Войти
Образование в России
  • Как подготовиться к огэ по истории Преимущества дистанционной подготовки к ОГЭ
  • Lorem что значит. Что такое Lorem ipsum? Обширноприменяемый вариант текста
  • Н овые подходы в обучении иностранным языкам в ходе модернизации образования левин д
  • Развивающая игра для детей — Головоломки со спичками Спичечные головоломки
  • Исследователи Африки и их открытия
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Абсолютная погрешность формула физика. Абсолютная погрешность измерений

    Абсолютная погрешность формула физика. Абсолютная погрешность измерений
    В этой теме буду писать что-то вроде краткой шпаргалки по погрешностям. Опять же, данный текст ни в коей мере не официальный и ссылаться на него недопустимо. Буду признателен за исправление любых ошибок и неточностей, которые могут быть в этом тексте.

    Что такое погрешность?

    Запись результата эксперимента вида () означает, что если мы проведем очень много идентичных экспериментов, то в 70% полученные результаты будут лежать в интервале , а в 30% - не будут.

    Или, что тоже самое, если мы повторим эксперимент, то новый результат ляжет в доверительный интервал с вероятностью, равной доверительной вероятности .

    Как округлять погрешность и результат?

    Погрешность округляется до первой значащей цифры , если она не единица. Если единица - то до двух. При этом значащей цифрой называется любая цифра результата кроме нулей впереди.

    Округляем до или или но ни в коем случае не или , поскольку тут 2 значащие цифры - 2 и 0 после двойки.

    Округляем до или

    Округляем до или или

    Результат округляем таким образом, чтобы последняя значащая цифра результата соответствовала последней значащей цифре погрешности .

    Примеры правильной записи :

    мм

    Мм Держим тут в погрешности 2 значащие цифры потому что первая значащая цифра в погрешности - единица.

    мм

    Примеры неправильной записи :

    Мм. Здесь лишний знак в результате . Правильно будет мм.

    мм. Здесь лишний знак и в погрешности, и в результате. Правильно будет мм.

    В работе использую значение, данное мне просто в виде цифры. Например, масса грузиков. Какая у нее погрешность?

    Если погрешность явно не указана, можно взять единицу в последнем разряде. То есть если написано m=1.35 г, то в качестве погрешность нужно взять 0.01 г.

    Есть функция от нескольких величин У каждой из этих величин есть своя погрешность. Чтобы найти погрешность функции надо сделать следующее:

    Символ означает частную производную f по x. Подробнее про частные производные .

    Положим, вы меряли одну и ту же величину x несколько (n) раз. Получили набор значений.. Вам необходимо посчитать погрешность разброса, посчитать приборную погрешность и сложить их вместе.

    По пунктам.

    1. Считаем погрешность разброса

    Если все значения совпали - никакого разброса у вас нет. Иначе - есть погрешность разброса , которую надо вычислить. Для начала вычисляется среднеквадратичная погрешность среднего:

    Здесь означает среднее по всем .
    Погрешность разброса получается умножением среднеквадратичной погрешности среднего на коэффициент Стьюдента , который зависит от выбранной вами доверительной вероятности и числа измерений n :

    Коэффициенты Стьюдента берем из нижеприведенной таблицы. Доверительная вероятность выбитается произвольно, число измерений n мы также знаем.

    2. Считаем приборную погрешность среднего

    Если погрешности разных точек разные, то по формуле

    При этом естественно, у всех доверительная вероятность должна быть одинаковой.

    3. Складываем среднее с разбросом

    Погрешности всегда складываются как корень из квадратов:

    При этом нужно убедиться, что доверительные вероятности с которыми были вычислены и совпадают.


    Как по графику определить приборную погрешность среднего? Ну т.е., используя метод парных точек или метод наименьших квадратов, мы найдем погрешность разброса среднего сопротивления. Как найти приборную погрешность среднего сопротивления?

    И в МНК и в методе парных точек можно дать строгий ответ на этот вопрос. Для МНК форума в Светозарове есть ("Основы...", раздел про метод наименьших квадратов), а для парных точек первое, что приходит в голову (в лоб, что называется) это посчитать приборную погрешность каждого углового коэффициента. Ну и далее по всем пунктам...

    Если же не хочешь мучиться, то в лабниках дан простой способ для оценки приборной погрешности углового коэффициента, именно из МНК следующий (например перед работой 1 в лабнике "Электроизмерительные приборы. ..." последняя страница Метод.рекомендаций).

    Где - величина максимального отклонения по оси Y точки с погрешностью от проведенной прямой, а в знаменателе стоит ширина области нашего графика по оси Y. Аналогично по оси X.


    На магазине сопротивлений написан класс точности: 0,05/4*10^-6? Как из этого найти погрешность прибора?

    Это означает, что предельная относительная погрешность прибора (в процентах) имеет вид:
    , где
    - наибольшее значение сопротивления магазина, а - номинальное значение включённого сопротивления.
    Легко видеть, что второе слагаемое важно тогда, когда мы работаем на очень малых сопротивлениях.

    Подробнее всегда можно посмотреть в паспорте прибора. Паспорт можно найти в интернете, забив марку прибора в гугл.

    Литература про погрешности

    Гораздо больше информации по этому поводу можно найти в рекомендованной для первокурсников книге:
    В.В. Светозаров "Элементарная обработка результатов измерений"

    В качестве дополнительной (для первокурсников дополнительной) литературы можно порекомендовать:
    В.В.Светозаров "Основы статистической обработки результатов измерений"

    И уж тем кто хочет окончательно во всем разобраться непременно стоит заглянуть сюда:
    Дж. Тейлор. "Введение в теорию ошибок"

    Спасибо "у за нахождение и размещение у себя на сайте этих замечательных книжек.

    Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом ошибок или, иначе, погрешностей. Причины погрешностей могут быть самыми различными. Их возникновение может быть связано с неточностями изготовления и регулировки измерительного прибора, обусловлено физическими особенностями исследуемого объекта (например, при измерении диаметра проволоки неоднородной толщины результат случайным образом зависит от выбора участка измерений), причинами случайного характера и т.д.

    Задача экспериментатора заключается в том, чтобы уменьшить их влияние на результат, а также указать, насколько полученный результат близок к истинному.

    Существуют понятия абсолютной и относительной погрешности.

    Под абсолютной погрешностью измерений будет понимать разницу между результатом измерения и истинным значением измеряемой величины:

    ∆x i =x i -x и (2)

    где ∆x i – абсолютная погрешность i-го измерения, x i _- результат i-го измерения, x и – истинное значение измеряемой величины.

    Результат любого физического измерения принято записывать в виде:

    где – среднее арифметическое значение измеряемой величины, наиболее близкое к истинному значению (справедливость x и≈ будет показана ниже), - абсолютная ошибка измерений.

    Равенство (3) следует понимать таким образом, что истинное значение измеряемой величины лежит в интервале [ - , + ].

    Абсолютная погрешность – величина размерная, она имеет ту же размерность, что и измеряемая величина.

    Абсолютная погрешность не полностью характеризует точность произведенных измерений. В самом деле, если мы измерим с одной и той же абсолютной ошибкой ± 1 мм отрезки длиной 1 м и 5 мм, точность измерений будут несравнимы. Поэтому, наряду с абсолютной погрешностью измерения вычисляется относительная погрешность.

    Относительной погрешностью измерений называется отношение абсолютной погрешности к самой измеряемой величине:

    Относительная погрешность – величина безразмерная. Она выражается в процентах:

    В приведенном выше примере относительные ошибки равны 0,1% и 20%. Они заметно различаются между собой, хотя абсолютные значения одинаковы. Относительная ошибка дает информацию о точности

    Погрешности измерений

    По характеру проявления и причинам появления погрешности можно условно разделить на следующие классы: приборные, систематические, случайные, и промахи (грубые ошибки).

    П р о м а х и обусловлены либо неисправностью прибора, либо нарушением методики или условий эксперимента, либо имеют субъективный характер. Практически они определяются как результаты резко отличающиеся от других. Для устранения их появления требуется соблюдать аккуратность и тщательность в работе с приборами. Результаты, содержащие промахи, необходимо исключать из рассмотрения (отбрасывать).

    Приборные погрешности. Если измерительный прибор исправен и отрегулирован, то на нем можно провести измерения с ограниченной точностью, определяемой типом прибора. Принято приборную погрешность стрелочного прибора считать равной половине наименьшего деления его шкалы. В приборах с цифровым отсчетом приборную ошибку приравнивают к величине одного наименьшего разряда шкалы прибора.

    Систематические погрешности - это ошибки, величина и знак которых постоянны для всей серии измерений, проведенных одним и тем же методом и с помощью одних и тех же измерительных приборов.

    При проведении измерений важен не только учет систематических ошибок, но необходимо также добиваться их исключения.

    Систематические погрешности условно разделяются на четыре группы:

    1) погрешности, природа которых известна и их величина может быть достаточно точно определена. Такой ошибкой является, например, изменение измеряемой массы в воздухе, которая зависит от температуры, влажности, давления воздуха и т.д.;

    2) погрешности, природа которых известна, но неизвестна сама величина погрешности. К таким погрешностям относятся ошибки, обусловленные измерительным прибором: неисправность самого прибора, несоответствие шкалы нулевому значению, классу точности данного прибора;

    3) погрешности, о существовании которых можно не подозревать, но величина их зачастую может быть значительной. Такие ошибки возникают чаще всего при сложных измерениях. Простым примером такой ошибки является измерение плотности некоторого образца, содержащего внутри полости;

    4) погрешности, обусловленные особенностями самого объекта измерения. Например, при измерении электропроводности металла из последнего берут отрезок проволоки. Погрешности могут возникнуть, если имеется какой-либо дефект в материале - трещина, утолщение проволоки или неоднородность, меняющие его сопротивление.

    Случайные погрешности - это ошибки, которые изменяются случайным образом по знаку и величине при идентичных условиях повторных измерений одной и той же величины.


    Похожая информация.


    1. Как определять погрешности измерений.

    Выполнение лабораторных работ связано с измерением различных физических величин и последующей обработкой их результатов.

    Измерение - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью средств измерений.

    Прямое измерение - определение значения физической величины непосредственно средствами измерения.

    Косвенное измерение - определение значения физической величины по формуле, связывающей ее с другими физическими величинами, определяемыми прямыми измерениями.

    Введем следующие обозначения:

    А, В, С, ... - физические величины.

    А пр - приближенное значение физической величины, т. е. значение, полученное путем прямых или косвенных измерений.

    ΔА - абсолютная погрешность измерения физической величины.

    ε - относительная погрешность измерения физической величины, равная:

    Δ И А - абсолютная инструментальная погрешность, определяемая конструкцией прибора (погрешность средств измерения; см. табл. 1).

    Δ 0 А - абсолютная погрешность отсчета (получающаяся от недостаточно точного отсчета показаний средств измерения); она равна в большинстве случаев половине цены деления, при измерении времени - цене деления секундомера или часов.

    Таблица 1

    Абсолютные инструментальные погрешности средств измерений

    Средства измерения Предел измерения Цена деления Абсолютная инструментальная погрешность
    1 Линейка
    ученическая до 50 см 1 мм ± 1 мм
    чертежная до 50 см 1 мм ± 0,2 мм
    инструментальная (стальная) 20 см 1 мм ± 0,1 мм
    демонстрационная 100 см 1 см ± 0,5 см
    2 Лента измерительная 150 см 0,5 см ± 0,5 см
    3 Измерительный цилиндр до 250 мл 1 мл ± 1 мл
    4 Штангенциркуль 150 мм 0,1 мм ± 0,05 мм
    5 Микрометр 25 мм 0,01 мм ± 0,005 мм
    6 Динамометр учебный 4 Н 0,1 Н ± 0,05 Н
    7 Весы учебные 200 г - ± 0,01 г
    8 Секундомер 0-30 мин 0,2 с ± 1 с за 30 мин
    9 Барометр-анероид 720-780 мм рт. ст. 1 мм рт. ст. ± 3 мм рт. ст.
    10 Термометр лабораторный 0-100 0 С 1 0 С ± 1 0 С
    11 Амперметр школьный 2 А 0,1 А ± 0,05 А
    12 Вольтметр школьный 6 В 0,2 В ± 0,15 В

    Максимальная абсолютная погрешность прямых измерений складывается из абсолютной инструментальной погрешности и абсолютной погрешности отсчета при отсутствии других погрешностей:

    Абсолютную погрешность измерения обычно округляют до одной значащей цифры (ΔА = 0,17 ≈ 0,2); числовое значение результата измерений округляют так, чтобы его последняя цифра оказалась в том же разряде, что и цифра погрешности (А = 10,332 ≈ 10,3).

    Результаты повторных измерений физической величины А, проведенных при одних и тех же контролируемых условиях и при использовании достаточно чувствительных и точных (с малыми погрешностями) средств измерения, обычно отличаются друг от друга. В этом случае А пр находят как среднее арифметическое значение всех измерений, а погрешность ΔА (ее называют случайной погрешностью) определяют методами математической статистики.

    В школьной лабораторной практике такие средства измерения практически не используются. Поэтому при выполнении лабораторных работ необходимо определять максимальные погрешности измерения физических величин. Для получения результата достаточно одного измерения.

    Относительная погрешность косвенных измерений определяется так, как показано в таблице 2.

    Таблица 2

    Формулы для вычисления относительной погрешности косвенных измерений

    Формула для физической величины Формула для относительной погрешности
    1
    2
    3
    4

    Абсолютная погрешность косвенных измерений определяется по формуле ΔА = А пр ε (ε выражается десятичной дробью).

    2. О классе точности электроизмерительных приборов.

    Для определения абсолютной инструментальной погрешности прибора надо знать его класс точности. Класс точности γ пр измерительного прибора показывает, сколько процентов составляет абсолютная инструментальная погрешность Δ и А от всей шкалы прибора (A max):

    Класс точности указывают на шкале прибора или в его паспорте (знак % при этом не пишут). Существуют следующие классы точности электроизмерительных приборов: 0,1; 0,2; 0,5; 1; 1,5; 2,5; 4. Зная класс точности прибора (γ пр) и всю его шкалу (А mах), определяют абсолютную погрешность Δ и А измерения физической величины А этим прибором:

    3. Как сравнивать результаты измерений.

    1. Записать результаты измерений в виде двойных неравенств:

    А 1np - ΔА 1 < А 1пр < А 1пр + ΔА 1 ,

    А 2пр - ΔА 2 < А 2пр < А 2пр + ΔА 2 .

    2. Сравнить полученные интервалы значений: если интервалы не перекрываются, то результаты неодинаковы; если перекрываются - одинаковы при данной относительной погрешности измерений.

    4. Как оформлять отчет о проделанной работе.

    1. Лабораторная работа № ... .
    2. Наименование работы.
    3. Цель работы.
    4. Чертеж (если требуется).
    5. Формулы искомых величин и их погрешностей.
    6. Таблица результатов измерений и вычислений.
    7. Окончательный результат, вывод и пр. (согласно цели работы).

    5. Как записывать результат измерения.

    А = А пр ± ΔА
    е = ...%.

    В основе точных естественных наук лежат измерения. При измерениях значения величин выражаются в виде чисел, которые указывают во сколько раз измеренная величина больше или меньше другой величины, значение которой принято за единицу. Полученные в результате измерений числовые значения различных величин могут зависеть друг от друга. Связь между такими величинами выражается в виде формул, которые показывают, как числовые значения одних величин могут быть найдены по числовым значениям других.

    При измерениях неизбежно возникают погрешности. Необходимо владеть методами, применяемыми при обработке результатов, полученных при измерениях. Это позволит научиться получать из совокупности измерений наиболее близкие к истине результаты, вовремя заметить несоответствия и ошибки, разумно организовать сами измерения и правильно оценить точность полученных значений.

    Если измерение заключается в сравнении данной величины с другой, однородной величиной, принятой за единицу, то измерение в этом случае называется прямым.

    Прямые (непосредственные) измерения – это такие измерения, при которых мы получаем численное значение измеряемой величины либо прямым сравнением ее с мерой (эталоном), либо с помощью приборов, градуированных в единицах измеряемой величины.

    Однако далеко не всегда такое сравнение производится непосредственно. В большинстве случаев измеряется не сама интересующая нас величина, а другие величины, связанные с нею теми или иными соотношениями и закономерностями. В этом случае для измерения необходимой величины приходится предварительно измерить несколько других величин, по значению которых вычислением определяется значение искомой величины. Такое измерение называется косвенным.

    Косвенные измерения состоят из непосредственных измерений одной или нескольких величин, связанных с определяемой величиной количественной зависимостью, и вычисления по этим данным определяемой величины.

    В измерениях всегда участвуют измерительные приборы, которые одной величине ставят в соответствие связанную с ней другую, доступную количественной оценке с помощью наших органов чувств. Например, силе тока ставится в соответствие угол отклонения стрелки на шкале с делениями. При этом должны выполняться два основных условия процесса измерения: однозначность и воспроизводимость результата. эти два условия всегда выполняются только приблизительно. Поэтому процесс измерения содержит наряду с нахождением искомой величины и оценку неточности измерения .

    Современный инженер должен уметь оценить погрешность результатов измерений с учетом требуемой надежности. Поэтому большое внимание уделяется обработке результатов измерений. Знакомство с основными методами расчета погрешностей – одна из главных задач лабораторного практикума.

    Почему возникают погрешности?

    Существует много причин для возникновения погрешностей измерений. Перечислим некоторые из них.

    · процессы, происходящие при взаимодействии прибора с объектом измерений, неизбежно изменяют измеряемую величину. Например, измерение размеров детали с помощью штангенциркуля, приводит к сжатию детали, то есть к изменению ее размеров. Иногда влияние прибора на измеряемую величину можно сделать относительно малым, иногда же оно сравнимо или даже превышает саму измеряемую величину.

    · Любой прибор имеет ограниченные возможности однозначного определения измеряемой величины вследствие конструктивной неидеальности. Например, трение между различными деталями в стрелочном блоке амперметра приводит к тому, что изменение тока на некоторую малую, но конечную, величину не вызовет изменения угла отклонения стрелки.

    · Во всех процессах взаимодействия прибора с объектом измерения всегда участвует внешняя среда, параметры которой могут изменяться и, зачастую, непредсказуемым образом. Это ограничивает возможность воспроизводимости условий измерения, а, следовательно, и результата измерения.

    · При визуальном снятии показаний прибора возможна неоднозначность в считывании показаний прибора вследствие ограниченных возможностей нашего глазомера.

    · Большинство величин определяется косвенным образом на основании наших знаний о связи искомой величины с другими величинами, непосредственно измеряемыми приборами. Очевидно, что погрешность косвенного измерения зависит от погрешностей всех прямых измерений. Кроме того, в ошибки косвенного измерения свой вклад вносят и ограниченность наших познаний об измеряемом объекте, и упрощенность математического описания связей между величинами, и игнорирование влияния тех величин, воздействие которых в процессе измерения считается несущественным.

    Классификация погрешностей

    Значение погрешности измерения некоторой величины принято характеризовать:

    1. Абсолютной погрешностью – разностью между найденным на опыте (измеренным) и истинным значением некоторой величины

    . (1)

    Абсолютная погрешность показывает, на сколько мы ошибаемся при измерении некоторой величины Х.

    2. Относительной погрешностью равной отношению абсолютной погрешности к истинному значению измеряемой величины Х

    Относительная погрешность показывает, на какую долю от истинного значения величины Х мы ошибаемся.

    Качество результатов измерений какой-то величины характеризуется относительной погрешностью . Величина может быть выражена в процентах.

    Из формул (1) и (2) следует, что для нахождения абсолютной и относительной погрешностей измерений, нужно знать не только измеренное, но и истинное значение интересующей нас величины. Но если истинное значение известно, то незачем производить измерения. Цель измерений всегда состоит в том, чтобы узнать не известное заранее значение некоторой величины и найти если не ее истинное значение, то хотя бы значение, достаточно мало от него отличающееся. Поэтому формулы (1) и (2), определяющие величину погрешностей на практике не пригодны. При практических измерениях погрешности не вычисляются, а оцениваются. При оценках учитываются условия проведения эксперимента, точность методики, качество приборов и ряд других факторов. Наша задача: научиться строить методику эксперимента и правильно использовать полученные на опыте данные для того, чтобы находить достаточно близкие к истинным значения измеряемых величин, разумно оценивать погрешности измерений.

    Говоря о погрешностях измерений, следует, прежде всего, упомянуть о грубых погрешностях (промахах) , возникающих вследствие недосмотра экспериментатора или неисправности аппаратуры. Грубых ошибок следует избегать. Если установлено, что они произошли, соответствующие измерения нужно отбрасывать.

    Не связанные с грубыми ошибками погрешности опыта делятся на случайные и систематические.

    с лучайные погрешности. Многократно повторяя одни и те же измерения, можно заметить, что довольно часто их результаты не в точности равны друг другу, а «пляшут» вокруг некоторого среднего (рис.1). Погрешности, меняющие величину и знак от опыта к опыту, называют случайными. Случайные погрешности непроизвольно вносятся экспериментатором вследствие несовершенства органов чувств, случайных внешних факторов и т. д. Если погрешность каждого отдельного измерения принципиально непредсказуема, то они случайным образом изменяют значение измеряемой величины. Эти погрешности можно оценить только при помощи статистической обработки многократных измерений искомой величины.

    Систематические погрешности могут быть связаны с ошибками приборов (неправильная шкала, неравномерно растягивающаяся пружина, неравномерный шаг микрометрического винта, не равные плечи весов и т. д.) и с самой постановкой опыта. Они сохраняют свою величину (и знак!) во время эксперимента. В результате систематических погрешностей разбросанные из-за случайных погрешностей результаты опыта колеблются не вокруг истинного, а вокруг некоторого смещенного значения (рис.2). погрешность каждого измерения искомой величины можно предсказать заранее, зная характеристики прибора.



    Расчет погрешностей прямых измерений

    Систематические погрешности . Систематические ошибки закономерным образом изменяют значения измеряемой величины. Наиболее просто поддаются оценке погрешности, вносимые в измерения приборами, если они связаны с конструктивными особенностями самих приборов. Эти погрешности указываются в паспортах к приборам. Погрешности некоторых приборов можно оценить и не обращаясь к паспорту. Для многих электроизмерительных приборов непосредственно на шкале указан их класс точности.

    Класс точности прибора – это отношение абсолютной погрешности прибора к максимальному значению измеряемой величины , которое можно определить с помощью данного прибора (это систематическая относительная погрешность данного прибора, выраженная в процентах от номинала шкалы ).

    .

    Тогда абсолютная погрешность такого прибора определяется соотношением:

    .

    Для электроизмерительных приборов введено 8 классов точности: 0,05; 0,1; 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 4.

    Чем ближе измеряемая величина к номиналу, тем более точным будет результат измерения. Максимальная точность (т. е. наименьшая относительная ошибка), которую может обеспечить данный прибор, равна классу точности. Это обстоятельство необходимо учитывать при использовании многошкальных приборов. Шкалу надо выбирать с таким расчетом, чтобы измеряемая величина, оставаясь в пределах шкалы, была как можно ближе к номиналу.

    Если класс точности для прибора не указан, то необходимо руководствоваться следующими правилами:

    · Абсолютная погрешность приборов с нониусом равна точности нониуса.

    · Абсолютная погрешность приборов с фиксированным шагом стрелки равна цене деления.

    · Абсолютная погрешность цифровых приборов равна единице минимального разряда.

    · Для всех остальных приборов абсолютная погрешность принимается равной половине цены деления.

    Случайные погрешности . Эти погрешности имеют статистический характер и описываются теорией вероятности. Установлено, что при очень большом количестве измерений вероятность получить тот или иной результат в каждом отдельном измерении можно определить при помощи нормального распределения Гаусса. При малом числе измерений математическое описание вероятности получения того или иного результата измерения называется распределением Стьюдента (более подробно об этом можно прочитать в пособии «Ошибки измерений физических величин»).

    Как же оценить истинное значение измеряемой величины?

    Пусть при измерении некоторой величины мы получили N результатов: . Среднее арифметическое серии измерений ближе к истинному значению измеряемой величины, чем большинство отдельных измерений. Для получения результата измерения некоторой величины используется следующий алгоритм.

    1). Вычисляется среднее арифметическое серии из N прямых измерений:

    2). Вычисляется абсолютная случайная погрешность каждого измерения – это разность между средним арифметическим серии из N прямых измерений и данным измерением:

    .

    3). Вычисляется средняя квадратичная абсолютная погрешность :

    .

    4). Вычисляется абсолютная случайная погрешность . При небольшом числе измерений абсолютную случайную погрешность можно рассчитать через среднюю квадратичную погрешность и некоторый коэффициент , называемый коэффициентом Стъюдента:

    ,

    Коэффициент Стьюдента зависит от числа измерений N и коэффициента надежности (в таблице 1 отражена зависимость коэффициента Стьюдента от числа измерений при фиксированном значении коэффициента надежности ).

    Коэффициент надежности – это вероятность, с которой истинное значение измеряемой величины попадает в доверительный интервал.

    Доверительный интервал – это числовой интервал, в который с определенной вероятностью попадает истинное значение измеряемой величины.

    Таким образом, коэффициент Стъюдента – это число, на которое нужно умножить среднюю квадратичную погрешность, чтобы при данном числе измерений обеспечить заданную надежность результата.

    Чем большую надежность необходимо обеспечить для данного числа измерений, тем больше коэффициент Стъюдента. С другой стороны, чем больше число измерений, тем меньше коэффициент Стъюдента при данной надежности. В лабораторных работах нашего практикума будем считать надежность заданной и равной 0,9. Числовые значения коэффициентов Стъюдента при этой надежности для разного числа измерений приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Число измерений N

    Коэффициент Стъюдента

    5). Вычисляется полная абсолютная погрешность. При любых измерениях существуют и случайные и систематические погрешности. Расчет общей (полной) абсолютной погрешности измерения дело непростое, так как эти погрешности разной природы.

    Для инженерных измерений имеет смысл суммировать систематическую и случайную абсолютные погрешности

    .

    Для простоты расчетов принято оценивать полную абсолютную погрешность как сумму абсолютной случайной и абсолютной систематической (приборной) погрешностей, если погрешности одного порядка величины, и пренебрегать одной из погрешностей, если она более чем на порядок (в 10 раз) меньше другой.

    6). Округляется погрешность и результат . Поскольку результат измерений представляется в виде интервала значений, величину которого определяет полная абсолютная погрешность, важное значение имеет правильное округление результата и погрешности.

    Округление начинают с абсолютной погрешности!!! Число значащих цифр, которое оставляют в значении погрешности, вообще говоря, зависит от коэффициента надежности и числа измерений. Однако даже для очень точных измерений (например, астрономических), в которых точное значение погрешности важно, не оставляют более двух значащих цифр. Бóльшее число цифр не имеет смысла, так как определение погрешности само имеет свою погрешность. В нашем практикуме сравнительно небольшой коэффициент надежности и малое число измерений. Поэтому при округлении (с избытком) полной абсолютной погрешности оставляют одну значащую цифру.

    Разряд значащей цифры абсолоютной погрешности определяет разряд первой сомнительной цифры в значении результата. Следовательно, само значение результата нужно округлять (с поправкой) до той значащей цифры, разряд которой совпадает с разрядом значащей цифры погрешности . Сформулированное правило следует применять и в тех случаях, когда некоторые из цифр являются нулями.

    Если при измерении массы тела получен результат , то писать нули в конце числа 0,900 необходимо. Запись означала бы, что о следующих значащих цифрах ничего не известно, в то время как измерения показали, что они равны нулю.

    7). Вычисляется относительная погрешность .

    При округлении относительной погрешности достаточно оставить две значащие цифры.

    р езультат серии измерений некоторой физической величины представляют в виде интервала значений с указанием вероятности попадания истинного значения в данный интервал, то есть результат необходимо записать в виде:

    Здесь – полная, округленная до первой значащей цифры, абсолютная погрешность и – округленное с учетом уже округленной погрешности среднее значение измеряемой величины. При записи результата измерений обязательно нужно указать единицу измерения величины.

    Рассмотрим несколько примеров:

    1. Пусть при измерении длины отрезка мы получили следующий результат: см и см. Как грамотно записать результат измерений длины отрезка? Сначала округляем с избытком абсолютную погрешность, оставляя одну значащую цифру см. Значащая цифра погрешности в разряде сотых. Затем округляем с поправкой среднее значение с точностью до сотых, т. е. до той значащей цифры, разряд которой совпадает с разрядом значащей цифры погрешности см. Вычисляем относительную погрешность

    .

    см; ; .

    2. Пусть при расчете сопротивления проводника мы получили следующий результат: и . Сначала округляем абсолютную погрешность, оставляя одну значащую цифру . Затем округляем среднее значение с точностью до целых . Вычисляем относительную погрешность

    .

    Результат измерений записываем так:

    ; ; .

    3. Пусть при расчете массы груза мы получили следующий результат: кг и кг. Сначала округляем абсолютную погрешность, оставляя одну значащую цифру кг. Затем округляем среднее значение с точностью до десятков кг. Вычисляем относительную погрешность

    .

    .

    Вопросы и задачи по теории погрешностей

    1. Что значит измерить физическую величину? Приведите примеры.

    2. Почему возникают погрешности измерений?

    3. Что такое абсолютная погрешность?

    4. Что такое относительная погрешность?

    5. Какая погрешность характеризует качество измерения? Приведите примеры.

    6. Что такое доверительный интервал?

    7. Дайте определение понятию «систематическая погрешность».

    8. Каковы причины возникновения систематических погрешностей?

    9. Что такое класс точности измерительного прибора?

    10. Как определяются абсолютные погрешности различных физических приборов?

    11. Какие погрешности называются случайными и как они возникают?

    12. Опишите процедуру вычисления средней квадратичной погрешности.

    13. Опишите процедуру расчета абсолютной случайной погрешности прямых измерений.

    14. Что такое «коэффициент надежности»?

    15. От каких параметров и как зависит коэффициент Стьюдента?

    16. Как рассчитывается полная абсолютная погрешность прямых измерений?

    17. Напишите формулы для определения относительной и абсолютной погрешностей косвенных измерений.

    18. Сформулируйте правила округления результата с погрешностью.

    19. Найдите относительную погрешность измерения длины стены при помощи рулетки с ценой деления 0,5см. Измеренная величина составила 4,66м.

    20. При измерении длины сторон А и В прямоугольника были допущены абсолютные погрешности ΔА и ΔВ соответственно. Напишите формулу для расчета абсолютной погрешности ΔS, полученной при определении площади по результатам этих измерений.

    21. Измерение длины ребра куба L имело погрешность ΔL. Напишите формулу для определения относительной погрешности объема куба по результатам этих измерений.

    22. Тело двигалось равноускоренно из состояния покоя. Для расчета ускорения измерили путь S, пройденный телом, и время его движения t. Абсолютные погрешности этих прямых измерений составили соответственно ΔS и Δt. Выведите формулу для расчета относительной погрешности ускорения по этим данным.

    23. При расчете мощности нагревательного прибора по данным измерений получены значения Рср = 2361,7893735 Вт и ΔР = 35,4822 Вт. Запишите результат в виде доверительного интервала, выполнив необходимое округление.

    24. При расчете величины сопротивления по данным измерений получены следующие значения: Rср = 123,7893735 Ом, ΔR = 0,348 Ом. Запишите результат в виде доверительного интервала, выполнив необходимое округление.

    25. При расчете величины коэффициента трения по данным измерений получены значения μср = 0,7823735 и Δμ = 0,03348. Запишите результат в виде доверительного интервала, выполнив необходимое округление.

    26. Ток силой 16,6 А определялся по прибору с классом точности 1,5 и номиналом шкалы 50 А. Найдите абсолютную приборную и относительную погрешности этого измерения.

    27. В серии из 5 измерений периода колебаний маятника получились следующие значения: 2,12 с, 2,10 с, 2,11 с, 2,14 с, 2,13 с. Найдите абсолютную случайную погрешность определения периода по этим данным.

    28. Опыт падения груза с некоторой высоты повторяли 6 раз. При этом получались следующие величины времени падения груза: 38,0 с, 37,6 с, 37,9 с, 37,4 с, 37,5 с, 37,7 с. Найдите относительную погрешность определения времени падения.

    Цена деления – это измеряемая величина, вызывающая отклонение указателя на одно деление. Цена деления определяется как отношение верхнего предела измерения прибора к числу делений шкалы.

    Измерения называются прямыми, если значения величин определяются приборами непосредственно (например, измерение длины линейкой, определение времени секундомером и т. д.). Измерения называютсякосвенными , если значение измеряемой величины определяется посредством прямых измерений других величин, которые связаны с измеряемой определенной зависимостью.

    Случайные погрешности при прямых измерениях

    Абсолютная и относительная погрешность. Пусть проведеноN измерений одной и той же величиныx в отсутствии систематической погрешности. Отдельные результаты измерений имеют вид:x 1 ,x 2 , …,x N . В качестве наилучшего выбирается среднее значение измеренной величины:

    Абсолютной погрешностью единичного измерения называется разность вида:

    .

    Среднее значение абсолютной погрешности N единичных измерений:

    (2)

    называется средней абсолютной погрешностью .

    Относительной погрешностью называется отношение средней абсолютной погрешности к среднему значению измеряемой величины:

    . (3)

    Приборные погрешности при прямых измерениях

      Если нет особых указаний, погрешность прибора равна половине его цены деления (линейка, мензурка).

      Погрешность приборов, снабженных нониусом, равна цене деления нониуса (микрометр – 0,01 мм, штангенциркуль – 0,1 мм).

      Погрешность табличных величин равна половине единицы последнего разряда (пять единиц следующего порядка за последней значащей цифрой).

      Погрешность электроизмерительных приборов вычисляется согласно классу точности С , указанному на шкале прибора:

    Например:
    и
    ,

    где U max и I max – предел измерения прибора.

      Погрешность приборов с цифровой индикацией равна единице последнего разряда индикации.

    После оценки случайной и приборной погрешностей в расчет принимается та, значение которой больше.

    Вычисление погрешностей при косвенных измерениях

    Большинство измерений являются косвенными. В этом случае искомая величина Х является функцией нескольких переменных а, b , c , значения которых можно найти прямыми измерениями: Х = f(a , b , c …).

    Среднее арифметическое результата косвенных измерений будет равно:

    X = f(a ,b ,c …).

    Одним из способов вычисления погрешности является способ дифференцирования натурального логарифма функции Х = f(a , b , c …). Если, например, искомая величина Х определяется соотношением Х = , то после логарифмирования получаем:lnX = lna + lnb + ln(c + d ).

    Дифференциал этого выражения имеет вид:

    .

    Применительно к вычислению приближенных значений его можно записать для относительной погрешности в виде:

     =
    . (4)

    Абсолютная погрешность при этом рассчитывается по формуле:

    Х = Х(5)

    Таким образом, расчет погрешностей и вычисление результата при косвенных измерениях производят в следующем порядке:

    1) Проводят измерения всех величин, входящих в исходную формулу для вычисления конечного результата.

    2) Вычисляют средние арифметические значения каждой измеряемой величины и их абсолютные погрешности.

    3) Подставляют в исходную формулу средние значения всех измеренных величин и вычисляют среднее значение искомой величины:

    X = f(a ,b ,c …).

    4) Логарифмируют исходную формулу Х = f(a , b , c …) и записывают выражение для относительной погрешности в виде формулы (4).

    5) Рассчитывают относительную погрешность  = .

    6) Рассчитывают абсолютную погрешность результата по формуле (5).

    7) Окончательный результат записывают в виде:

    Х = Х ср Х

    Абсолютные и относительные погрешности простейших функций приведены в таблице:

    Абсолютная

    погрешность

    Относительная

    погрешность

    a + b

    a+ b

    a+ b

    © 2005-2017, HOCHU.UA