Войти
Образование в России
  • Измерение времени реакции подростков и взрослых
  • Артикуляторно-акустическая дисграфия у детей
  • Биография князя олега кратко для детей Княжение вещего олега кратко
  • Употребление фразового глагола pick up
  • Презентация на тему "Разгром империи Наполеона
  • Первообразная и логарифмическая функция
  • Порядок знаков препинания при прямой речи. Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

    Порядок знаков препинания при прямой речи. Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

    Инструкция

    Если авторские слова расположены перед , то после них поставьте двоеточие, откройте , а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном закрываются кавычки и ставится точка.

    Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть».

    Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать», - и сразу же уснул.

    От того, как располагаются в тексте слова автора, зависит постановка знаков препинания в тексте, где присутствует прямая речь. Если предложение начинается со слов автора, после них ставится двоеточие, а сама прямая речь выделяется кавычками. В случае, когда авторский комментарий находится после нее, прямая речь также заключается в кавычки и оканчивается тире. При этом точка и запятая в конце прямой речи ставятся за пределами кавычек, а многоточие, восклицательный и вопросительный знаки находятся внутри них.

    Более сложной является ситуация, когда слова автора делят прямую речь на две части. Если она выражена одним предложением, то расстановка знаков препинания может быть выражена схемой «П, - а, - п./?/!», где «а» – это слова автора, а «П» –прямая речь. Когда передача чужой речи осуществляется при помощи двух предложений, так: «П,/?/! - а. – П./?/!».

    Полезный совет

    Диалог является одной из разновидностей прямой речи. Он может приводиться без комментирующих слов автора и по-другому выделяется на письме.

    Конструкции с прямой речью служат для точной передачи чьих-либо слов. При этом при воспроизведении высказывания употребляются авторские слова, содержащие в своем составе глаголы речи или мысли, а также словосочетания с именами существительными, близкими по значению к таким глаголам. Для пунктуационного оформления прямой речи используются кавычки, она всегда начинается с прописной буквы.

    Вам понадобится

    • - синтаксическая конструкция для анализа.

    Инструкция

    Для выделения прямой речи сначала найдите слова автора, которые ее вводят в синтаксическую конструкцию. Для называния факта речи обычно используются:
    - речи или мысли (говорить, спросить, подумать и т.д.);
    - глаголы, указывающие на характер речи и ее связь с предыдущим высказыванием (начать, продолжить, прибавить и т.д.);
    - глаголы, выражающие цель речи (попросить, пояснить, согласиться и т.д.);
    - словосочетания с именами

    Если в повествование включены высказывания других лиц, то они образуют так называемую «чужую речь» (рис. 1).

    Рис. 1. Способы передачи чужой речи ()

    Петров сказал: «Отыскать клад - это отличная идея! » - прямая речь

    Петров сказал, что отыскать клад - это отличная идея . - косвенная речь.

    Чужой речью называют также собственное высказывание автора, которое он произнес ранее или собирается произнести, а также мысли автора или других людей:

    Вот подойду к нему завтра и скажу «Не буду я с вами клад искать, я сам, один найду! »

    или с косвенной речью:

    Вот подойду к нему завтра и скажу, что не буду я с ними клад искать, а сам, один найду.

    Прямая речь - это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из двух компонентов: слов автора и собственно прямой речи .

    (от греч. dialogos - разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев (рис. 2).

    Прямая речь в таких конструкциях - это обязательный компонент, а вот слова автора могут отсутствовать.

    Косвенная речь - это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения - конструкция с придаточным изъяснительным.

    Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи , а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.

    Косвенная речь

    Цель высказывания

    Способ присоединения

    Повествовательное предложение

    Союзы будто, что

    Он сказал, что прилетит утром .

    Вопросительное предложение

    Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда; частица ли в значении союза

    Мама спросила, когда прилетит самолет .

    Побудительное предложение

    Союз чтобы

    Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу.

    Петров сказал: «Я хочу найти клад сам ». - Прямая речь.

    Петров сказал, что хочет найти клад сам . - Косвенная речь.

    Высказывание, переданное с помощью косвенной речи, изменилось.

    Петров сказал о своем желании найти клад самостоятельно

    Петров, если верить его словам, хочет найти клад сам

    (само предложение передает содержание высказывания Петрова, а вводное сочетание указывает на автора высказывания).

    Такие способы передачи чужой речи не относятся ни к прямой речи, ни к косвенной.

    Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон. Расстановка знаков препинания зависит от взаимного расположения компонентов конструкции - прямой речи и слов автора, от места, в котором слова автора разрывают прямую речь или, наоборот, прямая речь разрывает слова автора, от количества вводящих прямую речь глаголов.

    Если прямая речь следует за авторскими словами , то после слов автора ставится двоеточие , прямая речь выделяется кавычками , первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки , а также многоточие в прямой речи ставятся перед кавычками, а точка - всегда после кавычек:

    Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один ».

    Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один ! »

    Петров подумал и сказал: «? »

    Петров подумал и сказал: «… »

    Если прямая речь стоит перед авторскими словами , то она также выделяется кавычками . После прямой речи вместо точки ставится запятая (после кавычек) или вопросительный, восклицательный знак, многоточие (перед кавычками). После одного из этих знаков ставится тире . Слова автора начинаются со строчной буквы:

    «Я буду искать клад один », - подумав, сказал Петров.

    «Я буду искать клад один ! » - подумав, сказал Петров.

    «Можно я буду искать клад один ? » - подумав, сказал Петров.

    «Я, пожалуй, буду искать клад один … » - подумав, сказал Петров.

    Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно быть никакого знака или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире , после которых первое слово пишется со строчной буквы:

    «Я решил , - сказал Петров, - искать клад один ».

    Исходная фраза: Я решил искать клад один .

    «Я решил ,- сказал Петров, - что буду искать клад один ».

    Если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

    «Я хочу вам кое-что сообщить , - подумав, сказал Петров. - Я решил искать клад один ».

    Если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный или восклицательный знак , то этот знак сохраняется перед авторскими словами, после знака ставится тире , слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире

    «Все-таки буду искать клад один ! - решительно сказал Петров. - И вам так проще будет ».

    «Может быть, мне одному пойти ? - спросил Петров. - А то я вам мешать буду ».

    Если на месте разрыва прямой речи должно стоять многоточие , то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире. Если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, после слов автора ставится запятая и тире, вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы:

    «... - протянул Петров, - пойти за кладом с вами ».

    Если вторая часть прямой речи представляет собой новое предложение , после слов автора ставится точка и тире , вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

    «Даже не знаю ... - протянул Петров. - Наверное, все-таки с вами за кладом пойду ».

    «Даже не знаю, может быть, все-таки ... - протянул Петров, - пойти за кладом с вами ».

    Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а второй - ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире , причем первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы:

    Петров помолчал, вздохнул: «Не знаю, что и делать », потом опять задумался.

    Запятая разделяет однородные сказуемые вздохнул и задумался , между которыми находится прямая речь.

    Петров помолчал, потом, пробормотав: «Не знаю, что и делать », развернулся

    и вышел из комнаты.

    Запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь.

    Если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, перед второй частью авторских слова ставится тире:

    Петров помолчал, потом решительно сказал: «Один за кладом пойду ! » - и решительно

    вышел из комнаты .

    На вопрос Петрова: «Может, мне одному за кладом пойти ? » - никто не ответил.

    Рис. 3. Знаки препинания в предложениях с прямой речью ()

    Дополнительно

    Стилистические особенности прямой речи.

    В художественном тексте стилистические функции прямой речи заключаются в изображении речевого поведения персонажа.

    В художественной литературе и публицистических произведениях , близких к ней по стилю (очерках, фельетонах ), используются экспрессивные формы передачи чужой речи, оживляющие художественное произведение. Отражаются особые характерологические черты участников диалога (речевая манера и профессиональный опыт) в интервью, беседах, круглых столах.

    Список литературы

    1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. Русский язык.
    2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
    3. Справочник по русскому языку «Русский язык в таблицах и схемах» ().
    4. Чужая речь (собрание материала) ().
    1. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().
    2. Презентация. «Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» ().

    Домашнее задание

    Посмотрите презентацию на тему: « Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» и выполните 1. задания, 2. тесты ().

    Прямая речь – это чужая речь, точно воспроизведенная и переданная от лица того, кто ее произнес. Предложения с прямой речью включают в себя два компонента: собственно речь и вводящие слова, в которых указывается, кем эта речь была сказана (слова автора).

    Для выделения прямой речи в предложении используются знаки препинания: тире или кавычки. Постановка знаков препинания зависит от оформления прямой речи.

    1.1. начинать абзац, тогда перед ней должно стоять тире:

    - Все прощается за труд, - сухо говорит Веденеев. (Панова)

    1.2. оформляться в строку и выделяться при этом кавычками:

    «Максим Максимыч, не хотите ли чаю?» - закричал я ему в окно (Лермонтов)

    Примечание: Оба правила допустимы при построении диалога:

    - Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?

    - Его кошка съела.

    - Зачем же ты ей позволила? (Л.А.Барто)

    «Как, как?.. Вы не могли бы погромче?..Что за песня?..» - «Случайно припомнилась эта… Отец когда-то певал. Можно придумать другое…» - «Не надо другое, эту давайте!» (по Б.Чиркову)

    2.1. перед прямой речью, тогда после авторских слов ставится двоеточие, прямая речь начинается с заглавной буквы и заканчивается тем знаком препинания, который требуется по характеру высказывания:

    Поднимая Альку на руки и показывая море, Натка быстро сказала: «Алька, смотри, какой быстрый большой корабль!» (А. Гайдар)

    Однажды, когда Джанни Родари был в гостях у краснодарских ребят, один мальчик его спросил:

    - Почему зимой холодно, а летом тепло?

    2.2. после прямой речи, в конце которой ставится подходящий по смыслу знак (вопросительный или восклицательный знак, многоточие или запятая, но не точка), затем следует тире и слова автора, начинающиеся со строчной буквы:

    «Врешь, не поймаешь!» - торжественно сказал Метелица.

    «Разве обязательно быть оптимисткой?» - спросила как-то Танюшка. «Желательно, потому что оптимист умнее пессимиста», - весело ответил Андрей (К.А.Кетлинская)

    Примечание: как видно из последнего примера, особенность постановки запятой после прямой речи состоит в том, что она ставится не внутри высказывания, а после закрывающей кавычки.

    2.3. внутри прямой речи, разрывая последнюю на две части. Здесь есть свои особенности написания знаков препинания.

    • если прямая речь представляет собой единое предложение и после разрыва должно быть продолжено, то авторские слова с двух сторон выделяются запятой и тире, после которых первое слово пишется с маленькой буквы:

    «Неужели, — думал я, — мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?» (Лермонтов)

    • если высказывание состоит из нескольких предложений, а слова автора стоят после одного из них, то восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, стоявшие в конце этого предложения сохраняются, точка заменяется на запятую. Далее следует тире, слова автора с маленькой буквы, точка, тире, и продолжается прямая речь с прописной буквы:

    — Нечем нам тут стрелять, — ответил в трубке голос Попко. – Я и сам удивляюсь, с чего это он отскочил?» (Л.С.Соболев);

    «Морозка! – крикнул Бакланов вслед уезжавшим. – Вы все-таки не теряйте друг друга из вида». (Фадеев)

    • если авторские слова содержат в себе глаголы, имеющие значения высказывания и относящиеся к разным частям разорванной прямой речи, то перед ее второй частью ставится двоеточие и тире:

    «Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?» (Горький).

    2.4. до и после прямой речи, которая, по сути, разрывает авторскую речь. В данном случае после первой части авторских слов ставится двоеточие, открывающая кавычка, прямая речь, знак препинания, необходимый по смыслу (кроме точки), закрывающая кавычка, тире, вторая часть авторских слов. Если прямая речь должна была закончиться точкой, то вместо нее после закрывающей кавычки ставится запятая:

    На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (Пушкин);

    Приехав на дачу в большой компании, брат вдруг говорит: «Мишка, пойдем на биллиард», и они, запершись, играли по три часа на биллиарде. (Симонов).

    В русском языке любая «чужая» речь, высказанная дословно и включенная в текст автора, называется прямой. В разговоре она выделяется паузами и интонацией. А на письме может быть выделена двумя способами: в одной строке «в подбор» или же написание каждой реплики с абзаца. Прямая речь, для ее правильного оформления - тема достаточно сложная для детей. Поэтому при изучении одних правил не достаточно, обязательно должны быть наглядные примеры написания подобных предложений.

    Как выделить диалог на письме

    Прямая речь «диалог», знаки препинания и оформление разговоров на письме - это достаточно сложная тема, в которой нужно как следует разобраться. Во-первых, реплики, принадлежащие разным лицам, чаще всего записываются с абзаца. Например:

    - А загляни-ка вон в то гнездышко: есть там что-нибудь?

    - Нет ничего. Ни одного яичка!

    - А скорлупки-то около гнезда есть?

    - Нет никаких скорлупок!

    - Что такое!? Не уж-то зверь какой повадился яйца красть - надо проследить!

    Двух лиц, оформленный при помощи абзацного выделения, в котором каждый новый абзац с репликой одного из собеседников всегда должен начинаться с тире и с заглавной буквы. Реплики при этом могут состоять из одного или нескольких восклицательного или вопросительного типа.

    Во-вторых, прямая речь, знаки препинания после которой ставятся в особом порядке, может быть записана в одну строку. Для такого оформления диалога «в подбор» без указания кому именно они принадлежат, каждую из них нужно заключить в кавычки и выделить с помощью тире. Например:

    «Ну что же ты?» - «Боюсь, а вдруг лестница упадет?» - «Лестница-то не упадет, а вот лукошко с яйцами уронить можешь!»

    В случае если после одного из высказываний следуют авторские примечания, то тире перед следующей фразой опускается. А перед словами автора ставится запятая и тире.

    «Она спит», - сказала Таня. «Где спит, покажи!».

    Прямая речь перед и после авторского текста

    Если же в написание разговора нескольких человек включены предваряющие слова автора, то после них ставится двоеточие. Причем оно обязательно и в тех случаях, когда нет глагола, определяющего продолжение разговора, однако ясно просматривается прямая речь. Например:

    Мать улыбнулась:

    - Ты моя умница!

    Также эту фразу можно написать в одну строку, только тогда нужно использовать кавычки: Например:

    Мать улыбнулась: «Моя ты умница!»

    Стоит отметить, что невысказанные мысли или внутренняя речь автора всегда выделяется кавычками, независимо от того, в каком месте предложения она находится. Также на письме в кавычки берут звуки эха. Например:

    «Сейчас бы горячего чаю», - подумал он.

    Стою и думаю: «И зачем этот дождь?».

    «Ау, люди?» - громко повторяло эхо.

    Перед тем, как написать слова прямой речи, после авторских слов всегда ставят двоеточие и открывают кавычки. Реплику всегда начинают с большой буквы, перед закрытием кавычек ставят восклицательный или а точку лишь после кавычек.

    Особые случаи оформления прямой речи

    Существует некоторые случаи, где после слов автора идет прямая речь, знаки препинаний при которой немного отличаются от вышеописанных. А именно, если при отсутствии глагола, обозначающего последующую реплику, нельзя поставить слова «и сказал», «и подумал», «и воскликнул», «и спросил» и тому подобные, в таких случаях двоеточие после примечаний автора не ставят. Например:

    Никто не хотел уходить.

    - Расскажите нам еще одну историю!

    Мои слова всех смутили.

    - Значит, ты нам не доверяешь?

    Как выделить на письме цитату

    Примерно по таким же правилам выделяют и приведенные в тексте цитаты. Если она приводится не полностью, то в месте пропуска слов ставят троеточие. Как правило, цитаты всегда выделяют запятыми, даже если они схожи с Перед цитату с опущенными первыми словами начинают писать с многоточия и с если же она расположена в середине предложения, то со строчной. Здесь так же, как и в случае с прямой речью, применяются двоеточия и тире, которые располагают по уже известным правилам относительно места расположения цитаты.

    Авторские примечания внутри прямой речи

    В случае, когда в тексте в прямую речь нужно вставить авторские слова, то высказывания замыкают в кавычки вместе с авторскими примечаниями. Например:

    «Я к бабушке поеду - заявил малыш - и все тут!»

    Бывают случаи, когда кавычки не ставят совсем, вместо них используются запятые:

    • Если нет четкого обозначения лица, которому принадлежит реплика или же когда в тексте используется всем известная пословица.
    • Когда сложно определить перед нами прямая или косвенная речь.
    • Если в высказывание включено слово «говорит». Например: Я, говорит, вам еще покажу!.
    • Если в высказывание помещено указание источник. Чаще всего это относится к периодической печати. Например: Речь со сцены, отмечает корреспондент, взорвала зал аплодисментами.

    Если при разрыве высказываний прямая речь не должна была заканчиваться каким-либо знаком, либо была предусмотрена запятая, тире, двоеточие или точка с запятой, то перед словами автора ставят запятую и тире, а в конце - точку и тире. Дальше остаток реплики пишут с прописной буквы. Например:

    «Я отлучусь на несколько минут, - сказала Леночка. - Скоро буду».

    В случаях, когда в первой части прямой речи до разрыва должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то его ставят перед тире и авторскими словами, после которых ставят точку и дальше после тире продолжают прямую речь. Также сохраняется и многоточие с двоеточием.

    Вместо заключения

    Прямая речь, которой не так уж и сложно выучить, в литературных произведениях встречается очень часто. Поэтому книги могут стать хорошим наглядным пособием для изучения этой темы. Ведь зрительное восприятие вместе со знанием правил сможет хорошо закрепить в памяти знания по теме «Прямая речь».

    Знаки препинания, схемы предложений с расположением прямой речи и цитат в тексте изучают в школе ни один год, что и понятно, ведь этот раздел русского языка достаточно объемный и имеет много тонкостей. Однако основные правила, которые чаще всего применяются на письме, не так уж и сложно запомнить.

    Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

    Знаки препинания при прямой речи

    § 133. Прямая речь , т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами.

    1. Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца , - сказала она погодя. - Он, должно быть, был очень добрым, очень серьезным, очень любил вас ». Лужин промолчал (Наб.).

    2. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится тире (кавычки отсутствуют):

    Федя и Кузьма молчали. Кузьма незаметно подмигнул Феде, они вышли на улицу.

    - Я вот чего пришел: Любавины с покоса приехали?

    - Приехали.

    - Возьми Яшу и подожди меня здесь. Я домой заскочу на минуту (Шукш.).

    Оба способа оформления прямой речи могут сочетаться, если в речь одного лица включается еще прямая речь другого лица:

    - Я так сказал?

    - О, жуткий глупец! (Бонд.).

    - Ты сон, что ль, видал?

    - Видал. Будто мы с отцом моим поехали коня торговать, приглянулся нам обоим один конь, отец мне мигает: «Прыгай и скачи » (Шукш.).

    § 134. Если прямая речь стоит перед вводящими ее словами автора , то после прямой речи ставится запятая и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы: «Мы всё прекрасно понимаем, Николай Васильевич», - съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукш.). Если после прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие, то эти знаки сохраняются, а запятая не ставится; слова автора, как и в первом случае, начинаются со строчной буквы: «Да проститься же надо было!..» - понял он, когда крытая машина взбиралась уже на взвоз (Шукш.); «Голубоглазый мой ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» - хотел иронически сказать Крымов (Бонд.).

    Если прямая речь стоит после слов автора , то эти слова заканчиваются двоеточием; знаки препинания, стоящие после прямой речи, сохраняются: Я ему говорю: «Ты не плачь, Егор, не надо» (Расп.); Филипп машинально водил рулевым веслом и всё думал: «Марьюшка, Марья…» (Шукш.); Хотелось скорее добраться до «конторы», скорее взять телефонную трубку, скорее услышать знакомый Долин голос: «Это вы? Надо же, а?» (Сол.).

    1. Если на месте разрыва оказывается восклицательный или вопросительный знак , то он сохраняется, далее следует тире перед словами автора (со строчной буквы), после этих слов ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Даю ли я сейчас счастье многим людям, как это было ранее? - думал Кипренский. - Неужели только глупцы пытаются устроить благополучие своей жизни?» (Пауст.); «Да тихо! - приказал дежурный. - Можете вы помолчать?!» (Шукш.).

    2. Если на месте разрыва прямой речи должно быть многоточие , то оно сохраняется и после него ставится тире; после слов автора ставятся запятая и тире, если вторая часть прямой речи не является самостоятельным предложением, или точка и тире, если вторая часть прямой речи является самостоятельным предложением; вторая часть прямой речи соответственно начинается со строчной или с прописной буквы: «Вероятно, с хозяйкой припадок… - подумала Машенька, - или с мужем поссорилась…» (Ч.); «Погоди… - высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Ленька. - Как ты говоришь? Пыль?» (М. Г.).

    3. Если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны быть знаки середины предложения: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире , то слова автора выделяются запятой и тире; вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы: «Ты не можешь понять, - шепчу, отозвав Руслана в соседнюю комнату и затворив дверь, - потому, что мы разные существа» (Триф.); «Так, подвяла чуть-чуть, с одного бока, - Ася хихикнула по-молодому, по лицу разбегаются морщинки, - как яблочко лежалое» (Триф.); «Вдруг посеешь, - думал Семен, - а вырастет обыкновенный ячмень. Скорее всего так и получится» (Сол.); «Да, плохо что-то клюет, - заговорил Туман, - жарко больно» (Т.); «Но как ты будешь играть, - сказал Дарвин в ответ на его мысли, - это, конечно, вопрос» (Наб.).

    4. Если на месте разрыва прямой речи должна быть точка , то перед словами автора ставятся запятая и тире, после этих слов - точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Их распустили до приговора, - сказал Дворник. - Объявят завтра, в девять вечера» (Триф.).

    5. Если слова автора распадаются по смыслу на две части , которые относятся к разным частям прямой речи, то при соблюдении других условий после слов автора ставятся двоеточие и тире: «Эхма… - безнадежно вздохнул Гаврила в ответ на суровое приказание и горько добавил : - Судьбина моя пропащая!» (М. Г.); «Не трогай мундир! - приказал Лермонтов и добавил , ничуть не сердясь, а даже с некоторым любопытством: - Станешь ты меня слушать или нет?» (Пауст.); «Вы чувствовали когда-нибудь на руках запах меди? - спросил неожиданно гравер и, не дожидаясь ответа, поморщился и продолжал : - Ядовитый, омерзительный» (Пауст.).

    § 136. Если прямая речь оказывается внутри слов автора , то она заключается в кавычки, а перед ней ставится двоеточие; прямая речь начинается с прописной буквы. После прямой речи знаки препинания расставляются следующим образом:

    а) запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она быстро вышла из комнаты ;

    б) тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора: Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» - и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.);

    в) тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком: Дети ожидали, что он похвалит их, но дедушка, покачав головой, сказал: «Этот камень лежит здесь много лет, здесь ему место…» - и рассказал о подвиге трех советских разведчиков (Сух.); Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» - но промолчал (Ч.); Она [собака] останавливается. Я повторяю: «Что сказано?» - и держу ее долго на стойке (Пришв.);

    г) если прямая речь непосредственно включается в авторское предложение в качестве его члена, то она заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения: Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.).

    Примечание. Прямая речь не выделяется кавычками:

    а) если нет точного указания, кому она принадлежит (прямая речь вводится безличным или неопределенно-личным предложением): Не даром говорится: дело мастера боится (посл.); Про него говорили: строгий, но справедливый;

    б) если в прямую речь вставлено вводное слово говорит , указывающее на источник сообщения: Я, говорит, хочу закончить институт, профессию получить ; или если прямое указание на источник сообщения оформлено как вводная конструкция: Статья ученого, сообщает критик, вызвала большой интерес общественности.

    § 137. Если прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется кавычками отдельно:

    а) реплики отделяются друг от друга знаком тире: «Самовар - готов?» - «Нет еще…» - «Отчего? Там пришел кто-то». - «Авдотья Гавриловна» (М. Г.);

    б) если одна из реплик сопровождается вводящими авторскими словами, то следующая не отделяется знаком тире: «Вы ведь вдова?» - спросил он тихо. «Третий год». - «Долго были замужем-то?» - «Год и пять месяцев…» (М. Г.);

    в) точка и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам и снабженными разными авторскими словами: Проходя мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты». - «Постараюсь», - ответила я ; если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, точка опускается: Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» - «Постараюсь», - ответила я ;

    г) запятая и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам, но объединенными общим авторским предложением: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», - «Да, недурно», - отвечал он обыкновенно (Г.); если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, запятая опускается: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» - «Мне холодно», - ответил он ; то же при ином расположении частей авторского предложения: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» - он ответил: «Мне холодно» (Ток.).

    § 138. При абзацном выделении реплик диалога перед репликой ставится тире ; после предваряющих диалог слов автора ставится двоеточие или точка. Если в авторском тексте имеются вводящие прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова отсутствуют, то ставится точка:

    Кармен отняла руку; неоконченный такт замер вопросительным звоном.

    - Я доиграю, - сказала она.

    - Когда?

    - Когда ты будешь со мной (Грин).

    Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила :

    - Составьте иначе. Вы - взрослый человек, не в детсаде.

    - Почему? - спросил Чудик. - Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверное, подумали…

    - В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это открытый текст.

    Чудик переписал (Шукш.).

    То же при единственной реплике:

    Шацкий прошелся по комнате.

    - Духота, духота! - пробормотал он. - Здешние вечера вызывают астму (Пауст.).

    Глаза его опущены в тарелку. Потом он поднял их на Надю, обыкновенные голубые глаза, улыбнулся и тихо сказал:

    - Извините меня. Это я виноват. Это ребячество с моей стороны (Сол.).

    § 139. Абзацное и безабзацное (при помощи кавычек) выделение прямой речи применяется дифференцированно. Если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя), то внешняя речь оформляется при помощи абзацного выделения, а внутренняя - при помощи кавычек:

    - М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольнички.

    Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что тут страшного, - хотелось ей сказать . - Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад» (Сол.).

    А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:

    - Ну ладно, тогда пойдем.

    «Вот я тебе покажу „пойдем“», - подумал я про себя (Сол.).

    Только кавычками выделяется внутренняя (подумал про себя ) речь в авторском тексте, вне диалога:

    Кузьма посмотрел, куда указали. Там, на склоне другого косогора, цепочкой шли косцы. За ними ровными строчками оставалась скошенная трава - красиво. «Какая-то из них - Марья», - спокойно подумал Кузьма (Шукш.); Кузьма с радостью смотрел на нее. «Чего я, дурак, искал еще?» - думал он (Шукш.).

    Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    РАЗДЕЛ 1 Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 1. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие

    Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    РАЗДЕЛ 14 Знаки препинания при прямой речи § 47. Прямая речь после авторских слов 1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор): Владимир Сергеевич… с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: «Поди узнай, кто это»

    Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 49. Авторские слова внутри прямой речи 1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи (выделяемой кавычками), то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами (такая пунктуация встречалась в произведениях

    Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

    § 52. Абзацы при прямой речи 1. Если вначале идет текст от автора (вводная часть, описание и т. д.), а потом предложение, вводящее прямую речь, то оно обычно начинается с абзаца:Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, - колодка мешала. Поддержал

    Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 1 автора Бурлака Андрей Петрович

    РАЗДЕЛ 21 Знаки препинания в текстах, разговорной речи Различные трудности возникают при пунктуационном оформлении текстов разговорной речи. В некоторых случаях представляется возможным находить какие-то соотношения между конструкциями разговорной речи и

    Из книги автора

    XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин). Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки,

    Из книги автора

    XXXI. Знаки препинания при прямой речи § 119. Прямая речь после авторских слов Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть: «Царя скинули!» (Н. Островский). Если же прямая речь начинается с

    Из книги автора

    § 121. Авторские слова внутри прямой речи Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами. Например: «Я командовать приехал, – заявил

    Из книги автора

    XX. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРИ ПЕРЕРЫВЕ РЕЧИ § 75. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин).Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки,

    Из книги автора

    XXXI. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ § 119. Прямая речь после авторских слов1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: Почаще вспоминайте слова Л. Толстого: «У человека есть только обязанности».Если же прямая речь начинается с абзаца, то

    Из книги автора

    § 121. Авторские слова внутри прямой речи 1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами, например: «Я могу читать, - первый опять

    Из книги автора

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

    Из книги автора

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ЦИТАТАХ

    Из книги автора

    Знаки препинания при прямой речи § 133. Прямая речь, т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами.1. Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца, -

    Из книги автора

    соотношение прямой речи и авторских слов прямая речь перед словами автора § 134прямая речь после слов автора § 134слова автора разрывают прямую речь § 135, пп. 1, 2, 4, 5слова автора распадаются на две части § 135, п. 5прямая речь внутри слов автора § 136прямая речь, принадлежащая

    Из книги автора

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ Группа ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ появилась на свет в июне 1988 года как своеобразная реакция на смену музыкального курса в популярной питерской группе второй половины 80-х МЛАДШИЕ БРАТЬЯ – от мелодичной неоромантики и электропоп в сторону жесткого гитарного