожалуйста?

    Воспитатель . Ребята скажите, пожалуйста, а Луна это планета?

    Дети . Нет. Это спутник земли.

    Воспитатель . Ребята, я думаю, Лунтик очень мало знает о космосе и ему действительно нужна помощь. Поможем ему?

    Дети . Да.

    Воспитатель . Отгадайте загадку?

    У ракеты есть водитель,

    Невесомости любитель,

    По-английски: «астронавт»

    А прусски …………. (Слайд4)

    Дети . Космонавт

    Воспитатель . Кто был первым космонавтом на планете? (ответы детей) (слайд 5)

    Как вы думаете, каким нужно быть космонавту? (смелым, решительным, умелым, много знать, выносливым, ловким, дружелюбным, добрым здоровым, сильным, умным, терпеливым, воспитанным и т. д.)
    Воспитатель . Как назывался корабль, на котором отправился в космос Ю.А.Гагарин? («Восток»)
    Воспитатель . Вы так много знаете о космосе. А хотели бы вы сами совершить космическое путешествие? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Давайте сделаем зарядку космонавта.

    Физминутка «Космонавты»

    Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

    Дружно спортом заниматься:

    Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)

    Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

    Приседать и вновь вставать (Приседают)

    И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

    Станем сильными, и завтра

    Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

    Д/И «Собираемся в космос» (слад 6).
    Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, об особенностях жизни и работы космонавтов в связи с нахождением в безвоздушном пространстве.
    Дети выбирают предметы которые возьмут с собой в космос (Ракета, скафандр, телескоп, еда космонавта и карта).

    Воспитатель . Ребята посмотрите внимательно. Это ведь карта Земли (слайд 11). Понадобится она нам в космосе? (ответы детей). Нам нужно взять карту Солнечной системы. Посмотрите, что то с нашей картой случилось? Что вы видите на картах? (звезды, орбиты)
    - Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
    - Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)

    Воспитатель . Давайте, проведем опыт.

    Этот шарик –это планета, если положить его в ведро, то он… .,

    А если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты.

    Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему. Если планеты не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.


    Воспитатель . Чего не хватает на ваших картах? (солонца и планет)
    Приступаем к выполнению задания. Будем путешествовать по планетам солнечной системы и составлять карту.

    Воспитатель . На чем же мы отправимся в космос? (на ракете)

    Физминутка «Ракета» (слайд 12)

    А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

    На носки поднимись, а потом руки вниз.

    Раз, два, три, четыре - вот летит ракета ввысь.

    Воспитатель . Внимание! Мы приближаемся к первому объекту.

    Воспитатель : Наши дети очень много знают о планетах и с удовольствием расскажут тебе, Лунтик, о них.

    Д/И «КАРТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
    Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, строении солнечной системы, о планетах солнечной системы и их особенностях.
    Дети по очереди берут картинки с изображением планет и крепят их на соответствующие места макета. В центр - “Солнце”, остальные «планеты» - каждая на свою орбиту.

    Первый ребенок:

    Кто-то утром не спеша

    Надувает желтый шар.

    А как выпустит из рук-

    Станет вдруг светло вокруг. (Слайд 13)

    Я, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Моя поверхность раскалена. Вокруг меня вращаются девять планет и получают от меня свет и тепло.

    Второй ребенок: (Слайд 14)

    Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

    Залит он лучами горячего света

    Так много ему достается лучей,

    Что эта планета других горячей.

    Воспитатель. Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? Выполните задание, поместите Меркурий на карту. На какой орбите находится Меркурий.


    Воспитатель. Внимание, внимание, мы приближаемся к самой красивой планете солнечной системы.

    Третий ребенок: (Слайд 15)

    В честь богини красоты

    Названа, Венера, ты.

    В облаках летаешь,

    Красотою озаряешь.

    Воспитатель: Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
    Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте. (дети выполняют задание)



    Четвертый ребенок: (Слайд 16)

    Есть одна планета – сад

    В этом космосе холодном.

