Военная техника кубы. Кубинские «Черные Осы
ВВС Кубы ведут свою историю с марта 1915 г., когда в составе кубинской армии было образовано авиационное подразделение, положившее впоследствии начало FAEC (Fuerza Aerea Ejercito de Cuba) – Военно-воздушным силам Кубы.
ЗАРОЖДЕНИЕ КУБИНСКИХ ВВС
В 1917 г. первая группа кубинских авиаторов была направлена для обучения на летчиков и механиков в авиационный центр «Келли Филд» (Сан-Антонио, США). А близ столицы, Гаваны, был оборудован первый на Кубе аэродром, на котором вскоре разместили шесть учебно-тренировочных самолетов Curtiss JN-4D, полученных из США. В 1923 г. кубинцы приобрели для своих ВВС и первые боевые самолеты – четыре разведчика Vought UO-2, и шесть разведчиков-бомбардировщиков DH.4B, также произведенных в Соединенных Штатах, Однако численность кубинских ВВС по-прежнему оставалось незначительной: в 1924 г, в их составе насчитывалось всего 18 офицеров и 98 нижних чинов. А в 1926 г, большинство кубинских аэропланов было и вовсе уничтожено разрушительным тропическим ураганом, пронесшимся над островом.
ВВС КУБЫ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИКТАТОРА БАТИСТЫ
В 1933 г., в результате переворота, во главе которого стоял сержант Фульхенсио Батиста, был свергнут диктатор Герардо Мачадо-и-Моралес. Смена политического режима, как это принято, сопровождалась реформами в национальных вооруженных силах. В 1933-1934 гг. подвергся радикальной реорганизации авиационный корпус кубинской армии (Cuerpo de Aviacion). Тогда же, в 1934 г., была образована и морская авиация Кубы (Fuerza Aerea Naval - FAN), просуществовавшая в составе ВМС страны до 1955 г., а затем «влившаяся» в ВВС.
Самолетный парк довоенной кубинской авиации комплектовался, в основном, авиационной техникой, приобретаемой в США. Его состав хорошо отражал вспомогательный характер тогдашних ВВС Кубы: транспортные самолеты Bellanca «Aircruiser» и Howard DGA-15, учебно-тренировочные машины Stearman A73-B1 и Curtiss-Wright 19-R, связные самолеты Waco D-7 и др.
Начало Второй Мировой войны заставило кубинское руководство обратить более пристальное внимание на свою военную авиацию. Как следствие, в 1941 г. на Кубе начала работу национальная авиационная академия (Academia National de Aviacion Cubana Reserva Aerea), готовившая кадры для авиационного резерва Cuerpo de Aviacion. 8 декабря 1941 г, вслед за Соединенными Штатами Америки Куба объявила войну сначала Японии, а 11 декабря 1941 г. – Германии и Италии. С 1942 г. ВВС Кубы начали привлекаться для патрулирования вод Карибского (или, как тогда говорили, Караибского) моря, где активно действовали германские подводные лодки.
Самолетный парк страны в 1942-1945 гг. усилился за счет 45 самолетов, полученных из США по программе ленд-лиза. Среди них были учебно-тренировочные North American AT-6, а также Boeing-Stearman PT-13 и РТ-17, легкие связные самолеты Aeronca L-3 и амфибии Grumman G.21. Позже ВВС Кубы пополнились и более мощной для своего времени авиационной техникой – истребителями North American P-51D «Мустанг», военно-транспортными самолетами Douglas C-47 и двухмоторными бомбардировщиками B-25J «Митчелл». В 1947 г. в составе Cuerpo de Aviacion насчитывалось 55 самолетов всех типов. Имелись одна истребительная и одна бомбардировочная эскадрильи, а численность личного состава составляла около 750 человек.
10 марта 1952 г. Фульхенсио Батиста осуществил очередной государственный переворот и установил на Кубе свою личную диктатуру. А уже 26 июля 1953 г. группа революционеров во главе с Фиделем Кастро вступила в борьбу с диктатором и попыталась (впрочем, неудачно) осуществить штурм казарм Монкадо, где размещались правительственные войска. Это событие принято считать началом Кубинской революции, внесшей заметный вклад в мировую историю и ставшей переломным моментом в истории острова (с которым теперь часто ассоциируется имя «Остров Свободы»).
2 декабря 1956 г. новая группа революционеров высадилась с яхты «Гранма» на востоке острова, развернув там партизанские действия против правительства Батисты. Вскоре партизанская война, начатая группой энтузиастов, сделалась всенародной.
Впрочем, все эти яркие политические события мало отразись на состоянии кубинской правительственной авиации, которая не пользовалась особым приоритетом у режима Батисты. В1955 г. последовала очередная реорганизация ВВС (в которые теперь влилась и морская авиация). Численность личного состава FAEC достигла 2000 человек. В том же 1955 г. авиация Кубы получила первые реактивные самолеты – четыре учебно-тренировочных Lockheed Т-33А (в дальнейшем эти самолеты применялись и как разведывательные). А в апреле 1957 г. в Англии было заказано два первых вертолета Westland «Уирлунд».
К концу 1958 г. (незадолго до краха режима Батисты) ВВС Кубы располагали восемью реактивными учебно-тренировочными самолетами Т-33А, 15 поршневыми бомбардировщиками B-25J, 15 истребителями F-47D «Тандерболт» (заменившими в 1950-е гг. «Мустанги»), транспортными самолетами Beech С-45, De Havilland DHC-2 «Бивер», Douglas C-47 и С-53. Имелись поршневые учебно-тренировочные самолеты Т-6 «Тексан», РТ-13 и РТ-17 «Кадет», а также другие летательные аппараты – Convair PDY-5A «Каталина», Beech «Бонанза», Grumman G.21, Westland «Уирлунд».
Хотя основу авиапарка военно-воздушных сил Ф. Батисты традиционно составляли машины американского производства, 17 поршневых истребителей «Си Фьюри» были закуплены правительством Кубы в Великобритании непосредственно перед самой революцией, 8 ноября 1958 г, (15 из них сохранились в составе революционных кубинских ВВС и использовались в 1960-е гг.).
Однако параллельно с правительственными, в конце 1950-х гг. на Кубе начали образовываться и повстанческие воздушные силы. Быстрый рост партизанского движения обусловил появление у повстанцев Фиделя, в первую очередь, своей транспортной авиации. Первый самолет повстанцев – Curtiss С-46 «Коммандо с грузом стрелкового оружия совершил посадку в партизанской зоне 30 марта 1958 г. Вскоре революционные ВВС пополнились и другими транспортными машинами. Позже в распоряжении «барбудос» появились первые боевые самолеты – Vought Sikorsky OS2U-3 «Кингфишер», F-51 «Мустанг» и другие, попавшие в распоряжение революционеров самыми разными (порой - весьма запутанными) путями.
За восемь с половиной месяцев существования «партизанских» ВВС они выполнили 77 вылетов (в том числе четыре – на бомбометание и три – на сопровождение). При этом три самолета повстанцев были сбиты правительственными ВВС.
БИТВА В ЗАЛИВЕ КОЧИНОС
После победы в 1959 г. кубинской революции, Соединенные Штаты прекратили всякое военно-техническое сотрудничество с новым правительством в Гаване. В результате ВВС Кубы начали испытывать дефицит подготовленного личного состава (летчиков и авиатехников, т.к. часть офицеров и технических специалистов покинула страну), оборудования и запасных частей для авиационной техники. В этих условиях резко активизировалось советско-кубинское военно-техническое сотрудничество (и том числе и в области авиации).
Следует сказать, что победа кубинских революционеров «коммунистической ориентации» сильно встревожила Вашингтон, американские промышленные корпорации и, разумеется, американскую мафию, потерявшую на Кубе всю свою (весьма солидную) недвижимость и лишившуюся колоссальных доходов. Кроме того, за короткий промежуток времени с острова иммигрировала вся прежняя политическая и экономическая элита, пользовавшаяся покровительством свергнутого диктатора Батисты. В результате в американском Майами осело множество кубинцев: студенты из богатых семей, представители кубинской проамериканской интеллигенции, криминалитет. Во Флориде сформировался эмигрантский мирок, эдакое «кубинское зарубежье», стремившееся к реваншу.
Рассчитывая на поддержку кубинских эмигрантов, американское руководство приняло решение свергнуть режим Кастро (пока он не успел окончательно укорениться на острове) военными средствами. Для решения этой задачи в США была разработана операция «Плутон», которая предусматривала внезапную высадку хорошо вооруженного десанта на южном побережье Кубы. При этом заранее предполагалось, что кубинские контрреволюционеры объявят о создании на острове временного правительства, которое тут же запросит военной помощи у США. Высадка американского десанта должна была осуществиться сразу же после обращения временного правительства Кубы за помощью. Одновременно находившиеся на Кубе противники Кастро должны были активизировать антиправительственную деятельность, саботаж и диверсии.
К началу интервенции в составе ВВС Кубы насчитывалось всего 24 исправных боевых самолета (15 бомбардировщиков В-26, шесть поршневых истребителей «Си Фьюри» и три реактивных УТС Т-33). Советская авиационная техника (в отличие от танков, САУ, полевой артиллерии и стрелкового оружия чехословацкого производства) к тому времени на Кубу еще не поступила.
Высадка проамериканских интервентов была назначена на ночь 17 апреля 1961 г. Местом вторжения был избран залив Кочинос (залив Свиней), расположенный на северо-восточном побережье острова. Боевые действия разворачивались в дальнейшем вблизи пляжа Плайя-Хирон (в заливе Кочинос), имя которого и стало нарицательным для всей этой кратковременной «кубинско-американской» войны.
Следует сказать, что готовящийся американцами десант не был для кубинцев неожиданностью. Зато до последнего момента неопределенным оставалось место самого вторжения, умело скрываемое противником (в том числе и посредством эффективных операций по дезинформации),
15 апреля 1961 г. непосредственно перед высадкой морского десанта на Кубу, восемь бомбардировщиков В-26В из «военно-воздушных сил кубинского экспедиционного корпуса», пилотируемые американскими наемниками, предприняли бомбардировку трех крупнейших военных аэродромов Острова свободы: Кампо-Колумбия, Сан-Антонио-ле-Лос-Баньос и Сантьяго-де-Куба. На них, по данным американской разведки (в том числе и воздушной, проводившейся с использованием высотных самолетов Локхид U-2) была сосредоточена практически вся военная авиация Кубы.
По итогам этих ударов большая часть самолетов ВВС Кубы была признана «уничтоженной». Однако кубинцы, знавшие о готовящейся агрессии заранее, рассредоточили свои боевые машины, заменив их муляжами. Поэтому из 24 самолетов, имевшихся у кубинцев, реально было потеряно лишь три.
17-19 апреля 1961 г. немногочисленная кубинская авиация приняла самое активное участие в боях с формированиями эмигрантов, подготовленными и вооруженными США. Во время отражения высадки в заливе Свиней ВВС Кубы вели воздушную разведку, осуществляли корректировку артиллерийского огня и координацию действий наземных сил, выполняли штурмовку и наносили бомбовые удары по войскам и кораблям противника.
Следует сказать, что с началом интервенции на Кубе была организована всеобщая мобилизация, имевшая полный успех: добровольцев было так много, что для них просто не хватало оружия.
Второй «высадки в Нормандии» у американцев и их незадачливых союзников не получилось: к 18 апреля интервенты выдохлись и инициатива полностью перешла в руки кубинских революционных сил. В ходе начавшегося общего контрнаступления кубинцы потопили четыре корабля противника и сбили пять вражеских самолетов, оттеснив «гуcанос» (червей, как называли их на Кубе) непосредственно к побережью залива и поставив на грань полного уничтожения. К вечеру 18 апреля 1961 г. остатки интервентов начали эвакуироваться на сохранившихся плавсредствах.
На фоне этого разгрома президент США Джон Кеннеди отдал приказ задействовать в операции американскую авиацию. Однако из-за нелепой ошибки, связанной с путаницей в часовых поясах, бомбардировщики разминулись с истребителями сопровождения и не решились самостоятельно атаковать назначенные цели (следует сказать, что в то время кубинская ПВО находилась лишь в зачаточном состоянии). С целью поддержания морального духа «гусанос», лишь несколько новейших (по тому времени) американских палубных штурмовиков A4D-2N «Скайхок», взлетевших с авианосца «Эссекс», выполнили скоростные пролеты над районом боевых действий без какого либо заметного эффекта.
Утром 19 апреля кубинские революционные войска, проведя получасовую артиллерийскую подготовку, окончательно сломили сопротивление противника. Интервенты срывали с себя форму, бросали оружие и спасались бегством. Потери «гусанос» составили 114 человек (в том числе пять американцев) убитыми и 360 – ранеными. 1202 интервента попало в плен. Кубинцам удалось уничтожить 12 самолетов противника (в том числе несколько – с американскими экипажами). При этом семь бомбардировщиков В-26В и один ВТС С-47 – на счету кубинских истребителей «Си Фьюри». Кроме того, кубинцы подбили пять танков М41 «Уокер бульдог» и 10 бронеавтомобилей М8. В свою очередь, победители потеряли 156 человек убитыми, 800 – ранеными, а также лишились двух самолетов и одного танка Т-34, подбитого из «базуки».
60 – 80-Е ГОДЫ: «РАСЦВЕТ» КУБИНСКИХ ВВС
Вскоре после событий на Плайя-Хирон кубинские ВВС (их новое название – Defensa Antiaerea у Fuerza Aerea Revolucionaria) начали быстро перевооружаться советской авиационной техникой. В мае 1961 г, практически сразу же после разгрома десанта проамериканских наемников, Куба получила первую партию из 24 «бывших в употреблении» истребителей МиГ-15бис. В дальнейшем к ним прибавились разведчики МиГ-15Рбис и учебно-тренировочные самолеты МиГ-15УТИ. А 24 июня 1961 г. кубинский летчик Хирон Энрике Каррерас совершил первый в истории Острова Свободы полет на советском реактивном самолете.
Подготовка первых кубинских пилотов на МиГ-15 осуществлялась в Чехословакии и Китае. В марте и мае 1962 г. этими летчиками были укомплектованы две истребительные эскадрильи, которые получили неофициальное название «чехос» (чехи) и «чинос» (китайцы). А на самой Кубе переучивание местных пилотов на новую технику осуществляли советские летчики (число которых вскоре достигло 50). Они же (до тех пор, пока кубинские пилоты «МиГов» окончательно не вошли в строй) и несли боевое дежурство на реактивных истребителях.
В 1964 г. кубинцы начали постепенно заменять самолеты МиГ-156ис на ненамного более совершенные истребители МиГ-17 и МиГ-17Ф (как советского, так и чехословацкого производства). В свою очередь, к концу 1970-х гг. большая часть кубинских МиГ-17 была заменена на значительно более современные истребители типа МиГ-21. Окончательно МиГ-17 были выведены из боевого состава кубинских ВВС лишь вначале 1980-х гг., когда на вооружение военно-воздушных сил Кубы поступили самолеты 3-го поколения типа МиГ-23.
Кубинские МиГ-17 приняли участие в войне в Анголе, В декабре 1975 г. правительство Кубы направило эскадрилью боевых самолетов (девять МиГ-17Ф) на помощь правительственным силам этой страны, ведущим активные боевые действия против повстанцев УНИТА, поддерживаемых ЮАР и рядом других стран Запада.
Некоторое время в составе ВВС Кубы числились и истребители МиГ-19. Восемь этих сверхзвуковых самолетов были получены кубинцами в ноябре 1961 г. Летчиков, которые должны были летать на МиГ-19, готовили советские и чешские инструкторы, прибывшие на Кубу. Но уже в 1966 г. эти машины были заменены на более совершенные истребители типа МиГ-21.
1962 г. стал временем тяжелейших испытаний как для Кубы, так и для ее нового союзника – СССР. Тогда кубинское революционное правительство во главе с Фиделем Кастро запросило у Советского Союза военную помощь в ответ на все возраставшую угрозу вторжения со стороны Соединенных Штатов (так и не успокоившихся после тяжелого унижения, нанесенного им в заливе Свиней). Администрация Джона Кеннеди была не на шутку встревожена появлением просоветского, ориентированного на Москву режима, находящегося вблизи территории США, всего в 180 км от Флориды.
После провала вторжения на Плайя-Хирон Соединенные Штаты объявили экономическую блокаду Кубы и развернули вблизи ее берегов крупную группировку своих ВМС, включающую авианосцы. В свою очередь, Советский Союз решил оказать Острову Свободы не только экономическую, но и военную поддержку. В глубокой тайне началось размещение на Кубе советских войск, а также создание на острове стратегической ракетной базы.
Для прикрытия советской группировки с воздуха было решено выделить истребительный авиационный полк, оснащенный новейшими (на то время) истребителями МиГ-21Ф-13. Всего на Кубу в июне 1962 г. прибыло 40 истребителей МиГ-21Ф-13 из состава 32-гиап, доставленных на Остров Свободы в условиях повышенной секретности.
Первоначально МиГ-21, прибывшие на Кубу, не перекрашивались и несли советские опознавательные знаки. Однако после того, как в радиоперехватах американцев прозвучала фраза «МиГи с красными звездами», все самолеты этого типа в срочном порядке перекрасили а соответствии со стандартом кубинских ВВС. Первый полет советских летчиков над Островом Свободы на МиГ-21 был отмечен 18 сентября 1962 г. А 22 октября была объявлена повышенная боевая готовность и полк рассредоточили по нескольким полевым аэродромам.
