Войти
Образование в России
  • История главного открытия XX века
  • Выбор есть Минский высший радиотехнический колледж проходной балл
  • Ребусы по русскому языку Придумать ребусы по русскому языку
  • Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин Описание сказки салтыкова щедрина премудрый пескарь
  • Роль эмоций и чувств в работе педагога методическая разработка на тему
  • В чем заключается смысл 3 закона менделя
  • Климатические и космические ресурсы - ресурсы будущего. Мировые природные ресурсы — Гипермаркет знаний Космические ресурсы сообщение

    Климатические и космические ресурсы - ресурсы будущего. Мировые природные ресурсы — Гипермаркет знаний Космические ресурсы сообщение

    В настоящее время достаточно большое внимание уделяется использованию альтернативных источников всевозможных ресурсов. К примеру, человечество уже давно занимается разработками получения энергии из возобновляемых веществ и материалов, таких как тепло ядра планеты, приливы, солнечный свет и так далее. В нижеприведенной статье будут рассмотрены климатические и космические ресурсы мира. Их основное достоинство заключается в том, что они являются возобновляемыми. Следовательно, их многократное использование в достаточной степени эффективно, а запасы можно считать безграничными.

    Под климатическими ресурсами традиционно понимается энергия солнца, ветра и так далее. Данный термин определяет различные неисчерпаемые природные источники. А свое название подобная категория получила в результате того, что ресурсы, входящие в ее состав, характеризуются теми или иными особенностями климата региона. Помимо этого в данной группе выделяют также подкатегорию. Она носит название агроклиматических ресурсов. Основными определяющими факторами, влияющими на возможность развития подобных источников, являются воздух, тепло, влага, свет и прочие питательные вещества.

    Космические ресурсы В свою очередь, вторая из представленных ранее категорий объединяет неисчерпаемые источники, которые находятся вне пределов нашей планеты. К числу подобных можно отнести всем известую энергию Солнца. Ее и рассмотрим подробнее. Способы использования Для начала охарактеризуем основные направления развития солнечной энергетики как составляющую группы "Космические ресурсы мира". В настоящее время выделяют две основополагающие идеи. Первая заключается в запуске на околоземную орбиту специального спутника, оснащенного значительным количеством солнечных батарей. Посредством фотоэлементов попадающий на их поверхность свет будет преобразовываться в электрическую энергию, а после передаваться на специальные станции-приемники на Земле. Вторая идея основана на схожем принципе. Отличие заключается в том, что космические ресурсы будут собираться посредством солнечных батарей, которые будут установлены на экваторе естественного спутника Земли. В таком случае система будет образовывать так называемый "лунный пояс".

    Раскройте отраслевой состав лесной промышленности и географию ее размещения.

    Лесная промышленность – это совокупность предприятий, которые заготавливают и перерабатывают древесину.



    Отраслевая структура:

    1) Лесозаготовка. Лидерами являются США, Канада, Россия, Скандинавские страны, Бразилия, страны Экваториальной Африки и Юго-Восточной Азии.

    2) Деревообрабатывающая промышленность (пиломатериалы, фанера, мебель). Лидеры по производству пиломатериалов: США, Канада, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

    3) Целлюлозно-бумажная промышленность (бумага, картон, искусственное волокно, целлюлоза). Лидируют США, Япония, Китай.

    4) Лесохимическая промышленность (деготь, спирт, смолы, уксусная кислота). Здесь лидируют США и Канада.

    Высокоразвитые страны специализируются на производстве бумаги и продукции деревообрабатывающей промышленности. Развивающиеся страны занимаются лесозаготовкой.

    3. Практическое задание. Нанесите на контурную карту границы и столицы 5 монархий мира.

    Великобритания – Лондон, Испания – Мадрид, Швеция – Стокгольм, Япония – Токио, Саудовская Аравия – Эр-Рияд, Малайзия – Куала-Лумпур, ОАЭ – Абу-Даби.

    Билет № 23

    1. Раскройте понятия «урбанизация», «агломерация», «мегалополис». Приведите примеры.

    Урбанизация - это процесс роста городского населения и возрастание роли городов в развитии общества. В 2008 г. городское население впервые в истории превысило сельское и продолжает увеличиваться.

    Особенности урбанизации:

    Городская агломерация - это скопление городских поселений (Лондонская, Рурская).

    Мегалополис - сплошные урбанизированные зоны (Токайдо - 60 млн. человек, Босваш - 50 млн. человек).

    Данный видеоурок посвящен теме «Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы». Вы познакомитесь с основными ресурсами океана, их потенциалом использования в хозяйственной деятельности человека. В уроке рассмотрены особенности ресурсного потенциала шельфа Мирового океана и его использование в наши дни, а также даны прогнозы освоения ресурсов океана в последующие годы. Кроме того, в уроке дана подробная информация про космические (энергия ветра и солнца) и рекреационные ресурсы, приведены примеры их использования в различных регионах нашей планеты. Урок познакомит вас с классификацией рекреационных ресурсов и странами, отличающимися наибольшим разнообразием рекреационных ресурсов.

    Тема: География природных ресурсов мира

    Урок: Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы

    Мировой океан - основная часть гидросферы, которая образует водную оболочку, состоящую из вод отдельных океанов и их частей.Мировой океан является кладовой природных богатств.

    Ресурсы Мирового океана :

    1. Морская вода . Морская вода является главным ресурсом океана. Запасы воды составляют примерно 1370 млн куб. км, или 96,5% всей гидросферы. Морская вода содержит в себе огромное количество растворенных веществ, в первую очередь это соли, сера, марганец, магний, йод, бром и другие вещества. 1 куб. км морской воды содержит в себе 37 млн т растворенных веществ.

    2. Минеральные ресурсы дна океана. На шельфе океана находится 1/3 всех мировых запасов нефти и газа. Наиболее активная добыча нефти и газа ведется в Мексиканском, Гвинейском, Персидском заливах, Северном море. Кроме того, на шельфе океана идет добыча твердых полезных ископаемых (например, титана, циркония, олова, золота, платины и др.). Также огромные запасы строительного материала имеются на шельфе: песок, гравий, известняк, ракушечник и др. Глубоководные равнинные части океана (ложе) богаты железомарганцевыми конкрециями. Активную разработку месторождений шельфа ведут следующие страны: Китай, США, Норвегия, Япония, Россия.

    3. Биологические ресурсы. По образу жизни и местообитанию все живые организмы океана делят на три группы: планктон (мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды), нектон (активно плавающие организмы) и бентос (организмы, обитающие в грунте и на дне). Биомасса океана насчитывает более 140 000 видов живых организмов.

    На основе неравномерного распределения биомассы в океане выделяют следующие промысловые пояса:

    Арктический.

    Антарктический.

    Северный умеренный.

    Южный умеренный.

    Тропическо-экваториальный.

    Самые продуктивные акватории Мирового океана - это северные широты. В пределах северного умеренного и арктического поясов свою хозяйственную деятельность ведут Норвегия, Дания, США, Россия, Япония, Исландия, Канада.

    4. Энергетические ресурсы. Мировой океан обладает огромными запасами энергии. В настоящее время человечество использует энергию приливов и отливов (Канада, США, Австралия, Великобритания) и энергию морских течений.

    Климатические и космические ресурсы - неисчерпаемые ресурсы солнечной энергии, энергии ветра и влаги.

    Солнечная энергия - самый большой источник энергии на Земле. Солнечную энергию лучше всего использовать (эффективно, выгодно) в странах с аридным климатом: в Саудовской Аравии, Алжире, Марокко, ОАЭ, Австралии, а также в Японии, США, Бразилии.

    Ветровую энергию лучше всего использовать на побережье Северного, Балтийского, Средиземного морей, а также на побережье Северного Ледовитого океана. Некоторые страны особенно интенсивно развивают ветроэнергетику, в частности, на 2011 год в Дании с помощью ветрогенераторов производится 28% всего электричества, в Португалии - 19%, в Ирландии - 14%, в Испании - 16% и в Германии - 8%. В мае 2009 года 80 стран мира использовали ветроэнергетику на коммерческой основе.

    Рис. 1. Ветрогенераторы

    Агроклиматические ресурсы - ресурсы климата, оцениваемые с позиции жизнедеятельности сельскохозяйственных культур.

    Агроклиматические факторы :

    1. Воздух.

    5. Питательные вещества.

    Рис. 2. Агроклиматическая карта мира

    Рекреация - система оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности утомленного человека.

    Рекреационные ресурсы - это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме.

    Типы рекреационных ресурсов :

    1. Природные (парки, пляжи, водоемы, горные ландшафты, ПТК).

    2. Антропогенные (музеи, памятники культуры, дома отдыха).

    Природно-рекреационные группы :

    1. Медико-биологическая.

    2. Психолого-эстетическая.

    3. Технологическая.

    Антропогенные группы :

    1. Архитектурные.

    2. Исторические.

    3. Археологические.

    Больше всего туристов привлекают те регионы и страны, в которых природные ресурсы сочетаются с историческими: Франция, Китай, Испания, Италия, Марокко, Индия.

    Рис. 3. Эйфелева башня - один из самых посещаемых туристических объектов

    Домашнее задание

    Тема 2, П. 2

    1. Приведите примеры агроклиматических ресурсов.

    2. Как вы думаете, что может повлиять на посещаемость страны, региона туристами?

    Список литературы

    Основная

    1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

    2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

    3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

    Дополнительная

    1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

    Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

    1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

    Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

    1. География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. - СПб.: Паритет, 2005. - 112 с.

    2. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

    3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

    4. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс / Н.Е. Бургасова, С.В. Банников: Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

    5. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений» / В.И. Евдокимов. - М.: Экзамен, 2009. - 109 с.

    6. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

    7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

    8. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013. Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

    9. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

    10. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. - 284 с.

    11. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

    12. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

    13. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

    14. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

    15. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

    Материалы в сети Интернет

    1. Федеральный институт педагогических измерений ().

    2. Федеральный портал Российское Образование ().

    4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().

    Ещё недавно добыча полезных ископаемых на астероидах считалась одним из стереотипных предсказаний писателей-фантастов. Считалось, что космические горняки, извлекающие ценные металлы из этих небесных тел - порождение той же фантазии, что и зелёные человечки на Марсе или джунгли с динозаврами на Венере. Однако в настоящее время всё больше экспертов склоняется к мнению, что речь идет о действующих технологиях, которые могут быть реализованы в недалёком будущем и дать человечеству новый источник полезных ископаемых. В США создана компания Planetary Resources, которая планирует создать и внедрить технологии разработки астероидов, а в Японии построен зонд «Хаябуса-2», миссия которого - не только научные исследования астероидного грунта, но и космическая геологоразведка. Эпоха металлов из космоса приближается, и в настоящее время можно смело применять к этим технологиям аналитические и прогностические подходы.

    Естественнонаучная сторона вопроса

    Прежде чем мы перейдём к описанию разрабатываемых технологий, стоит уделить внимание тому, что собой представляют астероиды, какие полезные ископаемые могут там залегать и с какими условиями могут столкнуться космические аппараты, прежде чем достигнут их.

    Астероиды представляют собой небольшие каменистые тела, которые, подобно планетам, вращаются по орбитам вокруг Солнца. Астероид отличается от карликовой планеты размерами: он слишком мал, чтобы иметь значительное гравитационное поле или даже просто стечься в шарообразную форму от собственной тяжести. От подлинных же планет астероиды (как и карликовые планеты) отличаются тем, что могут встречаться группами, среди подобных же тел, на близких орбитах: настоящая планета всегда занимает свою орбиту в одиночестве или со спутниками, вращающимися вокруг неё, и поблизости от неё ничего другого обращаться не может.

    Происхождение у астероидов и планет одно и то же: они сформировались из пылевого диска на заре существования Солнечной системы. Следовательно, астероиды состоят из тех же элементов, что и планеты, и на них можно найти многие из тех же веществ, что встречаются и в земной коре, мантии или ядре. Но ключевыми отличиями астероидов являются их малые размеры и недифференцированность: если на Земле и подобных ей планетах существуют огромные, недоступные, спрятанные под толщей коры мантия и ядро, то в астероидах те же металлы, что входят в состав земного ядра и недоступны для добычи, можно найти прямо на поверхности.

    Напомним, что земное ядро состоит из металлического сплава, в который входят железо, никель, кобальт и другие так называемые сидерофильные элементы. И если в железе земное горное дело недостатка не испытывает, то никель и кобальт уже являются достаточно ценными и дорогими в выделении металлами. Поскольку в астероидах они доступны в тех же количествах, что и железо, то одни лишь они способны окупить дорогостоящую программу по освоению астероидов. А если учесть, что среди сидерофильных элементов есть и драгоценные металлы платиновой группы, то это делает технологию ещё более многообещающей.

    Все ли астероиды содержат металлы? Не все. Астероиды подразделяются на четыре класса. Три из них обозначаются буквами: С, S и M. Класс M - те самые металлические астероиды, с высоким содержанием железа, металлов группы железа и платиновых металлов. Кроме них, в М-астероидах можно также обнаружить золото и другие редкие металлы. Это известно благодаря их фрагментам, падавшим на Землю в виде метеоритов.

    Класс S - металлосиликатные астероиды. Они состоят из горных пород, главным образом из силикатов железа и магния. В них можно встретить вкрапления чистых металлов, во всём подобные М-астероидам, но меньшего размера.

    Класс С - углеродосодержащие астероиды. Эти весьма распространённые астероиды состоят из смеси углеродистых хондритов и водяного льда. Ценность минеральных материалов, входящих в их состав, невысока, а вот водяной лёд представляет интерес как источник воды и кислорода для поддержки жизни человека в космосе. И наконец, четвёртый класс буквы не имеет: астероиды четвёртого типа представляют собой неактивные кометы и состоят из водяного, аммиачного и других льдов.

    Массы астероидов всех перечисленных видов варьируют от тысяч до миллиардов тонн, а крупнейшие астероиды по массе приближаются к карликовым планетам. Доступность всей массы любого астероида для разработки делает их весьма многообещающими источниками полезных ископаемых.

    Технологии добычи

    Основными и необходимыми технологиями для любой добычи полезных ископаемых на астероидах являются космические аппараты, способные достигать их, и роботизированные устройства, предназначенные для непосредственного проведения работ. Даже если управление добычей берет на себя космонавт-человек, самой работой по дроблению астероидного грунта должны заниматься машины.

    Что касается достижения астероидов, то некоторые из них вполне доступны современным космическим аппаратам, и автоматические зонды, подобные японскому «Хаябуса-1», уже достигали их и возвращались с пробами грунтов. Речь идет о так называемых околоземных астероидах, которые находятся на орбитах вокруг Солнца, близких к орбите Земли. Они принадлежат к числу наиболее легкодоступных объектов Солнечной системы, лежащих за пределами лунной орбиты. Поэтому отправка на такие астероиды горнодобывающих аппаратов, автоматических или управляемых людьми, уже не является чем-то фундаментально прорывным, и мешает ей только большая масса гипотетического отправляемого аппарата и соответствующая ей высокая стоимость такой космической миссии.

    Вот какие требования предполагаются для проектируемых аппаратов, предназначенных для добычи полезных ископаемых на астероидах:

    • По возможности небольшая масса. Все оборудование должно быть изготовлено из лёгких материалов, чтобы свести к минимуму стоимость доставки его на разрабатываемое небесное тело;
    • Электропитание, основанное на технологии солнечных батарей. Околоземные астероиды находятся в зоне достаточно высокого солнечного излучения, поэтому солнечные батареи, находясь на них, будут развивать большую мощность;
    • Высокая степень автоматизации. Даже при условии, что на разрабатываемом астероиде будет присутствовать постоянный контингент людей, их задачи должны сводиться к дистанционному управлению оборудованием;
    • Непосредственная добыча должна производиться технологиями, схожими с земными. Для рыхлых астероидов подходит открытая, карьерная добыча минералов; в более плотных могут прорываться шахты;
    • Поскольку астероиды не обладают высокой гравитацией, все работы на них должны быть спланированы с учётом условий почти полной невесомости. Эти условия отличаются от земных как в положительную сторону (облегченная транспортировка больших объёмов породы и минералов), так и в отрицательную (опасность отрыва минералов, оборудования или людей от поверхности).

    Достижение рентабельности

    Все эти требования могут быть удовлетворены с помощью существующих ныне технологий, но их недостаточно, чтобы сделать промышленное освоение астероидов рентабельным. Стоимость современного космического аппарата, предназначенного для достижения околоземного астероида и возвращения с 50-граммовой пробой грунта, составляет около 1 миллиарда долларов США. Увеличение аппарата в размерах приведет к сокращению разрыва между стоимостью аппарата и стоимостью доставленных на Землю минералов, но преодоление этого разрыва будет достигнуто только при запредельно высокой стоимости миссии.

    Тем не менее, существуют технологии, способные существенно снизить стоимость подобной миссии и в перспективе сделать промышленную разработку астероидов рентабельной. В их число входят:

    • Внедрение технологий использования ресурсов прямо на месте добычи. Из астероидов можно получать не только минералы; если они содержат водяной лёд, то он с помощью электричества от солнечных батарей может быть преобразован в водород и кислород - ракетное топливо для обратного пути. Это позволит не включать в массовый бюджет миссии большие количества ракетного топлива, предназначенные для доставки аппарата, гружёного рудой, на околоземную орбиту;
    • Также, если аппарат планируется как пилотируемый, из того же льда можно получать воду и кислород, предназначенные для употребления членами экипажа;
    • Использование самовоспроизводящихся роботов, способных производить подобные себе механизмы из материалов, доступных на астероиде, позволит ещё более существенно сократить массовый бюджет миссии;
    • Даже в том случае, если доставка добытых на астероидах минералов, металлов и воды на Землю обойдется в более высокую стоимость, чем получение тех же веществ из земных источников, эти материалы могут быть использованы на околоземной орбите. Поскольку доставка массивных грузов с Земли на околоземную орбиту крайне дорогостояща, получить для разработки астероидов показатели себестоимости, более выгодные, чем эти, легче, чем уравнять себестоимость разработки астероидов с себестоимостью разработки земных месторождений.

    Последний пункт обладает особой важностью для развивающейся космической индустрии. В настоящее время, когда любые сооружения на орбите должны строиться только из материалов, добываемых на Земле, и снабжаться ими же, это очень серьёзно ограничивает возможные размеры космических станций и их количество, доступное для содержания даже самыми развитыми странами. Появление альтернативного, более выгодного источника строительных материалов, топлива, кислорода и воды, в роли которого выступят астероиды, сделает содержание космических станций намного менее затратным. Поэтому многие эксперты в космической отрасли полагают, что освоение технологий разработки астероидов является необходимым шагом для дальнейшего развития космической индустрии вообще.

    Также существенно удешевить разработку астероидов способно создание новых, более экономичных ракетных двигателей и способов вывода грузов на орбиту. Развитие таких технологий вообще крайне благотворно и стимулирующее скажется на космической отрасли: поскольку в этой отрасли каждый грамм, выведенный на орбиту, стоит больших денег, любое удешевление выступит как мощный стимул к развитию. Среди технологий, от которых ожидают такого эффекта, такие, как, например, одноступенчатые орбитальные космические аппараты (англ. Single Stage to Orbit), «космический лифт», ротоваторы, «космические катапульты» и другие перспективные разработки.

    КЛИМАТИЧЕСКИЕ И КОСМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - РЕСУРСЫ БУДУЩЕГО

    Солнце - гигантский термоядерный реактор, первоисточник не только всей жизни на Земле, но практически и всех ее энергоресурсов. Годовой поток солнечной энергии, достигающий нижних слоев атмосферы и земной поверхности, измеряется такой огромной величиной (10 14 кВт), которая в десятки раз превосходит всю энергию, содержащуюся в разведанных запасах минерального топлива, и в тысячи раз - современный уровень мирового энергопотребления. Естественно, что наилучшие условия для использования солнечной энергии существуют в аридном поясе Земли, где продолжительность солнечного сияния наибольшая.