    Только здесь леса шумят,

    Птиц скликая перелетных.

    Лишь на ней одной цветут

    Ландыши в траве зеленой,

    И стрекозы только тут

    В речку смотрят удивленно…

    Воспитатель. Вы догадались, что это за планета? (Земля)
    - Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)
    - Можно нашу планету назвать живой? Почему?

    Воспитатель. Мы немного залюбовались нашей планетой, а космический корабль уже приближается к следующей планете.

    Пятый ребенок: (Слайд 17)

    Я – Марс.

    Над планетой красной кружат

    Камни, страх и ужас

    Нет горы нигде на свете,

    Выше, чем здесь, на планете.

    Воспитатель: На Марсе нет жизни. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком. Поместите марс на наши карты.


    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
    Путешествие наше очень долгое. Да и какое путешествие без выхода в открытый космос. Вы хотите побывать в открытом космосе? Проверьте свои скафандры. Помните, что все движения в космосе плавные, там человек не ходит, а плавает, летает, передвигается очень медленно. (дети двигаются под музыку)

    Внимание, внимание, возвращаемся на корабль. Занимайте свои места.
    Наш экипаж приближаемся к самой огромной планете. (слайд 14)

    Шестой ребенок: (Слайд 18)

    Юпитер больше всех планет,

    Но жизни на планете нет.

    Повсюду жидкий водород,

    И лютый холод круглый год.

    Воспитатель. Юпитер в 11 раз больше земли – это просто гигант.
    Найдите эту планету.
    На какой орбите расположен Юпитер?

    Седьмой ребенок: (Слайд 19)

    Сатурн непременно узнаешь в лицо,

    Его окружает большое кольцо.

    Когда-то давно там замерзла вода,

    И кольца Сатурна из снега и льда.

    Воспитатель. Сатурн – красивая планета,
    с кольцами камней и льда
    На какую орбиту вы их поместите?

    Воспитатель: Экипаж, внимание, мы приближаемся к следующей планете!

    Восьмой ребенок: (Слайд 20)

    Я Уран.

    Я уже который век

    Среди братьев-римлян грек,

    И сквозь космоса тоску

    Мчусь я, лежа на боку.

    Воспитатель: Уран - это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока!

    Приготовились….Наше путешествие продолжается.

    Девятый ребенок: (Слайд 21)

    Я – Нептун.

    На планете синей-синей

    Дует ветер очень сильный.

    Год на ней велик весьма -

    Длится 40 лет зима.

    Воспитатель: Нептун кажется голубым потому, что ее окружает газ метан.
    Внимание всех членов экипажа, наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней планете.
    Как она называется.? (Плутон)

    Десятый ребенок: (Слайд 22)

    Я - Плутон.

    Нужно 5 часов, чтоб свету

    Долететь до сей планеты,

    И поэтому-то я

    В телескопы не видна!

    Воспитатель: Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы. Расположите последнюю планету на вашей карте.


    Воспитатель: Посмотрите, мы справились и составили карту Солнечной системы. Сравните свои карты с солнечной системой.

    Воспитатель: Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.
    И пока мы будем лететь до нашей планеты. Давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на вопросы.
    Сколько планет в солнечной системе?
    Как называется самая близкая к солнцу планета?
    Какая планета самая маленькая?
    Какая самая большая?
    Какую планету окружают кольца?
    Назовите обитаемую планету солнечной системы?
    Молодцы, вы ответили на все вопросы, составили замечательные карты, по которой может отправиться в путешествовать наш друг Лунтик. Я обязательно сегодня отправлю Лунти карту «Солнечной системы» (слайд23).


    Елена Тараненко

    Развивающее занятие в старшей группе на тему : «Солнечная система »

    Тараненко Елена Сергеевна.

    ЦРД «Стрижи» .

    Цель : формирование представлений детей о Солнечной системе .

