Войти
Образование в России
  • Как подготовиться к огэ по истории Преимущества дистанционной подготовки к ОГЭ
  • Lorem что значит. Что такое Lorem ipsum? Обширноприменяемый вариант текста
  • Н овые подходы в обучении иностранным языкам в ходе модернизации образования левин д
  • Развивающая игра для детей — Головоломки со спичками Спичечные головоломки
  • Исследователи Африки и их открытия
  • Лучший роман о летчиках-штурмовиках скачать fb2
  • Основные школы и направления в социологии. Основные направления современной российской социологии Направления и теории современной социологии

    Основные школы и направления в социологии. Основные направления современной российской социологии Направления и теории современной социологии

    Основные направления современной социологии

    Современная социология преодолела споры приверженцев позитивизма и антипозитивизма. Различия социологических направлений в наши дни носят не фундаментально-философский, а практическо-методологический характер. Дело скорее не во взглядах на мир, а в подходе к пониманию природы общества и подходе к социологическим исследованиям.

    В первой главе мы говорили о различии в определении предмета социологии у Э. Дюркгейма и М. Вебера. Дюркгейм считал предметом науки об обществе «социальные факты», под которыми он понимал духовное и материальное окружение, определяющие поведение людей, т. е. объективную внешнюю среду. По мнению Вебера, предмет социологии - «социальное действие», которое исходит от индивида, носит субъективный характер, хотя и ориентировано на других людей.

    Исходя из этих противоположных подходов можно подразделить все направления современной социологии на объективные и субъективные. Объективный подход в социологии подразумевает решение основной дилеммы социологии «личность-общество» с позиции общества, «сверху», рассматривая его как социокультурную систему; субъективный - с позиции личности, «снизу». Для объективного подхода характерны такие индуктивные методы, как системный, структурный и функциональный анализ, для субъективного - дедуктивные методы. Для объективного подхода априорно существующим является общество как система, а человек - частичка, элемент этой системы. Для субъективного подхода характерно начинать исследования от человека, индивидуальных связей и отношений, переходя затем к групповым, социентальным и т. д. Здесь общество рассматривается как сумма связей между личностями, составляющими его.

    Исходя из вышесказанного все направления современной социологии можно подразделить на две группы: направления объективного подхода (объективные направления) и направления субъективного подхода (субъективные направления).

    Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

    Глава X Русская философия: основные направления и особенности

    Из книги Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

    1. Главные направления современной философии Философия XX в. представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие

    Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

    4. ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКЕ И АНГЛИЙСКИЙ СПИРИТУАЛИЗМ Чтобы показать конкретно ту философскую борьбу, которая разгорелась в современной литературе по поводу тех или иных выводов из новой физики, мы предоставим слово непосредственным участникам «боя» и

    Из книги Философия науки и техники: конспект лекций автора Тонконогов А В

    Из книги Алгоритмы разума автора Амосов Николай Михайлович

    Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

    1.7. Основные философские направления Идеализм существует в двух видах: объективный и субъективный.Объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание, мировой разум. Это начало в разных философских учениях называется по-разному (Дух, Брахман,

    Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

    Тема 8. Основные направления философии науки в мире 8.1. Герменевтика – философское наследие Х. Г. Гадамера Разработка философии герменевтики как одного из направлений современной европейской философии была начата итальянским историком права Эмилио Бетти (1890–1970), а

    Из книги Философия символических форм. Том 1. Язык автора Кассирер Эрнст

    9.2. Основные направления и закономерности развития философии техники Главное отличие человека от животных древнегреческий философ Анаксагор (500–428 до н.э.) видел во владении человеком своими руками. Аристотель (384–322 до н.э.) уточнил это суждение своего предшественника:

    Из книги Эстетика и теория искусства XX века [Хрестоматия] автора Мигунов А. С.