Единственное боевое столкновение советских истребителей МиГ-21Ф-13 с американскими самолетами имело место 4 ноября 1962 г. Тогда советский летчик на МиГ-21 перехватил пару F-104C из состава 479-го тактического истребительного крыла, нагло выполнявших разведывательный полет над головами советских солдат. Однако до применения оружия тогда не дошло, американцы быстро ретировались.
После благополучного завершения «Карибского ракетного кризиса» (закончившегося взаимными уступками как со стороны США, так и со стороны СССР) в Москве было решено не возвращать самолеты МиГ-21Ф-13 назад, в СССР, а оставить их на Кубе, переучив на «двухмаховые» «МиГи» кубинских летчиков. Уже в апреле 1963 г. был переучен первый кубинец, а 10 августа 1963 г. была образована первая эскадрилья кубинских ВВС, оснащенная самолетами типа МиГ-21Ф-13,
Нужно сказать, что советские фронтовые бомбардировщики Ил-28Т также направленные на Кубу в 1962 г. пришлось убрать с острова «как потенциальные носители тактического ядерного оружия».
Вскоре МиГ-21 стал самым массовым типом истребителя в составе кубинских ВВС. На вооружении военной авиации Острова Свободы состояли различные модификации этого самолета: МиГ-21Ф-13, МиГ-21ПФ, МиГ-21ПФМ, МиГ-21ПФМА, МиГ-21Р, МиГ-21 МФ, МиГ-21 бис, а также «спарки» - МиГ-21У и МиГ-21УМ.
18 мая 1970 г, в ответ на задержание властями Багам 14 кубинских рыбаков, несколько истребителей МиГ-21 продемонстрировали свои возможности, совершив пролет с переходом на сверхзвук над столицей этого небольшого островного государства. Нужно сказать, что эффектное внезапное появление «МиГов» произвело должный эффект и вскоре кубинские рыбаки были освобождены.
Другой пример «МиГ-дипломатии» относится к 10 сентября 1977 г. Тогда эскадрилья МиГ-21МФ под командованием Рафаэля дель Пино совершила демонстративный облет порта Пуэрто Плата (Доминиканская республика). Этот шаг был предпринят в ответ на незаконное задержание кубинского торгового судна, которое направлялось в Анголу. Одновременно командованием кубинских ВВС был разработан оперативный план «Пико», согласно которому «МиГи» в случае, если доминиканцы все же не отпустят судно, должны были нанести ракетно-бомбовый удар по военным и правительственным объектам в городах Пуэрто Плата и Сантьяго де лос Кабаллерос. К счастью, доминиканцы не пошли на конфронтацию и благоразумно отпустили кубинское судно уже на следующий день.
Истребителям МиГ-21, пилотируемым кубинскими летчиками, пришлось изрядно повоевать. С 1975 г. они участвовали в боевых действиях в Анголе, а с 1978 г. – в Эфиопии, где и сам пилоты, и их самолеты зарекомендовали себя с самой лучшей стороны,
В декабре 1975 г. полученные в СССР 12 самолетов МиГ-21МФ, погруженные на борт «Антеев», прямо с завода были переброшены в Анголу. В небе Южной Африки кубинским летчикам пришлось столкнуться с неприятельскими самолетами. Впервые это произошло 13 марта 1976 г., когда при атаке аэродрома УНИТА в Гаго Коутинхо неуправляемыми ракетами С-24 был уничтожен ВТС F-27, осуществлявший разгрузку контрабандного оружия.
Имели место и воздушные бои с южно-африканскими самолетами. 6 ноября 1981 г. майор ВВС ЮАР Йохан Рэнкин на истребителе Мираж F-1CZ пушечным огнем сбил МиГ-21МФ, пилотируемый майором ВВС Кубы Леонелом Понке. А 3 апреля 1986 г. пара кубинских МиГ-21 перехватила два транспортных самолета С-130 «Геркулес», доставлявших оружие антиправительственным силам. При этом один «Геркулес» был сбит, а второй - поврежден.
Во время своей командировки в Эфиопию в 1977-1978 гг. летчики кубинской эскадрильи, оснащенной самолетами МиГ-21бис, а также разведчиками МиГ-21Р, совершили несколько сотен боевых вылетов, уничтожив при этом большое число сомалийских танков, а также другого вооружения и техники. При этом несколько МиГ-21 было сбито сомалийцами (с их стороны также действовали МиГ-21).
В сентябре 1978 г. Куба получила первую партию истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН – порядка 40 самолетов, Эти сверхзвуковые машины с крылом изменяемой в полете стреловидности обладали хорошим, для своего времени, ударным потенциалом и могли представлять определенную угрозу не только для ближайших латиноамериканских государств, но и для южных штатов США. Нужно сказать, что американский президент Джимми Картер всячески препятствовал размещению на Кубе этих истребителей-бомбардировщиков, но его неспособность сколько-нибудь заметно повлиять на политику Кубы в этой жизненно важной для США сфере, позже сыграла Картеру плохую службу, став, по мнению американских политологов, одной из главных причин более успешной избирательной кампании его агрессивного соперника Рональда Рейгана.
Новая американская администрация резко отреагировала на решение Гаваны закупить новую партию «МиГов» в 1981 г., хотя экспортный вариант МиГ-23 был относительно доступен на международном рынке авиационной техники того времени (помимо Острова Свободы, МиГ-23БН поставлялись в те годы в Алжир, Египет, Индию, Ирак, Ливию, Сирию и Эфиопию). Администрация Рейгана заявила, что эти самолеты заставляют США пересмотреть свое отношение к повстанцам и странам Центральной Америки и Африки, поддерживаемым Кубой.
Несмотря на болезненную реакцию США, в 1984 г. кубинские военно-воздушные силы пополнились истребителями МиГ-23МФ, призванными решать задачи ПВО и вооруженными ракетами класса «воздух-воздух» средней дальности Р-23. В дальнейшем ВВС получили еще более совершенные машины МиГ-23МЛ с ракетами Р-24. Имелись в составе кубинской авиации и фронтовые истребители МиГ-23СМ. Однако уже к концу 1980-х гг. истребительные модификации самолета МиГ-23, как считалось, уже уступали истребителям 4-го поколения F-15, F-16 и F/A-18, принятым на вооружение ВВС и ВМС США.
В октябре 1988 г. кубинские военно-воздушные силы получили 12 фронтовых истребителей 4-го поколения МиГ-29 и два тренировочных самолета типа МиГ-29УБ. Первоначально кубинцы хотели закупить сорок машин типа МиГ-29, однако экономические и политические (перестройка и распад СССР) причины не позволили им этого сделать. Собственно, МиГ-29 являются последними боевыми самолетами, поставленными Кубе Советским Союзом, а также самыми современными и мощными истребителями в составе кубинских ВВС. Злополучная «перестройка» и последующее за ней «безвременье» 1990-х гг. надолго прервали поступательное развитие ВВС Кубы.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВВС КУБЫ
Нужно признать, что нынешняя кубинская военная авиация, лишившаяся поддержки Советского Союза, представляет собой лишь «бледную тень» той авиационной мощи, которой располагал Остров Свободы в 1970-1980-е гг. Сегодня на кубинские военно-воздушные силы возложены задачи защиты воздушного пространства страны, обеспечения поддержки сухопутных войск и военно-морского флота страны, а также решение транспортных задач. Все воздушное пространство Кубы разделено на два округа: западный и восточный. Их штабы расположены, соответственно, в городах Сан-Антонио-де-лос-Банос (San Antonio de los Banos) и Ольгин (Holguin).
Западный округ прикрывается с воздуха 2-й бригадой ВВС и ПВО, в состав которой входит смешанная истребительная авиаэскадрилья, располагающая тремя-четырьмя (т.е. всеми, оставшимися в строю) самолетами МиГ-29 и, приблизительно, 10 истребителями типа МиГ-23. Для решения второстепенных задач ПВО (например, для перехвата малоскоростных низколетящих целей) могут привлекаться и три-четыре самолета L-39. В обычной обстановке «Альбатросы» используются в качестве учебно-тренировочных самолетов.
Восточный округ прикрывается гвардейской авиационной бригадой «Cuartel Moncada». В ее состав входит «авиационная группировка» (смешанная эскадрилья), дислоцированная в Ольгине. Задачи ПВО в округе решают несколько истребителей МиГ-21М/МФ, а также небольшое число самолетов типа МиГ-23. В округе также размещена группа транспортных самолетов, в задачи которой входит транспортное обслуживание высших руководителей государства. Военно-транспортные самолеты и вертолеты базируются на аэродроме Плайа Баракоа (Playa Baracoa).
В настоящее время ВВС Кубы располагают если не совсем устаревшим, то безусловно, быстро устаревающим авиационным парком. В строю сохранилось четыре фронтовых истребителя МиГ-21М/МФ и семь учебно-боевых самолетов МиГ-21М/УМ (следует сказать, что, по неофициальным данным, СССР поставил на Кубу 60 самолетов первого и 10 – второго типов).
Более массовым типом в кубинских ВВС является фронтовой истребитель МиГ-23. В строю сохранилось четыре МиГ-23МФ (из 12, поставленных СССР), а также семь более современных МиГ-23МЛ (в свое время Куба получила из Советского Союза 54 самолета этого типа). Кроме того, в составе ВВС имеется четыре учебно-боевых самолета МиГ-23УБ (из семи поставленных).
Самым мощным и современным типом боевого самолета в составе кубинских ВВС, безусловно, является фронтовой истребитель МиГ-29, относящийся к машинам 4-го поколения, В строю сегодня имеется два одноместных истребителя МиГ-29 (тип «9-11») и одна «спарка» МиГ-29УБ (перед распадом Советского Союза Кубе было поставлено, соответственно, 12 и 2 самолета МиГ-29 и МиГ-29УБ).
Учебно-тренировочная авиация ВВС Кубы представлена пятью «летающими» реактивными самолетами L-39 «Альбатрос» (ранее Чехословакия поставила Кубе, в общей сложности, 30 таких машин), а также 20 поршневыми УТС Z-326 (из 60, поставленных Чехословакией).
В летнопригодном состоянии находятся и четыре транспортных самолета Ан-24, принадлежащих ВВС Кубы (в общей сложности, СССР было поставлено 20 машин этого типа), а также три рамповых ВТС Ан-26 (из 17 поставленных). В летном состоянии в ВВС имеется, также, три пассажирских самолета Як-40 (ВВС Кубы было поставлено восемь таких машин), один Ил-62 и два Ил-96.
Зато ВВС Острова Свободы располагают довольно внушительным вертолетным парком, представленным 20 транспортными вертолетами Ми-8Т, 20 десантными Ми-8ТВ (отличающимися от Ми-8Т вооружением, состоящим из четырех блоков НАР УВ-16-57), 20 вооруженными вертолетами Ми-8ТВК (оснащенными, помимо НАР еще и противотанковыми управляемыми ракетами) а также девятью Ми-17 (из 25, ранее поставленных). Впрочем, можно со значительной долей уверенности предположить, что значительная часть этого вертолетного парка сегодня находится на консервации.
Группировка боевых вертолетов включает в настоящее время четыре Ми-24Д (а всего Куба получила от СССР 24 «крокодила»). Однако реальная боеготовность этого вертолетного парка также остается сегодня, по всей видимости, довольно низкой.
К 1990-м гг. кубинские ВВС оценивались зарубежными экспертами как лучшие в Латинской Америке (как по оснащению, так и по уровню подготовки летного состава). Однако после прекращения активного военного сотрудничества с СССР и Россией в 1990-х гг. кубинская авиация испытывает значительные трудности. По западным данным, боеготовыми являются сегодня лишь две истребительные эскадрильи, а ежегодный средний налет у летчиков не превышает 50 ч.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
До недавнего времени экономическое положение острова, огромный государственный долг и отсутствие надежного и мощного союзника препятствовали возвращению Кубе статуса региональной авиационной державы, уровень воздушной мощи которой хотя бы отдаленно приближался к тому уровню, который был достигнут в 1970-1980-х гг.
Однако возвращение России в Южную Америку, списание 90% кубинского долга России, укрепление отношений (в том числе и военных) с рядом латиноамериканских государств, также взявших курс на политическую, экономическую и военную независимость от США а также ряд других факторов, по всей видимости, формируют политические и экономические предпосылки для укрепления и модернизации ВВС Кубы.
Если говорить о модернизации самолетного парка Острова Свободы, то, скорее всего, здесь уже просто нечего модернизировать. Даже истребители МиГ-29 кубинских ВВС были произведены в СССР в конце 1980-х гг. и сегодня выглядят уже устаревшими. Видимо, имеет смысл говорить о полном перевооружении военно-воздушных сил новой авиационной техникой, причем, по политическим соображениям, можно говорить лишь о боевых самолетах российского и китайского производства.
Наиболее приемлемым для кубинцев в настоящее время, по всей видимости, представляется многофункциональный истребитель «среднего» класса МиГ-35, являющийся глубокой модернизацией фронтового истребителя МиГ-29, хорошо знакомого кубинским летчикам и техникам еще с 1980-х гг. По комплексу своих боевых возможностей МиГ-35 находится в одной «нише» с такими самолетами поколения «4+», как «Рафаль», EF2000 «Тайфун» и JAS 39 «Грипен», которые могут появиться в составе ВВС ряда южно-американских стран в конце 2010-х – начале 2020-х гг.
Обладая, по сравнению с исходным МиГ-29, вполне приемлемой дальностью и удовлетворительной, для своего класса, боевой нагрузкой (включающей и новейшие высокоточные ударные авиационные средства поражения), МиГ-35 мог бы создать реальную угрозу потенциальному агрессору. При решении задач ПВО МиГ-35 (особенно в случае оснащения его БРЛС с АФАР и усовершенствованными ракетами класса «воздух-воздух») мог бы стать весьма грозным противником для ударных самолетов F-15E, F-16, F/A-18 и (вероятно) перспективного F-35.
Безусловно, в составе кубинских ВВС очень эффектно выглядели бы тяжелые многофункциональные истребители типа Су-30М или Су-35 – одни из мощнейших (на сегодняшний день и на ближайшую перспективу) тактических боевых самолетов в мире. Обладая боевым радиусом действия более 1500 км и максимальной боевой нагрузкой до 8000 кг, эти машины, оснащенные мощным БРЭО, могли бы заметно повлиять на соотношение военно-воздушных сил в Карибском бассейне. Следует напомнить, что ближайший союзник Кубы – Венесуэла – уже располагает самолетами Cy-30MK2V, полученными от России. Однако близость Кубы к южным границам США может создать серьезные политические проблемы при попытке Кубы приобрести эти мощные самолеты.
Интерес для кубинских ВВС может представлять и учебно-боевой самолет Як-130, который, помимо решения учебных задач, мог бы задействоваться как истребитель-перехватчик маловысотных и малоскоростных воздушных целей (актуальная задача для Кубы, учитывая ее географическое положение). Кроме того, Як-130 с успехом мог бы использоваться как легкий ударный самолет, предназначенный для борьбы с небольшими надводными целями (используя, в том числе, и управляемые противокорабельные ракеты типа Х-35).
Несколько эскадрилий кубинских ВВС, вооруженных самолетами МиГ-35 и Як-130, а также вертолеты типа Ми-17 и Ми-35, как представляется, смогли бы в обозримой перспективе составить основу авиационной группировки республики Куба, вполне адекватной вызовам, стоящим перед Островом Свободы.
В пятницу на Кубе отмечается День Революционных вооруженных сил Кубы. 2 декабря 1956 года группа кубинцев во главе с Фиделем Кастро высадилась с яхты «Гранма» в кубинской провинции Орьенте и начала вооруженную борьбу против правительства диктатора Фульхенсио Батисты.
Выиграв партизанскую войну, Кастро приступил к строительству новой кубинской армии, опираясь на военную помощь СССР. В какой-то момент вооруженные силы Кубы стали одной из самых сильных армий в Латинской Америке, а политика «экспорта революции» позволила кубинским военным получить ценный опыт в партизанских войнах в Конго, Боливии, Аргентине, Венесуэле и Никарагуа, а также масштабных боевых действиях с применением танков, артиллерии и авиации в Анголе и Эфиопии.
«В декабре на самолетах из Анголы прибыли около 500 кубинских военнослужащих, в том числе личный состав танкового батальона, который под нашим руководством приступил к освоению Т-62. Кубинцы оказались грамотными ребятами, и уже к исходу 1977 года кубинский батальон на Т-62 был готов к боевому применению», — вспоминал советский специалист, участвовавший в вооруженном конфликте в Эфиопии, в интервью официальной газете Минобороны России «Красная звезда».
По его словам, кубинцы, в отличие от африканцев, были серьезными, дисциплинированными бойцами, которыми «затыкали дыры» на фронтах и в Эфиопии, и в Анголе.
В Анголе, по оценкам издания, с 1975 по 1988 год находился контингент кубинских войск численностью до 58 тыс. человек. В этих войнах участвовали и кубинские пилоты, которые успешно решали боевые задачи за штурвалами советских вертолетов Ми-8 и самолетов МиГ-17 и МиГ-21.
Сейчас небольшая кубинская армия с устаревшей советской военной техникой не может тягаться с современными вооруженными силами крупных глобальных и региональных игроков. Тем не менее, занимая 79-ю позицию в рейтинге Global Firepower 2016, Куба опережает, например, некоторые постсоветские страны: Грузию, Киргизию и Эстонию.
Особую известность в мире получили бойцы кубинских сил специального назначения — «Черные осы».
На официальном сайте кубинского минобороны это подразделение почти не упоминается: в перечне учебных заведений кубинских вооруженных сил указана Национальная школа войск специального назначения Барагуа.
«Расположенная к западу от столицы, она выполняет свою миссию по подготовке офицеров для специальных войск Революционных вооруженных сил», — говорится в описании этого учебного заведения. Благодаря строгости обучения и высокому уровню физической подготовки единицы курсантов становятся выпускниками этой школы, объясняют кубинские военные.
Если кубинских летчиков, моряков или танкистов обучали советские инструкторы, то спецназовцы Фиделя Кастро с их опытом участия в партизанских движениях сами занимались обучением коллег из СССР. Об этой подготовке рассказывал в своих воспоминаниях ветеран группы специального назначения КГБ СССР «Вымпел» полковник запаса ФСБ Валерий Киселев.
«Лагерь представлял собой казарму, расположенную в низине, окруженную покрытыми лесом холмами. Местных спецназовцев к тому времени из лагеря вывезли. В нем были только 16 «вымпеловцев» и несколько преподавателей и инструкторов кубинского спецназа. Другие преподаватели приезжали только для проведения занятий и после них уезжали в свои учебные лагеря. Кубинцы предоставили самых лучших преподавателей из разных спецшкол. По всем спецдисциплинам настоящие асы своего дела», — писал в своих воспоминаниях Киселев.
Кубинцы сообщили специалистам «Вымпела», что они будут обучаться на «тропе Че Гевары», где легендарный революционер тренировался со своим отрядом перед походом на Боливию.
Это был особый маршрут длиной около 7,5 км по холмам 250-300-метровой высоты вокруг тренировочного лагеря. На всем протяжении тропы стояли учебные мины-ловушки, растяжки и другие спецпрепятствия. Кубинцы учили спецназовцев КГБ проходить минные заграждения, обезвреживать руками и вслепую различные типы мин, преодолевать заграждения из колючей проволоки, снимать часовых, проникать к складам, аэродромам, казармам, топливным терминалам и так далее.
Особое внимание искушенные в партизанских войнах кубинские инструкторы уделяли синхронному скрытному перемещению в согнутом положении, в котором бойцов заставляли ходить часами. «Идущий первым ощупывает ногами землю перед собой, чтобы обнаружить мины и растяжки. Передвижение идет след в след. Известно, что человеческий глаз воспринимает только быстрое движение. На медленное движение никто не обращает внимания. Поэтому двигаться в этом положении нужно очень медленно и плавно, чтобы мгновенно замереть, если взлетит осветительная ракета. Боец практически сливается с окружающей средой», — объяснял Киселев.
На ночных занятиях офицеры КГБ отрабатывали передвижение ползком по 10-12 часов подряд, чтобы группа из четырех-пяти человек могла проникнуть на охраняемый объект условного противника — топливный терминал, аэродром, склады боеприпасов или казармы — и уничтожить его. Группа должна была ползти очень медленно, преодолевая минные заграждения, специальные шумовые препятствия: сухие листья, маты из тростника, соломы, обломки шифера и заграждения из колючей проволоки. Все абсолютно синхронно и бесшумно.
Пока ведущий группы нащупывал и обезвреживал в полной темноте мины, остальные участники группы неподвижно лежали, игнорируя бегающих по ним муравьев и других тропических насекомых.
Для защиты и скрытности бойцы были намазаны маскирующим составом из трав или грязи, а оружие обработано так, чтобы не давать бликов.
Подготовка диверсантов была рассчитана таким образом, чтобы семь спецназовцев с помощью тротиловых шашек, мин, гранат и автоматов могли уничтожить в казармах батальон противника (около 400 солдат и офицеров) и уйти, замаскировав за собой проходы в заграждениях. Бойцы группы «Вымпел» проходили на Кубе курсы сроком три или шесть месяцев.
Кубинцы проводили и «городскую подготовку»: тайниковые операции, способы и места базирования, скрытное передвижение, обнаружение наблюдения и уход от него — все в городских условиях.
«Кубинские спецназовцы — одни из лучших специалистов по организации засад и похищениям людей. Всему этому они обучали и наших офицеров», — констатирует полковник ФСБ.
Кроме того, кубинцы обучали спецназ КГБ подручными средствами вскрывать дверные и сейфовые замки. Когда в конце обучения «вымпеловцам» устроили специальное комплексное занятие для проверки полученных навыков в присутствии генерала КГБ Александра Лазаренко и Рауля Кастро, представитель советской стороны был удивлен новым навыкам, которые продемонстрировали обученные кубинцами бойцы.
На основании конспектов и отчетов бойцов об этих командировках в «Вымпеле» подготовили пособия для обучения советского спецназа по кубинской методике.
По словам Киселева, именно кубинцы впервые научили «вымпеловцев» новым элементам рукопашной схватки — боевому ката с автоматом. «Сегодня такой технический комплекс исполняют и десантники. Причем в более продвинутом виде. А в то время это была самая новая техника приемов с длинноствольным оружием в рукопашном бою. До этого времени даже бойцы «Вымпела» такого не видели и только пытались придумать что-то похожее. У кубинцев все уже было хорошо придумано», — рассказывал офицер.
В октябре прошлого года телеканал Fox News со ссылкой на должностных лиц США сообщил, что кубинский лидер Рауль Кастро направил бойцов своих сил специального назначения в Сирию на помощь Башару Асаду. Якобы кубинцев в Сирию даже доставили российские транспортные самолеты, и это американским журналистам подтвердил анонимный арабский военный, побывавший в аэропорту Дамаска. Представитель посольства Кубы в Дамаске опроверг эти сообщения.
Ку́ба (исп. Cuba), официальное название - Респу́блика Ку́ба (исп. República de Cuba ), неофициальное с 1959 года - Остров Свободы) - островное государство в северной части Карибского моря. Страна занимает территорию острова Куба в составе Больших Антильских островов, острова Хувентуд и множества более мелких островов. От Северной Америки Куба отделена Флоридским проливом на севере и Юкатанским проливом на западе.
Столица и крупнейший город - Гавана .
Население
Кубинцы - народ смешанного происхождения. К моменту появления здесь испанцев Кубу населяли племена сибонеев, индейцев аравакской группы, гуанаханабеев и индейцев, переселившихся с Гаити. Но в результате испанской колонизации индейцы в большинстве были истреблены.
Так как испанским колонистам требовалось много рабочих рук, прежде всего для работы на плантациях, они начали ввозить рабов из Центральной Африки (в основном йоруба, ашанти, эве, конго). За 350 лет испанцами было ввезено более 1 миллиона африканских рабов, их потомки составляют 40 % населения. По этой же причине за период с 1853 по 1874 год более 125 000 китайцев было ввезено из Азии. До сих пор в Гаване сохранился «Чайна-таун». Кроме того, ввозились рабы-индейцы, но в небольших количествах, из Юкатана, Центральной и Южной Америки. В этот же период из Испании прибыло 850 000 переселенцев, в основном галисийцы, кастильцы, наваррцы, каталонцы, правда, следует отметить, что не все из них остались жить на Кубе. Их всех вместе называют гальего (галисийцами). С конца XVIII в. сюда прибыл также большой поток французов с Гаити и Луизианы. Довольно интенсивный поток переселенцев был также из Германии , Италии и Британии. В начале XX столетия на Кубе осело много американцев, создавших свои колонии на о. Пинос (наст. Остров Хувентуд). Очень сильные волны иммиграций на Кубу были во время и после Первой и Второй мировых войн, в первую очередь сюда переселялись евреи.
В 1953 году доля белого населения составляла 84 %, но затем уменьшилась, в основном, в результате эмиграции после революции.
Вооружённые силы
Армия Кубы (Fuerzas Armadas Revolucionarias - FAR) является основным вооружённым формированием Кубы, обеспечивающим её национальную оборону.
Конституция Кубы указывает на то, что президент страны является верховным главнокомандующим и определяет структуру её армии.
Армия Кубы включает следующие подразделения:
- Сухопутные войска
- ВВС и ПВО.
Армия Кубы находится под руководством главнокомандующего Рауля Кастро .
В массовой культуре
Куба в музыке
- Гуантанамера - известная кубинская песня, неофициальный гимн Кубы.
- Каста - «Viva La Revolucion!»
Куба в литературе
- Эрнест Хемингуэй. Старик и море
Куба в кино
Образование
На Кубе имеется традиционно высокий образовательный уровень населения (грамотно 99,8 % населения). С начала XX века существовала система государственного бесплатного 9-классного элементарного образования для детей от 6 до 14 лет (девятый класс был необязательным, остальные обязательны). В 1932 году элементарные школы (государственные и церковные) посещало 90 % детей школьного возраста. В 1951 году неграмотные составляли 22 % взрослого населения, что было ниже, чем в Испании и довоенной Италии.
- Революционная армия Кубы [d]
- Революционные военно-воздушные силы и силы ПВО Кубы
- Революционный военно-морской флот Кубы [d]
- Отряды территориальной милиции [d]
- Армия рабочей молодёжи [d]
- Производственно-оборонные бригады [d]
Революционные вооружённые силы (исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Cuba ) - вооружённые силы Кубы , обеспечивающие её национальную оборону с января 1959 года .
Энциклопедичный YouTube
1 / 2
✪ "Вооружённые силы России в событиях 1917-1923 гг". Часть 4
✪ Холодная война: «США и Гренада»
Субтитры
История
Вооружённые силы Кубы были впервые созданы в начале XX века из подразделений повстанцев-«мамби », которые участвовали в войне за независимость .
По состоянию на 1914 год, вооружённые силы Кубы общей численностью в 5 000 чел. состояли из одной пехотной бригады в составе двух трёхбатальонных полков; двух батарей лёгкой артиллерии и 4 батарей горной артиллерии; пулемётного отряда 4-х ротного состава и отряда береговой артиллерии
В марте 1915 года в составе кубинской армии было создано авиационное подразделение .
8 декабря 1941 года, вслед за США, Куба объявила войну Японии , а 11 декабря 1941 года - объявила войну Германии и Италии. Непосредственного участия во Второй мировой войне кубинские вооружённые силы не принимали, но участвовали в поставках военно-стратегического сырья в США и предоставили в распоряжение американских войск военно-морские и военно-воздушные базы .
В период Второй мировой войны, с 28 октября 1941 года до сентября 1945 года вооружённые силы Кубы были усилены поставками вооружения и военной техники из США по программе ленд-лиза (первоначально, были запланированы поставки на сумму 3,7 млн. долларов , однако фактически по программе ленд-лиза было передано военное имущество общей стоимостью 6,2 млн долларов ), стоимость которого должна была быть погашена до 1947 года поставками товаров и сырья .
В 1942 году был принят закон о воинской повинности, в соответствии с которым устанавливался смешанный принцип комплектования вооружённых сил (на добровольной основе и по призыву). Кроме того, была создана служба гражданской обороны и построены два учебно-тренировочных лагеря для подготовки солдат (на 4 тыс. военнослужащих каждый)
В 1947 году в Рио-де Жанейро был подписан Межамериканский договор о взаимной помощи , к которому присоединилась Куба.
По состоянию на 1952 год, численность вооружённых сил Кубы составляла 45 тыс. чел., на вооружении ВВС находились более 100 устаревших самолётов американского производства, военно-морские силы состояли из 37 кораблей (в том числе 3 фрегатов, 2 канонерских лодок, 2 подлодок, а также более мелких кораблей и катеров) .
В марте 1952 года между США и Кубой был подписан «договор о взаимном обеспечении безопасности» (Mutual Defense Assistance Act ), в соответствии с которым на остров прибыла американская военная миссия. В дальнейшем, в соответствии с соглашением, правительственная армия Ф. Батисты получала из США военную униформу, стрелковое оружие, боеприпасы, тяжёлое вооружение и бронетехнику .
В апреле 1957 года в Великобритании для ВВС были закуплены первые вертолёты - два «Westland Whirlwind» .
14 марта 1958 года США объявили о введении эмбарго на поставки оружия на Кубу, однако на практике этот запрет не соблюдался: часть оружия поступала из США через третьи страны и с военной базы Гуантанамо , а в ноябре-декабре 1958 года оружие поставлялось непосредственно из США на самолётах кубинских ВВС (сотрудник аппарата кубинского военного атташе в США, сержант Анхель Сааведра сумел сфотографировать процесс погрузки и передать фотоснимки и документы о поставках оружия руководству повстанцев, их публикация вызвала общественный резонанс в США) .
Помимо американской военной помощи, в 1950-е годы крупные партии вооружения для кубинской армии были получены из Великобритании (в ноябре 1958 года - 17 истребителей «Sea Fury » и 15 танков A-34 «Comet»), Дании (боеприпасы), Италии (20 декабря 1958 года - 5 тыс. винтовок M1 «гаранд» и боеприпасы) , Доминиканской республики (стрелковое оружие и боеприпасы) и Никарагуа (в 1956 году - 40 броневиков T-17E1) . Некоторое количество автоматических винтовок FN FAL было закуплено в Бельгии.
В состав вооружённых сил правительства Ф. Батисты входили три рода войск (армия, ВВС и ВМФ). В период с 1952 по 1958 год их общая численность увеличилась на 112 %, до 70 тыс. чел. В начале 1958 года для решения вопросов стратегического планирования, повышения эффективности и координации действий различных родов войск был создан орган высшего военного командования Объединенный генеральный штаб, который возглавил генерал Франсиско Табернилья Дольс .
По состоянию на октябрь 1958 года, на вооружении армии Кубы имелась следующая военная техника :
- самолёты: 8 реактивных учебно-тренировочных самолётов T-33 ; 15 бомбардировщиков B-26 ; 15 истребителей F-47D «тандерболт» ; два самолёта De Havilland L-20 «Beaver» ; 8 шт. T-6 «Тексан» ; 8 самолётов AT-6C «Harvard»; 10 транспортных самолётов C-47 ; один Douglas C-53; 5 шт. лёгких «Пайпер» PA-18 ; 5 шт. Piper PA-20 «Pacer»; 4 шт. Piper PA-22 «Tri-Pacer» и один Piper PA-23 «Apache» .
- вертолёты: шесть вертолётов различных типов;
- танки: 7 средних танков M4A1 «Шерман» (получены в феврале 1957 года из США); 18 лёгких танков M3A1 «Стюарт» и 5 танков A-34 «Comet» .
- бронемашины: 10 бронеавтомобилей M6 «Стагхаунд» ; 20 бронеавтомобилей M-8 ; 24 бронеавтомобиля M3 «Уайт» ; 20 лёгких бронеавтомобилей GM T-17 .
- спецмашины и инженерная техника: 15 тракторов и тягачей; 1 подъемный кран; 1 пожарная машина и 18 машин «скорой помощи».
- автомашины: 245 грузовиков; 26 автобусов; 413 легковых автомашин и джипов, 157 мотоциклов.
В конце 1958 года Ф. Батиста закупил у американской компании «Interarmco » 100 шт. автоматов AR-10 , они были доставлены в порт Гаваны, но в распоряжение кубинской армии уже не попали, так как были захвачены повстанцами .
Революционные вооружённые силы Кубы (с 1959 года)
Создание революционной Повстанческой армии было начато в декабре 1956 года, когда группа кубинцев во главе с Ф. Кастро высадилась с яхты «Гранма» в провинции Орьенте и начала вооруженную борьбу против правительства Батисты. В 1959 году началось создание отрядов «милисианос» . В сентябре 1960 года были созданы комитеты защиты революции .
Тем не менее, в Италии удалось приобрести шесть 120-мм гаубиц и партию снарядов к ним .
Кроме того, в этот период на вооружение кубинских правительственных сил поступило некоторое количество трофейного вооружения, поставленного из-за рубежа боевикам контрреволюционных группировок.
Поставки продукции военного назначения и оказание технического содействия из СССР начались в 1960 году и осуществлялись до 1990 года .
В 1962 году на Кубе был открыт советский учебный центр, в котором началась подготовка кубинских военнослужащих . В 1962 году был введён «Боевой устав пехоты», а в феврале 1963 года - «Строевой устав», разработанные под руководством советских военных специалистов с учётом опыта подготовки вооружённых сил СССР и социалистических государств . Началось издание периодических изданий для военнослужащих: "El oficial", "Verde olivo" и "Trabajo politico"
23 марта 1963 года в порту Матантас кубинскими войсками была уничтожена группа диверсантов (55 человек), предпринявшая попытку высадиться в порту .
23 сентября 1970 года были образованы пограничные войска (TGF, Tropas Guardafronteras ) .
В октябре 1972 года на побережье Кубы в районе Баракоа попыталась высадиться ещё одна группа кубинских эмигрантов-"гусанос", но её участники были разоружены и взяты в плен военнослужащими кубинской армии .
К середине 1970-х годов вооружённые силы Кубы стали самыми боеспособными в Латинской Америке .
В 1980 году Куба заключила двусторонний договор о дружбе, сотрудничестве и военной помощи с ГДР , а в 1982 году - двусторонний договор о дружбе, сотрудничестве и военной помощи с Социалистической Республикой Вьетнам .
20 марта 1981 года в провинциях Кубы были созданы школы военной подготовки (Escuelas Provinciales de Preparación para la Defensa, EPPD ) .
Кроме того, в 1980-е годы Куба получила крупную партию автоматов Калашникова из КНДР .
В начале 1990-х гг. численность вооружённых сил была сокращена, значительная часть техники была законсервирована. Экономические проблемы страны заставили армию искать новые способы самофинансирования. В сжатые сроки на острове было создано значительное количество военных подсобных хозяйств для производства продуктов питания для войск. Кроме того, военнослужащие были привлечены к участию в иных формах хозяйственной деятельности (ремонтно-строительных, лесовосстановительных и др. работах) .
В период после декабря 1998 года более интенсивно начало развиваться кубино-венесуэльское сотрудничество, в том числе военное [ ] . В Венесуэлу прибыла военная миссия Кубы, которая размещается в форте Тиуна (недалеко от Каракаса) .
В 2000 году Куба подписала соглашение о расширении военного сотрудничества с Китаем .
В 2001-2002 гг. оружейным предприятием «Union de la Industria Militar» для кубинской армии была разработана 7,62-мм снайперская магазинная винтовка «Alejandro»
В 1998 году Куба начала программу по модернизации бронетехники, в ходе которой к 2006 году был завершён ряд самостоятельных проектов по модернизации танков, бронетранспортеров, систем ПВО и другой техники советского производства. Модернизация техники проводится на кубинских предприятиях и совмещается с капитальным ремонтом , позволяющим продлить срок службы танков и бронетранспортеров на 10-15 лет. В 2000-2014 годы в войска поступили:
- 300-350 модернизированных танков (поставленные в советское время Т-55 и Т-62, модернизированные до уровня Т-55М и Т-62М) [ ]
- мобильные пусковые установки для зенитно-ракетных комплексов С-75 и С-125 на шасси танка Т-55 [ ]
- самоходные орудия Т-34-122 (122-мм гаубица Д-30 на шасси танка Т-34) и Т-34-130 (130-мм пушка М-46 на шасси танка Т-34) [ ]
- артиллерийские ствольные системы калибра 122 и 130-мм на шасси грузовика КрАЗ-255Б [ ]
- модернизированные бронетранспортёры БТР-60, оснащённые зенитными скорострельными установками или танковыми орудиями в бронированных башнях
- самоходные миномёты БРДМ-2-120 (боевая разведывательная машина БРДМ-2, оснащенная 120-мм полковым миномётом образца 1955 года) [ ]
- бронетранспортёры БТР-60, на которых установлена башня от боевой машины пехоты БМП-1 [ ] .
По состоянию на начало 2005 года, Куба имела одну из самых эффективных систем гражданской обороны в Латинской Америке .
В начале августа 2006 года правительство Кубы начало кампанию по укреплению обороноспособности страны, модернизации армии и вооружения .
В 2007 году кубинцами был разработан лазерный целеуказатель VLMA для автомата АКМ .
В августе 2008 года, после визита на Кубу секретаря Совета безопасности РФ Н.П. Патрушева было принято решение о восстановлении российско-кубинских связей . В сентябре 2009 года были подписаны кубино-российские соглашения, в соответствии с которыми началась подготовка кубинских военнослужащих в российских военно-учебных заведениях .
В сентябре 2012 года министр обороны Кубы сообщил о том, что достигнуто соглашение о развитии кубинско-китайского военного сотрудничества .
Организационная структура
По состоянию на 2011 год, общая численность населения Кубы составляет 11,204 млн чел., мобилизационный ресурс - 6,1 млн чел. (в том числе, 3,8 млн годных к военной службе). Общая численность вооружённых сил составляет 49 тыс. чел., резерв - 39 тыс., еще 39 тыс. служит в иных военизированных формированиях и 50 тыс. в силах гражданской обороны
Профессиональные праздники
- «День милисианос» (введен в апреле 1961 года);
- 17 апреля - День ВВС и ПВО Кубы (введен в 1961 году);
- 18 апреля - День танкиста (введен в 1961 году);
- 19 апреля - День победы в сражении при Плайя-Хирон (c 1961 года);
- 2 декабря - День Революционных вооруженных сил Кубы.
Дополнительная информация
Примечания
- Военная энциклопедия / под ред. полк. В. Ф. Новицкого и др. т. 14 - СПб.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1914
- Владимир Ильин. ВВС Кубы // журнал «Авиация и космонавтика», № 2, февраль 2015. стр.30-39
- Первая мировая война, 1914-1918 // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. Т.19. М., «Советская энциклопедия», 1975. стр.340-352
- Куба // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. Т.13. М., «Советская энциклопедия», 1973. стр.531-532
- И. И. Янчук. Политика США в Латинской Америке, 1939-1945. М., «Наука», 1975. стр.135-136
- Э. А. Гриневич. Страницы истории Кубы, 1939-1952. М., «Международные отношения», 1964. стр.167
- М. Б. Барятинский. Танки Второй мировой. Часть II. Союзники. М., Коллекция, Яуза, ЭКСМО. 2000
- М. Б. Барятинский. Лёгкие танки Второй Мировой. М., «Коллекция» - «Яуза», 2007. стр.98
- Всемирная история. / редколл., отв. ред. В. В. Курасов. том X. М., «Мысль», 1965. стр.580
- Куба // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. Т.23. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1953. стр.578-585
- В. В. Листов, В. Г. Жуков. Тайная война против революционной Кубы. М., Политиздат, 1966. стр.34-35,38
- Рамиро Х. Абреу. Куба: канун революции. М., «Прогресс», 1987. стр.115
- Рамиро Х. Абреу. Куба: канун революции. М., «Прогресс», 1987. стр.234
- Рамиро Х. Абреу. Куба: канун революции. М., «Прогресс», 1987. стр.67-68
- Рамиро Х. Абреу. Куба: канун революции. М., «Прогресс», 1987. стр.271-272
- Major Sam Pikula. The ArmaLite AR-10. Regnum Fund Press, 1998. pp. 72-73
- «К-22» - Линейный крейсер / [под общ. ред. Н. В. Огаркова ]. - М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР , 1979. - С. 499-501. - (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976-1980, т. 4).
- С. А. Гонионский. Очерки новейшей истории стран Латинской Америки. М., «Просвещение», 1964. стр.232
- История дипломатии (в 5 тт.). / под ред. А. А. Громыко и др. 2-е изд. том V. кн.1. М., Политиздат, 1974. стр.608
(1961)
Гражданская война в Эфиопии /Война за Огаден (1977-1978)
Гражданская война в Анголе (1975-1992)
Революционные вооружённые силы (исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Cuba ) - вооружённые силы Кубы , обеспечивающие её национальную оборону.
История
Вооружённые силы Кубы были впервые созданы в начале XX века из подразделений повстанцев-"мамби ", которые участвовали в войне за независимость .
В апреле 1917 года, вслед за США, Куба объявила войну Германии (однако непосредственного участия в первой мировой войне кубинские вооружённые силы не принимали) .
В декабре 1941 года, вслед за США, Куба объявила войну Германии и Японии. Непосредственного участия во Второй мировой войне кубинские вооружённые силы не принимали, но участвовали в поставках военно-стратегического сырья в США и предоставили в распоряжение американских войск военно-морские и военно-воздушные базы .
В период Второй мировой войны, с 28 октября 1941 года до сентября 1945 года вооружённые силы Кубы были усилены поставками вооружения и военной техники из США по программе ленд-лиза (первоначально, были запланированы поставки на сумму 3,7 млн. долларов , однако фактически по программе ленд-лиза было передано военное имущество общей стоимостью 6,2 млн. долларов ), стоимость которого должна была быть погашена до 1947 года поставками товаров и сырья .
В 1942 году был принят закон о воинской повинности, в соответствии с которым устанавливался смешанный принцип комплектования вооружённых сил (на добровольной основе и по призыву).
В 1947 году в Рио-де Жанейро был подписан Межамериканский договор о взаимной помощи , к которому присоединилась Куба.
По состоянию на 1952 год, численность вооружённых сил Кубы составляла 45 тыс. чел., на вооружении ВВС находились более 100 устаревших самолётов американского производства, военно-морские силы состояли из 37 кораблей (в т.ч. 3 фрегатов, 2 канонерских лодок, 2 подлодок, а также более мелких кораблей и катеров) .
В марте 1952 года между США и Кубой был подписан "договор о взаимном обеспечении безопасности" (Mutual Defense Assistance Act ), в соответствии с которым на остров прибыла американская военная миссия. В дальнейшем, в соответствии с соглашением, правительственная армия Ф. Батисты получала из США военную униформу, стрелковое оружие, боеприпасы, тяжелое вооружение и бронетехнику .
14 марта 1958 года США объявили о введении эмбарго на поставки оружия на Кубу, однако на практике этот запрет не соблюдался: часть оружия поступала из США через третьи страны и с военной базы Гуантанамо, а в ноябре-декабре 1958 года оружие поставлялось непосредственно из США на самолётах кубинских ВВС (сотрудник аппарата кубинского военного атташе в США, сержант Анхель Сааведра сумел сфотографировать процесс погрузки и передать фотоснимки и документы о поставках оружия руководству повстанцев, их публикация вызвала общественный резонанс в США) .
Помимо американской военной помощи, в 1950е годы крупные партии вооружения для кубинской армии были получены из Великобритании (в ноябре 1958 года - 17 истребителей "Sea Fury" и 15 танков A-34 "Comet"), Дании (боеприпасы), Италии (20 декабря 1958 года - 5 тыс. винтовок и боеприпасы) , Доминиканской республики (стрелковое оружие и боеприпасы) и Никарагуа (в 1956 году - 40 броневиков T-17E1) .
В состав вооружённых сил правительства Ф. Батисты входили три рода войск (армия, ВВС и ВМФ). В период с 1952 по 1958 год их общая численность увеличилась на 112%, до 70 тыс. чел. В начале 1958 года для решения вопросов стратегического планирования, повышения эффективности и координации действий различных родов войск был создан орган высшего военного командования Объединенный генеральный штаб, который возглавил генерал Франсиско Табернилья Дольс .
По состоянию на октябрь 1958 года, на вооружении армии Кубы имелась следующая военная техника :
- самолёты: 8 реактивных учебно-тренировочных самолётов T-33 ; 15 бомбардировщиков B-26 ; 15 истребителей F-47D "тандерболт" ; два самолёта "Бивер" ; 8 шт. T-6 "тексан" ; 8 самолётов AT-6C "Harvard"; 10 транспортных самолётов C-47 ; один Douglas C-53; 5 шт. лёгких "пайпер" PA-18 ; 5 шт. Piper PA-20 "Pacer"; 4 шт. Piper PA-22 "Tri-Pacer" и один Piper PA-23 "Apache" .
- вертолёты: шесть вертолётов различных типов;
- танки: 7 средних танков M4A1 "шерман" (получены в феврале 1957 года из США); 18 лёгких танков M3A1 "стюарт" и 5 танков A-34 "Comet" .
- бронемашины: 10 бронеавтомобилей M6 "стагхаунд" ; 20 бронеавтомобилей M-8 ; 24 бронеавтомобиля M3 "Уайт" ; 20 лёгких бронеавтомобилей GM T-17 .
- спецмашины и инженерная техника: 15 тракторов и тягачей; 1 подъемный кран; 1 пожарная машина и 18 машин "скорой помощи".
- автомашины: 245 грузовиков; 26 автобусов; 413 легковых автомашин и джипов, 157 мотоциклов.
В конце 1958 года Ф. Батиста закупил у американской компании "Interarmco " 100 шт. автоматов AR-10 , они были доставлены в порт Гаваны, но в распоряжение кубинской армии уже не попали, так как были захвачены повстанцами .
Революционные вооружённые силы Кубы (с 1959 года)
Создание революционной Повстанческой армии было начато в декабре 1956 года, когда группа кубинцев во главе с Ф. Кастро высадилась с яхты «Гранма» в провинции Орьенте и начала вооруженную борьбу против правительства Батисты. В 1959 году началось создание отрядов «милисианос» . В сентябре 1960 года были созданы комитеты защиты революции .
Тем не менее, в Италии удалось приобрести шесть 120-мм гаубиц и партию снарядов к ним .
Кроме того, в этот период на вооружение кубинских правительственных сил поступило некоторое количество трофейного вооружения, поставленного из-за рубежа боевикам контрреволюционных группировок.
К середине 1970-х годов вооружённые силы Кубы стали самыми боеспособными в Латинской Америке .
Организационая структура
В соответствии с конституцией страны, президент является верховным главнокомандующим и определяет структуру вооружённых сил. Армия Кубы находится под руководством главнокомандующего Фиделя Кастро и министра обороны генерала Рауля Кастро .
Армия Кубы включает следующие виды вооружённых сил:
- Сухопутные войска:
- Революционный военный флот (MGR, Marina de Guerra Revolucionaria ):
- Революционые воздушные и противовоздушные силы (DAAFAR, Defensa Anti-Aérea Y Fuerza Aérea Revolucionaria ):
- Отряды территориальной милиции (МТТ, Milicias de Tropas Territoriales );
- Армия рабочей молодежи (EJT, Ejército Juvenil del Trabajo );
- Пограничная гвардия (TGF) (подчинена министерству внутренних дел).
Армия комплектуется на основе закона о всеобщей воинской обязанности (введен в 1963 году), призывной возраст - 17 лет, срок действительной военной службы - 3 года. Женщины, имеющие специальную подготовку, в мирное время могут проходить военную службу в вооружённых силах на добровольной основе (а в военное время могут быть мобилизованы) . Командные кадры готовятся в военных училищах, Военно-техническом институте и Военно-морской академии.
Современное состояние
Общее количество людских военных ресурсов (чел.): мужчин от 15 до 49 лет - 3 090 633; женщин от 15 до 49 лет - 3 029 274 (2001 оц.). Годные к военной службе: мужчин от 15 до 49 лет - 1 911 160; женщин от 15 до 49 лет - 1 867 958 (2001 оц.). Численность лиц, ежегодно достигающих призывного возраста: мужчин - 79 562; женщин - 85 650 (2001 оц.).
Профессиональные праздники
- "День милисианос" (введен в апреле 1961 года);
- 17 апреля - День ВВС и ПВО Кубы (введен в 1961 году);
- 18 апреля - День танкиста (введен в 1961 году);
- 19 апреля - День победы в сражении при Плайя-Хирон;
- 2 декабря - День Революционных вооруженных сил Кубы;
Примечания
- Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. Т.13. М., "Советская энциклопедия", 1973. стр.531-532
- И.И. Янчук. Политика США в Латинской Америке, 1939-1945. М., "Наука", 1975. стр.135-136
- Э.А. Гриневич. Страницы истории Кубы, 1939-1952. М., "Международные отношения", 1964. стр.167
- Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. Т.23. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1953. стр.578-585
- В.В. Листов, В.Г. Жуков. Тайная война против революционной Кубы. М., Политиздат, 1966. стр.34-35,38
- Рамиро Х. Абреу. Куба: канун революции. М., "Прогресс", 1987. стр.115
- Рамиро Х. Абреу. Куба: канун революции. М., "Прогресс", 1987. стр.234
- Рамиро Х. Абреу. Куба: канун революции. М., "Прогресс", 1987. стр.67-68
- Рамиро Х. Абреу. Куба: канун революции. М., "Прогресс", 1987. стр.271-272
- Major Sam Pikula. The ArmaLite AR-10. Regnum Fund Press, 1998. pp. 72-73
- Советская военная энциклопедия. - Т. 4. - С. 499-501.
- С.А. Гонионский. Очерки новейшей истории стран Латинской Америки. М., "Просвещение", 1964. стр.232
- В.В. Листов, В.Г. Жуков. Тайная война против революционной Кубы. М., Политиздат, 1966. стр.181-183
- Э.А. Гриневич, Б.И. Гвоздарёв. Вашингтон против Гаваны: кубинская революция и империализм США. М., "Международные отношения", 1982 стр.46
- Фидель Кастро Рус. Сила революции - в единстве. // Марксисты-ленинцы Латинской Америки в борьбе за мир и прогресс. / сб., сост. О.Н. Папков, Н.Т. Пояркова. М., "Прогресс", 1980. стр.136
- В.В. Листов, В.Г. Жуков. Тайная война против революционной Кубы. М., Политиздат, 1966. стр.141-145
- В.В. Листов, В.Г. Жуков. Тайная война против революционной Кубы. М., Политиздат, 1966. стр.159
- Андрей Борцов. Социализм без ярлыков: Куба // "Спецназ России", № 5 (152), май 2009
- Латинская Америка. Энциклопедический справочник (в 2-х тт.) / редколл, гл.ред. В.В. Вольский. Том II. М., "Советская энциклопедия", 1982. стр.85
Литература
- Куба // Советская военная энциклопедия / под ред. Н. В. Огаркова . - М .: Воениздат , 1979. - Т. 4. - 654 с. - (в 8-ми т). - 105 000 экз.
- Э. Гевара. Эпизоды революционной войны. М., 1973.
- Е. А. Ларин. Повстанческая армия в Кубинской революции (декабрь 1956 - январь 1959). М., 1977.
Ссылки
- Как подготовиться к огэ по истории Преимущества дистанционной подготовки к ОГЭ
- Lorem что значит. Что такое Lorem ipsum? Обширноприменяемый вариант текста
- Н овые подходы в обучении иностранным языкам в ходе модернизации образования левин д
- Развивающая игра для детей — Головоломки со спичками Спичечные головоломки
- Исследователи Африки и их открытия
- Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
- Сила тяжести на других планетах: подробный разбор