    Задачи :

    Закрепить знания о планетах, их последовательном расположении от Солнца .

    - Развивать поисково-исследовательскую деятельность : с помощью опыта определить годовое вращение планет вокруг Солнца и почему на Земле происходит смена дня и ночи.

    Активизировать словарный запас детей по теме «Солнечная система » : планета, Солнце , Солнечная система , орбита, название планет.

    - Развивать связную речь .

    - Развивать логическое мышление и воображение детей.

    Способствовать формированию коммуникативных навыков.

    Воспитывать интерес к Солнцу , Солнечной системе .

    Обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями, совершенствовать умения работать в коллективе.

    Материалы : плакат «Солнечная система » , картина с изображением Солнца , посылка, свеча, фонарь, лампочка, разрезные картинки с изображением Солнца , макет орбит на полу из веревок, глобус, настольная лампа, пластилин белый и красный, шапочки-ободки с изображением планет Солнечной системы ,ТСО-аудиозаписи : Е. Крылатов - Музей Института Времени, Воскрешение (Космическая музыка) .

    Ход занятия :

    Дети встают полукругом.

    Воспитатель : Ребята, поприветствуйте друг друга. Подарите нам свое хорошее настроение, улыбнитесь.

    Сегодня к нам в детский сад пришла необычная посылка, в которой находились вот эти карточки похожие на пазлы. Давайте попробуем собрать их и посмотрим, что получится? (дети под музыку собирают пазлы) Посмотрите, ребята, что же у нас получилось? (Правильно солнце )

    Чтение стихотворения про солнце .

    Тучка прячется за лес,

    Смотрит солнышко с небес .

    И такое чистое,

    Доброе, лучистое.

    Если б мы его достали,

    Мы б его расцеловали.

    Посмотрите, в посылке находятся другие предметы (показываю детям свечу, фонарик, электрическую лампочку) .

    Воспитатель : Какая взаимосвязь между этими предметами и Солнцем ? (Что эти предметы, как и солнце , источники света. Но искусственные.)

    Воспитатель : Назовите природные источники света (солнце , луна, костер) .

    Воспитатель : Правильно! А какой главный источник света? Это Солнце ! Кто из вас знает загадки и пословицы о Солнце ! (Дети называют и определяют, что это загадка или пословица)

    Дети : 1) Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

    2) Красная девушка по небу ходит.

    3) Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.

    4) Встану я рано, бело да румяно,

    Да как распущу золотые волосы,

    Да выйду на гору,

    И человек, и зверь возрадуется.

    5) Что выше леса,

    Краше света,

    Без огня горит.

    6) На весь мир глядит, на себя глядеть не велит.

    7) Без меня не будет света,

    Без меня не будет лета.

    По утрам стучусь в оконце :

    Просыпайтесь, вышло Солнце !

    8) Ты весь мир обогреваешь

    Ты усталости не знаешь

    Улыбаешься в оконце,

    И зовут тебя все … (солнце ) .

    Пословицы : При солнышке тепло , при матери добро.

    На солнышко во все глаза не взглянешь.

    Солнца не закроешь , а правду не скроешь.

    Солнце встанет , так и утро настанет.

    Беседа о Солнце .

    Воспитатель : Как вы думаете, что такое Солнце ? Какое оно?

    Дети : Солнце – это большая-большая, огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас.

    Воспитатель : Почему другие звезды не согревают нашу планету? (Звезды находятся очень далеко и свет их и тепло не доходят до земли)

    Воспитатель : Если бы мы стали волшебниками и оказались на какой-нибудь звезде, как вы думаете, каким бы мы увидели Солнце ? (Мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки)

    Воспитатель : А на самом деле Солнце какое ? (Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет) Поэтому Солнце образует центр нашей системы . (картина с изображением Солнца )

    Воспитатель : А есть ли жизнь на Солнце ? (На Солнце нет жизни , так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь : людям, растениям, животным)

    Воспитатель : Солнце не одиноко , у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу . Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка .

    В одном небесном доме жила женщина и было у нее восемь детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит прибежали только шесть. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем : то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание восемь непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу восемь планет и никуда убежать от него не могут.

    Вопрос : Как называют семью Солнца ? (Семью Солнца называют Солнечной системой )

    Воспитатель : Как вы думаете, ребята, почему?

    Ответы детей.

    Воспитатель : Верно, потому что главным является Солнце . В семье Солнца царит порядок : никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца . Как называется дорожка по которой движется планета? (Орбита) А теперь посмотрите внимательно на схему солнечной системы (рассматривание схемы) . Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца ? (Ответы детей)


    Воспитатель : Да, столько же, сколько и планет – восемь.

    Посмотрите внимательно : дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине)

    Какие планеты вы знаете?


    III. Игра «Солнечная система » .

    Воспитатель : Давайте представим, что мы с вами планеты Солнечной системы . Выберите себе планету по желанию (дети выбирают шапочки, которые изображают планеты) . Планеты под музыку начинают двигаться вокруг Солнца , как только музыка заканчивается занимают свои места в Солнечной системе .

    А сейчас Лиза расскажет стихотворение :

    В пространстве космическом воздуха нет

    И кружат там восемь различных планет.

    А Солнце – звезда в самом центре системы ,

    И притяжением связаны все мы.

    Солнце -звезда преогромнейший шар

    Свет излучает, как будто пожар.

    Ну а планеты тот свет отражают,

    Солнце-светило они обожают !

    Воспитатель : А теперь проверим правильно ли планеты заняли свои места . По порядку все планеты назовет любой из нас :

    Раз… Меркурий (отвечает ребенок) .

    Два… Венера (отвечает ребенок) .

    Три …Земля,

    Четыре … Марс.

    Пять … Юпитер,

    Шесть … Сатурн,

    Семь … Уран,

    За ним … Нептун.

    Он восьмым идет по счету.


    Воспитатель : Вот только сейчас, что вы показали? (Что все планеты вращаются вокруг Солнца .) Время, за которое они совершают полный круг вокруг Солнца называется … Правильно «год» . Путь вокруг Солнца у всех планет разный, почему?

    Дети : Чем ближе к Солнцу находится планета , тем ее дорога вокруг него короче, чем дальше находится планета от Солнца , тем дорога ее будет длиннее.

    Воспитатель : На Земле год продолжается кто знает сколько суток (365) или сколько месяцев (12) . В течение этого времени наступают разные времена года. Назовите их. Пока Земля вертится через каждые 3 месяца происходит смена времен года. Земля пробежит полный круг вокруг Солнца и начнется новый следующий год.

    Воспитатель : Солнце когда-нибудь отдыхает? Что оно делает ночью?

    Как вы думаете, Солнце движется ? (предположения детей) Солнце не движется , оно находится на одном месте. Но Солнце никогда не отдыхает . Солнце – вечный двигатель , труженик : всегда светит, всегда греет. А вот наша планета Земля не стоит на месте, она все время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок , то другой, то третий, то четвертый.

    V. Игра ««Космонавты» ».

    Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Посредине зала раскладываются обручи – это места космонавтов. Дети идут в обход зала по кругу, говоря :

    Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим. Но в игре один секрет : Опоздавшим места нет!

    С окончанием слов дети разбегаются по ракетодрому, и каждый старается занять место в любой из ракет. Мест в ракетах на 2-3 меньше, чем космонавтов. Правила игры : Нельзя начинать движения пока не скажут слова «Опоздавшим места нет!» . Нельзя выталкивать из «Ракеты» . Опоздавшие считаются проигравшими и садятся на скамейку

    Что вы нового узнали? Что же такое Солнце ? Сколько планет?