    Таблица 17. Климатические и космические ресурсы.

    Источник энергии Районы использования
    Энергия солнца Аридный пояс: США (Флорида, Калифорния); Япония, Израиль, Кипр, Австралия, Украина (Крым), Кавказ, Казахстан, Ср. Азия.
    Ветровая энергия Побережье Северного и Балтийского морей, арктических морей; Ср. Сибирь, Дальний Восток, юг европейской части России, Украина.
    Геотермальные Низкотемпературные (обогрев): Исландия, Италия, Франция, Венгрия, Япония, США, страны Центральной Америки, Ню Зеландия, Камчатка С.Кавказ;высокотемпературные (сухой пар для сооружения ГеоТЭС): Италия, США (Калифорния), Мексика, Н.Зеландия, Япония, Россия (Камчатка).
    Приливная энергия Бретань (Франция) - побережье Ла-Манша, Белое море, юг Китая, залив Фанди (побережье США и Канады) и т.д. Продолжаются работы в США, Канаде, Великобритании, Франции, России, Китае, Респ. Корее, Индии, Аргентине, Австралии.
    Энергия течений (ОТЭС) Гавайи (США), Науру (Япония), Таити (Франция), Бали (Нидерланды).
    Энергия волн Япония, Норвегия

    Ветровая энергия, которую человек также издавна использовал с помощью ветряных мельниц и парусных судов, как и солнечная, обладает практически неисчерпаемым потенциалом, относительно дешева и не загрязняет окружающую среду. Но она очень непостоянна во времени и в пространстве и ее очень трудно "приручить". В отличие от солнечной, ее ресурсы сосредоточены главным образом в умеренном поясе.

    Особый вид климатических ресурсов образуют агроклиматические ресурсы - тепло, влага и свет. Географическое распределение этих ресурсов находит отражение на агроклиматической карте.

    Задачи и тесты по теме "Климатические и космические ресурсы - ресурсы будущего"

    • Природные ресурсы
    • Климатические пояса Земли - Общая характеристика природы Земли 7 класс

      Уроков: 5 Заданий: 9 Тестов: 1

    • Латинская Америка - Южная Америка 7 класс

      Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

    • США - Северная Америка 7 класс

      Уроков: 6 Заданий: 9 Тестов: 1

    • Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты - Земля во Вселенной 5 класс

      Уроков: 4 Заданий: 8 Тестов: 1

    Ведущие идеи: географическая среда - необходимое условие жизни общества, развития и размещения населения и хозяйства, при этом в последнее время снижается влияние ресурсного фактора на уровень экономического развития страны, но возрастает значение рационального использования природных ресурсов и экологического фактора.

    Основные понятия: географическая (окружающая) среда, рудные и нерудные полезные ископаемые, рудные пояса, бассейны полезных ископаемых; структура мирового земельного фонда, южный и северный лесные пояса, лесистость; гидроэнергетический потенциал; шельф, альтернативные источники энергии; ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал (ПРП), территориальное сочетание природных ресурсов (ТПСР), районы нового освоения, вторичные ресурсы; загрязнение окружающей среды, экологическая политика.

    Навыки и умения: уметь давать характеристику природных ресурсов страны (региона) по плану; использовать различные методы экономической оценки природных ресурсов; давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности, сельского хозяйства страны (региона) по плану; давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов, выделять страны "лидеры" и "аутсайдеры" по обеспеченности тем или иным видом природных ресурсов; приводить примеры стран, не обладающих богатыми природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического развития и наоборот; приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов.

    Климатические и космические ресурсы – это ресурсы будущего.

    Годовой поток солнечной энергии, достигающий нижних слоев атмосферы и земной поверхности в десятки раз превосходит всю энергию, содержащуюся в разведанных запасах минерального топлива.

    Наилучшие условия для использования солнечной энергии существуют в аридном поясе Земли, где продолжительность солнечного сияния наибольшая.

    Ветровая энергия, как и солнечная, обладает неисчерпаемым потенциалом, дешевая и не загрязняет окружающую среду. Она очень непостоянна во времени и в пространстве и ее очень трудно «приручить». Ресурсы сосредоточенны в умеренном поясе.

    Агроклиматические ресурсы – тепло, влага и свет.

    Географическое распределение этих ресурсов отражено на агроклиматической карте.

    Раскройте отраслевой состав деревообрабатывающей промышленности и географию ее размещения

    География деревообрабатывающей промышленности мира во многом определяется размещением лесных ресурсов.

    В пределах северного лесного пояса заготавливаются в основном хвойная древесина, которая потом перерабатывается в пиловочник, древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон.

    Деревоперерабатывающая промышленность является важной отраслью международной специализации в России, Канаде, Швеции, Финляндии.

    Южный лесной пояс, в нем заготавливается лиственная древесина.

    Три ареала деревоперерабатывающей промышленности: Бразилия, Тропическая Африка, Юго-Восточная Азия.

    Древесина морским путем вывозится в Японию, Западную Европу.

    Для изготовлении бумаги в этом поясе используют недревесное сырье: бамбук (Индия), багасса (Перу), сизаль (Бразилия, Танзания), джут (Бангладешь).

    Билет № 23

    Раскройте понятие «урбанизация», «мегалополис». Приведите примеры.

    К числу важнейших социально-экономических процессов современности относится урбанизация.

    Урбанизация – это рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов.

    Это процесс повышения роли городов в жизни общества.

    Урбанизация как всемирный процесс, имеет три общие черты, характерные для большинства стран.

    Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.

    Например, в 1900г в городах жило 13% населения мира, в 2000г – 51%. В среднем оно увеличивается ежегодно примерно на 60 млн. человек

    Вторая черта – концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах.

    Третья черта – «расположение» городов, расширение их территории. Самая крупная агломерация мира – Токийская.

    Путем слияния зон сплошной урбанизации образуются мегаполисы, например, «Босваш» на северо-востоке США объединяет агломерации Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Вашингтона и др.городов (до 50 млн.человек).

    Мегаполис Токайдо.

    Охарактеризуйте задачи экономической и социальной географии мира

    Экономическая и социальная география мира обобщает знания о целостности мирового хозяйства, о ресурсах, населении и экономических возможностях регионов и более значительных стран мира, об основных элементах географии международных экономических отношений, а также позволяет составить представление об условиях и возможностях жизнедеятельности хозяйства государств в хозяйстве мира.

    Во второй половине XX в. в географической науке возникли четыре направления: гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация.

    С переходом к постиндустриальной стадии развития возросло значение социальной географии, изучающей пространственные процессы и формы организации жизни людей.

    Следовательно, социальная и экономическая география мира – это комплекс научных дисциплин, изучающих территориальную организацию жизни общества.

    Билет № 24

    Охарактеризуйте географию растениеводства

    В растениеводстве ведущее место занимает зерновое хозяйство, которое является основой мирового сельского хозяйства и занимают ½ всей обрабатываемой площади.

    Зерновое хозяйство держится на трех хлебах – пшенице, ржи, кукурузе, которые дают 9/10 валового сбора и обеспечивают почти половину всей пищевой энергии людей.

    Пшеницу выращивают в 70 странах, но больше всего приходится на США, Канаду, Австралию, Аргентину, Китай, Индию. Францию, Россию, Украину – главные мировые житницы.

    Рис в 100 странах мира, «рисовые» страны Азии. 2/3 всех орошаемых земель – под рисом.

    Кукуруза «родилась» в Мексике, а потом завезена в другие страны мира, но основные производители США, Китай, Бразилия.

    Растениеводство дает и другие продовольственные культуры (Азия, Африка, Латинская Америка), картофель (Южная Америка, Китай, Россия, Украина и др.), сахароносные культуры.

    Непродовольственные культуры – хлопок (Азия, страны Африки, Америки), лен, сизаль, джут, натуральный каучук – важнейшие товары мировой торговли.