Войти
Образование в России
  • Решить систему сравнений
  • Мавритания. Общие впечатления. Мавританцы Наука и культура Мавритании
  • Графики линейных функций
  • Сфера, вписанная в цилиндр, конус и усеченный конус
  • Согласные звуки в русском языке П парный
  • Воздействие частот в герцах (Гц) на организм
  • Секретные боевые машины гитлера времен второй мировой войны. Секретные боевые машины гитлера времен второй мировой войны Боевые машины второй мировой

    Секретные боевые машины гитлера времен второй мировой войны. Секретные боевые машины гитлера времен второй мировой войны Боевые машины второй мировой

    Закончившаяся поздней осенью 1918 года Первая мировая война привела не только к переделу Европы и образованию новых государств, но и к переосмыслению всей прежней военной доктрины, в которой все более важную роль стали играть принципиально новые автомобильные транспортные и боевые средства. 28 июня 1919 года был подписан Версальский мирный договор, по которому побежденной Германии запрещалось не только иметь свои крупные воинские формирования, но и выпускать тяжелую военную технику, к которой тогда относили армейские грузовые автомобили и бронемашины . На практике все эти соглашения вскоре были перечеркнуты и грубо нарушены.

    В мирные 1920-е годы, когда опаленные войной европейские страны только восстанавливали свою экономику и налаживали мирную жизнь, никто не желал даже задумываться о новых глобальных сражениях, но уже в те времена некоторые прозорливые западноевропейские конструкторы вынашивали планы создания принципиально новой военной автомобильной и боевой техники, стоявшей на более высоком техническом уровне. Мировой экономический кризис 1929 года добавил проблем странам Европы, привел к упадку их экономики, спаду промышленного производства и массовой безработице. И тут на очередном сложном и опасном историческом витке развития Германии, в конце января 1933 года, на сцену вышел Адольф Гитлер, лидер Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Он стал рейхсканцлером Германии и переименовал ее в Третий рейх, олицетворявший единое процветающее государство, "общий дом для всех немцев". Гитлер немедленно взял курс на крутые политические преобразования, введение плановой экономики и ускоренное возрождение страны, выразившиеся в основном в ее бурной милитаризации и вынашивании агрессивных планов захвата чужих территорий. В Италии с начала 1920-х годов постепенно вставал на ноги воинственный фашистский режим Бенито Муссолини, развязавший в 1930-е годы локальные войны в Восточной Африке. В то же время на Дальнем Востоке созревал не менее реакционный режим императорской Японии, которая еще в 1931 году оккупировала северо-восточные районы Китая, что считается неформальным началом еще далекой Второй мировой войны. Полигоном для пробы нового германского оружия послужила Гражданская война в Испании, начавшаяся в 1936 году, а японцы первыми испытали боеготовность Красной Армии в военных конфликтах на Дальнем Востоке в 1938 — 1939 годах.

    Вполне естественно, что лидеры всех трех режимов, сходившиеся в своих агрессивных намерениях, в 1936 — 1937 годах заключили Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединились Венгрия, Румыния и Испания. Одновременно для реализации своих амбициозных планов Германия проводила активную политику привлечения на свою сторону любым способом наиболее индустриально развитые страны Европы, что позволило бы воспользоваться их производственными, сырьевыми и людскими ресурсами. В результате для расширения своего промышленного потенциала по выпуску вооружения и автомобильной техники Третий рейх в 1938-1939 годах бескровно аннексировал развитые и миролюбивые страны — Австрию и Чехословакию, от которой при этом отделился еще один нацистский сателлит — Словакия. Серия молниеносных германских военных агрессий весны и лета 1940 года привела к контролю над основной промышленной северной частью Франции и полной оккупации ряда менее крупных западноевропейских государств, экономика которых была полностью переподчинена интересам Третьего рейха. 27 сентября 1940 года была образована ось Берлин-Рим — Токио. К ней тут же примкнули мелкие и воинственные сателлиты фашистской Германии, обладавшие определенными собственными производственными ресурсами для выпуска военной техники и одновременно активно участвовавшие в боевых действиях. Над изготовлением вооружения активно трудились так называемые промышленные сателлиты — Австрия и Чехия, а также весьма крупные военно-промышленные и автомобильные предприятия оккупированной части Франции, Бельгии, Нидерландов и даже Польши, которая 1 сентября 1939 года стала первой жертвой Второй мировой войны. Так на территории почти всей порабощенной Европы незаметно был образован мощнейший военно-промышленный комплекс, позволивший Третьему рейху реализовать свои самые дерзкие захватнические планы. Сначала они были направлены против Великобритании, а затем фашистская Германия излила всю свою накопленную годами энергию и военную мощь на ненавистный ей Советский Союз. 22 июня 1941 года силами 121 дивизии при поддержке войск Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии и Словакии она вторглась в СССР. В конце того же года в войну вступили Япония и Соединенные Штаты Америки.

    Главным инициатором и вдохновителем всех агрессивных планов и производства новых видов военной техники в Европе являлась фашистская Германия, которая к моменту начала Второй мировой войны лучше всех остальных стран мира была подготовлена к проведению крупномасштабных боевых действий. Глобальные амбиции и ярая ненависть к коммунистической России придали толчок огромной силы не только развитию всей германской экономики, но и способствовали гигантскому прогрессу в военной и автомобильной сферах производства. К войне Германия готовилась буквально с первых дней после прихода Гитлера к власти и к концу 1930-х годов достигла небывало высокого уровня в создании новых автомобильных средств военного назначения и принципиально новых типов колесной бронетехники, на которых строилась новая доктрина будущих сражений. В ходе подготовки и во время Второй мировой войны впервые немецкое военное руководство сделало главную ставку на глубокую и крупномасштабную моторизацию своих вооруженных сил, что позволило вывести германский Вермахт на уровень самых мощных и мобильных в мире войск, насыщенных сотнями тысяч автотранспортных и подвижных боевых средств. Именно в Германии в процессе подготовки войны появились самые совершенные, эффективные и перспективные колесные и полугусеничные транспортные и боевые машины, с которыми так и не смогли сравниться в будущем противники Третьего рейха в Европе и даже в далекой Америке. Лишь к середине войны СССР и союзные силы, перевооружившиеся собственными видами новой техники, смогли переломить военную мощь фашистской Германии, превратив Вторую мировую войну в настоящую "войну моторов".

    Предвоенная Германия, как ни одна другая страна мира, выпускала всю свою автомобильную технику только с использованием узлов и деталей отечественного изготовления, чего не могли позволить себе менее развитые государства. К тому времени вовсю набирал обороты процесс внедрения на европейский рынок крупных американских концернов, приводивший к уничтожению достаточно слабой местной системы автомобильного производства и широкому использованию в военных действиях автотехники, зависящей по основным агрегатам от поставок по импорту. Третьему рейху очень быстро удалось сломить американизацию своей автомобильной промышленности, которой не избежали многие другие страны, включая Советский Союз. В Германии была введена строгая система государственного планирования военного производства и распределения заказов на автомобильную технику военного назначения, а благодаря правительственным программам стандартизации армейской автотехники были сформированы стройные ряды сравнительно недорогих и достаточно совершенных однотипных машин, выпускавшихся одновременно несколькими избранными военным ведомством фирмами. В Италии и Японии также пытались внедрить собственную стандартизованную автотехнику, но в легкомысленной Франции до оккупации ввести действенный госзаказ просто не успели.

    В период подготовки к войне в странах "Оси" Берлин-Рим-Токио и их союзников впервые появились принципиально новые категории и виды военной автомобильной техники, которых к тому времени в противоборствующих странах вообще не существовало. К ним относились, прежде всего, особые виды легких штабных машин , плавающие автомобили и перспективные полно приводные джипы, впервые созданные в Германии, Японии, Франции и на несколько лет опередившие знаменитые американские "Виллисы". Со времен подготовки Второй мировой войны Германия славилась своим обширным и уникальным семейством стандартизованных полугусеничных транспортеров и артиллерийских тягачей с особо прочными и надежными гусеничными движителями с шахматным расположением опорных катков, индивидуальной смазкой осей траков и автоматизированной системой подтормаживания гусениц для обеспечения крутого поворота. Не менее известными были и легкие французские полугусеничные тягачи, хотя уже к концу 1930-х годов они полностью себя изжили. Италия и Франция прославились своими полно приводными артиллерийскими тягачами с бортовой трансмиссией и всеми ведущими и управляемыми колесами. На шасси серийных армейских грузовиков впервые появились специальные военные машины целевого назначения с различными надстройками, а также боевая техника с разным вооружением от простого пулемета до мощных корабельных орудий калибра 90 мм. Еще до войны в Австрии и Германии с использованием автомобильных агрегатов впервые начался выпуск принципиально новых четырехосных бронеавтомобилей со всеми ведущими колесами, а создание первых колесных полно приводных бронемашин безрамной конструкции с несущими бронекорпусами, разработанных в Италии, Франции и Венгрии, относится к начальному периоду войны. Первенство в изобретении скоростных боевых машин быстрого реагирования принадлежит Италии, построившей такие автомобили в разгар войны для своих подразделений в Северной Африке.

    Внедрение дизельных двигателей на военных грузовых автомобилях началось в 1930-e годы одновременно в Германии, Италии, Франции и других странах, позднее вовлеченных в орбиту Третьего рейха. В период своего становления такие силовые агрегаты имели две разные концепции — дизели с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания, что требовало наличия в ней специальной компенсационной воздушной камеры, и предкамерные моторы, у которых топливо впрыскивалось в так называемую камеру предварительного сгорания. На транспортных грузовиках достаточно широкое применение, особенно на конечном этапе войны, нашли газогенераторные установки, работавшие на обычных древесных чурках или некачественном угле. На военных машинах были впервые внедрены новые виды многоступенчатых трансмиссий, карданных валов и специальных шин для передвижения по пересеченной местности, песку или снегу, комбинированный колесно-железнодорожный ход для движения по обычным дорогам или по рельсам, а также пуленепробиваемые шины со специальными дисковыми вставками или с особыми составами, затягивавшими отверстия.

    В предвоенный и военный периоды в странах "Оси" были переосмыслены принципы создания военных машин повышенной и высокой проходимости, способных эффективно выполнять свои боевые задачи буквально на любой местности и в любых климатических условиях. Начав с разработок трехосных автомобилей с двумя задними ведущими мостами, европейские конструкторы быстро разуверились в этой схеме и переключились на полно приводные двух- и трехосные машины, получившие все односкатные колеса с одинаковой колеей и даже с системой регулирования давления в шинах. Для улучшения сцепления колес с грунтом в Чехословакии и Австрии использовались нейтральная хребтовая рама в виде продольной трубы и независимая подвеска всех колес, а возможность надежной работы силовых агрегатов в жаркое время года или при сильных морозах обеспечивали простые и неприхотливые двигатели воздушного охлаждения.

    В Германии полноприводные машины составили первые стандартизованные гаммы армейских легковых и грузовых вездеходов разных классов с упрощенными шарнирами равных угловых скоростей. В Италии и Франции их представляли военные автомобили и артиллерийские тягачи со всеми ведущими и управляемыми колесами, обеспечивавшими им повышенную живучесть при выходе из строя сразу нескольких ведущих колес. Поначалу эта схема считалась высшим достижением автомобильной техники, но на деле оказалась мерой вынужденной и временной, определенной лишь низким уровнем промышленных технологий и невозможностью изготовления точных шарниров равных угловых скоростей. Их заменяли редукторы каждого колеса с индивидуальным карданным приводом, обеспечивавшим отклонение управляемых колес на минимальный угол, поэтому для увеличения маневренности вполне естественным решением стало введение передних и задних управляемых колес, поворачивавшихся в разные стороны. На французских военных вездеходах применялась еще и бортовая трансмиссия для привода колес правой и левой стороны машины, а некоторые немецкие легкие автомобили снабжались сразу двумя двигателями и двумя системами привода передних и задних колес. В Италии выпускались также не менее удивительные легкие двухсекционные полноприводные машины с шарнирно-сочлененной рамой, тоже оказавшиеся не способными обеспечить достаточную проходимость и маневренность. Спецификой Австрии являлось небольшое семейство легких универсальных колесно-гусеничных машин с двумя типами движителей, приводившихся в действие при работе на местности или на гладком шоссе. В результате автомобили подобных опытных и поисковых концепций, представлявшие собой нагромождение тяжелых механических агрегатов, оказались слишком сложными, неманевренными, тихоходными и дорогими. Во второй половине 1930-х годов все они стали быстро уступать место более простым и надежным армейским машинам классической конструкции со всеми ведущими колесами, обычными неразрезными мостами и передними управляемыми колесами с шарнирами равных угловых скоростей, выпуск которых к тому времени уже был налажен в ряде стран. Внедрение новой более простой и надежной колесной полноприводной техники привело к быстрому угасанию интереса к не менее сложным, дорогим и недолговечным полугусеничным машинам, а также к различным транспортным средствам с комбинированными видами движителей.

    После важнейших побед Советского Союза над немецко-фашистскими войсками в 1941-1943 годах экономическое положение в нацистской Германии и ее сателлитах стало быстро ухудшаться и на конечном этапе войны находилось в состоянии глубочайшего кризиса. Его усугубляли выход Италии и Финляндии из гитлеровской коалиции, разгром военных группировок европейских сателлитов на Восточном фронте, а также неудачи Японии на Тихоокеанском театре военных действий и отсутствие ее военной поддержки с Востока. В тот период организовать в Германии выпуск новой военной автотехники не удалось. Наоборот, в конце 1943 года пришлось существенно сократить номенклатуру немецких армейских автомобилей и упростить их конструкцию. К концу 1944 года изготовление большинства колесных военных машин в Германии было свернуто, и день Победы Советского Союза во Второй мировой войне Третий рейх встретил в полном хаосе собственного хозяйства, на развалинах своих заводов и жилых домов, на грудах металлолома из некогда грозной военной автомобильной и боевой техники.

    Эти раскрашенные фотографии показывают боевые машины Второй мировой войны такими, какими их еще не видели. Танки, воевавшие в пустыне Северной Африки, среди европейских городов и в джунглях Азии, будто ожили на снимках. Британский инженер-проектировщик Пол Рейнольдс подарил кадрам цвет, и теперь даже кажется, что они были сделаны совсем недавно...

    M4 "Шерман" британской армии во время операции в Нормандии, 1944 год
    M4 "Шерман" - основной американский средний танк периода Второй мировой войны, в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза.

    Фельдмаршал Бернард Монтгомери на фоне своей командирской машины - танка M3 "Ли" по прозвищу "Монти", 27 января 1943, около Триполи
    M3 "Ли" - американский средний танк периода Второй мировой войны. Был назван в честь военачальника периода Гражданской войны в США - генерала Р. Э. Ли. Модифицированная модель с новой башней и усовершенствованной системой радиосвязи получила словесное наименование M3 "Грант", в честь другого генерала - У. С. Гранта.

    Англо-индийская армия на танке "Шерман", 255 танковая индийская бригада, Бирма, 29 марта 1945 года
    В феврале 1945 года началось наступление 14-й британской армии в Бирме, им противостояли японские 15-я и 28-я армии, а также части Индийской национальной армии. Японские войска были ликвидированы к июлю 1945 года, Индийская национальная армия капитулировала еще в мае.

    Отработка высадки батальона противотанковых САУ М10 и нескольких рот пехоты на песчаных пляжах в Слаптон-Сэндс, Великобритания
    В центре кадра американский истребитель танков M10 по прозвищу "Бесси".

    M36 во время Арденнской операции
    M36 - самоходная артиллерийская установка США времен Второй мировой войны, класса истребителей танков.

    "Шерман" с экипажем в реке Биферно, Италия, октябрь 1943 года
    Разгром и вывод Италии из войны начался в 1943 году, а закончился в мае 1945 года. Общие потери союзных войск (включая раненых и пропавших без вести) в кампании составили порядка 320000 человек. Ни одна другая кампания в Западной Европе не стоила воюющим сторонам дороже Итальянской кампании по числу жертв.

    Подразделения бронетанкового полка Стаффордширских Йоменов на "Шерманах", 18 июля 1944 года, Нормандия

    Британский "Шерман" неподалеку от Катании, Сицилия, 4 августа 1943 года
    Сицилийская операция стала началом Итальянской кампании союзников. Операция началась в ночь с 9 на 10 июля и окончилась 17 августа 1943 года.

    Бронетранспортер M3 35-й стрелковой дивизии и Panzer IV (слева) во время Арденнской операции, 1945 год
    "Panzerkampfwagen IV" - средний танк бронетанковых войск вермахта периода Второй мировой войны. Самый массовый танк вермахта: выпущено 8686 машин.

    M10 в битве при Сен-Ло, июнь 1944 года
    Противотанковая самоходная артиллерийская установка M10 базировалась на шасси среднего танка M4A2 (модификация M10A1 - на шасси M4A3) со специальной открытой сверху башней, где была установлена пушка M3 калибром 3 дюйма (76,2 мм).

    Танк "Матильда II" 7-го Королевского танкового полка, 19 декабря 1940 года.
    Пехотный танк Mk.II "Матильда II" - средний пехотный танк армии Великобритании. Активно и успешно использовался британской армией в ходе боевых действий в Африке, также в значительных количествах поставлялся в СССР и Австралию.

    "Тигр" 101-го тяжелого танкового батальона СС, Франция, весна 1944 года
    "Тигр" - немецкий тяжелый танк, разработанный в 1942 году. Главный калибр "Тигра" - пушка 8,8 cm KwK 36.

    M4 "Шерман", застрявший в водоеме Окинавы
    Кровопролитная битва за Окинаву длилась 82 дня. Японцы потеряли более 100000 солдат, более 12000 солдат союзников (в основном, США) погибло, более 38000 было ранено.

    Британский "Шерман" в Фрисе, Италия

    M10 союзных войск в разрушенном Рорвильре, Франция, февраль 1945 года

    Солдаты за чисткой "Тигра"

    Тяжелый советский танк ИС-2, захваченный Панцерваффе

    Самоходная артиллерийская установка M7 (по прозвищу "Прист" - "Священник") 14-го полевого самоходно-артиллерийского дивизиона 2-ой бронетанковой дивизии неподалеку от Парижа

    Американский средний танк M26 "Першинг"
    С февраля 1945 года танки "Першинг" принимали участие во Второй мировой войне, в 1950-1951 годах участвовали в Корейской войне.

    Перед началом Второй мировой войны и уже в ее годы в Великобритании было создано большое количество самых разных колесных бронеавтомобилей. При этом они выпускались очень большими сериями. Так только компанией Humber было представлено три варианта колесных бронеавтомобилей, все они производились серийно. Это были легкий разведывательный бронеавтомобиль Humber Light Reconnaissance Car (выпущено около 3600 машин), разведывательный бронеавтомобиль Humber Scout Car (выпущено около 4300 машин) и средний бронеавтомобиль Humber Armoured Car, который по британской классификации и вовсе был легким колесным танком (выпущено более 3600 машин).

    Humber - это достаточно старая британская автомобильная марка. Компания была основана Томасом Хамбером, который и дал ей свое имя, еще в 1868 году и первоначально специализировалась на производстве велосипедов. В 1898 году она начала выпускать автомобили, а в 1931 году была перекуплена группой компаний Rootes братьев Рутс. В годы Второй мировой войны компания специализировалась на выпуске бронеавтомобилей и автомобилей для перевозки военнослужащих и грузов.


    Humber Light Reconnaissance Car

    В годы войны в модельном ряду бронемашин под маркой Humber нашлось место двум разведывательным бронеавтомобилям. В 1940 году инженерами компании был реализован проект переделки серийного легкового автомобиля Humber Super Snipe в бронеавтомобиль с установкой соответствующего вооружения и бронирования. Созданная боевая машина получила достаточно технологичный и простой в производстве корпус, листы которого были расположены под небольшими углами наклона. Толщина бронирования не превышала 12 мм, однако небольшие углы все-таки повышали защищенность машины и ее стойкость к воздействию пуль небольших калибров. Первоначально у бронемашины не было даже крыши, по этой причине вооружение, представленное пулеметом Вren и противотанковым ружьем Boys, размещалось прямо в лобовом листе корпуса. Помимо этого на машине был установлен и дымовой гранатомет. Согласно британской классификации бронеавтомобиль назвали легкой разведывательной машиной - Humber Light Reconnaissance Car.

    Первая серийная модификация бронеавтомобиля, получившая обозначение Humber Light Reconnaissance Car Mk.I незначительно отличалась от опытного образца, а вот на выпушенном в скором времени варианте Mk.II крыша уже появилась. Помимо этого непосредственно над боевым отделением была расположена небольшая башенка, в которую был перенесен 7,7-мм пулемет. При этом толщину бронирования уменьшили до 10 мм, так как полная боевая масса машины составляла уже почти три тонны.

    Уже в 1941 году бронеавтомобиль вновь был модернизирован. Для того чтобы выдерживать выросший после предыдущих доработок вес и одновременно с этим повысить ходовые качестве боевой машины, шасси бронеавтомобиля было значительным образом доработано, став полноприводным (колесная формула 4х4). В остальном бронеавтомобиль, получивший обозначение Humber Light Reconnaissance Car Mk.III, соответствовал предыдущей модели боевой машины.

    Четвертая модификация боевой машины, получившая обозначение Humber Light Reconnaissance Car Mk.IIIA появилась только в 1943 году. Она отличалась несколько измененной формой корпуса, наличием второй радиостанции и дополнительными смотровыми щелями, расположенными в лобовой части корпуса. Немного позднее был выпущен последний вариант бронеавтомобиля Humber Light Reconnaissance Car Mk.IV, отличавшийся от предыдущей версии лишь «косметическими» улучшениями, никак не отражавшимися на характеристиках.


    Достаточно простой бронеавтомобиль, построенный на базе коммерческой модели и оснащенный стандартным бензиновым двигателем, выпускался в Великобритании на протяжении четырех лет с 1940 по 1943 год, всего за это время в стране было собрано порядка 3600 бронеавтомобилей Humber Light Reconnaissance Car всех модификаций. Данные бронеавтомобили широко использовались в боях в Северной Африке, где они, в частности, использовались в составе 56-го разведывательного полка 78-й пехотной дивизии. С сентября 1943 года их можно было встретить в составе британских войск, высадившихся в Италии, а летом следующего года эти колесные бронеавтомобили приняли участие в боях во Франции. Помимо армейских подразделений эти боевые машины широко использовались в частях наземной разведки Королевских ВВС (RAF).

    После завершения Второй мировой войны легкие разведывательные бронеавтомобили Humber Light Reconnaissance Car остались на вооружении лишь британских частей в Индии и на Дальнем Востоке, где в те годы развернулись освободительное движение против колонизаторов. Точная дата их полного списания с вооружения неизвестна, но, по всей видимости, это произошло в начале 50-х годов XX века.

    Тактико-технические характеристики Humber Light Reconnaissance Car:
    Габаритные размеры: длина - 4370 мм, ширина - 1880 мм, высота - 2160 мм, клиренс - 230 мм.
    Боевая масса - около 3-х т (Mk III).
    Бронирование - до 12 мм (лоб корпуса).


    Запас хода - 180 км (по шоссе).
    Вооружение - 7,7-мм пулемет Вren, 13,97-мм противотанковое ружье Boys и 50,8-мм дымовой гранатомет.

    Колесная формула - 4х4.
    Экипаж - 3 человека.

    Humber Scout Car

    Еще одним разведывательным бронеавтомобилем британской армии стал Humber Scout Car. Несмотря на тот факт, что еще в 1939 году на вооружение в качестве основной машины разведки был принят бронеавтомобиль «Dingo» компании Daimler, потребность в новой бронетехнике оказалась столь велика, что уже осенью того же года британские военные выдали новый заказ на создание аналогичной боевой машины. Но в связи с началом Второй мировой войны основные усилия британской промышленности были сконцентрированы на выпуске массой и уже освоенной продукции, тем более, что британская армия потерпела крупное поражение во Франции, потеряв практически всю боевую технику. В итоге созданием нового разведывательного бронеавтомобиля компания Rootes Group Humber из Ковентри занялась лишь в 1942 году. При создании опытного образца инженеры компании учитывали боевой опыт использования бронеавтомобилей «Dingo», которые достаточно хорошо себя зарекомендовали в боях 1940-42 годов, также ими учитывался опыт создания более тяжелых бронемашин Humber Armored Car.

    По своим габаритам новый бронеавтомобиль «Хамбер» тяготел к уже выпускающемуся «Даймлеру», однако отличался компоновкой с передним расположением двигателя. Корпус новой бронемашины, получившей обозначение Humber Scout Car, собирался из бронелистов толщиной от 9 до 14 мм. Небольшая толщина брони отчасти компенсировалась рациональными углами расположения бронелистов в передней части и по бортам корпуса. Это придавало бронеавтомобилю некую схожесть с немецким бронеавтомобилем Sd.Kfz.222.

    При создании бронемашины конструкторами была задействована ходовая часть от полноприводного автомобиля Humber 4x4, использовались шины размерности 9,25х16 дюймов. Передние колеса обладали поперечной подвеской, задние - подвеской на полуэллиптических листовых рессорах. Трансмиссия бронеавтомобиля состояли из двухскоростной раздаточной коробки, отключаемого переднего моста, однодискового сцепления, четырехскоростной коробки переключения передач и гидравлических тормозов.

    Сердцем Humber Scout Car был стандартный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения объемом 4088 кубических сантиметров, он развивал максимальную мощность - 87 л.с. при 3300 оборотах в минуту. Такой же двигатель был установлен и на бронеавтомобиле Humber Light Reconnaissance Car. Мощности двигателя хватало, чтобы разогнать бронемашину массой чуть более двух тонн до скорости 100 км/ч при движении по дорогам с твердым покрытием, что было очень приличным показателем для тех лет.


    Вооружение бронеавтомобиля было исключительно пулеметным и состояло из одного или двух 7,7-мм пулеметов Bren с дисковыми магазинами на 100 патронов. Один из них устанавливался на крыше боевого отделения на специальном штыре. Механик-водитель вел наблюдение за окружающей местностью через два люка, расположенных в лобовом листе корпуса. В люках имелись бронестелка, помимо этого они могли прикрываться броневыми крышками. В бортах корпуса также имелись небольшие по размерам смотровые лючки, которые прикрывались бронекрышками. Все машины имели радиостанцию Wireless Set No. 19. Полный экипаж разведывательного бронеавтомобиля Humber Scout Car состоял из двух человек, но в случае необходимости его можно было расширить до трех человек.

    Первая серийная модификация разведывательного бронеавтомобиля под обозначением Humber Scout Car Mk.I была принята на вооружение в 1942 году, после чего на протяжении почти двух лет было собрано около 2600 экземпляров данной боевой машины. Вторая модификация Humber Scout Car Mk.II практически не имела внешних отличий, доработки касались лишь трансмиссии и двигателя, в этой версии было произведено еще порядка 1700 бронеавтомобилей. Поскольку к моменту появления данных бронемашин боевые действия в Северной Африке почти закончились, они были направлены сначала на юг Италии, а затем во Францию и Бельгию, где и приняли активное участие в боях с немцами. Они имелись в составе 11-й британской танковой дивизии, а также состояли на вооружении 2-го польского корпуса, который воевал в Италии, Чехословацкой танковой бригады и бельгийском бронеэскадроне.

    После завершения Второй мировой войны существенное количество бронеавтомобилей Humber Scout Car продолжило нести службу в британской армии, при этом часть бронемашин была передана армиям Голландии, Дании, Франции, Чехословакии, Италии и Норвегии. На новую технику их активно заменили к 1949-1950 годам, в результате лишь бронемашины, приписанные к бельгийской жандармерии, находились на службе вплоть до 1958 года.


    Тактико-технические характеристики Humber Scout Car:
    Габаритные размеры: длина - 3840 мм, ширина - 1890 мм, высота - 2110 мм, клиренс - 240 мм.
    Боевая масса - 2,3 т.
    Бронирование - до 14 мм (лоб корпуса).
    Силовая установка - 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Humber мощностью 87 л.с.
    Максимальная скорость - до 100 км/ч (по шоссе).

    Вооружение - один или два 7,7-мм пулемета Вren.
    Колесная формула - 4х4.
    Экипаж - 2 человека.

    Humber Armoured Car

    В конце 1939 года компанией Roots был спроектирован новый колесный бронеавтомобиль, который можно было отнести к бронемашинам среднего класса, машина получила официальное обозначение Humber Armoured Car. Взяв за основу артиллерийский тягач Karrier KT4, который достаточно успешно применялся в колониальных владениях Великобритании (например, Индии) и обладал отличными ходовыми качествами, удалось создать достаточно хороший бронеавтомобиль. Шасси новой боевой машины было полноприводным и имело колесную формулу 4х4, шины размерностью 10,5х20 дюймов и подвеску на листовых полуэллиптических рессорах. Трансмиссия бронеавтомобиля состояла из четырехскоростной коробки переключения передач, двухскоростной раздаточной коробки, сцепления сухого трения и гидравлических тормозов. В качестве силовой установки был использован 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Rootes, развивавший максимальную мощность в 90 л.с. при 3200 оборотах в минуту.

    Корпус новой бронемашины с некоторыми доработками был задействован от модели Guy Armored Car. Guy Armored Car был британским средним бронеавтомобилем периода Второй мировой войны, по национальной классификации он обозначался как «Легкий колесный танк Модель I» (Light Tank (Wheeled) Mark I). Данная боевая машина была создана инженерами компании Guy Motors еще в 1938 году на базе артиллерийского тягача Guy Quad-Ant, став первым британским полноприводным бронеавтомобилем. Учитывая многочисленные контрактные обязательства по выпуску артиллерийских тягачей и грузовых автомобилей перед правительством Великобритании, компания Guy Motors была не в состоянии выпускать еще и бронеавтомобили (в достаточном количестве), поэтому их производство было передано промышленной корпорации Rootes, которая в годы войны выпустила до 60% всех британских колесных бронеавтомобилей под своей маркой Humber. При этом компания Guy Motors продолжила производить сварные корпуса для бронеавтомобилей.

    Humber Armoured Car Mk.I


    Корпус бронемашины Humber Armoured Car имел клепано-сварную конструкцию и собирался из бронелистов толщиной от 9 до 15 мм, при этом верхние бронелисты располагались под рациональными углами наклона, что повышало защищенность машины. Отличительной особенностью бронеавтомобиля был сравнительно высокий корпус, что можно было отнести к недостаткам. Толщина лобовой брони корпуса доходила до 15 мм, толщина лобовой брони башни достигала 20 мм. В передней части корпуса бронеавтомобиля находилось отделение управления с местом механика-водителя, в средней части - боевое отделение на двух человек, в задней части - моторное отделение.

    Вооружение бронеавтомобиля размещалось в сварной башне, которая также была частично заимствована от бронеавтомобиля Guy. Оно включало в себя спаренную установку с 15-мм и 7,92-мм пулеметами Besa. На лобовом листе корпуса также располагался двуствольный дымовой гранатомет. В качестве вспомогательного вооружения на бронеавтомобиль можно было установить еще один 7,7-мм пулемет Bren в качестве зенитного. При этом самая массовая модификация бронеавтомобиля Humber Armoured Car Mk.IV имела более мощное вооружение, на ней 15-мм пулемет был заменен на 37-мм американскую пушку M6.

    Humber Armoured Car Mk.II


    В целом следует признать, что британские колесные бронеавтомобили периода Второй мировой войны были достаточно удачными и технически превосходили машины многих стран. Humber Armoured Car не был исключением. Достаточно хорошо вооруженный и неплохо бронированный, данный средний бронеавтомобиль обладал прекрасной проходимостью по пересеченной местности, а по дорогам с твердым покрытием он мог передвигаться со скоростью до 80 км/ч. Все более поздние модификации данного «Хамбера» сохранили 90-сильный бензиновый двигатель и шасси, изменениям в основном подвергались корпус, башня и состав вооружения. Боевая машина была представлена следующими модификациями:

    Humber Armoured Car Mk.I - сварные башня и корпус, аналогичные по форме корпусу и башне бронеавтомобиля Guy Mk.IA. Механик-водитель располагался в передней части корпуса в бронированной рубке со смотровыми щелями. Произведено порядка 300 бронемашин.

    Humber Armoured Car Mk.I AA - зенитный вариант среднего бронеавтомобиля с установленной башней от опытной зенитной самоходной установки на базе танка Mk VIB, вооружение данной машины состояло из 4х7,92-мм пулеметов Besa.

    Humber Armoured Car Mk.II - модификация получила корпус улучшенной формы и 7,7-мм зенитный пулемет Вгеn. Боевая масса увеличилась до 7,1 т. Всего произведено 440 бронемашин.

    Humber Armoured Car Mk.II ОР (Observation Post) - бронеавтомобиль артиллерийских наблюдателей. Вооружался двумя пулеметами Besa калибра 7,92 мм.

    Humber Armoured Car Mk.III - модифицированная бронемашина Mk.II с новой трехместной башней. Экипаж увеличился с трех до четырех человек.

    Humber Armoured Car Mk.IV - модифицированный бронеавтомобиль Mk.III, получивший американскую 37-мм пушку М6, спаренную с 7,92-мм пулеметом Besa. Боевая масса увеличилась до 7,25 т. Всего было выпущено порядка 2000 бронемашин данного типа.

    Humber Armoured Car Mk.IV


    Бронеавтомобили Humber Armoured Car не успели к боям во Франции весной-летом 1940 года, поэтому их боевой дебют пришелся на вторую половину 1941 года, когда они впервые были использованы британцами в боях в Северной Африке. Первым боевым подразделением, получившим данные средние бронеавтомобили, стал 11-й гусарский полк, дислоцированный на территории Египта. Данные бронемашины активно использовались англичанами, начиная с 1941 года и вплоть до конца войны, применяясь на всех театрах боевых действий. При благоприятном стечении обстоятельств (например, при ведении огня из засад) они могли эффективно бороться и с бронетехникой противника. Правда, при встрече с немецкими танками в чистом поле шансов уцелеть у них было крайне мало.

    После завершения Второй мировой войны бронеавтомобили «Хамбер» вскоре были сняты с вооружения британской армии, как устаревшие боевые машины. Однако служба их продолжилась в армиях других государств. Великобритания поставила данные бронемашины в Бирму, Португалию, Мексику, Цейлон и на Кипр. В армиях некоторых из этих стран они достаточно активно использовались вплоть до начала 1960-х годов.

    Тактико-технические характеристики Humber Armoured Car:
    Габаритные размеры: длина - 4575 мм, ширина - 2190 мм, высота - 2390 мм, клиренс - 310 мм.
    Боевая масса - 6,85 т.
    Бронирование - до 15 мм (лоб корпуса)
    Силовая установка - 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Rootes мощностью 90 л.с.
    Максимальная скорость - 80 км/ч (по шоссе).
    Запас хода - 320 км (по шоссе).
    Вооружение - 15-мм и 7,92-мм пулемет Besa (модификации Mk I-III), на модификации Mk IV - 37-мм пушка M6 и 7,92-мм пулемет Besa.
    Боекомплект (для Mk IV) - 71 снаряд и 2475 патронов к пулемету.
    Колесная формула - 4х4.
    Экипаж - 3-4 человека.

    Источники информации:
    http://www.aviarmor.net
    http://arsenal-info.ru/b/book/3074485325/4
    http://pro-tank.ru/bronetehnika-england/broneavtomobili/194-hamber-4
    Материалы из открытых источников

    Не понаслышке зная, что такое фронт и военная операция, Гитлер прекрасно понимал, что без надлежащего обеспечения передовых частей крупномасштабную военную операцию не провести. Поэтому немалую роль в наращивании военной мощи в Германии уделяли армейским машинам.

    Источник: wikimedia.org

    Вообще-то для проведения военных действий в Европе вполне годились обычные автомобили, но планы фюрера были гораздо более масштабными. Для их осуществления нужны были полноприводные машины, способные справляться с российским бездорожьем и песками Африки.

    В середине тридцатых была принята первая программа моторизации армейских частей Вермахта. Автомобильная промышленность Германии приступила к разработке грузовых автомобилей повышенной проходимости трех типоразмеров: легкие (грузоподъемностью 1,5 т), средние (с полезной нагрузкой 3 т) и тяжелые (для перевозки 5-10 т груза).

    Разработкой и производством армейских грузовиков занимались компании Daimler-Benz, Bussing и Magirus. Кроме того, в техзадании оговаривалось, что все автомобили как внешне, так и в конструкционном плане, должны быть похожи и иметь взаимозаменяемые основные агрегаты.


    Источник: wikimedia.org

    Кроме того, автомобильным заводам Германии поступила заявка на производство специальных армейских автомобилей для командования и разведки. Их выпускали восемь заводов: BMW, Daimler-Benz, Ford, Hanomag, Horch, Opel, Stoewer и Wanderer. При этом шасси для этих машин были унифицированы, а вот моторы производители ставили в основном свои.


    Источник: wikimedia.org

    Немецкие инженеры создали отличные машины, сочетающие полный привод с независимой подвеской на винтовых пружинах. Оснащенные блокирующимися межосевыми и межколесными дифференциалами, а также специальными "зубастыми" шинами, эти внедорожники были способны преодолевать очень серьезное бездорожье, были выносливы и надежны.

    Пока военные действия велись в Европе и Африке, эти автомобили полностью устраивали командование сухопутных войск. Но, когда войска Вермахта вступили в Восточную Европу, отвратительные дорожные условия стали постепенно, но методично разрушать высокотехнологичную конструкцию немецких автомобилей

    "Ахиллесовой пятой" этих машин оказалась высокая техническая сложность конструкций. Сложные узлы требовали ежедневного технического обслуживания. А самым большим недостатком стала малая грузоподъемность армейских грузовиков.

    Как бы там ни было, но ожесточенное сопротивление советских войск под Москвой и очень холодная зима окончательно "добили" практически весь парк имеющихся у Вермахта армейских автомобилей.

    Сложные, дорогие и энергозатратные в производстве грузовики были хороши во время практически бескровной европейской кампании, а в условиях настоящего противостояния Германии пришлось вернуться к производству простых и неприхотливых гражданских моделей.


    Источник: wikimedia.org

    Теперь "полуторки" стали делать: Opel, Phanomen, Stayr. Трехтонки производились на: Opel, Ford, Borgward, Mercedes, Magirus, MAN. Автомобили грузоподъемностью 4,5 тонны - Mercedes, MAN, Bussing-NAG. Шеститонки - Mercedes, MAN, Krupp, Vomag.

    Кроме того, вермахт эксплуатировал большое количество автомобилей оккупированных стран.

    Самые интересные немецкие автомобили времен ВОВ:

    "Хорьх-901 Тип 40" - многоцелевой вариант, базовая средняя командирская машина, наряду с Horch 108 и Stoewer ставшая основным транспортом Вермахта. Комплектовались бензиновым мотором V8 (3,5 л, 80 л.с.), разными 4-ступенчатыми коробками передач, независимой подвеской на двойных поперечных рычагах и пружинах, блокируемыми дифференциалами, гидроприводом всех колесных тормозов и 18-дюймовыми шинами. Полная масса 3,3-3,7 т, полезная нагрузка 320-980 кг, развивали скорость 90-95 км/ч.


    Источник: wikimedia.org

    Stoewer R200 - выпускался фирмами Stoewer, BMW и Hanomag под контролем Stoewer с 1938 по 1943 год. Stoewer стал основателем целого семейства легких стандартизованных штабных и разведывательных автомобилей с колесной формулой 4x4.

    Главными техническими особенностями этих машин являлись постоянный привод на все колеса с блокируемыми межосевым и межколесными дифференциалами и независимая подвеска всех ведущих и управляемых колес на двойных поперечных рычагах и пружинах.


    Источник: wikimedia.org

    Они имели колесную базу 2400 мм, дорожный просвет 235 мм, полную массу 2,2 т, развивали максимальную скорость 75-80 км/ч. Автомобили оборудовали 5-ступенчатой коробкой передач, механическим приводом тормозов и 18-дюймовыми колесами.

    Одной из самых оригинальных и интересных машин Германии стал многоцелевой полугусеничный тягач NSU НК-101 Kleines Kettenkraftrad сверхлегкого класса. Это был некий гибрид мотоцикла и артиллерийского тягача.

    В центре лонжеронной рамы помещался 1,5-литровый двигатель мощностью 36 л.с. от Opel Olympia, передававший крутящий момент через 3-ступенчатую коробку на передние звездочки движителя с 4 дисковыми опорными катками и автоматической системой подтормаживания одной из гусениц.


    Источник: wikimedia.org

    От мотоциклов были заимствованы одиночное переднее 19-дюймовое колесо на параллелограммной подвеске, седло водителя и управление мотоциклетного типа. Тягачи NSU широко применялись во всех подразделениях Вермахта, имели полезную нагрузку 325 кг, весили 1280 кг и развивали скорость 70 км/ч.

    Нельзя обойти вниманием легкий штабной автомобиль, производимый на платформе "народного автомобиля" - Kubelwagen Typ 82.

    Мысль о возможности военного использования новой машины появилась у Фердинанда Порше еще в 1934 году, а уже 1 февраля 1938 года Управление по делам вооружений сухопутных войск выдало заказ на постройку прототипа легкого армейского автомобиля.

    Испытания экспериментального Kubelwagen показали, что он значительно превосходит все остальные легковые автомобили Вермахта, несмотря на отсутствие привода на передние колеса. Кроме того, Kubelwagen был прост в обслуживании и эксплуатации.

    На VW Kubelwagen Typ 82 устанавливался четырехцилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения, небольшой мощности которого (сначала 23,5 л.с., затем 25 л.с.) вполне хватало для перемещения автомобиля полной массой 1175 кг со скоростью 80 км/ч. Расход топлива составлял 9 л на 100 км при движении по шоссе.


    Источник: wikimedia.org

    Достоинства автомобиля оценили и противники немцев - трофейные "кюбельвагены" использовались и войсками союзников, и Красной Армией. Особенно его полюбили американцы. Их офицеры выменивали у французов и британцев Kubelwagen по спекулятивному курсу. За один трофейный Kubelwagen предлагали три Willys MB.

    На заднеприводном шасси типа "82" в 1943-45 гг. выпускали также штабной автомобиль VW Typ 82E и автомобиль для войск СС Typ 92SS с закрытым кузовом от довоенного KdF-38. Кроме того, выпускался полноприводный штабной автомобиль VW Typ 87 с трансмиссией от массовой армейской амфибии VW Typ 166 (Schwimmwagen).

    Автомобиль-амфибия VW-166 Schwimmwagen , создан как дальнейшее развитие успешной конструкции KdF-38. Управление вооружений выдало Порше задание на разработку плавающего легкового автомобиля, предназначенного для замены мотоциклов с коляской, состоявших на вооружении разведывательных и мотоциклетных батальонов и оказавшихся малопригодными для условий Восточного фронта.

    Плавающий легковой автомобиль тип 166 был по многим узлам и механизмам унифицирован с вездеходом KfZ 1 и имел такую же компоновочную схему с двигателем, установленным в кормовой части корпуса. Для обеспечения плавучести цельнометаллический корпус машины был выполнен герметичным.