Войти
Образование в России
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Сила тяжести на других планетах: подробный разбор
  • Сочинение “Власть денег над человеком” Произведения похожие на тему власть денег над
  • Сульфид железа (II): состав и молярная масса
  • Значение слова, его корни и исторические факты
  • Их называли «ночные ведьмы»
  • Почему есть бедные и богатые философия. В.С

    Почему есть бедные и богатые философия. В.С

    Дорогие друзья, здравствуйте! По результатам нашего опроса читателей блога, 75% людей интересуется темой привлечение денег в свою жизнь!

    Именно поэтому мы решили написать серию статей по теме денег. И сегодня мы поговорим о важной составляющей, без которой привлечение денег в свою жизнь будет не возможно! Что же это?

    Это философия бедности!

    Бедность – это тип мышления человека, такая картина мира, которая имеет несколько стойких характеристик…

    1) В мире есть ограниченное количество денег и если они у кого-то появляются, то у кого-то их становится меньше. То есть если у меня мало, значит у кого-то больше. Соответственно, если я сейчас заработаю, значит, я заработаю за счет кого-то и у кого-то их станет меньше.

    2) Деньги еще никого не делали счастливыми, потому что чем больше денег, тем соответственно больше проблем. И чтобы вообще было много денег, нужно стать плохим человеком. Потому что хороший честный человек – это тот, у кого в принципе немного денег.

    3) Если у кого-то есть деньги, то почему не у меня? То есть бедный человек не может искренне радоваться за успехи других людей. По умолчанию они у него сначала вызывают негодование и зависть. То, что называется завистью, — это как раз и есть отражение реальности бедного человека. Он считает, что другие люди не достойны владеть этими деньгами. Если у него нет денег, значит, другие не достойны их иметь. Если они у кого-то есть, то это несправедливо.

    4) Человек не ценит свое время, а как следствие не ценит время других людей. Потому что бедный человек ставит деньги гораздо выше, чем время. Человек не верит в то, что он может использовать время таким образом, чтобы заработать большее количество денег. Человек считает, что у него есть определенная зарплата, к примеру, 15 000 рублей, и соответственно для него правильная дорога – это покупать дешевые продукты, экономить, все делать так, чтобы тратить меньше. Но ни в коем случае он не думает о том, как создать себе еще какие-то источники дохода либо заняться чем-то другим.

    Я перечислил некоторые элементы, которые характеризуют бедного человека. Если вы нашли те или иные отклики у себя, то это тревожная лампочка. Это значит, что вы находитесь в капкане бедности. И могу сразу же сказать хорошую новость – так как это исключительно картина мира данного человека, то есть это то, как вы думаете, это значит что это поддается коррекции. И каждый человек может ее изменить, подкорректировать ее и стать более богатым человеком.

    Еще больше упражнений по обретению уверенности в себе и повышению самооценки в моём клубе «Привилегия»! Постоянная поддержка и помощь единомышленников в решении жизненных и психологических проблем. Приходите, у нас всегда есть о чем поговорить!
    Вот ссылка

    >>> Скоро мы поделимся с вами той информацией, которая позволит Вам привлекать деньги в свою жизнь! <<<
    НЕ ПРОПУСТИТЕ!

    Все отзывы предоставлены нашими учениками - реальными людьми. Мы не гарантируем, что вы достигнете такого же результата. У каждого свои индивидуальные особенности и свой путь, которым нужно пройти самому. Мы вам в этом поможем!

    1. станислав
    2. Алтына
    3. Любовь
    4. сергей
    5. Оксана
    6. Lyubov
    7. Маргарита
    8. Свет
    9. Любовь
    10. Алексей

    1. Пусть малооплачиваемая, но зато стабильная работа

    Человек с психологией бедняка, как правило, выбирает низкооплачиваемую, но стабильную работу. В госучреждениях. Потому что государство всегда обеспечит. А если пойти в коммерческую организацию, то есть риски остаться на улице через какое-то время.

    Человек абсолютно не верит в свои силы и в то, что его опыт и знания будут востребованы. В итоге, так и происходит. Идет на нудную, скучную работу, перестает осваивать новое, закисает и становится никому не нужным. Вместо того, чтобы расти и развиваться.

    2. Боязнь перемен

    Опять же, по причине остаться никому не нужным, человек с психологией бедняка боится перемен. Девиз - лучше иметь немного, чем рисковать и, возможно, потерять всё. Люди с психологией бедности никогда не откроют свой бизнес, не будут осваивать новые сегменты рынка, не пойдут получать второе высшее образование в 40 лет и ни за что не переедут в другой город в поисках новой жизни в 50!

    3. Низкая самооценка

    Характерная черта людей с психологией бедности. Да и откуда взяться высокой самооценке, если человек не живет, а прозябает - серая неинтересная работа, которую еще и страшно потерять, отсутствие в жизни ярких впечатлений, перемены мест и обоснованных рисков. Именно тех факторов, которые заставляют уважать себя за труды и возможности.

    Человек с психологией бедняка не понимает, что богатство и хорошие перспективы раскрываются перед людьми деятельными, не боящимися рисковать и начинать все сначала.

    4. Нежелание быть активным

    Очевидно, что для того, чтобы добиться чего-то и получить хороший результат, необходимо постоянно в эту сторону прикладывать усилия. Например, рассматривать предложения об интересной и высокооплачиваемой работе с более широким кругом обязанностей по сравнению в предыдущим местом. И, таким образом, все время расти.

    Человек с психологией бедности не желает и не умеет (потому что никогда и не пробовал) проявлять активность - боится искать новую работу, потому что считает уже заранее, что не справится, не подрабатывает, потому что уверен, что ничего не получится и денег все равно не будет. Человек пассивен, а потому и беден.

    5. Все должны

    Человек с психологией бедняка убежден, что ему должны достойно платить. Просто потому, что он качественно выполняет свою работу. И зарплата у него должна быть такая, чтобы хватало и на быт, и на отдых, и на детей, и на себя. Забывая при этом, что он сам согласился на работу с низкой оплатой. И теперь пеняет на скупердяя-шефа.

    Человек перекладывает ответственность с себя на других. Какой смысл двигаться, если от меня все равно ничего не зависит? Делай - не делай, а результат один - ничего не получу.

    6. Проще быть экономным

    Бедняки тратят силы не на то, чтобы привлечь, а на то, чтобы удержать. Они тратят часы на посещение магазинов, сравнивая цены и делая покупки там, где дешевле. Они пишут и ходят в различные инстанции, добиваясь мизерного снижения оплаты за коммунальные услуги или одноразовой социальной помощи, которой едва ли хватает на один поход в магазин. Вместо того, чтобы эти же усилия эффективно потратить на заработок или поиск хорошей работы.

    Присмотритесь к себе. Есть ли у вас хоть одно из перечисленных качеств? И избавляйтесь в срочном порядке, если что-то похожее обнаружится. Помните, что ваша жизнь и ваше благополучие, только в ваших руках!

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ. 5
    2. НЕРАВЕНСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
    БЕДНОСТИ И БОГАТСТВА 8
    3. ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ В РОССИИ. 12
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

    ВВЕДЕНИЕ

    Богатство и бедность - понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Социальное неравенство тесно связано с экономическим неравенством, которое характеризует не¬равномерное распределение дефицитных ресурсов общест¬ва - денег, власти, образования и престижа - между раз¬личными стратами или слоями населения.
    Основным изме¬рителем неравенства выступают количество ликвидных цен¬ностей. Эту функцию обычно выполняют деньги. Именно их количество определяет мес¬то индивида или семьи в социальной стратификации. Если неравенство представить в виде шкалы, то на од¬ном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (бо¬гатые), а на другом - наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность - это экономическое и со¬циокультурное состояние людей, имеющих минимальное ко¬личество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к со¬циальным благам.
    Богатство - это изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества.
    В нашей стране высший класс соб¬ственников, составляющий около 3% всего населения, начал формироваться в конце 80-х годов, когда Россия повернула к рыночным отношениям, демократии и классовому обществу по западному типу. В течение примерно пяти лет сформировался как класс богатых «новых русских», так и социальные низы общества, уровень жизни которых находится за чертой бедности.
    Вопросы богатства и бедности изучали как экономисты, так и социологи. Адам Смит создал теорию о природе капитала и способах его увеличения. Давид Рикардо развил взгляды Смита и дополнил их оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. Томас Мальтус впервые показал, что быстрый рост населения представляет большую угрозу богатству страны. Джон Стюарт Милль углубил теории своих предшественников и обосновал необходимость свободного рынка для наибольшего экономического роста и увеличения богатства людей и общества.
    Среди социологов, изучающих проблемы социального и экономического неравенства можно назвать П. Сорокина, П. Абрахамсона, Гордона Л. А. и др.
    Тема богатства и бедности волновала людей во все времена и эпохи. Сейчас, во время мирового финансового кризиса, когда тысячи и миллионы людей падают в пропасть бедности, эта тема становится особенно актуальной.

    1. БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ.
    Во все времена и эпохи понятия богатства и бедности трактовались по-разному. А. Смит считал, что богатство и бедность - понятия относительные. То, что в одном обществе считается бедностью, в глазах жи¬телей другого может выглядеть как богатство. В заключительном пассаже первой главы «Исследования о природе и причинах богатства народов» он рассуждал о том, что глубокое разделение труда, исполь-зование машин и знаний приводят к тому, что рынок способен обес¬печить даже низшим слоям общества приличный уровень благосостояния. Если мы учтем всю сложную механику рыночной координации, отмечал Смит, «мы поймем, что без содействия и сотрудничества многих тысяч людей самый бедный обитатель цивилизованной страны не мог бы вести тот образ жизни, который он обычно ведет теперь и который мы весьма неправильно считаем простым и обыкновенным. Конечно, в сравнении с чрезвычайной роскошью богача его обстановка должна казаться крайне простой и обыкновенной, и, тем не менее, может оказаться, что обстановка европейского государя не всегда настолько превосходит обстановку трудолюбивого и бережного крестьянина, насколько обстановка последнего превосходит обстановку многих африканских царьков, абсолютных владык жизни и свободы десятков тысяч нагих дикарей» .
    Маркс в отличие от Смита был убежден (и даже попытался обосно-вать это убеждение в виде закона), что «по мере развития индустриального капитализма будет расти богатство немногих и распространяться бедность большинства остальных» . Верно ли это убеждение? Даже про¬стой взгляд на историю западных обществ в течение ста лет после смерти Маркса показывает, что он ошибался.
    Развитый индустриальный ка¬питализм создал и продолжает создавать для больших масс людей наивысший за всю историю человечества материальный жизненный уровень. Но для нас этот вопрос сохраняет актуальность. В современном российском обществе, меняющем экономическую форму, явно видно возросшее расслоение между богатством и бедностью.
    К тому же улучшение материальных условий жизни само по себе не решает проблемы сравнительного распределения богатства и доходов. Вполне возможно, что когда бедный начинает жить лучше, богатый становится еще богаче, и относительный разрыв между ними сохраняется или даже увеличивается. Помочь разобраться с этими вопросами позволяет дискуссия теоретиков и историков экономики вокруг так называемой кривой Кузнеца.
    С. Кузнец изучал статистические данные, характеризующие отноше¬ние между экономическим ростом и распределением доходов. Общая тенденция здесь такова, что распределение доходов по мере экономи¬ческого роста имеет тенденцию к выравниванию с течением времени. На материалах многих стран, стоящих на разных ступенях индустриа¬лизации и развития рыночной экономики, Кузнец установил статистическую закономерность - «кривую Кузнеца». Согласно ей, при перехо¬де к рыночной экономике неравенство в распределении доходов снача¬ла резко возрастает, но затем имеет тенденцию плавно снижаться.
    Ныне преобладает мнение, что эта закономерность справедлива не только для развитых западных стран, но и для тех обществ, которые осуществляли модернизацию экономики позднее. Во всех обществах этот переход сопровождался резким и довольно продолжительным усилением неравенства. Отдельные страны различались по степени интенсивности и долговременности данного процесса, но общая тенден¬ция наблюдалась повсюду.
    Если обратиться к истории, то можно об¬наружить, что к концу XIX столетия значительное неравенство существовало во всех индустриальных и переживающих индустриализацию государствах. Самым заметным оно было в Англии, причем пре¬восходило даже то, что имеет место сегодня во многих странах «третьего мира». Своей наивысшей точки неравенство достигло перед Первой мировой войной. Но в период с 1920-х по 1950-е гг. в запад¬ных странах произошло заметное выравнивание доходов населения, после чего положение стабилизировалось и с тех пор остается без за¬метных изменений.
    Обнаружилось также, что на закономерность выравнивания дохо-дов между верхними и нижними слоями общества не столь уж влияет и социальная (перераспределительная) политика, проводимая государством. Разумные перераспределительные меры правительства, воз¬можно, ускоряют фазу выравнивания по «кривой Кузнеца», однако это выравнивание происходит и без такого вмешательства. Либеральные экономисты даже считают, что слишком активное перераспределение, осуществляемое через налоги и программы помощи малоиму¬щим, может дать противоположный эффект, поскольку гасит личную предприимчивость. Можно сказать, что. существует выбор между ра-венством и экономической эффективностью: чрезмерное равенство способно привести к снижению среднего жизненного уровня общест¬ва. Инициативные и талантливые люди ставятся в такое положение, при котором им не имеет смысла использовать свои предприимчи¬вость и способности.
    Таким образом, можно сделать вывод, что оценки ры¬ночной экономики различаются в зависимости от того, смотрят ли на них с абстрактно-гуманистических позиций и идеала равенства, как это делал Маркс, или же с точки зрения эффективности для удовле¬творения материальных потребностей.

    2. НЕРАВЕНСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ БЕДНОСТИ И БОГАТСТВА
    Понятия бедность и богатство неразрывно связаны с понятием социального и экономического неравенства.
    Сущность социального неравенства, как уже было сказано, заключа¬ется в неодинаковом доступе различных категорий населения к соци¬ально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям.
    Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшин¬ство населения всегда владеет большей частью национального богат¬ства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие - большинство населения.
    Последние могут распределяться по-разному. В США наименьшие доходы (как, впрочем, и наибольшие) получает меньшинство населе¬ния, а средние - большинство. В России сегодня наименьшие доходы получает большинство, средние доходы - относительно большая груп¬па, а наивысшие - меньшинство населения.
    Неравенство характеризует общество в целом, бедность - только часть населения. В зависимости от уровня экономического развития страны бедность охватывает значительную или незначительную часть населения.
    ДЛЯ измерения масштаба бедности социологи выявляют удельный вес той части населения страны (обычно выраженный в процентах), которая проживает у официальной черты, или порога, бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уро¬вень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».
    Порог бедности - это сумма денег (обычно выражается, например, в долларах или рублях), официально установленная в качестве минимального дохода, которого индивиду или семье хватает лишь на при-обретение продуктов питания, одежды и жилья. Его также называют «уровнем бедности». В России он получил дополнительное назва¬ние - прожиточный минимум.
    В социологии различают абсолютную и относительную бедность.
    Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при кото¬ром индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле либо способен удовлетво¬рить только минимальные потребности, обеспечивающие биологичес¬кую выживаемость. Численным критерием здесь выступает порог бед¬ности (прожиточный минимум).
    Под относительной бедностью понимается невозможность поддер¬живать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Как правило, относительная бедность составляет менее половины среднего дохода семьи в данной стране.
    Относительная бедность показывает, насколько конкретный индивид или семья бедны в сравнении с другими людьми. Она являет¬ся сравнительной характеристикой по двум параметрам. Во-первых, показывает, что человек (семья) беден относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считаю¬щиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключа¬ется в сравнении одной страты с другими стратами, или слоями. Во-вторых, она показывает, что человек (семья) беден относительно некоторого стандарта жизни, например стандарта достойной, или приличествующей, жизни.
    Эта граница довольно подвижна. Еще 40 лет назад черно-белый те¬левизор в СССР считался предметом роскоши, доступным немногим. В 90-е годы цветной телевизор появился практически в каждой семье, а черно-белый считается признаком скромного достатка, или относительной бедности. Скоро в разряд относительной бедности перейдут те, кто не может позволить себе купить японский телевизор или ком¬пьютер.
    Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум и/или порог бедности, а верхней - так называемый прили-чествующей уровень жизни. Приличествующий уровень жизни отра¬жает количество материальных благ, позволяющих человеку удовле¬творять все разумные потребности, вести достаточно комфортный образ жизни, не чувствовать себя ущемленным. По данным пред¬ставительного исследования (опрошено 4 тыс. респондентов из 38 ре¬гионов РФ), проведенного российскими учеными-социологами, всего 11,4% россиян имеют доходы, которые находятся на уровне приличествующей жиз¬ни или превышают его. На конец 90-х годов по статистике 30 % росси¬ян получали доходы ниже официального прожиточного минимума. Таким образом, уровень относительной бедности равен 11,4%, а абсо¬лютной - 30%.
    В 11,5% входят богатые (включая так называемых «новых рус-ских») и часть среднего класса - те, кто, по их собственным оценкам, живет «нормально». Из 100% населения вычитаем 30% нищих (по¬скольку проживание ниже официальной черты бедности, или официального прожиточного минимума, фактически означает нахождение в состоянии нищеты), а также 11,5 % живущих на приличествующем уровне (уровень относительной бедности), и получаем 59,6% рас¬положенных между границами абсолютной бедности (снизу) и отно¬сительной (сверху).
    Данные социологов свидетельствуют: чем богаче человек, тем выше его притязания. Люди победнее обладают довольно скром¬ными представлениями о том, сколько денег им необходимо, чтобы «жить нормально». У богатых амбиции и претензии неизбежно рас¬тут. Другая тенденция: чем моложе возраст, тем больше требуется денег для того, чтобы жить нормально. У 18-25-летних уровень при¬личествующей жизни (во всяком случае, по их собственным представ¬лениям) в 1,5 раза выше, нежели у 60-70-летних.
    Еще одна тенденция такова: чем выше образование, тем выше уровень притязаний. У тех, кто не имеет среднего образования, этот уровень в 2 раза ниже, чем у тех, кто обладает дипломом о высшем образовании. Наконец, у жителей Москвы и Санкт-Петербурга уровень притязаний в 3 раза выше, чем у жителей сельской местности. Таким образом, на селе считают, что для нормальной жизни им необходимо меньше денег, чем горожанам. В чем-то это объяснимо: жизнь на селе по-прежнему во многом бази¬руется на продукции, которую дает натуральное хозяйство, - собст¬венного производства молоко, мясо, овощи с огорода. Кроме того, чем дальше от непосредственного производства жизненных благ, тем боль¬ше разнообразных посредников, а значит, тем выше цена потребляе¬мых благ. Однако не меньшую роль здесь играет традиционно более низкий уровень притязаний жителей провинции и отсутствие влия-ния так называемого демонстративного потребления, обусловленно¬го характером господствующих субкультур (например, посещения те¬атра, спортзала, кафе и т. д.).
    Отсюда следует, что универсального для всех слоев и социальных групп уровня приличествующей или «нормальной» жизни просто не существует. Для каждого класса и категории населения он свой, и раз¬брос значений весьма существенный.

    3. ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ В РОССИИ.
    В экономической психологии при анализе отношения к бедности выделяют три группы причин бедности:
    1) структуральные (ответственность возлагается на экстремистское общество, плохое управление и экономические силы);
    2) индивидуалистические или личностные (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных);
    3) фаталистические (причина бедности видится в отсутствие удачи и поворотах судьбы).
    Согласно опросам, фаталистические объяснения бедности в большей степени свойственны жителям стран Востока (Индия, Индонезия). В западных странах доминирует объяснение бедности индивидуальными или структуральными причинами.
    В чем видят причины бедности молодые россияне, те, кто будет творить наше ближайшее будущее? Был проведен опрос студенческой молодежи 17-18 лет. Далеко не всех обследуемых удручает вид бедных и нищих и вынужденные контакты с ними. Большинство испытуемых считает, что деление на бедных и богатых в обществе - это социальная норма. Полученный результат не удивителен, если учесть, что большая часть жизни обследуемых нами молодых людей прошла на фоне экономических реформ в России, породивших активные процессы расслоения общества.
    В то же время, испытуемые не согласны с фаталистическим подходом к бедности. Они скорее разделяют позицию, согласно которой люди сами виноваты в том, что они бедны (но с большим разбросом мнений). А наибольшую степень согласия и единодушия вызвало утверждение об ответственности за бедность государственной политики. Любопытно, что чем больше неприятие бедности и отрицание нормативности сильного экономического расслоения населения, тем больше претензий к государственной политике. (Фактор личной ответственности за свое материальное благополучие или бедность подтвержден статистически значимой отрицательной корреляцией между фаталистической позицией и позицией личной ответственности за бедность).
    Следует отметить, что наибольший интерес представляет личностный подход к бедности. Именно исследование личности бедных людей, по мнению ученых, является одним из главных вкладов психологии в смягчение остроты проблемы бедности. Личностные теории бедности предоставляют разноречивый материал, однако авторы отдельных публикаций и обзоров выделяют все же некоторые «константы» психологического портрета людей, которые демонстрируют объективную или субъективно переживаемую бедность (при которой человек воспринимает себя как бедного). Рассмотрим эти устойчивые характеристики бедных:
    Временная константа: у бедных выражена текущая ориентация и кратковременные виды на будущее, т.е. они не склонны откладывать удовлетворение своих желаний (отложить текущие менее ценные цели во имя достижения более поздних, но более важных). Вариант временных предпочтений у материально благополучных людей отмечает немецкий философ Артур Шопенгауэр: «На наличное состояние нужно смотреть как на ограду против многих возможных зол и бед, а не как на дозволение или даже обязательство покупать себе мирские удовольствия» .
    Пространственная константа: с бедностью чаще сочетается такая стилевая характеристика личности как внешний локус контроля, т.е. человек считает, что события его жизни управляются случаем, удачей, более сильными личностями или силами, не подвластными его пониманию, а не обусловлены его собственным поведением.
    Энергетическая константа: слабо выражено стремление к успеху, нет преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудачи (люди больше боятся поражений, разочарований, чем желают успеха).
    Информационная константа: низкая самооценка (также чувство собственного достоинства, уверенность в себе). Базисная установка человека с "рыночной" психологией - готовность отвечать за конкретный результат своей работы - складывается именно у людей с высокой самооценкой и адекватным уровнем притязаний.
    Важно, что качества, препятствующие бедности и, напротив, способствующие материальному благополучию, можно формировать. Одну из психологических причин бедности в нашей стране и странах бывшего социалистического лагеря зарубежные психологи увидели, например, в завышенном уровне потребительских притязаний нашего населения после открытия железного занавеса. Некоторые авторы связывают этот феномен с тем, что у большинства не развит финансовый самоконтроль, т.е. как раз нарушена временная перспектива экономического поведения.
    Наши отечественные бедные, то есть люди, испытывающие экономические лишения - в большинстве случаев не люмпены, а жертвы резкой стратификации и издержек экономической политики переходного периода. Но объективные причины бедности не умаляют роли субъективных причин, поэтому немаловажная социально-политическая задача - способствовать благоприятной модернизации страны, воздействуя на личностные переменные людей.
    В качестве стратегической линии развития России необходим переход от психологии бедности к психологии богатства или материального благополучия.
    Постоянно исследуя изменения в психологическом портрете представителей различных социальных групп в постперестроечный период, были обнаружены позитивные сдвиги в пространственном компоненте личностных предпосылок материального благополучия. Наше население, особенно молодежь, все больше понимает, что необходимо надеяться, прежде всего, на себя; в ценностях-средствах ставит на первые позиции волевые качества.
    И еще один важный сдвиг обнаружен в исследованиях - усиление мотива достижения, потребности в успехе (энергетический компонент), особенно если учесть, что в макроэкономических исследованиях зарубежных психологов установлено наличие положительной корреляции между выраженностью у членов общества потребности в достижении и показателями экономического роста страны. (Следует отметить, однако, что эти позитивные сдвиги представлены у активной части населения. Параллельно происходит расширение алкоголизации, наркомании и прочих форм девиантного поведения. В обществе, к сожалению, проявляется тенденция социалдарвинизма: выживает сильнейший) .
    Два других компонента психологии материального благополучия оставляют желать лучшего. У россиян все еще присутствует заниженная самооценка (информационный компонент) на макросоциальном уровне в связи с идентификацией с «экономически отсталой страной».
    Правда, в последнее время наметились позитивные тенденции реанимации чувства собственного достоинства граждан. Они связаны с некоторыми благоприятными переменами во внешней политике, а также признаками стабилизации в экономике и политике России. Важно преодолевать сформированный у россиян за 15-20 последних лет комплекс неполноценности, снять ярлык экономической отсталости. За железным занавесом страна была слишком самодостаточна, но обладала своими, отличными от западных, технологиями, которые плохо стыковались с мировыми, когда занавес был снят. Тем не менее, Россия обладает достаточным потенциалом для того, чтобы перейти из статуса развивающихся в статус развитых стран.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Таким образом, можно сделать вывод, что богатство и бедность – это понятия, выражающие экономические аспекты социального неравенства.
    В условиях сегодняшнего финансового кризиса это проявляется особенно четко. Бедные становятся еще беднее, богатые же пытаются сделать на кризисе деньги. Во все времена в моменты социальных и экономических потрясений общества находились люди, с успехом делающие деньги на несчастье других.
    Бедность - глобальная социальная проблема, активно исследуемая и имеющая много сходных черт во всем мире. Теоретически бедность, по мнению большинства исследователей, представляет собой неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни, поэтому «классические» бедные семьи существовали везде и во все времена. И, к сожалению, чем больше будут богатеть богатые, тем больше будут беднеть бедные. Особенно это касается России с ее неустойчивой экономикой и нестабильностью в обществе. Хотя среднестатистический доход, учитывая доходы и тех, и других, как это делают правительственные структуры, показывает, что Россия – совсем не самая бедная страна, просто перераспределение доходов постоянно склоняется в пользу богатых.
    Нельзя не сказать о том, что государство использует различные программы для сокращения уровня бедности в нашей стране. Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои системы социальной поддержки малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу основ экономики – стремление людей работать, поскольку только так можно обеспечить себе и своим близким достойное и, более того, комфортное существование.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Антология экономической классики: В 2 т. М., 1991. Т. 1.
    2. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 11.
    3. Гордон Л. А. Бедность, благополучие, противоречивость: матери-альная дифференциация в 1990-е годы // Общественные науки и современность. - 2001. № 3.
    4. Жеребий В. М., Римашевская Н. М. Проблема борьбы с бедностью в разработках зарубежных правительственных и международных организаций // Бедность: взгляд ученых на проблему / Под ред. М. А. Можиной. - М., 2004.
    5. Зубова Л.Г. Представление о бедности и богатстве, 1996.
    6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2006.
    7. Левыкин И. Т. Взаимодействие равенства, свободы и справедливо¬сти в диалектике группового и индивидуального сознания // Об¬раз жизни и состояние массового сознания. - М., 1992.
    8. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1987.
    9. Овчарова Л.М. Бедность в России. Мир в России,2001.
    10. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
    11. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992.
    12. Тихонова Н. Е. Социальная структура российского общества: итог восьми лет реформы // Общественные науки и современность. - 2000. № 3.
    13. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. - М., 1990.
    14. www.poverty.net.ru

    Ну, как все по блогу поняли, у меня была парочка весёлых годков. На самом деле это веселье затянулось аж с 2013 года, когда судьба от меня требовала переоценки ценностей и принятия решений на тему, кем я хочу быть и куда я хочу идти. Но так как я двоечник, то накрыло меня позжее.

    И сейчас я продолжаю проходить разные уроки. Но как вы думаете, что значит пройти урок жизни? В первую очередь это означает осознать происходящее. Всё, чему учат все учения (если они нормальные) — осознавать себя и мир вокруг настолько, чтобы чувствовать и понимать то, что с тобой творится и самостоятельно делать выводы о том, как на это всё реагировать. Когда человек шо-нибудь зажирает или бухает, или торопится, потому что боится остаться с собой наедине из-за своих проблем — то он убегает от осознания. А когда перестаёт бояться и заглядывает внутрь себя — то осознаёт. А когда ты себя знаешь — то ты знаешь, что делать.

    И по прежнему напоминаю, что все такие посты — это лишь мой личный опыт и мои личные выводы, а не некая догма по которой надо поступать, чтобы было щастье. Я поднимаю эти вопросы, чтобы дать людям пищу для ума, а не руководство к тупому повторению.

    Итак, следующее, что я знал лишь в теории ранее и с чем я столкнулся сейчас лицом к лицу — это нищенская философия экономии . Обычно те, кто её исповедуют, постоянно ноют что денег мало, что всё дорого и самое прикольное и забавное — что они никак не могут выйти на свой уровень денег- тот, которого они заслуживают или хотят — а так и остаются нищебродами.

    Сейчас я на некоторое время сам ввалился в такое же состояние, чтобы его прочувствовать и вам всем рассказать. Состояние это противное, потому что ты вместо того, чтобы жить настоящим, начинаешь уваливаться в будущее, причём не мечтая о хорошем, а страдальчески (как старая бабка) думая о том, что «Ну вот как-нибудь, когда будут деньги»… Когда ты так думаешь — то ты начинаешь делать что? Откладывать все свои желания нафиг. В сторонку.

    Поток денег работает по принципу «Сколько хотел, столько и дали». И я это дело проверял. Вот сейчас я хочу себе терминал сбора данных и крутой принтер для маркировки — и мне на них начинает идти поток хороших щитов. А вот три настольных лампы по тыще каждая я всё пытаюсь купить с августа с мыслями «Ну вот это со свободных денег» — и денег этих нет. Просто нет. Всё куда-то уходит.

    Правда, народ у нас и перегибать любит: зарабатывать деньги ради денег, а не ради того, чтобы их вкладывать в свои желания. Это тоже плохо, равно как и откладывать желания.

    Но в чём ещё одно западло такого откладывания желаний? А в том, что весь мир работает аналогично по принципу «Запрос — Ответ» (может как-нибудь тоже напишу пост). И если человек начинает слать миру запросы вида «А вот надо как-нить денег хоть немного» — то ему будут попадаться такие же клиенты, которые точно так же рассуждают про щиты: «А вот бы щит… хоть небольшой бы».

    Помните ? Вот он расставался со своими 27..28 тыр, как будто от сердца отрывал. Можно сказать, что мы с ним друг друга чуть было не нашли как два человека с нищенской философией: я мог бы адски бюджетить щиток и думать что-то вида: «Ну ладно уж… что делать, хоть так как-нибудь». А он был даже в обюджеченом щитке считал рубли.

    Если очень долго начинать жить в нищенской философии, то начинаешь спускаться чуть ли не на уровень и жить от зарплаты до зарплаты и начинает хватать только на еду. После этого ты ещё больше откладываешь свою жизнь, перенося её в будущее, и в итоге сваливаешься в самый низ, до пиздостраданий и мучений. Помните советских стариков, где основным мерилом было не сделанное, а количество страданий? Помните эту философию, что если человек не страдал и не мучился — то он не работал и ни хрена не сделал?

    Кстати, эта штука, внедрённая в подсознание и родила поколение директоров-идиотов, которые увольняли сисадминов за то, что они сидят и ничего не делают, когда сетка работает. Или тех руководителей, которые считали, что работник должен как следует ##ться потому что если он работает легко и приятно — то он расслабится и будет косячить.
    И отсюда же пошло, как следствие правило что свою работу надо ненавидеть.
    Вы представляете? Надо ненавидеть свою работу. Это вообще нормально?!

    Мысль третья. Мы творим мир вокруг нас. Какой мир мы будем творить вокруг нас с таким подходом? Мир, где будет пыль, гавно и робкие мечты о будущем. И к нам будут притягиваться такие же люди-заказчики. А ещё мы будем проецировать на них свою философию и думать, что у заказчика нет денег, и что ему тоже надо как-то сделать щиток побюджетнее.

    Вот тут я сильно офигел, ага! Когда я в 2013-2014м году делал трёхфазные щитки только на дифах, то ко мне клиентов отбоя не было. А сейчас, когда стал нищенски рассуждать, то щитки на дифах — это редкость и чуть ли не робкий праздник! И постоянно идут бюджетные трёхфазные щитки. И я уже чуть было с таким (позором) не смирился! Хорошо, что вовремя заметил и начинаю исправлять ситуацию.

    И это будет замкнутый круг, пока его не разорвёшь сам. За тебя это никто не сделает и откуда-то просто так с неба ничего не свалится: можно прождать долго, но ждать этого бесполезно. Что можно порекомендовать?

    Во-первых, заглянуть внутрь себя и разобраться со своими желаниями. Чего ты сам действительно хочешь, если тебя не сдерживать. О чём мечтаешь. Надо начать мечтать и вырисовывать внутри себя эти желания так, как будто они уже исполнились.

    Во-вторых, придётся как следует править самооценку, чтобы понять, что ты — специалист. Что ты делаешь что-то хорошее, важное и нужное для людей. Что это стоит не копейки, а определённую сумму (про щиты я это рассмотрю в одном из постов) и что в эту сумму входит. Если это сделать тяжело — потому что кому-то действительно может быть тяжело переломить то, чем он мог жить несколько лет — то надо понять, что твоя работа полезна, что она делается на много лет вперёд и поэтому должна стоить дорого: сумма этой работы растянется на года, которые продукт будет служить.

    Подведём итоги. Главное правило: как ты рассуждаешь — так и живёшь и такие люди и притягиваются к тебе. Если ты сам веришь в то, что у тебя нет денег и что надо делать щиты подешевле — то ты именно это и будешь делать. Вселенная работает по простому и буквальному принципу: «Что просил — то и получил!».

    «Все дело в памяти поколений и финансовой безграмотности» - эта мысль красной нитью проходит через многие тренинги и книги по психологии богатства. Многие мечтают о выигрыше в лотерее, внезапном наследстве или другом богатстве, мол, «тогда-то я заживу». Но, даже выиграв миллион, спустя некоторое время понимают: все возвращается на круги своя. И куда растаяло богатство, неизвестно. Все дело не в количестве денег, а в финансовой грамотности, которой никто не учит. Если человек не может распределять свои финансовые потоки, то никакой доход его не спасет. Все, что зарабатывает, будет улетать в трубу.

    Правильно, чтобы привычка управлять деньгами закладывалась еще в детстве. Ребенок впитывает ценности, уклад своей семьи. Вырастая, копирует поведение взрослых. И за чистую монету принимает весьма расхожее мнение, что богатые плохие, нечестные, жадные и вообще крайне неприятные люди. Поэтому современные работники выбирают быть «бедными, но честными» и вместо работы над собой, обучения и саморазвития рвутся домой в 18 часов, радуются пятнице и страдают по понедельникам. И, конечно же, винят в своих скромных доходах правительство, начальника, коллег-карьеристов, мешающих продвигаться по службе.

    На формирование финансовых установок влияет не только семья, но история государства, то есть условия, в которых живет народ. Если разобрать по событиям ХХ век в России, картина становится яснее. Кто наши предки? Большинство – крестьяне. Практически нищие трудяги с уже сформировавшейся моделью потери. И их тоже никто не учил финансовой грамотности.

    Конечно, существовали и зажиточные люди разных сословий. Что произошло с этим классом? Их богатство экспроприировали, а самих сослали. Куда? В частности сюда, на Дальний Восток. В этих семьях сформировалась не только культура распоряжаться деньгами, но одновременно и страх быть богатыми. Если ты богат – обязательно все потеряешь. Наследники таких установок с подобной семейной историей могут работать и зарабатывать, однако мгновенно расстаются с солидными суммами доходов, как будто деньги жгут руки. А в Петербурге, например, старшее поколение напугано блокадой, поэтому сберегает все, что только возможно. Все это подтверждения того, что из поколения в поколение передаются культура и страхи. В психогенетике это называют «унаследованными моделями поведения».

    Впрочем, в конце этого темного тоннеля установок и негативных программ есть свет – блеск золотых слитков правильного отношения к деньгам.

    Начинать богатеть можно в любом возрасте, если решите, что вам точно надо именно богатеть, ведь деньги только один из 50 самых важных факторов счастья.

    Самое лучшее начало финансовой грамотности – сознательный подход к деньгам.

    Начните вести бюджет, чтобы понимать, куда именно «утекают» деньги. Даже простая фиксация трат значительно экономит финансы.

    Почему у меня не получается разбогатеть? Этот вопрос хотя бы раз в жизни задавал себе каждый из нас. Вроде и работа есть, и зарплата нормальная, и живем не хуже других, а денег постоянно не хватает. Что такое деньги и как формируется отношение к ним, мы узнали у ведущих хабаровских специалистов по душам человеческим.

    «Богатейте в радость!» - утверждает психолог, автор и ведущая тренингов «Где мои деньги» и «Образ денег» Алена Наумова.

    Тема финансов – одна из самых частых в обращениях ко мне. И я редко встречала человека, который бы относился к деньгам именно как к бумажкам. У каждого свой образ денег, своя история, часто – трагичная.

    Нередко обращаются и те, кто постоянно в процессе обогащения, но так и не достиг желаемого уровня достатка. Уже на пяти работах трудятся, открывают разные бизнесы, что-то вкладывают, копят, ищут источники дохода, но все заканчивается одинаково: бизнесы разоряются, вложенные деньги прогорают, вклады куда-то тают. Все потому, что деньги здесь как назначенная себестоимость. То есть, «я стою миллион или ничего не стою». Собственная самооценка зависит от количества богатства. Но подсознательная неуверенность в себе как раз и не дает разбогатеть, потому что внутри есть убеждение, что я этого не достоин. Отсюда и появляется понятие «коридора денег» – это внутреннее разрешение жить в определенных финансовых границах. Например, «букетик ландышей мне можно, а поездку в Дубаи без кредитов и займов – нельзя» . Но почему?

    Потому что ничто не берется ниоткуда и не уходит в никуда. Как бы это парадоксально ни казалось, многие имеют внутренний запрет на богатство из любви к маме. Например, она или кто-то близкий из семьи был беден, тяжело работал и боролся за каждый кусок хлеба. Теперь их потомок просто не может себе позволить купаться в роскоши, для него это равносильно предательству.

    Много рассказов идет из детства, когда отец ушел из семьи и маме приходилось усердно трудиться, чтобы вытащить ребенка из нищеты. И этот опыт штрихпунктиром проходит через всю жизнь. У таких людей первый заработанный миллион вызывает чувство «вау!», второй уже ожидаем, а третий приносит стабильность. Но они с грустью обнаруживают, что счастья-то все равно нет. Дело в том, что деньгами хотелось закрыть ту боль, ту дыру в сердце от пережитого в детстве.

    Другая история, когда человек рождается в обеспеченной семье. Он вырастает со здоровым отношением к деньгам, по опыту родителей добивается финансовой стабильности. Здесь нет никаких травм, связанных с деньгами. Но! Есть небольшой фокус: такой человек никогда не достигнет сверхрезультатов, ему, по сути, в этом вопросе нечего преодолевать, и невероятных прорывов от него ждать тоже не придется.

    Чем больше я сталкиваюсь с финансами в своей практике, тем больше понимаю, что наш образ денег – это совсем не количество бумажек и нулей. Это, скорее, удовлетворенность от обладания материальными ценностями.

    При решении копить деньги важно разобраться, зачем? С психологической точки зрения копить на черный день неверно. Вы настраиваете себя на то, что этот черный день когда-нибудь настанет. Невроз вам обеспечен. Копите в радость - на отпуск, на беспечную жизнь, на подарки любимым, тогда и внутреннее состояние будет располагать к богатству!

    «Главное, разобраться с потребностями»
    - уверен психолог Данил Авдеев.

    Деньги сами по себе не плохие и не хорошие. Они не могут никого сделать счастливее или несчастнее. Деньги не способны накормить вас, когда вы голодны, и не согреют, когда вам одиноко. Деньги – это ресурс, которым мы все пользуемся. Наши ресурсы – это наши возможности, сила и опора в разных ситуациях. Например, любовь близких, это тоже ресурс, из которого мы можем черпать силы. И любого ресурса должно быть достаточно. Если нам чего-то мало, это вызывает определенный дискомфорт. Мы переживаем, тревожимся, нам на уровне подсознания необходимо восполнить недостающее. И каждый сам устанавливает для себя нормы, сколько нужно именно ему. Когда все ресурсы человека на должном уровне, он чувствует себя наполненным.

    Важно понимать, что деньги сами по себе никакие потребности не удовлетворяют, но они открывают доступ к другим хорошим вещам. Например, «я хочу есть», следовательно, «мне нужны деньги, чтобы купить еды». Кто-то начинает путаться и вместо «мне нужна еда», думать: «мне нужны деньги». Но ты ими не наешься! Важно понимать свои истинные потребности, зачем тебе деньги?

    Частенько, что мечтается купить за деньги – это утешение беспокойства, ощущение безопасности. Можно купить бытовой комфорт, но тревога – она внутри, деньгами ее не утолишь. Человек по своей природе склонен к перекосам. Та же еда – необходимое условие выживания. Но не все и не всегда едят только для утоления голода. Многим знакома проблема с перееданием или заеданием стресса. Так и отношение к деньгам может стать проблемой: кажется, что их всегда недостаточно. К примеру, встречаются вполне нормальные мужчины, которые уверены, что их привлекательность прямо пропорциональна размеру кошелька. Их собственная значимость растет с нулями на счете. Поэтому они стараются зарабатывать как можно больше, чтобы нравиться девушкам и не быть одинокими. Но тут тоже существует подвох. Такой богач, встретив девушку, все время будет мучиться сомнениями: ее привлекли мои деньги или я сам?

    Другой перекос, когда в деньгах ищут удовлетворения тех потребностей, которые деньгами не удовлетворяются. Например, вы очень устали, вам нужен отдых, но вместо того, чтобы взять отпуск, вы начинаете еще усерднее трудиться, чтобы заработать себе на путевку в теплые страны. Это абсурд. Это не сделает вас счастливее и не добавит сил.

    Те случаи, когда деньги как будто утекают сквозь пальцы, скорее всего, связаны не только с финансовой безграмотностью, но и с тем, что человек чрезмерно тратит в попытке наполнить какую-то пустоту внутри.

    Все мы по-разному обращаемся с деньгами. Кому-то проще накопить, а кому-то – больше заработать, чем экономить, чтобы разбогатеть. Но главное, разобраться с целями, зачем вам деньги? Что вы хотите на них купить? Поразмыслив об этом, можно выйти на новый уровень отношений и с самим с собой, и с деньгами!

    «Деньги требуют взрослого отношения» - настаивает психотерапевт, заведующий «Психотерапевтическим центром» Алексей Андреянов.

    Деньги – штука серьезная, можно сказать, овеществленный труд. Это время и силы, потраченные на их зарабатывание, и в этом смысле деньги – безусловная ценность, было бы странно ими пренебрегать. Финансы требуют взрослого отношения, а это возможно, только если вы обладаете достаточной степенью психологического развития, называемой дифференциацией. По-простому, эмоциональной зрелостью, способностью разделять мысли и чувства, быть независимым от мнения других людей: дружба дружбой, а деньги врозь. В норме человек стремится отделять деньги и личные отношения, распределяет финансы спокойно и по-взрослому, не вмешивая или несколько придерживая сострадание, жалость и любовь. Впрочем, чаще все же встречаются отклонения от этой нормы.

    Многие люди находятся в «слиянии» со своими близкими, друзьями, товарищами, одноклассниками. То есть на первом месте у них стоят чувства и лишь потом финансовые блага. Из-за такой расстановки приоритетов, например, людям неудобно брать деньги за свои услуги или они не могут отказать просьбе дать взаймы. И, как правило, все заканчивается тяжелейшим травматичным опытом: долги не возвращают, и дружба надломлена. В этой связи стоит помнить: когда вы кому-нибудь занимаете, вы пускаете человека в свои границы, выражаясь аллегорично – одалживаете себя. Взрослый человек в этом сложном вопросе спокойно обозначает свои границы. Вполне возможен и такой ответ: «Я к тебе хорошо отношусь, и мне неловко тебе отказывать, но в этой ситуации денег взаймы не дам. Не обижайся, пожалуйста, мне важны наши отношения».

    Другая крайность – полная холодность, когда финансы главенствуют, становятся единственным мерилом счастья и успеха для человека. Так, например, при нарциссическом расстройстве личности случается, что по финансовому статусу выбираются друзья, любимые, круг общения. Главное – успех, а отношения с людьми – обесценены. В такой системе собственные неудачи могут переживаться как полный крах. И из ощущения собственной исключительности человек скатывается в другую крайность – чувство собственного уничижения.

    В «большой психиатрии» хорошо известна еще одна патология с привкусом денег. Депрессия – угнетение настроения нередко чередуется эпизодами «мании». Бывает, при легком повышении эмоционального фона люди начинают совершать необдуманные финансовые операции. Совершать покупки, несоразмерные уровню дохода, внезапно выводить оборотные средства из собственного дела или вкладываться в сомнительный бизнес. Человек в таком состоянии не полностью отдает себе отчет. Стоит перед вами такой веселый, оптимистичный, довольный, а сам только что обанкротился или кредитов набрал, с которыми век не расплатиться.

    Ситуации разные. Иногда от людей можно услышать: «деньги – бумага» или «цветные фантики». Обесценивание денег становится своеобразным протестом. Например, против богатых родителей. Кстати, в каждой второй семье, где существует полярность «власть - подчинение», финансы становятся камнем преткновения. Раньше зарабатывали много, сейчас мало, затянувшееся безденежье, или жена стала получать больше мужа. Деньги – гигантская часть жизни, и вокруг них разворачиваются и драмы, и радости.

    Одни стремятся в финансовые пирамиды, верят в моментальное обогащение и биткоины. Другие рады обманываться, набирают кредиты, питая себя иллюзией наличия денег. Но радость прихода финансов сменяется горечью ежемесячных выплат. Мысли о выплатах, долгосрочность кредита нередко переживаются как бесконечная тяжесть.

    Всегда нужно трезво оценивать риски и быть готовым к потере. В начале любого предприятия спросите себя, сколько вы готовы отдать безвозвратно? Деньги реально любят счет и тех, кто уважает их и себя. В общем и целом - деньги важная вещь, НО не определяющая. Как показывает практика, человек чувствует себя счастливым не когда он богат, а когда он востребован в личной и профессиональной жизни, уважаем людьми.
    И да пребудут с вами ДЕНЬГИ!

    Надежда Лавриненко
    Фото Светланы Тютриной,
    Анны Синельниковой