    9.4. Основные направления формирования философии

    Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

    Основные этапы и направления исследований Не буду даже пытаться охватить всю проблему искусственного интеллекта. Книга задумана как изложение собственной гипотезы об общих механизмах или алгоритмах интеллекта, которым равно подчиняются разум животных, человека,

    Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

    Воздействие геосреды: основные направления Если воспользоваться современной классификацией систем, то общество следует отнести к числу так называемых открытых систем, которые обмениваются с окружающей средой не только энергией, но и веществом. Общество черпает из

    Из книги автора

    Теоцентризм и основные направления средневековой философии Специфической чертой Средневековья был теоцентризм – идея, согласно которой реальностью, определяющей все сущее, является Бог, а не природа. В основе лежат два тесно переплетающихся друг с другом принципа –

    Из книги автора

    2. Основные направления языкового образования классов Задача описания различных форм образования понятий и классов, действующих в отдельных языках, а также понимания их конечных духовных мотивов выходит за пределы предметной области и методологических возможностей


    Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические теории и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.
    Концептуально-теоретические основы структурного функционализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.
    Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:
    приспособление к окружающей среде (адаптация);
    определение и достижение целей (целедостижение);
    координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);
    снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность - поддержание образца).
    На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые и социокультурные институты, латентную функцию - институты семьи, образования, религии.
    Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.
    В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.
    Льюис Козер (р. 1913)- автор теории позитивно-функционального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др.
    За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс.
    Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф(р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества.Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям;
    4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.
    Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены власти и хотят изменить существующее положение.
    Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в демократическом, открытом обществе, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность (6.7).
    Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явлениями процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.
    Создателем теории символического интеракционизмасчитается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера(1900-1986). Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:
    люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;
    сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;
    символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.
    Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.
    Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление,основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии - открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир - «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.
    К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Гарольд Гарфинкель (р. 1911). Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение.
    Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой является американский социолог Джордж Хоманс(1910-1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в применении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении» от англ. behaviour - поведение) для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:
    принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип
    действия, тем выше вероятность его повторения;
    принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;
    принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;
    принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.
    С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления.
    Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.

    Еще по теме 2.8. Основные направления современной социологии:

    1. Направления исследований и отдельные работы в рамках современной немецкой социологии архитектуры. Современные авторы

    В XX в. во многом благодаря наработанному в предшествовавшие периоды «социологическому материалу» в социологии возникают многочисленные школы и направления (парадигмы). Парадигма - это определенное представление о характере социальной реальности или научно обоснованная модель, образец постановки проблем и их решений; определенное научное направление в социологической науке.

    Ни одна из парадигм в социологии не является универсальной. Каждая раскрывает ту или иную перспективу в исследовании общества. Поэтому любая парадигма требует к себе серьезного отношения.

    Рассмотрим некоторые из основных парадигм современной социологии.

    Структурный функционализм - одно из основных направлений в современной социологии. В основе его лежит представление об обществе как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. Каждая подсистема, в зависимости от занимаемого ею положения в системе, выполняет определенную, свойственную только ей функцию. Взаимодополняемость и взаимодействие подсистем обеспечивают социальной системе структурно-функциональное единство.

    Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социологи Р. Мертон и Т. Парсонс.

    Конфликтологическая парадигма является как бы противоположностью функционалистическим теориям, которые предполагают консенсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

    Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начинала формироваться в 50-60-е гг. XX в. благодаря работам Р. Дарендорфа, Р. Миллса, Л. Козера, Р. Мура, К. Боул-динга и др. Так, по мнению немецкого социолога Рольфа Дарендорфа (род. в 1929 г.), конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции, и потому он неизбежен.

    В соответствии с теорией классовой борьбы К. Маркса любое классовое общество делится на два антагонистических (непримиримых) класса, борьба между которыми завершается социальной революцией. В отличие от марксистской теории конфликтологическая парадигма исходит из того, что в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправ-ленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, т. е. не ведет к социальным взрывам. Кроме того, в открытом обществе существуют легальные способы (механизмы) для сравнительно «бескровного» урегулирования конфликтов. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов (по Р. Дарендорфу) свидетельствует о жизнеспособности общества.

