Войти
Образование в России
  • Измерение времени реакции подростков и взрослых
  • Артикуляторно-акустическая дисграфия у детей
  • Биография князя олега кратко для детей Княжение вещего олега кратко
  • Употребление фразового глагола pick up
  • Презентация на тему "Разгром империи Наполеона
  • Первообразная и логарифмическая функция
  • Донателло. Основная характеристика творчества

    Донателло. Основная характеристика творчества

    Донателло родился во Флоренции или около нее между 1382 и 1387 годами, вероятнее всего в 1386 году.

    Подлинное имя скульптора? Донато ди Никколо ди Бетто Барди, но больше он известен под уменьшительным именем Донателло, что можно перевести как «маленький Донат».

    Донателло происходил из достаточно зажиточной семьи. Его отец, происходивший из старого рода Барди, был ремесленником? чесальщиком шерсти, однако потерял состояние и умер довольно рано. Поэтому с юности скульптору приходилось зарабатывать на жизнь своим трудом.

    После смерти отца Донателло жил со своей матерью в небольшом скромном доме. Донато в детстве не посещал школы и довольно плохо понимал латынь.

    Первое обучение он прошел, как полагают, у ювелира и в мастерских, работавших над украшением флорентийского собора. Вероятно, здесь он сблизился с Брунеллески, с которым его в течение всей жизни связывала тесная дружба.

    Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Он был неутомимым тружеником, посвятившим себя упорной работе в поисках художественного совершенства. Флоренция, Пиза, Сиена, Прато, Рим, Падуя, Феррара, Модена, Венеция? вот те города, где протекала его деятельность, вызывавшая восхищение его современников. Но при этом Донателло не шел на компромиссы, не гнался за внешней красивостью, привлекавшей широкую публику, не стремился чрезмерно отшлифовывать свои статуи, боясь лишить их свежести первого замысла, и продолжал делать все по-своему.

    Альберти считал, что Донателло не уступал в гениальности знаменитейшим художникам древности. О его творческом методе мало известно, не сохранилось ни одного его рисунка, ни одной модели, хотя в коллекции Вазари было несколько его рисунков.

    По свидетельству Помпонио Гаурико, Донателло учил, что основою скульптуры служит рисунок, и использовал рисунок в процессе компоновки статуй и рельефов, затем изготавливал небольшую модель из глины или воска, которые переделывал несколько раз, по воспоминаниям Паоло Джовио.

    Донатело делал статуи собственоручно, доверяя своим ученикам и помощникам, в основном, лишь второстепенные детали. Хотя он сам был знатоком технологии бронзового литья, но свои бронзовые скульптуры и рельефы он обычно поручал отливать квалифицированным мастерам колокольных дел.

    Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения - без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать. В отличие от классического направления флорентийской пластики, в котором работали многие его современники, в частности, Микелоццо и Луки делла Роббиа, творения Донателло в творения Донателло выполнены с реалистичностью и живостью, с большей свободой и смелостью.

    Новаторство творческого метода Донателло ярко проявилось в рельефах, в которых он добивается тончайшей светотени и нужной игры бликов, свободно варьируя глубиной поверхности.

    Великий Микеланджело многое перенял у Донателло, его тягу к реалистичности изваяний, их внутренней красоте и монументальности, оживлявшую мертвый камень «незаконченность».

    Первым периодом творчества можно считать годы до 1433, когда Донателло работал в основном над украшением кафедрального собора и церкви Ор Сан Микеле во Флоренции. Уже первые крупные работы мастера поставили Донателло в исключительное положение среди современников, в них выявлялось исключительное своеобразие его творческих поисков.

    Он выполнил две фигуры для фасада флорентийского собора: ? статуя Давида-победителя (1408-1416, Национальный музей Барджелло, Флоренция), ? статуя сидящего Иоанна Богослова (1408-1415, музей Собора, Флоренция). Для церкви Санта Кроче мастер вырезал деревянное «Распятие» (1412-1413).