    Марина Архипова
    Конспект занятия в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы»

    Программные задачи :

    Образовательная область «Познание»

    Закреплять знания детей о космосе, солнечной системе , об освоении космоса.

    Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах , обобщать и расширять знания детей об особенностях планет .

    Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику.

    Образовательная область «Коммуникация»

    Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.

    Образовательная область «Здоровье»

    Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении НОД

    Предварительная работа : занятие «Освоение космоса» , беседа «Голубая планета Земля » , рассматривание иллюстраций на тему «Космос» .

    Оборудование :

    Презентация «Планеты солнечной системы » .

    Диск с записью космической музыки, слайды.

    Ход занятия.

    Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся!

    Давайте все вместе скажем : «Добрый день и добрый час, очень рады видеть вас» . На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели.

    Воспитатель : Ребята вы любите путешествовать? (Ответы детей) .

    Сегодня я приглашаю вас в одно неизведанное нами место. Куда?

    Догадаться вам помогут загадки. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки :

    Жёлтая тарелка на небе висит

    Жёлтая тарелка всем тепло дарит (Солнце )

    Воспитатель : Послушайте следующую загадку.

    На тёмном небе рассыпан горошек

    Как карамельки из сахарных крошек

    И только тогда, когда утро настанет

    Вся карамель та внезапно растает (Звёзды)

    С самых давних времён люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. И конечно, они мечтали полететь в космос (показ слайда) .

    Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет) .

    Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.

    Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но и всей планеты Земля .

    Стихотворение о Гагарине.

    Покорить простор вселенной

    Очень человек хотел

    И тогда в далёкий космос

    Первый спутник полетел

    А потом поднялся в космос

    И прославился навек

    Вслед за спутником в ракете

    Самый первый человек.

    А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Знаете кто она? Это первая женщина космонавт (показ слайда) .

    А кто еще летал в космос кроме людей? (в космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна) (показ слайда) .

    А как вы думаете, какими чертами характера должны обладать космонавты?

    Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым. Решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным.

    Ребята, давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

    Дидактическая игра «Добавь слово»

    Воспитатель : Космонавтом хочешь стать, должен много, много …

    Дети : Знать.

    В. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит …

    Дети : Труд.

    В. Ждут нас быстрые ракеты для полетов на …

    Дети : Планеты .

    В. Самый дружный будет наш, наш веселый …

    Дети : Экипаж.

    В. Если в космос мы хотим, значит скоро …

    Дети : Полетим.

    Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.

    На чем же мы отправимся в космос? (на ракете) .

    Почему именно на ракете мы можем отправиться в космос? (только ракета может преодолеть земное притяжение)

    Как называется снаряжение у космонавтов? (скафандр) .

    Предлагаю надеть скафандры (дети имитируют движения, пройти в ракету. Как называется отверстие для входа в ракету? (люк) .

    Садитесь и пристегните ремни.

    Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 5.4.3,2,1 Старт! (включается космическая музыка, (показывается слайд) .

    Вот мы с вами и в космосе!

    Какое состояние у человека в космосе?

    В космосе невесомость. Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. (Звучит космическая музыка) .

    Давайте встанем и покажем, какие мы легкие стали в невесомости.

    Какая наша голова? (Легкая)

    Какие наши руки? (Легкие)

    Какое тело? (Легкое)

    Садитесь.

    А как называется окно, в которое смотрят космонавты? (Иллюминатор)

    Внимательно посмотрите в иллюминатор что-то видно? (много звезд и планет ) .

    Смотрите, летят метеориты, будьте осторожны.

    У нас за иллюминатором замечательный вид, (показ слайда) .

    Все планеты вращаются вокруг Солнца . Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой . Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце ) .

    - Планеты все одинаковые ? (они маленькие и большие, разного цвета) .

    Чем они походят друг на друга? (круглые) .

    - Планеты все круглые , но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца . Каждая планета вращается по своей собственной орбите. А если бы планеты сошли со своей орбиты то, что могло бы произойти? (столкнулись бы друг с другом, покинули бы пределы солнечной системы ).

    Можно провести опыт «Шарики на ниточках» . Ребенок – солнце , шарики - планеты , ниточки - орбиты. Если ниточку обрезать шарик – планета упадет .

    Кто скажет, сколько же всего планет в солнечной системе ? (9)

    Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий , (показ слайда)

    На этой планете очень жарко , вы не знаете почему? Меркурий торопится за Солнцем , словно боится от него отстать. За земной год Меркурий успевает оббежать вокруг Солнца четыре раза . У древних греков была притча – «кому надо спешить пусть учатся у Меркурия» .

    Вторая от Солнца планета – Венера , (показ слайда)

    В честь богини красоты,

    Названа Венера – ты.

    В темных небесах сияешь,

    Красотой нас озаряешь.

    Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива.

    Вы узнали третью планету ? Почему вы решили, что это Земля? (показ слайда)

    Земля - единственная в Солнечной системе планета , на которой есть все условия для жизни животных и людей. Что это за условия? (воздух, вода) . Земля средняя по размеру планета , она находится не слишком близко к Солнцу . Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов.

    От Солнца третья по счету планета ,

    Наша Земля меньше звезды,

    Но ей хватает тепла и света,

    Чистого воздуха и воды.

    Следующая планета Марс . (показ слайда)

    Марс - Таинственная планета . Она по размерам чуть больше Луны,

    Из-за кроваво красного цвета назвали планету в честь бога войны

    Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.

    Физкультминутка

    Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

    В космос мы летим опять (соединяем руки над головой)

    Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)

    Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)

    На орбите повесим (покачать руками вперед, назад)

    И опять домой спешим (ходьба на месте) .

    Пятая планета от Солнца называется Юпитер . (показ слайда) .

    Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа . Эта планета совсем необитаема , потому – что на ней лютый холод».

    Сатурн – шестая планета на ней очень холодно. (показ слайда)

    Почему? Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет ? (кольца) . Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.

    Планета , идущая, за Сатурном называется Уран, (показ слайда)

    Посчитайте, какая она по счету?

    Уран – лежебока и встать ему лень.

    Подняться планете не вмочь ,

    Сорокалетие длится там день,

    Потом сорокалетие ночь.

    Как выдумаете, человек смог бы жить на планете где сорок лет день и сорок лет ночь? Вы не хотите здесь остаться?

    Восьмая планета – Нептун , (показ слайда)

    А девятая – Плутон это самые холодные планеты Солнечной системы . (показ слайда)

    Как вы думаете, почему? Увидеть эти планеты с Земля в телескоп невозможно.

    Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились, начинаем обратный отсчет 5,4,3,2,1. Полетели.

    Заключительная часть

    Пока мы летим, вспомним все планеты .

    Пальчиковая игра : «Солнечная система » .

    По порядку все планеты

    Назовет любой из вас :

    Раз…Меркурий,

    Два… Венера,

    Три…Земля,

    Четыре…Марс,

    Пять…Юпитер,

    Шесть…Сатурн,

    Семь…Уран,

    За ним…Нептун,

    Он восьмым идёт по счёту.

    А за ним уже, потом,

    И девятая планета под названием …Плутон.

    Я хочу проверить, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии .

    Сколько планет в солнечной системе ?

    Как называется самая близкая к солнцу планета ?

    Какая планета самая маленькая ?

    Какая самая большая?

    Какая планета самая холодная ?

    Какую планету называют красной ?

    Какую планету окружают кольца ?

    Назовите обитаемую планету солнечной системы ?

    Молодцы, вы ответили на все вопросы.

    Внимание, космонавты, мы приближаемся к планете Земля !

    Вот мы и дома, как же красиво на нашей планете . Отстегните ремни.

    Выходите из ракеты.

    У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы . Но планета Земля , на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет : «Как прекрасна наша Земля!»