Войти
Образование в России
  • Как подготовиться к огэ по истории Преимущества дистанционной подготовки к ОГЭ
  • Lorem что значит. Что такое Lorem ipsum? Обширноприменяемый вариант текста
  • Н овые подходы в обучении иностранным языкам в ходе модернизации образования левин д
  • Развивающая игра для детей — Головоломки со спичками Спичечные головоломки
  • Исследователи Африки и их открытия
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Стихотворение «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…») Н.А. Некрасова

    Стихотворение «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…») Н.А. Некрасова

    Позднее стихотворение “Элегия” (А.Н. Е<раков>у) (1874) кажется нарочито старомодным, подчеркнуто традиционалистским. Оно написано александрийским стихом (6-стопные ямбы с парной рифмовкой), выдержано в высоком, торжественном стиле, дидактически-назидательно, насыщено мотивами, восходящими к поэзии прошлых времен. Некрасов отказался от мысли начать его следующим остроумным двустишием: “Старо, не правда ли, печь хлебы из муки? / Однако ж из песку попробуй, испеки!” Это двустишие удачно предваряло бы последующие строки, однако его некоторая смешливость не была бы вполне уместной в скорбном и величественном контексте всего остального. В результате начата “Элегия” так:

    Пускай нам говорит изменчивая мода,
    Что тема старая “страдания народа”
    И что поэзия забыть ее должна,
    Не верьте, юноши! не стареет она.

    Это непосредственный отклик на лекцию известного филолога О.Ф. Миллера, в которой он утверждал, что Некрасов повторяется, продолжая варьировать исчерпанную им уже тему “страданий парода”. Поэт возражает: нет, эта тема неисчерпаема, “не стареет”. Уже Пушкин употреблял глагол “стареет” с ударением на втором слоге, Некрасов же в данном случае предпочитает архаическую форму. Здесь он несколько похож на старца, поучающего “юношей” и отвергающего всякую новомодность.

    ... Увы! пока народы
    Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
    Как тощие стада по скошенным лугам,
    Оплакивать их рок, служить им будет Муза...

    О некрасовской Музе см. в разделе этой главы, посвященном” стихотворению “Вчерашний день, часу в шестом...”. “Влачатся”, “тощие”, “покорствуя бичам” - явственные отзвуки пушкинской “Деревни” (1819), нескрываемая цитата. Антикрепостнический пафос Пушкина, как видно, не устарел и тогда, когда уже отменено крепостное право.

    К народу возбуждать вниманье сильных мира -
    Чему достойнее служить могла бы лира?..

    Где Муза, там, конечно, и лира, опять-таки как и в пушкинских стихах; и следующая строка некрасовской “Элегии” стала хрестоматийной - как бы эпиграфом ко всему творчеству поэта, произносимым с лирико-завещательной интонацией:

    Я лиру посвятил народу своему.

    Но это отнюдь не гарантия того, что народ возблагодарит посвященную ему лиру. У Некрасова есть стихи, в которых выражено горькое сомнение в этом (“Я настолько же чуждым народу / Умираю, как жить начинал”, “И песнь моя бесследно пролетела, / И до народа не дошла она”). В “Элегии” поэт тоже сомневается в признании народа: “Бытьможет, я умру неведомый ему...” Далее мысль поэта обращается к последствиям крестьянской реформы 1861 г. Решила ли отмена крепостного права больные проблемы крестьянской жизни? В “Кому на Руси жить хорошо” сказано, что распавшаяся “цепьвеликая”, одним концом ударив по барину, другим ударила по мужику. В стихотворении “Как празднуют трусу” Некрасов с горечью замечает: “В жизни крестьянина, ныне свободного, / Бедность, невежество, мрак”. Сходный мотив прозвучал и в “Элегии”:

    Я видел красный день: в России нет раба!
    И слезы сладкие я пролил в умиленье...
    “Довольно ликовать в наивном увлеченье, -
    Шепнула Муза мне. - Пора идти вперед:
    Народ освобожден, но счастлив ли народ?..”

    Следующая строфа начинается риторико-стилистической фигурой, суть которой такова: что бы я ни делал, я занят одним. “Внимаю ль песни жниц...” и пр. (ср. у Пушкина: “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”). Слово “песни” - либо винительный падеж множественного числа от “песня” (и тогда глагол “внимаю” - переходный), либо дательный единственного от “песнь”. Скорее первое, хотя есть возможность двоя кого понимания. Так вот, что бы ни делал поэт, он все время ищет ответ на вопрос о том, осчастливила ли свобода крестьян, внесла ли она перемену “В народные судьбы? в напевы сельских дев?/ Иль так же горестен нестройный их напев?” Пушкин в авторских примечаниях к “Евгению Онегину” комментировал свой стих из IV главы “В избушке распевая, дева...”: “В журналах удивлялись, как можно было назвать девою простую крестьянку, между тем как благородные барышни, немного ниже, названы девчонками”. Некрасовские слова “напевы сельских дев” как бы солидарны с мнением Пушкина о том, что о поющей крестьянской девушке можно писать в высоком слоге.

    Заключительная строфа “Элегии” начинается словами “Уж вечер настает”. Они отсылают нас к строке из элегии Жуковского “Вечер”: “Уж вечер... Облаков померкнули края...” В XIX в. не забывали эту элегию старого мастера. Отрывок из нее, как раз начиная с указанной строки, вошел в либретто оперы Чайковского “Пиковая дама” (1890). Жанр элегии, то есть задумчиво-грустного стихотворения, привлекал Некрасова, автора стихотворных циклов “Последние элегии” и “Три элегии (А.Н. Плещееву)”, последний создан в год написания рассматриваемого стихотворения, в котором слышен элегический отзвук из Жуковского.

    В последней строфе лирический герой бродит в “прохладной полутьме”, благословляет “сельские труды”, шлет проклятия “народному врагу”, молится за “друга” и поет. Громкой песне внемлет и вторит природа - долы, нивы, горы, лес.

    Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
    Кому посвящены мечтания поэта, -
    Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

    У разных поэтов варьируется сходный мотив: пророк, проповедник, певец, поэт заворожил природу, которая благодарно прислушивается к нему, а вот живые люди, к которым он обращается, глухи, невосприимчивы к его вдохновенному слову. См. “Пророк” Лермонтова, “Бэда-проповедник” Полонского, “Слепой” А.К. Толстого. Некрасов, как видно, подключается к этой прочно сложившейся традиции. А заключительная строка прямо отсылает нас к концовке 1-го тома “Мертвыхдуш” Гоголя: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”. Это одно из многих обращений Некрасова к гоголевскому творческому опыту.

    Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта — «Элегия». Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: «То, что составляло его (Некрасова) любимую тему — непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему».

    Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши! не стареет она. Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, то есть александрийский стих — торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской «Деревней». Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:

    …Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам… И у Пушкина: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам…

    Это сравнение призвано, лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь времен. Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в «Элегию» описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель — служение народу — до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную.

    Не случаен здесь и выбор жанра: элегия — это традиционный лирический жанр, содержание которого — любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз — со стихотворением «Эхо»:

    На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!

    Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения: …Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, — Увы! не внемлет он — и не дает ответа… «Не дает ответа» — это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя «Мертвые души». Не только народ — но и вся Русь — вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.

    Анализ стихотворения Некрасова «Пускай нам говорит изменчивая мода»

    Другие сочинения по теме:

    1. Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со...
    2. Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно — «Накануне светлого праздника» (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда — кузнецов,...
    3. В стихотворении «Пчелы» (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья —...
    4. Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть — элегия, а вторая — сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет...
    5. В основу его положен народный анекдотический рассказ о том, как смотритель почтовой станции принял медведя, случайно очутившегося на прискакавшей тройке,...
    6. Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта». При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще...
    7. «Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих...
    8. Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо — вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
    9. В стихотворении есть «событийный» сюжет, показывающий процесс перерождения поэта, не удовлетворенного своей деятельностью, в поэта-пророка, способного «глаголом жечь сердца людей»;...
    10. Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется...
    11. Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить...
    12. Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие...
    13. Стихотворение это чрезвычайно важно для понимания развития пушкинской народности. Но традиционно оно рассматривается (и то бегло) в плане «утверждения идеи...
    14. Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и...Сочинение на тему роли крестьянства в произведениях Некрасова. С исчерпывающей полнотой и ясностью в картинах, поражающих своей правдивостью, отобразил Некрасов...

    Имя русского поэта и публициста Некрасова теснейшим образом связано с понятием гражданской народной лирики. Николай Алексеевич, дворянин по происхождению, жил интересами самого многочисленного класса современной ему России - крестьянства. Поэту претила лицемерная позиция помещиков, которые, несмотря на образованность и либеральные настроения, продолжали оставаться крепостниками, по сути - рабовладельцами. Именно поэтому свою лиру Некрасов сознательно посвятил народу, надеясь на то, что пылающее поэтическое слово найдет отклик и сможет что-то изменить. Эта идея звучит и в произведении «Элегия». Стих Некрасова и сегодня выглядит современным.

    Как появилось стихотворение «Элегия»

    Народ и родина - центральная тема всех сочинений Некрасова. Однако не все современники сочувствовали настроениям поэта. Делая анализ стихотворения «Элегия» Некрасова, невозможно не упомянуть о том, что лирическое произведение стало ответом-опровержением тем критикам, которые упрекали поэта в том, что он «исписался» в теме о страданиях народа и не способен сказать что-то новое. Посвящение, предваряющее строки «Элегии», адресовано другу стихотворца А. Еракову - глубоко отзывчивому и умному человеку. Произведение было подарено ему на именины и сопровождались письмом, в котором поэт говорил, что это «самые задушевные и любимые» его стихи.

    Исторический фон, на котором творил Некрасов

    «Элегия», анализ которой будет представлен в статье, была написана в 1874 году, спустя тринадцать лет после Проблема, которая тревожит сердце Некрасова, выражена в вопросе: счастлив ли освобожденный от пут крепостничества народ? Нет, ожидаемого расцвета не произошло, простые люди так же обездолены и угнетены. Некрасов был сторонником так называемого «американского» пути развития капитализма в России, по его мнению, крестьянин тогда только заживет счастливо и привольно, когда будет вести личное хозяйство. Практику эксплуатации резко и непримиримо осуждал поэт и гражданин Некрасов.

    «Элегия». Анализ содержания стихотворения

    В первой части автор ссылается на модные тенденции, в которых нет места социальным настроениям, и сокрушается о том, что времена, когда поэзия сможет воспевать красоту, еще не наступили. Муза должна звучно взывать к совести «сильных мира», пока «народы влачатся в нищете» и покорно сносят свое физическое и моральное рабство. Дальше поэт утверждает, что сам он «посвятил лиру» народу и высказывает свое кредо: пусть не сразу виден результат, и кажутся безнадежными усилия, тем не менее «каждый в бой иди!» Во второй части стихотворения идиллические картины крестьянской жизни представляет читателю Некрасов. «Элегия» (анализ произведения мы позже дополним исследованием поэтических приемов, используемых автором) очень нежно и одновременно возвышенно передает любовь и уважение поэта к народу-труженику. В третьей части Некрасов апеллирует к природе, олицетворяющей вселенную, и противопоставляет ее живой и страстный отклик безучастному безмолвию народа, которому посвящены страстные призывы поэта.

    Художественные особенности стихотворения

    Когда Некрасов провозгласил, что поэт обязан быть гражданином, ему пеняли, мол, гражданские мотивы вытеснили в его творениях поэзию. Так ли это? Анализ стиха «Элегия» Некрасова подтверждает, что поэт был вовсе не чужд эффектных поэтических приемов. Написанное шестистопным ямбом с пиррихиями стихотворение сразу берет взволнованно-торжественную интонацию и напоминает о высоких образцах классицизма. Об этом же свидетельствуют слова высоко стиля: «внемлет», «девы», «рок», «влачатся», «вторят», «лира». Исследуя стихотворение, убеждаемся в том, как умело использует олицетворение Некрасов. «Элегия», анализ которой, конечно, не исчерпывается перечислением представляет нивы и долы внимательно слушающими лирического героя, а лес - откликающимся ему. Очень выразительны эпитеты: «красный день», «слезы сладкие», «наивное увлеченье», «медленный старик», «волнуемый мечтами». Народ под гнетом экспрессивно сравнивается с «тощими стадами» на «скошенных лугах». Лира метафорически осмысливается как воин, несущий службу во благо людей.

    Николай Некрасов, «Элегия». Анализ жанровой формы

    Жанр элегии возник в античные времена, слово переводится на русский язык, как «жалобный мотив флейты». Это грустная, задумчивая и даже унылая лирика, цель которой описать и создать у слушателя печальные раздумья о быстротечности времени, о разлуке с милыми людьми и местами, о превратностях любви. Почему же для своего социального по содержанию стихотворения Некрасов выбрал именно этот жанр? Любовь к народу носила у него не риторический характер, она была остра, трагична и неизбывна. Элегический жанр, приготовленный для выражения очень личных чувств, подчеркивает, насколько бережно, интимно и болезненно отношение поэта к народной доле. Одновременно, Некрасов как бы перечеркивает традицию посвящать лирические творения индивидуальным переживаниям и полемически провозглашает другую «моду» - лира должна отражать общественные интересы, как сугубо личные.

    В заключение

    Возможно, в сочинениях поэта лирика уступала гражданственности, и его стихи не очаровывают неуловимым дыханием гармонии. Однако кто будет спорить с тем, что Николай Алексеевич Некрасов мудр, в высшей степени сострадателен, и ему дорого будущее его страны? Именно за это мы и благодарны этому великому русскому поэту.


    Стихотворение "Элегия" Н.А. Некрасов написал в 1874 году в ответ на критику со стороны литературных историков. Они считали творчество поэта однообразным и повторяющимся, потому что основная тема Некрасова - изображение жизни русского народа. Но в то время крепостного права уже не было, а значит, многие считали, что крестьяне стали жить счастливо, и что данная проблема не актуальна.

    Стихотворение относится к теме народа, как и большинство произведений Некрасова. Но здесь поэт обращается прежде всего к неизвестным оппонентам, утверждая, что проблема счастья простых людей актуальна до сих пор.

    Пока народы

    Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

    Как тощие стада по скошенным лугам

    Некрасов считает важным "к народу возбуждать вниманье сильных мира", потому что крестьяне, получив свободу, всё также бедствуют. И поэт полностью их понимает, ведь ему самому приходилось жить в полной нищете на улице.

    "Я лиру посвятил народу своему", - он спокоен за то, что герои его произведений - крестьяне, а не знатные люди. Ему посчастливилось видеть красный день, когда отменили крепостное право, но в этот момент заговорила Муза, и появился вопрос: "Народ освобождён, но счастлив ли народ?" В поисках ответа поэт обращается к повседневной жизни крестьян, трудящихся на поле и полностью отдающихся своей работе. Взволнованный, он не находит ответа на "тайные вопросы" о том, пришли ли перемены в народные судьбы, "в напевы сельских дев", или нет.

    Завершая "Элегию", Некрасов отмечает, что он не знает, лучше или хуже стало житься русским крестьянам. Он только просит благословения сельским трудам, сулит проклятия народному врагу и молит у небес могущества другу.

    Природа внемлет мне,

    Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

    Не внемлет он - и не дает ответа...

    Некрасов хотел выразить своё чувство любви и долга к народу, понимание проблем простых людей. Он обратил внимание на проблему счастья и показал, что отмена крепостного права вовсе не означает, что народ стал свободным и счастливым.

    Поэт использует лексические и синтаксические средства выразительности: эпитеты («слезы сладкие», «красный день»), метафору («служить им будет муза»), олицетворение («И лес откликнулся…», "природа внемлет мне), анафору («И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся…»), риторический вопрос («Чему достойнее служить могла бы лира?»), а также такой вид звукописи, как аллитерацию («Что тема старая – «страдания народа», «И слезы сладкие я пролил в умиленье…») Все эти стилистические фигуры передают настроение поэта, его волнующую мысль. Стихотворение написано в двухсложном размере - ямбе, используется парная рифмовка, она придаёт тексту ясность, и в то же время выразительность.

    Элегия впечатляем своим настроением, простой и в то же время хорошей рифмовкой, выразительностью. Поэт выступает как страстный защитник народных интересов, и даже природа ему "внемлет".

    "Важно только одно - любить народ, Родину, служить им сердцем и душой"

    Обновлено: 2017-09-25

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Анализ стихотворения

    1. История создания произведения.

    2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

    3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

    4. Особенности композиции произведения.

    5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

    6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

    Стихотворение «Элегия» было написано Н.А. Некрасовым в 1874 году. Оно посвящено А.Н. Еракову, другу поэта, ставшему мужем его любимой сестры, Анны Алексеевны Буткевич. А.Н. Ераков был инженером путей сообщения. Это был добрый, отзывчивый человек, обладающий большим художественным вкусом. Ему же посвящено стихотворение «Недавнее время». Некрасов послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом, в котором говорилось: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Поводом к написанию произведения стало выступление историка литературы О.Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться, что «непосредственное описание страданий народа Некрасовым исчерпано».

    Жанр произведения указан в названии – элегия. Тема его – положение русского народа и роль поэта в обществе. Так в жанр элегии, традиционные мотивы которой – любовь, грусть, душевная рефлексия и размышления о жизни, Некрасов вводит социальную проблематику. Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Стиль его – реалистический.

    Начинается стихотворение мыслью о «русском народе». Оппонируя критикам, лирический герой размышляет о том, насколько эта тема актуальна, важна для поэзии. Первые четыре строчки представляют собой зачин, определение темы:

    Пускай нам говорит изменчивая мода,
    Что тема старая – «страдания народа»
    И что поэзия забыть ее должна, -
    Не верьте, юноши! не стареет она.

    И уже здесь Некрасов выступает новатором. Элегия открывается не мотивом тоски и не анализом собственных чувств, как мы уже отмечали выше, а обращением к юношеству. И здесь мы слышим интонации и проповеди, и завещания, и открытого призыва.

    Затем мы видим развитие темы. Лирический герой приходит к выводу, что нет предмета достойнее и значительнее, что поэт обязан «Толпе напоминать, что бедствует народ», «К народу возбуждать вниманье сильных мира». Муза, по мнению героя, должна стать неизменной спутницей народной судьбы:

    Увы! пока народы
    Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
    Как тощие стада по скошенным лугам,
    Оплакивать их рок, служить им будет муза,
    И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

    Тон речи здесь становится торжественным и взволнованно-патетическим. Стихотворение Некрасова перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт скорбит о тяжкой доле крестьянина:

    Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
    Здесь рабство тощее влачится по браздам…

    Этой реминисценцией Некрасов как бы дает понять, что со времен Пушкина в жизни народной мало что изменилось, что тема эта по-прежнему очень важна. Анализируя свой жизненный путь, герой восклицает:

    Я лиру посвятил народу своему,
    Быть может, я умру неведомый ему,
    Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
    Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
    Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

    Далее он обращается к конкретным фактам, вспоминая о событии, современником которого он стал, – об отмене крепостного права. Однако сделало ли это освобождение русский народ счастливым? На этот вопрос ответа мы не находим:

    Я видел красный день: в России нет раба!
    И слезы сладкие я пролил в умиленье…
    «Довольно ликовать в наивном увлеченье, -
    Шепнула муза мне, – пора идти вперед:
    Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

    В третьей части тон лирического героя становится спокойным, повествование приобретает идиллически-элегический характер. С грустью он отмечает, что реформа не принесла народу облегчения. Риторические вопросы передают горестные размышления его:

    Ответа я ищу на тайные вопросы,
    Кипящие в уме: «В последние года
    Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
    И рабству долгому пришедшая на смену,
    Свобода наконец внесла ли перемену
    В народные судьбы? в напевы сельских дев?
    Иль так же горестен нестройный их напев?..».

    Последняя строфа элегии раскрывает мысли о творческом вдохновенье и о народе. Призыв поэта, его вопросы остаются безответными. Лишь в природе он находит отклик на зов своей души:

    И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
    И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
    И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
    Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
    Кому посвящены мечтания поэта, -
    Увы! не внемлет он – и не дает ответа…

    Здесь есть реминисценция из пушкинского стихотворения «Эхо»:

    Ты внемлешь грохоту громов,
    И гласу бури, и валов,
    И крику сельских петухов -
    И шлешь ответ;
    Тебе ж нет отзыва… Таков
    И ты, поэт!

    Мысль обоих поэтов схожа: их творчество не может найти отклик среди народа. Природа здесь противопоставлена людям.

    В этом стихотворении достаточно отчетливо предстает перед нами образ лирического героя. Это уже немолодой человек, избравший свой путь и идущий по нему, когда с него сошли многие. Это человек цельный, хотя и ему известны колебания и ошибки, наивность увлечений, не слишком большая уверенность в своих силах («Быть может, я умру неведомый ему…»). Это человек мудрый и мужественный («…каждый в бой иди! А бой решит судьба…»). Ему небезразлична судьба юношества – будущего России. Это талантливый поэт, творящий по свободному вдохновению («И песнь сама собой слагается в уме…»). Он уверен, что жить честно можно только в беззаветном служении народу («К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?»).

    Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – зачин, обращение к юношеству. Вторая часть – развитие темы, провозглашение гражданского служения поэзии Отчизне, анализ собственного творческого пути. Третья часть – концовка, размышления о русском народе. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом – страданий народа. В финале лирический герой не говорит об этом прямо, но народ не внемлет его призывам, народ «безмолвствует». Этот мотив безмолвия сопряжен с темой нравственных страданий. Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции.

    Стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихиями, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («слезы сладкие», «красный день»), метафору («служить им будет муза»), олицетворение («И лес откликнулся…»), сравнение («Как тощие стада по скошенным лугам…»), анафору («И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся…»), риторический вопрос («Чему достойнее служить могла бы лира?»), риторическое восклицание («Но каждый в бой иди!»), аллитерацию («Что тема старая – «страдания народа», «И слезы сладкие я пролил в умиленье…»), фразеологизм («возбуждать вниманье сильных мира…»). Поэт использует «высокую» лексику: «внемлет», «влачатся», «рок», «лира», «внимаю», «дев».

    Таким образом, Некрасов рассматривал поэтическое творчество как гражданское служение Отчизне, русскому народу. Муза его явилась музой мести и печали, музой, иссеченной кнутом. Отрицая «искусство для искусства», поэт «понял смысл своего призвания и служил ему неизменно, не уклоняясь в стороны, не делая никаких уступок и не увлекаясь ложными, хотя и блестящими призраками. Подобными увлечениями можно упрекнуть многих, только не Некрасова, который понимал, что «покуда не видно солнца ниоткуда», то поэту с подобным настроением «стыдно спать» и

    Еще стыдней в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать».