Войти
Образование в России
  • Как подготовиться к огэ по истории Преимущества дистанционной подготовки к ОГЭ
  • Lorem что значит. Что такое Lorem ipsum? Обширноприменяемый вариант текста
  • Н овые подходы в обучении иностранным языкам в ходе модернизации образования левин д
  • Развивающая игра для детей — Головоломки со спичками Спичечные головоломки
  • Исследователи Африки и их открытия
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта урока презентация к уроку на тему Технологическая карта урока условиях фгос

    Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта урока презентация к уроку на тему Технологическая карта урока условиях фгос

    Разделы: Общепедагогические технологии

    Цель: изучение вопроса составления “технологической карты”.

    Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

    Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

    Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

    Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

    Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

    За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться .

    В широком значении термин “универсальные учебные действия ” означает умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

    Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

    Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.

    Приложение . Слайд 2 – что дает использование…

    Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.

    Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

    На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.

    Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

    Слайд 3 – параметры карты.

    Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

    При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

    Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

    Слайд 4 – технологическая карта позволит учителю…

    Технологическая карта позволит учителю:

    • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
    • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
    • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
    • на практике реализовать межпредметные связи;
    • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

    Слайд 5 – параметры урока.

    1) Название этапа урока.

    2) Цели этапа урока.

    4) Деятельность учителя.

    5) Деятельность учащихся.

    6) Формы работы.

    7) Результат.

    Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения . Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

    Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

    Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

    1. необходимость описания всего процесса деятельности;
    2. указание операций, их составных частей.

    В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

    Слайд 6 – возможности технологической карты:

    1. тщательного планирования каждого этапа деятельности;
    2. максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
    3. координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
    4. введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

    Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

    Этапы работы над технологической картой:

    Слайд 7 – этапы работы над технологической картой.

    1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

    2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

    3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

    4. Формулировка цели каждого этапа урока.

    5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

    6. Выбор форм работы на уроке.

    7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

    Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.

    Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор остановили на такой технологической карте урока:

    Слайд 8 – структура технологической карты.

    1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

    2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

    3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

    4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

    5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

    6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

    7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

    Вашему вниманию представлена презинтация, текст выступлени. примеры технологических карт, по теме выступления на открытом методическом дне образовательного округа № 2 Смоленского района Смоленской области, в которой разъясняется о том, что такое технологическая карта урока, ее значении, видах технологических карт урока. Данный материал может быть использован на педагогических советах, объединениях; при работе с работниками образования.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Технологическая карта урока. Материал подготовила учитель МБОУ «Гнездовской СШ» Будякова Н.А.

    Технологическая карта урока. Какие уже есть наработки? Для чего она необходима? Как создается? Что это такое?

    Технологическая карта урока - новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Что это такое?

    «Технологическая карта» форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т. п.

    Технологическая карта урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся отражение «деятельностного подхода» в обучении

    Технологическая карта урока Как создается технологическая карта? существуют несколько позиций, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: необходимость описания всего процесса деятельности указание операций и их составных частей.

    Структура технологической карты 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид. 2. Формулировка целей, задач (образовательные, развивающие, воспитательные) урока. 3. Определение планируемых предметных результатов, формируемых УУД (продукт). 4. Выбор форм работы на уроке. 5. Подбор ресурсов к урока (информационные, печатные, макеты и т.п.). 6. Определение основных понятий. 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика. 8. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом

    Какие параметры могут быть в технологической карты? Такими параметрами могут быть: этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся

    Технологическая карта урока Для чего необходима учителю? форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока

    Технологическая карта урока Для чего необходима учителю? 1. реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; 2. системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; 3. на практике реализовать межпредметные связи; 5. выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

    Технологическая карта урока Для чего необходима учителю? Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности

    Из опыта работы

    Из опыта работы Не так страшен черт, как его малюют.

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Цели для ученика

    Цели для учителя

    Образовательные

    Развивающие

    Воспитательные

    Тип урока

    Форма урока

    Опорные понятия, термины

    Новые понятия

    Формы контроля

    Домашнее задание

    Технологическая карта урока____________________________________

    Тема урока ________________________________________________________________________________________

    Цели урока:

    Образовательные

    Развивающие

    Воспитательные

    Тип урока

    Форма урока

    Опорные понятия, термины

    Новые понятия

    Формы контроля

    Домашнее задание

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О.

    Предмет:

    Класс:

    Тип урока:

    Тема

    Цель

    Задачи

    Образовательные:

    Развивающие:

    Воспитательные:

    УУД

    ЛичностныеУУД:

    Регулятивные УУД:

    Коммуникативные УУД:

    Познавательные УУД:

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Знать

    Уметь

    Основные понятия

    Межпредметные связи

    Ресурсы:

    Основные

    Дополнительные

    Формы урока

    Технология

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О.

    Предмет:

    Класс:

    Тип урока:

    Тема

    Цель

    Задачи

    Образовательные:

    Развивающие:

    Воспитательные:

    УУД

    ЛичностныеУУД:

    Регулятивные УУД:

    Коммуникативные УУД:

    Познавательные УУД:

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Знать

    Уметь

    Основные понятия

    Межпредметные связи

    Ресурсы:

    Основные

    Дополнительные

    Формы урока

    Технологическая карта с методической структурой урока

    Дидактическая

    структура урока

    Методическая структура урока

    Признаки

    решения

    дидактических задач

    Методы

    обучения

    Форма

    деятельности

    Методические

    приемы и их

    Средства

    обучения

    Способы

    организации

    деятельности

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    Технологическая карта урока

    Класс :.

    Учитель :.

    УМК :.

    Тема урока:

    Тип урока:

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Познавательные

    Коммуникативные

    Регуляторные

    Осуществляемые действия

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

    Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

    Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

    За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

    Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

    Задача технологической карты – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

    Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

    необходимость описания всего процесса деятельности;

    указание операций, их составных частей.

    Этапы работы над технологической картой:

    • 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
    • 2. Формулировка целей (образовательные, развивающие, воспитательные), задач урока.
    • 3. Определение планируемых предметных результатов, формируемых УУД (продукт).
    • 4. Выбор форм работы на уроке.
    • 5. Подбор ресурсов к урока (информационные, печатные, макеты и т.п.).
    • 6. Определение основных понятий.
    • 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
    • 8. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом

    Каковы же параметры технологической карты?

    Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

    Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя, для которого важен визуальный образ урока.

    Она помогает учителю на каждом этапе урока отслеживает свою деятельность и ожидаемые действия учеников.

    Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

    • на практике реализовать межпредметные связи;

    Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

    Технологическая карта позволит учителю:

    • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
    • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
    • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
    • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
    • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
    • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
    • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
    • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
    • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
    • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
    • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
    • соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт.
    • обеспечить повышение качества образования.

    Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

    Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

    • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
    • используются эффективные методы работы с информацией;
    • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
    • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности

    Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, свой выбор остановлю на следующих технологических картах урока (см примеры технол карт)


    Введение последних стандартов в системе образования привело не только к корректировке учебной программы, новому перечню рекомендуемых методов и приемов обучения, но и существенно повлияло на количество необходимой документации, которую обязаны подготавливать педагоги. Одним из таких нововведений стала обязательная технологическая карта урока по ФГОС, подготовка и использование которой помогают учителю максимально эффективно провести урок, затратив при этом минимум усилий.

    Новый вид конспекта

    Технологическая карта - графический вариант традиционного плана-конспекта. Основной толчок к использованию нового формата дало принятие ФГОС второго поколения. Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия.

    Структура карты

    Учителям известно, что любой конспект, вне зависимости от предмета, имеет единую структуру. Тот же принцип положен в основу графического варианта. Так, технологическая карта урока биологии ФГОС имеет такую же структуру, как для любого другого урока гуманитарного или точного направления.

    Любая технологическая карта начинается с шапки, которая сходна с шапкой плана-конспекта.

    За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы - тесты, решение задач, используемые на уроке схемы или таблицы.

    Основные этапы

    В технологических картах необходимо детально расписать следующие этапы занятия:

    1. Организация класса.
    2. Проверка домашнего задания.
    3. Актуализация знаний.
    4. Ознакомление с новым материалом.
    5. Первичная проверка изученного.
    6. Закрепление.
    7. Применение полученных в ходе занятие знаний на практике.
    8. Обобщение и систематизация.
    9. Домашнее задание.
    10. Подведение итогов.

    Отметим, что допустимо объединение нескольких этапов в один для экономии времени и повышения эффективности работы. В некоторых случаях и вовсе допустимо опускать некоторые пункты. К примеру, ФГОС может не содержать таких этапов, как закрепление пройденного материла, проверка изученного и т.д. (особенно если урок посвящен изучению поэзии или педагог запланировал посвятить все 45 минут времени просмотру экранизации романа или повести).

    При этом не стоит забывать, что, вне зависимости от типа, обязательными этапами остаются:

    1. Подготовка к изучению нового материала.
    2. Основной этап.
    3. Подведение итогов.
    4. Рефлексия.

    Технологическая карта помогает заранее определить форму организации учебной деятельности, то есть спланировать, какие задания будут выполняться учениками индивидуально, а какие будут обрабатываться в парах или малых группах.

    Как составить карту?

    При составлении технологической карты необходимо:

    1. Указать все операции и их составные части.
    2. Подробно описать деятельность учеников и учителя.

    Столь подробная проработка занятия поможет заранее выявить неэффективные или слишком сложные для детей задания и упражнения, поможет максимально точно рассчитать и распределить материал на каждый этап урока. Благодаря этому педагог может не переживать, что ученики не успеют выполнить какое-либо задания или, наоборот, не думать о том, чем занять в том случае, если они справятся с заданиями значительно раньше, нежели прозвучит звонок с урока.

    К примеру, вам необходимо провести урок математики. Технологическая карта ФГОС, составленная вами, поможет подобрать наиболее интересные и действительно нужные задания, заранее выбрать форму организации учебной деятельности, определить вид проверки в конце урока.

    Для составления действительно полезной карты следует выполнить несколько действий:

    1. Определить тему, ее место среди других тем в данном разделе.
    2. Определить вид урока.
    3. Сформулировать триединую цель.
    4. Выделить основные этапы занятия, опираясь на тип и вид занятия.
    5. Сформулировать цель каждого этапа.
    6. Определить ожидаемые результаты каждого из этапов.
    7. Выбрать наиболее удачные для реализации формы работы.
    8. Подобрать необходимый материал.
    9. Выделить для каждого этапа основной вид работы для учеников и учителя.

    Для составления карты урока необходимо заранее приготовить шаблон, продумать, как будет выглядеть технологическая карта урока. Образец ФГОС мы представим немного ниже.

    Деятельность учителя согласно карте

    Главной особенностью карты является то, что учитель должен заранее просчитать и указать в ней, чем именно будет заниматься педагог на том или ином этапе урока. При этом неважно, какой предмет вы ведете. урока истории ФГОС и карта урока географии будет составляться по одному универсальному образцу.

    Обозначить деятельность учителя можно с помощью следующих фраз:

    1. Проверка готовности учащихся.
    2. Озвучивание темы и цели.
    3. Выдвижение проблемы.
    4. Создание эмоционального настроя.
    5. Формулировка задания.
    6. Контроль выполнения работы.
    7. Раздача заданий.
    8. Организация самопроверки.
    9. Поддержание беседы.
    10. Оценивание.
    11. Проведение диктанта.
    12. Рассказ.
    13. Подведение учеников к выводам.

    Деятельность учеников на уроке

    Спланировать деятельность учащихся можно с помощью следующих формулировок:

    1. Работа с тетрадью.

    «Конструирование урока в условиях реализации ФГОС. Технологическая карта урока»

    ФГОС

    заместитель директора по НМР Марченко М.В.


    « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи


    Сегодня выпускник школы XXI века должен:

    уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать ; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем ; быть коммуникабельным , контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.





    Организация и содержание образовательного процесса ориентированы на

    Деятельностный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности обучающегося; - формирование универсальных учебных действий (УУД); - формирование способности грамотно применять информационные и коммуникационные технологии (ИКТ-компетентность).





    Технология системно-деятельностного метода обучения

    Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности


    Правила составления синквейна:

    первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

    вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

    третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

    четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

    пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.



    Учитель школы

    В Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

    во-первых, это профессионал, который:

    Демонстрирует универсальные и предметные способы действий;

    Консультирует и корректирует действия обучающихся;

    Находит способы включения в работу каждого ученика;

    Создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

    Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

    В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.



    Главная составная часть учебного процесса – урок. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.


    Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.


    В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие (УУД): - коммуникативные - познавательные - личностные - регулятивные Выделяют несколько аспектов такого урока.


    Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД обучающихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.).


    Мотивационно – целеполагающий аспект урока

    Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые обучающиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.


    Деятельностный аспект урока

    Новым смыслом урока является решение проблем самими обучающимися в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. обучающиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.


    Деятельностный аспект урока

    Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.


    Структура урока

    Учитель

    Ученик

    Создание проблемной ситуации

    Принятие проблемной ситуации

    Выявление проблемы

    Выявление проблемы

    Управление поисковой деятельностью

    Самостоятельный поиск решения

    Обсуждение результатов

    Обсуждение результатов


    Функции учителя

    Традиционная классификация:

    Системно-деятельностая классификация:

    Организатор

    Источник знаний

    Дирижер

    Образец

    Участник

    Плановик

    Помощник

    Контролер

    Стимулятор

    Товарищ


    Предмет изменений

    Подготовка уроку

    Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.

    Учитель пользуется сценарным планом урока .

    Основные этапы урока

    Объяснение и закрепление учебного материала.

    Большое количество времени занимает речь учителя.

    Главная цель учителя на уроке

    Самостоятельная деятельность обучающихся.

    Организовать деятельность детей:

    Успеть выполнить все, что запланировано

    • по поиску и обработке информации;
    • обобщению способов действия;
    • постановке учебной задачи

    Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС

    Предмет изменений

    Традиционная деятельность учителя

    Формулировка заданий для обучающихся

    Деятельность учителя, работающего по ФГОС

    Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.

    Взаимодействие с родителями обучающихся

    Форма урока

    Преимущественно фронтальная

    Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте.

    Преимущественно групповая и /или индивидуальная

    Родители не включены в образовательный процесс.

    Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.


    Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС

    Предмет изменений

    Образовательная среда

    Традиционная деятельность учителя

    Создается учителем.

    Деятельность учителя, работающего по ФГОС

    Выставки работ обучающихся.

    Создается обучающимися.

    • предметные результаты;
    • нет портфолио обучающегося;
    • основная оценка- оценка учителя;
    • важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

    Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.

    • не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;
    • создание портфолио;
    • ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
    • Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

    Результаты обучения

    Требования к уроку

    Объявление темы урока

    Традиционный урок

    Сообщение целей и задач

    Урок современного типа

    Учитель сообщает обучающимся

    Формулируют сами обучающиеся

    Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться

    Планирование

    Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания

    Практическая деятельность обучающихся

    Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

    Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели

    Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

    Осуществление контроля

    Осуществление коррекции

    Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

    Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

    Оценивание обучающихся

    Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

    Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

    Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

    Учитель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке

    Итог урока

    Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

    Домашнее задание

    Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

    Проводится рефлексия

    Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

    Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    ФГОС


    Структура урока в рамках деятельностного подхода. 1.Организационный момент. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».


    II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.


    IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий. V. Первичное закрепление . Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. VI. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.


    VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VIII. Рефлексия. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности (УД), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.



    Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся

    Технологическая карта урока (ТКУ) – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы


    Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно-деятельностного подхода

    Новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности ;

    Необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных ;

    Понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий .


    Понятие УУД

    Умение учиться в общении со сверстниками =

    Полноценное освоение обучающимися компонентов учебной деятельности:

    Познавательные и учебные мотивы;

    Учебная цель;

    Учебная задача;

    Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).


    Универсальные учебные действия (УУД)

    Обеспечивают способность обучающегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

    Умение учиться и развиваться

    переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе






    Целеполагание

    Традиционный конспект

    в соответствии со знаниевой парадигмой

    Основной метод описания

    Технологическая карта

    в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы)

    объяснительно- иллюстративный

    Особенность проектирования

    структурно-логический; проектный

    по видам деятельности учителя

    Используемые средства обучения

    Дидактический подход

    по видам деятельности учителя и обучающихся

    учитель и учебник как основные носители знания

    использование всех компонентов УМК и современных ресурсов

    межпредметные связи на основании некоторых элементов знания

    Форма описания урока

    Оценка

    формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний

    использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя

    использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности

    учителем – результатов обученности в целом

    всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений


    Технологическая карта позволяет учителю

    Выстроить алгоритм работы по теме, а также проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

    Системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия;

    Реализовать воспитательные возможности темы;

    Установить преемственность в изучении материала;

    Реализовать межпредметные связи;

    Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения.


    Преимущества технологической карты

    Внедряются готовые разработки, освобождающие от кропотливой работы по конструированию учебной деятельности;

    Высвобождается время учителя для творчества;

    Обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

    Снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);;

    Повышается качество обучения, воспитания, развития;

    Обеспечивается объективная диагностика профессиональной деятельности учителя.

    Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.


    Как работать с ТКУ

    Внимательно ознакомьтесь с темой и найдите её в учебнике, рабочей тетради;

    Познакомьтесь с задачами урока, соотнесите с планируемыми результатами и с пройденным ранее материалом;

    Прочитайте выделенные основные понятия, посмотрите, в каких предметах они ещё изучаются (межпредметные связи);

    Придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте;

    Мотивируя обучающихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника или предложить своё;

    Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите;

    Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, и только после этого переходите к следующему этапу;

    На завершающем этапе постарайтесь выполнить все предложенные задания.


    Технологическая карта как административный инструмент:

    Обеспечивает возможность ориентироваться в образовательных целях в контексте стандартов 2-го поколения;

    Позволяет четко отслеживать выполнение программы, осуществлять методическую помощь;

    Обеспечивает системный мониторинг результатов образовательного процесса, деятельности учителя и обучающихся.


    Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для обучающихся и ощущение комфорта учителем. В критериях эффективности обучения звучит слово «развитие», которое является одним из показателей современного урока. Задание : подобрать слова, сочетание слов к словосочетанию «современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».

    радость

    рост

    результат


    Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками: - главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания; - на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению; - на уроке реализуется деятельностный подход; - организация урока динамична и вариативна; - на уроке используются современные педагогические технологии


    Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

    ФГОС


    Учить детей сегодня трудно,

    И раньше было нелегко,

    «Дает корова молоко».

    Век ХХI – век открытий,

    Век инноваций, новизны,

    Но от учителя зависит,

    Какими дети быть должны.


    Творческих вам успехов!

    Тврческих успехов

    «Урок по ФГОС» - М.Е. Ларина Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов. Фгос. Основные этапы урока: Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

    «Разработка урока по ФГОС» - Разработка урока по ФГОС 2 поколения. Личностные УУД. Коммуникативные УУД. Урок – основная форма организации учебных занятий в системе обучения. Ход урока. Выживает не самый сильный и не самый умный. Межпредметные связи. Схема урока. Исследование на материале учебника. Регулятивные УУД. Три постулата современного урока.

    «Урок по требованиям ФГОС» - Требования ФГОС. Учитель. Урок современного типа. Учебная ситуация. Познавательные действия. Ученик. Формирование личностных УУД. Коммуникативные действия. Открытие нового знания. Эффективность учебно-воспитательной деятельности. Новая школа. Первичное закрепление. Системно-деятельностный подход. Индивидуальная форма обучения.

    «Структура урока по ФГОС» - Виды диалогов. Типы уроков ФГОС. Структура урока общеметодологической направленности. Структура урока «открытия» нового знания. Типы и структура уроков по ФГОС. Пример проблемной ситуации. Задание на сложение дробей. Проблемная ситуация. Проблемно-диалогическая технология. Структура урока развивающего контроля.

    «Урок в соответствии с ФГОС» - Формирование ИКТ-компетентности. Урок обобщения и систематизации. Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся. Дидактическая задача урока. Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм. Коллективная форма организации обучения.

    «Типы уроков по ФГОС» - Интериоризация способов действий. Этап актуализации и пробного учебного действия. Первичное закрепление во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой. Урок общеметодологической направленности. Сущность выполняемых преобразований. Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок. Решите уравнение.