    Бихевиоризм (от англ, behavior - поведение) - одно из ведущих направлений в американской социологии - наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит проблема исследования видимых форм поведения человека как реакции на воздействие внешней среды, по принципу «стимул-реакция». Методологическими предпосылками бихевиоризма являются принципы философии позитивизма и структурно-функциональный анализ Г. Спенсера. Современные понятия в теории бихевиоризма были разработаны Э. Торндайком, Дж. Уотсоном и др.

    Пик влияния идей и методов бихевиоризма в социологии приходится на 20-е гг. XX в. Впоследствии он неоднократно подвергался обоснованной критике за упрощенный подход к исследованию человека и его поведения. Суть проблемы заключается в том, что классический бихевиоризм не учитывал психических и социокультурных составляющих в исследовании мотивов поведения людей. В настоящее время предпринимаются попытки обновления бихевиоризма. Его приверженцы стремятся в своих исследованиях учитывать самые различные аспекты поведения. Таким образом, возникло новое (обновленное) направление в социологии - необихевиоризм.

    Символический интеракционализм (от англ, interaction - взаимодействие) - одно из направлений (парадигм) в современной социологии. Суть этого направления заключается в том, что в своих методах исследования социального поведения символический интеракционализм (в отличие от бихевиоризма) учитывает как внешние проявления, так и внутренний мир человека. Большое значение сторонники этого направления придают языковой символике.

    Символический интеракционализм исходит из того, что в ходе осознанного взаимодействия люди интерпретируют (истолковывают) действия друг друга, придавая последним те или иные значения (символы). Тем самым они конструируют собственное поведение и способствуют изменению социальной реальности. Отсюда следует, что символ в процессе социального взаимодействия играет определяющую роль .

    Теоретико-методологические основы символического инте-ракционализма были заложены такими учеными, как Ч. Кули, Г. Зиммель, К. Боулдинг и др. Наиболее весомый вклад в его развитие внесли Дж. Мид, Г. Кун, И. Гофман, Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани и др.

    Сторонники теории социального обмена рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории обмену подлежит все, что имеет социальную значимость. Например, труд обменивается на материальное вознаграждение, физическая привлекательность - на благосостояние и т. д. Люди, имеющие более высокий социальный статус, могут навязывать «нижестоящим» свои условия обмена. Таким образом, возникает проблема неравноценного обмена.

    Теоретико-методологические основы концепции социального обмена были заложены родоначальниками буржуазной политэкономии И. Бентамом, А. Смитом и др. Другим ее источником стали работы известных социальных антропологов Б. Малиновского, Дж. Фрейзера, М. Мосса. Значительный вклад в развитие социологического направления в теории социального обмена внесли Дж. Хомане, П. Блау, Р. Эмерсон.

    Социальный конструктивизм. В наиболее доступной, на наш взгляд, форме основные положения социального конструктивизма были изложены П. Бергером и Т. Лукманом в их совместной работе «Социальное конструирование реальности» . Авторы анализируют процесс конструирования социальной реальности от простых форм взаимодействия до создания социальных институтов. Этот процесс представляет собой объективацию субъективных действий и смыслов, т. е. превращение их в упорядоченную реальность повседневной жизни. Эта реальность существует как очевидный факт и не требует дополнительной проверки.

    Более сложный процесс конструирования социальной реальности описывает П. Бурдье в своей концепции конструктивистского структурализма. В этом процесс он отдает приоритет преимущественно имущим классам, обладающим для этого необходимым капиталом. Конструктивистский структурализм П. Бурдье дает более четкие представления о субъектах (агентах) социального поля, их позициях, обусловленных наличием капитала; их способностях, возможностях и мотивациях в определенном (целенаправленном) конструировании социальной реальности; углубляет понимание того, что социальная реальность может создаваться и посредством конструирования виртуальных (символических) событий.

    Вопросы для самопроверки

    • 1. Почему социология как самостоятельная наука возникла только в середине XIX в.?
    • 2. Почему О. Конт называл социологию «позитивной» наукой?
    • 3. Назовите наиболее известных социологов конца XIX - начала XX в.
    • 4. Каковы особенности развития социологии в России?
    • 5. Назовите основные научные направления (парадигмы) в современной социологии.
    • См.: Капитонов Э. А. Социология XX века. Ростов-н/Д, 1996. С. 218-219.
    • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактаты по социологии знания. М. : Academia-Центр; МЕДИУМ, 1995.

    Современная социология отличается необычайным разно­образием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические тео­рии и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и тео­рия социального конфликта.

    Концептуально-теоретические основы структурного функ­ционализма разработал видный американский социолог Скотт Парсонс (1902-1979), предложивший рассматри­вать общество как целостную систему, состоящую из функ­ционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и Другие общности, внутри которых и между которыми ус­танавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее Полную картину общества. Естественно, при таком подхо­де менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей:

    Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

    Приспособление к окружающей среде (адаптация);

    Определение и достижение целей (целедостижение);

    Координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

    Снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность - поддержание образца).

    На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые и социокультурные институты, латентную функцию - институты семьи, образования, религии.

    Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

    В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологи! сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются америкайский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

    Льюис Козер (р. 1913) - автор теории позитивно-функционального конфликта, в рамках которой обосновываете! главный тезис, что стабильность социальной системы исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, ее социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козер социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуре поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др.


    За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые соци­альные институты и нормы, но и стимулируют экономи­ческий и технологический прогресс.

    Значительный вклад в развитие современной конфлик­тологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех поло­жениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несо­гласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способ­ствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

    Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, воз­можность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и под­чинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохра­нить, а другие лишены власти и хотят изменить существу­ющее положение.

    Признавая конфликты естественным состоянием обще­ства, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разре­шаться на основе существующих в обществе норм и пра­вил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в де­мократическом, открытом обществе, для которого харак­терны политический плюрализм, гибкая система управле­ния и высокая мобильность.

    Если структурный функционализм и конфликтология веследуют социальные явления и процессы на уровне об­щества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их со­циальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального об­мена,

    Создателем теории символического интеракционизма является известный американский философ, социолог Джордж Герберт Мид (4863-1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах Герберта Блумера (1900-1986). Исходя из этого:

    Люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

    Сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

    Символические значения возникают и изменяются по средствам их интерпретации и переопределения.

    Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представителей символического интеракционизма считают, что изучению непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.

    Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог АлырреяШ Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознаниями Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии - открытие общих, типичными форм организации повседневной жизни, поскольку мир - «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

    К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Г. Гарфинкелъ (р.1917). Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующий деятельность людей.

    При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка объдинения скрытых механизмов межличностных взаимоотно­шений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное нало­жение готовых схем на реальное человеческое поведение.

    Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов ко­торой является американский социолог Джордж Хоманс (.1910-1989), которое за­ключалось «применении принципов бихевиоризма (бук­вально «наука о поведении» от англ. behaviour - поведе­ние) для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стре­мятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

    принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

    принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет вос­производиться данный тип действия;

    принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его дости­жения;

    принцип «насыщения»: когда потребности близки к на­сыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворе­ния.

    С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления.

    Следует отметить, что в последние десятилетия намети­лась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в разви­тии современной социологии.

    Основные направления развития социологии. В современной социологической науке, которая, в основном, сложилась в ХХ в можно выделить главные направления: Философия истории Философия истории, или социальная философия, ориентирована на поиск общих, универсальных, законов общественного развития.

    В этом направлении социологической мысли работали видные ученые: Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, Николай Данилевский, Питирим Сорокин.

    Она поделена на 8 основных типов: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, русско-сибирская К рассматриваемому направлению социологической мысли можно отнести и разработку концепции устойчивого развития современного мира. Она была впервые сформулирована на Бразильском конгрессе по экологии и активно развивается во всех странах, в том числе и России.

    Марксизм В противовес функционалистским подходам, отстаивающим эволюционные, стабилизационные моменты в социальном развитии, марксизм (конфликтологические теории) особенно выделяет борьбу различных групп и направлений. Прежде всего, это марксистская традиция в социологии, подчеркивающая экономический детерминизм в социальном развитии, соперничество, антагонизм различных социальных групп. При этом надо иметь в виду, что марксизм широко используется и на Западе.

    Методологической основой этого направления социологической мысли является исторический материализм. Основной вклад в социологию: теории классовой борьбы, социального конфликта, отчуждения человека. Некоторые идеи марксистской социологии не выдержали испытания временем, например, идея об абсолютном обнищании рабочего класса по мере развития капиталистического общества. Неомарксизм Другое заметное направление современной конфликтологической социологии развивалось под воздействием Франкфуртской школы социальных исследований, которая сложилась в Германии в 30-е гг. К ней относятся: Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Юрген Хабермас.

    Главная социологическая идея - отчуждение человека, стандартизация и обезличивание в современном обществе. Характерна также жесткая и беспощадная критика современного общества - и капитализма, и социализма; тотальное отрицание всякой идеологии. Теоретические истоки Франкфуртской школы - марксизм и левый фрейдизм, фрейдомарксизм.

    В обстановке марксистского ренессанса в западноевропейской общественной мысли сложилась леворадикальная, или так называемая критическая, социология. Технократическое направление Крупное направление современной социологической мысли - технократическое. Здесь можно назвать такие течения, как эмпирическая социология, структурно - функциональный анализ, концепции постиндустриального, технотронного, информационного общества. В настоящее время это самое представительное направление социологической мысли в странах Запада, да и в нашей стране.

    Отметим парадоксальную ситуацию: отечественные социологи на общеметодологическом уровне присягали на верность марксистской социологии, на практике придерживались теорий среднего уровня, а на уровне эмпирических исследований исповедовали структурно-функциональный анализ. Приходилось развиваться под прессом идеологических догм. Структурно-функциональный анализ В этом направлении социологической мысли роль методологической теории выполняют разработки школы структурно-функционального анализа. Самые видные представители: Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.

    Разработка структурно-функционального анализа выполнена в основном американскими социологами. Начало положила Чикагская школа, где еще в конце прошлого века был создан первый факультет социологии. В частности, Роберт Парк разрабатывал основные принципы структурно-функционального анализа, изучая городскую среду и ее функции.

    Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно- функционального анализа: 1. функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования; 2. универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений; 3. функциональная необходимость. 4. Социологическая перспектива Социологическая перспектива предлагает найти новый – свежий и творческий – подход к изучению столь часто игнорируемых или принимаемых как должное аспектов социальной среды. Оказывается, человеческий опыт имеет множество смысловых уровней и вещи не всегда таковы, какими кажутся.

    Поведение человека управляется сложными переплетениями невидимых законов и институциональных систем, и человек непрерывно создает, обсуждает и пересматривает подразумеваемые соглашения с членами своей семьи, с друзьями, коллегами по работе в течении всей своей жизни в обществе. Многие из движущих нами принципов лежат за пределами нашего порога осознания. Именно так, постигая скрытую структуру внешнего мира, мы сталкиваемся с новыми уровнями реальности.

    Правила, нормы и отношения, организующие общество в слаженно действующую живую систему, в которой все распределено по своим местам и каждый элемент выполняет определенные функции, даже для профессионального исследования трудноуловимы. Чтобы попытаться реконструировать его социальный облик, нужно научиться «по косточкам» (отдельным элементам: группам, отношениям) собирать «скелет» (структуру) общества и, наоборот, «сканировать» (выявлять труднодоступное) внутреннее содержание, т.е, закономерности организации общества как социальной системы.

    Подобный подход к реальности – специфическая форма сознания – составляет суть социологической перспективы. Социологическая перспектива позволяет осознать обществу скрытые от него аспекты человеческой жизни, учит видеть и правильно интерпретировать социальный «пейзаж». Заключение Итак, в заключение работы сделаем основные выводы. Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

    Социология - наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях. В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Перспективные направления развития и применения социологии в современном мире

    Социологиче-ские службы парламента, Президента, различных исследователь-ских центров изучают общественное мнение по важнейшим.. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя.. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука?..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: