Войти
Образование в России
  • Как подготовиться к огэ по истории Преимущества дистанционной подготовки к ОГЭ
  • Lorem что значит. Что такое Lorem ipsum? Обширноприменяемый вариант текста
  • Н овые подходы в обучении иностранным языкам в ходе модернизации образования левин д
  • Развивающая игра для детей — Головоломки со спичками Спичечные головоломки
  • Исследователи Африки и их открытия
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Виктор астафьев егэ. Сборник идеальных эссе по обществознанию

    Виктор астафьев егэ. Сборник идеальных эссе по обществознанию

    В клетке зоопарка токовал глухарь. Днем. Прилюдно. Клетка величиной в два-три письменных стола являла собой и тюрьму, и «тайгу» одновременно. В углу ее было устроено что-то вроде засидки в раскоренье.



    Сочинение

    В.П. Астафьев – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в нашем мире. Его, как и многих других, волнуют проблемы взаимосвязи всего живого на земле, и сегодня, в год экологии, поднимаемая автором проблема является как никогда актуальной. Каковы отношения человека и природы? Этим вопросом задается в своем тексте В.П. Астафьев.

    Автор рассуждает о том, что зоопарк – это самое страшное, что мог придумать человек по отношению к природе. Это продукт человеческой лени и жажды потреблять, жажды наживы: всего два гривенника – и можешь ощущать себя королем над стремительно угасающими живыми существами. Виктор Петрович иллюстрирует: в маленьких, похожих на тюрьмы клетках ютятся и пытаются выживать животные, в глазах которых все еще застыл образ обетованной, а люди кидают им в клетки семечки, орехи, «будто уличному певцу в уплату». Писатель наводит нас на мысль о том, что мучение животных, их истребление, оскудение земель – все это лежит на совести человека, использующего природы в своих личных целях.

    Мысль, которую доносит до нас В.П. Астафьев, звучит призывом ко всем людям: берегите природу, перестаньте бездумно тратить её ресурсы, цените то, что у нас есть, и наблюдайте за всем со стороны, не вырывая животных из собственной среды – иначе вы уничтожите самих себя.

    И я, конечно, не могу не согласиться с мыслью автора. Я тоже считаю, что с каждым годом человек все больше ощущает себя царем всего мира, королем всего живого – и потому без сожаления и задней мысли расходует все природные ресурсы, портит мир вокруг себя, вырубает леса и уничтожает популяции животных. А, на самом деле, все это ничто иное как самоуничтожение, ведь человек зависим от природы, он – её неотъемлемая часть, и вместо того, чтобы быть с природой одним целым, мы рубим сук, на котором сидим.

    К счастью, природа не всегда дает себя в обиду, и на факты вопиющей наглости она отвечает местью и преподаёт людям урок. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» человек изображен наглым и бесчестным потребителем, а природа – справедливым судьей. Игнатьич, главный герой, вместе со своим товарищем занимался браконьерством и в деле своем никогда не знал меры. Однажды природа наказала его за такое отношение: поймав огромного осетра, герой угодил вместе с рыбой в воду и чуть не утонул. Только в тот момент, когда жизнь Игнатьича была подвергнута опасности, он начал раскаиваться во всех своих грехах. Таким образом человек был проучен за свое потребительское отношение к природе. Астафьев на примере своих героев призывает всех людей быть ответственными по отношению к окружающему миру и охранять природу от губительного воздействия цивилизации.

    Повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» повествует о том, насколько разрушительной может быть для природы деятельность человека. Острову Матера угрожает затопление, потому что он становится жертвой строительства ГЭС. Писатель описывает жизнь на острове как своеобразный символ тесной связи людей с родной землей, современный же человек – убийца, заставляющая все жителей сжигать кладбища бросать родные дома и переселять на чужие, неплодородные земли. Через своих героев В.Г. Распутин доносит до читателя мысль о том, что в наше время человек не живет, а «пристраивается», окончательно теряя естественную связь с землей. Это, как мне кажется, и становится причиной такой хладнокровности и постепенной гибели всего живого на Земле, а, значит, постепенной гибели самого человека.

    Человек привык не ценить то, что дается ему без особого труда, и природа не стала исключением. Получив в руки ценные ресурсы, он начинает пользоваться ими так, как ему захочется, бездумно растрачивая все, что имеет, забывая при этом, что без этих самых ресурсов невозможна жизнь его самого. Каждому из нас стоит начать менять свое отношение к окружающему мир, попутно меняя отношение ближнего своего, иначе погибнет все живое на земле, и человек станет первой жертвой.

    (1) В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие та­почки с розочками-аппликациями на носках.

    (2) Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.

    (3) Инвалид принялся заправлять постели.

    (4) Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хо­тя и не очень споро, - привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

    (6)- Мурочка! (7)Всё в порядке, - известил он даму и присел к столику.

    (8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»

    (9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.

    (Ю)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:

    (11)- Ну, хорошо, хорошо! - (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на ниж­нем месте.

    (13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

    (15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? - строго мол­вила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

    (17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.

    (21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться бо­ялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конеч­но, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямоли­нейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.

    (По В. Астафьеву)

    Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) - советский и российский писа­тель.

    Сочинение

    Отношения между любящими людьми порой кажутся странными для окру­жающих, не понятыми ими. Между тем любовь может иметь разные проявления: любовь-дружба, любовь-страсть, романтическая любовь.

    Проблему рабской любви поднимает в своём тексте Виктор Петрович Аста­фьев.

    В центре внимания писателя отношения супружеской пары, с которой он позна­комился, оказавшись с ними в одном купе поезда. Муж-инвалид войны, удивитель­но трогательно заботится о своей жене - Мурочке: и постель ей заправляет одной рукой, и нижнюю полку уступает, хотя ему непросто было забраться на верхнюю, ввиду своего увечья.

    Жена холодно принимает всю его заботу, строго одёргивает: «Да ложись ты, ра­ди Бога, ложись! Что ты возишься? ».

    Особенно поражает тот факт, что инвалид - известный архитектор. Он едет с совещания, а Мурочка его сопровождает, «чтобы ему не так трудно было в пути», совсем не облегчая тяготы его жизни.

    Автор пишет о том, что «такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь непосильно». То есть Виктор Петрович не понимает и не принимает таких отношений, в которых один человек самозабвенно любит, а другой лишь покрови­тельственно принимает эту любовь. Видимо, писателю кажется, что недопустим перекос в отношениях и унизителен для того, кого любовь снисходительно прини­мают.

    Герой рассказа очень сильный человек, способный к глубоким чувствам, кото­рые переполняют его и требуют своего проявления. И он счастлив тем, что может заботиться о любимой жене и быть ей настоящим другом, как то и подобает настоя­щему мужчине. Он любит за двоих.

    В жизни очень часто именно так складываются отношения: один любит сильнее другого. Об этом писал ещё Ф.И. Тютчев в стихотворении «Определение», правда, представляя отношения в любви как «роковое слияние» и «поединок роковой»:

    И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец...

    Такой трагический финал (более ранний уход из жизни любящего сердца) пред­рекает любовным отношениям поэт, и его поддерживает в этой мысли А.И. Куприн, описывая в повести «Гранатовый браслет» безответную возвышенную любовь Желткова к гафине Вере, поглотившую его целиком. Из-за запрета мужа и брата Веры даже видеть её и требования уехать из города герой повести обрывает свою жизнь, не видя в ней смысла без Веры, тем самым иллюстрируя концепцию любви писателя: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».

    Таким образом, жертвенная любовь, отмеченная ещё Аристотелем, действи­тельно присутствует в нашем мире, и связана она с тем, что в паре кто-то любит сильнее.


    (1)Когда бываю в Красноярске, я всегда еду в Овсянку к Виктору Петровичу: пройтись по его селу, заглянуть в его домик, зайти в его библиотеку, в его церквушку...

    (2)Виктор Петрович Астафьев явился на свет 1 мая 1924 года и, пройдя через сиротство, бездомность, кровь, раны и грязь войны, через цепь нескончаемых битв, перенеся всю боль и каторжные муки писательского труда, оставил нас поутру 29 ноября 2001 года.

    (3)Казалось бы, жизнь делала всё, чтобы не было у нас такого писателя. (4)Она изувечила его детство, кинула в мясорубку войны, добивала вернувшегося с фронта солдата послевоенной нищетой и голодухой, мучила сознание идеологическими догмами, кромсала безжалостным цензурным скальпелем лучшие строки. (5)Он выстоял! (6)Не сделался ни озлобленным обывателем, ни диссидентом с кукишем в кармане, ни литературным барином вроде тех, чьи имена как-то мгновенно исчезли, канули в лету. (7)Он всегда оставался самим собой, не считаясь с пустыми и бездарными мнениями, с «веяниями» времени, с навязываемыми нормами. (8)Астафьев сам по себе был и норма, и правило и, как доказало время, стал истинно национальным писателем в самом высоком смысле этого трудного понятия. (9)Все мы, кто знал его, был в переписке с ним, дружил с ним, как-то привыкли к тому, что есть вот такой у нас Виктор Петрович − мудрый, весёлый, рассудительный, горячий.

    (10)Астафьев учил нас прежде всего свободе и сам был свободным − и в жизни, и в творчестве. (11)Помню, на одной из встреч его спросили: «Как стать свободным человеком?» (12)Виктор Петрович с улыбкой ответил: «(13)Начните с того, что перестаньте врать самому себе и прогибаться перед начальником».

    (14)Усталый, больной, иструдивший душу до дна, он каждое утро садился за рабочий стол, чтобы не только успеть дописать задуманное (сколько ещё осталось нерождённых сюжетов и героев, с которыми нам уже никогда не встретиться!), но и для того, чтобы честно заработать свой хлеб, кормить семью, поднимать сирот-внуков, помогать сыну и его семье. (15)«Какая тяжкая, сжигающая нас, как на огне, наша работа!» − пишет он в одном из писем. (16)А в другом письме: «...даже кувалда, которой в своё время орудовал в литейном цехе, не выматывала так, как “лёгонькое” перо писателя. (17)Но и, конечно же, ни одна моя работа и не приносила столько восторга, как это литературное дело. (18)Когда вдруг из ничего, из обыкновенного пузырька с чернилами извлечёшь что-то похожее на жизнь, воссоздашь из слов дорогую себе, а иногда и другим людям картинку или характер и замрёшь, как художник перед полотном, поражённый этим волшебством – ведь из ничего получилось! (19)Господи! (20)Да неужели это я сделал?»

    (21)Безусловно, душа Астафьева, звезда Астафьева будет вечно светить настоящим и будущим его читателям. (22)И он вечно будет наш…

    (по Г. К. Сапронову *)

    * Геннадий Константинович Сапронов (1952–2009) – журналист, издатель, член Ассоциации книгоиздателей России.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) В. П. Астафьев не понаслышке знал, что значит быть сиротой и не иметь дома.

    2) Вопреки безжалостной цензуре, которая активно вмешивалась в литературную жизнь тех лет, произведения Астафьева благополучно публиковались без каких-либо поправок.

    3) Астафьев, ратуя за свободу в жизни и творчестве, писал только в моменты вдохновения и никогда – ради зарабатывания денег.

    4) По мнению В. П. Астафьева, тяжёлая физическая работа в литейном цехе была для него не так тяжела, как труд писателя.

    5) Когда Астафьеву удавалось создать удачное, с его точки зрения, произведение, он испытывал чувство удивления и восторга.

    Пояснение.

    1) В. П. Астафьев не понаслышке знал, что значит быть сиротой и не иметь дома. Верно, предложение 2.

    2) Вопреки безжалостной цензуре, которая активно вмешивалась в литературную жизнь тех лет, произведения Астафьева благополучно публиковались без каких-либо поправок. Нет такой мысли. Есть о том, что «жизнь..кромсала безжалостным цензурным скальпелем лучшие строки».

    3) Астафьев, ратуя за свободу в жизни и творчестве, писал только в моменты вдохновения и никогда – ради зарабатывания денег. Неверно, «но и для того, чтобы честно заработать свой хлеб, кормить семью, поднимать сирот-внуков, помогать сыну и его семье.»

    4) По мнению В. П. Астафьева, тяжёлая физическая работа в литейном цехе была для него не так тяжела, как труд писателя. Верно. (16)А в другом письме: «...даже кувалда, которой в своё время орудовал в литейном цехе, не выматывала так, как «лёгонькое» перо писателя.

    5) Когда Астафьеву удавалось создать удачное, с его точки зрения, произведение, он испытывал чувство удивления и восторга. Верно. 17)Но и, конечно же, ни одна моя работа и не приносила столько восторга, как это литературное дело. (18)Когда вдруг из ничего, из обыкновенного пузырька с чернилами извлечёшь что-то похожее на жизнь, воссоздашь из слов дорогую себе, а иногда и другим людям картинку или характер и замрёшь, как художник перед полотном, поражённый этим волшебством – ведь из ничего получилось!

    Ответ: 1, 4, 5.

    Ответ: 145

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

    1) В предложениях 1−2 представлено рассуждение.

    2) Предложение 6 поясняет содержание предложения 5.

    3) В предложениях 10−13 представлено описание.

    4) В предложениях 17−20 представлено рассуждение с элементами повествования.

    5) В предложениях 16−17 представлено повествование.

    Пояснение.

    1) В предложениях 1−2 представлено рассуждение. Неверно, здесь повествование.

    2) Предложение 6 поясняет содержание предложения 5. Верно.

    3) В предложениях 10−13 представлено описание. Неверно, здесь повествование.

    4) В предложениях 17−20 представлено рассуждение с элементами повествования. Верно.

    5) В предложениях 16−17 представлено повествование.Неверно. Это рассуждение.

    Ответ: 2, 4.

    Ответ: 24|42

    Актуальность: Используется с 2015 года

    Среди предложений 16–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    (22)И он вечно будет наш…

    Он -это Астафьев из предложения 21. Союз и также есть.

    Ответ: 22.

    Ответ: 22

    Правило: Задание 25. Средства связи предложений в тексте

    СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

    Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum - ткань, связь, соединение).

    Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.

    Формулировка задания может быть такой:

    Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)

    Или: Определите вид связи между предложениями 12 и 13.

    Помните, что предыдущее - НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание - 1.

    Перейдём к теоретической части.

    Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью . (О связи параллельной скажем ниже). Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте .

    Всё типы связи принято делить на лексические, морфологические и синтаксические . Как правило, при соединении предложений в текст могут быть использованы одновременно несколько видов связи . Это существенно облегчает поиск искомого предложения в указанном фрагменте. Остановимся детально на каждом из видов.

    23.1. Связь при помощи лексических средств.

    1. Слова одной тематической группы.

    Слова одной тематической группы - это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.

    Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата

    Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.

    2. Родовидовые слова.

    Родовидовые слов - слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.

    Примеры слов: Ромашка - цветок; берёза - дерево; автомобиль - транспорт и так далее.

    Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза . Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом ...

    Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок .

    3 Лексический повтор

    Лексический повтор - повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.

    Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе . Повтор того или иного члена предложения - главная особенность цепной связи. Например, в предложениях За садом находился лес . Лес был глух, запущен связь строится по модели «подлежащее - подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях Физика есть наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом - «модель сказуемое - подлежащее»; в примере Лодка причалила к берегу . Берег был усыпан мелкой галькой - модель «обстоятельство - подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова лес и наука стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово берег имеет разные формы. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.

    В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:

    Вот исчезает с карты Отечества Аральское море .

    Целое море !

    Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.

    Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.

    (36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но , очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но .

    (15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших цен­но­стях жизни. (16) 0 цен­но­стях , поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.

    Обратите внимание : разные формы слов относятся к другому виду связи. Подробнее о различии см. в пункте о формах слова.

    4 Однокоренные слова

    Однокоренные слова - слова с одинаковым корнем и общим значением.

    Примеры слов: Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться

    Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.

    Хоть я и понимал, что отношения нужно разорвать , но не мог этого сделать сам. Этот разрыв был бы очень болезненным для нас обоих.

    5 Синонимы

    Синонимы - слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.

    Примеры слов: скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование

    Примеры предложений: На прощание она сказала, что будет скучать . Я знал, что тоже буду грустить по нашим прогулкам и разговорам.

    Радость охватила меня, подхватила и понесла... Ликованию , казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!

    Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз тоже , об этой связи пойдёт речь ниже.

    6 Контекстные синонимы

    Контекстные синонимы - слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).

    Примеры слов: котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица

    Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.

    Я догадался, что она студентка . Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.

    Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.

    7 Антонимы

    Антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.

    Примеры слов: смех, слёзы; горячий, холодный

    Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха . Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.

    Слова её были горячими и обжигали . Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ...

    8 Контекстные антонимы

    Контекстные антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.

    Примеры слов: мышка - лев; дом - работа зелёный - спелый

    Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой . Дома же в нём просыпался лев .

    Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

    Обращаем внимание на неслучайное совпадение терминов (синонимы, антонимы, в том числе контекстные) в этом задании и заданиях 22 и 24: это одно и то же лексическое явление, но рассматриваемое под разным углом зрения. Лексические средства могут служить для связи двух стоящих рядом предложений, а могут и не быть связующим звеном. При этом они всегда будут средством выразительности, то есть имеют все шансы быть объектом заданий 22 и 24. Поэтому совет: выполняя задание 23, обращайте внимания на эти задания. Больше теоретического материала о лексических средствах вы узнаете из правила-справки к заданию 24.

    23.2. Связь при помощи морфологических средств

    Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.

    1. Местоимение

    Связь при помощи местоимений - это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.

    Что необходимо знать:

    Местоимения - это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.

    По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:

    1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);

    2) возвратное (себя);

    3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются также формы личных : его (пиджак) , её (работа) , их (заслуга).

    4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);

    5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной);

    6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);

    7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);

    8) отрицательные (никто, ничто, ничей);

    9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).

    Не забывайте, что местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого» - это формы местоимений.

    Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном .

    Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.

    1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои....

    Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её . Какое из них является той скрепочкой , которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я , то что оно заменило в предложении 1? Ничего . А что заменяет местоимение её ? Слово «школу » из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её .

    В третьем предложении местоимений три: они, какие-то, мои. Со вторым связывает только местоимение они (=этажи из второго предложения). Остальные никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют . Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение они .

    В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.

    2. Наречие

    Связь при помощи наречий - это связь, особенности которой зависят от значения наречия.

    Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.

    Наречия - это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.

    В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:

    Времени и пространства : внизу, слева, рядом, вначале, издавна и подобные.

    Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.

    Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.

    Указательные наречия . (Их иногда называют местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие, а лишь указывают на него ): там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так и подобные.

    Примеры предложений: Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии . Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете. Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.

    Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.

    Возможно использование и других разрядов наречий , например, отрицательных : В школе и в вузе у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и нигде не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.

    3. Союз

    Связь при помощи союзов - самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.

    Связь при помощи сочинительных союзов : но, и, а, зато, также, или, однако и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан. Поэтому следует повторить материал о союзах.

    Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе

    Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».

    Так было всегда...Или это мне так казалось.. .Связь при помощи разделительного союза «или».

    Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.

    Связь при помощи подчинительных союзов: ибо, так что . Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.

    Примеры предложений: Я был в полном отчаянии...Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью. Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.

    Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.

    4. Частицы

    Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.

    Частицы ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же вносят дополнительные оттенки в предложение.

    Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно - любить.. .

    Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.

    После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне... Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.

    5. Формы слова

    Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных

    • если это существительное - числе и падеже
    • если прилагательное - роде, числе и падеже
    • если местоимение - роде, числе и падеже в зависимости от разряда
    • если глагол в лице (роде), числе, времени

    Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.

    Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.

    Я был знаком с сыном капитана . С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.

    Обратите внимание : в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;

    «форм слов» - и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.

    В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.

    Информация для учителя.

    Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»

    Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.

    Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:

    «Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».

    Ниже приведено начало текста, данного для анализа.

    – (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

    (8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

    (11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

    (13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

    Предложение 15 связано с предложением 14 с помощью личного местоимения «он» (Ярцев).

    Предложение 16 связано с предложением 15 с помощью форм слова «лесник» : предложно-падежной формы, управляемой глаголом, и беспредложной формы, управляемой именем существительным. Эти словоформы выражают разные значения: значение объектное и значение принадлежности, и использование рассматриваемых словоформ не несёт стилистической нагрузки.

    Предложение 17 связано с предложением 16 при помощи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг» ).

    Предложение 18 связано с предыдущим при помощи личного местоимения «он» (Берг).

    Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10. Именно предложение 10 текста связано с предыдущим (предложение 9) с помощью лексического повтора (слово «он» ).

    Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором - одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «Национальное образование», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.

    При этом очень сложные случаи, при которых слова, стоящие в разных падежах совпадают по форме, рассматриваются в пособиях по-разному. Автор книг Сенина Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цыбулько (по материалам книги 2017 года) видит лексический повтор. Так, в предложениях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» разные падежи, но при этом несомненно есть та самая стилистическая задача, о которой пишет И.П. Цыбулько. Не углубляясь в лингвистическое решение этого вопроса, обозначим позицию РЕШУЕГЭ и дадим рекомендации.

    1. Все явно не совпадающие формы - это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы - это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.

    2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.

    3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.

    23.3 Синтаксические средства.

    Вводные слова

    Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.

    Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.

    Его приняли на работу. К сожалению , Антон был слишком амбициозен. С одной стороны , компании нужны были такие личности, с другой - он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

    Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.

    (1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.

    Определим, как связаны предложения в этом тексте.

    Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её , которое заменяет имя Маша в предложении 1.

    Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её : «она» - это форма именительного падежа, «её» - это форма родительного падежа.

    Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз тоже , вводное слово казалось , ряды синонимичных конструкций не настаивали на знакомстве и не стремилась к сближению .

    Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

    «Г. К. Сапронов говорит о В. П. Астафьеве просто, честно, без чрезмерных пафосных искажений и ложной идеализации. Используя целый ряд средств художественной выразительности, он рассуждает, описывает и повествует одновременно, благодаря чему у читателя перед глазами возникает живой образ незаурядного человека-писателя. В каждом слове чувствуется глубокое уважение и восхищение личностью Астафьева. На лексическом уровне этому способствует использование такого тропа, как (А)______ ("мудрый, весёлый, рассудительный, горячий" в предложении 9), и такого средства, как (Б)______ ("Астафьев" в предложении 21). Важную роль в тексте играет использование такого приёма, как (В)______ (в предложениях 15–20). На уровне синтаксиса Сапронов активно использует (Г)______ (в предложениях 2, 4, 6).

    Список терминов:

    1) ряды однородных членов предложения

    2) лексический повтор

    3) сравнение

    4) разговорные слова

    5) метонимия

    6) фразеологизм

    8) цитирование

    9) анафора

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    A Б В Г

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Вставим пропущенные термины

    «Г. К. Сапронов говорит о В. П. Астафьеве просто, честно, без чрезмерных пафосных искажений и ложной идеализации. Используя целый ряд средств художественной выразительности, он рассуждает, описывает и повествует одновременно, благодаря чему у читателя перед глазами возникает живой образ незаурядного человека-писателя. В каждом слове чувствуется глубокое уважение и восхищение личностью Астафьева. На лексическом уровне этому способствует использование такого тропа, как (А) эпитеты ("мудрый, весёлый, рассудительный, горячий" в предложении 9), и такого средства, как (Б) лексический повтор ("Астафьев" в предложении 21). Важную роль в тексте играет использование такого приёма, как (В) цитирование (в предложениях 15–20). На уровне синтаксиса Сапронов активно использует (Г) ряды однородных членов (в предложениях 2, 4, 6).

    Ответ: 7, 2, 8, 1.

    Ответ: 7281

    Правило: Задание 26. Языковые средства выразительности

    АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

    Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

    При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь . Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

    26.1 ТРОП-СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

    Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

    В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

    1.Эпитет (в пер. с греч. - приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

    К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными :

    грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

    Эпитеты могут также выражаться:

    -существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать - сыра земля; Поэт - это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

    -наречиями , выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко ...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

    -деепричастиями : волны несутся гремя и сверкая ;

    -местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

    Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);

    -причастиями и причастными оборотами : Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

    2. Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

    Горят аулы, нет у них защиты.

    Врагом сыны отечества разбиты,

    И зарево, как вечный метеор ,

    Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

    Сравнения выражаются различными способами:

    Формой творительного падежа существительных:

    Соловьем залетным Юность пролетела,

    Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

    Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

    Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

    Как хищный зверь , в смиренную обитель

    Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);

    При помощи слов подобный, похожий, это:

    На глаза осторожной кошки

    Похожи твои глаза (А. Ахматова);

    При помощи сравнительных придаточных предложений:

    Закружилась листва золотая

    В розоватой воде на пруду,

    Точно бабочек легкая стая

    С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

    3.Метафора (в пер. с греч. - перенос) - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

    Все метафоры делятся на две группы:

    1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

    2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

    И меркнет звезд алмазный трепет

    В безбольном холоде зари (М. Волошин);

    Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

    И очи синие, бездонные

    Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

    Метафора бывает не только одиночной : она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях - охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора , цельный художественный образ.

    4. Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

    Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли , И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы . (М. Ю. Лермонтов)

    5. Метонимия (в пер. с греч. - переименование) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

    Между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

    Между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, - на золоте едал (А. С. Грибоедов);

    Между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел , трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)

    6. Синекдоха (в пер. с греч. - соотнесение) - это разновидность метонимии , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

    С меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... (А. С. Пушкин);

    С части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

    7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. - описательное выражение), - это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

    А. С.Пушкина - «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой - «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

    8.Гипербола (в пер. с греч. - преувеличение) - это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

    И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

    9. Литота (в пер. с греч. - малость, умеренность) - это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

    И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

    10. Ирония (в пер. с греч. - притворство) - это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

    26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

    Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

    11. Синонимы , т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый -отважный, бежать - мчаться, глаза (нейтр.) - очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

    Синонимы могут быть контекстными.

    12. Антонимы , т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно ), также обладают большими выразительными возможностями.

    Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

    Ложь бывает доброй или злой ,

    Сердобольной или беспощадной,

    Ложь бывает ловкой и нескладной,

    Осмотрительной и безоглядной,

    Упоительной и безотрадной.

    13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

    Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора ), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

    1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята );

    2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету ) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши ); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока - торж. ) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове - неодобр., мелкая сошка - пренебрежит., грош цена - презр. ).

    14. Стилистически окрашенная лексика

    Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

    1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

    а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

    б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга ; презрительные: балбес, зубрила, писанина ; бранные/

    2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

    а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция ); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная ; публицистическая: репортаж, интервью ; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

    б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

    15. Лексика ограниченного употребления

    Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

    Лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет - петух, векша - белка );

    Лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач );

    Лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз - в речи моряков, утка - в речи журналистов, окно - в речи преподавателей );

    Лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам - молодежному: тусовка, навороты, крутой ; компьютерному: мозги - память компьютера, клава - клавиатура ; солдатскому: дембель, черпак, духи ; жаргону преступников: братва, малина );

    Лексика устаревшая (историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка ; архаизмы - устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело - лоб, ветрило - парус ); - лексика новая (неологизмы - слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

    26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств- это уровень предложения или нескольких предложений.

    Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

    16.Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

    Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей? .. (M. Ю. Лермонтов);

    17.Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

    То было в утро наших лет - О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

    Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

    18.Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

    Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

    О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

    19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) - это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

    Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват .

    Анафора (в пер. с греч. - восхождение, подъем), или единоначатие, - это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

    Лениво дышит полдень мглистый,

    Лениво катится река.

    И в тверди пламенной и чистой

    Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

    Эпифора (в пер. с греч. - добавка, конечное предложение периода) - это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

    Хоть не вечен человек,

    То, что вечно, - человечно.

    Что такое день иль век

    Перед тем, что бесконечно?

    Хоть не вечен человек,

    То, что вечно, - человечно (А. А. Фет);

    Досталась им буханка светлого хлеба - радость!

    Сегодня фильм хороший в клубе - радость!

    Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли- радость! (А. И. Солженицын)

    Подхват - это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

    Повалился он на холодный снег,

    На холодный снег, будто сосенка,

    Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

    20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. - идущий рядом) - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

    Гляжу на будущность с боязнью,

    Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов);

    Я был вам звенящей струной,

    Я был вам цветущей весной,

    Но вы не хотели цветов,

    И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

    Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

    21. Инверсия (в пер. с греч. - перестановка, переворачивание) - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

    Согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

    Дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

    22.Парцелляция (в пер. с франц. - частица) - стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц - фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане - не физические лица. А люди . (Из газет)

    23.Бессоюзие и многосоюзие - синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов , речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

    Швед, русский - колет, рубит, режет.

    Бой барабанный, клики, скрежет.

    Гром пушек, топот, ржанье, стон,

    И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

    В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

    Зато и внук,и правнук, и праправнук

    Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский)

    24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

    Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

    25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. - противоположение) - это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы - общеязыковые и контекстуальные:

    Ты богат, я очень беден, Ты - прозаик, я - поэт (А. С. Пушкин);

    Вчера еще в глаза глядел,

    А ныне - все косится в сторону,

    Вчера еще до птиц сидел,

    Все жаворонки нынче - вороны!

    Я глупая, а ты умен,

    Живой, а я остолбенелая.

    О вопль женщин всех времен:

    «Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

    26.Градация (в пер. с лат. - постепенное повышение, усиление) - прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

    Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

    Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

    Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

    Принес он смертную смолу

    Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

    27.Оксюморон (в пер. с греч. - остроумно-глупое) - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья , светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

    Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

    Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

    28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

    29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

    Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

    -восклицательные предложения ;

    - диалог, скрытый диалог;

    -вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

    -ряды однородных членов;

    -цитирование;

    -вводные слова и конструкции

    -Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

    В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

    Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

    Объём сочинения - не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Пояснение.

    Основные проблемы Позиция автора

    окружающих? Является ли перо

    писателя «лёгоньким»?)

    занятие, требующее огромных

    честве важна для человека?)

    жать жизненные испытания.

    трудности?)

    писателя должны быть не навя-

    а вневременные ценности.

    Актуальность: Используется с 2015 года

    Сложность: обычная

    Пояснение.

    Основные проблемы Позиция автора
    1. Проблема осмысления понятия

    «писательский труд». (Что есть писа-

    тельский труд для писателя и для

    окружающих? Является ли перо

    писателя «лёгоньким»?)

    1. Литературное дело – «тяжкое»

    занятие, требующее огромных

    душевных затрат. В то же время

    источником радости и восторга.

    2. Проблема сохранения внутренней

    свободы человека как основы для

    преодоления жизненных трудностей.

    (Насколько свобода в жизни и твор-

    честве важна для человека?)

    2. Человек, наделённый внутренней

    свободой, сумеет достойно выдер-

    жать жизненные испытания.

    3. Проблема силы духа, стойкости

    человека перед лицом обстоятельств.

    (Способен ли сильный духом чело-

    век преодолеть любые жизненные

    трудности?)

    3. Сильный духом человек способен

    перенести любые испытания, прео-

    долеть любые жизненные преграды.

    4. Проблема влияния «веяний» вре-

    мени на творчество писателя. (Могут

    ли жизненные трудности/«веяния»

    времени погубить талант писателя?)

    4. Порой нужно уметь игнорировать

    «веяния» времени и пустую критику,

    чтобы создавать по-настоящему цен-

    ные произведения, которые будут

    жить вечно. Главным мерилом для

    писателя должны быть не навя-

    занные временем правила и нормы,

    а вневременные ценности.

    Актуальность: Используется с 2015 года



    Вот так мы с 10 классом поработали с текстом В.Астафьева «Людочка», такие аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку на перечисленные проблемы увидели. К сочинению же по литературе аргументы необходимо расширить и соотнести с доминирующими темами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1.ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА

    Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.

    2 .ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА

    Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

    3 . ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

    Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева - воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.

    Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне … За нее отомстил отчим.

    4 . ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ

    Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.

    5 . ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ , непонимания близких людей в сложной ситуации

    Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.

    6. ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.

    7 . Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека

    Неуютно и одиноко жилось Людочке дома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.

    8.Проблема исчезновения деревень

    Вымирает духовно и постепенно исчезает в рассказе В.Астафьева «Людочка» деревня Вычуган, а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура. Писатель бьет тревогу: деревня, как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди разрывают связи между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет .

    9.Проблема алкоголизма

    Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.

    10.Падение общественной нравственности

    Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни!

    11. «Чтиво» и истинная, живая книга.

    В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но произведение актуально и сейчас, потому что в нем поднимаются проблемы, волнующие моих современников, - это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» - одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей, задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества.

    12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества.

    Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель» умственных и нравственных качеств человека. Слова разухабистых молодых людей - показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение языка уголовным жаргоном отражает неблагополучие общества, а у читателя такие персонажи и их речевое бескультурье вызывают отторжение.

    13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное.

    Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием и не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки и теперь будет сопровождать ее по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость.

    14. Проблема воспитания.

    Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.

    15 . О Боге.

    Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед уже мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но сходить в церковь так и не решилась…

    16.Об отсутствии любви

    Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, - обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.

    17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном отношении к своей профессии

    Молодая фельдшер в рассказе брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.


    Как влияет музыка на человека? Вот проблема, которую поднимает В. Астафьев в тексте.

    Размышляя над этой проблемой, автор мысленно переносится в Ригу, где слышит органную музыку. В.Астафьев восхищается «пением органа»: звуки осязаемы, они наполняют и землю, и душу, и мир. Автор невольно противопоставляет реальный мир, «клокочущий, грозный», «со звериным ревом убийцы» и мир музыки – «святой родник добра».

    Позиция писателя такова: под влиянием музыки меняется восприятие мира и душевное состояние. Звуки заставляют по-другому посмотреть на мир и жизнь: все это - «душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы». Есть только музыка, которая очищает душу, делает человека лучше.

    Я согласен с В.Астафьевым. Музыка творит чудеса. Для доказательства авторской позиции обратимся к литературе. К.Г.Паустовский написал много рассказов о музыке. Замечательное его произведение «Корзина с еловыми шишками» о бедной девушке Дагни, о музыке, которую посвятил ей великий композитор Э.Григ. Эта музыка напомнила ей шум ветра, запах моря, шорох листвы. Эта музыка учила любить жизнь и мир.

    Музыка сопровождает жизнь человека с самого рождения. Мир ребенок начинает узнавать с «Колыбельной», маминой ласковой песни. Подрастает человек, изменяется и музыка, которую он слушает. Взрослые считают, что молодежь сегодня не интересуется классической музыкой. Это далеко не так. Любимый театр нашей семьи – Государственная академическая капелла в г. Санкт-Петербург. Каждый раз приезжая в этот город, мы идем на концерт симфонической музыки. Какой восторг, какое счастье испытываю я, когда слышу под сводами театра знакомые звуки «Половецкой пляски» из оперы «Князь Игорь» А.Бородина или «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

    В заключение хочу сказать, что музыка лечит не только и душу, но и весь мир. Она действительно способна творить чудеса.