Войти
Образование в России
  • Как подготовиться к огэ по истории Преимущества дистанционной подготовки к ОГЭ
  • Lorem что значит. Что такое Lorem ipsum? Обширноприменяемый вариант текста
  • Н овые подходы в обучении иностранным языкам в ходе модернизации образования левин д
  • Развивающая игра для детей — Головоломки со спичками Спичечные головоломки
  • Исследователи Африки и их открытия
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Образовательный портал. Синквейн

    Образовательный портал. Синквейн

    МБДОУ «Детский сад №4»

    (п. Куеда)

    СИНКВЕЙН

    В СОВМЕСТНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Дошкольное воспитание по Федеральным Государственным Требованиям – одна из самых главных задач, которая стоит перед педагогами. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования , для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

    Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – все это заложено в образовательные области. Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие.

    Область «Коммуникация», направлена «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

    Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;


    Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;

    Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    В подготовительной группе задачи образовательной области «Коммуникация» реализуются и на коррекционных логопедических занятиях и направлены на формирование языковых умений и навыков, развитие речемыслительной деятельности, моторно-двигательной сферы; совершенствования коммуникативных умений, практическое употребление различных частей речи.

    Все образовательные задачи решаются в совместной деятельности детей с педагогом с использованием технологии сотрудничества.

    Е. Смирнова «При взаимодействии со сверстниками наблюдается разнообразие коммуникативных действий: и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой».

    В ходе совместной деятельности у детей развиваются умения договориться, уступить сверстнику, соблюдать правила, действовать по инструкции, планировать свою работу, распределять материал и действия, оценивать совместный результат, обсуждать причины неудач.

    Для развития и обогащения словаря детей я использую в своей работе метод «Синквейн». Вся предварительная работ проходит в совместной деятельности, где ведущим видом деятельности являются игры, которые формируют у детей навыки сотрудничества, такие как «Добавь слово», «Я одно слово, а ты – три” и т. д.

    Что такое синквейн?

    Синквейн придумали французы, говорят, что в переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".

    Правила составления синквейна.

    · первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

    · вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

    · третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

    · четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме

    · пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (ассоциативный ряд)

    Работу по составлению синквейна я начинаю с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

    На первом занятии я знакомлю детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» Перед детьми ставлю цель:

    Сегодня мы с вами будем учиться называть слова, обозначающие предмет.

    Я детям рассказываю, что нас повсюду окружают предметы: на улице, дома, в группе. И все они имеют свое название.

    а) посмотрите вокруг и назовите окружающие предметы (кто больше назовет, тот самый внимательный) За каждое слово – фишка

    Затем дети в парах выполняют упражнение:

    « Называют слово и ставят к ним вопрос?»

    а) рассматривают картинки и называют их:

    волк, кот, лиса, собака, стул, стол, книга, чашка и т. д.

    б) обо всех можно спросить. Послушайте меня, какой я задам вопрос:

    Кто это? – Кот

    Что это? – Стол

    в) обращаю внимание детей, что вопросы разные. Про какой предмет я спросила: Кто? (живой предмет). Про какой – Что? (неживой предмет).


    г) для закрепления предлагаю игры: «Спроси – ответь», «Спроси правильно», «Разложи, спроси»…

    На последующем занятии мы с детьми рассматриваем понятие «слово, обозначающее признак предмета»

    Рассматривая предмет, я задаю вопрос какой шар? Тем самым заставляю называть различные признаки /цвет, форму, размер/. Детям показываю различные предметы: яблоко, мяч, дети называют признаки. Затем предлагаются картинки, надо определить картинку, про какую я рассказала. Дети по описанию называют предмет. Что это? (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец; аналогичное задание дети выполняют в парах

    Когда дети усвоят это понятие, я провожу следующее занятие, на котором знакомлю детей со словами, обозначающие действие предмета

    Предлагаю рассмотреть картину и задать друг другу разные вопросы:

    Кошка /что делает?/ – спит, сидит, царапается и т. д.

    Играем в игру: “Добавь слово”, “Закончи предложение”. /Я умею пол… /подметать/. На дудочке… /дудят/

    Знакомя детей с той или иной темой, я ввожу в активную речь обобщающие слова. Детям предлагаю задания на закрепление обещающих понятий: “Назови одним словом”, “Я одно слово, а ты – три”, “Разложи – назови”, (по картинкам корова, кошка, собака – домашние животные; репа, свекла, огурец – овощи; груша, яблоко, гранат – фрукты)

    После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет, признак предмета и его действия, подвожу к понятию о предложении и начинаю работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Параллельно знакомлю с употреблением предлогов - маленьких слов

    Следующее занятие посвящаю, тому, что мы с детьми составляем по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее): Кот спит. Идет дождь.

    Затем учимся составлять простые распространенные предложения при помощи слов, обозначающих признак предмета: Идет грибной дождь. Я люблю пушистого кота.

    На следующем занятии мы с детьми обсуждаем план синквейна, который у нас получился из схем – символов, затем составляем синквейн.

    Следующая НОД тоже спланирована в режиме сотрудничества, целью которой является составление синквейна о любимом домашнем животном.

    По желанию дети объединяются в пары, в зависимости от выбора животного (две картинки кошка – собака).

    Затем идет конкретизация результата, когда дети проговаривают тему, по которой им нужно составить синквейн.

    Потом происходит планирование всей деятельности: дети обсуждают алгоритм синквейна, договариваются о выборе строк, материала, действий и оформления. Дети, которые имеют некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами, синквейн печатают. Другие его оформляют в виде коллажа при помощи картинок или рисуют картинки – символы на каждую строку.

    В процессе совместной деятельности дети договариваются, советуются, сотрудничают.

    Когда синквейны были составлены, провожу рефлексию:

    1. Почему задание выполнили быстро (правильно)?

    2. Вы довольны своей работой?

    3. Вы выполнили все, что задумали?

    4. Кто тебе сегодня помогал?


    5. В чем тебе помогла Таня?

    6. Как вы договаривались о …?

    7. Как распределяли обязанности?

    8. Как ты помогал Тане?

    9. Как можно использовать то, что вы сегодня сделали?

    Вся работа по составлению синквейна – источник совместной творческой работы детей. Каждый шедевр нужно уметь презентовать. Это проходит в группе перед другими детьми. В дальнейшем презентации будут проходить на родительских собраниях, творческих гостиных и праздниках.

    Работу по составления синквейна я планирую как итоговую при подведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изученной теме. Лексические темы, которые усвоили дети, как раз и служат темами синквейнов. Они соответствуют тематическому плану проведения занятий и могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.

    Применяя технологию сотрудничества, я заметила, что дети становятся, более самостоятельными при решении проблемных ситуаций, пытаются справиться собственными силами, реже обращаются к взрослому. У них ярко проявляется субъектная позиция при выборе средств и способов решения задачи, партнера, оборудования.

    Происходят изменения и в речевом развитии: речь детей становится доказательной, появляются фразы согласования, предложения, советы. Дети, становятся, более внимательны, терпимы друг к другу, уменьшается количество конфликтов.

    Таким образом, синквейн является одним из методов, используемых в практике детского сада для реализации образовательных областей общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Для воспитателей

    Синквейн

    Подготовила учитель – логопед Г. Н. Карпенко

    Для развития и обогащения словаря детей я использую в своей работе инновационную технологию развития речи «Синквейн». Что такое синквейн?

    Синквейн придумали французы, говорят, что в переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач". Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Слайд 2

    Правила составления синквейна.

      первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

      вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

      третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

      четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме

      пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (ассоциативный ряд) Слайд 3

    Работу по составлению синквейна я начинаю с уточнения, расширения словаря.

    На первом занятии я знакомлю детей с понятиями «слово, обозначающее предмет»

    Перед детьми ставлю цель:

    Сегодня мы с вами будем учиться называть слова, обозначающие предмет.

    Я детям рассказываю, что нас повсюду окружают предметы: на улице, дома, в группе. И все они имеют свое название.

    а) посмотрите вокруг и назовите окружающие предметы (кто больше назовет, тот самый внимательный) За каждое слово – фишка. Затем дети в парах выполняют упражнение:

    « Называют слово и ставят к ним вопрос?»

    а) рассматривают картинки и называют их:

    волк, кот, лиса, собака, стул, стол, книга, чашка и т.д.

    б) обо всех можно спросить. Послушайте меня, какой я задам вопрос:

    Кто это? – Кот

    Что это? – Стол

    в) обращаю внимание детей, что вопросы разные. Про какой предмет я спросила: Кто? (живой предмет). Про какой – Что? (неживой предмет).

    г) для закрепления предлагаю игры: «Спроси – ответь», «Спроси правильно», «Разложи спроси»…

    На последующем занятии мы с детьми рассматриваем понятие «слово, обозначающее признак предмета». Рассматривая предмет, я задаю вопрос какой шар? Тем самым заставляю называть различные признаки /цвет, форму, размер/. Детям показываю различные предметы: яблоко, мяч, дети называют признаки. Затем предлагаются картинки, надо определить картинку, про какую я рассказала. Дети по описанию называют предмет. Что это? (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец; аналогичное задание дети выполняют в парах . Когда дети усвоят это понятие, я провожу следующее занятие, на котором знакомлю детей со словами, обозначающие действие предмета. Предлагаю рассмотреть картину и задать друг другу разные вопросы:

    Кошка /что делает?/ – спит, сидит, царапается и т.д.

    Играем в игру: “Добавь слово”, “Закончи предложение”. /Я умею пол… /подметать/.

    На дудочке… /дудят/./

    Знакомя детей с той или иной темой, я ввожу в активную речь обобщающие слова. Детям предлагаю задания, на закрепление обобщающих понятий “Назови одним словом”, “Я одно слово, а вы – три”, “Разложи – назови”, /по картинкам корова, кошка, собака – домашние животные; репа, свекла, огурец – овощи; груша, яблоко, гранат – фрукты …

    После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет, признак предмета и его действия, подвожу к понятию о предложении и начинаю работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Параллельно знакомлю с употреблением предлогов-маленьких слов. Следующее занятие посвящаю, тому, что мы с детьми составляем по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее). Кот спит. Идет дождь.

    Затем учимся составлять простые распространенные предложения при помощи слов, обозначающих признак предмета. Идет грибной дождь. Я люблю пушистого кота. На следующем занятии мы с детьми обсуждаем план синквейна, который у нас получился из схем – символов затем составляем синквейн.

    На первых занятиях уже по составлению синквейна работа планируется в парах, на 3-4 занятиях дети объединяются в малые группы.

    Синквейн печатают дети печатными буквами, которые имеют некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Дети старшей группы, синквейн оформляют в виде коллажа, при помощи картинок или рисуют картинки – символы на каждую строку. Примеры.

    Работу по составления синквейна я планирую как итоговую при подведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изученной теме. Лексические темы, которые усвоили дети, как раз и служат темами синквейнов. Они соответствуют тематическому плану проведения занятий и могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.

    А теперь давайте вместе с вами попробуем составить синквейны. Я вам предлагаю объединиться в три четверки. Тема у всех одинаковая «Зима», но пожалуйста обратите внимание у кого напечатана буквами или изображена картинкой, у кого символом. Тема - это будет первая строка - одно слово, существительное, отражающее главную идею синквейна. Например

    Одна из групп педагогов вступает в роль, читающих детей и у которых есть навыки владения письмом. Другие две группы не умеют читать и писать, они будут выполнять синквейн виде коллажа – картинок, а другие обозначать в виде символов.

    Затем договоритесь в группах, кто какую строку будет придумывать, выберите необходимый материал, который вам нужен для работы.

    Начинайте работать, алгоритм синквейна перед вами.

    Самостоятельная работа педагогов в группах.

    Я вам предлагаю снова договориться в группах, кто будет презентовать ваш синквейн.

    Вопросы……

    В заключении хочу отметить, что синквейн не только на много облегчает труд учителя – логопеда, но и во много раз увеличивает эффективность занятий. Обогащается словарь детей, формирует звукопроизношение, подготавливает детей к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу) и правильному употреблению слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, предлогов и предложных конструкций.

    Синквейн

    в совместной речевой деятельности

    Предъявляется модель - предмет

    Кто это? - Ежик

    Предъявляется модель- признак предмета

    Ежик какой? - колючий, дикий, маленький, добрый, серый

    Предъявляется модель - действие предмета

    Ежик что делает? - фыркает, спит, сворачивается, ловит.


    1.Предмет (тема) – одно слово-существительное

    2.Два прилагательных по теме

    3.Три глагола по теме

    4. Предложение по теме

    5. Ассоциация

    Тема урока. Человек его деятельность

    Цель урока:

      Продолжить знакомство с обществоведческими терминами.

      Способствовать формированию представлений и знаний о деятельности человек,

      Показать что деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.

    Задачи:

    1. Образовательные:

      расширить представления у учащихся о структуре и видах деятельности

      раскрыть особенности деятельности человека

    2. Развивающие:

      развивать умение анализировать и делать выводы, работать с источниками

      способствовать формированию критического мышления учащихся

    2. Воспитательные:

      способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся:

      умение работать и сотрудничать в группе, отстаивать свою позицию

      воспитывать трудолюбие, целеустремленность

    Тип урока : комбинированный

    Формы работы: групповая, работа с текстом, учебный практикум, игровая, технология “Снежный ком”,фронтальная.

    Ход урока

    1. Организационный момент: (1 минут)

    Учащиеся разбиваются на группы и рассаживаются за столы.Учитель настраивает учеников на учебную деятельность.

    2. Повторение пройденного материала (5 минут)

    Работа с рисунками учебника – стр. 25-26. Ответы на вопросы.

    3. План изучения нового материала (25 мин)

    1. “Птицу узнают по полету, а человека - по работе”.

    2. “Пчела мала, да и та работает”.

    3. Жизнь человека многогранна...

    Учитель - Ребята, как вы понимаете выражение: “Дорогу осилит идущий”?

    Ученики дают свои ответы (Надо действовать, что-то делать, не бездействовать, тогда можно добиться цели) и делают вывод, что если мы хотим чего-то добиться, то надо для этого трудиться.

    Учитель – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    Ученики дают свои ответы.

    Учитель, обобщая их, объявляет тему урока - “Человек и его деятельность” и предлагает её записать в тетрадь (тема урока записывается на доске).

    Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о деятельности, ее видах. В завершении урока вы должны будем ответить на вопрос: “Чем деятельность человека отличается от деятельности животных”. (Вопрос записывается на доске).

    Посмотрите вокруг себя. Все что нас окружает и есть результаты труда, деятельности человека. Чтобы добиться результатов, человек должен не только применить все свои умения, но и разум.

    Человек не только проявляется в своих поступках, но и в своих отношениях к окружающему миру.

    Древнегреческий философ Демократ утверждал: “Хорошими людьми становятся более от упражнений, чем от природы” Как это понять.

    Ученики отвечают, что хорошие, добрые дела формируют честного человека.

    Учитель: Честность проявляется в честных поступках и свойствами личности становятся, только если человек всегда совершает честные поступки. Если его деятельность не приносит вреда окружающим.

    Давайте познакомимся с этим новым понятием. Подберите к слову “деятельность” синонимы. Вы будете называть их, а я записывать на доске. За тем мы попробуем дать определение слову “Деятельность”

    (Технология “Снежный ком) Ученики называют синонимы, учитель записывает их на доске (труд, действия, дела…)

    Учитель – Записав все предложенные слова, предлагает ученикам ответить на вопрос “Что же такое деятельность?”

    Ученики предлагают свои варианты ответов – деятельность это труд, деятельность это умение что то делать, это осознанный труд, занятие, присущее только людям..)

    Учитель: Давайте проверим по словарю, правильно ли мы понимаем значение этого слова.

    Ученики открывают словарь (учебник стр. 108) и читаю определение слова “деятельность после чего записывают его в тетрадь.

    (слайд №2)

    “Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе”.

    Вы можете сказать, что не только человек может трудиться. Но и животные, насекомые. Приведите примеры?

    Ученики приводят примеры – бобер строит платину, пчела строит соты, муравьи – муравейники.

    Учитель: И делают они это так хорошо, что моно позавидовать их мастерству. Но человек занимается деятельностью, чтобы удовлетворить свои потребности.

    Что же такое потребности?

    Ученики отвечают. (То в чем человек нуждается).

    Учитель - Он создает не только то, что ему нужно в жизни и даже больше. Например, сочиняет музыку, пишет стихи, изобретает новые орудия труда и т.д. Это на первый взгляд не совсем важно, но без этого мы не представляем сою жизнь. Этого ни одно животное никогда не делает и не сможет сделать. Почему?

    Ученики отвечают, что у животных нет разума, все действия животных основаны на инстинктах.

    Учитель: На Руси всегда прославляли трудолюбивого человека и высмеивали ленивого. Об этом есть много поговорок и пословиц. Назовите их?

    Ученики называют известные им поговорки и пословицы. (уменье работать дороже золота; дело мастера боится; и др.)

    Учитель : о труде написано много стихотворений. Давайте прочитаем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова “Песнь о труде” на стр32 учебника.

    Ученики читают стихотворение и отвечают на вопросы к нему: Какими словами поэт характеризует лентяя? Как вы думаете, почему? Объясните, какая связь между трудом человека и качествами его личности, отношением к нему других людей.

    Учитель : И так, все что надо человеку он создает своим трудом, старается облегчить свою деятельность, изобретая что то новое.

    Давайте познакомимся со структурой деятельности человека.

    С чего же начинается деятельность человека?

    Ученики дают свои ответы.

    Учитель: “Ставит ли перед собой человек цель, начиная свою деятельность?”

    Ученики отвечают - Да, она зависит от его потребностей.

    Учитель - А животные?

    Ученики – нет, они действуют инстинктивно.

    Учитель – Как человек осуществляет свою деятельность, а как животные?

    Ученики – человек думает и выбирает лучший способ для достижение своей цели, а животные действуют инстинктивно.

    Приводится пример труда бобра, муравья.

    Учитель: Благодаря разуму человек определяет то, чего он хочет добиться, благодаря деятельности - добивается результата. Поэтому деятельность человека включат в себя: цель, средства, действия, результат. Запишите в тетрадь какова структура деятельности.

    На экране высвечивается слайд, где изображена схема:

    (слайд №3)

    Ученики записываю схему в тетрадь

    Сейчас давайте тоже займемся деятельностью и определим, какие виды деятельности существуют.

    У вас на столах лежат карточки с заданием. Вы должны его выполнить. На эту работу вам отводится 5 минут. После выполнения задания вы должны будете рассказать, что вы делали, используя схему “Структура деятельности”.

    (Приложение 1)

    Ученики выполняют задания.

    После завершения работы ученики представляют результаты своей деятельности, характеризуя все её этапы.

    Учитель – Попробуем определить, какими видами деятельности мы занимались.

    Ученики отвечают (Если ученики затрудняются назвать все виды деятельности учитель, обобщая ответы, называет их вместе с учениками: учеба, труд, игра, общение, творческая деятельность).

    (слайд №4)

    4. Закрепление: (5 минут)

    Учитель: В завершение изучения темы “Человек и его деятельность”, попытаемся ответим на вопрос, поставленный в начале урока: “Чем деятельность человека отличается от деятельности животных”.

    Ученики отвечают на вопрос. (Деятельность человека связана с его знаниями, умением мыслить, рассуждать, изменять мир. Его деятельность осознана, а у животных основана на инстинктах).

    5. Подведение итогов (3 минуты).

    Учитель оценивает участие учеников на уроке, выставляет оценки.

    6. Рефлексия (3 минут).

    Слайд №5 .

    Ученики оценивают урок.

    7. Домашнее задание :(3 минуты).

    Параграф 4 ответить на вопросы “проверь себя” стр. 31. Составить синквейн (белый стих) “Ода деятельности”.

      Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

      Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

      Третья строка - образована тремя глагомами и деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

      Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

      Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объект.