    В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Луки? гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер. В ранний период творчества Донателло был подлинно народным художником, выполняя почти исключительно общественные заказы (коммуны, цехов, церквей). Он создавал свои статуи для широкого обозрения? для площадей и фасадов. Позднее Донателло выполнял и частные заказы. Его слава быстро росла и все, что выходило из его рук, неизменно удивляло современников своей неожиданной новизной.

    Предназначенные для фасада церкви Ор Сан Микеле во Флоренции статуях святых, которые находились в наружных нишах, сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов:

    • ? статуя Евангелиста Марка (1411-1413, церквь Ор Сан Микеле, Флоренция),
    • ? статуя Святого Людовика Тулузского (ок. 1413), музей Санта Кроче, Флоренция),
    • ? статуя Святого Георгия с рельефом на цоколе «Битва Святого Георгия с драконом» (1415-1417, Национальный музей Флоренции).

    К числу ранних произведений мастера принадлежат:

    • ? статуя льва «Марцокко», символ Флоренции (1418-1420),
    • ? мраморный рельеф «Мадонна Пацци» (ок. 1422),

    Работы для Сиенского собора (1423-1429), Гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII (1425-1427), Статуи пророков флорентийской колокольни (1418--1436), Реликварий-бюст Сан Россоре (1425-1427), Гробница кардинала Райнальдо Бранкаччи (1427-1428), мраморный рельеф «Вознесением Марии» (1427-1428).

    В своих произведениях Донателло стремился к объективной правильности пропорций и построения фигуры, а также учитывал впечатление, которое будет производить статуя, установленная на предназначенном ей месте. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают совершенно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте».

    Одной из наиболее выдающихся работ с уверенностью можно назвать статую сидящего Иоанна Богослова.

    В 1408-1415 годах разными скульпторами были созданы статуи четырех Евангелистов для фасада кафедрального собора во Флоренции - Иоанн Богослов, покровитель цеха шерстяников, работы Донателло, а также Св. Лука - Нанни ди Банко, Св. Марк - Николо Ламберти, Св. Матфей - Чуффаньи (1410--1415), ныне они находятся в музее Собора, Флоренция.

    Статую сидящего Иоанна Богослова по праву считают первой ренессансной скульптурой, в которой было выражено новое гуманистическое представление о человеке. В эпоху третеченто скульптуры являли собой бестелесные образы, то Донателло наделяет их реалистичными, земными характерами. С этой статуи начинается плодотворный этап в жизни мастера, открывшего новую эпоху в искусстве, он создает один шедевр за другим,

    Когда строительная комиссия в 1408 году распределяла заказы на статуи четырех Евангелистов, молодому Донателло достался брус каррского мрамора, добытого в 1405 году. Высокий и широкий, но небольшой глубины - не превышающей полметра - достаточной для готической скульптуры, но явно малой для более реалистичного изображения сидящего человека, и потому скульптура, по сути, представляет собой горельеф. Донателло решил проблему, выбрав положение для фигуры с косым поворотом ног, противоположном повороту головы, вместе с тем ввел скрытую напряженность в пассивно сидящей фигуре. Мужественный образ Иоанна поражает сочетанием твердости и серьезности, с энергией и пылающей внутренней силой.

    Сидящий Апостол - это крепкий, мощный старик, с могучими рукам, исполненный сдержанного достоинства и благородства. Массивная голова, мужественное, сильное лицо, в обрамлении крупных, как бы струящихся прядей волос и бороды. Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса.

    Фигура Евангелиста полна спокойствия, а не скованности. Сквозь массу глубоких, тяжелых складок вырисовывается сильный торс. По сравнению с ним «Св. Лука» Нанни ди Банко кажется более хрупким, более пропорционально сложенным, в нем нет донателловской мощи.

    Сначала статуя Иоанна находилась сбоку от главного портала, сейчас - в левом нефе собора.

    Итак, со времен Джованни Пизано итальянская скульптура не знала такой масштабности, внутренней силы, интенсивной жизни образов, такой пластической мощи и богатства языка. В скульптурах Донателло находит воплощение образ человека, излучающего спокойную уверенность, мужественную твердость, возвышенный героизм, наделенного новой мерой конкретности и жизненной активности, естественности и простоты. Гармония этих статуй иного порядка, чем у современников Донателло -- Лоренцо Гиберти и Нанни ди Банко. Однако в ранних работах Донателло еще заметны готические веяния, позднее скульптор пришел к созданию новых классических форм, соединив античное и современное.

    Описание творческого пути знаменитого скульптора.

    Биография

    Флорентийский мастер Донателло (полное имя - Донато ди Никколо ди Бетто Барди) - одна из ключевых фигур в создании итальянской скульптуры эпохи Возрождения. Он вдохновил множество современников и оставил значительный след в искусстве раннего Ренессанса. Донателло стоит в одном ряду с Филиппо Брунеллески, Томмазо Мазаччо и Альберти - крупными творцами той же эпохи.

    Донателло создавал скульптуры из бронзы, камня и дерева. Глубокие познания и умение обращаться с этими материалами позволили ему привносить в свои работы жизнь, сочетая реализм с сильными чувствами. Работы мастера полны энергии и мысли. Скульптор является автором многих известных скульптур в истории искусства, но одной из самых известных его работ считается обнаженная фигура Давида.

    Давид (1408–1409)

    Бронзовая статуя Давида (1430–1440)

    По мере роста своей репутации, Донателло получал все новые заказы, среди которых была и статуя Давида из бронзы для дворца Казимо Медичи. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Хотя Давид изображен с мертвой головой поверженного Голиафа у ног, стройная и женственная фигура юноши заставляет усомниться, что он мог нанести смертельный удар такому сильному противнику.

    Давид. 1440 год.

    Карьера

    Отправной точкой в творческом пути мастера можно считать его приход в студию Лоренцо Гиберти, где Донателло помогал в создании нескольких статуй, прежде чем перейти к самостоятельной работе. Также скульптор сотрудничал с известным Якопо делла Кверча.

    Аллегория Эроса

    В 1411 году скульптор создает статую Святого Марка, а спустя несколько лет - статую Святого Георгия, являющуюся одним из первых примеров применения центральной перспективы в скульптуре. Эти работы были выполнены в барельефе. Преимущество данного способа состоит в том, что это позволяет мастеру рассматривать композицию с разных точек зрения без искажения объектов. Позже Донателло создает пять статуй для кампанилы Джотто, «Пир Ирода» (около 1427), «Мадонну Пацци» (около 1420) и другие знаковые произведения.

    Спад

    Следующее поколение скульпторов Возрождения создавали мраморные скульптуры , на фоне которых стиль Донателло стал постепенно меркнуть. Но мастер продолжал получать доходы, работая до конца своей жизни. Прославленный скульптор умер в 1466 году и был похоронен в базилике Сан-Лоренцо, рядом с Медичи.

    Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы. Годы жизни - 1386-1466.

    Донателло, как принято называть великого художника и скульптора эпохи флорентийского Возрождения, родился в окрестностях Флоренции в 1386 году. Его отец, богатый чесальщик шерсти Никколо ди Бетто Барди, мог бы дать сыну образование. Но глава семейства скончался, когда пареньку не было еще и пятнадцати лет.

    Сначала Донателло, вынужденный зарабатывать на жизнь собственным трудом, поступил в обучение к ювелиру и работал подмастерьем в небольшом городке в пригороде Флоренции. Начиная с 1403 года в течение четырех лет будущий великий скульптор трудился в литейной мастерской Биччи ди Лоренцо, освоив технику бронзового литья, чем и положил начало своей блестящей биографии.

    Плату за обучение юноши внес богатый покровитель и меценат, флорентийский банкир Мартелли, увлекающийся высоким искусством. Учителем Донателло и его ровесника Филиппо Брунеллески, впоследствии ставшего известным архитектором, стал Лоренцо Гиберти. Эти двое так и остались лучшими друзьями ваятеля на всю жизнь, а пути их не раз пересекались после окончания учебы.

    Творчество

    В 1404 году оба начинающих скульптора, Брунеллески и Донателло, отправились в Рим для завершения обучения. Вскоре после возвращения во Флоренцию юный скульптор создает свои первые произведения - горельеф, изображающий Благовещение, и первую статую Давида из мрамора. В этой скульптуре еще сильны отголоски готических традиций, но она ценна тем, что считается первой достоверной работой ваятеля, дошедшей до наших дней.


    Статуя Донателло "Мраморный Давид" и барельеф "Благовещение"

    В последующие годы скульптор работает над заказами города, создавая скульптуры и барельефы для различных общественных зданий и религиозных сооружений. Так, для фасада церкви Орсанмикеле, выстроенной на пожертвования прихожан в знак благодарности за избавление от чумы, Донателло создал скульптурные изображения сидящего Иоанна Евангелиста и стоящего святого Марка.

    В 1415-1416 годах скульптор работал над статуей святого Георгия, предназначенной для того же собора. В фигуре Георгия-Победоносца уже отчетливо прослеживаются отчетливые черты реализма, изящные пропорции фигуры, явное воспевание красоты человеческого тела в горделивой осанке, сияющем отвагой лице юноши. Эти особенности творчества Донателло связаны с его увлеченностью античным искусством и мастерством древнегреческих и древнеримских мастеров.


    Статуя Донателло "Святой Георгий"

    Традиционно Георгия было принято изображать на коне, с копьем в руках, чаще всего в момент, когда отважный воин пронзает дракона или змея, с которым тот сражался. У Донателло молодой и прекрасный святой запечатлен в момент спокойствия и осознания собственной победы, он, стоя, опирается на щит и уверенно смотрит вперед.

    В период с 1416 по 1432 годы ваятель работал над заказами города, создавая одну за другой статуи пророков. В ранних работах мастера еще отчетливо прослеживаются позднеготические традиции: статичность фигур, плотные складки одежды, скрывающие тела, типичные, невыразительные черты лиц.


    Статуи Донателло "Пророки"

    С каждой последующей статуей Донателло все больше приближается к реализму античности и позднего Возрождения, сквозь мрамор словно проступают реально существовавшие люди, а не библейские легенды и канонические типажи. Уже в чертах святого Георгия проскальзывает портретность, индивидуальность, а дальнейшие работы становятся еще пластичнее, фигуры и позы – естественнее, складки одежды облегают тела, вторя их изгибам и движениям.

    Следующим шедевром Донателло стало надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII. В сотрудничестве с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо он создал своего рода образец для дальнейшего оформления захоронений ведущих католических священнослужителей. Резцу Донателло принадлежит лежащая фигура папы, а над гробницей работал Микелоццо.


    В 1420 году художник вернулся к технике бронзового литья, отлично усвоенной им еще в годы ученичества. С 1422 по 1429 год Донателло создал несколько бронзовых шедевров, положивших начало целому течению в скульпторе эпохи Возрождения. Он работал над крупными статуями и мелкими фигурками, в том числе и для баптистерия в Сиенне.

    Вершиной творчества Донателло в технике бронзового литья считается отлитая им в 1430-1432 годах вторая статуя Давида. Победитель Голиафа изображен в расцвете молодости и славы. Юноша в пастушеской шапке, полностью обнаженный, стоит, поставив ногу на голову поверженного великана. Революционность шедевра Донателло заключается в том, что Давид стал первым свободно стоящим изображением обнаженной натуры, рассчитанным на круговой осмотр, со времен античности.

    Некогда Давид стоял на колонне во дворе Палаццо Медичи во Флоренции, затем, после свержения Медичи, был перенесен во двор Синьории. Шедевр Донателло стал своего рода символом борьбы Флоренции за независимость, а сегодня его можно увидеть в музее Барджелло.


    Бронзовая статуя Донателло "Давид"

    Помимо статуй скульптор работал и с барельефами, коренным образом изменив существующие традиции и техники. Стремясь придать изображением реалистичность, Донателло тщательно вытачивал фигуры переднего плана, придавая им объем и пластичность, фоновые персонажи делал графичными, «сплющенными». Придание глубины живописным рельефам мастер реализовывал с помощью архитектурного приема, сводя линии в одну точку на «горизонте».

    В 1432-1433 годах Донателло вновь предпринял путешествие в Рим, где встретился со своим другом, римлянином Брунеллески, и вплотную занялся изучением античных шедевров зодчества и скульптуры. Итогом стали последующие работы мастера, в которых проявилась классика античности, выраженная в простых линиях, реалистичных фигурах, портретных, ясных лицах с четкими индивидуальными чертами.

    Личная жизнь

    О личной жизни мастера практически ничего не известно, зато историки сохранили подробности творческой биографии Донателло, считающегося родоначальником традиций Возрождения в скульптуре.

    Мастерство зрелого флорентийца проявилось в созданных им в 40-х годах рельефах «Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом» и «Вознесение на небо».


    Рельеф Донателло "Вознесение на небо"

    В композициях вместо спокойствия и статики появилось движение, драматизм, обострение психологических характеристик персонажей и глубина образов.

    В 1443 году Донателло уехал в Падую, где спустя четыре года отлил конную статую Эразмо де Нарни, венецианского кондотьера по прозвищу Гаттамелата. Всадник и конь, стоящие на пересечении улиц, объединены в стройную композицию, подчеркнутую диагональю, образованной мечом и жезлом рыцаря.


    Статуя Донателло "Эразмо де Нарни"

    По возвращении из Падуи, где из-под резца мастера вышли еще несколько чудесных рельефов и церковный алтарь, Донателло работал уже не столь много и продуктивно. Начиная с 1453 года он проживал в родной Флоренции и, по-видимому, тяжело болел. Мысли о смерти, болезни, страданиях, тщете земного существования отражены в работах мастера позднего периода.

    Смерть

    Некоторые искусствоведы называют последний период творчества Донателло упадочным, возвращением к готическим традициям и говорят о преобладании духовной экспрессии, надлома, трагизма в ущерб реалистичности классической скульптуры.


    Статуя Донателло "Мария Магдалина"

    В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Святую всегда изображали молодой, в обществе , скорбящей о его кончине либо радующейся Вознесению Господню. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей, изможденной. Магдалина - исстрадавшаяся женщина, аскетичная отшельница, исхудалая, истончившаяся, с запавшими глазами и горестным выражением лица.

    Скончался великий скульптор в 1466 году, оставив потомкам немало великолепных шедевров.

    Произведения

    • гробница Иоанна XXIII;
    • статуя Давида из мрамора;
    • статуя Давида из бронзы;
    • статуя Евангелиста Марка;
    • статуя евангелиста Иоанна;
    • конная статуя Гаттамелата;
    • бронзовый танцующий Атис;
    • Мадонна с младенцем и святыми Франциском и Антонием (бронза);
    • Мария Магдалина (дерево);
    • Пророк Аввакум;
    • Святой Георгий;
    • Святой Россоре Реликварий;
    • Юдифь и Олферн.

    Донателло (Донатело ди Никколо ди Бетто Барди ок. 1386 - 13 декабря 1466, Флоренция) - итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

    Обучение Донателло получил в мастерской Л. Гиберти. Огромное влияние на его творчество оказала проторенессансная школа А. Пизано.

    Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Рассказывали, что бескорыстный Донателло вешал кошелек с деньгами около двери своей мастерской, и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно.

    К ранним работам относятся статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. Особенно известен "Святой Георгий" - юноша-воин со щитом в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум - цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.

    В 1430 г. Донателло создал "Давида" - первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа,- один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига.

    Поездка в Рим вместе с Брунеллески расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности. В творчестве мастера наступил новый период. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти - нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков, иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв.

    Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1446-1450 г огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. В конце XVI в. алтарь был разобран. До наших дней сохранилась только его часть, и сейчас трудно себе представить, как он выглядел первоначально.

    Четыре дошедших до нас алтарных рельефа, изображающие чудесные деяния Святого Антония, позволяют оценить необычные приёмы, использованные мастером. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы возникает впечатление глубины пространства, как в живописных произведениях.

    Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики. Это один из первых ренессансных конных монументов. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов.

    Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции - барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.

    Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, выполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, - в барельефах двух кафедр церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.

    Донателло создал также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

    В последние проведённые во Флоренции годы Донателло переживал душевный кризис, его образы становились всё более драматичными. Он создал сложную и выразительную группу "Юдифь и Олоферн"; статую "Мария Магдалина" в виде дряхлой старухи, измождённой отшельницы в звериной шкуре; трагические по настроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершённые уже его учениками.

    Донателло умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

    Святой Марк

    Св. Иоанн Креститель

    Юдифь и Олоферн

    Донателло родился в 1386 году во Флоренции, в довольно простой семье (отец занимался изготовлением шерсти и шерстяных изделий). Талант его как скульптора и художника проявился рано, и его отдали обучаться в одну из многочисленных во Флоренции скульптурных мастерских. Интересно, что соучеником Донателло был еще один «титан эпохи Возрождения» архитектор Брунеллески. Вместе с ним Донателло ездил учиться в Рим, в школу известного мастера Лоренцо Гиберти .

    Оплачивал обучение будущего мастера скульптурного портрета его покровитель – флорентийский банкир Мартелли.

    Карьера

    После возвращения из Рима Донателло начал работать над многочисленными заказами во Флоренции, поступавшими от аристократов, банкиров и даже от самого Казимо Медичи. В это время мастер увлекался двумя стилями: классическим и реалистическим, но даже реалистические скульптуры Донателло потрясали воображение современников, поклонников классической греко-римской школы. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.

    В 1444 году мастер уехал в Падую, где работал над украшением церкви Св. Антония. Донателло сумел возродить ту технику, которой когда-то владели древнеримские мастера. Можно сказать, что падуйский период – вершина творчества мастера.

    В Падуе мастер пробыл до 1457 года, потом снова вернулся во Флоренцию. В 1457 же году он начал работать над скульптурой Иоанна Крестителя (сейчас она находится во флорентийском музее Барджелло). После завершения работы скульптор начал создавать барельефы для украшения церкви Св. Лаврентия. В этот же период Донателло работал над надгробными памятниками для церковной аристократии.

    Смерть

    Донателло продолжал работать до глубокой старости, имел несколько мастерских и несколько сотен учеников, которые после смерти своего учителя заканчивали, не доведенные им до конца, проекты. Умер мастер в 1466 году. Похоронен в церкви Св. Лоренцо, которую когда-то украшал барельефами.

    Другие варианты биографии

    • Даже краткая биография Донателло изобилует интересными фактами. Известно, что Донателло очень много работал. Он брался за любые заказы, даже очень незначительные и мелкие. Деньги мастера не интересовали, он обожал творить. Интересно, что все вырученные средства он держал в подвесной корзине в своей мастерской. Каждый ученик мастера мог взять оттуда ровно столько, сколько ему было нужно.
    • Донателло не хотели отпускать из Падуи. Мастера просто «заваливали» заказами только для того, чтобы он никуда не уехал, но он жить не мог без своей любимой Флоренции.
    • Бронзовая статуя «Давид», величайшее творение мастера, украсившее сад Казимо Медичи, была очень смелой для своего времени. До Донателло никто не мог решиться изваять полностью обнаженную скульптуру.
    • Одним из последователей Донателло был знаменитый скульптор и художник Верроккьо, который в свою очередь является учителем титана итальянского Ренессанса Леонардо да Винчи .
    • Неизвестно, была ли у Донателло семья. О личной жизни мастера практически ничего нет, никаких сведений. Известно только, что очень многие во Флоренции любили и уважали его, а после его смерти горожанами было принято решение тщательнейшим образом оберегать его скульптуры и не давать вывозить их из Флоренции.

    Оценка по биографии

    Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку