Войти
Образование в России
  • Употребление фразового глагола pick up
  • Презентация на тему "Разгром империи Наполеона
  • Первообразная и логарифмическая функция
  • Как подготовиться к огэ по истории Преимущества дистанционной подготовки к ОГЭ
  • Lorem что значит. Что такое Lorem ipsum? Обширноприменяемый вариант текста
  • Н овые подходы в обучении иностранным языкам в ходе модернизации образования левин д
  • Исследовательская работа всё о глине. Исследовательская работа: "Голубая глина - природный целитель?"

    Исследовательская работа всё о глине. Исследовательская работа:

    Наталия Чистова

    Актуальность проекта :

    К шести летнему возрасту заметно возрастают возможность инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности , направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

    Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания, потому что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

    Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.

    Поэтому очень важно познакомить детей с почвой , свойствами песка и глины таким образом , чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования .

    Предмет исследования : выяснить, чем отличается песок от глины , их взаимосвязь в природе.

    Тип проекта : исследовательский , познавательно - творческий.

    Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

    Продолжительность проекта : средней продолжительности, 1 месяц с 1 апреля по 29 апреля.

    Цель : Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как почва , песок и глина и их свойствами ; показать, чем они похожи и чем отличаются.

    Задачи :

    Образовательные :

    1. Познакомить детей со свойствами почвы , глины , песка.

    2. Формировать у детей представление о неживой природе, о значении почвы ,

    глины , песка в природе и в жизни человека.

    3. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.

    4. Обогащать словарный запас новыми понятиями : сыпучий, пластичный,

    рыхлый, почвовед , геолог, пустыня, плодородная.

    5. Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории .

    Развивающие :

    1. Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать

    2. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе

    взаимосвязей : строение, функционирование, назначение.

    3. Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в

    ходе экспериментирования.

    4. Систематизировать элементарные знания о свойствах почвы ;

    свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) ;

    использование человеком песка (строительство, песочные часы ,

    глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду) ; о глине

    как (производство посуды, игрушек, строительство) .

    Воспитательные :

    1. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы,

    2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

    доводить начатое дело до конца,

    3. Прививать любовь к природе.

    Методы в работе :

    Наглядные методы : показ опытов и экспериментов, рассматривание почвы , песка и глины .

    Словесные методы : загадывание загадок, вопросы к детям, пояснения, беседы.

    Практические методы : экспериментирование – элементарные опыты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины .

    Игровые методы : дидактические игры, игровые ситуации, игры – путешествия, сюжетно – ролевые игры.

    Материалы и оборудование : наборы для экспериментирования на каждого ребенка.

    Предполагаемые промежуточные и конечные результаты :

    1. Повышения интереса к исследовательской , экспериментальной деятельности.

    2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

    3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

    4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

    Предварительная работа :

    Совместная деятельность с детьми :

    наблюдения на прогулке за почвой , песком, глиной ;

    раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя) ;

    организация огорода на окне;

    труд в уголке природы и на участке;

    создание альбома по теме.

    Самостоятельная деятельность детей :

    дидактические игры («Четвертый лишний» , «Откуда горсть земли?» , «Ответь на вопрос и найди пару» );

    проведение опытов в лаборатории «Хочу все знать» ;

    просмотр книг, иллюстраций о песке, глине , почве и ее обитателях .

    1. Совместная деятельность с родителями.

    2. Анкетирование родителей. 3. Консультации : «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» , «Научите ребенка любить живую природу» , «Значение экспериментальной деятельности для детей» , «Экспериментируем дома» . «Песочная «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста» «Во саду ли, в огороде.» 4. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в детском саду (в группе) 5. Наглядная информация. 6. Обмен опытом.

    Ожидаемые результаты реализации проекта :

    Создание необходимых условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления об окружающем мире, развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Развитие эмоционально - ценностного отношения воспитанников к природе. Заинтересовать родителей в экспериментально - поисковой деятельности своих детей.

    Дети должны уметь :

    1. Самостоятельно определять что почва - это верхний , плодородный слой,

    2. Уметь называть состав и свойства почвы : значения почвы для роста растений , для жизни людей.

    3. Уметь самостоятельно проводить эксперименты, опыты; делать выводы, обобщения.

    4. Уметь самостоятельно определять свойства песка и его состав.

    5. Уметь самостоятельно организовывать разнообразные игры с песком.

    6. Применять знания об использовании песка в деятельности человека.

    7. Уметь самостоятельно устанавливать причинно - следственные связи на основе экспериментов и делать выводы.

    8. Дети имеют представление о том, что песок – полезное ископаемое.

    9. Уметь самостоятельно определять свойства глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном) .

    10. Применять знания об использовании глины человеком .

    11. Уметь самостоятельно применять знания и приёмы лепки, знания элементов дымковской росписи.

    Этапы работы

    I этап – подготовительный :

    Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта .

    Создание развивающей среды : подготовка оборудования и материалов (песок , глина , почва , лупы, трубочки, ложечки).

    Развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.

    Изучение уровня знаний детей по теме. Определить знания детей по теме «что такое почва , песок , глина

    Подбор наглядно – исследовательского материала , литературного и иллюстрированного материала;

    Разработка конспектов занятий , составление плана работы с детьми в разных видах деятельности, взаимодействие с родителями; разработка содержания проекта .

    II этап – основной :

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Совершенствование предметно - развивающей среды

    Стихи о почве

    Анкетирование для родителей.

    «Организация развивающей

    среды в семье».

    «Лепка из глины

    «Во саду ли, в огороде.»

    Мастер - класс «Лепка из глины

    теме : «Почва , песок , глина »

    Пробуждать интерес к окружающему миру. Дать детям элементарные знания и представление о почве .

    Совместная деятельность с детьми. Зарисовка опытов и наблюдений. Помочь детям узнать состав почвы . Развивать умение сравнивать, делать выводы.

    Познакомить детей с техникой рисование песком. Опыты на закрепление свойств сухой глины и песка .

    Познакомить детей с созданием игрушек из глины . Использование различных свойств веществ для игр конструктивной деятельности, труда.

    Конкурс на лучшую песочную постройку , сооружение по сюжету (что строят, для чего, по прочности, включении в постройку бросового материала.

    Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого песка.

    Развивать интерес к объектам неживой природы : почве , песку.

    Создание «песчаных картин» . На фанерку насыпается тонким слоем песок , тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение.

    Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме : «Почва , песок , глина » .

    Беседа «Кладовая Земли» .

    : по изучению почвы «Свойства почвы »

    Дидактическая игра «Что у нас под ногами?»

    Практическая деятельность : опыты с почвой

    Огород на окне. Посадка семян на рассаду.

    Стихи о песке

    Беседа «Кто живет в песке?»

    Игры – эксперименты :

    «Песчаные бури» , «Сыпучий песок » .

    Наблюдение : «Песок после дождя и в сухую погоду» .

    Игра «Следы на песке» .

    Беседа : «Песок и глина в природе » .

    Практическая деятельность : «Свойства мокрого песка» .

    Рисование «Рисуем песком» .

    Игра "Путешествие в зеркально – песочное царство ".

    Стихи о глине

    Беседа : «Где используют песок и глину » .

    Практическая деятельность :

    «Как песок или глина дружат с водой »

    Дидактическая игра "Ящик ощущений".

    Лепка из глины посуда , игрушки.

    Моделирование из песка и глины .

    III этап - Заключительный этап

    Подведение итогов работы над проектом ; закрепление знаний о свойствах почвы , песка и глины . анкетирование родителей, мастер – класс для родителей по лепке «Глиняная игрушка » , презентация проекта для педагогов , (делимся опытом работы ) .

    Консультации для родителей на тему :

    «Песочная терапия – один из методов арттерапии» .

    «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».

    «Во саду ли, в огороде.»

    Мастер - класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка».

    Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме : «Почва , песок , глина » .

    Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Почва , глина , песок »

    Цель : Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

    Задачи :

    Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.

    Закрепить знания детей о свойствах почвы , песка и глины .

    Закрепить у детей знания о значении почвы , песка, глины в жизни человека .

    Закрепить знания о свойствах песка и глины : сыпучесть, вязкость, водопроницаемость.

    Развивать навыки проведения лабораторных опытов : закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой; закрепить умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

    Развивать социальные навыки : умение работать в группе , договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.

    Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.

    Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.

    Материалы и оборудование : наборы для экспериментирования на каждого ребенка, презентация, проектор , ноутбук.

    Ход занятия

    Сегодня наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать» . Войти в лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте фартуки и головные уборы

    Воспитатель одевается Профессором.

    Здравствуйте, меня зовут Профессор Наталия Владимировна. Я рада видеть вас в своей лаборатории «Хочу все знать» .

    Дети оделись и читают стихотворение.

    Мы теперь не просто дети,

    Мы – исследователи . Вероника

    Мы узнаем все на свете.

    Досконально о предмете : Глеб

    «Что? Когда? И как растет?

    Сколько раз в году цветет? Настя

    Почему в ночи сверкает?

    Отчего в воде не тает? Максим

    Отгадаем мы секрет

    И на все найдем ответ. Вместе.

    Дети садятся за столы.

    Воспитатель : - Послушайте мою загадку :

    Она обитаема,

    Покрыта водой,

    Богат и насыщен,

    Мир ее живой! (Земля)

    Воспитатель : - Правильно, ребята это Земля. У слова земля есть много значений. А какие вы знаете значения слова земля.

    Дети : Земля – это наша планета,

    в землю мы сажаем растения,

    землей называют материк, остров.

    Воспитатель : - Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ногами, когда по ней ходим, а по-другому называем ее почва . И, мне кажется, что вы тоже что-то знаете о почве .

    Дети читают стихотворение.

    Почвою не вся земля зовется,

    Только верхний плодородный слой,

    Только в нем, когда пригреет солнце,

    Прорастают семена весной.

    Воспитатель : - Скажите, пожалуйста, зачем нужна земля или почва ?

    Игра «Четвертый лишний»

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    Для того что бы наши опыты прошли успешно, надо вспомнить правила поведения в лаборатории.

    слушать внимательно;

    громко не разговаривать,

    работать только на своем рабочем месте ,

    не мешать друг другу;

    выполнять задания по команде.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

    Всё, что только захотим,

    Мы из глины смастерим . – Хлопки в ладоши.

    Паша лепит колобок, - имитация лепки.

    А Алена теремок - сделать «крышу» из рук.

    Вика лепит разных рыб, - имитация движения рыб.

    Ну а Женя – белый гриб - сжать одну руку в кулак и

    накрыть ладошкой второй.

    Опыт №1 Как вы думаете, в почве есть воздух ?. Да - нет, поведем эксперимент.

    Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы . Что с ним стало? Какой вывод можно сделать исходя из опыта?

    Вывод почве есть воздух , им дышат многие животные подземного мира

    А как вы думаете из чего состоит почва ? Проведем эксперимент.

    Опыт №2. Состав почвы .

    Размешаем почву в стакане с водой . Через некоторое время увидим, что на дне стакана оседает песок , сверху вода помутнела из – за глины , а на поверхности плавают, корешки растений – это и есть перегной.

    Вывод : Почва в своём составе имеет : перегной, песок , глину .

    Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

    Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

    Руки за спину положим, (Руки за спину.)

    Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

    И легко-легко подышим. (Глубокий вдох - выдох.)

    Игра «Назови скорей»

    Дети встают в круг. У педагога мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос :

    Какое сейчас время года?

    Какой сегодня день недели?

    Какой день недели наступает после воскресенья?

    Сколько дней в недели?

    Сколько месяцев в году?

    Назовите соседей среды.

    Воспитатель : - Нас ждут новые открытия, давайте возвратимся в лабораторию.

    А теперь, посмотрите на экран, и сейчас Василиса прочитает нам загадку.

    Он очень нужен детворе,

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен даже. (Песок )

    Воспитатель : - Максим прочитает следующую загадку.

    Если встретишь на дороге -

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу -

    Она понадобится сразу. (Глина )

    Опыт № 3. Что лучше пропускает воду – песок или глина .

    Возьмите стакан с песком и глиной . В стакан вставьте воронку. В воронку поместите фильтр. Сегодня фильтром будет – ватный диск. На фильтр воронки положите влажный песок и влажную глину . Пронаблюдайте, в каком стакане раньше появятся капли воды.

    Вывод : Вода в стакане с песком собирается быстрее. Глина пропускает воду хуже.

    Опыт № 4. форма песка и глины

    Возьмем сырой песок и мокрую глину , придадим форму шарика. Понаблюдаем, пока немного подсохнет. Давайте определим, что лучше сохраняет форму : песок или глина ?

    Вывод : Сырой глине можно придать форму , это мягкий материал. Глина легко мнётся , продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается.

    Воспитатель : - Где и как люди могут использовать песок и глину ?

    Воспитатель : - Моя лаборатория сегодня закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с почвой , песком, глиной . А в следующий раз в нашей лаборатории мы будем исследовать воздух . Возвращаемся в группу.

    Приложения

    Исследовательская деятельность .

    Опыты с почвой .

    ОПЫТ 1 :

    В почве есть воздух . Им дышат многие животные подземного мира. Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы . Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

    Вывод : Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух .

    ОПЫТ 2. Состав почвы .

    Размешаем почву в стакане с водой . Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок , сверху вода помутнела из - за глины , а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

    Вывод : Почва состоит из : перегноя, песка, глины .

    ОПЫТ 3. В почве есть вода , потому и растут растения.

    Вода попадает в почву , когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы . Посуда с почвой накрытая пакетом , ставится на подоконник. Через некоторое время на пакете появляются капельки воды, испарившиеся из почвы .

    Вывод : В почве есть вода .

    ОПЫТ 4. Влияние состава почвы на жизнь растений .

    Посадка лука в посуду с песком и в посуду с почвой . Наблюдение за ростом лука в течение недели.

    Вывод : В почве лук растет быстрее , в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества.

    Опыты с песком и глиной

    Знакомство детей со свойствами песка и глины . Песок – сыпучий , легко высыпается. Глина комочками , ее нельзя так легко высыпать, как песок . Песок , в отличие от глины , рыхлый.

    С помощью лупы дети внимательно рассматривают, из чего состоит песок (из зернышек - песчинок) . Затем дети рассматривают комочек глины .

    Познакомить с особым свойством глины - не пропускать воду.

    Вывод : частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

    Познакомиться свойством глины , как хрупкость.

    Вывод : сухая глина легко ломается , потому что она хрупкая.

    Отличие сырой глины от сухой .

    Вывод : сухая глина хрупкая , светлая по цвету; сырая глина вязкая , пластичная (из нее можно что-либо лепить, так как ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный , чем у сухой глины .

    Литература :

    1. Дыбина О. В. Неизведанное – рядом. М.: Творческий центр, 2001

    2. Большая книга увлекательных занятий для детей. М.: Росмэн, 2010 г.

    3. Мартынова Е. Н. ,Сучкова Н. М., Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет. Волгоград : Издательство Учитель, 2012г.














  • Построение выхода пласта на поверхность на карте с топографической основой
  • 1.2.4. Согласное и несогласное залегание пород
  • Типы несогласий
  • Строение поверхностей несогласий.
  • Критерии установления несогласий при геологическом картировании.
  • Глава 2. Геологическое изучение разрывов в горных породах
  • 2.1. Трещины и кливаж в горных породах (разрывы без смещения).
  • 2.1.1. Трещины и трещиноватость
  • 2.1.2. Нетектонические трещины.
  • 2.1.3. Прототектонические трещины
  • 2.1.4. Тектонические трещины
  • Трещины отрыва
  • Трещины скалывания
  • 2.1.5. Отдельность
  • 2.1.6. Изучение трещиноватости
  • 2.2. Разрывы со смещением
  • 2.2.1. Сбросы
  • 2.2.2. Взбросы
  • 2.2.3. Грабены
  • 2.2.4. Горсты
  • 2.2.5. Сдвиги
  • 2.2.6. Раздвиги
  • 2.2.7. Надвиги
  • 2.2.8. Покровы
  • 2.2.9. Механизм образования и происхождение разрывов Образование или происхождение разрывов
  • 2.2.10. Определение возраста, типа и структурных элементов разрывов Определение возраста
  • Определение типов разрывных нарушений
  • Определение направления смещения крыльев
  • Определение амплитуды смещения
  • Признаки наличия разрывных нарушений
  • 1) По геологическим признакам
  • 2) По геоморфологическим признакам:
  • 3) По гидрологическим признакам:
  • Условные обозначения разрывных нарушений
  • Глава 3: Складчатые формы залегания пород
  • 3.1. Складки и их элементы и параметры
  • 3.2. Классификация складок
  • 3.2.1. Морфологическая классификация
  • 3.2.2. Генетическая классификация складок
  • Складки, обусловленные геологическими условиями
  • 3.3. Изучение складчатых форм
  • 3.4. Изображение складчатых форм
  • Литература
  • Глава 4. Геологическое картирование интрузивных образований
  • 4.1. Общая характеристика форм и особенностей залегания интрузивных пород
  • 4.2. Полевое изучение интрузивов и элементы структурно-петрологического картирования
  • Оконтуривание интрузивов
  • Определение характера контакта
  • Методы определения положения и элементов залегания контактов интрузивных тел
  • Восстановление морфологии эродированной кровли интрузивов
  • Определение возраста интрузий
  • Определение возраста интрузий на разрезе и геологической карте
  • Определение верха и низа (кровли и подошвы)
  • 4.3. Внутреннее строение интрузивных тел
  • 4.3.1. Внутреннее строение недифференцированных интрузивов
  • 4.3.2. Внутреннее строение дифференцированных интрузивов
  • 4.3.3. Внутреннее строение расслоенных интрузивов
  • 4.3.4. Изучение прототектоники интрузивных пород
  • Структурный блок
  • Глава 5: Геологическое картирование вулканических пород
  • 5.1. Вулканические аппараты и их строение
  • 5.1.1. Элементы вулканического аппарата
  • 5.1.2. Разновидности вулканов и их строение
  • 5.2 Особенности образования и условия залегания вулканических пород
  • 5.2.1. Лавовые потоки
  • 5.2.2. Пирокластические пласты
  • 5.2.3. Покровы (покровные и эксплозивные фации)
  • 5.2.4. Экструзивные фации
  • 5.2.5.Жерловые фации
  • 5.2.6. Субвулканические фации
  • 5.2.7. Пирокластические и пирокласто-осадочные фации
  • 5.3 Внутреннее строение
  • 5.3.1. Внутреннее строение лавовых потоков и экструзий
  • 5.3.2. Внутреннее строение пластов вулканокластических пород
  • 5.3.3. Внутреннее строение пластов вулканогенно-осадочных пород
  • 5.3.4. Полевое изучение вулканогенных пород
  • Палеовулканологические исследования
  • Глава 6: Геологическое картирование метаморфических пород
  • 6.1. Метаморфизм и метаморфические породы
  • 6.1.1. Типы и фации метаморфизма
  • 6.1.2. Типы метаморфических комплексов и основные разновидности метаморфических пород
  • Метаморфиты
  • Динамометаморфические породы
  • Мигматиты
  • Метасоматиты
  • 6.2. Общие особенности строения и залегания метаморфических пород
  • 6.2.1. Морфология тел метаморфических пород и формы залегания
  • 6.2.2. Текстуры и структурные элементы метаморфических пород
  • 6.2.3. Структурные формы метасоматических пород
  • 6.3. Методы изучения метаморфических толщ
  • 6.3.1. Петрографические методы изучения метаморфических пород
  • 6.3.2. Литологические методы метаморфических пород
  • 6.3.3. Петрогеохимические методы определения первичной природы метаморфическихпород
  • 6.3.4. Изотопно-геохимические методы
  • 6.3.5. Стратиграфические методы
  • 6.3.6. Методы формационного анализа
  • 6.3.7. Структурный анализ
  • Определение разновозрастности и последовательности развития структурных форм и структурных элементов.
  • Построение структурно-возрастной шкалы.
  • Определение последовательности эндогенных процессов.
  • Построение шкалы относительной последовательности эндогенных процессов.
  • Выделение тектоно-метаморфических циклов.
  • Выделение и корреляция разновозрастных свк (структурно-вещественных комплексов) с моно- и полициклическим развитием.
  • 6.3.8. Геофизические методы
  • 6.3.9. Дешифрирование аэрофото- и космофотоснимков
  • 6.4 Изображение метаморфических пород на геологической карте
  • 6.4.1. Особенности картирования метаморфических образований
  • Документация и отображение структурных элементов дислоцированных метаморфических пород
  • Литература
  • 7.1. Разновидности кольцевых структур
  • 7.1.1. Метеоритные кратеры и астроблемы и
  • 7.1.2. Соляные купола
  • 8.1. Модели вертикальной (внутренней) и латеральной неоднородности
  • 8.2. Основные этапы образования и развития земной коры
  • 8.3. Внутреннее строение Земли
  • Земная кора
  • Литосфера и астеносфера
  • Тектоносфера
  • 8.4. Основные структурные единицы литосферы
  • 8.4.1. Литосферные плиты
  • 8.4.2. Границы литосферных плит
  • 8.4.3. Внутренние области океанов
  • Срединно-океанические хребты
  • Трансформные разломы
  • Горячие точки
  • Абиссальные равнины
  • Внутриплитные возвышенности и хребты
  • Микроконтиненты
  • Возраст и происхождение океанов
  • 8.4.4. Области перехода континент–океан
  • Пассивные континентальные окраины
  • Активные континентальные окраины
  • Вулканические дуги
  • Трансформные окраины
  • 8.4.5. Области континентов
  • Континентальные платформы
  • Складчатые пояса континентов
  • Области внутриконтинентального орогенеза
  • Террейны
  • 9.1. Масштабы и виды геологосъёмочных работ
  • 9.1.1. Масштабы геологических съёмок
  • 9.1.2. Виды геологических съёмок
  • 9.2. Основы организации геологосъёмочных работ
  • 9.2.1. Предварительное изучение района работ
  • 9.2.2. Составление проекта геолого-съёмочных и поисковых работ
  • 9.3. Основы проведения геологосъёмочных работ
  • 9.3.1. Полевой период геологосъёмочных работ
  • 9.3.2. Проведение геологосъёмочных работ
  • Геологосъёмочные маршруты
  • Ведение (описание) геологических маршрутов.
  • Изучение и описание обнажений
  • Заключительный этап полевых работ
  • 9.4. Камеральный период геологосъёмочных работ
  • 9.4.1. Обработка и оформление полевого фактического материала.
  • Журнал (каталог) образцов (Форма №2) Левая сторона развернутого листа.
  • 9.4.2. Построение графических приложений.
  • 9.4.3. Составление отчета.
  • Рекомендуемая литература Основная:
  • Дополнительная:
  • Содержание программы и методические рекомендации для самостоятельныой работы
  • Программой дисциплины предусмотрено выполнение двух контрольных работ.
  • Перечень
  • «Мурманский государственный технический университет» Апатитский филиал мгту
  • Рабочая программа
  • I. Введение.
  • II. Краткое содержание программы практики.
  • Методика подготовки и проведения производственной геологической практики.
  • Приложение №1
  • I. Введение.
  • II. Краткое содержание программы практики.
  • Методика подготовки и проведения учебной геологической практики.
  • II. Полевой период
  • Приложение №1 календарный план
  • II. Полевой этап:
  • III. Камеральный период:
  • Изучение и описание обнажений

    Обнажение - это выход коренных горных пород на дневную поверхность. Обнажения могут быть естественные и искусственные, наземные и подводные и они являются основным объектом наблюдений геолога. Именно обнажения в большинстве случаев позволяют делать открытия, познавать природу и историю давно прошедших и ныне проходящих процессов на Земле, проверять идеи и гипотезы и др. Поэтому важно правильно читать и описывать обнажение. А возможности грамотного чтения (исследования) обнажения определяются знаниями и наблюдательностью. Иногда бывает так, что при хорошей наблюдательности отмеченная "мелочь" может потом помочь решить что-то важное.

    Положение обнажения должно быть точно привязано. Привязкой обнажения называется совокупность операций по определению положения его на топографической основе с помощью каких-то реперов (глазомерная привязка) или с помощью геодезических приборов или навигатора GPS (инструментальная привязка).

    Изучение обнажения -это детальный осмотр обнажения и выяснение всех характеристик состава и строения. Описание обнажения включает привязку обнажения к местности (географическую и топографическую), требуемое по детальности описание состава и строения, зарисовку и фотографирование, а также отбор образцов и проб. В процессе общего осмотра обнажения устанавливается то, что это действительно коренной выход, а не глыба или оползень и т.д. и его размеры, выясняется взаимоотношение слагающих пород и их залегание и состав, а также намечаются места отбора образцов и проб. После этого по необходимости обнажение фотографируется и (или) зарисовывается. И описание и зарисовки должны быть максимально полными и объективными и соответствовать неписаным девизам геологов -"чего не вижу - не пишу ", "не записанного и не зарисованного - не наблюдалось ". Только записанное и зарисованное в поле на месте наблюдения имеет значение документа. Документация информации ведется в полевом дневнике.

    Описание обнажений проводится в зависимости от состава и строения наблюдаемых в обнажении образований. Методы описания четвертичных, осадочных, метаморфических и магматических пород,а также простых и сложных обнажений могут различаться довольно значительно, и рассмотрены далее по тексту. В целом при описании обнажений можно использовать следующую схему:

    1 - номер обнажения;

    2 - местоположение или привязка обнажения;

    3 - общие размеры -высота и протяженность обнажения;

    4 - вид обнажения;

    5 - характеристика горных пород с указанием их вещественного состава, структурно-текстурных особенностей, мощности и т.д.;

    6 - условия залегания пород и их взаимоотношения;

    7 - зарисовки и фотографирование, если в этом есть необходимость;

    8 - отбор образцов и проб.

    При описании горных пород,не зависимо от их генезиса, целесообразно придерживаться следующей последовательности:

    1 -название породы;

    2 -окраска (цвет) породы;

    3 -минеральный состав породы;

    4 -структура породы;

    5 -текстура породы;

    6 -крепость (твердость) породы;

    7 -характеристика отдельности и трещиноватости;

    8 -включения и обособления;

    9 -форма геологических тел и их размеры;

    10 -изменчивость породы по простиранию и падению;

    11 -условия образования и преобразования породы.

    Название породы обычно определяется или минералогическим составом и структурно-текстурными особенностями (конгломерат, песчаник кварцевый, гнейс биотито-амфиболовый и т.д.). В названии осадочных пород определяющими, могут быть и ископаемые органические остатки (известняк брахиоподовый), а у магматических пород -петрохимический состав (базиты, ультрабазиты). Полевое определение породы уточняется в камеральный период.

    Описание окраски пород должно быть однотипно -с указанием главного цвета, его интенсивности, насыщенности и оттенков, а также степени однородности окраски. Например, светло-бурый, пестроцветный с чередованием тонких полос светло-зеленого и серого цвета. По возможности, попытаться объяснить, чем обусловлена окраска пород.

    Минеральный состав пород описывается макроскопически, а в камеральный период уточняется по шлифам под микроскопом. Необходимо различать моно-, би- и полиминеральные разновидности пород, определять соотношение и количественное содержание минералов, а также их размерность, выделять главные (породообразующие) и второстепенные или акцессорные (под микроскопом) минералы. И если возможно -с помощью, лупы даются диагностические признаки минералов.

    Структура пород определяется макроскопически и уточняется в камеральный период по шлифам под микроскопом. Она устанавливается исходя из следующих признаков:

    1 - степени кристалличности или зернистости породы (скрытокристаллическая, неполнокристаллическая, полнокристаллическая, крупнозернистая);

    2 - размеров минералов или зерен (мелкозернистая; мелко-, средне-, крупнокристаллическая, и др.);

    3 - формы минералов и их соотношения или идиоморфизма (эти структуры в большинстве случаев можно определить только под микроскопом).

    Необходимо помнить, что название структуры определяется и условиями образования пород. Кристаллические структуры свойственны для магматических пород, кристаллобластические -для метаморфических, кристаллически-зернистые и зернистые -для хемогенных и обломочных осадочных отложений. Причем, структура может указывать не только на генезис (первичную природу) пород, но и на конкретную палеофациальную обстановку их формирования.

    Текстура породы определяется пространственным распределением и расположением в ней разных минеральных компонентов (от однородной до пятнистой, полосчатой, ритмично-полосчатой, линзовидно-полосчатой и т.д.). При описании текстуры необходимо определить, чем вызваны эти неоднородности (цветом, минеральным составом, вещественным составом, структурой и др.). В большинстве случаев в породах с неоднородными текстурами эти неоднородности (полосы, пятна, слойки, линзы, прожилки, шлиры, миндалины, стяжения, включения, ксенолиты, обособления и т.д.) имеют комбинированный характер различий -структурно-вещественный, минерально-цветовой и др. В названии текстур отражаются особенности пространственного распределения минералов или их сообществ (пятнистая, полосчатая, слоистая, миндалекаменная, шаровая, и др.) и их степень упорядоченности или ориентированности. Плоско- или линейнопараллельные, сланцеватые, гнейсовидные и линейно-полосчатые структуры чаще встречаются в метаморфических породах. По степени "упаковки" минералов в породах различаются плотные или компактные и пористые (шлаковая, друзовая) текстуры.

    Прочность или крепость породы в полевых условиях определяется достаточно условно. Осадки (пески, супеси, глины и др.) все рыхлые - имеют низшую крепость. Горные породы можно разделить на три группы:1 -слабой крепости, когда ломаются руками; 2 -средней крепости, когда легко разбиваются молотком; 3 -высокой крепости, когда с трудом разбиваются молотком.

    Отдельность и трещиноватость в полевых условиях определяются без труда, но различить одну от другой достаточно сложно, ибо их генетическая природа зачастую близкая. Отдельность возникает в горных породах в процессе выветривания или искусственного раскалывания, а трещиноватость может иметь тектоническую, гравитационную природу, а также возникать и при выветривании. По морфологии отделяющихся блоков горной породы можно выделить наиболее распространенные виды отдельности:1 -мелко-, средне- и крупно-глыбовая, угловатая; 2 -матрацевидная с закругленными краями; 3 -пластовая, плитчатая и тонкоплитчатая;4 -кубовая, ромбоидальная и параллелепипедальная; 5 -столбчатая или призматическая; 6 -скорлуповатая, шаровая, подушечная.

    При описании отдельности и трещиноватости необходимо делать замеры элементов залегания поверхностей трещин (азимут простирания, падения и угол падения), давать количественную оценку трещин и размеры блоков.

    Включения и обособления , если они встречаются в породах, необходимо изучать и описывать. Включения чаще всего встречаются в осадочных породах (конкреции, секреции и т.п.) и в магматических (ксенолиты, дендриты и т.п.). Включения, природу которых не всегда удается определить, описываются как обособления. Они чаще встречаются в метаморфических породах (реститы, реликты и т.п.). При описании включений и обособлений рекомендуется указывать следующие признаки: форму, вещественный состав, первичность или вторичность залегания, количественное содержание и размеры, характер контакта с вмещающими породами.

    Форма геологических тел часто имеет генетический смысл, если при этом учитывается состав слагающих их горных пород. Пластовая форма у осадочных пород (пласты, слои, прослои), пластовая и плитоподобная форма у интрузивных пород (силлы, дайки, жилы), плитообразная форма у эффузивных пород (покровы), куполообразная форма у интрузивных (батолиты, штоки) и осадочно-хемогенных пород (соляные купола), линзовидная форма у интрузивных пород (линзы, жилы) и т.д. Это все простые формы геологических тел, морфология которых может быть определена в одной плоскости (в обнажении или обнажениях). Чаще всего геологические тела имеют формы сложной конфигурации с наличием пережимов, вздутий, карманов, апофиз и т.п. Об истинной форме таких тел можно судить только по результатам наблюдений на многих обнажениях, при прослеживании границ тела по простиранию и падению, т.е. в трех измерениях, а иногда с использованием данных по дешифрированию аэрофотоснимков и бурения скважин. При описании формы геологического тела необходимо определять видимую и истинную мощность их (для пластовых тел), размеры по площади выхода и элементы залегания интрузивных тел и их элементов (апофиз, ответвлений и т.д.), а также размеры и положение во вмещающих породах геологических тел, имеющих граничные формы (линзы, жилы, изометричные мелкие массивы и т.д.).

    Изменчивость породы по латерали и вертикали может иметь первичное и вторичное происхождение, и характеризуется изменчивостью свойств - структуры, текстуры и т.п. Первичная изменчивость характерна, например, для магматических пород -укрупнение структур от зальбандов к центру интрузивных жильных тел. Вторичная изменчивость может быть обусловлена наложенными процессами -метаморфическими, метасоматическими, гидротермальными, тектоническими и т.п. Учитывая это, необходимо давать, по-возможности, более полную характеристику изменчивости и ее генетическую природу.

    Условия образования и преобразования пород определяются по комплексу признаков, полученных в результате изучения и описания вышеперечисленных характеристик. Как отмечалось ранее, генетический смысл несут в себе почти все характеристики - форма тел, условия залегания, вещественный состав и структурно-текстурные особенности. Кроме выяснения генетического типа пород (осадочные, магматические, метаморфические и др.), нужно пытаться воссоздать конкретную палеофациальную или физико-химическую обстановку формирования и преобразования породы. Чаще всего это невозможно сделать без дополнительных петрохимических, петрологических и других методов исследований. Особенно это относится к определению первичной природы и термодинамических параметров метаморфических (гнейсов, амфиболитов и др.) и интенсивно преобразованных пород любого происхождения.

    В начале раздела «Описание обнажений» было отмечено, что принципы описания пород разного генезиса имеют свою специфику и могут значительно различаться, поэтому следует привести хотя бы основные особенности.

    При изучении и описании осадков (четвертичных отложений) необходимо учитывать, что они (например, в пределах Мурманской области) распространены почти повсеместно, что они все задернованы почвенно-растительным слоем и представлены довольно широким генетическим спектром пород. Это делювиальные, коллювиальные, элювиальные, озерные, речные, ледниковые (гляциальные), водно-ледниковые (флювиогляциальные), морские, эоловые и другие отложения. Изучать осадки лучше всего в естественных обнажениях (по склонам оврагов, в долинах рек, по побережью озер и морей и пр.), в искусственных (в закопушках, канавах и шурфах) и по керну скважин. Наибольшую информацию о строении, составе и фациальных переходах можно получить только в естественных обнажениях.

    При описании осадков, кроме изучения вышеуказанных параметров, рекомендуется попытаться определить:

    1 - взаимоотношения их с более древними породами;

    2 - геоморфологическую приуроченность, т.е. приуроченность к определенным формам или элементам рельефа (это поможет определить их генетический тип и относительный возраст);

    3 - инженерно-геологические свойства пород (пластичность, плотность, влагоемкость и пр.).

    Дополнительными и очень важными критериями генетической и фациальной принадлежности осадков могут быть результаты споро-пыльцевого, палеокарпологического анализа, но они требуют специальной профессиональной подготовки.

    При изучении и описании осадочных горных пород особое внимание нужно уделять специфическим особенностям этих пород - типу слоистости, характеру поверхности напластования, возможному наличию органических остатков, степени сортированности и окатанности обломочного материала, характеру и составу цемента и наличию примесей.

    Слоистость характеризуется комплексом признаков:

    1 - типом (плоскопараллельная, линзовидная, косая, волнистая);

    2 - характером границ прослоев (четкий, нечеткий, волнистый и др.);

    3 - формой проявления (по крупности зерна, по цвету, по литологии и мощности прослоев и т.д.).

    Исследовать слоистость нужно обязательно, поскольку она указывает на генезис пород. Например, параллельная слоистость формируется в спокойной среде, косая -в условиях движения воды или воздуха, диагональная -свидетельствует о формировании ее в устьевых участках водных потоков.

    Изучение общего характера рельефа поверхностей напластования также помогает выяснить происхождение и условия залегания толщ. Например, на них могут быть обнаружены отпечатки следов живых существ, листьев растений, знаков волновой и ветровой ряби, волноприбойных знаков, пляжевых фестонов, отпечатки капель дождя, иероглифов и т.д.

    В осадочных горных породах могут быть остатки древнейших организмов (окаменелостей) в виде скелетных образований, отпечатков, следов жизнедеятельности и др. К сожалению, в осадочных горных породах палео- и неопротерозоя Мурманской области обнаружены только микрофоссилии (микроскопические остатки) и строматолиты (карбонатные постройки -биогермы), поэтому провести тематическое исследование с породами, содержащими реликты фауны и флоры, невозможно. Важно запомнить одно -при обнаружении этих остатков необходимо тщательно задокументировать обнажение, место нахождения, степень сохранности, количество, ориентировку, приуроченность к типу пород, характер фоссилизации и систематическую принадлежность реликтов организмов, и их таксономическое определение. Наиболее полный ответ на последнее могут дать профессионалы либо в специальной лаборатории. Для этого необходимо с максимальной осторожностью, сохранностью и представительностью отобрать образцы с реликтами фауны или флоры и провести соответствующую документацию. И еще одно правило -нельзя смешивать окаменелости из разных слоев!Кроме того, следует знать, что описание обнаруженных органогенных построек в осадочных горных породах имеет свою специфику. Нужно указывать форму, размеры, внутреннее строение, тип и пространственно-временные взаимоотношения с вмещающими породами (т.е., условия залегания и время формирования), так как эти признаки могут указывать на фациальные условия образования осадочных пород.

    Степень сортированности обломочного материала характеризуется по процентному соотношению обломков минимального и максимального размера и по разнице этих величин. При изучении степени окатанности важно обратить внимание на возможное наличие штрихов и борозд на гальках и валунах. Они, в большинстве случаев, свидетельствуют о воздействии на них ледника. При характеристике цемента осадочных обломочных пород следует определять его состав (глинистый, карбонатный, кремнистый, железистый и т.д.), цвет, однородность, пористость, твердость, тип (базальный, поровый, контактный),а также соотношение цементирующей массы и обломочного материала. Для глин, суглинков и других глинистых пород нужно определять качественную характеристику степени пластич­ности и наличие песчаных и известковых примесей. Она определяется по способности к раскатыванию в трубочку размоченной в воде породы и по степени растрескивания после высыхания (слабопластичная растрескивается). Содержание известковых примесей в цементе определяется по реакции с соляной кислотой, а песчаных примесей -при растирании между пальцами. В глинистых породах, как и в карбонатных, могут присутствовать различные примеси. Наличие битуминозных примесей определяется органолептическим методом по резкому чесночному запаху при ударе молотком по породе. Окремненные породы более твердые. Доломитизированные породы определяются по отсутствию или слабой реакции с соляной кислотой, ожелезненные, глауконитсодержащие -по окраске и т.д. Чистые известняки имеют белый или серо-белый цвет и бурную реакцию с соляной кислотой.

    При изучении и описании магматических (интрузивных и эффузивных) пород основной отличительной особенностью является необходимость изучения их контактов с вмещающими отложениями (породами). Обязательно нужно установить структурную форму контакта (интрузивный, тектонический, трансгрессивный и др.) и его положение в пространстве, элементы залегания и строение поверхностей контакта, ориентировку структурно-текстурных элементов по обе стороны от контакта (в зоне экзо- и эндоконтакта), а также изменение пород в зоне экзо- и эндоконтакта. В зоне экзоконтакта возможно ороговикование, окварцевание, появление скарнов и прочих продуктов термального или метасоматического метаморфизма. В зоне эндоконтакта могут быть отличия по кристалличности, минеральному составу и веществу от удаленных частей массива, трещиноватость (залеченная и незалеченная), наличие ксенолитов, шлиров, включений и т.д. Кроме того, большее внимание должно уделяться характеристике цвета, степени кристалличности, содержанию в них кварца, полевого шпата, оливина и др. Важными признаками являются форма отдельности и условия залегания, а также характер вторичных изменений породы. Кроме того, в интрузивных породах нужно определить характер неоднородности, положение первичных линейных и плоскостных элементов, а в эффузивных - зональность, миндалекаменные текстуры и прочие признаки, свидетельствующие о пространственном положении пород, о направлении течения лав, о удалённости от центра извержения и т.д.

    Изучение и описание метаморфических пород проводится в целом в соответствии с изложенными выше принципами, являющимися общими для любых типов пород. Но при этом нужно учитывать отличительные особенности минерального состава, структур, текстур и других признаков, которые могут иметь полигенную природу. В областях развития метаморфических образований изучение отдельных обнажений требует знания ряда специфических особенностей метаморфических пород и умения их наблюдать и правильно интерпретировать. В отличие от нормальных, не затронутых метаморфизмом осадочных горных пород, первоначальная природа и условия образования сланцеватых и полосчатых метаморфических пород в большинстве случаев не ясны. В глубоко метаморфизованных породах, обладающих полосчатой и сланцеватой текстурой, сланцеватость и полосчатость не всегда могут быть отражением первичной слоистости нормальных осадков.

    Тем не менее, в некоторых участках или обнажениях сохраняются реликты первичных текстур (ритмичная слоистость, тонкопараллельная полосчатость, косая слоистость, сложная слоистость, знаки ряби, волноприбойные знаки, текстуры обломочных пород, трещины усыхания, коры выветривания, текстуры вулканогенных пород и др.). Наряду с этим, в процессе метаморфизма пород могут возникать вновь образованная полосчатость и другие текстуры -сегрегационная, метасоматическая и мигматитовая полосчатость и полосчатость метаморфической дифференциации (даже в первично однородных породах), текстуры, похожие на миндалекаменные, обломочные, подушечные и т.п. Также при метаморфизме и ультраметаморфизме в породах образуются:

    а) кристаллизационная сланцеватость и кливаж разных генетических типов (течения, скольжения, разлома, напластования и др.);

    б) полосчатость (кливажная, сегрегационная, метаморфической дифференциации, вязких тектонических потоков и т.д.);

    в) линейные текстуры с минеральной, агрегатной, породно-линзовидной и др. линейностью;

    г) структуры будинажа;

    д) мигматиты разных типов (агматиты, напоминающие по внешнему виду эруптивную брекчию, диктониты или ветвистые мигматиты, артериты или послойные, "птигматиты" и теневые полосчатые и пятнистые мигматиты);

    е) вторичные обособления -прожилки и линзы кварцевого, гранитного и др. состава, формы кристаллов роста (обычные, скелетные, футлярные, ксеноморфные, псевдоморфные, агрегатные, дендритовидные и др.).

    Метаморфические процессы приводят не только к изменению первичного вещественного (минерального) состава, но и петрохимического.

    При изучении комплексов метаморфических пород кроме проблемы первичного происхождения существуют проблемы составления частных разрезов и колонок и "стратиграфических" колонок, потому что в породах обнажения редко удается определить подошву и кровлю («верх-низ») и, кроме того, складчатые и разрывные деформации неимоверно усложняют строение.

    Осознавая всю сложность документации обнажений, сложенных метаморфическими породами, не нужно отчаиваться. Как и в других случаях, здесь необходимы тщательное изучение и фиксация в дневнике (записи, зарисовки, фотографии) всех компонентов (признаков) и, по возможности, нужно пытаться определить их первичность-вторичность. Очень часто, даже применение комплексных исследований (петрохимических, петрологических и др.) не позволяет ответить на этот вопрос.

    При проведении маршрутных или картировочных работ на каждом обнажении необходимы также систематические наблюдения над малыми структурными формами -кливажём, линейностью, мелкими складками и складками разных порядков и генетического типа (складки изгиба, волочения, течения и др.). Наблюдения включают описание форм, размеров складок и их элементов, замеров залегания структурных элементов складок (крыльев, осевых поверхностей, шарниров, сланцеватости, полосчатости, линейности и др.).

    Изучение и описание условий залегания и взаимоотношений горных пород

    Условия залегания горных пород характеризуются несколькими признаками -формой залегания геологических тел, элементами залегания поверхностей напластования, плоскостями контактов, структурными элементами складок, тектоническими нарушениями и их элементами.

    Форма залегания горных пород может быть определена как в отдельном обнажении, так и по серии обнажений, или только на основании данных по большой территории и с привлечением массы дополнительных признаков.

    Форма залегания интрузивных магматических тел определяется по соотношению их с вмещающими породами. Она может быть согласной (конкордантной) или секущей (дискордантной). Согласные контакты имеют чаще всего силлы, факолиты и лополиты. И залегают они в соответствии с положением вмещающих их осадочных, вулканогенных или метаморфических пород наклонно или складчато. Характер залегания секущих интрузий зависит от расположения той полости или трещины, в которую внедрялся магматический расплав.

    Форма залегания слоистых осадочных, вулканогенных и метаморфических образований может быть первичной (ненарушенной) и вторичной (нарушенной), горизонтальной, наклонной или складчатой. Горизонтальное положение образований может наблюдаться при нормальном залегании, при опрокинутом и в пакетах изоклинальных складок с горизонтальными осевыми поверхностями. При нормальном горизонтальном залегании в районах с пересеченной местностью наиболее древние пласты лежат в пониженных частях рельефа, а более молодые -в повышенных. При наклонном нормальном залегании - возможны три варианта их положения:

    1 - вверх по склону располагаются более молодые пласты, если плоскости напластования падают в сторону противоположную наклону склона;

    2 - вверх по склону лежат более древние породы, если поверхность склона и поверхности напластования падают в одну сторону и падение пород круче, чем падение склона;

    3 - если поверхности склона и напластования совпадают, то вверх по склону будет простираться один уровень пород.

    Для выявления истинной последовательности напластования важное значение приобретает определение "низа-верха", т.е. подошвы и кровли слоев. При хорошей сохранности первичных текстурных признаков пород это можно сделать, изучая:

    а) текстурные особенности поверхностей напластования (в породах осадочного происхождения выявление на них знаков ряби, иероглифов, трещин усыхания и других признаков, а в пирокластических отложениях - вмятин от бомб и крупных обломков);

    б) градационную слоистость - т.е.распределение обломочного материала по степени сортированности в слоистых сериях аквального (в водных условиях) происхождения;

    в) поведение косой слоистости, которая при нормальном залегании плавно причленяется в основании слоя и резко выклинивается у его кровли;

    г) мощность зон закалки у застывших лав (в кровле она больше в несколько раз, чем у подошвы) и наличие миндалекаменных (амигдалоидных) текстур, которые концентрируются в основном у кровли потока;

    д) комплексы ископаемых органических остатков.

    Описание условий залегания пород должно сопровождаться замерами или определениями истинных мощностей пластовых тел.

    При неизменной истинной мощности слоя ширина его в обнажениях зависит от угла наклона слоя и формы земной поверхности (характера рельефа). Эти зависимости исчерпываются шестью вариантами и процедура вычисления истинной мощности несколько сложнее, чем при горизонтальном залегании слоев. Все необходимые формулы приведены в первой главе. На карте мощность слоя может быть определена с применением метода заложения по стратоизогипсам.

    В обнажениях и участках, сложенных смятыми в складки образованиями, после характеристики пород нужно сделать описание складок и определить: морфологический тип складок; высоту и ширину (размах крыльев) складок; наличие осложняющей дополнительной складчатости; строение замка и крыльев складок с указанием углов и азимутов их наклона; направление и угол погружения или воздымания шарнира; положение и пространственную ориентировку осевой плоскости; кливаж и его соотношение со структурными элементами складок; сланцеватость, линейность и бороздчатость.

    В тех случаях, когда невозможно сделать непосредственные замеры пространственного положения шарнира (Ш), осевой поверхности (ОП) или следа осевой поверхности (СОП) и линейности (Л), их можно определить путем нанесения дополнительных замеров на сетку Вульфа, Ламберта или Шмидта. Для определения положения шарнира нужно делать замеры положения крыльев складок, для определения ОП складки - замерыследов осевой поверхности (СОП) в двух проекциях, для определения положения линейности - замерысланцеватости (СЦ) и полосчатости (ПС) и угла падения линейности (Л) и т.д.

    Тектонические нарушения устанавливаются по геологическим и геоморфологическим признакам на местности и по аэрофотоснимку. Из геологических признаков наиболее надежные следующие:

    1 - зеркала и борозды скольжения на поверхностях срывов в горных породах;

    2 - зоны тектонических брекчий, катаклаза, милонитизации, интен­сивной трещиноватости и рассланцевания;

    3 - закрытые трещины, выполненные жильным материалом;

    4 - видимые смещения частей пластов, жил, даек, слоистости или иных структурно-текстурных элементов;

    5 - несоответствие в строении смежных участков обнажения либо соседних обнажений, расположенных на одном и том же гипсометрическом уровне в районах с простым строением,

    6 - присутствие крупных блоков аллохтонных пород;

    7 - выпадение отдельных интервалов разрезов или их повторение (в районах с простым горизонтальным, либо моноклинальным залеганием пород);

    8 - резкий обрыв (окончание) структур по падению и простиранию.

    Тектонические нарушения в той или иной мере проявляются в формах рельефа и поэтому, неплохо дешифрируются на аэрофотоснимках местности. На наличие нарушений могут указывать линейно ориентированные депрессии или возвышенности, эскарпы (сбросовые уступы), фасеты (треугольные грани отрогов) и др. Но необходимо помнить -прежде чем связать возникновение формы рельефа с проявлением нарушений, нужно проверить все возможные другие пути ее происхождения, так как эти признаки могут обладать конвергентностью (многозначностью). При документации тектонических нарушений необходимо указывать:

    1 - элементы залегания плоскости разрыва;

    2 - наличие оперяющих трещин, разрывов и их пространственное положение;

    4 - тип нарушения (сброс, взброс, сдвиг, надвиг, раздвиг и т.д.);

    5 - строение зоны разлома и ограничивающих ее поверхностей (форма, мощность, поведение по простиранию и падению, ориентировка штрихов и зеркал скольжения, характер выполнения -брекчии, катаклазиты, милониты, ультрабластомилониты и др.);

    6 - соотношение со слоистостью, сланцеватостью и трещиноватостью пород, со складками, а также с разрывами разных направлений;

    7 - состав пород и условия залегания их на крыльях;

    8 - связи (возможные) с соответствующими формами рельефа местности.

    Элементы залегания поверхностей напластования, плоскостей кон­тактов, структурных элементов слоистых толщ, складчатых сооружений и разрывных тектонических нарушений измеряются с помощью горного компаса и записываются в полевом дневнике в сокращенном виде (например, аз. пад. Сц315°45°).При вертикальном положении плоскости записывается азимут простирания ее -аз. прост. 270°либо - аз. прост. 27090°.

    По возможности элементы залегания наносятся на карту фактического материала, на топокарту или на аэрофотоснимок.

    Изучение взаимоотношений между геологическими телами подразумевает наблюдения над сочетаниями различимых типов пород, условиями их залегания в обнажениях и на территориях и пространственно-временным расположением относительно друг друга (что выше, а что ниже; согласное или несогласное; что чего сечет; и др.). В конечном итоге, это приводит к выяснению относительной (исторической) последовательности формирования и преобразования геологических образований на исследуемой территории.

    При изучении взаимоотношений между геологическими телами необходимо направлять внимание на выявление несогласий, что далеко не просто. Несогласия определяют не только пространственное, но и историческое соотношение разновозрастных, преимущественно слоистых горных пород. Они могут возникать как при участии, так и без участия тектонических процессов (движений). При обнаружении несогласия нужно попытаться дать следующие характеристики:

    1 -признаки, по которым выявлено несогласие (угловое перекрытие, контрастный переход, наличие конгломератов, резкое различие в степени метаморфизма и др.);

    2 -строение поверхности несогласия (конфигурация, наличие карманов или выступов, кор выветривания, ожелезненных зон и др.);

    3 -состав и строение пород, залегающих выше и ниже поверхности несогласия, а также структурные элементы залегания их;

    4 -вид несогласия (первичное, вторичное, стратиграфическое, структурное, параллельное, облекающее, прилегающее, угловое, литологическое, конседиментационное, тектоническое, локальное, региональное, азимутальное или картографическое и др.).

    Несогласия фиксируют перерыв в осадконакоплении. Сравнительно легко устанавливается несогласие:

    1 -если во время перерыва была структурная перестройка, тогда последующие (молодые) комплексы налегают с угловым несогласием;

    2 -при налегании осадочных или эффузивных толщ на размытую поверхность более древних кристаллических (интрузивных или метаморфических) пород, и тогда можно видеть захороненный рельеф, карманы, сложенные корами выветривания или дезинтегрированными породами;

    3 -при налегании лавовых покровов на осадочные, метаморфические или интрузивные породы.

    Очень трудно выявляются несогласия между слоями близкого литологического состава и, когда они параллельные или согласно прилегающие.

    Описание искусственных обнажений .

    В районах с недостаточной обнаженностью с целью получения дополнительной информации и фактических данных используются искусственные обнажения -наземные (шурфы, канавы, карьеры, дорожные выемки и др.) и подземные (штольни, штреки и др.) горные выработки и буровые скважины. Правила документации искусственных обнажений аналогичны документации естественных обнажений. В канавах и шурфах документируются стенки и дно выработки, в карьере -стенки и, по возможности, уровневые срезы, в подземных выработках -стенки, дно, кровля и забой, а в скважинах -керн.

    Буровая скважина -это выработка цилиндрической формы с небольшим поперечным сечением. Она имеет устье, ствол и забой. Боковая поверхность ствола -стенки ствола (скважины). Виды бурения: ручное (ударное, ударно-вращательное и вращательное) и механическое (вращательное дробовое, твердосплавное и алмазное). В большинстве случаев бурение ведется с отбором керна. Керн -это горные породы, поднятые из скважины буровой ложкой, змеевиком или желонкой при бурении в мягких и рыхлых породах, либо буровой трубой при механическом бурении. Основной недостаток кернового материала в качестве источника информации -перемешивание при бурении, неполная извлекаемость за счет истирания и вымывания, трудности при ориентировке керна и др. Описание керна ведется поинтервально с фиксацией всех наблюдаемых признаков, после чего составляется разрез по скважине. При возможности проведения каротажа скважины (геофизические методы исследования) разрез может быть уточнен.

    Наблюдения над современными (и недавнего прошлого) геологическими процессами.

    При геологическом картировании необходимо в общем виде фиксировать результаты геологических процессов давнего, недавнего прошлого и современных природных проявлений, а также следы проявлений, вызванных деятельностью человека. Это формы рельефа и образования, обусловленные:

    1 - жизнедеятельности человеческой цивилизации;

    2 - геологической деятельности рек, ручьев и временных потоков (водотоков) и моря (формы долин, террасы, пороги, водопады, конусы выноса, аллювий, пляжи и др.);

    3 - гравитационного перемещения осадков и дезинтегрированных образований, а также солифлюкции (делювий, коллювий, оползни и др.);

    4 - некоторые элементы эоловой аккумуляции;

    5 - современного химического и физического выветривания (почвы, элювий, коры выветривания, делювий, продукты десквамации и др.);

    6 - неотектонических движений (изостазии, землетрясений и др.);

    7 - разных типов и этапов жизни озер и болот;

    8 - деятельности ледника этапов экзарации (выпахивания), переноса и аккумуляции (формы - фиорды, бараньи лбы, друмлины, нунатаки, озы, камы; морена - боковая, срединная, внутренняя, конечная и донная; флювиогляциальные отложения -ленточные глины, косослоистые пески и т.д.). Древняя метаморфизованная морена (тиллиты) может быть обнаружена среди архейских и протерозойских метаморфизованных пород.

    Как и при прочих описаниях обнажения и участков обнажений, в данном случае необходимо давать максимально детальное описание всех признаков -формы, строения, масштаба распространения, мощности, состава и т.д.

    Кроме вышеуказанных процессов, к современным процессам относится деятельность подземных вод. Поэтому необходимо уметь давать качественную оценку проявлений подземных вод (напорные и безнапорные источники) и их возможный генезис и приуроченность. Качественная характеристика включает определение температуры, запаха, вкуса, наличие минерализации и выпадение осадков.

    Опробование

    При геологических работах существует большое число видов опробования:

    1 – отбор образцов, сколков на шлифы и проб горных пород на химический, литологический, палеонтологический, радиологический и др. методы анализа;

    2 - шлиховое опробование;

    3 - гидрогеохимическое опробование;

    4 - фитогеохимическое, зоогеохимическое, торфометаллометрическое, почвенное;

    5 - металлометрическое, металлогеническое и др.

    Виды и методика опробования, объем проб и требования к качеству проб обусловлены, в первую очередь, целью и задачами опробования и, во-вторых, степенью однородности и зернистости (кристалличности) пород. Например, для представительного анализа химического состава мелкозернистой, однородной породы достаточно штуфа весом1-1.5кг, а для выделения необходимого количества циркона (на определение его возрастаU-Pb методом) из габбропироксенитов нужны сотни килограммов породы.

    Шлиховое опробование (шлиховая съемка) -эффективный метод поискового опробования рыхлых подпочвенных пород, русловых отложений, кос, обрывов, речных террас, нижних частей бортов рек, конусов выноса и др. Направлено оно на выявление коренных месторождений и различных видов россыпей тяжелых металлов и минералов (сфена, хромита, золота и др.). Методика отбора проб при этом различная, но наиболее практичен путь - рекогносцировочные пробы, затем сгущение, а при положительных результатах -детализация и оконтуривание полезного объекта.

    Из шлиховой пробы в несколько килограмм получается шлих весом10-100грамм. Шлиховую пробу промывают в деревянном специальном лотке или металлическом ковше.

    Первая стадия промывки -удаление крупных галек и осторожное отмучивание глинистых частиц путем многократного ворошения материала в лотке (ковше) с водой.

    Вторая стадия промывки -путем встряхивания и покачивания лотка с пробой в воде легкие части­цы постепенно смываются через край лотка до получения «серого шлиха».

    Третий этап -наиболее ответственный -доводка шлиха путем наиболее полного смывания оставшихся легких минералов. Затем шлих высушивается, высыпается в пакетик и нумеруется. При камеральной обработке шлих разделяется на магнитную, электромагнитную и немагнитную фракции, потом производится фракционирование в жидкостях по плотностным свойствам. После диагностики всех минералов оценивается их содержание в шлихе в процентах, а данные наносятся на карту шлихового опробования. Наиболее распространенные минералы в шлихах (тяжелых шлихах) на Кольском полуострове -гранат, пироксены, амфиболы и рудные (магнетит, титаномагнетит и др.).

    Фитогеохимическое опробование составляет основу фитогеохимического метода поисков полезных ископаемых. Отобранный материал (опавшие и неопавшие листья, мох, определенные виды растений и т.д.) высушивается и сжигается. Оставшаяся зола затем анализируется. Содержание элементов выше фонового для этого материала и являются поисковыми признаками.

    При гидрогеохимическом опробовании из проб воды объемом в 1литр путем химических реагентов осаждаются растворенные в них соли, элементы и взвесь. Затем сливается чистая вода, осадок фильтруется, высушивается и взвешивается. После этого сухой остаток анализируется. Повышенное содержание того или иного элемента является, как и в предыдущем случае, положительным поисковым признаком.

    При фитогеохимическом, гидрогеохимическом и некоторых других видах опробования необходимо (обязательно!) учитывать влияние промышленного загрязнения окружающей среды. Например, в пределах Кольского полуострова оно сильно проявлено вокруг предприятий городов Никеля, Мончегорска, Кировска и Апатитов. Данные по загрязнениям опубликованы во многих работах экологов КНЦ РАН.

    Горные и буровые работы

    Горные работы включают в себя производство закопушек, шурфов и канав. Они проводятся при геологической съёмке в том случае, если обнажённость района плохая и мощности перекрывающих рыхлых отложений незначительны.

    Буровые работы – это бурение картировочных неглубоких скважин, вскрывающих коренные породы. Они проводятся при геологической съёмке в том случае, если обнажённость района плохая и мощности перекрывающих рыхлых отложений не превышают первых десятков метров.

    "



    Происхождение В Библии говорится, что первый человек был сотворен Богом из глины. Ученые же утверждают что глина - вторичный продукт, образующийся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Большинство из глин представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей


    Состав: Глина содержит глинозём (Al 2 O 3 -39%), кремнезём (SiO 2 -47%) и 14% воды, а также включает в свой состав достаточно полезных микроэлементов и минеральных солей. В глине присутствуют: магний, марганец, серебро, цинк, кальций, медь и другие элементы. Цвет глин разнообразен и обусловлен главным образом окрашивающими их примесями минералов или органических соединений.






    В народной медицине, как правило, применяется именно та глина, что добывается в местах, в которых проживает больной. В научной медицине предпочтение отдается белой и голубой глинам. Вблизи нашего города Кумертау имеется месторождение этой драгоценной глины. Находится оно южнее города, в окрестностях деревни Сандин. Об этом знают многие жители Кумертау. И не просто знают, пользуются дарами нашей богатой башкирской земли.



    Глина в косметологии Голубая глина обладает противовоспалительным эффектом, предотвращает появление прыщей, способствует заживлению ранок на коже, хорошо очищает ее и улучшает цвет лица. Помогает разгладить мимические морщины, омолаживает кожу, делая ее более упругой и эластичной, осветляет веснушки и пигментные пятна. Также как и белая, голубая глина более подходит для ухода за жирным типом кожи.веснушки


    Маска против морщин Залить голубую глину настоем трав: лаванды, шалфея, липового цвета, ромашки (2 ст.л.). Консистенция должна напоминать сметану. Полученную массу делим пополам. Одну убираем в холодильник охлаждаться, другую, наоборот, подогреваем на водяной бане. Затем каждую часть маски наносим на чистую марлю и поочередно прикладываем к лицу на 5 минут. Только не забудьте, что зона глаз не должна попадать под маску. Курс лечения – 1 раз в неделю. Частота – по мере необходимости и желанию. Питательная маска Смешать ложку глины с мякотью одного помидора. Нанести на 20 минут на чистое лицо, а затем смыть (можно молоком). Также маски из голубой глины являются прекрасным средством для лечения волос. Они не только останавливают выпадение, но и способствуют более активному росту новых волос, устранению перхоти, насыщению волос кислородом.








    Определение ионов Fe 3+ 4 Fe Fe(CN) 6 4- Fe 4 3 ;


    Результаты лабораторных исследований голубой глины 1. Среда глиняного фильтрата оказалась слабо-кислой, рН 6 2. Концентрация ионов железа около 2,0 мг/л- розовое окрашивание раствора тиоцианатом аммония 3. Кобальт не обнаружен 4. Ионы свинца не обнаружены 5. По физическим свойствам глину можно отнести к «жирным» глинам
    Предостережения: - Нельзя использовать глину из верхних (до 20 м) слоев; - Нельзя использовать глину, не прошедшую проверку на химический состав и бактериологические загрязнения в специальных лабораториях, - Нельзя хранить лечебную глину в помещениях, таре и условиях, не обеспечивающих сохранность ее лечебных свойств и безопасности. - Нельзя использовать глину для наружного применения повторно.


    Выводы и рекомендации: Местную голубую глину можно использовать для косметических целей, она более маслянистая, чем красная глина Сравнивая качественный состав красной и голубой глины, делаем вывод, что красная глина по содержанию железа превосходит голубую. Более точные данные может дать только лабораторный анализ.

    Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»

    Научно-практическая конференция « Я – исследователь»

    Секция: «География»

    Исследовательская работа на тему

    « Секреты нашей глины»




    Цыбенжапов Амар Баирович, 1 класс

    МБОУ «Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»

    Дашинимаева Аягма Очировна,

    Россия, Забайкальский край, Дульдургинский район, село Зуткулей,

    МБОУ «Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»,

    учитель географии и биологии


    2018

    Оглавление

    Введение

    Глава 1. Теоретическая часть. Что такое глина?...................................................................4

      1. Виды глины ……………………..……………………………………………………...…4

        Применение глины ………………………………………………………………….……4

    Глава 2. Практическая часть…………………………………………………………..….…..6

    2.1 Свойства глины и опыты…………………………………………………………….……6

    2.2 Где взять глину для работы………………………………………………………….……8

    2.3 Подготовка глиняного теста………………………………………………………………9

    2.4 Игрушка своими руками…………………………………………………………………10

    Заключение …………………………………………………………………………………...11

    Литература…………………………………………………………………………………….12.

    Приложение …………………………………………………………………………………..13

    Введение

    Тема моей исследовательской работы «Секреты нашей глины»

    Актуальность работы. Я – ученик 1 класса Цыбенжапов Амур. Мне нравится заниматься музыкой, футболом лепкой из глины и других материалов. Дело в том, что я живу на берегу реки, которая, к сожалению, давно высохла. Но летом при длительных дождливых днях наполняется и течет. Вот на правой стороне нашей реки Эреэбэг есть глина, которую мы используем именно в целях лепки игрушек вместо пластилина. Часто мы делаем сувениры, игрушки на конкурсы поделок в школе. Мне нравится работать с глиной. И поэтому я решил подробно узнать о глине рядом с моим домом, ее видах и свойствах, а также о том, как подготовить глину для лепки игрушки.

    Цель нашей работы подробно ознакомиться с материалом глина, видами и её свойствами, узнать, как правильно подготовить глину к работе, создать игрушку и составить рекомендацию для учащихся.

    В соответствии с поставленной целью определились следующие задачи:

      познакомиться с глиной как горной породой;

      узнать виды глины, залегающие у нас в селе и рядом с моим домом;

      провести опыты, чтобы ознакомиться со свойствами глины;

      изучить область применения глины ;

      изучить подготовку глины к работе и процесс изготовления поделок из неё;

      изготовить игрушку;

    Методы и средства :

    1. Изучение литературных источников, интернет.

    2. Практическая работа

    3. Опрос и анкетирование

    4. Выводы.

    Объектом моего исследования является природная глина рядом с моим домом.

    Глава 2. Практическая часть

    1.2.Свойства глины, опыты

    Разнообразие в составе глин очень важно с технической точки зрения, так как оно влияет на основные свойства материала, делая его пригодным для различных технических целей. Самыми важными свойствами глины являются:

    способность соединяться с водой, образуя тонкие взвеси и вязкое тесто;

    способность набухать в воде;

    способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, т. е. пластичность материала;

    клейкость;

    связывающая способность;

    способность не пропускать влагу после насыщения определенным количеством воды.

    Проведем ряд опытов для более подробного знакомства с некоторыми свойствами найденной природной глины в нашем селе.

    Опыт № 1

    Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.

    Оборудование: сухая глина, деревянная доска, молоток.

    Ход: положили глину на доску. Разбили глину молотком на кусочки, попробовали руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.

    Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

    Опыт № 2

    Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.

    Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.

    Ход: один из кусков глины положил и в сосуд с водой. Сравнили сухую глину и глину, находящуюся в воде.

    Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

    Опыт № 3

    Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.

    Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.

    Ход: слепили из глины миску. Затем налили в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.

    Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

    Опыт № 4

    Цель: познакомиться со способностью глины выдерживать высокую температуру – огнеупорностью.

    Оборудование: кусок глины или изделие, муфельная печь.

    Ход: поместили глиняное изделие в печь. Изделие стало твердым и слегка уменьшилось в размерах. При очень высокой температуре глина плавится.

    Вывод: при обжиге глина приобретает новые свойства - прочность, жесткость и полную неспособность присоединять влагу

    Опыт № 5

    Цель: показать, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.

    Оборудование: глиняная фигурка, краски, кисточки, стаканы с водой.

    Ход: расписали фигурку из глины красками. Обратили внимание на то, что краска хорошо ложится на обожженную глину.

    Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.

    Итак, можно сделать вывод, что сухая глина хорошо поглощает воду, но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. Это свойство и позволяет нам лепить из глины.

    Заключение

    Глина - это один из самых доступных и распространённых материалов для лепки. Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Глина проста и легка в обработке, её пластические и художественные возможности огромны. Потому с самых древних времен глина стала одним из главных материалов, из которых создавал человек необходимые в быту вещи и произведения искусства, глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена.

    Во время работы над данным проектом я много узнал о глине из интернета и литературы.

    Выяснил, какими свойствами обладает глина, провел ряд опытов. Особо следует отметить природное свойство глины – это ее гигроскопичность (активно поглощает воду), при смешивании с водой глина меняет свою структуру, становится более гибкой и вязкой. Пластичность глины – это свойство позволяет получать сложные формы изделий.

    В процессе работы я расширил свои знания о глине. Изучил, как выбирать, добывать глину и готовить ее к работе. Я создал коллекцию своих работ, которую можно широко использовать: как символ года, как сувенир, на уроках окружающего мира, на месячнике бурятского языка, в различных конкурсах поделок, домашние животные и дикие для изучение природы. Все это стало главным результатом моего исследования.

    Если вы, как и я, любите творить, воплощать и создавать своими руками интересные и полезные вещи, то лепка из глины – занятие для вас! Это приятное время провождение приносит пользу.

    В дальнейшем я планирую продолжать лепить из различных материалов, совершенствовать своё мастерство и провести мастер - класс среди своих одноклассников.

    Литература

    1.Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. М., 2000. – с. 72.

    2.Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры№38(2, 1997г.), М.-1997.

    3.Раздаточный материал кабинета географии «Полезные ископаемые» , «Минералы и горные породы»

    4. География Агинского автономного округа для школьников. Полезные ископаемые

    5. В.Г. Стрельников. Природа агинской степи. Чита.-2000. Стр 32

    4.Интернет-ресурсы.

    http // wikipedia . ru

    Приложение 2.

    Готовые работы

    Приложение

    Готовые работы

    Мои любимое горячее блюдо «Буузы»

    мои работы

    Фруктовый сад, конфеты

    Мои домашние животные и друзья «Патрик и Джек»

    Буряад басаган

    Буряад хубуун

    композиция «Живые организмы»

    Улитка, звездочка, колобок, гусеница

    Приложение 1. Глина на берегу реки Эреэбэг. Берем для изготовления работы.

    глина сухая

    Берем природную глину на берегу реки Эреэбэг

    Природная глина у меня рядом с домом.

    Готовим глиняное тесто, проверяем на наличие камней и ненужных материалов.

    Изготовление игрушек.


    Приложение 3.

    Карта Зуткулея.