Войти
Образование в России
  • Сульфид железа (II): состав и молярная масса
  • Значение слова, его корни и исторические факты
  • Их называли «ночные ведьмы»
  • Афоризмы и цитаты о правителях Гай Юлий Цезарь
  • Король Англии Иоанн Безземельный: годы жизни, правление, семья
  • Владимиро-Суздальское княжество: князья
  • Презентация на тему: "Технология исследовательской работы с учащимися". Технология исследовательского обучения

    Презентация на тему:

    Учит выступать,
    говорить, защищать
    свой труд
    Деятельностная
    направленность
    обучения
    Обучение
    проблематизации
    , целеполаганию и
    гипотезированию
    Поддержка
    мотивированн
    ых детей
    Индивидуализация
    обучения
    Значение
    использования
    проектов и
    исследований в
    школьной
    практике
    Отвечает системнодеятельностному подходу
    ФГОС
    Формирование способности к
    социальному действию и
    взаимодействию с социокультурной и
    природной средой
    Личностноориентированный
    характер
    обучения
    Формирование
    исследовательск
    ой активности
    Мотивация к
    активному
    познанию
    Учит
    креативности

    Реферат
    Компиляция
    Виды творческих научных
    работ учащихся

    Виды творческих научных работ

    Вид ТНР
    учащихся
    Компиляция
    Реферат
    Уровень
    сложности
    Характеристика
    Создаётся на основе прочтения
    Минималь источников
    информации,
    отбора
    ный
    данных и соединения их в работе.
    Наиболее распространены.
    Средний
    Его создание подразумевает:
    выбор темы,
    чтение и анализ информационных
    источников,
    отбор необходимого материала и
    его систематизацию в зависимости от
    поставленной темы.
    заканчивается выводом

    Реферат
    Научное
    Учебное
    Исследование
    Эмпирическое
    Компиляция

    учащихся

    Исследовательские работы:
    Эмпирическое
    исследование
    Выше
    среднего
    Учебное
    исследование
    Выше
    среднего
    Научное
    исследование
    Достаточно
    высокий
    уровень
    сложности.
    Аналитическое
    заканчивающееся
    данных
    с
    интерпретацией
    исследование,
    на этапе сбора
    последующей
    Аналитическое
    исследование,
    в
    котором полученная в информация
    обладает лишь субъективной новизной
    Аналитическое исследование, в ходе
    которого
    получен
    принципиально
    новый интеллектуальный продукт

    Методы детского научного
    познания
    Эмпирические методы
    Наблюдение:
    планомерное,
    систематичное,
    целенаправленное
    Измерение:
    главное - точность
    Сравнение:
    по выделенным
    существенным
    признакам сходных
    объектов
    Эксперимент или
    моделирование
    Промежуточные
    методы
    (эмпирическотеоретические)
    Теоретические методы
    Абстрагирование:
    мысленное
    отвлечение от
    несущественного
    при фиксации
    одной важной
    детали
    Анализ и синтез:
    Разложение на
    составные части и
    соединение
    обратно
    Исторический:
    Для исследования
    развивающихся
    объектов и
    процессов
    Индукция и
    дедукция

    С неизвестным
    результатом
    Исследование
    С известным результатом
    Научное
    Учебное
    Эмпирическое
    Реферат
    Компиляция
    Виды творческих научных работ
    учащихся
    Экспериме
    нт

    Виды экспериментальных работ:
    Эксперимент
    с заранее
    известным
    результатом
    Достаточно
    высокий
    уровень
    сложности.
    Эксперимент Высокий
    с неизвестным уровень
    результатом
    сложности.
    Его цель - иллюстрация известных
    положений
    или
    изучение
    процессов, объектов или явлений
    для уяснения его природы.
    Моделирование.
    Предполагает
    получение
    прогнозируемого, но неизвестного
    результата. Работа выстраивается
    разными путями: с помощью
    наблюдения,
    комплекса
    исследований,
    постановки
    эксперимента. По результатам
    проводится
    анализ
    полученных
    данных, делаются
    выводы
    о
    природе
    данного
    явления,
    процесса или объекта.

    С неизвестным
    результатом
    Исследование
    С известным результатом
    Научное
    Учебное
    Эмпирическое
    Реферат
    Компиляция
    Виды творческих научных работ
    учащихся
    Экспериме
    нт
    Проект

    ПРОЕКТные работы

    Использование
    полученного
    нового знания необходимо для
    решения конкретной задачи и
    получения
    нового
    интеллектуального продукта
    Самый
    Проектная
    высоки Исследование и эксперимент в
    работа
    й
    проекте
    является
    орудием,
    уровень
    инструментом,
    помогающим
    сложности
    осуществить цель проекта.
    Проектная работа объединяет в
    себе элементы всех ТНР учащихся.
    С помощью проектирования
    создаётся то, чего ещё нет.

    Результатом и
    продуктом ПИР
    школьника
    должно стать
    Переоткрытие
    открытий
    Лично новое
    знание
    Встраивание
    полученного
    знания в систему
    знаний
    Перестройка
    мышления
    ученика
    Новое
    знание
    Добавление новых
    научных фактов
    Принципиальн
    о новое
    знание
    Новый вариант
    устройства
    системы
    Открытие новых
    перспектив

    Отличительные признаки ПИР от рефератов

    Наличие замысла изменения
    ситуации вокруг объекта,
    явлений или событий,
    предложение способов и
    конкретных действий по
    изменению ситуации и оценка
    этих изменений с разных точек
    зрения
    Наличие процесса научного
    изучения – поиска причинноследственных связей между
    явлениями, фактами,
    событиями
    В основе - проблема, которая:
    значима и актуальна,
    соответствует современной
    науке, решаема, креативна
    Деятельностная
    (исследовательская,
    экспериментальная) часть.
    Нацеленность на создание
    нового знания.
    Представление темы и
    проблемы работы в развитии,
    при внесении изменений,
    принятии решений,
    продумывании способов и
    конкретных действий
    Практическое значение
    результата или продукта
    проектирования, их
    возможность быть
    использованными
    образовательными,
    социальными или иными
    структурами, а также
    социальное, личностное
    значение работы

    Как реализовать проект или исследование?

    1 шаг – формулирование проблемы и темы:
    «Первый признак мыслящего человека – это умение увидеть
    проблему там, где она есть» (С.Л. Рубинштейн)
    Синектика –
    способ стимуляции
    воображения, когда
    незнакомое
    стараются сделать
    знакомым, а
    привычное – чуждым
    Предложение
    идей
    Контраргументы
    Идея

    2 шаг – целеполагание
    Цель
    Задачи
    Гипотеза
    организующий фактор: определяет
    идею, результат и будущие задачи,
    соединяет все части работы
    пошаговое достижение поставленной
    цели (количество глав (частей)
    работы должно соответствовать
    поставленным задачам)
    предполагаемые и
    неочевидные условия
    успешности

    3 шаг – поиск обеспечения работы
    Обеспечение проектноисследовательской
    работы:
    Информационное
    печатные и
    электронные
    источники, карты,
    Интернет
    Материальнотехническое
    компьютер,
    фотоаппарат,
    лаборатории
    Организационное
    Учебнометодическое
    Кадровое
    режим работы над
    проектом
    учебники, учебные
    пособия,
    руководства,
    методички
    консультации
    специалистов
    Часто ПИР стартует именно с обеспечения!

    4 шаг – планирование и реализация работы:
    Составления плана
    работы
    Координация разных
    точек зрения
    Анализа и синтеза
    полученных сведений,
    их систематизации
    Проведения
    исследований,
    экспериментов,
    составления
    литературного обзора
    Подведение
    предварительных
    итогов
    Установление
    причинно-следственных
    связей
    Подготовки наглядного
    материала
    Поиска источников
    информации
    Выявление
    противоречий и
    недостающих звеньев

    5 шаг – подведение итогов:
    Оформление
    текстового
    варианта работы
    ИТОГ
    Рефлексия
    деятельности
    каждого участника
    и всех вместе

    Структура текстового варианта ПИР
    Развёрнутый план
    Введение
    Основная часть, состоящая и глав
    Заключение
    Перечень информационных источников

    Титульный лист отражает:
    Полное название школы (с сайта)
    Исследовательская (проектная) работа.
    Тема:…..
    Авторы…
    Руководитель…
    Москва 2016

    ВВЕДЕНИЕ: последовательность основных частей
    и минимальное содержание
    1 АБЗАЦ
    2 абзац
    3 абзац
    4 абзац
    5 абзац
    6 абзац
    7 абзац
    8 абзац
    Лирическое вступление, посвящённое выбранной проблеме и краткая оценка
    текущего состояния вопроса
    Обоснование актуальности темы
    Формулирование проблемы
    Цель
    Гипотеза: предполагаемые и неочевидные условия успешности (на старшей
    ступени: объект и предмет исследования)
    Постановка задач-шагов
    Планируемые для исследования методы
    Практическая значимость и область применения полученных результатов

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    ДОЛЖНА
    СОДЕРЖАТЬ
    Должна соответствовать
    проектноисследовательскому
    формату
    Структурные
    части: главы,
    параграфы
    АНАЛИТИЧЕСКИ
    Й литературный
    обзор
    Научное изучение –
    поиск причинноследственных
    связей между
    явлениями,
    фактами,
    событиями
    Основные
    результаты
    выполненной
    работы,
    количественные
    оценки и
    сопоставления,
    обобщение и
    оценку
    Выводы по
    каждой
    структурной
    части
    Должна
    присутствовать
    экспериментальная
    или
    исследовательская
    часть
    Способность
    исследователей к
    гипотезированию,
    нестандартным,
    неожиданным,
    креативным
    аспектам
    рассмотрения
    проблемы
    исследования,
    представление темы
    и проблемы работы в
    развитии, при
    внесении тех или иных
    изменений, принятии
    решений
    Личные
    рассуждения
    автора, которые
    демонстрируют
    понимание
    проблемы и роль
    учащегося в
    проектной работе.

    Текст ОСНОВНОЙ ЧАСТИ должен:
    не быть излишне
    информационно и
    технологически
    перегруженным
    отличаться
    самостоятельностью и
    грамотностью
    изложения материала,
    глубиной его
    проработки
    отличаться логичностью,
    аргументированностью,
    последовательностью
    следовать
    поставленным целям и
    задачам и плану
    быть чётко
    структурированным
    содержать
    практические
    рекомендации.
    быть компетентным и
    содержать ссылки на
    источники
    информации, А САМА
    ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА
    БЫТЬ ДОСТОВЕРНОЙ
    Не следует помещать в выводах
    результаты, полученные другими
    авторами, призывы и лозунги, искажать
    собственные результаты, чтобы
    придать работе значимость

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    1 АБЗАЦ
    Лирическое заключительное эссе
    Краткие итоги и комментарии итогов по каждому выводу после каждой
    структурной части
    2 абзац
    3 абзац
    4 абзац
    Суммарное обобщение исходя из всех полученных данных
    Итоговый вывод
    Характеристика прикладного значения полученных результата и продукта
    работы, возможности и формы внедрения результатов в практику
    5 абзац
    6 абзац
    Перспективы продолжения работы

    ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
    Например:
    1.
    Агаркова М.В. Метод проектов. Сайт:
    Фестиваль педагогических идей «Открытый
    урок» // Режим доступа:
    http://festival.1september.ru.
    2.
    Якиманская И.С. Технология личностноориентированного образования. – М.:
    «Сентябрь», 2000. вып. №7.
    3.
    XIV Всероссийский конкурс юношеских
    исследовательских работ им. В.И.
    Вернадского: Сборник исследовательских
    работ/ 2006.
    Приводится по библиографическим правилам!

    ПРИЛОЖЕНИЯ: материалы, дополняющие тексты
    документа
    Таблицы
    Протоколы
    Алгоритмы
    Серии фотографий и иллюстраций
    Схемы
    Карты
    Чертежи
    Профили, графики и диаграммы

    ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ при реализации ПИР
    ТЕМА
    Популярные
    лозунги
    вместо
    аналитики
    Отсутствие
    логики
    Недостоверн
    ые
    результаты

    Интересные темы проектов и исследований работ-победителей 2016 года

    Интересные темы проектов
    и исследований работпобедителей 2016 года

    «Определение
    растений в зимний
    период на экологотуристической тропе
    Алешкинского леса»
    «Почему семена
    яблока, находясь
    внутри плода, не
    прорастают?»
    «Неньютоновская
    жидкость»
    Помощь приюту
    Млекопитающие
    Алешкинского леса
    Рыцари-госпитальеры
    на острове Родос
    глазами
    современного
    туриста.
    «Оцифрованный
    мир» (по романам
    «Сканеры» Р.
    Зоннтага и «Мы» Е.
    Замятина)
    Способы украшения
    тела в современной
    молодежной среде
    «Проект талисмана
    Чемпионата мира по
    футболу-2018»
    «Макет курной избы.
    Взгляд в прошлое»
    «Тайна дневников
    Лёвы Федотова»
    Числа Фибоначчи
    «Видовое
    разнообразие
    дождевых червей в
    урбаземах»
    Наследование
    признака
    леворукости
    «Предпочтение
    некоторых
    перепончатокрылых в
    выборе в выборе
    пыльцы»
    «Буква Ё – живая или
    мёртвая?»
    Различие живого и
    виртуального
    общения
    «Подбор винта для
    беспилотника»
    «История моей семьи
    в истории России»
    «Понятие
    общественных
    насекомых на
    примере муравьиных
    профессий»
    «Славный род
    Коновницыных с XIVXXI века»
    «Произведения Анри
    Матисса – культурный
    мост между Россией
    и Францией»
    «ПокровскоеСтрешнево в числах и
    задачах»
    «Исследование
    экологического
    состояния лицея
    №1571»
    «Создание
    микросбордера
    непрерывного
    цветения на
    школьном дворе»
    «Возможности
    удаления
    радиоактивных
    отходов за пределы
    Солнечной системы
    Программа для
    изучения и проверки
    знания таблицы
    умножения
    Геометрия в
    архитектуре
    Московского Кремля
    «Я создаю арт-обьект»

    Технология исследовательской работы с учащимися по теме: «Влияние чеченских событий на судьбы сургутян (на примере семьи Виктора Безносикова)»

    Выполнила:

    Г.М.Клейменова,

    АУ «Сургутский

    политехнический колледж»


    Психолого – педагогические особенности:

    Возраст – 15 – 16

    Психолого – возрастные особенности:

    • Высокий уровень обобщения и абстрагирования, возможность более глубокого анализа материала, выявление закономерностей;
    • Тенденция к причинному объяснению явлений, умения аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему;
    • Наличие широких познавательных интересов → стремление к экспериментированию (самостоятельная перепроверка);
    • Умение учащихся пользоваться разнообразными приемами логического запоминания.

    Цели и задачи исследовательской работы с учащимися

    Цель - сформировать у учащихся основные навыки и умения написания исследовательской работы

    Задачи:

    • Организовать самостоятельную работу учащихся по написанию исследовательской работы по теме «Влияние чеченских событий на судьбы сургутян (на примере семьи Виктора Безносикова)»
    • Способствовать формированию у учащихся познавательного интереса к истории родного края;
    • Способствовать развитию у учащихся умения анализировать исторический материал, выделять главное, применять методы исследования;
    • Научить учащихся составлять научный аппарат исследования и работать с ним при написании исследовательской работы;
    • Способствовать формированию умений выступать перед аудиторией.

    Научный аппарат исследования:

    Объект – события Второй Чеченской кампании 1999 -2003 г.г.

    Предмет – влияние чеченских событий на судьбы сургутян.

    Цель – показать влияние событий в Чечне на судьбы сургутян (на примере судьбы Безносикова В.А.)

    Задачи:

    • Охарактеризовать развитие военного конфликта в Чечне в 1999 – 2003 г.г.
    • Выяснить обстоятельства гибели В.Безносикова.
    • Охарактеризовать влияние чеченских событий 1999 -2003 г.г. на судьбы сургутян

    Связь с историей

    • Данная тема является дополнительным материалом к изучению истории ХМАО конца XX в.
    • Тема исследования направлена на более глубокое изучение истории родного края и её взаимосвязи с судьбами людей.

    Введение

    Глава 1. Вторая Чеченская война 1999-2003 г.г.

    1.1. Решение о начале Второй Чеченской кампании в оценке российского общественного мнения.

    1.2. Контртеррористическая операция в Чечне.

    1.3. Комсомольское. Март 2000 г. Последний штурм.

    1.4. Завершающий этап операции.

    Глава 2. Участие в контртеррористической операции в Чечне Безносикова Виктора Анатольевича 28.11.1979 – 01.05.2005 г.г.

    Глава 3. Потери во второй Чеченской войне.

    Заключение


    Учебно – тематический план (13 ч.)

    Вводная часть (3 ч.)

    • Научная деятельность как возможность проявить свои знания, умения и способности (1 час).
    • Проект. Структура и особенности работы над проектом (1 час).
    • Научный аппарат как фундамент исследовательской работы (1 час).

    Учебно – тематический план: Основная часть (7 ч.)

    • Вторая чеченская война (1 час).
    • Контртеррористическая операция в Чечне (1 час).
    • Комсомольское. Март 2000 г. (1 час).
    • Завершающий этап контртеррористической операции (1 час).
    • Потери во второй Чеченской войне (1 час).
    • Участие сургутян во второй чеченской войне (1 час).
    • Участие в контртеррористической операции в Чечне Безносикова Виктора Анатольевича 28.11.1979 – 01.05.2005 г.г. (1 час).

    Учебно – тематический план: заключительная часть (3 ч.)

    • Правила составления презентации (1 час).
    • Защита проекта (2 часа.).

    Список используемой литературы

    • Асташкин Н.С. По волчьему следу. Хроники чеченских войск [Текст]: – «Вече», 2005г. – 189 с.
    • Оставшиеся молодыми… [Текст] / Под редакцией. А.А.Конева – Екатеринбург: ООО «Дизайн - Принт», 2006 г.- 72 с.
    • Книга Памяти. [Текст] – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002 г. – 56 с.
    • Ставицкий В. Кровавый террор [Текст] – М., «Олма- пресс», 2000 г. – 89 с.
    • Трошев Г.Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала [Текст] – М., «Вагриус», 2001г. – 324 с.
    • Якушев А.В. история России [Текст] / конспект лекции– М., «Приор-издат», 2004г. - 152 с.
    • Ковальская Г. Лесной пожар [Текст] // Новое время. – 1995. - №5 – с.7-12.
    • Мир о событиях в Чечне. Позор [Текст] // Эхо планеты. – 1995. - №2 – с. 19-28.
    • Мы защищаем коренные интересы народа./ Из интервью с командующим объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-полковник Г.Н.Трошиным [Текст] // Ориентир. – 2001. - №6 – с.17-23.

    Методы исследования

    • Анализ;
    • Синтез;
    • Обобщение;
    • Методы источниковедческого анализа (внешняя и внутренняя критика источника);
    • Периодизация;
    • Хронологический анализ;
    • Проблемно-хронологический;
    • Ретроспективный анализ;
    • Биографический анализ
    • Описательно – повествовательный.
    • Интервьюирование;
    • Метод корреляции.

    Темы работ учащихся

    • Влияние чеченских событий на судьбы сургутян (на примере семьи Виктора Безносикова).
    • Влияние чеченских событий на судьбы сургутян (на примере семьи Юрия Фролова)
    • Ахметова А.М.
    • Учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №3»
    План самообразования
    • Методологическую основу требований Стандарта второго поколения составляет системно-деятельностный подход, неотъемлемой частью которого являются универсальные учебные действия.
    • Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская деятельность, бесспорно, - один из самых эффективных.
    • Регулятивные УУД:
    • умение ставить новые учебные задачи;
    • умение планировать свою деятельность;
    • умение прогнозировать результат;
    • контролировать выполнение;
    • умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
    • Познавательные УУД:
    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    • строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
    • Коммуникативные УУД:
    • строить понятные для партнёра высказывания;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
    • Личностные УУД:
    • адекватная самооценка;
    • чувство радости узнавания нового;
    • чувство гордости за самого себя (подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе);
    • мотивационная основа учебной деятельности;
    • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
    • Применение метода проектов, способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:
    • принятия самостоятельных решений;
    • умение ставить задачи и задавать вопросы;
    • поиск нестандартных, оригинальных решений;
    • способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
    • раскрытие индивидуального потенциала.
    УМК «Школа России» - прекрасная база для реализации исследовательской деятельности Исследовательская деятельность
    • Учебно-методический комплект А. И. Савенкова
    • 1. Рабочая тетрадь «Я – исследователь»
    • 2.Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников»
    • 3 этап прагматический
    • Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов
    • Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов
    • 4 этап заключительный
    • Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат
    • Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности
    • 5 этап итоговый
    • Рефлексия выполненной работы
    • Представление готового продукта
    • · первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику (1 класс);
    • · второй: педагог ставит проблему, но пути и методы её решения, а также само
    • решение ученику предстоит найти самостоятельно (середина 2 класса, 3 класс);
    • · третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути её решения и находят само решение (4 класс).
    Наши результаты
    • Литература:
    • 1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса: /Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара, 2006.
    • 2. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию:/М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008.
    • 3. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие:/М.Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
    • 4. http://www.proshkolu.ru/
    • 5. http://nsportal.ru/
    • 6.http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/08/02/metodika_issledovatelskogo_obucheniya_mladshih_shkolnikov.doc

    Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Римашевская Лариса Сергеевна канд. пед.наук, доцент каф. дошк. пед

    Слайд 2

    Познавательно-исследовательская деятельность

    Познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников,можно рассматривать как активность ребенка, направленную на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию.

    Слайд 3

    Способы познания

    Наблюдение (включая самонаблюдение); Обследование объектов; Пробующие действия; Способы логического познания (сравнение, классификация, сериация, анализ, синтез и др.); Простейшие измерения; Экспериментирования с предметами, объектами и их образами; Использование моделей и их построение и.т.д.

    Слайд 4

    Детское экспериментирование - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. (Н.Н. Поддьяков).

    детская деятельность экспериментирования позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, увидеть то, что недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя (взрослого).

    Слайд 5

    Детское экспериментирование – практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольниками свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Опыт – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях, включающее их преобразование и поисковые действия детей.

    Слайд 6

    2 вида детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков)

    Бескорыстное экспериментирование, направленное на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания. Утилитарное экспериментирование, направленное на решению какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.

    Слайд 7

    Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве

    сначала представляя собой, простые действия с предметами, в ходе которых дифференцируется восприятие, у ребенка возникает способность различать предметы по цвету, форме, назначению, им осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

    Слайд 8

    К старшему дошкольному возрасту

    познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены объекты, предметы, стремлением узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере окружающей действительности.

    Слайд 9

    Традиционная технология организации опытов с детьми дошкольного возраста

    1.Постановка познавательной задачи. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается педагогом, но может быть предложена и детьми. Ясно и четко сформулирована, осознана, мотивирована и принята ими. 2.Обсуждение способа решения задачи. Это предполагает специальный поиск: анализ, соотнесение известных неизвестных данных. В процессе обсуждения дети высказывают суждения, предположения о причинах явления, выбирают способ решения, т.е. определяют условия и организацию опыта.

    Слайд 10

    3. Постановка опыта. При этом все условия должны быть уравнены и только одно из них, влияющее на результат опыта выделено, показано детям, осознано ими. 4. Сравнительное наблюдение после появления заметных изменений. Опыт может проводиться как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в схемах-рисунках.

    Слайд 11

    Опыт может проводиться как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в схемах-рисунках. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу (анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы). По ходу опыта необходимо вспомнить с детьми, что мы хотим узнать, что мы для этого сделали, что произошло (получилось).

    Слайд 12

    5. Подведение детей к суждениям, умозаключениям, самостоятельным выводам является завершающим моментом проведения опыта.

    Слайд 13

    Особенности детского экспериментирования

    1. родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, служащими у детей; наиважнейшими способами познания мира; 2. детское экспериментирование свободно от обязательности (во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы); 3. как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта;

    Слайд 14

    4. в процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана; 5. дети не могут действовать, без обсуждения, пояснения своих действий; 6. при проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми; 7. не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов; 8. учитыватьправо ребенка на ошибку.

    Слайд 15

    Особенности организации элементарной поисковой деятельности детей (Л.М.Маневцова)

    Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе обучения, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

    Слайд 16

    Особенности организации элементарной поисковой деятельности детей

    1. Постановка педагогом и принятия детьми познавательной задачи (возможна постановка познавательной задачи самими детьми); 2. первичный анализ и выдвижение предположения (о возможном течении явления природы и его причинах); 3. отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка; 4. анализ полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

    Слайд 17

    Способами проверки предположений могут служить:

    кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы.

    Слайд 18

    Примеры познавательных задач:

    Неживая природа: Почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идет дождь, а зимой – снег? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? И т.д.

    Слайд 19

    Живая природа: Могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения летом быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря – толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом – ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой? И т.д.

    Слайд 20

    В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.

    Слайд 21

    Педагогическая технология процесса развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования(Т.И. Бабаева, О.В. Киреева)

    Слайд 22

    Исследовательская активность ребенка рассматривается как настойчивое стремление дошкольника реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности.

    Слайд 23

    Проблемы, выявленные в современной практике ДОУ (педагоги)

    слабость исследовательской позиции воспитателя; недостаточное умение педагогов сопереживать с детьми радость нового открытия; использование неэффективных приемов развития познавательно-исследовательской деятельности и оценки результатов экспериментирования; отсутствие стимулов для эмоциональных и деятельностных проявлений детей; недостатки планирования, фрагментарное осуществление экспериментирования; репродуктивный, не исследовательский характер детского экспериментирования (70% случаев, когда ребенок механически копирует образец действий);

    Слайд 24

    нарушение принципов создания необходимой для детского экспериментирования предметно-развивающей среды в группе детского сада (динамичность, вариативность, учет интересов детей и др.); не используется развивающий потенциал семьи, взаимодействие с родителями недостаточно эффективно; отсутствие единого понимания важности развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

    Слайд 25

    У современных дошкольников

    Недостаточный практический опыт экспериментирования; Низкая степень познавательной мотивации; Отсутствие проблемности и перспективы движения детей к освоению исследовательских умений. 72% детей в свободной деятельности вообще не обращаются к экспериментированию

    Слайд 26

    Причина

    Данные, полученные в работах О.В. Афанасьевой, З.А.Михайловой, О.В. Киреевой, свидетельствуют о том, что наблюдающееся снижение исследовательской активности у старших дошкольников в детском саду в значительной степени обусловлены недостаточным опытом успешного самостоятельного познания, боязнью совершить ошибку или нарушить установленный воспитателем порядок.

    Слайд 27

    Педагогическая технология процесса развития исследовательской активности

    Мотивационно-ориентировочный этап Цель: подготовка дошкольников к экспериментированию. 2. Содержательно-деятельностный этап Цель: развитие исследовательской активности детей в условиях усложняющегося экспериментирования. 3. Инициативно-творческий этап Цель: развитие исследовательской активности в условиях совместного исследования и экспериментирования дошкольников со взрослыми.

    Слайд 28

    1. Мотивационно-ориентировочный этап

    Создание в группе положительной атмосферы, роста интереса дошкольников к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Использование: фокусов, проблемных ситуаций, приемов ТРИЗ. Результат у детей: Интерес к необычным явлениям, фокусам, собственные рассуждения, умение проводить мини-исследование («Мы изучаем погодные явления»), фиксировать результаты.

    Слайд 29

    Слайд 30

    1 ступень Развитие умений: принять проблему, выдвигать гипотезы ее решения, находить способы решения путем экспериментирования (ситуации «Песочный замок», «Помоги достать гвоздик» и др.) 2 ступень Активизация стремления детей к самостоятельному воспроизведению способов экспериментирования с объектами в новых условиях предметно-развивающей среды в роли «разведчиков», «путешественников», «испытателей». Особое внимание развитию умений использовать приборы и инструменты для проведения исследования, создание несложных приспособлений для экспериментирования.

    Слайд 31

    3 ступень Стимулировать детей отражать ход и результаты эксперимента в виде простейших наглядных схем или условных изображений («Составь письмо», «Зарисуй», «Найди ошибки», «Проверь»). Дальнейшее развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать подученную информацию, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль). 4 ступень Использование проблемных ситуаций свободного детского экспериментирования «по выбору».

    Слайд 32

    3. Инициативно-творческий этап

    Совместный исследовательский поиск в рамках коллективного проекта (дети, родители, педагоги)«Как много интересного вокруг»: написание «Энциклопедии наших открытий» (отражение результатов экспериментов с использованием микроскопов, весов, биноклей и пр.); совместный досуг «Клуб открытий» (демонстрация опытов, решение проблемных задач); посещение музея воды, выезды на природу.

    Слайд 33

    Темы проектов

    «Тайны магнита», «Волшебство света и звуков», «Секреты преображения воды», «Чудеса воздуха», «Загадки действия различных механизмов» и пр. Взаимодействие взрослых и детей строится как исследовательское объединение, в котором каждый участник проявляет себя в различных ролях (инициатор, участник, координатор, автор идей) и создается обстановка «радости общего открытия нового».

    Слайд 34

    Программа и развивающая технология «Детское экспериментирование» старший дошкольный возраст(И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир)

    Слайд 35

    Результат реализации программы «Детское экспериментирование»

    Приобретение детьми опыта видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. Цель программы: Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента

    Слайд 36

    Содержание программы «Детское экспериментирование»

    Предполагает знакомство дошкольников с физическими явлениями. Разделы программы: 1. Измерение (Темы: Что можно измерить в мире, средства измерения, единицы измерения температуры, времени, органы чувств человека, позволяющие ориентироваться в окружающем мире); 2.Земля и ее место в Солнечной системе (Темы: Земля на глобусе, портрет Земли – карта, отчего происходит смена дня и ночи, смена времен года);

    Слайд 37

    Разделы программы «Детское экспериментирование»

    3. Вещество (Темы: Из чего все сделано, Три состояния вещества…) 4. Движение (Темы: Почему предметы движутся, Тяготение, Свободное падение, Простые механизмы…) 5. Свет и цвет (Темы: Отражение света. Зеркало, Что такое радуга?...) 6. Звук и слух (Источники звука и его распространение, Способы восприятия звука…) 7. Магнетизм (Магнит и его свойства, Компас…) 8. В мире электричества (Темы: Молния, Электрический ток, Виды электричества, Электрические приборы…) 9. Человек и законы природы.

    Слайд 38

    Формы организации специально организованной познавательной деятельности

    Учебно-игровая; Коммуникативно-диалоговая; Экспериментально-исследовательская.

    Слайд 39

    Учебно-игровая модель

    Задача: обеспечение интенсивного усвоения физических понятий, отражающих природные закономерности посредством наблюдений, рассматривания схем, создания мотивации к учению благодаря самостоятельному овладению способами познавательной деятельности, эмоциональной и интеллектуальной рефлексии. Использование страны ДОКОРУПО (до которой рукой подать и дедушки Зная)

    Слайд 41

    Методы и приемы, обеспечивающие реализацию учебно-игровой модели

    Экспериментальные игры, действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, наблюдение природных явлений, рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков, использование энциклопедий, Драматизация.

    Слайд 42

    Коммуникативно-диалоговая модель

    Задача: развитие способности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопределению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты, развитие способности к раскодировке знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении законов и явлений природы, проводимых опытов, развитие дискуссионной культуры детей.

    Слайд 43

    Методы и приемы, обеспечивающие реализацию коммуникативно-диалоговая модели:

    проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара придыхании»; метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.) вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?»

    Слайд 44

    Эксперментально-исследовательская модель

    Задача: развитие мыслительных процессов, операций, освоение методов познания (поисковых), причинно-следственных связей и отношений. Педагог определяет проблему, объект, правила. Дети учатся формулировать понятие, анализировать проблему, ищут разнообразные способы решения, ориентируясь на правила, делают выводы на основе результатов эксперимента

    Слайд 45

    Методы и приемы, используемые в экспериментально-исследовательской модели модели:

    вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; схематическое моделирование опыта; вопросы, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?» метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

    Слайд 46

    Педагог создает условия, чтобы в процессе экспериментально-познавательной деятельности ребенок систематически или осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.

    Слайд 47

    Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки) в образовательном пространстве ДОУ.

    Содержание центров экспериментирования: 1.Место для постоянной выставки, где размещены различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.0 2. Место для приборов. 3. Место для хранения материалов (природного, «бросового»). 4. Место для проведения опытов. 5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, стружка, пенопласт и др.)

    Слайд 48

    Дидактический компонент Книги познавательного характера, тематические альбомы, коллекции, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, мини-музей Компонент оборудования Наборы игрушек, материалы (природный, бросовый) для игр, опытов, приборы и приспособления Компонент стимулирующий Правила работы с материалами, персонажи, наделенные определенными чертами, карточки-схемы проведения экспериментов, карточки-подсказки «Что можно, что нельзя», мини-стенд «О чем хочу узнать?» («Почемучка»), от имени которого моделируется проблемная ситуации.

    Слайд 49

    Случайные открытия совершают только подготовленные умы Паскаль

    Слайд 50

    Литература: 1. Воз и меленькая тележка чудес. Опыты и экперименты для детей от3 до 7 лет/ Автор-составитель: Зубкова Н.М. – СПб.:Речь, 2007. 2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004. 3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детсвое экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2003. 5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г. 6. Развитие познавательно-исследовательской умений у старших дошкольников. Авторы-составители: Т.И. Бабабева, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 160с. 7.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001. 8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

    Слайд 51

    9.Никонова Н.О. Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. – СПб.: «ДНТСТВО-ПРЕСС». 10.Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения». 11.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004. 12.Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12. 13.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г. 14. 150 творческих задач о том,что нас окружает: учебно-методическое пособие./ Анатолий Гин, Ирина Андржеевская: проект «Креативное мышление». – изд.2-е, перераб. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 216с.

    Слайд 52

    Благодарим за внимание!

    Посмотреть все слайды